Музыкальный размер танца танго

В какой стране зародился танец танго: история танца

Для того, чтобы понять душу и эмоциональность танго, нужно изучить его историю и ответить на вопрос, в какой стране зародился танец танго. Это слово имеет африканские корни и приблизительно переводится как «место встречи». На одном из африканских наречий «Tang» означает «касаться, приближаться». Достоверное значение этого слова точно никто не знает.

Возник танец танго в конце ХІХ века в кварталах Буэнос-Айреса и Монтевидео, где проживали эмигранты из африканских стран. В начальном варианте его танцевали только мужчины, и причем группами. Танцоры становились в ряды и, выполняя определенные танцевальные движения, постепенно двигались навстречу друг другу. Это был групповой вид танца. Парным, с участием мужчины и женщины, он стал гораздо позже. Родился танец танго в стране Аргентине на танцевальных вечеринках афрокреолов из смеси африканского танцевального направления кандомбэ и испанских, а также гавайских направлений. Во время празднований африканцев, часто доходило до серьезных драк, поэтому данные мероприятия стали запрещаться властями. Однако они все равно проводились подпольно. В данном варианте танца пары сходились и расходились в такт без телесных контактов друг с другом. Это направление подхватили жители пригородов и перенесли его в салуны.

Вскоре этот эмоциональный танец вырвался за пределы Латинской Америки. Новым этапом истории танца танго является его появление в Париже в начале ХХ века. Оно пережило настоящий бум популярности. Даже возникло специфическое течение «тангомания», которое определяло моду на вечеринки в этом стиле. Из Франции данное течение распространилось по всей Европе. Не обошлось без запретов. Официально он был запрещен в Италии, Англии, России, но, тем не менее, завоевал бешеную популярность.

Описание, стили и характеристика танго

Простое описание танца танго не передаст того дикого огня страсти, которое создают танцоры. Он больше напоминает небольшой спектакль двух актеров, который лучше посмотреть собственными глазами. В отличие от других танцев, в данном случае импровизация приветствуется и играет большую роль в эмоциональности исполнения. Принимая решение научиться танцевать аргентинский вариант, следует приготовиться к тому, что он может разбудить совершенно новые эмоции, о которых человек даже не подозревал. Каждое движение имеет глубокий смысл и выражает страсть.

Самые распространенные направления: аргентинское, финское, бальное. Наиболее известный аргентинский стиль имеет свои разновидности: лисо, орильеро, салон и другие. Финский стиль зародился в Финляндии, и имеет некие особенности, которые наложили местные танцевальные течения. Бальный вариант наиболее сложный и требует профессиональных навыков, он носит скорее спортивный характер.

Основные характеристики танца танго:

  • музыкальный размер 2/4;
  • количество тактов в минуту 32-33;
  • акцент исполнения на 1 и 3 удар;
  • движения — жесткие, резкие без замахов.

Выбрать ли данное танцевальное направление, и каким именно видом танго заниматься, ответы на эти вопросы можно найти, если увидеть собственными глазами исполнение того или иного варианта.

Чтобы исполнение выглядело захватывающе, партнерам необходимо выработать свой неповторимый стиль, ведь каждый лишний шаг или поворот могут изменить интерпретацию танцевального процесса. Даже опытные танцоры не могут в точности предугадать, какая последовательность движений выльется в очередном танце.

Программа дисциплины «Методика преподавания бального танца: Европейская программа»

Принцип отбора музыкального материала (музыкальный размер, темп, ритм) для проведения урока. Анализ музыкального материала (характер, стиль, манера). Музыкальные и хореографические формы. Определение понятия «музыкальная форма». Многообразие вариантов трактовок музыкальных форм. Музыкальные формы произведений европейских танцев.

Определение понятия «музыкальный стиль». Прослушивание и анализ структуры музыкальных произведений. Принцип отбора музыкального произведения для осуществления хореографической постановки. Анализ музыкального материала. Определение стиля и характера музыки. Единство идеи, темы музыкального произведения и хореографического урока по бальному танцу. Бережное отношение к музыкальному произведению. Использование музыкальных технических средств в педагогическом процессе.

Музыкальный размер танца «Медленный вальс» (3/4). Первый удар такта акцентирован. Каждый шаг делается на один удар музыки.

Музыкальный размер танца «Танго» (2/4). Оба удара акцентированы. Счет медленно равен двум ударам музыки, счет быстро – одному удару музыки.

Музыкальный размер танца «Венский вальс» (3/4). Первый удар такта акцентирован. Каждый шаг делается на один удар музыки.

Музыкальный размер танца «Медленный фокстрот» (4/4). Первый и третий удары такта акцентированы. Медленный шаг равен двум ударам музыки, быстрый шаг равен одному удару музыки.

Музыкальный размер танца «Квикстеп» (4/4). Первый и третий удары такта акцентированы. Медленный шаг равен двум ударам музыки, быстрый шаг равен одному удару музыки.

Тема 17. Методика последовательности раскладки основных фигур танцев Европейской программы

По мере обучения на теоретических занятиях методической раскладки основных фигур танцев европейской программы студенты должны последовательно излагать описание фигур. Рекомендуемая последовательность:

  1. Название фигуры танца.
  2. Исходное положение.
  3. Ведение (где оно необходимо).
  4. Описание степени поворота и направления (если исполняется поворот).
  5. Позиция ступни, шагов и работа стопы по направлениям.
  6. Ритм и счет каждого исполняемого шага.
  7. Законченная позиция фигуры.

Методика планирования проведения урока студентами. Цели и задачи урока по бальному танцу. Требования к составлению плана урока. План урока, построение и принципы ведения урока по бальному танцу: Европейская программа. Практический показ и раскладка основных фигур европейских танцев. Выявление темы и содержания урока. Построение урока в опре­деленном логически выстроенном порядке. Использование выразительных средств и прие­мов в проведении урока по бальному танцу. Организация проведения урока бального танца с использованием, как традиционных педагогических методов, так и специфических. Формиро­вание содержания методик проведения урока по бальному танцу на всех этапах обучения бальной хореографии.

Анализ урока. Разбор основных ошибок, методы их устранения.

Начальная форма обучения бальному танцу при изучении танцев европейской программы. Продолжительность занятий. Перспективы успешного обучения на первоначальном этапе обучения бальным танцам. Профессиональные качества педагога по бальному танцу. Прин­ципы, методы и формы начального обучения бального танца. Учёт возрастных и психофизи­ческих особенностей при обучении бального танца. Позиции рук, ног. Положение в паре. Требования к внешнему виду. Стилевые особенности костюма и обуви.

Игра – необходимый метод пробуждения творческих потенций, развития у ребёнка исполнительского мастерства на начальном этапе обучения бальному танцу. Формирование у детей на начальном этапе обучения эстетического отношения к действительности и танцевальному искусству.
Примерный репертуар для школ массового обучения
Для начинающих танцоров (1 год обучения):
«Медленный вальс»

  1. «Закрытые перемены с ПН и ЛН».
  2. «Правый поворот».
  3. «Левый поворот».
  4. «Правый спин поворот».
  5. «Виск».
  6. «Шассе из ПП».

«Квикстеп»

  1. «Четвертной поворот направо».
  2. «Правый поворот».
  3. «Прогрессивное шассе».
  4. «Лок вперед».
  5. «Правый поворот с хезитейшн».
  6. «Правый спин-поворот».

1. «Правый поворот».

  1. «Наружный свивл».
  2. «Фор-степ перемена».
  3. «Правый променадный поворот».
  4. «Открытый променад назад».
  5. «Виск».

«Венский вальс» – добавляются фигуры:

  1. «Левый поворот».
  2. «Перемена с правого на левый поворот».
  3. «Перемена с левого на правый поворот».

«Медленный фокстрот»:

  1. «Перо».
  2. «Изогнутое перо».
  3. «Ховер-перо».
  4. «Перо окончание».
  5. «Тройной шаг».
  6. «Изогнутый тройной шаг».
  7. «Правый поворот».
  8. «Открытый правый поворот из ПП».
  9. «Правый твист поворот».
  10. «Левый поворот».
  11. «Левая волна».
  12. «Перемена направления».

«Квикстеп» – добавляются фигуры:

  1. «Бегущее окончание».
  2. «Левый пивот».
  3. «Бегущий зигзаг».
  4. «Перемена направления».
  5. «Кросс-свивл».
  6. «Бегущий правый поворот».
  7. «Телемарк».
  8. «Импетус поворот».
  9. «Четыре быстрых бегущих шага».
  10. «Типпл шассе влево».
  11. «V-шесть».
  12. «Двойной левый спин».

Раздел 5. с овременные конкурсные (спортивные) бальные танцы

Общие положения. Область действия настоящих Правил. Спортивно-танцевальные дисциплины и виды соревнований. Формы и характер соревнований. Программа соревнований. Положение о соревнованиях. Организаторы соревнований.

Участники соревнований. Положение о спортсменах. Участники соревнований. Деление участников по классам. Допуск участников к соревнованиям. Права и обязанности участников. Костюм участника. Представители, тренеры и капитаны команд (пар).

Судейская коллегия. Судьи соревнований по спортивным танцам. Состав судейской коллегии соревнований. Главная судейская коллегия. Апелляционное жюри. Главный судья соревнований. Заместитель главного судьи. Арбитры соревнований. Главный секретарь. Секретариат. Судья-информатор. Судьи при участниках. Звукорежиссёр. Врач. Организатор соревнований. Техническая комиссия.

Правила судейства. Скейтинг. Оценка пар в предварительных турах соревнований. Оценка пар в финале.

Порядок организации и проведения соревнований. Регистрация участников. Информация о соревнованиях. Разминка. Представление участников соревнований, порядок выхода на паркет, начало и конец танца. Время проведения и продолжительность соревнований. Место соревнований и его оборудование. Протесты. Организация медицинской помощи.

Правила проведения соревнований. Музыкальное сопровождение. Порядок определения результатов на предварительных этапах соревнований. Этапы соревнований. Количество участников в каждом этапе. Заходы в предварительных этапах. Соревнования по отдельным спортивно-танцевальным дисциплинам. Соревнования по 10-ти танцам. Формэйшн. Командные соревнования.

Общие положения. Определение основных понятий. Общие ограничения. Возрастная категория. Класс мастерства. Классификационная группа. Классификационная книжка. Порядок присвоения классов мастерства.

Тема 22. Правила выполнения фигур танцев Европейской программы

Обязательная программа. Исполнение фигур в строгом соответствии с классификационными требованиями. При исполнения танца задействовать не менее 50% фигур определённого класса. «Начинающие» танцоры исполняют только обязательную программу. На классификационных соревнованиях по «Е», «D», «С», «В», «A», «S» классам главный судья путём открытой жеребьёвки определяет для каждого тура по одному танцу обязательной программы.

Соответствие произвольной программы с классификационными требованиями для всех танцевальных классов. Перечень запрещённых технических действий по произвольной программе к данным классам «Е», «D», «С».
Тема 23. Требования к костюмам для Европейской программы

«Начинающие», «Е», «D» – в соответствии с правилами категории «Ювеналы».

«Начинающие», «Е» – в соответствии с категорией «Ювеналы».

«D», «С» – в соответствии с категорией «Юниоры-1».

«Начинающие», «Е» – в соответствии с правилами «Юниоры-1».

«D», «С» – в соответствии с правилами категории «Юниоры-2», (фрак не допускается).

«В» и выше – в соответствии с правилами категории «Юниоры-2»

«Начинающие», «Е» – в соответствии с правилами категории «Юниоры-1».

«D», «С» – в соответствии с правилами категории «Взрослые» (фрак не допускается).

«В» и выше – в соответствии с правилами категории «Взрослые».

Тема 24. Виды, формы и характер соревнований по Европейской программе

Вид соревнований. Стандартные танцы. Соревнования совместно по двум видам: стандарт и латина. Формейшн. Секвей.

Формы соревнований. Классификационные. Рейтинговые. Классификационно-рейтинговые.

Характер соревнований. Личные. Командные. Лично-командные.

Тема 25. Критерии оценок жюри (судей) по спортивным бальным танцам

В соответствии с международными правилами сравнение исполнительского мастерства танцевальных пар проводится по следующим критериям: темп и основной ритм (музыкальность); линии корпуса (правильные элегантные линии пары, соответствующие характеру танца): движение (динамика – слитное исполнение фигур, движение, соответствующее характеру исполняемого танца); ритмическая интерпретация (четкая выразительность внутри такта); работа стопы (техника – точное исполнение фигур: направление движения ног по отношению к корпусу в различных позициях, работа стопы); эмоциональная отзывчивость на музыку – артистичность.

1. Осуществление практической деятельности в роли арбитра (деловые и проблемные игры и задания).

  1. Перечень примерных контрольных вопросов и заданий

для самостоятельной работы
Раздел 1. Бальный танец: Европейская программа

1. Ознакомиться с содержанием книги Ереминой М. Ю. «Роман с танцем». – СПб.: ООО ТФ «Созвездие», 1998 г., подготовить краткую характеристику танцевальной культуры XX века.

2. Классифицировать современную бальную хореографию в России.

1. Подготовить краткую аннотацию о возникновение и развитие танцев «Медленный вальс», «Танго», «Медленный фокстрот». Раскрыть характерные национальные особенности, стиль и манеру исполнения, пластические особенности танца.

АРГЕНТИНСКОЕ ТАНГО

[англ. Argentinian Tango]

1.Аргентинский национальный танец, сформировавшийся в конце XIX века в Буэнос-Айресе на основе испанских, кубинских и местных афро-аргентинских танцевальных элементов. Музыкальный размер – 4/4. Темп умеренный. Основной ритм и название танец позаимствовал от испанского Андалузского Танго, первоначальную хореографию – от аргентинской Милонги и кубинской Хабанеры. Мировую популярность танец получил в 1910-20-х годах. Затем в течение XX века на его основе появились другие формы Танго: эстрадные, бальные, конкурсные и спортивные. Аргентинское Танго до наших дней продолжает развиваться и приобретать новые стилевые разновидности.

2.Бальный танец импровизационного характера, развившийся в конце XX века на основе национального варианта Аргентинского Танго. Музыкальный размер – 4/4. Темп умеренный. Изучается в многочисленных клубах танцоров-любителей. По всему миру проводятся балы, конкурсы, семинары и вечера практики (милонги) Аргентинского Танго.

3.Обязательный танец в спортивных танцах на льду. Музыкальный размер – 4/4. Темп 24 такта в минуту. Начинается и заканчивается в открытой позиции. Исполняется на всем пространстве катка.

В середине XIX века в испанской Андалусии бытовала популярная форма народных песен, в которых пелось о жизни простых людей. Эта форма родилась в цыганское среде и получила название «Танго» [переинач. от исп. Danza Gitano — танец цыган]. Во время исполнения Танго певицы отбивали ногами ритм и прищёлкивали пальцами на манер кастаньет – фактически они танцевали. Однако эти движения были абсолютно не похожи на шаги современное Танго. Андалузское Танго [исп. Tango Andaluz] пользовалось большим успехом в 1855—1875 годах. Затем оно потеряло популярность в Испании, зато пришлось по вкусу жителям Аргентины и Уругвая, куда попало вместе с испанскими переселенцами. Но в Южную Америку были перенесены только музыка и стихи Танго. Его первоначальные движения были забыты.
Аргентина и Уругвая сегодня яростно спорят о приоритете в рождении современного Танго. Кое-кто утверждает, что Танго родилось в Уругвае и только позже прижилось в Аргентине. Они ссылаются, в частности на то, что самый проникновенный музыкальный образ Танго создал уругваец Херардо Матос Родригес в своей «Кумпарсите». Однако большинство танцевальных исследователей, соглашаясь с большой долей уругвайского участия, тем не менее, наиболее яркие страницы истории Танго связывают со столицей Аргентины – Буэнос-Айресом.

Слушать танго «Кумпарсита»:

В 1880-х годах танцевальная жизнь аргентинской столицы была достаточно разнообразной и живой. На великосветских балах ещё боролась за существование Кадриль. На городских публичных вечерах господствовали Вальс, Полька и Мазурка. А на улицах и в трактирах рождались совершенно новые танцы. В Аргентине куплеты Танго распевали даже уличные мальчишки. Полюбившуюся музыку исполняли также на танцевальных вечерах в пригородах Буэнос-Айреса. К этому времени там уже получили распространение две формы с тем же характерным ритмом: Милонга и Хабанера. По утверждению исследователей, ритмы Милонги, Андалузского Танго и Хабанеры основываются на одном источнике – на музыке европейских Контрдансов. Несмотря на единую ритмическую основу, они представляли разные музыкальные характеры. Андалузское Танго содержало в себе злую сатирическую энергию народных частушек. Танцевальные движения музыкально более драматичной Хабанеры были привезены с Антильских островов чёрными моряками-переселенцами. Что касается Милонги, то она являлась живой и весёлой формой музыки, получившейся из сочетания испанских мелодий, креольских интонаций и африканских синкоп. Из-за идентичности ритмов эти три, отличающиеся друг от друга, формы активно смешивались и, в конце концов, слились в единый танец, оставивший за собой название Танго.

Первоначально Танго развивалось исключительно в городских «низах» Буэнос-Айреса. Особенно славился этим танцем портовый район в устье реки Ла Плата. Ни один уличный вечер здесь не обходился без Креольского Танго [исп. Tango Criollo] или, как его ещё называли, «Байле кон Кортэ» [исп. Baile con Corte – букв. «танец с остановкой»]. В слегка переиначенном виде танец распространился через таверны и кафе по всему городу, где его стали называть Танго Портеньо [Tango Porteno – танго портовых жителей]. К концу 1880-х годов Танго нашло дорогу и в салоны среднего класса. Способствовали этому традиционные большие карнавалы, на которых избранная публика смешивалась с жителями городских окраин и танцевала простонародные танцы.

В 1890-х годах с Танго познакомили публику бальных залов Буэнос-Айреса. На него обратили внимание представители высшего общества. Их реакция была однозначной. Против Танго ополчились газеты: «Это сладострастный танец, пришедший из подозрительных районов»; «Можно подумать, что танцующие находятся под влиянием опия». Церковь объявила Танго грубым и непристойным танцем, а власти «изгнали» его из официальных праздничных программ. Танец ушел в подполье и приобрел ещё большую популярность среди населения.

В самом конце XIX века Танго пережило очередную трансформацию. В эту пору в Аргентину двинулся очередной поток переселенцев из Европы. Ехали в поисках лучшей доли эмигранты из многих стран, но особенно много их было из Италии. Селились они в основном в припортовых кварталах, и, в результате, настолько активно приобщились к Танго, что его название, в слегка переиначенном виде, – «тано» – даже стало их прозвищем. Итальянцы-тано выработали новую, более близкую к европейским танцам, манеру исполнения движений. Именно в этой манере Танго впервые продемонстрировали в Европе и в Северной Америке.

В момент первого появления В Европе, в начале 1900-х годов, Танго пользовалось дурной славой. Говорили о неслыханной «животности» этого танца. Приходили в ужас, узнавая, что его танцуют «обнявшись». Так продолжалось до тех пор, пока французский хореограф Камиль де Риналь не приспособил его к традициям французской бальной школы. После этого с 1909 года начался бурный рост популярности танца во Франции, а в последующие годы – во всем мире. В 1911 году появилось словосочетание «Аргентинское Танго».

Успех, который имело Танго в Париже, потряс Аргентину. Вследствие этого, танец наконец было допущен в высший свет Буэнос-Айреса, где все срочно стали говорить по-французски и одеваться по парижской моде. В фешенебельных районах города, как грибы после дождя, выросли Танго-салоны. С этого момента Танго стало национальным танцем Аргентины, хотя его дальнейшая судьба складывалась не гладко – у него были годы взлёта, были периоды падения. Так, после военного переворота 1930 года Танго в Аргентине объявили вне закона. В 1940-е годы ему вновь позволили свободно развиваться, а с 1955-го – опять запретили. В 1960-е популярность танца упала. Танго перешло в разряд музыкальной классики, к которой относились скорее с уважением, чем с наслаждением. Но, начиная с 1970—1980-х годов, неожиданно произошёл новый всплеск интереса к Аргентинскому Танго, теперь уже по всему миру. Танго-клубы возникли повсеместно. Во многих странах и сейчас активно действуют танцевальные семинары, проводятся балы и конкурсы, посвящённые исключительно этому танцу. В 1978 году Указом аргентинского правительства учреждён специальный праздник – «День Танго», отмечающийся ежегодно 11 декабря.

Истинное Аргентинское Танго не похоже на бальные разновидности танца с их ярко выраженными маршевыми ритмами. В Аргентинском Танго главное – мелодия. В зависимости от ее развития, ритм может превалировать, а может отойти на второй план, уступить место прекрасной музыкальной теме. Шаги Аргентинского Танго сильно отличаются от резких и дёрганых движений европейских собратьев, так как формируют очень мягкий, чувственный и обольстительный стиль. Милонгерос [исп. Milongueros – исполнители Аргентинского Танго] танцуют, сконцентрировавшись на переживаниях внутри пары. Они танцуют для себя, а не для зрителей. Для них Танго – это музыка ног, построенная на бесконечных вариациях и импровизациях, это диалог мужчины и женщины посредством выразительных движений и взглядов. Его можно справедливо назвать азбукой страсти. В Аргентине эту науку сегодня преподают в школах и университетах.

Смотреть видео: