Народные инструменты музыка для русского народного танца

План-конспект урока (музыка, 4 класс) по теме:
Русские народные инструменты.

Знакомство с инструментами русского народного оркестра.

Предварительный просмотр:

Урок музыки и пения в 4 классе.

Тема: Русские народные инструменты.

Раскрыть истоки создания народных инструментов.

Познакомить учащихся с составом оркестра народных инструментов.

Способствовать развитию мышления, внимания, памяти, музыкально-исполнительских навыков.

Воспитывать уважение к народным традициям и культуре русского народа.

Оборудование: аккордеон, компьютер с проектором, «чудесный мешочек», ширма. Народные инструменты: домра, балалайка, ложки, колокольчики, бубен, колотушки, трещотки. Наглядность для рефлексии.

Уч-ль : Прозвенел звоноооооок,

Начался урооок. Здраааа-вствуууууй-теееее .

Чтобы душе было тепло и спокойно, надо улыбнуться. Я хочу поделиться улыбкой. Я знаю, что от нее ярче становится день, а на душе теплее. Порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом. Улыбнитесь друг другу!

Сегодня вы узнаете новые сведения из мира музыки, споете знакомую, ранее выученную песню «Мурлыка» и проявите свою внимательность .

2.Введение в тему. Новые сведения.

Урок будет не только познавательный, но и занимательный.

Чтоб пыл интереса не погас,

Что б время шло быстрее,

Ребята я приглашаю вас

К загадкам поскорее.

Пляшут на его макушке.

Бьют его, а он гремит –
В ногу всем шагать велит.

Все мы очень любим слушать,
Как поёт у нас Тамара,
И в руках её послушна
Шестиструнная…

Как будто девушка запела,

И в зале словно посветлело.
Скользит мелодия так гибко.
Затихло все: играет…

2 СЛАЙД ( инструменты разн.нар)

Гармонь, гитара, балалайка.

Их общим словом называй-ка!

  • Уч-ся: Музыкальные инструменты.

Посмотрите на экран и назовите знакомые вам инструменты.

Уч-ся: Балалайка, ложки, бубен…….

Уч-ль: Правильно. Молодцы!

Музыкальных инструментов в мире очень много….! У каждого народа: русских, татар, башкир, удмуртов, армян есть свои народные инструменты, некоторые похожие между собой, но называются по-разному. Многие инструменты пришли из быта. Это деревянные ложки, колотушки, колокольчики, волынка, пила, топор. Эти инструменты являются достоянием народа. Они были созданы более 200 лет назад народными мастерами, имена которых неизвестны. Наши предки — прабабушки, прадедушки, прапрадедушки… берегли инструменты, передавали из поколения в поколение мастерство изготовления и игры на них. Эти инструменты называют народными музыкальными инструментами, потому что их создал народ.

  • Но мы с вами знакомимся на уроках с русскими народными инструментами.
  • 3 СЛАЙД .( русские народные инструменты.)

— Тема нашего урока : Русские народные инструменты

Уч-ль: Как вы думаете , почему эти инструменты называются — русские народные.

Уч-ся: Их создал русский народ.

С некоторыми инструментами вы уже знакомы. И о них ваши одноклассники приготовили загадки.

У неё есть три струны ,
Их рукой щипать должны,
Можно под неё плясать,
И по-русски приседать. (балалайка)

В руки ты ее возьмешь,
То растянешь, то сожмешь!
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная.
Заиграет, только тронь,
Как зовут ее ? (Гармонь)

Была берёзовая чурка,
Валялась, где лежат дрова.
Потом из чурки вышло чудо,
Точнее, не одно, а два. ( Деревянные ложки)

Играет, а не гитара,

Деревянная, а не скрипка.

Круглая, а не барабан.

Три струны, анне балалайка.

Ранним – рано поутру

На зеленый луг присели

«Поиграй нам на ….. (свирели)

Сам Садко на них играл

И душевно напевал,

Перебрал он много струн,

Вышел из моря Нептун. (гусли)

Вышел в поле пастушок,

Заиграл его . (рожок)

Более 200 лет назад главными исполнителями на русских народных инструментах были …

4 СЛАЙД (скоморохи и слово СКОМОРОХИ )

Скоморохи, и были они не только музыкантами, но и актёрами, плясунами, акробатами и балагурами.

Они – на базарах, на княжьих пирах,
На игрищах тон задавали,
Играя на гуслях, волынках, гудках,
На ярмарках люд потешали. А. Орлов

  • (фрагмент – ансамбль ложкарей, «Нижегородские потешки»).

– Скоморохи были главными зачинщиками песен и плясок. Своим весельем они не только развлекали народ, но и высмеивали пороки. Начались преследования скоморохов. Их жестоко наказывали, ссылали, казнили. Не стало скоморохов, исчезли некоторые и инструменты. Лишь много лет спустя любитель народной музыки, музыкант, композитор: Василий Васильевич Андреев возродил их по изображению на рисунках. Он же был создателем первого коллектива музыкантов.

Треугольник есть и ложки,

Бубны , палочки , гармошки.

Если все их сразу взять,

Дружно вместе заиграть…

Буду я тут дирижером,

Кто же вы? Ответьте хором… Оркестр

Оркестр -это коллектив исполнителей , которые вместе играют на музыкальных инструментах.

5 СЛАЙД (изображ. Коллектив )

6 СЛАЙД ( портрет В В Анреева ,оркестр )

В оркестре три основных группы инструментов:

Струнные, духовые, ударные.

7 СЛАЙД ( Группы нар.инструментов)

(учащиеся распределяют названия инструментов по группам)

-Повторите названия групп инструментов народного оркестра.

На смену скоморохам пришли другие весельчаки, а как их называют, вы узнаете, угадав загадку.

Он живет в стихии песен

Он талантлив, голосист

И любим он и известен,

А зовется он Ар …………. АРТИСТ.

8 СЛАЙД (иллюстрации с надписями: певцы, танцоры, музыканты, актер)

Уч-ль: Что должен уметь настоящий артист?

Уч-ся: Танцевать, петь, играть на инструментах, играть роли в кино или спектакле.

-Многие мечтают стать артистом!

Я предлагаю на нашем уроке, тоже побыть хоть немного артистами.

Звучат оркестры и слышен смех

Я приглашаю на танец всех!

9 СЛАЙД « В стиле русского народного танца» ( звук «Барыня»)

  • Восстановление дыхания. Вдох-выдох-3 раза

10 СЛАЙД -Артист –это и певец .Он должен уметь красиво петь. Для этого он соблюдает правила и выполняет упражнения.

-Руки — раз, плечи — два, внимание — три, в певческой позе замри!

ЗАДАНИЕ: — Эту загадку вам надо прочитать хором громко и внятно, и угадать.

На листочке, на страничке-

То ли точки, то ли птички.

Все сидят на лесенке

И щебечут песенки.

Если ноты в ряд стоят,

Эти ноты —. (звукоряд)

12 СЛАЙД (нотный стан)

Уч-ль : — Певцы должны знать ноты . Вот и мы с вами подготовим свой голос к красивому исполнению с помощью пения звукоряда.

ЗАДАНИЕ: — Спойте , называя ноты вверх и вниз (до, ре, ми …

Долгими звуками и короткими.-2 раза

  • Игра « Настроение» р.н.п. «Во поле береза стояла»

13 СЛАЙД Уч-ль.: Артист-это и актер. Он умеет передавать с помощью мимики настроение, характер своего героя или характер песни.

14 СЛАЙД ( смайлики: радость, грусть, удивление,)

ЗАДАНИЕ: — спойте один куплет из знакомой русской народною песни «Во поле береза стояла» с заданным настроение , который увидите на экране.

Уч-ль : — И так , теперь мы готовы спеть, как артисты.

  • Пение знакомой песни «Мурлыка»

-исполним песню «Мурлыка»

-А можно спеть небольшой группой или сольно (один) у доски как на сцене.

-Молодцы! Хорошо спели. Особенно……

4.Игра на инструментах «Два веселых гуся»

-А этот инструмент должны узнать по звучанию.

Звучит за ширмой (колокольчик, бубен)

  • ЗАГАДКА В МЕШОЧКЕ: (деревянные ложки, колотушки…)

-Посмотрите, у меня есть ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК.

ЗАДАНИЕ: — на ощупь определить, что за музыкальные инструменты находятся в мешочке.

( Дети по очереди подходят )

(Из мешочка выкладываются на стол ударные инструменты)

-Перед вами УДАРНЫЕ РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ.

ВОПРОС : А вы знаете, почему их назвали УДАРНЫМИ?

Уч-ся: Звук извлекают с помощью удара или встряхивания.

( Показать способ извлечения звука инструмента).

-Ну что, ребята, а сейчас попробуете сопроводить на ударных русских народных инструментах музыку русской н. песни «Два веселых гуся», которую я вам исполню на аккордеоне.

Что бы играть дружно и слажено, смотрите внимательно на меня. Я взмахом головы укажу, когда начать и закончить.

( выходят к доске)

-Как называются музыкальные инструменты, которые создал русский народ?

Уч-ся: Музыкальные инструменты, которые создал русский народ, называются русские народные инструменты

-А кто запомнил, как называется оркестр, состоящий из русских народных инструментов?

Уч-ся : Оркестр русских народных инструментов.

Ребята, у меня на столе лежат нотки(символы) , если после урока ваше настроение улучшилось, то прикрепите ее к весёлому смайлику, а если же настроение оставляет желать лучшего. То прикрепите её к грустному смайлику!

Картинки Русских Народных Музыкальных Инструментов

Другие презентации о народных инструментах

«Народный оркестр» — Ложки, бубен, трещётки, треугольник… Создатель первого оркестра народных инструментов. А народные песни. «Нигде нет такой литературы, как у нас, у русских. Василий Васильевич Андреев. Жанры народной песни. М. Горький. Баян, гармонь. Гусли, домра, балалайка… Группы инструментов народного оркестра: И задорнее «Калинки» песни нет, Ведь недаром покорила целый свет.

«Оркестр народных инструментов» — Оркестр русских народных инструментов. Домра. Состав оркестра. Балалайка щипковый инструмент. Первые сведения о балалайке относятся к 1688 году. На гуслях сопровождают пение и сказ былин. Звук звонкий. В состав оркестра входят бубен, ложки, трещотки, колокольчики, рожок. Баян. Домра – ведущий инструмент в оркестре народных инструментов.

«Оркестр русских народных инструментов» — Николай Николаевич Калинин был художественным руководителем. Народный артист России Владимир Понькин. Ты откуда, русская, зародилась музыка. Петр Алексеев и Борис Трояновский. Малахит – Челябинский государственный оркестр. Липецкий государственный оркестр Русских народных инструментов. На пирах и свадьбах скоморохи были главными зачинщиками песен и плясок.

«Русские ударные инструменты» — Дрова. Занятия в оркестре. Играют, например, на цветных горшках. Рубель. Кокошник. Какие именно ударные инструменты были у русских. Бубенцы. Коробочка. Трещотка. От ложек до дров. Ударные музыкальные инструменты. Рассказы о русских народных инструментах. Употребление ложек. Изучение и сравнение русских народных ударных инструментов.

«Русские народные инструменты» — По бокам коробочки, растянул свои меха -стал похож на жениха. Появилась в1870 г. в Туле. Первое упоминание в1688 г. Разновидность — «Хромка». На хромке можно сыграть любой наигрыш. Заиграли три струны на четыре стороны. В лесу росло, на руках плачет, из лесу вынесено, а на полу скачет. Музыкальные инструменты в детском саду.

Конспект урока по музыке на тему «Оркестр русских народных инструментов»

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

План- конспект урока.

ФИО педагога: Федотова Людмила Васильевна

Место работы : МОУ СОШ № 9 , г. Сердобска, Пензенской области

Должность: учитель музыки

Теме урока : « Оркестр русских народных инструментов. Плясовые наигрыши. Разыграй песню».

Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина , «Музыка».

Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т.С. Шмагина, «Музыка», рабочая тетрадь.

Знакомство с русскими народными инмтрументами..

Развитие творческих способностей учащихся в различных видах музыкальной деятельности при знакомстве с народными песнями.

— Научиться узнавать тембры русских народных инструментов; сочинять мелодии, ритмические, пластические импровизации на тексты народных песенок.

— Научиться выявлять характерные свойства народной и композиторской музыки ; Развивать художественный вкус и интерес к музыкальному фольклору России;

-Передавать настроение музыки и его изменение в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах, исполнять несколько народных песен.

-Проявление эмоциональной отзывчивости, личностного отношения при восприятии и исполнении музыкальных произведений

-Развитие духовно- нравственных качеств (доброта, миролюбие, великодушие, всепрощение), эмоциональной отзывчивости; уважительного отношения к обычаям и традициям русского народа

Любовь к Родине, приобщение к русской народной культуре, фольклору, воспитание уважения к русским традициям, ценностям русской семьи, воспитание доброты.

— Планирование учебного сотрудничества и инициативное сотрудничество, взаимодействие.

-Использование полученного опыта общения с фольклором в досуговой деятельности и личной жизни, передача в собственном исполнении различных музыкальных образов, владение умениями совместной деятельности.

10. Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления .

11. Дидактическое обеспечение урока: презентация

12. Техническое обеспечение урока: фортепиано, ПК (ноутбук), экран и проектор.

13. Методы: деятельностный подход

14. Виды деятельности учащихся:

Музыкально –пластическое движение

15. Музыкальный материал :

Песня – игра. «Светит месяц» русская народная плясовая,

«Камаринская» русская народная плясовая,

«Калинка» русская народная песня .

«Свети месяц» оркестр русских народных инструментов.

Музыкальное приветствие учащихся и учителя.

Учитель: «Здравствуйте, ребята!» (звукоряд вверх — до, ре, ми, фа, соль первой октавы)

Дети: «Здравствуйте» (вниз по мажорному трезвучию от ноты «соль» — соль -ми-до)

Учитель: «Прозвенел звонок»

Дети: «Начался урок!»

Звучит русская народная песня « Камаринская».

2. Актуализация знаний

— Учитель: Какая музыка по настроению встретила вас в классе?

— Дети: Русская народная песня.

— Учитель: Вам понравилась песня? А настроение у вас изменилось? Почему ?

— Дети: Да, понравилась! Сразу захотелось улыбнуться и пуститься в пляс. Она звучала весело, игриво, подвижно.

-Учитель: Как вы думаете — кто ее сочинил эту музыку композитор или народ ? Где чаще исполняют русские народные песни?

— Дети: Народ. На праздниках, посиделках, на гуляньях.

3 . Изучение нового материала. Формулировка темы, целей урока.

На столе у учителя представлены инструменты: деревянные ложки, свирель, дудочка, трещотка, бубен, колокольчики, свистульки, балалайка, баян.

На доске вывешены иллюстрации народных инструментов.

-Учитель: Как вы думаете, как будет называться новая тема урока?

— Дети: Наверно русские народные инструменты, может быть разучивание народных песен.

-Учитель: Обратите внимание на лежащие у меня на столе инструменты -деревянные ложки, свирель, дудочка, трещотка, бубен, колокольчики, свистульки, балалайка, баян.

Учитель: Назовите эти инструменты? Все ли они вам знакомы?

Учащиеся перечисляют названия инструментов. Коротко рассказывают, где их видели.

Учитель: Тема сегодняшнего урока посвящена оркестру русских народных инструментов, где мы с вами будем не только слушать плясовые наигрыши, но и разучим, и разыграем народные песни.

4. Работа по теме:

а) Оркестр народных инструментов ( восприятие и слушание музыки).

На – экране – иллюстрации русской плясовой.

-Учитель: Сейчас я вам расскажу об особенностях жанра плясовых песен. В русской плясовой песне, каждый участник сам старается придумать новое движение и перещеголять других в ловкости и умении. Участники при помощи движений показывают свою удаль.

Звучит плясовая русская народная песня « Светит месяц».

-Учитель: Как вы думаете, какой оркестр звучит симфонический или народный.

— Дети: оркестр народных инструментов.

— Учитель: Почему вы так решили ?

— Дети: Мы услышали голоса балалаек, баяна, трещоток.

-Учитель: В каком характере звучит музыка?

-Дети: В радостном, весёлом.

— Учитель: Какие народные инструменты вы ещё знаете?

-Дети: Гармонь, свирель, рожок, ложки.

-Учитель: На развороте учебника стр. 54-55 вы видите изображения музыкальных инструментов, назовите их?

-Дети: Бубен, балалайка, гармонь, рожок, жалейка, гусли.

б) Практическая работа . Играем в народном оркестре.

Работа в группах,

1-я группа — балалайки,

2-я группа -бас балалайки,

3-я группа- ксилофоны,

4-я группа — домры,

Тему исполняет первая группа, она имитирует балалайки, первую вариацию ведет вторая группа, это басы балалайки, третью вариацию исполняют ксилофоны и балалайки четвертую вариацию исполняют балалайки и домры, пятую вариацию — балалайки басы и балалайки, шестую — домры, седьмую — гусли и бубны, восьмую весь оркестр.

-Учитель: Чтоб слаженно играл оркестр, кого надо пригласить?

-Дети: Руководителя, дирижера.

Проводится игра в дирижера. Учащиеся выбирают дирижера.

-Учитель: вот вы выбрали руководителя оркестра, что он должен делать, просто махать руками или?

-Дети: Он должен показывать, когда надо вступить тому или иному инструменту, группе инструментов, громче или тише сыграть, показать темп, характер музыки и т.д.

Итак, звучит запись «Светит месяц» и дети под руководством дирижера «исполняют» это произведение.

Учащиеся имитируют исполнение народных инструментов.

5.Разучивание и разыгрывание песни.

а) Разучиваю текст с ритмическими хлопками

Звучит запись русской народной песни «Калинка».

-Учитель: как вы думаете это композиторская или народная песня?

-Учитель: какому народу принадлежит эта песня?

-Учитель: есть ли в этой музыке, помимо жанра песни еще другой жанра?

-Дети: да, есть жанр танец, или точнее пляска.

-Учитель: песня «Калинка» состоит из куплетов и припева. Контрастны ли они, аргументируйте?

-Дети: Да, контрастны. Куплеты поются неторопливо, певуче, распевно, а припев передает удалой, веселый плясовой характер.

-Учитель: меняется ли темп в припеве, если меняется, то как и зачем?

-Дети: темп в припеве изменяется от медленного до быстрого, наверно, чтобы показать русскую удаль, задор.

-Учитель: вы правильно подметили, что песня — пляска «Калинка» основана на контрасте ее частей. Хотите разыграть эту красивую русскую песню? Какие движения должны выполнять девочки, а какие мальчики?

Учащиеся работают в паре и размышляют над движениями, придумывают и обсуждают движения в этой песни — пляски.

Класс приходит к выводу , что девочки запевают первый куплет с движением раскрывающейся руки с платочком и поворотом головы, на слова ай-лю-ли, спать положите вы меня — руки сложить под ушком.

В плясовом припеве мальчики исполняют пружинку, подчеркивая стуком каблучков.

Второй куплет девочки исполняют со сложенными друг на друга руками (кисти рук на сгибах рук) с поворотами головы и рук вправо и влево.

Мальчики исполняют второй припев вприсядку.

Третий куплет запевает солист и обращается к девочкам поднимает к ним руку, а затем на второй фразе прижимает руку к своей груди.

Припев всем классом одновременно — девочки с притопом и выбросом вперед платочком, а мальчики пружинят с пристукиванием каблучков, тем самым подчеркивая ритмическую пульсацию.

-Учитель: каков по вашему мнению исполнительский план?

-Дети: запев медленно, плавно, припев в быстром темпе, четко выговаривая слова.

В последнем припеве можно изменить динамику, темп (постепенно нарастает).

6.Закрепление . Игра «Угадай инструмент». Работа с карточками.

Звучат записи: «Выходили красны девицы «, « Ах, вы сени», «Бояре, а мы к вам пришли»

Раздать карточки трех цветов.

Красная карточка — гусли, если звучат гусли — дети поднимают красную карточку, если рожок -синию, если свирель –оранжевую, гармонь- зелёную.

-Учитель: Давайте вспомним, с чем мы сегодня познакомились, что нового узнали?

— Дети: С новыми русскими народными инструментами.

-Научились определять на слух голоса русских народных инструментов.

-Сделали свой оркестр.

-Учитель: Какие чувства вы испытали на уроке?

-Дети: Чувство радости, что смогли поиграть на инструментах, что сами творили музыку.

— Учитель: Наш урок мы завершаем игрой « Найди ошибку».

Найди ошибку . Слова заранее выписаны на экране.

-Учитель: а) Русские народные инструменты -это ложки, бубен, скрипка., домра, балалайка, флейта, труба, свирель? Это верно?

-Дети: Скрипка, флейта и труба инструменты симфонического оркестра.

— Учитель: б) «Свети месяц» — украинская песня – пляска, русская народная песня – пляска, французская народная песня – пляска?

— Дети: Русская народная песня – пляска.

— Учитель: в) Шумовые инструменты – это ложки, бубен, трещотки, домра, балалайка, свирель?

-Дети: шумовые инструменты это: бубен, трещотки.

— Учитель: С какими русскими народными песнями познакомилися на уроке?

-Дети: «Светит месяц», «Калинка», «Камаринская».

8. Итог урока. Видеоролик.

-Учитель: Какой оркестр исполнял все произведения на уроке?

-Дети: Оркестр народных инструментов.

— Учитель: Я вам предлагаю посмотреть и послушать фрагмент музыки «Светит месяц» в исполнении оркестра русских народных инструментов.

9. Домашнее задание : Я прошу вас найти изображения русских народных инструментов и наклеить их в свою рабочую тетрадь на стр. 11 , или нарисовать их там же. Это и будет вашим домашним заданием. А сейчас еще раз спасибо за урок. Очень активно работали, с хорошим настроением трудились. Вы были все молодцы!