Музыка русского танца трепак

Русские народные танцы — «Трепак»

«Русские не танцуют – они пляшут».

В этом есть сущность русской души.

И для каждого состояния у нее свой, индивидуальный пляс.

«Трепак»

«Скоморох идет красивый, выбирая трепака на гармонике визгливой».

«Музыковеды-танцоведы» скромно характеризуют трепак как

«русский народный танец с сильным притоптыванием ногами».

Но топот здесь лишь побочный эффект, который возникает

при решении главной задачи плясуна – обнаружить у себя мистическую третью ногу.

Да-да, когда последователи йоги озабочены открыванием третьего глаза,

мы русские ищем у себя третью нижнюю конечность.

Дело в том, что трепак был изначально связан с культом языческого божества Трояна-батюшки,

Триглава, который до нас дошел в образе Змея Горыныча.

Пляска носила ритуальный характер и дошла до нас благодаря скоморохам,

у которых трепак входил в обязательную программу.

Показания к применению

Зато этот пляс отлично развивает биодинамические качества мышц:

30 минут танца заменяет 5-километровый кросс или 1.5 часа игры в теннис.

1 трепак

2 трепак

3 трепак

4 трепак

5 трепак

6 трепак

7 трепак

См. также в других словарях:

трепак — триппер, танец, гонорея Словарь русских синонимов. трепак сущ., кол во синонимов: 6 • гонорея (5) • пер … Словарь синонимов

ТРЕПАК — ТРЕПАК, русская мужская пляска одиночная или так называемый перепляс … Современная энциклопедия

ТРЕПАК — старинный русский танец в быстром темпе; музыкальный размер 2/4. Жанр трепака использовали в своих произведениях А. Г. Рубинштейн, П. И. Чайковский, М. П. Мусоргский и др … Большой Энциклопедический словарь

ТРЕПАК — ТРЕПАК, трепака, мн. нет, муж. Русский народный танец с сильным притоптыванием ногами. «Замечательно трепака откалывал.» Максим Горький. || Музыка в такте и характере этого танца. «Скоморох идет красивый, выбирая трепака на гармонике визгливой.»… … Толковый словарь Ушакова

ТРЕПАК — ТРЕПАК, а, муж. Русский народный танец с дробным притоптыванием, а также музыка в ритме такого танца. Отплясывать трепака. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Трепак — ТРЕПАК, русская мужская пляска одиночная или так называемый перепляс. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ТРЕПАК — Длинный трепак. Прост. Груб. Гонорея пищевода. Мокиенко, Никитина 2003, 327. Короткий трепак. Прост. Груб. Гонорея половых органов. Мокиенко, Никитина 2003, 327. Очковый трепак. Прост. Груб. Гонорея прямой кишки и анального отверстия. /em>… … Большой словарь русских поговорок

Трепак — старинная рус. пляска, распространённая также на Украине. Плясовые движения (преим. дробные шаги и притоптывания) импровизировались исполнителем, стремившимся показать удаль и виртуозное мастерство. По характеру Т. имел много общего с… … Музыкальная энциклопедия

Трепак — Трепак старинный русский народный танец. Исполняется в быстром темпе, двудольном размере. Основные движения дробные шаги и притоптывания. Движения сочинялись исполнителем на ходу. По свойствам имеет много общего с «Камаринской» и… … Википедия

трепак — а; м. Народная русская пляска в быстром темпе с сильным притопыванием; музыка к этой пляске. Плясать трепака. Отбивать трепака. * * * трепак старинный русский мужской танец в быстром темпе; музыкальный размер 2/4. Распространён также в Украине.… … Энциклопедический словарь

трепак — (рус. трепак) руски народен танц во 2/4 такт … Macedonian dictionary

Старинная рус. пляска, распространённая также на Украине. Плясовые движения (преим. дробные шаги и притоптывания) импровизировались исполнителем, стремившимся показать удаль и виртуозное мастерство. По характеру Т. имел много общего с «Камаринской» и «Барыней»; он представлял собой либо одиночную муж. пляску, либо пляску-соревнование (т. н. перепляс). В отличие от них не имел традиц. мелодии, т. к. его происхождение не было связано с конкретной песней. Метроритмич. формула — 2 двудольных такта хореич. стопы с дроблением (обычно неполным) сильной доли 1-го такта и дальнейшим укрупнением длительностей:

Нар. определение подобной ритмики — пляска «в три ноги», в отличие от пляски «в две ноги», где долгая сильная доля чередуется с двумя короткими слабыми долями

Метроритмика, характерная для Т., встречается в колядках плясового типа (см. кн. : Земцовский И., Мелодика календарных песен, Л., 1975, с. 39, 171), скоморошьих былинах и песнях (см. Сборник Кирши Данилова, М., 1958, NoNo 61, 68), в шуточных (см. сб.: Лядов A., Песни русского народа, М., 1959, No 114), плясовых и хороводных песнях (см. сб.: Балакирев М., Русские народные песни, М., 1957, NoNo 20, 35; Римский-Корсаков Н., Сборник русских народных песен ор. 24, NoNo 26, 32, Полн. собр. соч., т. 47, М., 1952).

П. И. Чайковский. Трепак. Русский танец из 2-го д. балета «Щелкунчик».

Жанр Т. неоднократно использовался в произв. рус. композиторов (напр., «Трепак» для фп. А. Г. Рубинштейна), причём трактовался в разл. планах: юмористическом (см. пример, а), праздничном (пример, б), в стиле грубоватой скоморошьей пляски (пример, в); в трагич. преломлении его применил М. П. Мусоргский (пример, г).

П. И. Чайковский. Характеристический танец, ор. 72 No 4 для фп.

Аналогию с известной пьесой К. Вебера «Приглашение к танцу» вызывает «Приглашение к трепаку» — романтическое по общему колориту соч. П. И. Чайковского (пример, д). Особенности Т. обобщённо претворены в нек-рых произв. Чайковского (напр., в финале скрипичного концерта), И. Ф. Стравинского («Русская» из балета «Петрушка»).

Н. А. Римский-Корсаков. Пляска и песня скоморохов из 1-й картины оперы-былины «Садко».

M. И. Мусоргский. Трепак из вокального цикла «Песни и пляски смерти».

П. И. Чайковский. Танцевальная сцена. Приглашение к трепаку, ор. 72 No 18 для фп.

Т. описан многими рус. писателями: Л. Н. Толстым («Война и мир»), Н. В. Гоголем («Вий»), М. Горьким («Сторож»), И. С. Никитиным. Из совр. быта как одиночная пляска исчез; его не включают ни в описания бытующих нар. плясок и танцев, ни в учебные пособия по хореографии. В 20 в. стали популярными производный от Т. коллективный перепляс, в к-ром участвуют две соревнующиеся группы исполнителей, а также массовая пляска с поочерёдными импровизациями солистов. От Т. в них сохранились метроритмика, характер плясовых движений, удаль, изобретательность.