Музыка парный танец полька

ПЕСНИ МАЛЕНЬКИХ ЗВЕРЯТ

Ноты детских песен, видео танцев

Танец «Полька»
Музыка М. Живцова. Композиция движений Т. Кореневой.
Парный танец для детей 5-7 лет.

Музыка А. Дети стоят парами по кругу, держа руки крест-накрест.

Такт 1. На счёт «раз» выставляют вперёд ногу, ставят её на пятку (девочки — правую, а мальчики — левую), на счёт «два» — ставят ногу на носок.

Такт 2. Тремя притопами, не разнимая рук, поворачиваются в другую сторону.

Такты 3 — 4. Идут против линии танца (шаг равен одной четверти).

Такты 5 — 8. Повторяют движения тактов 1-4.

На повторение музыки А повторяют движения тактов 5-8.

Такт 1. Стоя лицом друг к другу, выполняют два скользящих хлопка.

Такт 2. Стоя на месте, делают три притопа.

Такты 3 — 4. Подав друг другу левые руки, меняются местами.

Такты 5 — 8. Повторяют движения тактов 1-4.

Такты 1 — 8. Двигаются по линии танца шагом польки. Мальчик левою рукою держит левую руку девочки. Девочка через плечо подаёт правую руку мальчику, который сзади поддерживает
руку девочки своей правой рукой.

Музыка Г. Повторяют движения тактов 1 — 8 музыки Б.

Скачать бесплатно ноты детского танца «Полька» в полном размере:

Музыка парный танец полька

Полька — старинный чешский народный танец (чешек, роlка, от рu1 — половина, так как танец основан на полушагах, а возможно и от V рulі, что по-чешски означает — за талию). Музыкальный размер 2/4, исполняется танец парами по кругу.
В 40-х годах XIX в. полька широко распространилась в Европе как бальный танец. «Появился новый увлекательный танец, успех которого, пожалуй, затмил все, что было наиболее популярного или любимого в области общественного танца всех кругов. Этим танцем была полька»
Полька оказала влияние на танцевальное искусство многих народов, приобретя в каждой новой среде ярко национальную окраску. «Каких только полек нет на свете: русская, эстонская, молдавская, латышская и даже финская и бразильская. В каждом народе полька сроднилась с национальной хореографией, и каждый народ внес в польку что-то свое, ибо танец — это душа народа, его характер и его улыбка»2.
Полька давно и прочно вошла и в белорусскую национальную хореографию, став одним из самых любимых народных танцев. Основные элементы движений польки органично вошли в состав белорусских народных танцевальных движений, фигур. В белорусском танцевальном фольклоре полька приобрела национальное своеобразие. Благодаря заложенной в этом танце неограниченной возможности импровизаций, появились местные варианты и виды белорусской польки, отличающиеся манерой и техникой исполнения.
Парно-массовый танец полька исполняется в быстром темпе, причем как в «чистом» виде, так и в комбинации с другими элементами движений белорусских народных танцев.

Сопровождение полек отличается большим мелодическим разнообразием. И в наши дни на основе богатейшего национального танцевально- несенного материала создаются и развиваются все новые и новые мелодии полек. Поэтому музыкальный жанр польки так широко представлен в белорусской народной инструментальной музыке.
Белорусская полька вобрала в себя поэтичность фольклорных образов, порывистую стремительность и искрящуюся весельем жизнерадостность народа.
Полька относится к технически сложным народным танцам. Исполнение польки в Белоруссии в первой половине XIX в. описано очевидцами. Так, А. Ович, не приводя названия танца, пишет явно о польке, увлечение которой в то время было наибольшим: «У белорусов во время свадеб и святок в большом употреблении следующий танец: собираются парни и девки, становятся в кружок по паре, кладут друг другу руки на плечи, и таким образом, все вместе, прискакивая и притопывая каблуками, кружатся под звуки волынки (т. е. дуды.— Л. А.). Эта пляска у них весьма разнообразится.
Одна из разновидностей белорусской польки — «полька з падскокам». Она исполняется с акцентом на первую восьмую долю такта. Нам и сейчас приходилось слышать на сельских праздниках выражение: «Музыканты, падскочную!»
До настоящего времени популярно исполнение «дробнай полькі», описанное еще П. Бессоновым: «Медленный, но однообразный и нефигурный, выступ пляски сменяется невзначай — но не присядкою нашею, не лихим трепаком, ситного дробною-мелкою припляской, которая будто толчется на месте, оборачиваясь на оси маленьким колесом».
Большое количество «полек дробных», их наигрышей и текстов припевок к ним записал в Гродненской губернии М. Федеровский.

М. Федеровский записал в д. Василишки Лидского уезда Виленской губернии польку «Трамбля». Ее, как он указывает в примечании, «с удовольствием танцует окольная шляхта. Это одна из первых полек, которую в той околице начали танцевать 12 лет тому назад» .

М. Федеровский записал много полек, и среди них «круцёлку» из Вол- ковысского уезда, которую он назвал «полька дробная». Таким образом, «круцёлка», очень живая по характеру, о чем свидетельствует и ее музыкальное сопровождение 8, является одной из разновидностей полек.

В описаниях XIX в. мы находим неоднократное упоминание и «полькі- трасухі». Это одна из наиболее сложных по исполнению разновидностей польки. Само название говорит о том, что исполнение связано с движениями верхней части корпуса, особенно плечевого пояса (поднятие и опускание плеч на каждую восьмую такта). Руки могут не принимать участия в этом движении: при сольном исполнении они опущены вниз вдоль корпуса и иногда переводятся в правую или левую стороны. При исполнении «Трасухі» в паре руки могут находиться в любом положении.
Трудное координированное сочетание потряхивания плечами с технически сложным исполнением пружинистого движения ногами и является основным движением «полькі-трасухі». «Трасуха» должна привлечь внимание хореографов как танец своеобразный.
В середине XIX в. П. Шпилевский наблюдал в д. Синявка (теперь Брестской обл.) танец «Пацяруху», подобие «полькі-трасухі». «Между плясками я заметил,— пишет он,— два танца, вовсе не похожие на пляски великорусского простонародья: мяцеліцу (метель) и «пацяруху» (трясучка) , вроде так называемой польки ігешЬІапіе. Пацярухай называется танец, как будто похожий на первую фигуру нашей французской кадрили, впрочем, имеющий свой народный тип. Обыкновенно становятся две пары девиц и хлопцев: поклонясь друг другу, пара девиц, тряхясь всем телом и размахивая руками, на пятках выделывают разные па, и, потом, точно плывет навстречу паре хлопцев, которые в свою очередь семенят носками сапогов, как-то искоса из-под козырька поглядывая на плывущих дам; когда сойдутся две пары, хлопнут друг другу над ухом в ладоши и поодиночке расходятся в разные стороны, топая ногами и приговаривая: «Вух я! Да вух я!» Потом группируются все пары вместе и, переплетшись
руками, делают круги то в одну, то в другую сторону; наконец раскланиг ваются друг с другом и скрываются в толпе, как бы ожидая вызова или нового приглашения со стороны хлопцев. Пацяруху танцуют и замужние женщины и вдовы» .
Известны различные варианты припевок и мелодий «полькі-трасухі». Приведем одну из записей Е. Романова .
Близки к полькам танцы «Кружок», «Круган», «Крутуха», «Кругавая», «Плясуха», «Барэцкая», «Крамянецкая».
«Крутуха» (круціцца — вертеться). Два юноши и две девушки выступают на середину хаты, берутся крестообразно за руки и идут вкруговую, подпрыгивая.
О танце «Кружкі» писал М. Дмитриев: «Главный танец составляют кружки, род вальса, которые пляшут попарно. Кружки могут плясать от четырех до восьми пар.
Ф. Ставрович наблюдал «нечто среднее между полькой и вальсом, состоящее в быстром круговом вращении множества пар, держащихся за руки» . Вероятно, это был один из вариантов вальсообразной польки, которая и сейчас бытует в Белоруссии.
Белорусские балетмейстеры на богатом фольклорном материале создают новые, современные польки.

Чешский танец

Также читайте:

Полька, фуриант, тальян и обкрочак

Что было в основе музыки привилегированных классов Чехии? На каких струнных и звуковых инструментах исполнялись народные песни и танцы? Какая плеяда композиторов вдохновлялась чешскими музыкой и танцами, что характерно выражено в их творчестве? Какому танцу характерны широкие тяжеловесные переступания, а в каком самым характерным движением является шаг с подскоком, который надо исполнять легко? Насколько чешская полька приобрела мировую известность?

Возникновение песенно-танцевального творчества у народов Чехословакии относится к глубокой древности. Уже в XI—XIV веках музыкальная культура находилась здесь на высоком уровне. Она была представлена музыкой привилегированных классов, в основе которой — рыцарские романсы, и музыкой народной, пронизанной яркими национальными мелодиями и ритмами.

Пение и танцы в Чехии сопровождались игрой на волынке и скрипке. Когда-то популярной была народная арфа, позднее добавилась флейта. В начале XIX века в чешской деревне появляются оркестры. В них входили скрипки, валторны, цимбалы, кларнеты, флейты и даже контрабасы.

Для некоторых мужских танцев характерны широкие тяжеловесные переступания. Кроме того, в них часто встречаются трамплинные пружинистые движения, подскоки, различные виды ходов. Движения эти не сложные, но передаются они строго в характере данного танца. Чешские танцы в основном парно-массовые, в народе их исполняют, двигаясь по кругу против хода часовой стрелки любым количеством пар.

Первоначальная форма всех чешских танцев, обрядовых и не обрядовых — круговая. Старинные круговые танцы были женские, мужские и смешанные. Из круговых танцев возникли танцы, называемые точивыми. Их характерными чертами являются кружение пары на месте как основное движение и импровизация.

Как-то в воскресенье она слушала (или сама пела) чешскую народную песню: «Strycek Nimra Koupil Simla» (Дядя Нимра купил Симлу — белую лошадь) и придумала те прыжки, которые есть в польке. Анна назвала придуманные шаги «Madera» из-за быстроты и веселого характера. В танцзалах Праги танец появился в 1835. Название танца (pulka) — по чешски — «половина», в смысле половина шага, означающее быстрый перенос веса с одной ноги на другую. В 1840, Рааб (Raab), преподаватель танцев из Праги, танцевал польку в театре «Odeon» в Париже и имел огромный успех. Парижские педагоги ухватились за новый танец, начали преподавать его во всех салонах и танцзалах.

Традиция балов в Чехии живет и в XXI веке. В отличие от других стран, на балах тут танцуют не только «сливки» общества, но и обычные граждане. Сезон балов обычно начинается в феврале, когда по церковному календарю оканчивается время поста. Сегодня эти сроки не соблюдаются точно, поэтому балы проходят и в декабре.

Для большинства чешских танцев очень типичны вращения женские и особенно парные. Во многих танцах кульминацией является парное вращение на простых шагах, так называемый «обкрочак». Выполняя «обкрочак», исполнители стоят в паре лицом друг к другу. Юноша обеими руками держит девушку за талию. Обе руки девушки — на плечах юноши. Начиная вращение, юноша делает боковой шаг левой ногой, девушка — правой. Шаги выполняются одновременно. Ноги присогнуты в коленях. Исполнители двигаются по кругу против хода часовой стрелки. Для танца «вртак» также характерно парное вращение по кругу, но выполняется оно на подскоках. Танец «соуседска» — плавный, вальсообразный. Он построен на вращениях в паре и сольных женских вращениях.

На Карловом мосту в Праге можно увидеть женщину-привидение. Чехи знают, что ни при каких обстоятельствах с ней нельзя танцевать, иначе вы не сможете остановиться, и она затанцует вас до смерти.

Эти танцы называются «матэники», то есть путаники, так как в них меняется музыкальный размер. В некоторых местах Чехии в неприкосновенности сохранились древнейшие формы народной хореографии. Такими танцами особенно славится область Ходско. Здесь до сих пор танцуют под пение или волынку. Для танцев этого края характерны парно-массовые круговые композиции, шаги из стороны в сторону, притопы или соскоки на обе ноги по 6-й позиции, типичен перекрестный ход (правая нога ставится спереди накрест левой), заканчивающийся тремя притопами

Полька — чешский танец (от «pulka» — буквально: половинка шага) в размере 2/4.

Танцоры передвигаются мелкими быстрыми прыжками на счет «1-и-2» — и на счет «и» делают как бы не полный, а половинный шажок.

Полька — танец парный. Пары словно летят по кругу — получается очень легко и весело.

В 30-х годах XIX века из чешского крестьянского танца, полька превратилась в обязательный «нумер» аристократических балов. И в этом качестве покорила высший свет всех европейских столиц — от Парижа до Санкт-Петербурга.

Посреди огромной залы
Средь сияющих зеркал
Танцевали ловко пары
Был в разгаре шумный бал

И старались музыканты:
Полонез, мазурка, вальс –
Показать свои таланты…
Вот и полька занялась –

Закружилась, полетела,
Понеслась — и замерла.
Эта полька звонко пела,
Звонко пела до утра.

Посреди огромной залы
Средь сияющих зеркал
Польку танцевали пары –
Был в разгаре шумный бал!

В XIX веке было создано немало полек именно для танцев, веселого времяпровождения. Штраус, Глинка, многие другие композиторы писали такую музыку. Прекрасные образцы этого жанра можно встретить в балетных и оперных спектаклях того времени.

Но и несколько позже, когда на смену ей пришли новые модные танцы, — полька не была забыта. Рахманинов, Шостакович, Шнитке, другие композиторы XX века продолжали сочинять произведения с таким названием. Хотя они, конечно, уже были далеки от танцевальных площадок и предназначались для концертной эстрады — как виртуозные пьесы искрометного или изящного характера.

В школьных программах полька часто возникает в паре с вальсом. В контрастном сопоставлении наиболее наглядно проступают черты как одного, так и другого жанра: плавный, «плывущий» вальс — и прыгающая, летящая полька; вальсовый трехдольный размер и яркая двухдольность — в польке.

Это различие размеров 2/4 и 3/4 хорошо слышно в аккомпанементе. Более того — оно не только хорошо слышно, но и хорошо видно. Если ваши ученики еще не владеют в достаточной степени навыком чтения нот, то даже на уровне восприятия «нотного рисунка» будет хорошо видна разница:

или и т.д.

Но и в мелодиях польки тоже есть свои излюбленные — в первую очередь ритмические — обороты. Пролистайте нотные страницы популярных полек — и в большинстве из них вы встретите ритмическую фигуру из восьмых и шестнадцатых в том или ином виде:

. Этакая игривая парочка шестнадцатых, которые словно подстегивают, «подначивают» стаккато восьмушек.

Памятка педагогу. Важно помнить, что для выявления типичных признаков жанра — одного-двух произведений недостаточно. Дети должны услышать и осознать эти закономерности как минимум на 5-6 характерных образцах.

Еще одна распространенная ошибкаиспользование сразу же лучших произведений, шедевров — например, «Итальянской польки» Рахманинова. Подобные пьесы — это скорее концертные фантазии, опирающиеся на хорошо узнаваемые признаки жанра (характер, темп, размер, ритм). И для того, чтобы их оценить по достоинству, неплохо бы знать музыку, более близкую к бытовой основе жанра — то есть такие польки, под которые действительно танцевали, или под которые можно смело танцевать, не боясь нарушить художественный образ. И тогда, понимая и чувствуя, что такое «среднестатистическая» полька — уже можно любоваться, насколько тонко и изысканно претворил великий композитор знакомый танцевальный образ в совершенно другом жанре — жанре концертной виртуозной пьесы.

Урок музыки — это, конечно, не танцкласс. Но некоторые несложные движения вполне можно сделать и на музыкальном занятии. Тем более, что для понимания характера польки — это и нужно, и полезно!

Шаг польки является сочетанием легкого пружинящего бега и подскока : «раз-и-два» — три небольших шага бегом на полупальцах правой-левой-правой ногой; на «и» подскок на правой ноге, левая слегка выносится вперед с согнутым коленом; в следующем такте повторяется то же самое с левой ноги.

Главную трудность для детей представляет смена ноги в каждом такте. Чтобы избежать ошибок, можно вначале предложить детям подчеркивать «раз» каждого такта хлопком в ладоши — это помогает не сбиваться с ритма (избавляет от частой ошибки, когда подскок делается не на последней, а на первой восьмушке такта).

Предлагаемый ниже фрагмент методической разработки С.Рудневой «Учимся танцевать польку» помогает постепенному освоению шага польки, выработке нужной координации между слухом и движением.

тт. 1-4 (вступление). Дети, стоя на месте, тихонько хлопают в ладоши в ритме польки, отмечая хлопком первые три восьмые каждого такта.

тт. 5-12. Исполняют этот же ритм тремя легкими притопами на месте то с правой, то с левой ноги и паузой на четвертой восьмой. Ноги ставятся на полупальцы. Руки — на поясе.

тт. 13-20. Продолжают те же движения на месте, или продвигаясь вперед, но на четвертой восьмушке (вместо паузы) делают легкий подскок на той же ноге, которой только что притопнули.

Сначала движения можно попробовать без музыки. Важно при этом не заучивать какое-то определенное число раз повторения одного и другого движения. Затем предложите ребятам самим услышать, когда музыка «запрыгает» , чтобы они могли добавить подскоки самостоятельно тогда, когда им подскажет их музыкальное чувство. Чешская народная мелодия «Печь упала» аранжирована здесь таким образом, что отчетливый полечный ритм, звучащий все энергичнее и веселее, помогает детям почувствовать ритм и характер танца и научиться передавать его в движении.

Начинать нужно, конечно, со сдержанного темпа. Затем, проводя в течение нескольких уроков такую польку-разминку можно постепенно приблизиться к настоящему — достаточно оживленному темпу.

Через несколько занятий мелодию можно сменить — чтобы постепенно расширялся «ритмоинтонационный словарь» жанра. Проверить, как дети усвоили шаг польки поможет обработка еще одной чешской мелодии («Чешская полька» обработка Н.Френкель):

Дети стоят в кругу. Один ребенок — в центре.

тт. 1-4. Ребенок, находящийся в центре, двигается вдоль круга детей шагом польки (руки у мальчиков на поясе, девочки придерживают юбочку). Остальные могут отхлопывать ритм или выполнять шаги и подскоки на месте (как в предыдущем упражнении).

т. 5. Двумя простыми шагами танцующий подходит к тому ребенку, к которому приблизился на 4-м такте.

т. 6. Танцующий останавливается и кланяется, приглашая танцевать того, перед кем остановился.

тт. 7-8. Взявшись за обе руки, дети тремя простыми шагами меняются местами.

Упражнение повторяется. Теперь танцует приглашенный ребенок. и т.д.

Выше преведены описания танцевальных упражнений из пособия «Музыкальное движение», в котором можно найти еще немало идей по компоновке парных танцев, различных фигурных перестроений и хореографических композиций более сложного уровня.