Музыкальный танец для детей с движениями

Музыкально-танцевальные игры для детей младшего (среднего) возраста

Цель: помочь педагогическим работникам ДОУ и ГОУ наиболее интересно организовать досуг детей».

Задачи:

  • Обучающие – обучить танцевальным играм детей младшего (среднего) возраста.
  • Развивающие – развивать умение импровизировать, показывая во время танцевальной игры произвольные танцевальные движения.
  • Воспитательные – воспитывать чувство солидарности и взаимопонимания друг к другу через процесс участия в танцевальных играх.

1. Игра «Для самых маленьких»

Количество игроков: любое.

Дети повторяют за учителем слова и действия в медленном, среднем, а потом в быстром темпе; начиная говорить шёпотом, потом вполголоса и очень громко. Больше трёх раз повторять не рекомендуется.

Вперёд четыре шага,
Назад четыре шага,
Ножками потопаем,
Ручками похлопаем.
Глазками мигаем,
А потом попрыгаем.

2. Игра «Повтори за мной» или «Делай как я»

Количество игроков: любое.

Все становятся в круг, ведущий в центре под музыку показывает движения, а игроки за ним повторяют. Музыка меняется, ведущий тоже. Выбирать ведущего может как учитель, так и сами дети.

3. Игра «Ручеёк»

Количество игроков: не меньше 9 человек.

Игроки становятся парами одна позади другой, изображая высокие ворота. Водящий под музыку проходит под воротами, выбирая себе пару, затем становится впереди всех пар. Вновь оставшийся без пары становится водящим. Водящих может быть несколько.

4. «Игровой модный рок»

Количество игроков: не меньше 8 человек.

Игроки становятся парами в кругу лицом друг к другу. Ведущий заранее показывает движения, которые надо будет выполнять под музыку: приставные шаги вправо-влево на четыре счёта (с ударом на «4»), затем 4 шага назад (с ударом на «4» и хлопком в ладоши), потом 4 шага вперёд, но возвращаясь не в свою пару, а смещаясь влево – к новому партнёру (партнёрше). Затем движения выполняются в музыку.

5. Игра «Встаньте в круг по . »

Количество игроков: не меньше 8 человек.

Звучит музыка, дети танцуют произвольно, стоя в общем кругу. По хлопку водящего или остановке музыки игроки должны перестроится в круг из того количества участников, которое назовёт водящий, и снова танцевать, но уже в новом составе.

6. Игра «Запрещённое движение»

Количество игроков: любое.

Дети встают в круг танцевать. Учитель сообщает, что будет показывать произвольно под музыку движения, которые ребята должны будут повторять, но одно из них – запрещённое, и его повторять не нужно. Выйдет из круга тот, кто повторит запрещённое движение. Затем водить уже может кто-нибудь из детей, придумывая самостоятельно запрещённое движение.

7. Игра «Большая прогулка»

Количество игроков: не меньше 8 человек .

Игроки становятся парами по кругу. Ведущий заранее показывает движения, которые надо будет выполнять под музыку: дети, держа друг друга за руки, идут по кругу 6 шагов, на «7-8» поворачиваются друг к другу, затем на 4 счёта расходятся, хлопают 3 раза, топают 3 раза и сходятся, смещаясь влево – к партнёру — соседу. Затем движения выполняются в музыку.

8. Игра «Заглядывание»

Количество игроков: любое.

Все стоят в кругу, под музыку танцуя. А двое сидят на стульях в центре спина к спине, изображая танец на стуле. Музыка останавливается, танцоры должны повернуть голову влево или вправо. Если они повернутся в одну сторону, то уйдут танцевать в круг, а на их место придёт новая пара по выбору учителя. Если те, что на стульях, повернутся в разные стороны, то будут находиться там до тех пор, пока их поворот головой не совпадёт. Если и после третьего раза танцоры на стульях не посмотрят в одну сторону, то, по просьбе учителя, они должны будут освободить стулья для другой пары.

9. Игра «Танец на стуле»

Количество игроков: любое.

Дети сидят на стульях, которые стоят в ряд. Учитель тоже сидит на стуле напротив ребят и под музыку показывает произвольные движения. Дети стараются успеть повторить за учителем. Музыка останавливается, учитель приглашает на своё место кого-нибудь из желающих.
Новый водящий показывает свои движения, и все за ним повторяют, затем своё место освобождает другому водящему. Музыка может быть разной.

10. Игра «Кто первый?» (со скакалкой)

Количество игроков: любое.

Дети сидят на стульях, которые стоят в ряд. Двое водящих сидят на стульях перед ними спинами друг к другу на расстоянии и под музыку танцуют. А на полу под их стульями лежит скакалка так, чтоб, нагнувшись вниз, водящий смог дотянуться рукой и во время остановки музыки вытянуть скакалку в свою сторону. Музыка останавливается и, тот, кто первый вытягивает скакалку в свою сторону, остаётся на месте, выбрав себе нового соперника. Музыка может быть разной и звучать не долго.

11. Игра «Если весело живётся, делай так»

Количество игроков: любое.

Ведущий поёт и показывает, что нужно делать, а игроки повторяют. Движения могут быть любые.

Если весело живётся, делай так (показывает первое движение).
Если весело живётся, делай так (показывает второе движение).
Если весело живётся, пусть нам солнце улыбнётся.
Если весело живётся, делай так (показывает третье движение).

Затем водящий меняется. Водящим может быть кто-нибудь из детей.

12. Танцевальная игра «Водим хороводы»

Количество игроков: от 6 человек.

Участники встают в круг, а ведущий задает им вопрос: «Наши уши хороши?». Ответ: «Хороши». Вопрос: «А у соседа?». Ответ: «Лучше!». Каждый участник берет за уши соседей справа- слева, и все танцуют по кругу, приговаривая: «Мы танцуем от души- от души! Наши уши хороши-хороши!» (2 раза). И далее ведущий называет другую часть тела, например: локотки, руки, ноги, колени, лопатки. Ведущим может быть любой, но после того, как все участники запомнят правила игры.

Второй вариант «Лавата»

Количество игроков: любое.

Ведущий: Давайте разучим слова нашей песни:

Дружно мы танцуем тра-та-та
Танец наш веселый Лавата (2 раза повторить).

Ведущий: «Наши руки хороши! А у соседа лучше!». (Все берутся за руки и поют.)

И т. д., каждый раз меняя положение рук. («Голова хороша, уши хороши, колени хороши» и т. д.)

13. Танцевальная игра «Как мы умеем танцевать»

Количество игроков: от 5 человек (с верёвкой или скакалкой).

Участники игры выстраиваются в ряд. Включается музыка, желательно веселая. Участники начинают танцевать. В это время любые двое натягивают веревку и идут в сторону танцующих. Задача игроков — перешагивать каждый раз, не задевая веревки, которую с каждым разом поднимают всё выше и выше. Тот участник, который продержался дольше всех, является победителем.

14. Танцевальная игра «Танец встреч и расставаний»

Количество игроков: любое.

Во время очередного динамичного танца, который дети, как правило, исполняют в общем кругу, ведущий предлагает выбрать солиста и солистку. Как только таковые окажутся в центре всеобщего внимания, ведущий пояснит, что эта пара будет танцевать в центре круга недолго. Как только музыка прервётся (а она обязательно прервётся секунд через 20–30, об этом позаботится диджей), партнёр, под бурные аплодисменты танцующих, попрощается с партнёршей и пригласит в круг вместо себя другого солиста. Музыка снова зазвучит, и все зааплодируют главной паре в обновленном составе. Но — снова пауза, и на этот раз партнёрша под аплодисменты собравшихся поблагодарит за танец партнёра, а вместо себя пригласит другую солистку. Так в солирующей паре меняются по очереди партнёр и партнёрша, и сохраняется интрига: кто же будет следующим?

15. Танцевальная игра «Партнёры и партнёрши»

Количество игроков: 6 девочек и 5 мальчиков.

Мальчики становятся в круг, можно, чтобы не подглядывали, спинами друг к другу. Включается музыка, и девочки начинают танцевать (бегать) по кругу вокруг партнёров или от партнёра к партнёру. Как только музыка заканчивается, каждая девочка должна встать перед партнёром. Та, кому партнёра не хватило, выбывает и забирает с собой одного из партнёров.

Второй вариант: партнёрши стоят, а партнёры вокруг них танцуют.

Третий вариант: «Музыкальные стулья». Стульев должно быть на один меньше, чем участников. Правила игры те же.

16. Игра «Музыкальные предметы» (шляпы, шары, подарки, игрушки)

Количество игроков: любое.

Количество предметов должно быть на один меньше, чем игроков.
Вариант игры: передают под музыку шарики, а их на один меньше, чем участников. Музыка останавливается, и выходит тот, у кого нет шарика. Если шарик лопнул, то игрок тоже выходит из игры. Или вместо шаров игроки передают и надевают на себя шляпы. Причем можно самому снимать с другого игрока шляпу, а не ждать, пока ее передадут. Во время остановки музыки выходит тот игрок, у которого не будет в руках предмета.

Второй вариант: передавать один предмет. И во время остановки музыки выходит тот игрок, у которого в руках будет оставаться предмет. Кто последним останется без предмета, тот и станет победителем.

Третий вариант: если играть с подарком, то его заберет тот, у кого этот подарок останется по окончании музыкального отрывка. Так можно интересно раздать подарки.

17. Танцевальная игра «Арам-зам-зам»

Количество игроков: любое.

Игроки становятся в круг и под руководством учителя разучивают движения: на фразу «арам-зам-зам,арам-зам-зам» делаем 3 хлопка по коленкам с повтором; на фразу «гули-гули-гули-гули-гули» делаем «ролли-полли» – вращение согнутыми перед собой руками по кругу от себя (пальцы собраны в кулачки); на фразу «рам-зам-зам» – повторяем первое движение; первое и второе действия ещё раз со словами повторить; затем на фразу «арафик- арафик» делаем наклон корпуса вперёд со скрещенными на груди руками
(два раза); потом повторяем действия на фразу «гули-гули-гули-гули-гули-рам-зам-зам». Выучив слова и движения, танцуем под музыку: на месте, двигаясь по кругу, в паре напротив друг друга.

18. Танцевальная игра «Праздничный поезд»

Количество игроков: любое.

Дети становятся друг за другом, держась за руки (за бёдра соседа). Учитель впереди всех – водящий. Звучит музыка, все начинают двигаться за водящим, повторяя за ним движения, которые он делает произвольно, добавляя фразы: «Лево руля! (повернуть налево.) Право руля! (повернуть направо) Горы! (подняться на носочки.) Тоннель! (присесть или наклониться.) Передний ход! (Двигаться вперёд.) Задний ход! (двигаться назад.) Остановка!» (меняется водящий.)

Второй вариант «Танцевальная змейка»: водящий на ходу придумывает движения без фраз, а остальные за ним повторяют. Когда музыка прервётся (через 20 сек.), водящий уходит в конец змейки, а новым водящим становится его сосед прежнего.

19. Игра «Танцевальная фигура замри»

Количество игроков: любое.

Ведущий стоит спиной к игрокам и произносит слова:

Весело хлопаем – раз.
Здорово прыгаем – два.
Кружимся,кружимся – три.
Танцевальная фигура замри.

Игроки в это время хлопают в ладоши, прыгают, кружатся, а затем замирают на месте в танцевальной позе. Ведущий поворачивается и выбирает на своё место того, чья танцевальная фигура ему понравилась.

Второй вариант: вместо слов ведущего звучит музыка – дети танцуют. Музыка прерывается, ведущий выбирает нового ведущего.

Музыкально-ритмические движения. Описание Танцев.

Галина Нижельская
Музыкально-ритмические движения. Описание Танцев.

«Весёлая мышка» (исполняет М. Леванова)

/Для детей средней группы/

(Девочки – «мышки» сидят в линеечку, лицом к зрителям)

Вступление: 1. Сидя на коленках, попа на пятках, выполняют ритмичную «пружинку».

2. «Скребутся лапками» перед собой.

В конце пересаживаются, вытягивая ноги перед собой.

1 куплет: 1 – 4 строчка: Хлопают поочерёдно ладошками по коленкам.

5 — 6 строчка: Стучат носочком по полу

7 – 8 строчка: Выполняют «Моталочку» руками перед грудью.

Проигрыш: Встают на ноги и перестраиваются друг за другом, берут за кончик юбочки впереди стоящего (за «хвостики»)

2 куплет: 1 – 4 строчка: Идут «семенящим» шагом на носочках «змейкой»

5 – 8 строчка: «Рассыпаются» по залу, гуляют.

Проигрыш: Находят свободные места в рассыпную, шагают на месте.

3 куплет: 1 – 4 сточка: Поочерёдно выставляют ногу на пятку, при этом «лапки» поднимают, согнутыми в локтях. Опускают, приставляя ногу на место.

5 – 8 строчка: Выполняют руками «моталочку» перед собой.

Проигрыш: Шагают на месте, кружатся.

Поочерёдно поднимают и опускают прямые руки, растопырив пальцы.

«Петухи запели» (исп. Шоу-группа «Улыбка»)

/Для детей средней группы/

(Участвуют все дети, в шапочках домашних животных)

Вступление: 1. Сидят на коленках, руки под щёчку, «спят».

Постепенно «просыпаются», потягиваются, встают на ноги.

2. (веселая) Шагают на месте, энергично взмахивая руками.

1. куплет: 1 – 2 строчка: Руками изображают игру на дудочке.

3 – 6 строчка: Ходят врассыпную по залу как петушки (высоки поднимая ногу согнутую в колене и разводя руки – «крылышки» в стороны).

Припев: «Кудах – тах – тах…» — машут руками согнутыми в локтях, кулачки перед грудью

«Ку – ка – ре – ку…» — Хлопают, выполняя «пружинку».

«Ку – ка – ре – ку…» — Поочерёдно выбрасывают руки вверх, растопырив пальчики.

2. куплет: Ложатся на живот, придерживают голову ладошками, машут ногами, сгибая их в коленках (загорают).

Припев: Движения те же, только сидя на коленках.

Проигрыш: Повторяют игру на дудочке.

Ходят врассыпную как петушки.

«Танец Гномиков и кукол» /для детей средней группы/

(Участвуют мальчики – «гномики» и девочки – «куколки» 6 – 8 пар)

Вступление: Дети стоят парами, лицом друг к другу. Руки на поясе и за платье.

Выполняют «пружинку» с полуоборотом.

1 Куплет: а) Взявшись за руки, выполняют «Пилочку» с «пружинкой».

б) Кружатся в паре, держась за руки и разведя их в стороны.

Припев: Снова стоят лицом друг к другу, руки перед грудью, «полочкой»

«Гномики, гномики…» — Поочерёдно раскрывают одну руку в сторону, затем другую.

«Маленькие гномики…» — Закрывают руки поочерёдно в «полочку».

«Приходите…» — Стучит «молоточками» — кулачок о кулачок с одной стороны, с другой.

2 Куплет: Сидя на коленках, лицом друг к другу, держатся за руки и выполняют «Качельку» (качаются вперёд – назад)

Припев: (как в первом припеве, только сидя)

Проигрыш: Мальчики, веселым шагом уходят за ёлку (прячутся)

В это время, девочки, лицом к зрителям «удивляются» (приподнимают и опускают плечи с пружинкой с полуоборотом).

«Смотрят в даль», поставив руку «козырьком», в одну сторону, в другую.

3 Куплет: Девочки, веселым шагом идут за ёлку, там строятся с мальчиками «паровозиком» и выходят топающим шагом из – за ёлки на полосочку.

На окончание, поднимают руки – «фонариками» вверх.

«Есть друзья» (исп. Группа «Барбарики»)

/Для детей подготовительной группы/

У центральной стену с двух сторон стоят 4 – девочки и 4 – мальчика

Вступление: На каждую фразу выбегают подскоками 1 мальчик и 1 девочка.

Двигаются крест — накрест на обозначенные места. На последнюю фразу все присаживаются на корточки.

1 Куплет: Поочерёдно встают по номерам, начиная с 4 –го. При этом руки вверху помахивая кистями, поочередно отрывая пятки от пола.

В конце все опускают руки вдоль туловища.

«…Воскресенье, суббота…» — выставляют ногу на носок в сторону друг к другу, поворачивая голову. Приставляют ногу на место. Выставляют другую ногу в другую сторону друг от друга. (повторяют движение)

Припев: «Есть друзья.» — Двигаются боковым галопом, меняясь местами.

«…для них» — Выставить ногу на пятку, в полуобороте друг к другу, покрутить пяткой.

Боковым галопом вернутся на свои места. Выставить ногу на пятку и покрутить.

2 Куплет: Дети в своих колоннах двигаются шагом вперёд и встречаются в центре каждый со своей парой. Хлопают друг друга по ладошкам (приветствуют) и проходят на свои места.

Припев: Движения повторяются.

3 Куплет: Разбегаются врассыпную по залу, играют, резвятся.

В конце собираются свободной группой у центральной стены зала и поворачиваются в левый угол зала.

Припев: Двигаются в левый угол весёлым шагом, на окончание хлопок. Двигаются спиной и хлопок

На вторую фразу двигаются в правый угол и хлопок, затем спиной и хлопок.

На окончание: Возвращаются в колонны, пританцовывают. В конце выставляют ногу на пятку друг к другу, протягивая руку с поднятым большим пальцем (здорово).

Танец «Саночки» под муз. «Зимушка»

/для старшей, подготов. группы/

Вступление: Дети стоят парами вокруг ёлки как «саночки» (девочка за мальчиком, держась за руки. Выполняют «пружинку», выглядывая друг на друга.

1 Куплет: Двигаются «высоким шагом» по кругу (мальчики катают девочку на «саночках»). В конце останавливаются и поворачиваются лицом друг к другу.

Припев: а) Выполняют один хлопок, затем хлопок о ладоши друг друга – повтор 2 раза. Кружатся «лодочкой», меняясь местами.

б) Выполняют движение «сарафан» (Выставляют пятку, разводя руки) в одну сторону, в другую. Кружатся «лодочкой», снова меняясь местами.

2 Куплет: «Саночками» двигаются в другую сторону (девочка «катает» мальчика).

Припев: Те — же движения, как в первом.

Проигрыш: Все выбегают перед ёлкой, свободно танцуют.

«Мы в поезде» (исп. Шоу-группа «Улыбка»)

/для средней или старшей группы/

(Участвуют все дети, делятся на 2-3 ряда – это «вагончики»)

Вступление: Сидя лицом на уголок, ноги вытянуты вперёд.

1. «Велосипед» — поочерёдно сгибают и разгибают ноги.

2. Стучат кулачками два раза по коленкам, два раза по плечам. – повторяют.

3. «Моторчик» — крутят кулачки перед грудью.

4. Садятся на коленки, руки «полочкой» (ладошка на ладошку, подставляют под подбородок (смотрим в окошко, при этом «пружинят» и покачивают головой.

1 Куплет: 1 – 2 строчка: Сидят, «смотрят в окошко».

3 строчка: Разводят правую руку в сторону, затем левую

Правая рука «полочкой», левая рука «полочкой».

4 строчка: Выполняют круговые движения «полочкой».

Припев: 1 – 2 строчка: Кулачки по коленкам 2 раза, по плечам. – повторять.

Проигрыш: Встают и перестраиваются «Паровозиком».

2 Куплет: 1-3 строчка: Двигаются «змейкой», «топающим шагом».

4 — разбегаются повсюду, находят свободное место.

Припев: Повторяется врассыпную.

Проигрыш: Бегают, веселятся, в конце руки поднимают вверх.

«Танец цыплят» под муз. «Курица»

/для младшей или средней группы/

Вступление: Дети сидят на корточках (как цыплята в гнёздышках).

Постепенно встают (вырастают).

1 Куплет: Гуляют врассыпную, руки – «крылышки» слегка отведены назад, помахивают.

Припев: «Ко – ко…» — Наклон вперёд, руки отвести назад. Выпрямиться.

«Вот как…» — Прыгают на месте на носочках, слегка взмахивая крылышками. — Всё повторит еще раз.

«Ко –ко…» — Наклон вперёд – «клюют», выпрямиться.

«Вот как…» — Виляют «хвостиками», слегка присев. – повторяют.

2 Куплет: а). Подставив ладошку к правому уху «слушают», слегка потянувшись вправо. Затем «слушают в другую сторону.

б). «Шалят» — двигаются лёгким бегом на месте, «гребутся» лапками перед грудью.

Припев: Те же движения.

3 Куплет: Перестраиваются друг за другом на «дорожку», берутся за «хвостики», идут «змейкой». В конце куплета быстро рассыпаются по залу.

Припев: Те же движения.

Окончание: Гуляют шагом вокруг своего воображаемого «гнёздышка».

Поднимают руки к солнышку.

Танец «Хоровод» (исп. Шоу группа «Улыбка»)

/для подготовительной группы/

Дети стоят в парах, лицом к зрителям, ц руках султанчики.

Вступление: Постукивают поочередно пяточками, султанчиками встряхивают перед собой. В конце руки опустить вниз, с правой стороны.

1 Куплет: 1. Двумя руками обрисовать круг справа через верх и опустить с левой стороны, чуть присесть. Тоже в другую сторону.

2. Кружатся вокруг себя на прыжках, султанчики перед собой или над головой.

3 – 4. – Повторить 1 и 2. Повернуться парами лицом друг к другу.

Припев: 1. Выпад друг к другу одной ногой, султанчики соединить вверху. Вернуться в исходное положение.

2. Поменяться местами на беге или подскоках.

Повторить еще раз.

Маленький проигрыш: В паре прячутся друг за друга (девочка за мальчиком).

2 Куплет: 1. «Выглядывают», наклоняясь, мальчик в одну сторону, девочка в другую. И наоборот — повтор 4 раза.

2. Девочка оббегает мальчика и становятся лицом друг к другу.

Припев: Те же движения.

Проигрыш: Весело двигаются вокруг ёлки.

Припев: Те же «выпады», только в кругу, к ёлке.

На повторение: Выбегают перед ёлкой, руки поднимают вверх.

Танец с ленточками «Лучики» /для старшей, подг. группы/

Вступление: Дети стоят парами врассыпную, лицом к зрителям, помахивая ленточками внизу, выполняют «пружинку»

1 Куплет: а). «Выпад» вправо, руки завести «крестиком» над головой. Вернуться в исходное положение. «Выпад» влево, руки «крестиком» над головой.

б). Кружатся на подскоках.

Повторить а) и б).

Припев: Снизу вверх «змейка» ленточками перед собой. Взмахи над головой «крестиком».

«Змейка» ленточками сверху вниз, внизу «ветерок».

На повторение: Правой ногой шагнуть в сторону, потянуться обеими руками вправо вверх, поиграть ленточками. При этом левая нога на месте на носочке. Плавно «перекатиться» на левую ногу и перевести снизу вверх руки. Правая нога остаётся на носке. В паре повернуться лицом друг к другу. Ленточки внизу, пружинка», «ветерок».

2 Куплет: — Шаг одной ногой друг к другу, поднимают руки «крыша», другая нога остаётся сзади на носочке. Возвращаются в исходное положение.

— На подскоках меняются местами.

— Повторяют движение «крыша».

— Снова меняются местами, возвращаясь на своё место.

Повернуться лицом к зрителям.

Припев: Движения те же.

Проигрыш: Перестроиться в общий круг на легких подскоках.

Припев: — Девочки лёгким бегом двигаются в центр круга, образуя маленький кружок, подняв ленточки, выполняют «крестик» над головой. В конце резко присаживаются, опустив ленточки.

— Мальчики двигаются ток же и останавливаются за девочками. В конце присаживаются. А девочки встают и поднимают ленточки вверх, машут «крестиком». – Повторяют все движения еще раз.

На окончание: «Рассыпаются» по всему залу, находят свободное место.

В конце ленточки поднимают над головой или подбрасывают.

Блок музыкальных занятий. «Лесная сказка», для детей средней группы, занятие №7 «Теремок» МУЗЫКАЛЬНО ЗАНЯТИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ № 7 Тема: «Теремок» Цель: Развитие способности к импровизации в различных видах музыкальной.

Полька для старшей группы. Здравствуйте, уважаемые коллеги! Меня зовут Юлия. Я работаю музыкальным руководителем в детском саду. Опыт у меня небольшой, но уже есть.

Учебно-методический материал по музыке (младшая группа) на тему:
Учебная программа по музыкально-ритмическим движениям для детей 3-4лет «Танцевальный башмачок»

В представленной программе по музыкальному воспитанию дошкольников пропагандируется идея воспитания и развития гармоничной личности ребёнка средствами музыкального искусства и музыкально- художественной деятельности. Программа представляет собой оригинальную разработку перспективного планирования танцевальных занятий.Программа может быть использована как составляющая часть творческого, эстетического, умственного развития детей. К программе прилагаются учебно-тематический план для детей 3 — 4 лет и музыкальный репертуар, который может использоваться в ходе занятий.

Предварительный просмотр:

ПО МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИМ ДВИЖЕНИЯМ

ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-4 лет

Музыка — один из ярких и эмоциональных видов искусств, наиболее эффективное и действенное средство воспитания детей. Она помогает полнее раскрыть способности ребенка, развить слух и чувство ритма, научить его правильно воспринимать язык музыкальных образов.

А.Артоболевская, выдающийся музыкальный педагог, в статье «Первая встреча с музыкой», утверждает, что музыкальные способности детей проявляются и развиваются прежде всего через движение с музыкой.

Приобщение малышей к музыке идет различным путем. В сфере музыкально-ритмической деятельности оно происходит посредством доступных и интересных упражнений, музыкальных игр, танцев, хороводов, помогающих ребенку лучше почувствовать и полюбить музыку, проникнуться ее настроением, осознать характер произведения, понять его форму, выразительные средства. Необходимо поэтому возможно раньше начать вовлечение детей в интересную для них, увлекательную деятельность-

музыкальное движение, ритмику.

Дети младшего дошкольного возраста чрезвычайно непосредственны и эмоциональны. Движение, особенно под музыку, доставляет им большую радость, хотя движения малышей еще недостаточно точные и координированные, плохо развито чувство равновесия, поэтому объем и разнообразие двигательных упражнений невелики и все они носят игровой характер.

Музыкальное движение объединяет все виды движений, связанные с музыкой: основные движения (к ним относятся все виды ходьбы, бега, прыжков), музыкально-образные упражнения, этюды, танец.

Освоение основных движений в этом возрасте происходит с помощью

специальных подготовительных упражнений (они проводятся без музыки),

которые, развивая костно-мышечный аппарат, в наибольшей мере способствует физическому развитию детей. Дети младшего дошкольного возраста постепенно овладевают всеми видами основных движений, происходит их количественное накопление, без отработки качества выполнения движений. На танцевальных занятиях идет работы и над освоением простейших танцевальных движений. Специальное внимание уделяется мимике, пантомиме, выразительному жесту, позволяющим создавать пластические этюды. Эта работа идет без музыкального сопровождения.

Особым и очень важным в этом возрасте является раздел, связанный с развитием ориентировки в пространстве. Дети учатся строить «цепочку», круг, осваивают движения в парах, приобретают свободу движений в пространстве зала.

Все эти виды двигательной работы при всей их значимости являются

лишь подготовительными к музыкально- образным этюдам, танцам и музыкально двигательной импровизации.

Всем известно, что танцевать дети хотят с самого раннего возраста, поскольку испытывают постоянную потребность в движениях. Красивая,эмоциональная музыка доставляет детям радость, поднимает настроение,

вызывает желание двигаться под нее.

Танец – именно и есть та форма самовыражения, которая так необходима детям. Через танец дети начинают знакомство с жанровыми понятиями музыки: вальс, полька, марш, русский народный танец. Необходимо объяснить детям, что музыка неразрывно связана с движением, что она «душа танца» и сама подсказывает характер танцевальных действий. Можно озорно, весело скакать или неторопливо двигаться в хороводе, весело притопывать каблучками.

Чутко откликаясь на музыку и овладевая навыками танцевальных движений, дети увлеченно и с удовольствием принимают участие в создании композиций танца.

Танец украшает любой детский праздник, является выражением эмоций, настроения в движениях. С помощью танца можно изобразить растущий цветок, листопад, озорное настроение в танце с леденцами, с балалайками, красоту плавного хоровода и поэтического вальса.

Танец имеет большое воспитательное значение. Осваивая его, занимающиеся не только разучивают движения, но и создают художественный образ, а для этого нужно понимать музыку и замысел автора, найти характер движений. Танец оказывает большое эмоциональное воздействие на исполнителей и зрителей, поэтому его нужно использовать широко, как средство художественного, эстетического и нравственного воспитания детей.

Танцы и танцевальные упражнения могут быть одним из наиболее эффективных средств тренировки детского организма. Используются, как средство тренировки и расслабления, эмоциональной разрядки, снятия физического и нервного напряжения, развития ритмичности и координации движений.

Танцевальные упражнения могут применяться в начале занятия для общего «разогревания» организма и подготовки его к предстоящей работе, а также с лечебными целями.

Танцы являются хорошим средством борьбы с гиподинамией, оказывают благоприятное влияние на сердечно — сосудистую, дыхательную и нервную систему организма, позволяют поддержать гибкость позвоночника, содействуют подвижности в суставах и развивают выносливость. Они способствуют формированию правильной осанки, красивой и легкой походки, плавности, грациозности и изящества движений. С помощью танцевальных движений можно воспитывать внимание, умение ориентироваться во времени, пространстве, способствовать развитию ловкости и координации движений.

Танцующий ребенок испытывает неповторимые ощущения от свободы и легкости движений, от умения владеть своим телом; его радуют точность и красота, с которыми он выполняет танцевальные упражнения. Сам танец совместно с музыкой имеет психотерапевтический потенциал и воздействует на занимающихся через все органы чувств , и особенно – через нервную систему. Отсюда появляются различные направления танцевальной психотерапии, основная цель которой – принести облегчение детям с неустойчивой нервной системой, эмоционально перегруженным.

Занятия ритмикой способствуют физическому развитию детей: совершенствуется координация движения, улучшается осанка, повышается жизненный тонус, что создает у ребенка бодрое, радостное настроение и

Благоприятно сказывается на состоянии организма в целом.

Занятия ритмикой с детьми 3-4 лет, имеющими слуховые, речевые, двигательные и интеллектуальные нарушения способствуют решению и коррекционных задач. Одним из видов речевой работы является логоритмика.

Эти занятия включают двигательные, речевые и дыхательные упражнения, пальчиковые и подвижные игры, упражнения на развитие внимания и памяти, танцы под ритмодекламацию, простую артикуляционную гимнастику, песни и стихи, сопровождающиеся движениями, упражнения на релаксацию.

Большое значение на логоритмических занятиях имеет музыка. Дети выполняют движения под музыкальное сопровождение с четко выраженным ритмом. Педагог должен постоянно обращать внимание на точность выполнения. Амплитуда и темп упражнений согласовывается с динамикой звучания музыки. Разучивание танцевальных движений проводится поэтапно.