Национальные танцы в индии

Индия — Национальный танец. Индия — большая страна, и в ней живет большое количество этнических и лингвистических групп. В этой стране встречается огромное. — презентация

Презентация была опубликована 5 лет назад пользователемnashaucheba.ru

Похожие презентации

Презентация на тему: » Индия — Национальный танец. Индия — большая страна, и в ней живет большое количество этнических и лингвистических групп. В этой стране встречается огромное.» — Транскрипт:

1 Индия — Национальный танец

2 Индия — большая страна, и в ней живет большое количество этнических и лингвистических групп. В этой стране встречается огромное разнообразие и богатство народной музыки и танцев. В каждом штате танцуют народные танцы. У каждого танца свой характер, свой костюм. Танцы северных штатов очень сильно отличаются от танцев юга.

3 Народные танцы тесно связаны с событиями жизненного цикла, с явлениями природы. Рождение, свадьба, окончание сбора урожая – вот важнейшие события, сопровождающиеся исполнением танцев.

4 Танцевать в Индии умеют и любят. Многие индийцы в детстве обучаются какому- нибудь стилю классического танца или игре на музыкальных инструментах, а народные танцы танцуют практически все.

5 Во многих районах Индии танцуют танец со свечами или светильниками — огонь считается священным и приносит очищение. Раз в году в Индии празднуется Праздник огней, когда силы добра побеждают зло. Символом победы и очищения является огонь. Поэтому в заключение концертов в Индии любят танцевать танец со свечами. Пластика этого танца завораживает. В движениях рук можно узнать укачивание ребенка, сбор и посадку риса, или девушку, смотрящуюся в зеркало.

6 Традиции индийского танца насчитывают более 5000 лет

7 Танцевальное искусство Индии родилось в древности как ритуал, и долгое время было достоянием храмов. В храмах и сейчас есть площадки для ритуальных танцев, а на стенах присутствуют изображения танцующих.

8 Существуют правила позиций ступней. Танцовщиков обучают также спиралевидным движениям и прыжкам. Есть правила (мудра и хаста), определяющие язык кистей рук, туловища, плечей, предплечий, шеи. Существует 24 типа движений одной кистью, 13 типов движений двух кистей рук, 10 движений руки целиком, 5 типов движений для грудной клетки и по 5 типов для торса, живота и бедер. Есть типы движений для бровей, а также 36 типов взглядов.

9 Индуиский танец тесно связан с проявлением эмоций. Почти все индуистские танцы исполняются босиком – традиции, пришедшие из истории, т.к. в храм можно было заходить исключительно босиком. Индийский танец — это и духовная практика, и система управления собственным телом. Индийский танец – зрелище праздничное и захватывающее, за которым стоят годы тренировок. На разучивание танцевальных движений уходят 5-9 лет. Основа основ храмового танца Индии – 108 поз Шивы.

10 Четыре стиля индийского танца считаются классическими: Бхарата-Натьям, Катхак, Катхакали и Манипури.

11 По своему происхождению это религиозные танцы. Каноны классического танца описывают специальные движения головы, глаз, шеи, бровей, ног, тела, различные виды танцевальных движений и язык мимики и жестов.

12 Бхарата-Натьям. Из всех стилей индийского классического танца Бхарата-натьям считается самым древним. Бхарата- натьям — танец-молитва, танец- разговор, исполнявшийся в храмах Шивы. Само слово «Бхарата-натьям» переводится как «индийский танец». Все движения в Бхарата-натьям исполняются строго по геометрическим траекториям, что придает танцу линейность. Глаза, голова и руки танцовщицы как бы рисуют круги, прямые линии и треугольники. В древности эти движения носили характер магического действия.

13 Катхакали. Кахкали — рассказ-искусство, пантомимический танец- драма. По традиции исполнителями катхакали могут быть только мужчины и выступления должны быть групповыми.

14 Манипури. Манипури — танец, посвященный богу Кришне, изображает отношения между богом Кришной и его женой Радхой. Как правило, танец исполняют мужчины и женщины, находясь в кругу или полукруге. Исполнение сопровождается песнями из «Гита Говинда».

Индийский костюм

Национальные костюмы Индии очень разнообразны и меняются в зависимости от национальной принадлежности, географии, климата и культурных традиций. Материалы, применяемые для изготовления одежды, имеют различную структуру плетения, толщину волокон, цвет и характерный орнамент. Причем рисунки на ткани очень часто выполняются с помощью вышивания.

Немного истории

Во время раскопок были найдены многочисленные костяные иглы и прялки возрастом около пяти тысяч лет до нашей эры. Последние исследования показывают, что, возможно, индийцы овладели процессом изготовления и обработки шелка задолго до китайской цивилизации, которая традиционно считается первооткрывателем шелковых тканей.

Различные техники плетения были использованы в Древней Индии, многие из которых дожили до сегодняшнего дня. Шелк и хлопок были сплетены в различные конструкции и мотивы, каждый регион разрабатывает свой особый стиль и технику. Под влиянием культуры Древней Персии индийские мастера стали расшивать ткани золотыми и серебряными нитками.

Крашение одежды в Древней Индии практиковалось как форма искусства. Были определены пять основных цветов, а сложные цвета были классифицированы по их многочисленным оттенкам. Мастера крашения различали 5 оттенков белого. Методика протравного крашения была распространена в Индии, начиная со второго тысячелетия до нашей эры.

Для изготовления своих костюмов индийцы использовали и другой материал – лен. Лен идеально подходил по своим качествам и свойствам для жаркого влажного климата Индии.

На севере страны часто используют кашмирскую шаль. Ее изготавливают из тонкой козьей шерсти. Она прекрасно согревает в прохладные вечера.

Очень любят индийцы парчу. Из этой расшитой золотом ткани часто шьют кафтаны.

Женский национальный костюм

В Индии варианты женского костюма чрезвычайно многогранны, и неразрывно связаны с условиями проживания, традициями каждого региона в отдельности. Она всегда невероятно красива, изыскана и пестрит разнообразием орнаментов, вышивок и украшений.

Изготовление этих нарядов требует особого мастерства, поэтому индийские портные пользуются большим уважением населения.

Всемирную известность получил традиционный наряд — сари. Сари представляет собой полосу из распоротой ткани, от четырех до девяти метров в длину, которую можно накидывать на тело в самых различных вариациях. Наиболее распространенный стиль ношения сари, когда полотно оборачивают вокруг талии одним концом, а другой конец накидывают на плечо, обнажая живот. Шелковые сари считаются самыми элегантными.

Для торжественных случаев или свадьбы сари выполняется по индивидуальному заказу. Мастер использует эксклюзивные расцветки и узоры для создания неповторимого образа. Интересен тот факт, что после выполнения заказа все эскизы сжигаются. Поэтому двух одинаковых праздничных сари не бывает.

В разных частях страны сари имеет разное название. На юге Индии белоснежное сари, украшенное каймой из золота, которое используют только в торжественных случаях, называют каванис. Мунду называют повседневное сари светлых тонов. В Тамил Наду оно носит имя падавай.

Сари обычно носят вместе с короткой кофточкой с короткими рукавами и глубоким вырезом на груди, приоткрывающей живот – чоли.

Мундум-нерьятхум

Древнейшая разновидность сари. Носится без чоли. Так как полностью покрывает бедра, грудь и живот женщины, оставляя плечи обнаженными.

Лехенга-чоли

Это тоже вариант женского традиционного костюма. Представляет собой юбку (ленга) различной длины сильно расклешенную и похожую на зонтик и чоли. Длина ленги зависит от возраста и статуса женщины.

Представительницы высших каст могут себе позволить юбку максимальной длины. Праздничная лехенга-чоли шьется из дорогих, расшитых бисером и золотом тканей, и может быть самых разных цветов. Хотя еще совсем недавно торжественной считалась только одежда красного цвета.

Для молоденьких девушек традиционный костюм состоит из ленги, чоли и палантина, который накидывают на себя, как сари. По достижению совершеннолетия они уже предпочитают носить классическое сари.

Сальвар-камиз

Или шальвар-камиз – еще один вид национального женского наряда, наиболее распространен в северо-западных частях страны (район Пенджаба). Он очень популярен среди женского населения, особенно молодых девушек. Состоит из свободных шаровар (сальвар) узких в самом низу у щиколоток, и туники (камиз), расклешенной книзу и имеющей разрезы по бокам. Шальвары красиво драпируются во множество складок.

Очень часто вместе с сальвар-камизом женщины одевают вуаль, прикрывающую голову. Она называется дупатта. В древности носить дупатту могли позволить себе лишь индианки высших каст. Сейчас же она доступна всем и является неотъемлемой частью праздничного костюма. Дупатту шьют из шифона, парчи, шелка, хлопка – это зависит от фасона сальвар-камиза.

Сальвар-камиз наиболее популярен среди звезд Болливуда.

Патту-павадай

Это платье для маленькой индийской девочки. Традиционный детский костюм изготавливается из шелка. Это туника, ниспадающая практически до пальцев ног. Наибольшей популярностью пользуется павада среди населения Южной Индии. Во время важных церемоний дети наряжаются в этот костюм.

Чуридар-курта

Является одним из видов шальвар-камиза. В этом случае штаны (чуридар) имеют конусообразную форму и очень плотно облегают ногу сразу под коленом. Эти брюки прекрасно сочетаются с удлиненной туникой (куртой). В отличие от камиза, курта свободного кроя, более короткая с закругленным подолом.

Роскошное легкое расклешенное платье. Анаркали всегда имеет завышенную талию и достаточную длину для того, чтобы его можно было носить отдельно, не сочетая со штанишками. Именно этим оно и привлекло европейских женщин. Которые любят в последнее время использовать наряды в индийском стиле. Анаркали прекрасно скрывает недостатки любой фигуры.

Мекхела-чадор

Наряд, характерный для ассамских жительниц.

Это сложная разновидность костюма состоит из трех частей:

  1. Нижняя часть называется мекхела. Это довольно широкий отрез ткани, который сворачивают, образуя много складок с правой стороны, и окутивают им пояс. Несмотря на наличие лент на ткани, они не завязываются.
  2. Вторая часть костюма – чадор. Это ткань, которая имеет складки треугольной формы, очень большой длины. Она закрывает туловище женщины сверху.
  3. И последняя часть – риха. Надевается последней поверх чадора.

Этот костюм не подходит для повседневной носки, его используют в особых ситуациях, на важных торжествах.

Мужской национальный костюм

Мужская национальная одежда, как и женская, неповторима и самобытна, но при этом не лишена удобства и элегантности. Ни один праздник или торжество невозможен без облачения в традиционный костюм.

  • Дхоти – это длинное, до 6 метров хлопчатобумажное полотно светлого, чаще всего белого оттенка. Эта ткань обматывается вокруг бедер, таким образом, что концы пропускаются между ног и завязываются узлом на поясе. Прикрепляется такая конструкция к поясу, отделка которого свидетельствует о статусе владельца. Росписи и орнаменты на поясе – неотъемлемая часть состоятельного индийца.

Длина дхоти, как и ленги у женщин, различается в зависимости от социального положения мужчины. Простые жители сельской местности носят укороченные дхоти, так как это удобнее и не мешает работе. Из-за влияния западной культуры дхоти все чаще вытесняется обычной европейской одеждой. Но по-прежнему является неотъемлемой частью официальных мероприятий.

Дхоти носят с обычной рубашкой либо с куртой – удлиненной рубахой прямого кроя, достигающей колен.

  • Лунги – длинное полотно, которое иногда в виде юбки. Им оборачивают ноги и бедра мужчины. Лунги очень популярно на юге страны, так как при высокой жаре и влажности обычные брюки носить трудно. А лунги позволяет укрываться от жары, не препятствуя вентиляции.

  • Шервани – это удлиненный, пиджак или сюртук, длина которого достигает колен. Обязательным условием ношения является застегивание на все пуговицы. Хорошо смотрится как с широкими штанами шальварами, так и с узкими чуридарами. Идеально подходит высоким мужчинам. Местные раджи не скупятся, приобретая шервани, расшивают их золотом, драгоценными камнями, атласом. Ведь ничто так не добавляет грации и стати как роскошный шервани.

  • Самым известным головным убором в индийском национальном костюме был и остается тюрбан. Сколько провинций в Индии, столько вариантов тюрбана можно встретить, путешествуя по стране. Сейчас уже забывается исконное предназначение тюрбана спасать голову от перегрева в жаркий полдень. А ведь влажная ткань, туго замотанная вокруг головы, почти весь день охлаждала, даря свежесть.

Сейчас тюрбан – это показатель статуса владельца, его религиозности. Существуют разные виды этого головного убора. Наиболее известна модель Майсор Пета, без которого не обходился костюм индийского раджи.

Дополнительным элементом мужского костюма представителя высшей касты являлся шнур, который индийцы считали священным. Носить его нужно было поверх одежды, опоясав себя через грудь и спину.

Индийские костюмы для танцев

Индийский танец, как и индийский костюм, неповторим и уникален. В нем очень много стилей и направлений, поэтому и танцевальных костюмов также великое множество. В сари танцуют обычно классические индийские танцы, катхак и эстрадные танцы. Для стиля бхаратанатьям известная танцовщица Рукмини Деви Арундейл видоизменила сари, придав ему образ широкой «пижамы». Обязательным элементом этого костюма стала золотая кайма, обрамляющая края элементов платья.

Классический танец Мохиниаттам отличается своей мелодичностью, грациозностью и красотой, поэтому и костюмы танцовщиц всегда выполняются в белых тонах с золотой отделкой. Золотой фартук, одеваемый поверх белоснежной юбки, придает танцу очарования. Этот танец создавался, как танец жриц храма, поэтому и костюмы отражают эту идею.

Национальные танцы в индии

Индия — большая страна, и в ней живет большое количество этнических и лингвистических групп. В этой стране встречается огромное разнообразие и богатство народной музыки и танцев. В каждом штате танцуют народные танцы. У каждого танца свой характер, свой костюм. Танцы северных штатов очень сильно отличаются от танцев юга. Танцы могут претерпевать довольно сильные изменения и в рамках одного штата. На танцы может оказывать влияние близость соседних штатов и влияние их танцевальной культуры. Во многих народных танцах можно обнаружить тот или иной элемент, перенятый из классических танцев, исполняемый в данном штате. Народные танцы тесно связаны с событиями жизненного цикла, с явлениями природы. Рождение, свадьба, окончание сбора урожая – вот важнейшие события, сопровождающиеся исполнением танцев. Религиозная тематика в народных танцах встречается значительно реже, чем в классических. Единственным часто используемым в народных танцах религиозным сюжетом являются игры Кришны с пастушками. Народные танцы в Индии тесно связаны с повседневной жизнью и больше направлены на выражение духа коллектива и продолжение традиций, чем на изящное и виртуозное исполнение. Танцевать в Индии умеют и любят. Многие индийцы в детстве обучаются какому-нибудь стилю классического танца или игре на музыкальных инструментах, а народные танцы танцуют практически все. Во многих районах Индии танцуют танец со свечами или светильниками — огонь считается священным и приносит очищение. Раз в году в Индии празднуется Праздник огней, когда силы добра побеждают зло. Символом победы и очищения является огонь. Поэтому в заключение концертов в Индии любят танцевать танец со свечами. Пластика этого танца завораживает.

В движениях рук можно узнать укачивание ребенка, сбор и посадку риса, или девушку, смотрящуюся в зеркало. Традиции индийского танца насчитывают более 5000 лет, Их тематика основана на мифах, легендах и произведениях классической литературы. Многообразие форм индийского танца охватывает народные и племенные танцы с их региональными вариациями и строго выстроенные классические танцы, основанные на древних текстах. Бхарата-Натьям, Катхак, Одисси, Кучипуди, Мохиниаттам и Катхакали — только некоторые из основных традиций классического танца Индии. Индийский танец тесно связан с преданиями, мифами, часто для танца берутся темы мифов и поэмы-постановки. Танцевальное искусство Индии родилось в древности как ритуал, и долгое время было достоянием храмов. В храмах и сейчас есть площадки для ритуальных танцев, а на стенах присутствуют изображения танцующих. Создателем и покровителем танцевального искусства в Индии считается Шива — один из трех великих богов индуизма. Согласно мифологии, бог Шива создал Вселенную, танцуя под звук колокольчика, и Шива сожжет состарившийся мир в огне своего последнего разрушительного танца. Вселенная в мифологии – это космический танец, который танцует Шива – Владыка танца.

Традиционный танец в Индии культивировался главным образом девадаси — храмовыми танцовщицами, которые, особенно на юге страны, поддерживали жизнь классического танца Бхарата-Натьям. Натья — по происхождению своему храмовый танец, часть религиозного обряда, и считается, что системы хаста и мудра были созданы для сопровождения пения священных гимнов Ригведы. Индийский храмовый танец – это своего рода духовная практика, такая же древняя, как йога. Это форма «динамической медитации» с целью достижения гармонии тела и эмоций. При правильном и самозабвенном исполнении танец — это способ достижения освобождения от бесконечной цепи перерождений. Танец рассматривался как явление божественное, дар богов человечеству. В индуизме танец — средство духовного развития человека. Классические танцы Первые руководства по искусству танца были описаны Бхаратой в период между 100-300 н.э. в книге, которая получила название «Натья-Шастра». В санскрите «танец» и «драма» обозначаются одним и тем же словом — «натья», что отражает неразрывность этих понятий. Бхарата говорит о «нритье» — выразительном танце-пантомиме, который излагает, целую историю, и о «нритте» — чистом танце ради танца, в котором танцующий полностью отдается стихии ритмов. Как и все восточные танцы, индийский традиционный танец связан главным образом с верхней частью туловища. Существуют правила позиций ступней. Танцовщиков обучают также спиралевидным движениям и прыжкам. Есть правила (мудра и хаста), определяющие язык кистей рук, туловища, плечей, предплечий, шеи. Существует 24 типа движений одной кистью, 13 типов движений двух кистей рук, 10 движений руки целиком, 5 типов движений для грудной клетки и по 5 типов для торса, живота и бедер. Есть типы движений для бровей, а также 36 типов взглядов. Индуисткий танец тесно связан с проявлением эмоций. Почти все индуистские танцы исполняются босиком – традиции, пришедшие из истории, т.к. в храм можно было заходить исключительно босиком. Индийский танец принято разделять на классический и народный. Движения классических танцев были канонизированы (Бхарата, «Натья-Шастра»).

Движения же народных танцев канонизированы не были, и они не имеют зафиксированных письменных традиций. Вплоть до наступления 20-го века танец был частью храмовых обрядов. Танцовщицы и их музыканты играли очень важную роль в исполнении ритуала, а их действия в храмовом танце имели сакральный смысл. На исполнительнице индийского храмового танца — огромное число украшений, звенящих при каждом движении. Бронзовые колокольчики на ногах, золотые браслеты на запястьях и над локтями, в носу кольцо натх, соединенное цепочкой с мочкой уха, на шее ожерелье, голову обхватывает плоский обруч с подвеской.

Сейчас редкий праздник обходится без песен и плясок. Индийский танец — станет ярким украшением на Вашем празднике. Зрители с трудом могут усидеть на месте и всегда награждают артистов искренними и дружными аплодисментами. Если у вас есть немного свободного времени и желание, приходите поучиться индийскому танцу, вы получите море удовольствия и хорошего настроения. Вам обязательно понравится.

Индийский танец

В индийском танце выделяют два основных направления — классическое и народное.

Индия — большая страна, и в ней живет большое количество этнических и лингвистических групп. В этой стране встречается огромное разнообразие и богатство народной музыки и танцев. В каждом штате танцуют собственные народные танцы. У каждого танца свой характер, свой костюм. Танцы северных штатов очень сильно отличаются от танцев юга.

Танцы Индии могут претерпевать довольно сильные изменения и в рамках одного штата, что хорошо заметно, если двигаться с севера на юг или с запада на восток. В каждой деревне говор несколько отличается, а если сравнивать язык деревень, находящихся друг от друга на довольно большом расстоянии, то это уже может быть новый диалект. Так же могут различаться и танцы.

Да, большинство индийцев умеют танцевать свои национальные танцы и с удовольствием делают это, но в Индии почти нет профессиональных коллективов, исполняющих фольклорные танцы на сцене, поэтому на праздниках в деревнях танцоры воспроизводят произвольный набор движений, а танцев с определенной хореографией фактически нет.

Народные танцы Индии тесно связаны с событиями жизненного цикла, с явлениями природы. Рождение, свадьба, окончание сбора урожая — вот важнейшие события, сопровождающиеся исполнением танцев. Религиозная тематика в народных танцах встречается значительно реже, чем в классических. Единственным часто используемым в народных танцах религиозным сюжетом являются игры Кришны с пастушками.

Танцевать в Индии умеют и любят. Многие индийцы в детстве обучаются какому-нибудь стилю классического танца или игре на музыкальном инструменте, а народные танцы исполняют практически все. Трудно представить себе, к примеру, женщину из штата Гуджарат, которая бы не умела танцевать национальный танец с палочками, а зажигательную бхангру танцуют не только пенджабцы, но и большинство жителей Северной Индии.

Народные танцы в Индии тесно связаны с повседневной жизнью и традициями и не отличаются каким-то особенным изяществом и виртуозностью исполнения.

Издревле по Индии ходили бродячие артисты. Они танцевали, пели и устраивали представления, в которых рассказывалось о жизни людей и богов. Их приглашали участвовать в мистериях, которые устраивались в храмах. Постепенно часть танцоров осталась при храмах, и в своих танцах они рассказывали о деяниях богов. Движения этих танцев были канонизированы. Существуют древние трактаты о танцах, в которых зафиксированы танцевальные традиции. Однако в разных регионах стили классического танца сильно отличаются. На юге — танцуют бхарат-натьям, на востоке — одисси, на севере — катхак.

Движения классического танца основаны на древней танцевальной дисциплине и подчиняются строгим правилам.

Существует два вида классического индийского танца: сольный танец и танцевальная драма. В современном танцевальном искусстве Индии оба вида часто смешиваются. Уже в «Натьяшастре», прославленном трактате, написанном между II и IV вв., содержится упоминание о двух типах танца.

Классический танец Индии

Теория индийского танца изложена в трактате Бхараты «Натьяшастра», где содержатся также каноны театрального искусства, музыки, поэзии и литературы. Натья, театральное искусство, должно было включать в себя танец, сценическую игру и музыку; танец, таким образом, являлся неотъемлемой частью театра. Впоследствии танец выделяется в самостоятельный жанр и, хотя он сохраняет связь с другими жанрами, его начинают рассматривать прежде всего как зримую поэзию. Зрительное воздействие танца должно было соответствовать воздействию прекрасной поэзии.

Индийский классический танец требует от зрителя знания мифов, легенд и популярнейших эпических поэм «Махабхарата» и «Рамаяна», поскольку строится на их материале.

Различные позы танца бхарат-натьям словно повторяют скульптурные изображения в храмах Южной Индии. Бхарат-натьям — ритуальный танец, который рассматривается как искусство священное, преодолевающее ограниченность тела и просветляющее дух. Личность танцовщицы как бы растворяется в ритмах и мелодиях, ее тело становится тончайшим инструментом для выражения сокровенных движений души.

Бхарат-натьям исполняется под южноиндийскую музыку, где в оркестре звучат барабан мридангам, струнный инструмент вина, флейта и цимбалы.

Неповторимое очарование танцевального стиля кучипуди заключается в тонком слиянии драматического и классического танца с сюжетами из индийского эпоса. Энергичные прыжки и повороты, трепетность движений, смелая и полная чувств игра глаз — все это создает атмосферу глубокого лиризма. Кучипуди исполняется в быстром темпе. Музыкальное сопровождение — южноиндийская музыка школы карнатак, исполняемая на тех же инструментах.

В последнее время все большую популярность приобретает прелестная танцевальная форма одисси — из штата Орисса. Смотришь этот танец, и кажется, будто видишь ожившие изваяния. Характерной особенностью этого танца является особая скульптурность поз и танцевальных движений. Одисси убеждает, что танец — это движущаяся скульптура, а скульптура — застывший танец.

В Индии сказителя называют катхаком. Танцевальная форма катхак зародилась на севере страны, и первыми ее исполнителями были храмовые сказители, иллюстрировавшие религиозные стихи жестикуляцией и танцами. В эпоху Великих Моголов этих танцоров стали приглашать ко двору, и катхак получил новые элементы, обогатившись сложными ритмами, которые отбиваются ступнями, и стремительными пируэтами.

Танец катхак исполняется под классическую музыку школы хиндустани, оркестр состоит из ударных и струнных инструментов. Танцовщица может выступать в индусской или мусульманской одежде. Она выглядит так же, как на старинных могольских и раджпутских миниатюрах. Катхак соединил и взаимообогатил традиции индусского храма и мусульманского двора, и в этом синтезе раскрывается гений индийского народа.

Штат Манипур на северо-востоке Индии расположен в долине райской красоты. Танцы манипури, как правило, исполняются группами танцовщиц, но есть и сольные номера. Движения танцовщицы, веретеноподобные и круговые, отличаются поразительной грацией, изысканностью и плавностью. Костюмы необычайно красочны, юбки расшиты зеркальцами, верхняя часть одежды унизана украшениями; на лицах полупрозрачные вуали. Это типичный костюм манипури-рас — танца, в основе которого лежит история бога Кришны и его возлюбленной Радхи с ее подружками, пастушками-гопи. Танцы эти отличаются лиризмом, грациозностью основных движений и легкой поступью исполнителей. Позы танцовщицы напоминают изображения на индийских фресках.

Чтобы по-настоящему оценить индийские танцы, необходимо смотреть их вновь и вновь, как вновь и вновь мы перечитываем любимые стихи, каждый раз открывая в них иной, более глубокий смысл.