Музыка старинные бальные танцы

Музыка старинные бальные танцы

Данный проект направлен на формирование интереса к познавательной деятельности, получение новых знаний о танцевальном жанре музыки, воспитание интереса к музыкально-исполнительской деятельности.

1. Воспитывать любознательность, интерес к музыкально-исполнительской деятельности.

2. Формировать познавательный интерес, расширять представления о музыкальной культуре народов мира, танцевальном жанре, обогащать словарный запас, совершенствовать музыкально-ритмические навыки.

3. Развивать психические процессы (внимание, память, мышление, речь), умение грамотно высказывать свои мысли.

Цель проекта — исследовать старинные бальные танцы.

Этапы работы над проектом:

1. Найти информацию о танцах.

2. Послушать и сравнить музыку танцев.

3. Посмотреть видео с различными бальными танцами.

3. Разучить бальные танцы (полька, вальс).

Материалы проекта можно использовать на занятиях по музыкальному воспитанию в дошкольных образовательных учреждениях, уроках музыки в средней и музыкальной школах, на занятиях хореографии.

Презентация проекта

«Старинные бальные танцы».

Дети, участвующие в проекте:

1. Танец – один из самых древних видов искусства, в котором основное средство создания художественного образа – движения и положения тела танцовщика.

2. Танцевальная музыка – музыка, предназначенная для сопровождения танцев, а также концертная музыка, созданная на основе танцев, но имеющая самостоятельное значение.

3. Когда и как появились танцы, сейчас уже трудно сказать.

У каждой эпохи были свои любимые танцы.

4. Первые бальные или светские танцы возникают в 17 веке, в эпоху средневекового Ренессанса – расцвета рыцарской культуры.

Танцевальное искусство – одно из древнейших проявлений народного творчества.

Расскажем о самых популярных.

5. Петр первый сыграл огромную роль в развитии танцевального искусства России. Он создал указ, который положил начало публичным балам в России. Проходили балы поочередно в домах придворных. Хозяин заранее вывешивал объявление на воротах. На бал могли явиться дворяне, купцы, высшие военные чины, иностранные мастера и знатные приказные с женами и детьми.

6. На балах мужчины и женщины должны были быть одеты по этикету. Женщины – в платьях с длинным шлейфом, мужчины – в кафтанах с фалдами и узких панталонах, туфли на каблуках. На голову одевали парики с завитыми буклями. На баллах все должны были принимать участие в танцах.

7. Сначала шли поклоны, затем медленные танцы-шествия (полонез, менуэт). После медленных европейских танцев начинались танцы-игры, шуточные танцы, быстрые и веселые.

8. Заканчивался бал прощальным танцем-шествием. Иногда его танцевали со свечами. Очень часто русская публика в разгар бала переходила на русские народные пляски.

9. Франция – законодательница бального танца.

В Париже в 17 веке была открыта «Академия танца», где учились танцевать и получали дипломы хореографы.

10. Менуэт– старинный французский танец, популярный в Европе в 17-18 веках. Исполнялся мелкими шагами, в умеренном темпе, плавно с поклонами и приседаниями, трехдольный размер.

11. Гавот – старинный французский танец, широко распространенный в 17-18 веках, изящный, в умеренном темпе, двухдольный размер, начинался с затактом. Часто встречается в операх и балетах.

12. Полонез – древнейший польский танец-шествие, его даже назвали «великим пешим» танцем. Полонезом – парадным шествием – открывались балы. Характер этого танца торжественный, горделивый, размер трехдольный. Танцующие двигались парами, изящно приседая. Большое распространение полонез получил в 19 веке.

13. Мазурка – польский народный танец, имеет трехдольный размер. Легкий изящный танец, с характерными пристукиваниями каблуками в пунктирных ритмических фигурах; один из самых популярных бальных танцев 19 века.

14. Вальс — трехдольный танец, плавного, кружащегося движения, темп бывает различный – от медленного до очень быстрого.

Вальс очень быстро распространился на рубеже 18-19 веков. Возник он на основе народных танцев Австрии, Чехии, Германии (на вечеринках весело кружились парами).

Когда вальс появился на балах, движения его постепенно становились более плавными, исчезали подпрыгивания и притопы, кружение становилось основным движением.

Исполняется «Вальс» П. Чайковский.

15. Полька – народный чешский танец. Танцуют этот танец парами по кругу, весело, в довольно быстром темпе. С середины 19 века стал популярным бальным танцем по всей Европе.

Исполняется «Полька» И. Штраус.

Танцы онлайн

Аллеманда — один из наиболее популярных инструментальных танцев эпохи Барокко.

Павана — торжественный медленный танец, распространённый в Европе в XVI в., музыка к этому танцу.

Менуэт — старинный народный французский грациозный танец, названный так вследствие своих мелких па.

Пасодобль — испанский танец, имитирующий корриду.

Ча-ча-ча — музыкальный стиль и танец Кубы, получивший также широкое распространение в латиноамериканских странах Карибского бассейна, а также в тех из латиноамериканских общин США, где преобладают выходцы из этих стран.

Фокстрот — американский бальный танец. Распространен во многих странах. Музыкальный размер 4/4.

Самба — бразильский танец, один из пяти танцев латиноамериканской программы бальных танцев. Возник в результате слияния африканских танцев, которые пришли в Бразилию с рабами из Конго и Анголы, с испанскими и португальскими танцами, привезенными из Европы завоевателями Южной Америки.

Танго — старинный аргентинский народный танец; парный танец свободной композиции, отличающийся энергичным и четким ритмом.

Вальс — общее название бальных и народных танцев музыкального размера 3/4, исполняется преимущественно в закрытой позиции.

Музыка старинные бальные танцы

Исторические танцы — общее название для танцевальных композиций прошлых эпох, которые с успехом исполняются и в настоящее время.

Историко-бытовые танцы в полной мере отражают исторические особенности той местности, в которой они возникали. Это связано с культурой породивших их народов: музыке, одежде танцующих, религиозными обрядами, играми и трудовыми процессами.

Влияние бытового танца на современную сценическую хореографию огромно. Всестороннее исследование этого вопроса поможет более глубоко разобраться в стилевых особенностях спектаклей различных эпох, даст возможность более конкретно говорить о происхождении лексики сценического танца.

Историко-бытовая хореография не останавливается в своем развитии. Она не может ограничиваться только танцами прошлых веков. Обычные люди хотят иметь свои танцы, увлекательные и красивые, отражающие новые эстетические нормы, доставляющие удовольствие и воспитывающие вкус. Нельзя создавать новые танцы, не познакомившись с вековым опытом, с художественными принципами бытовой хореографии.

Трудно назвать бытовые танцы XVI—XVII веков, которые не появлялись бы на сценических подмостках. Некоторые из них на многие десятилетия удерживались в профессиональном театре. Модный в XVI веке пасспье до 30-х годов XVIII столетия исполнялся артистками балета. Одна из крупнейших французских балерин Франсуаза Прево прославилась исполнением именно пасспье. Ряд танцев, навсегда исчезнув из салонов, обретал новую жизнь в балетном театре: сарабанда, шакон, павана, романеска и др.

Развитие бытовой и сценической хореографии в значительной мере связано с музыкой. При создании балетных партитур композиторы Люлли и Рамо, Иомелли и Глюк нередко использовали ритмы и мелодии бытовых танцев.

В историко-бытовой, как и в классической, хореографии пользуются французской терминологией. Французские термины в танцевальном искусстве утвердились давно. Уже в эпоху Возрождения Франция была страной с очень развитой танцевальной культурой. Она с необыкновенной быстротой опередила Италию, где в свое время были созданы первые ученые трактаты, посвященные танцу, откуда вышли первые знаменитые учителя танцев.

Народные танцы, попадая в аристократическое общество, нередко получали иные названия. По-другому именовались отдельные фигуры, движения, видоизмененные согласно придворному этикету. Иногда танец называли по одному из его движений. Менуэт получил свое название от маленьких шагов (pas menus) грациозной сельской пляски местечка Пуату.

Во второй половине XVII века сценический танец уже оперировал множеством канонических поз и движений, в своей первоначальной форме заимствованных из народного или бытового танца.

В историческом танце balance — не только покачивание из стороны в сторону. В учебнике И. Кускова под balance подразумевается реверанс, который в соединении с pas grave получил название balance menuet; в танце вольта одна из восмитактовых фигур именуется balance. В некоторых бытовых танцах XVIII столетия приходится встречаться с огромным количеством названий, прочно вошедших в азбуку классического танца.

Самое распространенное движение — balance — делается менее выворотно, чем в классическом танце; в арабеске отведенная от корпуса нога полусогнута в колене и только слегка приподнята, прыжки значительно ниже, заноски не глубокие. Большинство этих движений исполняется на низких полупальцах. Подъем вытянут не полностью, движения менее техничны. Этому немало способствует обувь на каблуке и плотной подошве.

Слово «тур» было известно еще во времена променадных маар-шеобравных танцев, где оно обозначало обычный ход по залу. В дальнейшем, по мере развития и усложнения техники, этот термин объединял движения, различные по структуре и динамике. В XIX веке, когда вращение в паре стало обязательным, появились «тур за руки» (tour de mains), «тур на месте» (tour sur place). Они стали типичными для кадрили, французской кадрили, экосеза, бальной мазурки. В то же время применительно к вальсу «тур» обозначает движение пар по кругу.

Народные танцы, давшие жизнь всем формам хореографического искусства, жили в изустной передаче из поколения в поколение. Тенденция освещать исключительно танцы своей эпохи начинается с Антониуса де Арена, который «дает список шестидесяти бассдансов, излюбленных в его время, и сообщает указания, как их разучивать и танцевать» (Лисициан С. Запись движения (кинетография). М., 1840, с. 16.).

Интерес русского общества к танцу, интенсивное развитие отечественного балета на рубеже XVIII—XIX веков, устойчивость педагогической системы в хореографических школах, популярность балов, приемов, вечеров выдвинули многих танцевальных учителей, большинство из которых, как и педагоги более поздней эпохи, запечатлели свой опыт в учебниках, пособиях и самоучителях. Особый интерес представляют труды Л. Петровского, А. Максина, А. Чистякова, Н. Гавликовского, А. Цорна.

Классификация и периодизация бальных танцев очень затруднены. Дело в том, что многие из них, будучи принадлежностью какой-либо одной народности или страны, распространялись по всей Европе и быстро становились модными. Так было с менуэтом, гавотом, полонезом, контрдансом, вальсом, полькой, мазуркой. Правда, в каждой стране их стремились приспособить к местным вкусам и привычкам. Особенности танцевальной культуры, характер и темперамент народа накладывали свой отпечаток на исполнение.

В России, например, церемониальные танцы XVIII века исполнялись более оживленно, чем в других странах, чопорный и степенный гросфатер нередко превращался в танец-игру, в менуэте не соблюдалось строгого чинопочитания, какое имело место во Франции. Даже вальс в различных странах получал разную интерпретацию.

Не раз предпринимались попытки систематизировать историко-бытовой танец. Но подавляющее большинство авторов игнорировали его народное происхождение и национальное своеобразие. Основное внимание уделялось его внешней структуре и ритмическим особенностям. На протяжении всей истории хореографии существуют танцы простого народа и танцы аристократического общества; последние ни в коем случае не могут полностью характеризовать танцевальную культуру страны.

Аристократическое общество воспринимало у народа не только отдельные танцевальные движения, но чаще всего сложившиеся хореографические формы. С ними и знакомились последующие поколения, так как именно эти, а не подлинные народные танцы были зафиксированы в пособиях, схемах, на рисунках и картинах.