Музыкальное сопровождение детских танцев

Музыкальное сопровождение детских танцев

Особенности детского музыкального репертуара в постановке детских танцев

Наряду с танцем важным фактором эстетического воздействия на детей является музыка. Удача постановки во многом определяется правильностью выбора музыкального произведения и глубины проникновения в его содержание. Замечено, что если музыкальное сопровождение урока или музыкальная основа танцевального произведения сложны для исполнителей, то дети быстро охладевают и к постановке, и к уроку. Наоборот, простая, доступная музыка пробуждает детскую фантазию, увлекает детей, помогает им преодолевать трудности.

Танцевальность, образность, ясная мелодия, четкий ритмический рисунок — необходимые качества танцевальной музыки детей. Музыкальное произведения, составляющие репертуар детского коллектива, знакомят детей с творчеством композиторов и народной музыкой. Поэтому балетмейстеру детского хореографического ансамбля необходимо вдумчиво и серьезно подходить к отбору музыкального материала, не только принимая во внимание его доступность и танцевальность, но и рассматривая как средство воспитания музыкальной культуры детей — исполнителей и зрителей.

Музыка создает эмоциональную основу, определяет характер танца, его развитие. Связь музыки и жеста, музыки и движения органична для природы ребенка. Восприятие музыки в танце активно, оно вызывает действие, действие танцевальное, то есть обусловленное той или иной хореографической образной формой, организованное во времени и пространстве. В этой созидательной активности кроются особенности музыкально-пластического воспитания — одной из задач обучения хореографии.

В начале XX века швейцарский композитор и педагог Эмиль Жак-Далькроз разработал систему музыкально-ритмического воспитания, которая до сих пор является одной из самых известных и популярных методик музыкального образования в мире. Далькроз справедливо полагал, что посредством общения с музыкой и танцем дети учатся познавать мир и самих себя, а занятия танцами не только развивают музыкальность, но и помогают раскрывать себя эмоционально и музыкально в творчестве, воспитать внимание, волю и коммуникабельность. Это доказывают и недавно проведенные исследования американских ученых, подтвердивших, что дети, занимающиеся танцами, опережают своих сверстников в развитии и добиваются больших успехов в жизни.

Если у ребенка развито чувство ритма, музыкальный слух и если он при этом подвижен, эмоционален и артистичен, ему необходимы занятия детскими танцами

Детский танец сегодня

В завершении немного расскажем о детском театре балета при Санкт-Петербургском Академическом театре балета имени Леонида Якобсона (см. приложение 2). Детский театр балета, основанный художественным руководителем государственного академического театра балета им. Л.Якобсона, народным артистом России, Лауреатом всесоюзных и международных конкурсов, профессором Юрием Петуховым — единственный в своем роде, театр, ставящий полнометражные классические балеты в собственной хореографии.

Тайна совершенства детского театра балета заключается в том, что созданный для детей, он в то же время пользуется приемами и теми же художественными средствами, что и театр для взрослых. Говорят, что детский театр не может быть профессиональным. Может! Может, потому что в нем работают профессиональные мастера, воспитывая и передавая свое мастерство юным артистам, которые дарят свою душу, любовь и талант Зрителям — детям.

Все партии с неизменным мастерством и на высочайшем техническом уровне исполняют дети в возрасте от 7 до 16 лет.

В репертуаре театра:

Классическое наследие: «Щелкунчик» в постановке Ю.Петухова

Современные постановки:«Чиполино» в постановке Полубенцева- премьера 2010г.

Наследие Леонида Якобсона: хореографические миниатюры

Музыкальное сопровождение урока танца

Страницы: 1 2 3

Н. Штемпель — концертмейстер с большим опытом, знающая все тонкости работы в балетном классе. Разнообразнейший нотный материал для всех видов балетных комбинаций составлен из произведений мировой балетной классики и импровизаций концертмейстеров. Его использование позволит концертмейстеру не только существенно расширить музыкальный репертуар, но и подобрать необходимые для урока ноты, не привлекая дополнительной литературы. Фактура большинства произведений намеренно упрощена, что делает материал более доступным и сосредотачивает внимание концертмейстера не на технических, а на художественных и учебных задачах.
Подробнее.
Оставьте Ваш отзыв

Данное пособие — результат многолетней практики автора-составителя Галины Петровны Новицкой (заслуженный деятель искусств, в течение более 40 лет — преподаватель в Академии русского балета им. А. Я. Вагановой).
Подробнее.
Оставьте Ваш отзыв (всего: 2)

Данный сборник предназначен прежде всего для концертмейстеров классических хореографических занятий, проводимых в школах искусств, училищах, а также в любых детских и юношеских танцевальных коллективах. Порядок музыкальных произведений определен наиболее традиционным построением классического экзерсиса. Характер произведения задается требованием педагога-хореографа. Пособие предназначено для студентов музыкальных училищ и начинающих концертмейстеров, так как позволяет со временем свободно ориентироваться в любом музыкальном материале сопровождения занятий.­
Подробнее.
Оставьте Ваш отзыв (всего: 2)

Учебное пособие является методикой музыкального оформления урока классического танца. Работа балетного концертмейстера имеет свою специфику. Пианисты, получившие дипломы специального среднего и высшего образования, сталкиваются с большими проблемами, когда они попадают на работу в балетный класс, а далеко не каждый преподаватель классического танца может оказать реальную помощь концертмейстеру.
Подробнее.
Оставьте Ваш отзыв (всего: 2)

Учебное пособие является методикой музыкального оформления урока классического танца — КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ. Музыка на уроке. Экзерсис.
Работа балетного концертмейстера имеет свою специфику. Пианисты, получившие дипломы специального среднего и высшего образования, сталкиваются с большими проблемами, когда они попадают на работу в балетный класс, а далеко не каждый преподаватель классического танца может оказать реальную помощь концертмейстеру.
Подробнее.
Оставьте Ваш отзыв

В сборник, предназначенный для концертмейстеров хореографических классов и для любителей танца, включены лучшие номера классических балетов, а также некоторая инструментальная музыка, близкая в своей метрической организации ритмике и характеру классического танца. Пьесы сборника могут быть использованы не только в специальных хореографических классах, но и на уроках ритмики в средних школах, в детском саду и на занятиях кружков, при постановках драматических спектаклей. Материал сборника организован в соответствии с последовательностью основных движений, разучиваемых на уроках классического танца: Releves, Plie, Battements tendus, Rond de jambe par terre, Battements fondu, Battements frappes, Rond de jambe en lies, Developpee, Grand battement, Temps lie, Pas de bourrbe, Прыжки, Tour, Port de bras.
Подробнее.
Оставьте Ваш отзыв

В сборник, предназначенный концертмейстерам хореографических классов и просто любителям танца, включены обработки народных мелодий и авторских сочинений — обработок народных танцев. Данный материал может быть использован не только в специальных хореографических классах, но и на уроках ритмике в средних школах, в детском саду и на занятиях кружков, при постановках драматических спектаклей. В сборник включены русские, белорусские, украинские, итальянские, польские, венгерские, испанские, молдавские, ориентальные, цыганские и грузинские танцы.
Подробнее.
Оставьте Ваш отзыв

В сборник, предназначенный для концертмейстеров хореографических классов и для любителей танца, включены исторические, так называемые старинные, танцы великих композиторов XVII-XVIII веков. Пьесы сборника могут быть использованы не только в специальных хореографических классах, но и на уроках ритмики в средних школах, в детском саду и на занятиях кружков, при постановках драматических спектаклей. В сборнике представлены следующие танцевальные жанры: бранль, фарандола, гальярда, павана, сарабанда, пассакалия, чакона, аллеманда, куранта, менуэт, гавот, бурре, паспье, кадриль.
Подробнее.
Оставьте Ваш отзыв

Детский танец;

I. Эстетическое воспитание детей средствами танцевального искусства. Развитие творческого начала.

Среди множества форм художественного воспитания подрастающего поколения хореография занимает особое место. Она как никакое другое искусство обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребёнка для его гармонического, духовного и физического развития.

Синкретичность танцевального искусства подразумевает развитие чувства ритма, умение слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и тренировать мышцы, силу корпуса и ног, пластику рук , грацию и выразительность.

Занятия хореографией дают огромную физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта. Используемые в ХГ движения прошедшие длительный отбор, безусловно, оказывают положительное взаимодействие на здоровье детей.

Занятие танцем формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актёрском мастерстве.

Поскольку учебный процесс протекает в коллективе и носит коллективный характер, занятие танцем развивает чувство ответственности перед товарищем, умение считаться с их интересами.

Танец – одно из средств исторического воспитания и начала творческого человека. Как и всякое искусство, танец способен приносить глубокое эстетическое удовлетворение, который хорошо танцует, испытывает непосредственное ощущение от свободы и легкости своих движений, умение владеть своим телом. Его радует точность, красота и пластичность с которыми она исполняет сложные танцевальные движения. Все это само уже по себе является источником эстетического удовлетворения.

В танцевальном искусстве красота и совершенные формы неразрывно связаны с красотой внутреннего содержания танца. В этом единстве заключена сила его воспитательного воздействия, исполнение танца несёт в себе элементы художественного творчества. Танцующий стремиться в красивой, эстетически совершенной форме танца выразить своё настроение, эмоции, проявляет свои внутренние качества, выражает своё мировоззрение.

Активным, творческим, пробуждающим в человеке художественное начало является и сам процесс обучения танцам. Осваивая танцевальную лексику, человек не просто пассивно воспринимает красивое, он преодолевает определённые трудности, проделывает немалую работу для того, чтобы эта красота стала ему доступной. Познав красоту в процессе творчества, человек глубже воспринимает и чувствует прекрасное во всех его проявлениях, и в искусстве, и в жизни. Его художественный вкус становится более тонким, эстетические оценки явлений жизни и искусства становятся более зрелыми.

Хореография, как средство художественного эстетического воспитания в детском хореографическом коллективе

Взаимосвязь музыки и движения, влияющие на развитие детей

Многим движениям свойственна широкая палитра лирических интонаций от певучих нежных (колыбельные), до порывистых и напряженных. Музыкальное сопровождение для детского танца (младшего дошкольного возраста) из мультфильмов, к сказочным (написано специально) детские вокальные коллективы, обработка детских песен. Часто дети подражают взрослым, танцуют под музыку и делают это гораздо интересней, более эмоционально. С самого раннего детства реакция ребенка на музыку – это замирание или возрастание двигательной активности. С элементами подражания, как и танец и музыка, выражает чувство и переживания, эта связь взаимообратная. Любое наше переживание, гнев или любовь сопровождается работой мышц. Имеется 6 основных мышц: на уровне глаз, рта, шеи, диафрагмы, живота и таза. В которых, отражаются различные отрицательные эмоции: гнев, обида, страх. Работа с этими мышцами может проявить заторможенные эмоции. Ребенок начинает плакать, брыкаться, бить руками о пол – это выход отрицательных эмоций. Поэтому расширение «репертуара» эмоций тесно связано с расширениями физических упражнений. В младшем дошкольном возрасте, танец является как одно из средств художественного воспитания ребенка. Цель работы педагога – это двигательная игра, где дети творчески и познают возможности своего тела: повороты, покачивания, «бег», «ковырялка» и т.д.

ЛЕКСИКА – это набор многообразных танцевальных движений и поз, которые балетмейстер использует для выражения своей идеи, для создания хорошего номера.

Позы, движение, жест, мимика – это хореографический текст. В содержании должен быть образ, драматургия детского танца.

Формы детского танца бывают на детей – это изобразительная, для детей – выразительная.

Изобразительная лексика – это то, что мы изображаем, а выразительная построена на образе. Темпо — ритмическая музыка очень важна для детей, она должна быть четкой, ритмичной, веселой. Для каждой возрастной группы музыка должна соответствовать.

Содержание музыкального произведения композитор передает с помощью средств музыкальной выразительности: темпа, ритма, динамических оттенков. Музыка для детей должна быть интересной, соответствовать возрастной категории детей. Для младшего возраста должны быть песни, которые они знают на слуху. Подвижные ритмические движения должны быть ритмически не за мудреными, не должна быть большая нагрузка, так как они будут терять сосредоточенность, музыка должна быть сказочной. Присутствует тематика, должно быть эстетическое испытание друг другу. Для этого возраста можно ставить более сложные танцы. Для взрослых музыкальное сопровождение должно раскрывать тематику: любви, войны, добра и зла, печали, радости. Они уже смогут передать чувства зрителю, чем средний возраст, так как средний возраст только начинает понимать, что можно танцевать в парах.

Создавая произведение, балетмейстер стремиться не только, воплотить свою идею, но как можно яснее донести до зрителя главную мысль. Его задача сделать танец более интересным по форме и более глубоким по содержанию, использование предметов должно быть оправданным и не должен казаться лишним и создавать у зрителя дисгармонию танца. Задача балетмейстера определить роль предмета развития действия. Предмет может служить необходимой атмосферой на сцене, самостоятельным, действующим лицом без которого нельзя обойтись. Предмет движет сюжетом действия, завязывает действия, организует конфликт и активно действует на ухо.

II. Формирование репертуара

Репертуар – один, из важнейших факторов формирования детей. Формируется не один год.

Отбираются наиболее полюбившиеся танцы, интересные по композиционному построению лексики. Передаётся из поколения в поколение. Ежегодно должен пополняться новыми постановками.

Репертуар детских коллективов должен соответствовать требованиям:

1) Иметь яркий воспитательный характер. Каждый номер должен иметь «ясную» «читающуюся» тему, идею или тщательно выстроенный сюжет.

2) Репертуар должен строиться с учётом возрастных особенностей детей и задач учебно-воспитательного процесса.

3) Все танцы, которые выносятся на сцену, должны исполняться на высоком художественном уровне, нужно опасаться скороспелых выступлений – этот наносит непоправимый вред всему процессу выступления в хореографическом коллективе.

4) Репертуар должен быть разнообразным по тематике, формам и выразительным средствам.

Тематика постановочной работы для детей разного возраста и создание репертуара.

Выбор тематики постановочной работы, прежде всего, должен быть основан на возрастных особенностях детей. Для учащихся 1-2-х классов строится главным образом на элементах игры. В основе её должно быть интересное и увлекательное содержание танца, конечно, очень простое. Танцевальные движения носят вспомогательный характер. Главное – приучить детей к непосредственности и выразительности исполнения. при этом у них вырабатывается важное качество – их движения становятся средством создания танцевального образа, раскрытия содержания постановки.

Для учащихся 1-2-х классов нужно ставить небольшие по метражу постановки. Тематика их может быть разнообразной: сказочный сюжеты – «Красная шапочка и волк», «Семь гномов», «Зайка-зазнайка», «Репка», «Колобок»; инсценировка песен; несложные народные танцы.

Дети 9-11 лет наиболее активны на занятиях и ещё не утеряли той детской непосредственности, которая так выгодна, отличается от подростков. Однако они уже приобрели много знаний, у них развивается чувство коллективизма. Опыт показывает, что основу коллектива должны составлять дети именно этого возраста. Тематический круг постановок для детей данного возраста весьма обширен. Большое значение имеют в репертуаре коллектива народного танца. Исполняя их дети знакомятся с жизнью, бытом, национальными особенностями того или иного народа. Педагогу балетмейстеру необходимо как можно чаще черпать материал для своего творчества из неиссякаемого родника народного танца, включая в репертуар детского коллектива больше ярких, разнообразных танцев народов мира. Можно создавать танцевальные картинки, сюиты одноактные балеты. Темы различны: как сказки, так и произведения на современную тему. Рекомендуются постановки с участием любимых детских литературных героев: «Буратино», «Чиполлино», «Дон Кихот», «Дюймовочка».

Дети старшего школьного возраста существенно отличаются от младших. Тематика постановок видоизменяется в сторону большей серьёзности, значительности, как по содержанию, так и по технике исполнения. Сюда в первую очередь входят народные танцы, которые должны приобрести черты мужественности и силы у мальчиков и плавности, мягкости у девочек. Дети такого возраста охотно исполняют роли взрослых в массовых постановках для детей младшего возраста.

Необходимо предусматривать парные танцы, воспитывающие естественное уважительное отношение мальчика к девочке, и наоборот. Репертуар детского танцевального коллектива обязательно должен быть разнообразным. Если готовиться русский танец, то следующий принятый к постановке должен констатировать с ним. Очень важен и выбор темпа композиций. Нельзя ставить только быстрые номера, их следует чередовать с более плавными танцами.

Тематика детских танцев

1. Темы сказок или мультфильмов

a) Танец может быть как зарисовка образов главных героев, сольные варианты («Ванька-встанька»), массовые («Дюймовичка и цветы»).

b) Отражать сюжет через взаимодействия героев («Красная шапочка и серый волк»).

c) Сюжет может полностью базироваться на фабуле сказки или мультфильма («Бременские музыканты»).

2. Тема природы отражающие взаимоотношения человека и природы, изображающие образы животных, птиц, растений, времен года, явлений природы.

3. Военно-патриотическая тема Героика, приключения.

4. Трудовая тематика. Процесс труда и его результат. Танцы профессиональной направленности.

5. Тематика межличностных отношений взаимоотношения людей в коллективе. Тема дружбы, любви.

6. Школьная тематика. Всё что происходит с детьми от 1 класса до выпускного класса.

7. Национальная тематика. Воспитывает интерес и уважение к культуре и творчеству народов России, Ближнего и Дальнего зарубежья.

8. Тема спорта и отдыха.

9. Праздничная тематика. Отражает мотивы праздников и праздных дат.

10. Игровая тематика. Содержанием являются игра или её элементы (скакалки, считалки).

11. Вещественная тематика («Куклы»).

Планируя репертуар, руководитель может на каждую группу определить 2 или 3 темы, но принципы разнообразия, содержания и формы.

Создание танца – это совместное творчество руководителя и каждого участника в отдельности. Отсюда стоит задача.

Самое ценное – это умение сохранить в номере непосредственность исполнения, присущую ребёнку в определённом возрасте, танцевальный язык должен быть доступен уровню подготовки, учитывать состав исполнителей.

III. Методика организации детского хореографического коллектива.

I. этап. Необходимо создать и подготовить условия для работы коллектива

a) ставку руководителя

b) танцевальный класс, зеркала, станки

c) объявление о наборе (с названием)

II. этап. Отбор детей

a) коллектив классического танца (очень тщательный отбор) по физическим данным: шаг, выворотность, подъём, музыкальность, чувство ритма.

При отсутствии данных могут быть различные последствия, связанные с психофизическим развитием (комплекс неполноценности).

b) Коллектив народного танца (музыкальность, эмоциональность, координация, чувство ритма, физические данные)

III. этап. Формирование групп

По возрастам. На основе работ по изучению особенностей развития организма человека в различные периоды педагогикой приняты следующая периодизация развития детей и юношества:

· младенческий возраст (до 1 года)

· предшкольный (от 1 до 3)

· дошкольный (от 3 до 6)

· младший школьный возраст (от 6 до 11)

· средний школьный (подростковый) (от 12 до 16)

· старший школьный (юношеский) (от 15 до 18)

Для занятия наиболее удобно выделять

Руководителю необходимо позаботиться о создании коллектива, способного к самоуправлению и творческой работе. Занятия в каждой группе начинаются с общего собрания.

a. Выбирается актив

b. Ответственные за различную деятельность (директор ансамбля).

Можно готовить инструкторов-общественников, которые могут проводить занятия с младшими.

1. Подготовка смены исполнителей

2. Передача репертуара младшим исполнителям

IV. этап. Работа с родителями.

В родителях необходимо приобрести союзников, поделиться с ними педагогическими замыслами, целями обучения, создать инициативную группу для помощи в организации мероприятий для детей.

ü нагрузки по времени

ü рациональном питании, т.к. организм ещё растёт, детям заниматься физическими нагрузками необходимо включая в рацион питания: белки (мясо, рыбу), продукты с кальцием, калием (кисломолочные), изюм (способствует улучшению работы сердечных мышц), овощи и фрукты, углеводы (сахар-это энергия).

Воздержаться от: сдобы, макаронных изделий, картофеля, сала, т.к. плохо усваивается, перерабатывается организмом и откладывается в жир.

Кушать за 2 часа до репетиции, т.к. усвоение пищи 2 часа. После занятий пить воду спустя 45 минут.

Организм должен прийти в нормальное состояние, т.к сосуды расширены, сердечная мышца усиленно работает и вода попадает в кровь.

О режиме дня: обязателен 8 часовой сон

1-4 класс – девочки занимаются без колготок, в купальниках, коротких юбочках. Мальчики – в шортах, футболках, майках. Обувь: мягкая — чешки, тапки, носки.

С 5 класса (момент полного созревания) – девочки – лосины, купальник. Мальчики – шаровары, трико.

V. Составить картотеку участников:

ü Дата рождения

ü Ф. И. О. классного руководителя, телефон

ü Ф. И. О. родителей

ü Место их работы

ü Домашний адрес

ü Рабочий и домашний телефон

VI. Традиции и праздники

Поддерживать или создавать традиции

ü Приём в коллектив

ü Прощальные вечера выпускников

Создавать вместе с детьми.

VII. Планирование работы на год.

Работу спланировать с момента набора:

1. План воспитательной работы составляется по разделениям: организационная работа.

а) Идейным воспитанием (формирование общей активности, выработка ответственности за порученное дело, исполнительность, инициативность, требовательность к себе и товарищам и готовность к помощи)

б) Нравственное воспитание. Задачи:

1) воспитание любви к родине

2) чувство интернационализма, коллективизма

3) привить навыки правильного поведения в обществе, семье, коллективе

4) бережное отношение к природе и ко всему живому.

в) Трудовое воспитание. Задачи

1) развитие чувства ответственности за результат труда

2) воспитание дисциплинированности, аккуратности, профессиональная ориентация.

г) Эстетическое воспитание

1) знакомство с различными видами искусства

2) развитие творческих способностей детей

3) формирование эстетического вкуса

4) индивидуальная работа с детьми и родителями.

2. План учебно-тренировочной работы.

Должно быть планомерное физическое развитие. Взять календарь вычислить количество занятий, распределить методический материал по количеству недель и занятий.

Заранее отметить праздники с возможными концертами, каникулы.

3. Репертуарный план.

4. План концертной деятельности

Если работая не выводить детей на сцену, то результат не виден и его не будет. Организация концертной деятельности – это забота руководителя.

5. Виды концертной деятельности

а) открытые уроки

б) отчётные концерты в конце года

в) участие в мероприятиях ДК и т.д.

г) выступления на детских учреждениях города и различных концертных площадках

д) конкурс и смотр

6. Участие в школах искусств.

При обсуждении выступления других танцевальных коллективов необходимо: научиться видеть лучшее. Научиться высказывать замечания о недостатках в дружественной форме.

Деятельность руководителя можно определить как художественно-педагогическую. Во всех коллективах должна вестись полноценная учебно-воспитательская работа. Педагог-хореограф кроме основных знаний предмета, методики должен изучить педагогику, анатомию, быть способным анализировать душевную музыку, составлять участников. Иметь высокие собственные психологические и эстетические принципы, общую культуру, широкий кругозор.

Руководитель несёт полную моральную ответственность за всё, что происходит с участниками, как от учителя к ученикам, поэтому он должен быть примером.