Народные танцы движения руками

Основные позиции и движения в казахском народном танце

Поскольку казахский танец находится в процессе становления, было бы неправильно канонизировать какие-то положения и движения рук как единственно возможные в казахской хореографии. В настоящем разделе указаны положения и движения рук, наиболее характерные для казахских танцев на данном этапе их развития. Несомненно, что в дальнейшем круг таких движений будет расширяться, видоизменяться и обогащаться.

Для казахской девушки характерны мягкие, плавные движения рук, спокойные переходы из одного положения в другое. Движения рук могут сопровождаться вращением кистей «от себя», а иногда «к себе», причем вращение делается плавно, волнообразно.

У юношей руки более жесткие, меняют положения более резко. Иногда кисти бывают отогнуты и направлены ладонями «от себя». Вращательные движения кисти мужскому танцу не свойственны.

В ряде казахских танцев движения рук построены на обыгрывании какого-нибудь предмета, подлинного или воображаемого.

Так, в мужском танце может обыгрываться лук, нагайка, в женском — коса, браслеты, рукава и т. д.

В казахском народном танце руки играют исключительно важную роль. Они выполняют, помимо технической, и пластическую функцию. Руки в казахском танце, особенно женском, не только украшают его, но и раскрывают содержание, подчас «ведут» танец. Поэтому особое внимание уделяется разработке их пластичности и гибкости.

В казахском танце существуют шесть позиций рук:

Обе руки свободно по бокам опущены вниз. У девушек пальцы закруглены, у юношей пальцы прямые.

1-я позиция 2-я позиция 3-я позиция

(поклон). Руки с округленными локтями, направленными вперед, поднять перед корпусом, ладони направлены к зрителю. Обе руки подняты вперед, локти закруглены, кисти чуть заметно приподняты, пальцы направлены вперед.

Руки поднять в стороны, держа свободно в локтях, кисти направить ладонями вниз, пальцы раскрыты. Обе руки подняты в стороны, свободные в локтях, кисти направлены ладонями вниз, пальцами в стороны. У девушек пальцы закруглены, у юношей прямые.

» (рога). Руки с округленными локтями поднять вверх, у девушек: ладони – вверх, пальцами одна к другой. У юношей кисти зажаты в кулак и направлены со стороны ладоней вперед; исполнитель как бы держит нагайку, лук, винтовку и т.д.

(головной убор девушки). Одну руку перевести в 3-ю позицию, другую руку, согнуть в локте, держать перед корпусом. Кисть направить тыльной частью к себе, ладони — вверх от себя.

Одну руку отвести в сторону, другую поднять во 2-ю позицию ладонью к себе, ладонь протянутой руки протянута вниз.

Движение для мужчин — округленные в локтях руки находятся на талии, пальцы захватывают белбеу (кушак).

Либо: левая рука лежит сбоку на талии, обхватив пальцами кушак. Правая рука может быть во 2-ой, в 3-й позиции. В 3-й позиции кисть зажата в кулак и как бы держит нагайку, лук и т.д. Корпус или прямой, или слегка повернут левым плечом вперед.

6-я позиция (второй вид).

(плеть). руку поднять в 1-ю позицию, т.е. вперед, другую – в 3-ю позицию, т.е. поднять вверх, пальцы сжаты в кулак.

1-е положение 2-е положение 3-я положение

1-е положение (женское и мужское).

Одна рука поднята вверх в 3-ю позицию и чуть отведена в сторону, другая поднята в сторону во 2-ю позицию.

У девушек локти закруглены, кисти приподняты, направлены ладонями «от себя», пальцы закруглены.

Когда поднимается во 2-ю позицию левая рука, корпус слегка поворачивается левым плечом вперед.

У юношей локти прямые, кисти приподняты, направлены ладонями «от себя», соединенными пальцами вверх.

2-е положение (женское).

Обе руки направлены в одну сторону. Правая рука поднята во 2-ю позицию, локоть присогнут, кисть направлена ладонь вниз, закругленными пальцами в сторону. Левая рука, согнута в локте, находится перед грудью исполнительницы, от корпуса отведена, рука от локтя до кисти параллельна полу, кисть прямая, ладонь в низ, закругленными пальцами вправо. Корпус слегка отклонен от рук. Голова повернута в сторону вытянутых рук: исполнительница как бы смотрит на кисть руки. Руки могут меняться направлениями.

СВЯЗЬ СЕЗОНА ЦИНМИН С ПРАЗДНИКОМ ЦИНМИНЦЗЕ
Прежде чем приступить к описанию праздника Цинминцзе, необходимо дать определения таким понятиям как календарный праздник и связанному с ним календарному обряду и обычаю. Календарный праздник – празднество, проводимое в установленный тра .

Основные позиции и движения в казахском народном танце
Поскольку казахский танец находится в процессе становления, было бы неправильно канонизировать какие-то положения и движения рук как единственно возможные в казахской хореографии. В настоящем разделе указаны положения и движения рук, наиб .

Народные танцы движения руками

Особое место в русском танце отводилось движению рук. Они особенно ярко передавали национальный характер и колорит танцев. Рассмотрим основные мужские и женские движения русского народного танца.

Хлопушки — это один из основных и самых распространенных элементов русского мужского танца, состоящий из разнообразных сочетаний хлопков и ударов. Хлопок, как правило, делается ладонью одной руки о ладонь другой, а удар — ладонью по голенищу сапога, бедру или подошве. При выполнении хлопушек, как удар, так и хлопок должны быть сильными и четкими, а ладонь крепкой и напряженной.

1. Одинарные хлопки (фиксирующие)

Движение занимает 1/2 такта.

Исходное положение ног — 1 свободная позиция ног.

Руки раскрыты в сторону.

«Раз» — хлопок ладонями на уровне груди; локти отведены от корпуса и направлены в стороны.

«И» — руки раскрыть от локтей в стороны.

«Раз» — руки, сгибаясь в локтях и слегка опускаясь, делают хлопок ладонями позади корпуса.

«И» — обе руки возвращаются в исходное положение.

Перед собой с движением рук сверху вниз и снизу вверх

«И» (затакт) — обе руки, одновременно сгибаясь в локтях, стремительно поднимаются вверх, и каждая описывает небольшой полукруг.

«Раз» — после короткого резкого хлопка на уровне подбородка руки стремительно возвращаются в исходное положение. Пальцы при хлопке собраны и направлены вперед. Голова слегка наклоняется вперед, а при возвращении рук в исходное положение поднимается. Далее такой же резкий, короткий хлопок перед собой на уровне груди; не размыкая ладоней, поднять руки до уровня подбородка, совершая движение снизу вверх; затем обе руки стремительно опускаются вниз, каждая описывая небольшой полукруг.

2. Одинарные удары (фиксирующие)

Движение занимает 1/2 такта.

«Раз» — левая нога с низких полупальцев делает шаг на всю стопу, правая согнута в колене и с вытянутой стопой поднимается в невыворотном положении вперед. Одновременно с шагом правая рука, сгибаясь, поднимается от локтя вверх; пальцы собраны, ладонь направлена вверх; левая рука открывается в сторону.

«И» — короткий резкий удар сверху правой ладонью по верхней части бедра у колена. После удара рука слегка поднимается над коленом, оставаясь согнутой в локте; ладонь направлена вниз. При продолжении движения делается шаг на правую ногу, а удар по бедру левой ноги выполняется левой рукой, которая из повторяет движение правой руки на счет «раз». Одновременно правая рука раскрывается в сторону.

По голенищу сапога (в выворотном положении ног)

Движение занимает 1 такт.

«Раз» — левая нога присогнута в колене, отделяется от пола и с низких полупальцев опускается на всю стопу; согнутую правую ногу с вытянутой стопой поднять в выворотном положении вперед. Правая рука, сгибаясь в локте, поднимается вверх; пальцы собраны, ладонь направлена вперед.

«И» — правой рукой ударить ладонью по голенищу сапога правой ноги чуть ниже икроножной мышцы. Корпус и голову при ударе слегка наклонить влево; взгляд на ладонь правой руки.

«Два» — правую ногу с низких полупальцев опустить на всю стопу, левая нога согнута в колене и вытянутой стопой поднимается вверх. Правую руку открыть в сторону, левая, сгибаясь в локте, поднимается вверх; пальцы собраны, ладонь направлена вперед.

«И» — левой рукой ударить ладонью по голенищу сапога левой ноги чуть ниже икроножной мышцы. Корпус и голову при ударе слегка наклонить вправо; взгляд на ладонь левой руки.

По голенищу сапога (в невыворотном положении; с отведением ноги назад- вверх)

«Раз» — левую ногу, присогнув в колене, отделить от пола и с низких полупальцев опустить на всю стопу: правую ногу, согнув в колене, с вытянутой стопой перевести от колена назад-вправо. Правую руку, сгибая в локте, поднять вверх; пальцы собраны, ладонь направлена вперед.

«И» — правой рукой ударить ладонью по голенищу сапога правой ноги у щиколотки. Корпус и голову при ударе слегка наклонить вправо; взгляд на кисть правой руки.

«Два» — правую ногу с низких полупальцев опустить на всю стопу; левую ногу, согнув в колене, с вытянутой стопой перевести от колена назад-влево. Левую руку, сгибая в локте, поднять вверх: пальцы собраны, ладонь направлена вперед. Правая рука возвращается в сторону.

«И» — левой рукой ударить ладонью по голенищу сапога левой ноги у щиколотки. Корпус и голову слегка наклонить влево; взгляд на кисть левой руки. Все фиксирующие удары выполняются в любой последовательности и в любом количестве как по одной, так и подругой ноге.

— Правой рукой ударить сверху по голенищу сапога правой ноги, вытянутой вперед и поднятой не ниже 90°. По голенищу сапога правой ноги находящейся в том же положении, можно ударить и ладонью левой руки из положения накрест- вперед.

— Одновременные пли поочередные удары ладонями то по внутренним, то по внешним сторонам голенищ сапог обеих ног, согнутых в коленях и находящихся сначала носками ног, развернутыми наружу, а затем в положении носками внутрь (или по голенищам сапог скрещенных ног).

— Поочередные или одновременные удары ладонями об пол перед собой или сбоку. Ноги при этом согнуты в коленях.

3. Одинарные хлопки (скользящие)

— Руки раскрыты в сторону. Одна рука, описав большой полукруг над головой, делает ладонью хлопок по ладони другой руки, находящейся перед грудью и, продолжая движение вниз но кругу, возвращается в исходное положение.

— Левая рука присогнута в локте и раскрыта в сторону. Правая рука согнута в локте и находится над левым плечом ладонью вниз; стремительно двигаясь по направлению к ладони левой (от себя, от плеча), делает хлопок, после которого обе руки раскрываются в стороны. Обе руки одновременно начинают движение навстречу друг другу, делают скользящий хлопок на уровне груди и, продолжая движение расходятся меняются местами — левая поднимается вверх, правая опускается в низ.

4. Одинарные удары (скользящие)

— По бедру — к себе и от себя. Движение занимает 1 такт.

«И» (затакт) — правую ногу, согнув в колене, поднять перед корпусом с вытянутой стопой вверх.

«Раз» — правая рука, стремительно опускаясь, делает ладонью резкий скользящий удар к себе по правой ноге выше колена и, продолжая движение, сгибаясь в локте, поднимается над левым плечом ладонью вниз. Голову слегка повернуть вправо.

«Два» — правая рука, стремительно опускаясь, делает с плеча резкий скользящий удар ладонью от себя по бедру правой ноги и. продолжая движение, открывается в исходное положение. Одновременно с началом движения руки голову слегка опустить и после удара, резко подняв, повернуть вслед за правой рукой; взгляд сопровождает движение кисти.

«И» — правая нога опускается на пол.

Существуют самые разнообразные виды ударов по бедру, например: согнутые в локтях руки, находящиеся перед корпусом, стремительно опускаясь вниз, одновременно делают удар по правой и левой сторонам бедра.

По голенищу сапога — к себе и от себя.

«И» (затакт) — одновременно со сгибанием колена левой ноги правая, вытянутая в колене и стопе, поднимается вперед-вправо не выше 45°. Корпус и голова тоже поворачиваются вправо.

«Раз» — правая рука, стремительно опускаясь, делает ладонью резкий скользящий удар к себе по голенищу сапога правой ноги сверху и, продолжая движение, сгибается в локте и останавливается на уровне груди, ближе к левому плечу, ладонью к себе-вверх. Нога, как бы остановленная этим ударом, опускается на всю стопу или на ребро каблука. Корпус слегка наклоняется к ноге. Центр тяжести на левой ноге.

«И» — правую ногу поднять вперед-вправо не выше 45°.

«Два» — правая рука, стремительно опускаясь, делает с плеча резкий скользящий удар ладонью наотмашь от себя сверху по голенищу правого сапога и, продолжая движение, открывается в исходное положение. Нога опускается на всю стопу или ребро каблука. Колено остается вытянутым. Корпус сохраняет небольшой наклон. Центр тяжести на левой ноге.

Существуют и другие виды ударов по голенищу сапога, например:

а) Правая (или левая) рука делает удар к себе или от себя от плеча по голенищу сапога правой ноги, вытянутой в колене и поставленной на всю стопу, или на ребро каблука. Корпус повернут вправо и сильно наклонен к правой ноге.

б) Руки одновременно делают удар по правой и левой сторонам голенища сапога правой ноги, поставленного на всю стопу или на ребро каблука. Корпус повернут вправо и сильно наклонен к правой ноге.

По подошве сапога

«Раз» — после небольшого подскока на обеих ногах правую ногу опустить с низких полупальцев на всю стопу. Левую ногу, согнув в колене, поднять вперед в выворотном положении с сокращенной стопой. Одновременно с подскоком корпус и голову наклонить вправо; взгляд на подошву сапога левой ноги.

«И» — правая рука делает резкий скользящий удар ладонью по подошве сапога левой ноги снизу вверх и продолжая движение вверх, возвращается по кругу в исходное положение.

«Два» — перескок на левую ногу с присогнутым коленом. Правую ногу, согнув в колене, поднять в выворотном положении с сокращенной стопой перед корпусом. Одновременно с перескоком корпус и голову наклонить влево; взгляд на подошву сапога правой ноги.

«И» — левая рука делает резкий скользящий удар по подошве сапога правой ноги и возвращается в исходное положение.

По носку сапога

«И» (затакт) — одновременно со сгибанием колена левой ноги правую ногу, выпрямив в колене, с сокращенной стопой поставить на ребро каблука. Корпус наклонить к правой ноге.

«Раз» — правая рука, опускаясь, делает пальцами скользящий удар к себе и, продолжая движение, сгибается в локте и останавливается на уровне груди, ближе к плечу; ладонь повернута к себе. Корпус, поворачиваясь вправо, наклоняется к ноге. Центр тяжести на полусогнутой левой ноге

«Два» — правая рука, опускаясь, делает с плеча скользящий удар от себя пальцами тыльной стороной кисти по носку сапога правой ноги и, продолжая движение, открывается в исходное положение.

«И» — правую ногу вернуть в исходное положение, корпус выпрямить.

Некоторые фиксирующие и скользящие удары исполняются не только ладонью, но и ее тыльной стороной. В этом случае они исполняются несколько мягче. Все одинарные хлопки и удары, как фиксирующие, так и скользящие, исполняются не только на сильную, но и на слабую долю такта. Фиксирующие удары исполняются мягче, чем скользящие, но они не менее выразительны.

Это трудный элемент русского танца, требует большой физической подготовки, силы, выносливости, крепких мышц ног и исполняется только мужчинами. Если присядки разучивать постепенно, правильно, регулярно и систематически, то мышцы ног и связки коленного сустава станут крепче.

Присядки делятся на два вида:

— полуприсядки (танцор после каждого глубокого приседания поднимается или же сочетает это движение с другим, исполняющимся в полный рост)

— полные присядки (танцор находится в положении глубокого приседания и исполняет вес движение, не поднимаясь из этого положения).

Присядки 1-го вида

(с выносом ноги на ребро каблука в пол)

Движение занимает 1 такт.

«И» — одновременно с небольшим подскоком на левой ноге правая, вытянутая в колене и подъеме, делает небольшой бросок вперед-вправо.

«Раз» — резкое и глубокое (или мягкое и глубокое) полное приседание на низких полупальцах.

«И» — резко подняться из глубокого приседания и, сделав небольшой подскок на правой ноге, опуститься на пол на стопу вытянутой в колене правой ноги. Одновременно левая нога, вытянутая в колене, поднимается с сокращенной стопой вперед-влево. Корпус и голова поворачиваются влево.

«Два» — вытянутую левую ногу опустить на ребро каблука. Руки раскрываются в стороны. Корпус поворачивается влево. Центр тяжести на правой ноге. Голова направлена прямо или влево: взгляд на носок левой ноги.

(с открыванием ноги на воздух)

Движение занимает 1/2 такта.

«И» (затакт) — одновременно с небольшим подскоком на левой ноге правая, вытянутая в колене и подъеме, делает небольшой бросок вперед-вправо и слегка отрывается от пола.

«Раз» — резкое и глубокое приседание на низких полупальцах.

«И» — резко подняться из глубокого приседания и сделать небольшой подскок на всю стопу вытянутой в колене правой ноги. Одновременно левую ногу, вытянув в колене, поднять вперед или влево не ниже 45 градусов. Стопа вытянута (или сокращена).

Корпус и голова остаются в исходном положении (или поворачиваются в сторону работающей ноги влево). Это движение может, выполняться и на полусогнутой опорной ноге. В этом случае, поднимаясь из глубокого приседания после подскока на правой ноге, опорная, сгибаясь в колене, опускается на всю стопу или низкие полупальцы. При выполнении присядки с открыванием ноги на воздух вперед нога может быть согнута в колене в выворотном положении. Стопа вытянута (или сокращена).

«Разножка» в стороны на ребро каблука

Движение занимает 1 такт.

«И» (затакт) — небольшой подскок на обеих ногах.

«Раз» — резкое и глубокое приседание.

«Два» — одновременно с резким подъемом из глубокого приседания и небольшим подскоком обе ноги, вытянув в коленях, широко развести в стороны и поставить на ребро каблука с сильно сокращенными стопами, сделав перед самым окончанием движения ног короткое и резкое проскальзывание каблуками.

Движение повторить с одновременного подскока на обеих ногах и резкого опускания в глубокое приседание в 1-е положение.

Движение занимает 1 такт.

«И» (затакт) — небольшой подскок на обеих ногах.

«Раз» — резкое и глубокое приседание.

«Два» — одновременно с резким подъемом из глубокого приседания и небольшим подскоком обе ноги, вытянув в коленях, развести правую ногу — вперед на ребро каблука, а левую ногу — назад на полупальцы, делая короткое и резкое проскальзывание перед самым окончанием движения ног.

Движение повторить с резкого подскока на обеих ногах и опускания в глубокое приседание. Ноги могут чередоваться — вперед идет то правая, то левая.

Присядки 2-го вида

Движение занимает 1 такт.

«И» (затакт) — ноги приподнимаются на полупальцы, центр тяжести перенести на левую ногу.

«Раз» — небольшой шаг правой ногой вперед с проскальзыванием на всю стопу.

Центр тяжести перенести на правую ногу, корпус слегка наклоняется

(переваливается) вправо. Левую ногу, подняв на высокие полупальцы, перевести на подъем, при этом колено не касается пола.

«И» — левая нога в невыворотном положении скользит на подъеме вперед к правой ноге. Одновременно правая нога поднимается на полупальцы. Центр тяжести на правой ноге

«Два» — левой ногой, продолжая скольжение на подъеме, сделать небольшой шаг вперед на всю стопу. Центр тяжести перенести на левую ногу, корпус слегка наклоняется влево. Правую ногу, подняв на полупальцы, перевести на подъем.

«И» — правая нота в невыворотном положении скользит на подъеме вперед к левой. Одновременно левая нога поднимается на полупальцы. Центр тяжести на левой ноге. Этот вид присядки исполняется, как правило, с продвижением вперед, вперевалочку, в среднем темпе.

Дроби — один из самых распространенных элементов русского народного танца. Исполняя их, юноши и девушки выражали удаль, нежность, показывали свое мастерство, исполнительскую ловкость, характер. Русские дроби очень разнообразны по ритму, манере исполнения, по ритмическому рисунку. Красота дробей — в легкости их исполнения.

Русская дробь имеет более разнообразный и сложный ритмический рисунок по сравнению с дробными движениями, исполняемыми в танцах других народов. Что же такое дробь? Это движение состоит из коротких, сильных и резких ударов ногами в пол всей стопой, полупальцами или каблуком. Удары сочетаются между собой в различных комбинациях и ритмических рисунках и могут быть одинарными (выполняются поочередно то правой, то левой ногой (два удара одной ногой) и тройными (три удара одной ногой). Удары исполняются на каждую четверть, на каждую восьмую, на каждую шестнадцатую и даже на тридцать вторую долю такта. Все зависит от технического мастерства исполнителя, от его творческой фантазии.

Удары и выстукивания в дробях должны быть четкими, ритмичными, легкими и короткими. В женской дроби удар более острый, чем в мужской, работающая нога поднимается не высоко.

Дроби исполняются на месте, с продвижением вперед или назад, с поворотами: движение легко комбинируется со многими элементами русского танца. Существует множество видов дробей. Основные принципы исполнения неизменны и имеют свои названия.

«Печатка» (одновременный притоп двумя ногами)

Движение занимает 1/2 такта.

«Раз» — одновременный притоп двумя ногами — резкий, короткий, почти без прыжка, на присогнутых ногах.

Удары полупальцами, являются составной частью дробей. Поочередные выстукивания полупальцами обеих ног на каждую четверть или каждую восьмую долю такта в различных темпах дают возможность отрабатывать технику исполнения дробей. Удары выполняются как на сильную, так и на слабую долю такта; могут исполняться самостоятельно и в комбинациях с другими танцевальными элементами. Так, очень распространено движение «переборы». Движение занимает 1 такт.

«И» (затакт) — удар полупальцами правой ноги и в пол.

«Раз» — перескок на правую ногу с акцентированным ударом полупальцами в пол. Одновременно левая с сокращенным подъемом, сгибаясь в колене, приподнимается над полом позади правой ноги.

«И» — удар полупальцами левой ноги в пол позади правой.

«Два» — перескок на левую ногу с акцентированным ударом полупальцами в пол. Одновременно правая нога, сгибаясь в колене, приподнимается вперед с сокращенным подъемом.

Это движение выполняется на месте, с продвижением в сторону и с поворотом вокруг оси. В «переборах» мужчины удары полупальцами могут заменить на удары каблуком.

Движение занимает 1/8 такта.

«И» (затакт) — правая нога с сильно сокращенным подъемом приподнимается над полом.

«Раз» — акцентированный удар каблуком правой ноги, колено слегка согнуто.

Одновременно левая нога с сокращенным подъемом слегка поднимается над полом. Корпус наклоняется вперед. При продолжении движения выполняются поочередные удары каблуком в пол на каждую восьмую долю такта. Движение исполняется на месте, с небольшим продвижением вперед и с отходом назад.

Тройные выстукивания (притопы)

Движение занимает 1/2 такта.

«И» (затакт) — правой ногой ударить всей стопой в пол около левой. Левую ногу, сгибая в колене, отделить от пола и тут же с ударом всей стопой в пол опустить рядом с правой. Одновременно с ударом правая нога слегка отделяется от пола. «Раз» — правой ногой ударить всей стопой в пол. Одновременно левую согнуть в колене и резко поднять над полом (колено направлено вперед).

Движение повторить с левой ноги.

Это простая мелкая непрерывная дробь с одинарным ударом каблука, поочередно то с одной, то с другой ноги.

Движение занимает 1 такт.

«Раз» — небольшой перескок вперед на всю стопу правой ноги в невыворотном положении, колено присогнуто и направлено вперед. Левую ногу согнуть в колене и с сокращенной стопой поднять вперед-вверх.

«И» — удар каблуком левой ноги в пол у середины правой стопы в невыворотном положении; стопа сокращена.

«Два» — небольшой перескок вперед на всю стопу темой ноги, колено присогнуто; правую ногу отделить от пола.

«И» — удар каблуком правой ноги в пол у середины левой стопы в невыворотном положении; стопа сокращена Движение выполняется на месте, с продвижением вперед и с поворотом.

«Дробная дорожка» с переменой ног

Движение занимает 2 такта.

«Раз» — небольшой перескок вперед на всю стопу правой ноги в невыворотном положении; колено присогнуто. Левую ногу согнуть в колене и с окращенной стопой поднять от пола в невыворотном положении вперед-вверх.

«И» — удар в пол каблуком левой ноги, в невыворотном положении, у середины правой стопы.

«Два» — небольшой перескок вперед на всю стопу левой ноги, колено присогнуто; правую ногу отделить от пола.

«И» — удар в пол каблуком правой ноги у середины левой стопы в невыворотном положении; стопа сокращена.

«Раз» — небольшой шаг вперед на всю стопу правой ноги в невыворотном положении. Левую ногу согнуть в колене и с сокращенной стопой отделить от пола в невыворотном положении вперед-вверх.

«Два» — левую ногу с ударом всей стопой в пол опустить у середины правой стопы в невыворотном положении. Центр тяжести на правой ноге.

Движение повторить с левой ноги. Этот вид «дорожки» исполняется на месте, с продвижением вперед, назад, по кругу. Удар всей стопой можно заменять ударом каблука в пол. Движение исполняется четко, сильно, жизнерадостно.

Дробь с подскоком и двойным ударом (каблуком или всей стопой) Движение занимает 1/2 такта.

«И» (затакт) — подскок на левой ноге. Правую, сгибая в колене, с сокращенной стопой высоко поднять в невыворотном положении над полом чуть впереди корпуса. Левую ногу с резким, акцентированным притопом всей стопой в пол опустить в невыворотном положении.

«Раз» — резкий удар каблуком правой ноги в пол у середины левой стопы в невыворотном положении. Одновременно центр тяжести перенести на правую ногу. Левую ногу, сгибая в колене, отделить от пола с сокращенной стопой чуть впереди корпуса в невыворотном положении.

Движение повторить с правой ноги.

Дробь исполняется живо, четко, задорно.

Основные женские движения

Движение занимает 1 такт.

«И» — носки обеих ног слегка приподнять над полом и, соединив вместе, скользящим движением перевести вправо). Центр тяжести на каблуках обеих ног. «Раз» — соединенные носки опустить на пол. Направив чуть вправо. Корпус остается прямым.

«И» — каблуки обеих ног слегка приподнять над полом и, соединив вместе, скользящим движением перевести вправо. Центр тяжести на носках (полупальцах) обеих ног.

«Два» — каблуки обеих ног опустить на пол в 4-е положение, носки направлены влево. Положение корпуса не меняется.

«И» — пауза или повторить движение.

Движение занимает 1 такт.

«И» (затакт) — каблук правой ноги и носок левой при поднять над полом и скользящим движением перевести вправо.

«Раз» — каблук и носок опустить на пол: носки соприкасаются, каблуки разведены в стороны.

«И» — носок правой ноги и каблук левой слегка приподнять над подом и скользящим движением перевести вправо.

«Два» — каблук и носок опускаются на пол; каблуки соприкасаются, носки разведены в стороны.

«И» — пауза или повторить движение.

Движение выполняется вправо, влево, по кругу (с поворотом вокруг оси). Голова медленно поворачивается в сторону по ходу движения. Движение ног дополняется разнообразными движениями рук. При движении вправо центр тяжести незаметно перемещается на левую ногу, при движении влево — на правую. Это движение выполняется плавно, ноги в коленях выпрямлены.

Движение занимает 1/2 такта.

«И» (затакт) — мягкий подъем на полупальцы левой ноги, колено выпрямить. Правую ногу слегка приподнять (стопа параллельна полу). Центр тяжести перенести на левую ногу.

«Раз» — правую ногу плавно всей стопой опустить на пол в исходное положение: колени согнуты и направлены вперед. Левую ногу приподнять над полом. Центр тяжести перенести на правую ногу.

«И» — пауза или повторить движение. Голова повернута чуть вправо и опущена вниз.

Припадание выполняется плавно, задумчиво, с незначительным продвижением вперед или в сторону; шаги небольшие, на полстопы. Очень часто этот вид припадания исполняется на месте или в медленном повороте вокруг себя. Полный поворот совершается за 4 или 8 припаданий.

Движение занимает I такт.

«И» (затакт) — одновременно с поворотом корпуса влево на низких полупальцах левой ноги правой ногой, согнув ее в колене и вытянув носок, сделать сильный взмах от колена назад-вправо. Голову повернуть вправо, взгляд через плечо на стопу правой ноги.

«Раз» — правую ногу, согнув в колене и направив его влево, опустить носком в пол; пятка направлена вправо. Положение корпуса и головы не меняется. «И» — одновременно со скользящим движением на низких полупальцах левой ноги (колено свободно) корпус и голову повернуть к правой ноге. Одновременно с поворотом корпуса правую ногу, выпрямляя в колене, поднять вперед, стопа сокращена.

«Два» — правую ногу, выпрямив в колене, опустить на ребро каблука в ту точку, где раньше находился носок; подъем сокращен, носок направлен вверх. Колено левой опорной ноги в этот момент выпрямлено или полусогнут. Взгляд на носок правой ноги или прямо перед собой.

При повторении движения с другой ноги центр тяжести перенести на правую ногу, которая переходит с ребра каблука на всю стопу.

«Раз» — одновременно с легким подскоком на левой ноге, полусогнутой в колене, и поворотом корпуса влево сделать сильный взмах правой ногой (согнув в колене, носок вытянут) от колена назад-вправо. Голову повернуть вправо, взгляд через плечо на стопу правой ноги.

«И» — правую ногу, полусогнув в колене, опустить невыворотно носком в пол; колено направлено влево, стона — вправо. Корпус и голова сохраняют прежнее положение.

«Два» — одновременно с легким подскоком на левой ноге, полусогнутой в колене, корпус и голову повернуть вправо: правую ногу, выпрямляя в колене, поднять вперед на 45″;стопа сильно сокращена, носок направлен вверх.

«И» — правую ногу, выпрямив в колене, опустить на ребро каблука в ту точку, где раньше находился носок: стопа сокращена, носок направлен вверх. Колено левой опорной ноги вытянуто или полусогнуто. Положение корпуса не меняется, Взгляд направлен на носок правой ноги (или голова поворачивается влево). Повторяя движение с другой ноги, сделать легкий подскок на правой ноге, центр тяжести перенести на правую ногу, левая нога делает взмах от колена назад.

Движения рук в грузинском народном танце.

Движение № 1 (женское). Перемена н аправлений рук в 1-м положении.

Руки находятся в положении № 1: левая рука поднята вперед и чуть влево, кисть нахо­дится на уровне лба или левого глаза, правая рука — во 2-й позиции. Руки меняются направлениями, одновременно выполняя медленное и плавное вращение кистей «от себя», в один поворот.

Движение занимает два такта.

Руки начинают медленно меняться направлениями, почти не сдвигая с места локти. Кисти поворачиваются ладонями «к себе», затем опускаются пальцами «к себе» и вниз.

Левая рука раскрывается во 2-ю позицию, правая поднимается вверх до уровня лба. Одновременно кисти, продолжая вращение, поворачиваются пальцами «от себя» и возвра­щаются в исходное положение.

1 Шекрули — застегнутый, замкнутый.

2 От слова «камари» — пояс.

3 От слова «кошки» — башня.

Движение № 2 (женское). Перемена направления рук во 2-м положении.

Руки находятся в положении № 2 влево: правая рука, согнутая в локте, находится перед исполнительницей на уровне груди, левая—во 2-й позиции. Руки меняются направлениями, одновременно выполняя медленное плавное вращение кистей «от себя» в один поворот.

Обе руки поднимаются «перед собой» от локтя вверх, причем кисти направляются паль­цами вверх, ладонями «к себе» и поднимаются до уровня лица, оставаясь, однако, на значи­тельном от него расстоянии. Корпус прямой.

Правая рука переводится во 2-ю позицию, левая рука от локтя до кисти опускается перед исполнительницей на уровне груди. Одновременно кисти продолжают вращательное движение «от себя», т. е. опускаются пальцами «к себе», пальцами вниз, направляются пальцами «от себя». Руки, поменявшись направлениями, перешли в положение № 2 вправо. Голова может поворачиваться к левому плечу и слегка наклоняться. Движение, характерно для танца «Самая».

Движение № 3 (женское). Вращение кистей рук «к себе».

Правая рука’поднимается невысоко вверх, локоть закруглен, левая во 2-й позиции. Кисти рук выполняют вращательное движение «к себе»; приподнимаются пальцами вверх, ладонями «от себя», опускаются пальцами вниз, переводятся пальцами «к себе», поднимаются пальцами вверх, затем раскрываются, причем кисть левой руки слегка отогнута, направлена ладонью вверх, закругленными пальцами влево, кисть правой руки слегка отогнута, направлена ладонью влево и чуть вверх, закругленными пальцами вверх и чуть вправо. Корпус подтянут, голова приподнята и повернута к левому плечу. Исполнитель­ница смотрит на стоящего слева юношу, к которому плавно двигается боковым ходом. Движение характерно для танца «Картули».

Движение № 4 (мужское). Поднимание рук из исходной по­зиции в положение № 7.

В парном танце юноша, приближаясь к девушке, переводит руки из исходной по­зиции в положение № 7, причем левая рука подводится к «газырям», правая поднимается в сторону.

Обе руки из исходной позиции медленно поднимаются в стороны, во 2-ю позицию, при­чем левая рука поднимается быстрее, нежели правая; локти вытянуты, пальцы загнуты к ладони. Затем левая рука от локтя поднимается вверх и опускается до уровня «газырей» на левой стороне груди; кисть с пальцами, загнутыми к ладони, направлена тыльной сторо­ной вверх, согнутый локоть направлен влево. Когда левая рука опускается к «газырям», правая доводится до 2-й позиции и поворачивается тыльной стороной вперед или вверх.

Корпус подтянут, исполнитель смотрит на девушку, которая находится от него с правой стороны.

В индивидуальном танце юноша в начале танца во время хода выполняет то же движение, обычно подводя правую руку к «газырям», левую поднимая в сторону.

Движение № 5. Перемена направлений рук в положении №7.

Руки находятся в положении № 7: правая поднята в сторону, левая —у «газырей». Пальцы загнуты к ладони. В танце руки меняются направлениями, двигаясь одновременно и как бы описывая восьмерку.

Левая рука, согнутая в локте, от локтя опускается вниз, правая рука из 2-й позиции, сгибаясь, поднимается от ^локтя вверх, поворачиваясь ла­донью «к себе». Затем левая рука поднимается влево, локоть выпрям­ляется и рука переходит во 2-ю пози­цию, кисть все время повернута тыль­ной стороной вперед, правая рука сверху опускается до уровня «газы­рей» (на правой стороне груди), при­чем кисть направлена тыльной сто­роной вверх, согнутый локоть — вправо.

Характерная особенность этого движения в том, что руки двигаются одновременно: когда одна рука сверху подводится к «газырям», другая снизу раскрывается в сторону. Рука от локтя подводится к «газырям» обязательно сверху. Локти во время движения не смещаются.

Движение № б (мужское). Резкий перевод рук в положение № 7.

Руки на исходной позиции спереди скрещиваются в запястьях, затем с вращением кистей «от себя» в один поворот переводятся в положение № 7.

Руки находятся в исходной позиции.

раз Руки, не поднимаясь, проводятся вперед и скрещиваются в запястьях, причем правая рука находится над левой, пальцы загнуты к ладони.

два Руки, разъединяясь в запястьях, сгибаются в локтях, быстро поднимаются от локтя до уровня груди и с вращательным движением кистей «от себя» в один поворот переводятся в положение № 7, т. е. левая рука проводится во 2-ю по­зицию, правая подводит кисть к «газырям» с правой стороны груди.

С началом следующего такта руки опускаются, скрещиваются, и все движение повто­ряется, но руки меняются направлениями: правая раскрывается во 2-ю позицию, левая под­водит кисть к «газырям».

Движение выполняется резко, четко, акцентируются два момента: когда руки спе­реди скрещиваются в запястьях и когда приходят в 7-е положение, заканчивая вращение кистей.

Движение № 7 (мужское). Перемена направлений рук в 6-м положении.

Руки — в положении № 6, т. е. левая рука, согнутая в локте, находится впереди, на уровне груди, правая — сзади, на уровне талии. В движении руки меняются направ­лениями: разгибаясь в локте, опускаются, проводятся через исходную позицию и поднимаются: правая рука — вперед, до уровня груди, левая — назад, до уровня талии.

Движение № 8 (мужское). Перевод рук из 2-й позиции в б-е положение и обратно.

Руки, то сгибаясь в локтях, приближаются к корпусу, одна спереди, другая сзади, то поднимаются во 2-ю позицию.

Исходное положение рук: 2-я позиция, пальцы загнуты к ладони. Музыкальный размер: 6 /8.

Движение занимает два такта.

раз Руки опускаются и через исходную позицию, сгибаясь в локте, поднимаются:

правая рука — спереди до уровня груди, левая рука — сзади до уровня та­лии (положение № 6). Локти направлены в стороны.

( два ), ( три), ( четыре), ( пять), ( шесть ) — Пауза.

раз Руки опускаются и, вытянутые в локтях, через исходную позицию подни­маются в стороны, во 2-ю позицию.

(два), ( три), ( четыре), — Пауза.

Кисти, не разгибая пальцев, рывком делают вращательное движение «от себя» и тут же приподнимаются, также не разгибая пальцев.

( пять), ( шесть ) — Пауза.

На «раз» следующего такта, переходя в положение № 6, левая рука поднимается вперед, правая — назад.

Движение выполняется четко, сильно, резко. Иногда исполнитель придерживает края рукавов средними пальцами и во время вращательного движения кистей забрасывает рукава на тыльную часть кисти.

Движение № 9 (мужское). Перемена направлений рук в по­ложении № 6 и переход в положение № 9.

Руки находятся в исходной позиции.

Музыкальный размер: 6/8. Движение занимает два такта.

(раз), ( два ), ( три), Руки поднимаются: правая — вперед, слегка сгибаясь в локте, левая — назад, свободная в локте (положение № 6).

( четыре), ( пять), ( шесть ) — Руки меняются направлениями через исходную позицию и поднимаются: правая — назад, левая — вперед.

раз Правая рука через исходную позицию поднимается перед собой вверх, левая отводится назад и влево (положение № 9). Одновременно кисти быстро выпол­няют вращательное движение «от себя» в один поворот. Корпус подтянут, го­лова поворачивается в сторону руки, отведенной назад.

( два ), ( три), ( четыре), ( пять), ( шесть ) — Пауза.

Во время пауз положение рук фиксируется. Движение рук № 9 сочетается с ходом

№ 10 из танца «Мхедрули».

Дата добавления: 2015-08-17 ; просмотров: 215 | Нарушение авторских прав