Найти музыку для русских народных танцев

Русские народные танцы: названия и описание

Вряд ли кто-либо станет спорить с тем, что танец является едва ли не самым ярким видом народного искусства. Те или иные хореографические образы и приемы, используемые в разных странах, зачастую дают возможность познакомиться с национальными особенностями конкретной группы людей и выступают их своеобразной визитной карточкой.

Если говорить о том, какие существуют русские народные танцы, названия которых известны по всему миру, то здесь ситуация является похожей. Определенный стиль, сложившийся уже давно и формировавшийся на протяжении многих столетий, помогает без труда узнать отечественную хореографическую школу из множества других. Однако, несмотря на кажущуюся схожесть всех этих элементов, определенные отличительные черты есть у каждого из них. Поэтому следует дать точную характеристику и более подробно рассмотреть каждое название русских народных танцев, список которых будет представлен ниже.

Основные танцы России

Свою историю этот вид творчества берет еще с Древней Руси. В то время ни одна ярмарка или любое другое массовое событие не обходилось без традиционных плясок, основные признаки которых – широта движений и молодецкая удаль, удивительным образом сочетающиеся с поэтичностью и чувством собственного достоинства.

Безусловно, танцы на просторах России требовали энергичности и физической силы от мужчин, а от женщин – плавности движений и величавости. Именно поэтому русский народный танец, список которого периодически пополнялся новыми элементами и отличительными признаками – это своеобразная ода отечеству. Так как зачастую подобные выступления сопровождались сказаниями и песнями о героях Родины, о царях и их победах.

Основные русские народные танцы, названия которых часто отображают их суть, являются следующими:

  • трепак;
  • хоровод;
  • русская пляска;
  • игровые народные танцы;
  • пляски-импровизации.

Каждый из этих элементов отечественной хореографии требует более пристального внимания, так как необходимо дать описание всех этих номеров и охарактеризовать их основные черты.

Присядка – русский народный танец

Зародилась эта популярная пляска в далеком 1113 г. в Киеве после смерти великого князя Святополка. Считается, что название русского народного танца такого типа родилось благодаря каменщику Петру Присядка, который, работая на корточках, не разгибаясь по многу часов, выходил на улицу и подскакивал, разминая затекшие за трудовой день ноги. Однажды, будучи в Киеве по приглашению со своей свитой, Владимир Мономах проезжал по городу и сразу заметил необычные движения Петра, обратившись с вопросом к тогдашнему митрополиту Никифору. Уже спустя несколько дней никому не известный ранее каменщик танцевал перед самим великим князем, развлекая его круглые сутки. Эта пляска, иногда именуемая как «Под-Присядка», приобрела в древнем Киеве большую популярность и дошла до современных времен практически неизменной, сохранив свой основной набор движений. Зачастую именно с присядкой иностранцы ассоциируют русские народные танцы, названия которых они пусть и не знают, но могут отличить их по самобытности и широте подачи.

Хоровод как один из основных русских танцев

Этому особому и уникальному виду русской национальной хореографии тяжело присвоить какую-то конкретную дату появления, так как глубина его проникновения в истоки Древней Руси поистине завораживает. Можно с уверенностью сказать, что еще древние славянские племена водили хороводы, по-своему празднуя тот или иной праздник.

Разумеется, название русского народного танца подобного рода напрямую отображает его основную особенность – «водить хором». Как правило, такие пляски всегда были приурочены к какому-то торжественному событию (встреча весны, народное гулянье в честь хорошего урожая и т.п.). Жители всегда готовились заранее, созывали гостей из других городов и деревень, пекли караваи и красили яйца.

Существует также распределение русских хороводов и по временам года. Самые веселые поры – весна, лето и осень, и именно в эти периоды жители плясали больше всего, отдавая дань силам природы и отмечая каждый прожитый день с радостью и любовью, присущими лишь русскому народу.

Популярная русская пляска-импровизация

Вместе с хороводами широко распространены в народе и так называемые пляски-импровизации, главное отличие которых заключается в том, что принимающие в них участие танцоры не ограничены каким-либо одним определенным типом движений, а каждый свободно может продемонстрировать то, на что способен. Вся их суть заключается в том, что порой такие выступления являлись неожиданностью не только для зрителей, но и для самого исполнителя. Именно поэтому их и принято ассоциировать с импровизацией.

Как правило, юношей и девушек с самых малых лет учили, как исполнять подобные русские народные танцы. Названия этих номеров известны сейчас практически каждому россиянину («Барыня», «Во саду ли», «Валенки» и пр.), что позволяет уверенно говорить о не теряющем популярности таком виде фольклорного искусства. Конечно же, со временем в этих танцах появились новые элементы, они стали более динамичными и сложными, но это лишь в еще большей степени повысило интерес граждан к полюбившимся номерам.

Игровые русские народные танцы

Не меньшее внимание следует уделить и этому жанру национальной хореографии, в котором как ни в одном другом выражалась заинтересованность людей явлениями природы и проявлялась творческая наблюдательность, что особенно явно видно в подражании, к примеру, метелице, ветру, иногда – медведю, зайцу и пр.

Как становится понятно из названия, такие танцы имеют ярко выраженную игровую часть, где исполнитель не просто танцует, а выступает в качестве одного из представителей флоры или фауны, придавая им некоторые человеческие черты.

В этих номерах особенно ярко отображается осмысленное отношение русского человека к окружающей его жизни. Поэтому все составляющие игровых танцев призваны максимально точно подчеркивать те или иные особенности и повадки животных, что проявляется в дизайне костюмов, музыке, пластике, игре света и тени и актерской работе. А синтез всех этих составляющих позволяет создать уникальный и неповторимый стиль исполнения, столь популярный среди народа.

Народный танец с медведями

Такой вид развлечения впервые датируется 907 годом, когда великий князь Олег со своим народом в Киеве праздновал победу, одержанную над греками. В тот день его величество развлекали 16 переодетых в медведей танцоров, а также 4 настоящих медведя, которые были одеты в костюмы людей. По окончании мероприятия Олег приказал отпустить медведей на волю, а ряженых исполнителей было приказано казнить, так как, по преданию, плохо видящий князь разглядел в них ненавистных ему северных послов, так и не отдавших ему долг, равный нескольким сотням шкурок куницы.

Так или иначе, подобные забавы практиковались на Руси очень часто, и выступления с медведями стали постоянной забавой, в особенности для гостей, не привыкших к этим диким зверям. Возможно, именно после этого облик русского человека начал ассоциироваться с этим сильным, могучим, но обычно доброжелательным животным.

Во все времена в России ценили и уважали традиции, а поэтому сохранили до наших времен и такое творчество, как народные танцы. Названия основных народных танцев, как становится понятно из всего вышесказанного, полностью отображают саму их суть и олицетворяют собой простоту и широту души. Поэтому важно сохранить подобный фольклор неизменным, чтобы потомки могли лично убедиться в том, что искусство на Руси было в почете, а также сделать так, чтобы народное достояние процветало еще долгие годы.

Народно-сценический танец

История развития русского народного танца от истоков до наших дней. Хореографическая структура хороводов и плясок. Методика преподавания народно-сценического танца на первоначальном этапе обучения. Правила исполнения движений народного экзерсиса.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Русский народный танец; от истоков до наших дней

2. Виды русского народного танца

3. Методика народно-сценического танца

4. Методика преподавания народно-сценического танца первого года обучения. Цели и задачи

Список используемой литературы

С древних времен танец был одним из первых языков, которым люди могли выразить свои чувства. Танец таит в себе огромное богатство для успешного художественного и нравственного воспитания, он сочетает в себе не только эмоциональную сторону искусства, приносит радость как исполнителю, так и зрителю — танец раскрывает и растит духовные силы, воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному.

Таким образом, танец позволяет создать своеобразную атмосферу, ритм общения и сам выступает как язык общения. Эта природа танца, заложенная еще при его зарождении, получая многообразные формы правления, остается неизменной. Она и определяет его особенные, отличные от других искусств черты.

Причиной раннего рождения пляски является ритмическая основа, что сразу стало ее отличительным признаком способность к ритму — одно из важнейших свойств природы человека. В далеком прошлом танец зародился и стал составной частью процесса труда, или различных ритуалов.

Простые движения — одно из ярких проявлений чувства: ребенок смеется и танцует от радости: характерная реакция на радость — прыжки и крик человека: человек вышагивает взад и вперед от волнения. Так же непосредственно связаны с душевным состоянием и движения в танце, но в нем они ограничиваются и определяются тактом, ритмизируются.

Искусство любого народа находится в теснейшей связи с его экономикой и хозяйственной жизнью. Танец отображает трудовые процессы человека: «охоту», «земледелие». По средствам пластики человек подражает окружающей природе, животным. Умело выражает танец и настроение, состояние человека. Есть ему место и в грусти: в России — это различные девичьи хороводы, и в радости — широко известные плясовые. Потому находит место танец на всех празднествах, гуляньях народных — будь то праздники урожая виноделов и пахарей, сборщиков фруктов и хлопка, будь то свадьба или Новый год.

Изобразительные и выразительные средства, форма и технологические приемы, закономерность и стиль исполнения, манера исполнения, традиционная тематика, песенное или музыкальное сопровождение, определенная композиция, количество участников и т.д. — все это определялось и подсказывалось самой жизнью, в процессе исторического развития русского народного танца. Эти признаки стали характерными для каждого жанра, для каждого отдельного вида.

Русский народный танец делится на два основных жанра — хороводов и пляска, которые в свою очередь состоят из различных видов. В жанре хоровода различают два вида — орнаментальные и игровые хороводы. Жанр пляски более многообразен, он состоит как из наиболее древних, традиционных видов — одиночная пляска, парная пляска, перепляс, массовый пляс, групповая традиционная пляска. Но народное творчество не стоит на месте. И в наше время русский танец продолжает развиваться, творчески обогащаться его талантливыми исполнителями и сочинителями. Появились новые темы, отражающие повседневную действительность. Под воздействием бурно развивающихся в наше время профессиональных ансамблей народного танца, русских народных хоров, ансамблей песни и пляски и других художественных коллективов русский народный танец, особенно в художественной самодеятельности обогатился новыми движениями, новыми построениями, фигурами, усложнилась композиция танца.

Эти танца создаются на основе развития традиций народных гуляний, игрищ, посиделок и т.д. На основе ряда плясок возникли наполненные новым содержанием спортивные, кадрильные и другие пляски.

В восприятии старинного русского танца, а особенно в постановке нового танца на современную тему большую роль играют музыка и костюм. Музыка — родная сестра хореографии. Она не только метроритмическая основа танца, но и его художественная сущность. Танец должен быть органически связан с музыкой и раскрывать ее содержание. Любому виду танца присущи свои музыкальные интонации, свой музыкальный стиль, характерные для той местности, в которой этот танец исполняется. Особенно это относится к постановке новых танцев.

Трудно создать новый хороший танец, в котором бы все компоненты — содержание, лексика, музыка — органично и творчески были слиты воедино. Но опираясь на богатое народное наследие, сохраняя и любовно развивая танцевальные традиции русского народа, хореографы имеют все возможности для того, чтобы создавать новые интересные танцы и композиции.

1. РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ , ОТ ИСТОКОВ ДО НАШИХ ДНЕЙ

Русский народный танец является одним из наиболее распространенных и древних видов народного творчества. Он возник на основе трудовой деятельности человека. На протяжении многовековой истории своего развития русский народный танец всегда был тесно связан с трудовым календарным сельскохозяйственным годом (посев, сбор урожая и т.п.). Он тесно связан и с различными сторонами народного быта, обычаями, обрядами, верованиями (рождение, свадьба, игры и т.п.). В танце народ передает свои мысли, чувства, настроения, отношение к жизненным явлениям.

Русский народный танец неотделим от русской песни, которая всегда была явлением массовым и неотъемлемым от жизни народа. Песня наложила отпечаток на характер и стиль танца, определив особенности русской манеры исполнения, наполнив танец содержательностью и сюжетностью, эмоциональной выразительностью и певучей пластикой. Создаваясь на протяжении многих столетий, танец стал подлинной художественной энциклопедией социальной жизни народа.

Развитие русского народного танца тесно связано со всей историей русского народа. Каждая новая эпоха, новые политические, экономические, административные и религиозные условия отражались в формах общественного сознания, в том числе и в народном творчестве. Все это несло с собой известные перемены в быту русского человека, что в свою очередь накладывало отпечаток и на танец, который на многовековом пути своего развития не раз подвергался различными изменениями. Происходила эволюция танцевальных форм, отмирали старые и зарождались новые виды танца, обогащалась и видоизменялась его техника. В истории русского народа можно выделить, несколько периодов и проследить по ним состояние народного танца.

Уже на раннем этапе язычества, в период становления восточных славянских племен, существуют народные игрища или сходбища, где встречались племя, род или несколько племен или родов. Обожествляя солнце, гром, молнию, реки, огонь, камни и другие предметы, славяне поклонялись им. Весь окружающий мир воспринимался ими в конкретных одушевленных образах. На игрищах славяне веселились и совершали обряды, чтобы умилостивить природу, состоящую, по их понятиям, из множества могучих существ-богов и духов. Эти обряды сопровождались играми, хороводами, игрищными плясами, пением, игрой на музыкальных инструментах и заклинаниями.

Древние славяне занимались земледелием, охотой, они были мирными, гостеприимными людьми и почти не знали воинственных плясок. В дохристианской Руси были широко распространены игрища, на характер и содержание которых наложили отпечаток земледельческий быт славян. Игрища эти были приурочены к календарным языческим праздникам: семик — праздник, связанный с весенними земледельческими работами — посевом; обжинки, спожинки — окончание жатвы, сбор урожая; осенины — проводы лета и встреча осени; коляда — зимний праздник; радуница, русалии — зимне-летние праздники в память об умерших, или поминовение умерших; Ярилин день — праздник солнца — Ярилы; таусень — Новый год и др.

Введение христианства в качестве официальной государственной религии повлекло за собой изменение характера жеста в танце, стали появляться новые танцевальные движения. В этот период некоторые из языческих обрядов отмирают, другие же, потеряв свое первоначальное значение, переходят в игры.

Х-XI вв. — период яркого расцвета среднерусского феодального государства, его культуры, искусства. Для этого периода характерен и большой подъем в творчестве народа. Описание хороводов, плясок, песен являющихся неотъемлемой частью народных праздников и княжеских пиров того времени, сохранилось в летописях, устном народном творчестве — былинах, сказках, а также в рисунках и фресках.

Большую роль в развитии, совершенствовании и популяризации русского народного танца сыграли скоморохи. Они являлись первыми профессиональными исполнителями русской пляски, Скоморохи не только поддерживали традиции в исполнении пляски, но и усложняли ее рисунок, лексику, совершенствовали технику исполнения, сочиняли отдельные движения, а иногда и целые пляски, вносили яркий игровой элемент в их исполнение.

С конца XVII в. Русское государство вступает в новый период своего развития. Эта эпоха связана с именем Петра. Искусство, в частности танец, приобретает светский характер. Вводятся ассамблеи, положившие начало публичным балам в России, а с ними новые европейские порядки и новые правила светского обхождения, которые регламентировались самим царем.

В обязательную программу петровских ассамблей входили различные европейские танцы: менуэт — французский танец, польский — типа полонеза, английский — англез, сочиненный в Петровскую эпоху танец типа немецкого гросфатера и др. Все должны были знать новые танцы, их преподавали и в учебных заведениях и в частных школах. Распространению новых светских танцев также способствовали иностранные артисты, торговцы, военные и многочисленные заграничные мастера, живущие в России.

Указами Петра устанавливаются правила поведения не только на торжественных приемах и ассамблеях, но и на семейных праздниках и свадьбах. Эти правила, состоящие из шестидесяти трех параграфов, напечатали в специальном пособии для обучения и воспитания детей дворян под названием «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению». В правилах говорилось и о поведении во время танцев.

Вместе с танцами в быт входила светская музыка, что было не менее значительным событием, так как свидетельствовало о росте в стране музыкальной культуры. Интерес к танцам все больше возрастал. Появились первые учителя танцев — танцмейстеры, которых выписывали из-за границы. Они не только учили танцевать, но и воспитывать учеников.

Русское государство в XIX в. проходит процесс своего развития. Появляется рабочий класс, обостряется классовая борьба, растет революционный протест народа и его национальное самосознание. Развитие капитализма в России, формирование рабочего класса, рост городов и городского населения с образованием в них новых социальных групп — ремесленников, мещан, мелких служащих, городской прислуги и т.д., — нарушение патриархального семейного быта — все это не могло не отразиться на народном творчестве, в частности на русском народном танце, на его содержании и художественной форме. Рабочие и мелкие служащие, городская прислуга, студенты и приказчики вносят в исполняемые ими пляски свой характер, жесты, мимику, свою манеру исполнения. Многие пляски и хороводы этого времени связаны с проведением рабочих маевок и с городскими гуляньями. Появляются городские и фабричные кадрили, новые танцы — «коробочка», «полька-бабочка», «тустеп» и др.

Развитие профессионального балетного театра немало способствовало популяризации на русской сцене народного танца, всячески стремясь найти ему достойное место на профессиональной сцене.

Каждая эпоха в истории русской хореографии выдвигала не только блестящих мастеров классического стиля, но и одаренных исполнителей, народного танца.

В советскую эпоху происходит истинный расцвет народного танца. Уже первые фестивали и смотры, в которых участвуют представители всех республик и национальных округов страны, демонстрируют огромные художественные богатства, выдвигают одаренных исполнителей, энтузиастов народного танца. Тысячи самодеятельных коллективов пробуют свои силы в создании новых танцев, в возрождении забытых национальных композиций.

Советская эпоха воспитала целую плеяду талантливых мастеров, тонко понимающих стиль национального танца, умеющих доносить его подлинно народные черты.

Искусство Н.Стуколкиной, Н.Анисимовой, В. Галецкой, Т.Ткаченко, Я. Сангович, Н. Капустиной, Н. Миримановой, А. Лопухова., С. Кореня, А. Андреева, И. Бальского и многих других отмечено новыми чертами, новым подходом к народному танцу. Их достижения объясняются не только широтой репертуара, новым подходом к интерпретации народного танца, но и школой, системой хореографического образования.

В советскую эпоху изучению национального народно-сценического танца придается огромное значение. Это одна из профилирующих дисциплин в системе среднего и высшего хореографического образования.

Опыт советской школы восприняли хореографы стран социалистического содружества. Балетный театр стран социалистического содружества является подлинно народным театром. Его репертуар, его зритель обязывают с особой бережностью относиться ко всему тому, что связано с народными танцами, народными образами.

Веками создавались формы народного танца, Они кровно связаны с жизнью наряда, его бытом, трудом, художественным вкусом. Танец не зря называют своеобразной летописью народной жизни. Народ сам хранил свои танцевальные сокровища. Из поколения в поколение передавались формы танца и манера их исполнения. Однако в условиях крепостнического и буржуазного строя терялись и разрушались многие ценности народного искусства. У некоторых народов в результате нищеты и религиозного гнета национальные танцы были совершенно утеряны. Народное танцевальное искусство Киргизии, Казахстана, Туркмении возродилось только в советскую эпоху. Но и в тех республиках, где танец сохранился, необходимо было очистить его от чужеродных напластований и наслоений, восстановить забытые формы. Жизнь требовала создания новых народных танцев, отражающих характер и деяния советского человека, его радостный труд и современные этические нормы его жизни.

Сложные проблемы народной хореографии начали успешно решаться в конце 40-х годов.

Эти годы ознаменовались созданием нового жанра танцевального искусства, контуры которого были подсказаны самой жизнью, небывалым расцветом народного творчества. Он получил название «ансамбль народного танца». Оказавшись самым массовым и любимым видом искусства, он сразу снискал популярность и любовь самого широкого зрителя. В 1937 году был создан первый такой ансамбль. Задачи ансамбля народного танца были точно сформулированы создателем этого ансамбля. И. Моисеевым. «Задачи ансамбля, — писал он, — создать пластические образы народного танца, отсеять все ненужное и чуждое ему, поднять исполнительское мастерство народных танцев на высший художественный уровень, развивать и совершенствовать ряд старых танцев, а также творчески влиять на процесс формирования народных танцев». Черпая в народном искусстве материал для своего творчества, Моисеев создает новые, свои собственные танцы, по духу такие близкие народу, что народ не только принимает их, но и считает своими. Сразу же после войны Моисеев создал сюиту из польских танцев, а затем показал целую программу «Мир и дружба», куда вошли танцы многих стран. Не трудно было заметить, что истоком этой программы является подлинно народный танец.

В настоящее время все республики, все народы нашей страны имеют свои ансамбли народного танца. Танцевальные группы Хора имени Пятницкого, Уральского хора, ансамбль «Березка», Украинский ансамбль под руководством П. Вирского, Грузинский ансамбль, руководимый И. Сухишвили и Н.Рамишвили, знает весь мир и ценит их смелое творчество, художественность формы и внутреннюю трепетность.

Русскому танцу сотни лет, но в настоящее время он переживает новый этап в своем развитии. Наряду с устоявшимися видами русского народного танца и традиционными формами его исполнения и построения возникают новые виды, создаются новые формы построения. Интерес к нему повсеместен. Все большее количество молодежи принимает участие в пропаганде и широком распространении русского танца. Сегодня нет ни одного танцевального коллектива, как самодеятельного, так и профессионального, который не имел бы в своем репертуаре русского танца. Танцевальные ансамбли, народные хоры и самодеятельные коллективы Российской Федерации и других республик также включают в свой репертуар русский танец. По всему миру разнесли славу русского народного танца наши многочисленные профессиональные, а также самодеятельные коллективы, группы исполнителей, дуэты и солисты.

Изучение русского народного танца, как старинного, так и современного, правильное понимание стиля, характера и манеры его исполнения дают возможность создавать на сцене средствами танца правдивый образ русского человека, и что очень важно — образ нашего современника.

2. ВИДЫ РУССКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА

Классифицируя русский народный танец, определяя его жанры и виды, мы берем за основу не деление танцев по временам года (зима лето и пр.), по месту их исполнения (улица изба), не приуроченность танцев к определенным обрядам и праздникам (свадьба Святки), а их хореографическую структуру, их общие устойчивые признаки и другие стороны танца. По совокупности этих признаков, которые в основном остаются без изменений, мы и определяем с точки зрения хореографии, к какому виду относится тот или иной танец.

Русский народный танец делится на два вида — хоровод и пляска, которые в свою очередь состоят из различных видов. В жанре хоровода различают два вида — орнаментальные и игровые хороводы. Жанр пляски более многообразен, он состоит как из наиболее древних, традиционных видов — одиночная пляска, парная пляска, перепляс, массовый пляс, групповая традиционная пляска- так и из видов, сложившихся в русском танце и вошедших в быт русского человека в более позднее время,- кадриль, лансье, полька.

Одним из основных жанров русского народного танца является хоровод. Это самый распространенный и древний вид русского танца. Не случайно основное построение хоровода- круг, его круговая композиция- подобие солнца- и движение по ходу солнца, хождение за солнцем.

Хоровод- это массовое народное действо, где пляска, или просто ходьба, или игра неразрывно связаны с песней.

Основой хоровода являются совместное исполнение хороводной песни всеми его участниками.

Хороводных песен известно очень много. В них ярко и разносторонне отражены трудовая деятельность крестьянина и вся его повседневная и праздничная жизнь. Темой ряда хороводных песен является выбор жениха или невесты; взаимоотношения девушки и юноши: их ссора, примирение, разлука любящих; отношение молодой жены к мужу и его семье.

Некоторые песни носят сатирический характер. В них высмеиваются; лодырь, отлынивающий от работы, франтиха-жена, муж-пьяница, белоручка-барыня. Участники хоровода, исполняя эти песни, передают их содержание движением.

Чаще всего хоровод строится по кругу, в котором участники держатся за руки или за концы платков; иногда руки их свободно опущены.

Основные исполнители выходят на середину круга, они поют слова «действующих лиц» песни. Остальные участники медленно двигаются по кругу, обычно по ходу часовой стрелки, и поют повествовательную часть песни. Девушка или парень, выходящие на середину круга, часто держат в руках платочек и взмахами его усиливают выразительность жеста.

Песни диалогического характера, состоящие из вопросов и ответов, породили иную, не круговую форму построения хоровода. При их исполнении участники становятся в два ряда, один против другого. Каждый ряд поочередно исполняет куплеты, выходя при этом вперед.

Кроме описанных хороводов игрового типа распространены в народе и хороводы, в которых песня не разыгрывается в лицах, а служит только музыкальным сопровождением. Такие хороводы иногда двигаются по кругу, иногда их построение более сложно и замысловато; в них включается ход змейкой, восьмеркой, различного рода переходы и перестроения. Иногда исполнители становятся парами, которые колоннами двигаются одна за другой, затем юноши и девушки расходятся, обходя двигающуюся колонну по сторонам и вновь соединяются за последней парой.

В старину хороводы скрашивали однообразную и тяжелую жизнь народа. Особенно многолюдны и торжественны были хороводные гулянья по большим праздникам, в них принимало участие население всей округи.

Хороводы почти повсеместно сохранились в народе до наших дней, причем в каждой области они имеют свои особенности.

Наряду с хороводами в быту русского народа широко распространены пляски импровизационного характера. В них отсутствует установленная последовательность фигур и движений. В зависимости от количества участников пляска может быть одиночная, парная, массовая. Парная пляска с участием девушки и юноши ярко выявляет характерные особенности женской и мужской пляски.

Движения юноши отличаются силой, ловкостью и задором; он пляшет, стараясь показать свое мастерство четкостью и затейливостью дробей, хлопушек и присядок. Девушка то двигается скромно, плавной поступью, иногда грациозно взмахивая платочком, то соревнуется с юношей сложностью плясовых «колен».

Наиболее характерный вид русской пляски- это перепляс, который, как показывает само название, является соревнованием в виртуозности движений, в силе, ловкости, выносливости, изобретательности. Переплясу присущ задор, иногда легкий юмор. В старину в переплясе участвовали только парни, которые поочередно выказывали друг перед другом свое искусство. В современных переплясах участвуют не только юноши, но и девушки, соревнуясь между собой или с юношами. Подавшим считается тот, кто не только повторил замысловатое «колено» своего соперника, но и выполнил другие, еще более сложные.

В отличии от плясок, русские танцы имеют строго установленную последовательность фигур, каждой фигуре движения также заранее фиксированы.

Русская кадриль, в каждой местности имеет свои отличительные особенности, свой рисунок и характер движения. Существуют кадрили из 4-х, 5-и, 6-и, и более фигур. Исполняются они под песни или под гармонь, причем каждой фигуре обычно соответствует своя песенная мелодия.

В процессе развития народная кадриль непрерывно изменяла свою форму и содержание. Различие между старинной кадрилью и кадрилью, бытующей теперь, очень велико.

Например, на Урале старинная кадриль плавная, идет в медленном темпе. Девушка на протяжении всех фигур идет свободной плавной походкой, что в сочетании с мужским дробным ходом дает интересный ритмический рисунок. Характерная особенность этой кадрили в общении между партнерами; юноша внимателен и предупредителен к девушке, девушка держится с достоинством и даже несколько чопорно.

Уральские кадрили более позднего времени сохранили некоторые черты старинной кадрили. Но движения в таких кадрилях, как «Шестера», «Cемеро», «Восьмера», отличаются более живым темпом, в них нет строгости, общение между партнерами свободнее. Композиция танца сложнее и замысловатее.

Русский народный танец — не музейное искусство прошлого. Все виды его- хороводы, пляски, кадрили- и в наше время бытуют в народе, но они не застыли в своем развитии, они перерабатываются сообразно с требованиями современной жизни, видоизменяется, дополняется и обогащается новым содержанием.

3. МЕТОДИКА НАРОДНО-СЦЕНИЧЕСКОГО ТАНЦА

Дальнейшее развитие характерного танца во многом зависит от теоретически правильной, методически разработанной и тесно связанной с практикой системы воспитания танцовщика. Сложившееся в свое время пренебрежительное отношение к этому жанру хореографического искусства привело к тому, что если был создан всеобъемлющий, отшлифованный веками комплекс движений классического урока, то для характерного танца длительное время вообще отсутствовала какая бы, то ни было специальная подготовка. Только в 1890-х годах А.Ширяев по собственной инициативе создал первую попытку создания характерного экзерсиса. Эти уроки позднее ввели в двух старших классах Петербургской балетной школы. «Однако, — вспоминает одна из известных артисток ленинградского балета Е.Бибер, на характерный тренаж смотрели, как на предмет второстепенный». В Москве в 1905 году артисты балетной труппы ходатайствовали о введении уроков характерного танца, но эта просьба так и осталась, неудовлетворённой. Мысль об организации специального обучения характерных танцовщиков могла быть, по-настоящему реализована только после Великого Октября. Ещё в 20-х годах эту дисциплину включили в программу хореографических училищ. В этот же период начались занятия характерным тренажем и в классах усовершенствования артистов балета в театрах.

Новый этап в развитии педагогики характерного танца знаменует преподавательская деятельность А.Лопухова. В 1939 году он вместе с А.Ширяевым и А.Бочаровым написал учебник «Основы характерного танца»,ставший первым в мире методическим руководством по данному предмету. Авторы изложили здесь стройную и проверенную на опыте систему характерного тренажа, отличающуюся логической последовательностью упражнений и целесообразным подбором движений.

Кроме «Основ в 1954 году был издан ценный и обстоятельный труд Т.Ткаченко в котором широко представлены элементы танцев всех республик Советского Союза. Занятия характерным тренажем прочно вошли в курс обучения молодых кадров балета во всех училищах страны.

В начале развития педагогике народного танца существовало мнение о трудности классического и легкости характерного танца, который якобы можно исполнять «по наитию», не думая ни о четкости движений, ни о художественных деталях. Вместо тщательной художественной отделки сценического образа работа над характерным танцем сводится иногда только к простому заучиванию последовательности движений. Едва ли нужно доказывать, что все это не приносит пользы балетному искусству. Такая практика, без сомнения, наносит ущерб системе подготовки артистических кадров и часто приводит к ошибочному определению творческих возможностей молодых исполнителей. Бывают случаи, когда ещё в школе характерным танцовщикам считают не того, кто имеет способности в этой области, а того, кто, маленького роста, толстый или коренастый, то есть, по существу, вообще непригодный для балета. Уровень развития сценического характерного танца требует подготовки высококвалифицированных исполнителей технически оснащенных, в совершенстве владеющих своим телом, обладающих достаточным запасом актерского мастерства, умеющих в четкой пластической форме передать национальные особенности танцев различных народностей. Решающую роль в воспитании у артиста всех этих качеств играет методически разработанная и широко продуманная система тренажа. В наше время сценический характерный танец требует от интерпретатора максимальной выразительности всех частей тела: гибкости и подвижности корпуса, четкости и красоты рисунка рук, свободы и естественности положений головы, эластичности и остроты движений ног. Поэтому большое место в экзерсисах должны занимать упражнения, которые, помимо тренировки ног, помогают наиболее полному развитию всего тела танцовщика. Ко всем движениям у полки, начиная с plie и кончая большими батманами, активно присоединяется корпус, причем его подвижность разрабатывается, не только в перегибах вперёд и назад, но и в различных поворотах, наклонах в разные стороны.

Не меньшее значение в системе тренировки имеют упражнения для рук, плеч, спины и головы, и им также должно быть уделено серьезное внимание в экзерсисах. Обучение танцу лучше начинать с детства. Поэтому среди хореографических коллективов значительное место занимают детские коллективы.

Но в первую очередь необходимо остановиться на некоторых возрастных особенностях детей, без учета которых невозможно верно определить содержание и направление обучения, методы и приемы воспитания в детских хореографических коллективах. Следует учитывать, что для младших школьников характерно слабое развитие мышц, дети быстро устают от физических нагрузок. Из-за слабости мышц спины они не способны долго удерживать корпус в подтянутом состоянии. Педагог должен обратить внимание на укрепление и развитие мышц, формирование устойчивых навыков правильной осанки и совершенствование основных естественных движений. Слабость дыхательных мышц, недостаточно развитая сердечно-сосудистая система-все эти особенности требуют от педагога очень осторожного увеличения физической нагрузки и чередования быстрых темпов с умеренными и медленными. У детей младшего школьного возраста недостаточно развит анализаторный аппарат: зрительная, слуховая, мышечная и вестибулярная чувствительность. Несовершенно восприятие: дети не умеют долго слушать музыку, неточно воспринимают движение, плохо ориентируются в пространстве и времени. Развитие органов чувств, сенсорных умений и совершенствование восприятия должны стать первоочередной задачей обучения. Хотя такие важные для занятий бальным танцем способности, как координация движений и моторная память, развиты у детей слабее, чем у взрослых, следует отметить, что эти способности быстро развиваются посредством упражнений и что младший школьный возраст является благоприятной порой для занятия танцами. Нельзя не учитывать при работе с детьми младшего школьного возраста того факта, что у них не развиты такие волевые качества, как настойчивость, целеустремленность, упорство, дисциплинированность. Поэтому особую привлекательность приобретает для детей этого возраста занятия по танцу, если они строятся на простом материале и включают элементы игры или соревнования. Таким образом хореографические коллективы и школы в которых обучаются не только дети младшего школьного возраста, решают важные художественные и воспитательные задачи. Они состоят в том, чтобы, развить художественные способности учащихся, привить им любовь к танцу, научить правильно и красиво танцевать, понимать язык хореографического искусства А тот, в ком пробудилась любовь к истинной красоте танца, защищен от всего пошлого, малохудожественного.

Как уже говорилось выше, наибольшую сложность для педагога представляет работа с начинающими. Они быстро устают, допускают много ошибок при исполнении, быстро забывают пройденное. Чтобы добиться хороших результатов в обучении и воспитании, педагог должен использовать такие приёмы которые делают урок интересным, концентрируют внимание учащихся. Однако занимательное надо умело сочетать с малоинтересными, но необходимым, находить правильное соотношение между занимательным и серьёзным в обучении. Остановимся на основных способах обучения народному танцу. Занятия должны быть разнообразными как по содержанию(ритмические упражнения, задания на ориентировку, разучивание упражнений тренировочного характера, разучивание и повторение танцев),так и по набору применяемых методов. Это может быть небольшая беседа в виде вопросов и ответов, прослушивание музыки, и самостоятельный разбор её, наблюдение учащихся за объяснением и показом педагога, разучивание и повторение движений этюдов. При повторении необходимо избегать однообразия, скуки, вносить в знакомое движение, танец элемент новизны, предъявлять новые требования, ставить новые задачи. Любое задание, которое предлагается выполнить учащимся, должно соответствовать степени подготовленности к нему. Весь процесс обучения необходимо строить на сознательном усвоении знаний и навыков. Это пробуждает интерес к занятиям, повышает запоминание. Занятия должны идти в хорошем темпе, не следует долго отрабатывать одно и то же движение, этюд, долго объяснять, пытаться научить всему сразу.

На уроке следует закрепить все навыки, которые вырабатывались ранее, повторить пройденные движения и фигуры, уточнить освоенное не до конца. Также одно из основных требований методики народного танца целенаправленное музыкальное воспитание. Все движения танцующих должны совпадать с темпом музыки, изменяться соответственно изменению ритма, подчиняться общему характеру музыки. Давая определенные темп, метр и ритмический рисунок, музыка выявляет и подчеркивает характерные особенности движения, помогает его исполнению и одновременно приучает учеников понимать соответствие между характером музыки и характером движения. Все комбинации урока должны строится с учетом музыкальной фразы, начинаться и заканчиваться вместе с нею.

Музыкальность исполнения зависит в первую очередь от уровня музыкально-ритмического чувства, которое характеризуется как способность активно переживать (отражать в движении) музыку и вследствие этого тонко чувствовать эмоциональную выразительность временного хода музыкального движения. Музыкально-ритмическое чувство присуще всем, но уровень развития его зависит от индивидуальных особенностей слуха. Доказано что музыкально — ритмическое чувство поддается развитию с помощью ритмических упражнений. Необходимо включать в урок и специальные упражнения на ориентировку в пространстве позволяют развить зрительную и двигательную чувствительность, быстроту реакции, также необходимые для исполнения народных танцев. Эти упражнения включают задания, помогающие вырабатывать навык сохранять нужные интервалы, стоя на месте, в кругу, в колонне, парами в шеренге; при движении в колонне по одному, парами, тройками; двигаясь шагами, бегом или подскоками; умение выполнять различные повороты, перестроения, менять направления, рисунок движения.

«При развитии танцевальных способностей следует в равной степени работать над движением рук и ног. Если внимание обращено только на ноги и забываются руки, корпус и голова не будет достигнуто полной гармонии движений» А.С.Ваганова. Одновременно с разучиванием упражнений для рук и корпуса должна вестись постоянная работа над позами и положениями в парном танце. Положения рук и позы в парном танце разучиваются сначала стоя на месте, затем закрепляются на простом танцевальном шаге, и лишь когда положения рук и поза легко и естественно, принимаются учащимися, можно закрепить их на более усложнённых шагах.

Процесс разучивания обычно сопровождается музыкой или идет под счет педагога. Наиболее распространённая последовательность разучивания под счёт и музыку такая: педагог показывает под счёт, ученики выполняют движения под счёт. Затем педагог показывает под музыку, ученики выполняют движения под музыку.

Любой танец бальный, классический, а тем более народный, эмоционально окрашен. В любом танце утверждаются определённые черты характера, определённые взаимоотношения между танцующими. Поэтическая задумчивость одного танца сменяется необузданной весёлостью другого и сдержанностью, величавостью третьего.

Представление о танцевальном образе у учащихся складывается постепенно. Обычно работа над танцевальным образом начинается со слушания музыки. Это помогает яснее представить характер образа, стиль танца. Рассказ педагога о танце, о быте и нравах, обычаях того народа, чей танец разучивается, анализ того, какое они нашли отражение в танце, основные сведения об эпохе, в которую возник танец, знакомство с отличительными особенностями костюма, правилами этикета того времени, расширяют и обогащают кругозор учащихся, дополняют образ, созданной музыкой. Таким образом, серьёзная, вдумчивая работа на первых годах обучения позволит вести занятия во взрослых коллективах с большей глубиной и по расширенной программе.

Задачи первого года обучения: постановка корпуса, ног, рук, головы развитие элементарных навыков координации движений. Приступая к показу упражнения, необходимо уяснить понятие опорной и работающей ног. Все упражнения исполняются поочерёдно с правой и левой ноги. Для правильного усвоения выворотности ног ряд упражнений сначала изучается в сторону, позже вперёд и назад. Упражнения начинают изучать стоя лицом к палке, держась за неё обеими руками. Потом постепенно переходят к тем же движениям стоя к полке боком и держась за неё одной рукой, в то время как другая рука открыта на II позицию.

Упражнение исполняют носком в пол и на воздух под углом 25°,45°,90°. Угол образуют опорная нога и открытая на воздух работающая нога. На первоначальном этапе обучения ритмический рисунок простой, впоследствии он становится более разнообразным. Урок народно —сценического танца строится в такой последовательности:

Найти музыку для русских народных танцев

Народный танец

Здесь собрана музыка для народного танца в исполнени оркестров народных инструментов и в современной обработке. .

Русский танец

  1. Параня Скачать
  2. Полюшко-поле Скачать
  3. Ах, вы, сени мои, сени Скачать
  4. Бублички Скачать
  5. Деревенский вальс Скачать
  6. Гармонист Тимошка Скачать
  7. Березонька Скачать
  8. Бублики Скачать
  9. Барыня Скачать
  10. Сборник из репертуара ансамбля «Березка» Скачать
  11. Коробушка Скачать
  12. Масленница Скачать
  13. Казачата Скачать
  14. Калинка-малинка Скачать
  15. Коробейники Скачать
  16. Калинка Скачать
  17. Кадриль Скачать
  18. Яблочко Скачать
  19. Я с комариком плясала Скачать
  20. Городская кадриль Скачать
  21. Лебедушки Скачать
  22. Матушка Волга Скачать
  23. Ансамбль «Частушка» и Терем-квартет Скачать
  24. Барыня (для малышей) Скачать
  25. Веселая кадриль Скачать
  26. Деревенская кадриль Скачать
  27. Деревенский хоровод Скачать
  28. Яблочко (2 мелодии) Скачать
  29. Красный сарафан Скачать
  30. Русская кадриль Скачать
  31. Балалайка Скачать
  32. Вдоль по улице метелица метет Скачать
  33. Владимирская пляска Скачать
  34. Взрослая кадриль Скачать
  35. Заиграй гармошка Скачать
  36. Казачье свидание Скачать
  37. Казачек Скачать
  38. Камаринская Скачать
  39. Казачий гопак Скачать
  40. Казачий пляс Скачать
  41. Московская кадриль Скачать
  42. Русский сувенир Скачать
  43. Медленный русский танец Скачать
  44. Семеновна Скачать
  45. Уральская плясовая Скачать
  46. Вот такие пироги Скачать
  47. Диск «Масленница» Скачать
  48. Русские матрешечки Скачать
  49. Феоктистов «Плясовой наигрыш» Скачать
  50. Балалайка Скачать
  51. Поппури на тему русских народных песен Скачать
  52. Ягода Скачать
  53. Как вставала я ранешенько Скачать
  54. Калинка Скачать
  55. Калянонка Скачать
  56. Казачья терская Скачать
  57. Клубочки Скачать
  58. Коробейники старгород Скачать
  59. Коробейники народная Скачать
  60. Коробушка Скачать
  61. Красные сапожки Скачать
  62. Курчата Скачать
  63. Лирическое настроение Скачать
  64. Матрешки Скачать
  65. Милашки Скачать
  66. Мой голубчик Скачать
  67. Полянка Скачать
  68. Ой, то ни ветер Скачать
  69. Суботея Скачать
  70. То ни ветер ветку клонит (инструментал) Скачать
  71. Валенки Скачать
  72. Во лесочке комарочков много уродилось Скачать
  73. Чайковский «Русский танец» Скачать
  74. Дело было на реке Скачать
  75. Хороводы (архив из 10 мелодий) Скачать
  76. Колдовское озеро Скачать
  77. Купалинка Скачать
  78. Перепляс (архив из 2 мелодий) Скачать
  79. Плясовой наигрыш Скачать
  80. Русская карусель Скачать
  81. Русская зима Скачать
  82. Русские матрешки Скачать
  83. Русские наигрыши Скачать
  84. Русский танец (архив из 3 мелодий) Скачать
  85. Сударыня Скачать
  86. Фабричная кадриль Скачать
  87. Валенки (архив из 21 варианта) Скачать
  88. Валенки (архив из 22 вариантов) Скачать
  89. Тимоня (2 мелодии) Скачать
  90. Балагуры Скачать
  91. Барыня (архив из 6 мелодий) Скачать
  92. Сибирская плясовая Скачать
  93. Сибирская веселуха Скачать
  94. Калинка Скачать
  95. Варенька Скачать
  96. По полю-полю Скачать
  97. Косичка Скачать
  98. Гори, гори ясно! Скачать
  99. Как пошли наши подружки Скачать
  100. Маша (плюс, минус, вариант обработка для танца) Скачать
  101. Северный хор «Уж ты прялица, кокорица моя» Скачать
  102. Виктор Гридин «Веселый хоровод» (баян) Скачать
  103. Оркестр анасамбля «Березка» — «Ярмарка» Скачать
  104. «Забияки» русский перепляс Скачать
  105. Кубанский танец «Гусеница» Скачать
  106. Русская плясовая Скачать
  107. «Березничек» Скачать
  108. «Варенька» Скачать
  109. Весенний хоровод Скачать
  110. «Во поле березка стояла» Скачать
  111. «Журавель» Скачать
  112. «Зачарована Десна» Скачать
  113. «Златые горы» Скачать
  114. «Гжель» Скачать
  115. «Маруся раз, два, три…» Скачать
  116. «На мосточке» (оркестр) Скачать
  117. «На скамейке» Скачать
  118. «Ой, рябина кудрявая…» Скачать
  119. Перепляс с ложками и берестой Скачать
  120. Плясовая Скачать
  121. «Подай балалайку!» Скачать
  122. «Полянка» Скачать
  123. Русская плясовая Скачать
  124. Русский народный хор им М.Е.Пятницкого «Липецкая Матаня» Скачать
  125. Северные переборы Скачать
  126. «Сказочная гжель» Скачать
  127. «Скамеечка» Скачать
  128. «Как со вечера пороша» Скачать
  129. «Тонкая рябина» Скачать
  130. «Травушка-муравушка» Скачать
  131. Русский перепляс Скачать
  132. «У нашей Кати» Скачать
  133. Русская плясовая (частушки) Скачать
  134. «Четыре двора» Скачать
  135. «Яблочко» Скачать
  136. «Вечер матушка» Скачать

Украина

  1. Гопак Скачать
  2. Гуцулята Скачать
  3. Бульба Скачать
  4. Веснянка (архив из3 вариантов) Скачать
  5. Гречаники Скачать
  6. Терноватська полька Скачать
  7. Народный оркестр «Буковинский ветерок» Скачать
  8. Прикарпатские вертушки Скачать
  9. Гопачок с бубнами Скачать
  10. Буковинский ветерок Скачать
  11. Украина (архив — 6) Скачать
  12. Украинский гопак Скачать
  13. Украинская народная Скачать
  14. Парафраза на украинские темы Скачать
  15. Кубанские хороводы Скачать
    20. Сільська полька (Украина) ансамбль Попадюка Скачать

Белоруссия

  1. Лявониха Скачать
  2. Краковяк Скачать
  3. Крыжачок Скачать
  4. Белоруссия (архив) Скачать
  5. Бульба (архив из 5 мелодий разного темпа) Скачать
  6. Белоруссия (архив — 6) Скачать
  7. Лявониха 2 Скачать
  8. «Перапёлачка» (минус) Скачать
  9. Полька Янка Скачать
    10. Ансамбль Хорошки — «Дудалка» Скачать

Цыганский

Молдавия

  1. Молдавия Скачать
  2. Молдавская хора Скачать
  3. Молдавская полька Скачать
  4. Молдавский танец Скачать
  5. Молдавское поппури Скачать
  6. Молдавский танец «Сырба» Скачать
  7. Молдовеняска Скачать
  8. Молдавский танец (архив из 8 мелодий) Скачать
  9. Молдавский (архив — 4) Скачать
    10. Оркестр Лаутары «Мэрунцика» Скачать

Италия, Испания

  1. Тарантелла Скачать
  2. Испанская Фиеста Скачать
  3. Испанский танец Скачать
  4. Арагонская хота Скачать
  5. Испанский танец (2 мелодии) Скачать
  6. Кармен Скачать
  7. Тарантелла Скачать
  8. Тарантелла (архив из 9 мелодий) Скачать
  9. Арагонская хота Скачать
    10 Тарантелла Скачать
  1. Испания «Лолита» Скачать
  2. Испанский танец Скачать
  3. Арагонская охота Скачать
  4. Италия (архив — 3) Скачать
  5. Испанский (архив — 2) Скачать
  6. Итальянская тарантелла Скачать
    17. Испания.Фламенко Скачать

Народная стилизованная музыка

  1. Березка в современной обработке Скачать
  2. Калинка ремикс Скачать
  3. Калинка в современной обработке Скачать
  4. Барыня (рок-микс) Скачать
  5. Народные песни в современной обработке Скачать
  6. Игорь Крутой «Контрасты» Скачать
  7. Кадриль (микс) Скачать
  8. Народный стилизованный Скачать
  9. Русский стилизованный Скачать
  10. Русский стилизованный Скачать
  11. Стилизованный украинский танец (архив из 6 мелодий) Скачать
  12. Русская в стиле фолк Скачать
  13. Я на печке молотила (микс) Скачать
  14. Порушка-Пораня «Ариэл» Скачать
  15. Русский Скачать
  16. Гуси-лебеди Скачать
  17. Вдоль по Питерской Скачать
  18. Метелица Скачать
  19. Светит месяц Скачать
  20. DJ Rasputin «Катюша» Скачать
  21. DJ Slon «Финская полька» Скачать
  22. Утушка луговая Скачать
  23. Русская стилизация Скачать
  24. Тодес «Русская народная» Скачать
  25. Пчелочка златая (ремикс) Скачать
  26. Трава (ремикс) Скачать
  27. Барыня в стиле Speed Garage Скачать
  28. Барыня стилизованная Скачать
  29. Кадриль (MIX) Скачать
  30. На мосточке Скачать
  31. Ой, при лужку Скачать
  32. Стилизованная Молдавия Скачать
  33. Буйные ветры Скачать
  34. Казачий походный танец (оригинальный микс) Скачать
  35. TODES «Русская народная» Скачать
  36. Седьмая вода «На горе, горе» Скачать
  37. ВИА Здравствуй -«Эх, земля ты, матушка — Россия» Скачать
  38. Аленушка — «Деревня 4 двора» Скачать
  39. Аттракцион — Шуточная песня «Барыня» Скачать
  40. Белый день — «Балалайка» Скачать
  41. Русская стилизация. «Деревенские забавы» Скачать
  42. Капуро Марина — «Деревня» Скачать
  43. Русская стилизация «Дунюшки» Скачать
  44. Елочки-Сосеночки (ремикс) Скачать
    45.Иван Купала — «В роще» Скачать
  1. Калинка в современной обработке Скачать
  2. Песня «Купала» Скачать
  3. Песня «Купалинка» Скачать
  4. Ансамбль Русская душа — «Золотая ярмарка» Скачать
  5. Песня «На горе-горе петухи поют» Скачать
  6. Песня «Ой, не будите» Скачать
  7. Русская стилизация. Привитальная Скачать
  8. «Пчелка» (минус) Скачать
  9. «Рождество» Скачать
  10. Песня «Россиюшка» Скачать
  11. Н. Бродская «Русская зима» Скачать
  12. «Ручеек-журчалочка» (плюс) Скачать
  13. «Снежная тропинка» Скачать
  14. «Соловушка» Скачать
  15. Сударушка (ремикс) Скачать
  16. Russian Kalabassian — «Суматоха» Скачать
  17. «Та-ти-ра» Скачать
  18. Тёпа — «Душа моя гармошка» Скачать
  19. «Тим-тари-тира» Скачать
  20. «Хлопотушки коробейники» Скачать
  21. Хоровод «Лебедушки» Скачать
  22. Украинская стилизация. Oles Zurawchak — «Rzajvir» Скачать
  23. Украинская стилизация. Василий Попадюк — «Солнце» Скачать
  24. Украинская стилизация. Гуцульская фантазия Скачать
  25. Украинская стилизация. «Натаника» (Попурри) Скачать
  26. Цыганские напевы. Скрипка и оркестр Скачать
  27. Польский танец. Стилизация Скачать
  28. Лезгинка (ремикс) Скачать
  29. Попурри на тему Битлз на народных инструментах Скачать
  30. «Трава моя трава» Скачать

Латинская Америка, Америка

  1. Кубинский танец Скачать
  2. Мексиканский танец Скачать
  3. Мексиканский танец (архив из 4 мелодий) Скачать
  4. Мексика Скачать
  5. Ковбои Скачать
  6. Кубинский танец (архив) Скачать
  7. Мексика «Ла Тартуга» Скачать
  8. Мексиканская фиеста Скачать
  9. Мексиканская Скачать

Страны Востока, Азия

  1. Египет Скачать
  2. Греческий танец Скачать
  3. С. Войтенко и Д. Храмков «Турецкая» Скачать
  4. Греция (архив из 7 мелодий) Скачать
  5. Япония (архив из 4 мелодий) Скачать
  6. Китайский танец Скачать
  7. Греция (архив — 6) Скачать
  8. Китай скачать
  9. Греция. Сиртаки Скачать
  10. Китайская полька Скачать
  11. Китайский танец Скачать
  12. Японский танец «Кодо» Скачать
    15.Народный узбекский танец «Кари Наво» Скачать
  1. Китай Скачать
  2. Китайские мотивы Скачать

Еврейский, Венгерский, Чешский, Польский, Болгарский, Румынский

  1. Чардаш-монти Скачать
  2. Еврейский танец Скачать
  3. Еврейский танец (архив из 3 мелодий) Скачать
  4. Чардаш Скачать
  5. Хава Нагила Скачать
  6. С. Войтенко и Д. Храмков «Чардаш» Скачать
  7. Чешская полька (архив из 3 мелодий) Скачать
  8. Краковяк (архив 10 мелодий) Скачать
  9. Ирландия Скачать
  10. Поппури на еврейские мотивы Скачать
  11. Болгарский Скачать
  12. Болгарское хоро Скачать
  13. Польский Обэрэк Скачать
  14. Румыния. Фрумусете Скачать
  15. Румынский «Плоштская хора» Скачать
  16. Венгерский танец Скачать
  17. Болгарский танец Скачать
  18. Венгерский народный танец «Понтозоо» Скачать
  19. Еврейские скрипки Скачать
  20. Чешская народная полька Скачать

Кавказ

  1. Азербайджанский танец Скачать
  2. Народный оркестр «Армянский бахтавари» Скачать
  3. Армянский народный танец «Кошари» Скачать
  4. Лезгинка Скачать
  5. Грузинский танец Скачать
  6. Народный оркестр «Мхедрули» Скачать
  7. Армянский танец «Энзели» Скачать
  8. Народный грузинский танец Скачать
  9. Дагестан (архив — 3) Скачать
  10. Армения (архив — 4) Скачать
  11. Грузинский Скачать
  12. Абхазия Скачать
  13. Осетия Лезгинка Скачать
  14. Грузинский танец 2 (архив 6 композиций) Скачать
  15. Азербайджанский танец 2 (архив 3 композиции) Скачать
  16. Армянские народные танцы (архив 7 композиций) Скачать

Музыка Скандинавских стран

  1. Народный оркестр «Финская полька» Скачать
  2. Финская народная песня Скачать
  3. Моисеевская финская полька Скачать
  4. Финляндия (архив — 3) Скачать
  5. Швеция «Деревенский полькет» Скачать
  6. Финская народная песня. «Tahden Lentaessa» Скачать
  7. Шотландский танец «Посох пастуха» Скачать

Эстония, Латвия, Литва

1.Народный оркестр «Литовский кубилас» Скачать

Европа

  1. Берлинская полька Скачать
  2. Немецкие польки (архив 12 мелодий) Скачать
  3. Германия (архив — 2) Скачать
  4. Франция «Маленький буре» Скачать
  5. Словакия. Полька Скачать

Башкирия, Татарстан, Мордовия

  1. Башкирский танец Скачать
  2. Мордовский танец Скачать
  3. Ирландский танец Скачать
  4. Татарский танец (архив 11 мелодий) Скачать
  5. Татарский (архив 4 мелодий) Скачать
  6. Башкирский «7 девушек» Скачать
  7. Башкирский женский Скачать
    8 Татарский (архив — 6) Скачать
  1. Мордовский Скачать
  2. Башкирский Скачать
  3. Татарская народная музыка. Хайтарма Скачать

Разное

  1. Гавайская мелодия Скачать
  2. Югославия Скачать
  3. Ирландский степ Скачать
  4. Корякский Скачать
  5. Чукотская народная музыка Скачать

Диски

  1. Диск «От кадрили до кантри» Скачать
  2. Народный оркестр Скачать
  3. Диск Тютюнниковой «Танцы народов мира» Скачать
  4. Диск «От лезгинки до чардаша» Скачать
  5. Диск «Баян Микс» Скачать
  6. Диск «Русские и цыганские пляски» Скачать
  7. Оркестр Моисеева Скачать
  8. Диск «Танцы народов мира» Скачать
  9. Танцы детям Скачать
  10. Диск «Русские народные танцы» Скачать
  11. Диск «Веселая шарманка» Скачать
  12. Ансамбль песни и танца Цепелева Скачать
  13. Танцы народов мира-2 Скачать
  14. Диск «Ансамбль народных инструментов» Скачать
  15. Диск «Тульские баянисты и аккордеонисты» Скачать
  16. Диск «Музыка народов Севера» Скачать
  17. Диск «От барыни до Сиртаки» Скачать
  18. «Кижи. Песни русского севера» Скачать

Русские народные танцы

Русские народные танцы

Россия – великая страна, владеющая необъятными просторами. Может быть, поэтому у русского народа такая широкая душа, глубину которой хорошо можно выразить в танце. Русские народные танцы условно подразделяют на пляски и хороводы. Зародились они в глубокой древности, в те времена, когда на Руси было язычество. Земледелие и скотоводство требовали особого внимания в весенне-летний период, а осень и зима отдавались на откуп праздникам и забавам. Всевозможные ярмарки, проводившиеся после сбора урожая, служили не только для торгов, но и для веселого времяпровождения. Вот тут и расцветали яркими узорами русские пляски и хороводы.

Народный танец хоровод – один из самых древних. Это очень красивый славянский обрядовый танец, который включает в себя множество элементов, связанных с обыденной жизнью человека. Сватовство и сбор урожая, продолжение рода и течение времени – язык хоровода выразительный и символичный. Неправильным было бы считать, что это только движение по кругу взявшись за руку. Танец имеет множество построений, а рисунок хоровода порой сложный и таинственный. Педагоги в народные танцы для детей нередко включают хоровод. Он помогает эмоционально раскрыться ребенку и способствует сплоченности детского коллектива. Как правило, начинается хоровод с несложных построений и переходов, которые с каждым тактом усложняются и, достигая кульминации, завораживают зрителя. Звездочка, клин, коло, улица, колона, двойной круг – вот основные фигуры хоровода.

Русские народные танцы для детей строятся на игровом моменте. Через игру ребенку проще понять душу танца, осознать его смысл и предназначение. Приобщение к русской культуре посредством языка танца рождает в сознание ребенка любовь к своей Родине, к ее традициям и истории.

Удивительны и русские пляски, которые представляют собой импровизированное соревнование танцоров. Для девушек это плавные движения, взмахи платочками, полет рук, наклон головы. Для мужчин русский перепляс – это возможность показать свою удаль, силу, ловкость. Движения народного танца требуют хорошей физической подготовки. Дробь, вертушки, присядка – сложно выполнить все эти элементы, не обладая сноровкой и силой. Заводная, энергичная музыка русского танца помогает созданию образа, без которого танец будет смотреться как простой набор движений. Очень часто это не просто мелодия, а песня, в которой рассказывается какая-то жизненная история. «Трепак», «Барыня», «Камаринская», «Калинка» – эти русские песни-пляски известны и популярны во всем мире. Их с удовольствием включают в свой репертуар многие танцевальные коллективы России.

Вдвойне приятно, что детские народные танцы не теряют своей актуальности в век цифровых технологий и с каждым годом завоевывают все большую популярность среди молодежи нашей страны. Духовное развитие молодого поколения, сохранение традиций русского фольклорного танца, являющегося важной составляющей культуры нашей страны – это уверенность в будущем России.