Народный русский танец дети

Народный русский танец дети

Русские народные танцы и их специфика

Танец — это квинтэссенция глубоких чувств и фантазий народа, включающая в себя яркое и красочное художественное отображение тех или иных эмоций, а также — четкое содержание, тему и идею, что свойственному любому народному танцу. При помощи тех или иных пространственных рисунков и разнообразных пластических движений возникает конкретный и обобщенный художественный образ в рамках сюжетной драматургической основы.

Восприятие танцевального образа может быть как непосредственным, так и ассоциативным. Характер, ритм, темп мелодии органически связаны с лексикой и содержанием танца, в которых отображаются те или иные танцевальные образы в их художественности, конкретности и правдивости.

Народное творчество — это квинтэссенция менталитета нации, характера, чаяний и надежд народа. Через народную песню и танец можно узнать историю и мечты народа, его надежды на будущее

Древнейших искусств много и одним из них выступает народный танец. Выражение своего эмоционального состояния с помощью тела — потребность, на которой основывается развитие древнего искусства народного танца. В танце отображаются будни и повседневная реальность человека. Определенным образом применяемый ритм (сначала без музыки, а после — вместе с музыкой) выражал впечатления радости и печали.

Народный танец демократичен. Чтобы выразить свои эмоции и чувства при помощи движений тела, не надо быть профессионалом: народный танец доступен всем. Фольклорная пляска носит анонимный характер, у нее нет конкретного автора. Движения и музыка передаются из поколения в поколение, видоизменяясь с течением времени.

Эстетические вкусы народа, его духовные идеалы, быт — все это раскрывает и выражает специфическая художественная форма русского народного танца. Общество развивается и в ходе этого развития русский народный танец приобретает высокий уровень самостоятельного значения, стает своеобразной формой воспитаня народной эстетики. Народ создает красивейшие по рисунку и красоте танцы, содержание которых является максимально разннобразным.

Красочные хороводы, мудрёные кадрили, виртуозные, целомудренные пляски солистов, лихие переплясы и так далее говорят о богатстве и большом многообразии русского народного танца. Он имеет свои оригинальные, чёткие, исторически сложившиеся признаки, свои глубокие национальные корни и богатые многовековые исполнительские традиции. Это самостоятельный, самобытный, высокохудожественный вид творчества русского народа[11].

История русской пляски уходит в языческие времена, когда северяне, вятичи и радимичи: «и схожахуся на игрища, на плясанья и на вся б?совьскыя п?сни, и ту умыкаху жены соб?»[29] В древности танец имел религиозно-магический смысл и исполнялся с определенной целью по праздникам. Со временем он утратил религиозные черты и превратился в бытовой танец, выражающий чувства, настроение исполнителя. Нарушилась и обязанность исполнения танца по определённым временам года.

Связь русского народного танца с конкретными обрядами была характерна для хороводов, игр и немногих видов пляски. Кадриль, перепляс или одиночная пляска с обрядами связанны не были.

Русский народный танец в каждом регионе отличается лексикой, приёмами, манерой и стилем исполнения, сложившихся ярких, замысловатых коленец, выразительных положений и переплетений рук в сочетании с чётким ритмом, оригинальным рисунком, источником появления которого может служить всё, что нас окружает (природа, труд, быт, продукты художественного творчества — посуда, одежда, кружева и т. д.)

Русские народные танцы классифицируются не по временам года, месту их исполнения и поводу, а их хореографической структуре и общим устойчивым признакам[18].

Танцевальная лексика русского народного танца является самым важным выразительным средством в танце. Жесты, мимика, позы, движения рук, головы, корпуса, ног — её составляющие.

В русском народном танце лексика представляет собой наиболее сконцентрированную форму с ярко выраженным национальным колоритом, поэтому по ней можно определить, какому региону, области, селу, району принадлежит танец. Существует несколько видов танцевальной лексики:

1. Образная — создаёт ассоциацию с определённым образом (гусь, олень, лебедь и т. д.). Её называют эмоционально — подражательной.

2. Естественно-пластическая — подсказанная самим действием, развивающимся в танце.

3. Традиционная — выработанная веками, находящаяся в постоянном развитии, о чём свидетельствуют танцы, созданные в наши дни, отличающиеся от старинных танцев не только выразительностью, манерой исполнения, но и богатством танцевальных движений.

Большое значение в русском народном танце приобретает его интонация, представляющая собой совокупность выразительных средств. Например, одно и то же движение, исполненное в разном темпе, будет выражать различное состояние танцора: быстрый темп — радость, медленный — грусть, задумчивость. Малейшее изменение того или иного движения изменит характер и содержание действия.

Содержание русского народного танца — особое. Это яркое, красочное творение народа, являющееся эмоциональным художественным специфическим отображением его быта, характера, мыслей, чувств, эстетических взглядов и понимание красоты окружающего мира.

Для него типично осмысленное отношение к событиям жизни, и если иллюстративные моменты встречаются, то лишь как обдуманный прием.

Русский народный танец возник на основе трудовой деятельности человека. В танце народ передает свои мысли, чувства, настроения, отношения к жизненным явлениям.

Старинному русскому танцу была свойственна связь с песней. Плавность, певучесть, слитность движений присуща русскому танцу. Русский народный танец всегда предполагал виртуозную технику исполнителей, мастерство соревнующихся партнеров.

Существуют как медленные, отражающие грусть, так и быстрые танцы: кадрили, хороводы, ручейки, игровые танцы, хороводы, приседания танец.

В русском народном танце исполнители пользуются элементами, имитирующими, к примеру, походку, полеты, повадки гусаков и гусынь. Однако это не просто изображение птицы, а в данном случае игра-пляска, где условием ее является подражание птицам, соревнование-перепляс, в котором торжествуют ловкость, выдумка и мастерство в изображении гусачка.

Очень важно, чтобы созданию образа танца были подчинены все компоненты: движения и рисунки, то есть хореографическая образная пластика, музыка, костюм, цвет. При этом выразительные средства танца существуют не сами по себе, а как образное выражение мысли. Завершенность всего этого достигается синтезом всех составных.

Развитие русского народного танца тесно связано со всей историей русского народа. Каждая новая эпоха, новые политические, экономические, административные и религиозные условия отражались в формах общественного сознания, в том числе и в народном творчестве. Все это несло с собой известные перемены в быту русского народа, что, в свою очередь, накладывало отпечаток и на танец, который на многовековом пути своего развития подвергался различным изменениям.

Русский народный танец развивался в различных направлениях. В языческие времена он был необходимой принадлежностью культовых обрядов. Эти танцы долго хранили следы быта, туда и религиозных верований. В связи с разделением труда и ростом городов, из среды народа выделились люди- плясуны, профессиональные сочинители и исполнители музыки, песен и плясок[50].

В Древней Руси хранителями русских танцевальных обычаев были скоморохи которые ходили ватагами и выступали под пение сопелок и удары бубнов. Скоморохи выступали для забавы в княжеских, боярских и купеческих хоромах. Нередко скоморохи выступали в личинах. Подчас скоморохи устраивали пантомимы или пели заводные частушки. Новгородская былина Садко описывает пляску Морского царя под аккомпанимент гуслей, в результате которой на море разыгралась сильная буря.

Псковский игумен Памфил в 1505 году сообщал о ритуальных плясках в ночь накануне праздника Ивана Купалы. Танец состоял из «вихляния хребтом» и «топания и скакания ногами». Домострой решительно осуждал скоморошьи пляски под гусли и гудения, которые «ангелов божьих» отпугивают, а «бесов смрадных» приманивают.

В отличии от немцев, у русских женщины и мужчины не плясали взявши друг друга за руки. Адам Олеарий (XVII век) писал, что мужчины и женщины плясали отдельно, при этом женщины часто танцевали с платком в руке. При этом присутствовали движения ногами, руками, бедрами и плечами.

Среди множества жанровых разновидностей русского народного танца особое распространение получили хороводы.

Хороводы мы встречаем у всех славянских племен. Литовцо-руссы хоровод переименовали в корогод. Богемцы, хорваты, карпато-руссы, морлаки, далматы обратили его в kolo — круг. Славянское коло также сопровождалось песнями, плясками и играми, как и русский хоровод. Подобные изменения мы находим и в русских селениях. Поселяне Тульской, Рязанской и Московской губерний, говоря о хороводниках, выражаются: «Они пошли тонки водить». В слове тонки мы узнаем народную игру толоки, в которой игроки ходят столпившись, как в хороводе.

Занимая в жизни русского народа три годовые эпохи: весну, лето и осень, хороводы представляют особенные черты нашей народности — разгул и восторг.

Русские хороводы распределены по времени года, свободным дням жизни и по сословиям. Сельские начинаются со Святой недели- это когда? и продолжаются до рабочей поры; другие появляются с 15 августа и оканчиваются при наступлении зимы. Поселяне веселятся только по дням праздничным; в другие дни окружают их нужды, а для искупления их они должны жертвовать всем. Городские хороводы также начинаются с Святой недели и продолжаются во все лето и осень[51].

Так или иначе, хоровод имеет свои правила, традиции исполнения, поэтому он становится самостоятельным жанром и украшает собой праздники. Он воплощает в себе единство русского народа, дружбу. Ведь участники держат друг друга за руки, порой только мизинцами, иногда за платки, венки, пояса. Манера исполнения зависит от местности, содержания танца и темпа музыки.

Хороводы водили по всей России, но, как правило, в каждом регионе он отличается стилем, композицией, манерой исполнения. Это связано с природными климатическими условиями, особенностями быта и труда.

В хороводе любая фигура может иметь не одно, а множество значений. Участники, не меняя построения, передавали различное содержание и настроение, любую тематику — любовную, трудовую и т.д. Круг — «солнце», остается неизменным, а действия, настроение танцоров, выражение их характеров, совершенно различны.

Русские хороводы делятся на орнаментальные и игровые.

В орнаментальном хороводе танцующие ходят кругами, рядами, создают из хороводной цепи фигуры, в ритм с музыкой, которая является для них лишь музыкальным сопровождением. В песне к такому хороводу нет яркого сюжета с действующими лицами, какого-то конкретного действия. Их содержание связано с образами природы, коллективным народным трудом, бытом. Замысловатые фигуры хоровода имитируют узоры русских кружевниц, узоры, вырезанные по дереву, работу живописцев.

Второй вид русского хоровода — игровой. Главным в нем является раскрытие сюжета. В сопровождающей танец песне есть конкретное действие, герои, и исполнители разыгрывают его с помощью пляски, жестов, мимики. Создают образы, характеры героев, изображают трудовые процессы, сказочные темы. Рисунки в игровых хороводах проще, чем в орнаментальных. Композиция строится по кругу, либо парами и линиями.

К русским пляскам относятся в том числе рассмотренный выше хоровод, импровизированные пляски (перепляс, барыня и др.) и танцы, имеющие определённую последовательность фигур (кадриль, ланце и др.). В каждом районе эти пляски видоизменяются по характеру и манере исполнения и имеют обычно своё название, происходящее от названия местности или плясовой песни. Музыкальный размер обычно 2/4 или 6/8. Русские пляски есть медленные и быстрые, с постепенным ускорением темпа[51]. Перепляс носит характер соревнования.

Большой популярностью в народе пользовались пляски-импровизации, пляски-соревнования. В них танцоры не скованы определенной композицией. Каждому исполнителю дается возможность выразить себя, показать, на что он способен. Такие пляски всегда неожиданны для зрителей, а порой и для самих исполнителей.

Особое место принадлежит танцам, в которых проявляется наблюдательность народа: либо о явлениях природы («метелица», «пурга»), либо о каких-либо животных или птицах («Бычок», «Дергач», «Медведь»). Вспомним, у И.С.Тургенева: «Плясал Иван удивительно — особенно «Рыбку». Грянет хор плясовую, парень выйдет на середину круга — да и ну вертеться, прыгать, ногами топать, а потом как треснется оземь — да и представляет движения рыбки, которую выкинули из воды на сушь: и так изгибается и этак, даже каблуки к затылку подводит. «.

Эти танцы можно назвать игровыми или танцами-играми, поскольку в них очень ярко выражено игровое начало. В своих движениях танцующий не просто подражает повадкам зверей или птиц, а старается придать им черты человеческого характера[44].

Проводя жанровую характеристику русских народных можно продолжить и развести понятия: хоровод и пляска, пляска — мужская и женская. У каждого танца — свои особенности.

Пляска — танец, хождение под музыку, с разными приёмами, телодвижениями. Производится более или менее быстрыми движениями ног, рук и всего тела и часто сопровождаемая криками и пением, сводится в первоначальном своем происхождении к свободному выражению охватывающих человека сильных ощущений: радости, гнева, любовной страсти, когда человек, подобно ребёнку, прыгает от веселья, топает ногами от злости, кружится на месте и т. п.[50].

Существовало три характерных танцевальных приема: шаг, притоптывания, верчение и присядка. Пляска обыкновенно начиналась с «выхода», когда танцор торжественно «выкобениваясь» занимал место в центре круга, выпрямлялся откидывал голову и упирал руки в бока. Затем он попеременно приседал, выставляя вперед то одну ногу, то другую. При этом танцор выкаблучивался, ставя ногу то на носок, то на каблук (выкрутасы). Мужчины часто плясали попеременно, как бы соревнуясь друг с другом (перепляс).

Одним из наиболее распространённых был шаг, состоявший из множества элементов, в том числе из приседаний, подъёма на цыпочки и др. Особенно популярным был вариант, называвшийся трёхшаг, при котором танцор делал три шага, укладывавшиеся в три первые восьмушки двухчетвертного такта. Распространённым вариантом шага были дробушки, то есть быстрые движения ногами на одном месте. Плясовой шаг мог сопровождаться покачиваниями бедрами, что особенно было характерно для женской пляски[44].

Частым элементом русской пляски были хлопание в ладоши, по телу и голенищу сапог (Камаринская)

Пляска характеризуется соблюдением ритма, который, впрочем, замечается и в движениях сердца и лёгких, а равно и в соединённых с перемещением и с выражением ощущений, так что ритм пляски является лишь резче и сильнее выраженною естественною формою передвижения.

Пляскам парни и девушки учились с малых лет. Они наблюдали за старшими на праздниках и свадьбах, тут же пробуя. С возрастом навыки шлифовались, придумывались новые «коленца». Танцоры старались не только повторить, но что-нибудь своё придумать — отсюда большое разнообразие самобытных русских переплясов. Соревнуясь в пляске, молодёжь щеголяла ловкостью, удалью и грацией, праздничными нарядами. Парни и девушки присматривались друг к другу. И чтобы понравиться, старались и в танцах показать себя.

До Революции, а во многих местах и до Великой Отечественной войны проводились состязания плясунов — чаще всего на ярмарках, а также на Масленицу. На известных плясунов порой «спорили» и делали ставки. Победитель получал хороший приз в виде подарка, вина, угощений или денег. Добыча, как правило, делилась на всю «честнумю» компанию. Состязания проходили в виде парной и одиночной пляски в форме перепляса. Переплясывая, один из плясунов показывал одно движение или их комбинацию, соперник должен был их в точности повторить. Затем показывал свои. К каждым выходом движения усложнялись. Иногда, в переплясе были другие правила: соревнующиеся, попеременно показывали свои движения, при этом нельзя было повторять предыдущие. Проигрывал тот, у кого первого заканчивался набор «выкрутасов». Порой танцевали одновременно «до упамду» — кто первый упадёт от усталости[50].

Выводы по первой главе

Как известно, нравственно-эстетическое воспитание является одним из аспектов развития личности.

Особое место в составе нравственно-эстетического воспитания занимает развитие нравственных чувств, осознание красоты природы, окружающей действительности и отношений между людьми.

Эстетическое воспитание неразрывно связано с другими сторонами целостного воспитательного процесса, в первую очередь с нравственным воспитанием, и как бы пронизывает их , предопределяя их эффективность за счет целенаправленности процесса формирования у школьников развитого эстетического сознания и вкуса, способности воспринимать и ценить прекрасное и гармонию в окружающем мире[4].

Русский народный танец же, отличающийся строгой соразмерностью мелодической линии, благородством пропорций, выразительностью, способствует развитию более тонкого музыкального вкуса, развивает умение красиво танцевать, слаженно взаимодействовать с другими участниками танца, способствует наиболее эффективному нравственно-эстетическому воспитанию ребенку.

Русские народные танцы

Русские народные танцы

Россия – великая страна, владеющая необъятными просторами. Может быть, поэтому у русского народа такая широкая душа, глубину которой хорошо можно выразить в танце. Русские народные танцы условно подразделяют на пляски и хороводы. Зародились они в глубокой древности, в те времена, когда на Руси было язычество. Земледелие и скотоводство требовали особого внимания в весенне-летний период, а осень и зима отдавались на откуп праздникам и забавам. Всевозможные ярмарки, проводившиеся после сбора урожая, служили не только для торгов, но и для веселого времяпровождения. Вот тут и расцветали яркими узорами русские пляски и хороводы.

Народный танец хоровод – один из самых древних. Это очень красивый славянский обрядовый танец, который включает в себя множество элементов, связанных с обыденной жизнью человека. Сватовство и сбор урожая, продолжение рода и течение времени – язык хоровода выразительный и символичный. Неправильным было бы считать, что это только движение по кругу взявшись за руку. Танец имеет множество построений, а рисунок хоровода порой сложный и таинственный. Педагоги в народные танцы для детей нередко включают хоровод. Он помогает эмоционально раскрыться ребенку и способствует сплоченности детского коллектива. Как правило, начинается хоровод с несложных построений и переходов, которые с каждым тактом усложняются и, достигая кульминации, завораживают зрителя. Звездочка, клин, коло, улица, колона, двойной круг – вот основные фигуры хоровода.

Русские народные танцы для детей строятся на игровом моменте. Через игру ребенку проще понять душу танца, осознать его смысл и предназначение. Приобщение к русской культуре посредством языка танца рождает в сознание ребенка любовь к своей Родине, к ее традициям и истории.

Удивительны и русские пляски, которые представляют собой импровизированное соревнование танцоров. Для девушек это плавные движения, взмахи платочками, полет рук, наклон головы. Для мужчин русский перепляс – это возможность показать свою удаль, силу, ловкость. Движения народного танца требуют хорошей физической подготовки. Дробь, вертушки, присядка – сложно выполнить все эти элементы, не обладая сноровкой и силой. Заводная, энергичная музыка русского танца помогает созданию образа, без которого танец будет смотреться как простой набор движений. Очень часто это не просто мелодия, а песня, в которой рассказывается какая-то жизненная история. «Трепак», «Барыня», «Камаринская», «Калинка» – эти русские песни-пляски известны и популярны во всем мире. Их с удовольствием включают в свой репертуар многие танцевальные коллективы России.

Вдвойне приятно, что детские народные танцы не теряют своей актуальности в век цифровых технологий и с каждым годом завоевывают все большую популярность среди молодежи нашей страны. Духовное развитие молодого поколения, сохранение традиций русского фольклорного танца, являющегося важной составляющей культуры нашей страны – это уверенность в будущем России.

Русские народные танцы

Русские народные танцы несут в себе особую энергетику всего русского народа. Они способны раскрыть его огромную душу, одновременно помогая показать таланты каждого танцора. Русские народные танцы на протяжении веков передаются из поколения в поколение как огромное культурное наследие. Их движения кажутся очень простыми, но за счет пластики танцоров общий рисунок танца получается весьма замысловатым. Он красиво выглядит как в быту, так и на сцене. Наша статья посвящена русским народным танцам. В ней мы расскажем Вам об основных фигурах русского народного танца, о музыке, характерной для этого танцевального жанра, а также поговорим, какое значение имеет детский русский народный танец в воспитании наших малышей.

Современные русские народные танцы

Современные русские народные танцы, так же, как и танцы наших предков отличаются детской наивность, легкость, поэтичностью. Когда видишь исполнение народного танца, невольно осознаешь, что такие движения и рисунки могли родиться только на благодатной земле нашей Родины с ее широкой неизведанной душой. Вместе с этим русский народный современный танец показывает молодецкую удаль и храбрость, а также может носить юмористический характер.

Конечно, самым главным русским народным танцем по праву можно назвать хоровод, которому на «Bambino Story» посвящена отдельная статья. Другие не менее известные народные танцы — «Валенки», «Барыня», «Круговая-плясовая», «Веселуха», «Топотуха», «Вензеля», «Городецкие ворота», «Балалайки», «Журавель», «Яблочко», «Гусачок», а также любимые детьми «Во саду ли…», «Калинка» и «Кадриль». В каждом регионе России есть свои местные народные танцы с характерными названиями: «Владимирская веселуха», «Рязаночка», «Сибирский лирический», «Северные заковырки», «Казачий пляс», «Сибирская потеха» и другие.

Отдельной категорией народных танцев считаются русские пляски или пляски-импровизации. Движения русского народного танца неограниченны, поскольку целью таких танцев является самовыражение, демонстрация своих возможностей, фантазии и таланта. Движения в плясках-импровизациях могут быть плавными, медленными или очень быстрыми с нарастающим ускорением темпа. Такой танец – всегда сюрприз, поскольку и сам танцор не всегда знает, какое па он исполнит в следующий момент. По сути пляски-импровизации – это самые настоящие соревнования, в которых молодые люди щеголяют ловкостью и грацией, а также праздничными нарядами.

Среди быстрых танцев ярко выделяется гопак, пришедший в Россию от запорожских казаков. Распространен этот танец на Кубани и на юге России. Весь танец танцуется в очень быстром темпе: женщины танцуют в кругу и отдельно, у каждой при этом своя энергичная танцевальная партия, а когда очередь доходит до мужских партий, то зрительный зал просто аплодирует стоя!

Есть танцы, посвященные природным явлениям («Метелица», «Пурга»), а также животным и птицам («Бычок», «Медведь», «Рыбка»). Такие танцы носят игровой характер, своими движениями танцор должен подражать повадкам зверей или птиц. Без сомнения, русские народные танцы – это национальное достояние, еще до конца не осмысленное и не понятое, однако всегда вызывающее бурную восторженную реакцию зрителей.

Музыка для русского народного танца

Музыка для русского народного танца может быть совершенно разнообразной. Конечно, русская народная музыка для танцев – это творение самого народа, трепетно передающееся из поколения в поколение. Сегодня с развитием звуковых технологий песни для танца русского народного записывают в отдельные сборники, лучшие композиторы и оранжировщики на базе русского фольклора творят гениальные композиции. Не будем перечислять все известные народные песни-пляски. Скажем лишь о том, что по традиции большинство народных песен имеет музыкальные размеры 2/4 или 6/8, при этом их темп может быть как медленным, так и довольно быстрым. Также для энергичных народных танцев характерны частые ускорения и замедления темпа. Все эти приемы образуют неповторимый характер фольклорной музыки.

Русские народные танцы для детей

Дошкольное детство является очень важным периодом становления личности. В это время у детей формируются начальные представления об окружающем мире и обществе. Русские народные танцы для детей имеют очень большое значение в деле изучения культуры и традиций собственного народа, а также определения ребенком своей роли в нем, поскольку русский народный танец для детей может при помощи танцевальных образов раскрыть духовную жизнь народа, его быт, вкусы и идеалы. При помощи танца можно донести до каждого ребенка мысль о том, что именно он является носителем русской народной культуры. Очень важно, чтобы наши дети воспитывались в национальных традициях, иначе просто невозможно дать им полноценное развитие.

Знакомя детей с традициями и обычаями, взрослые прививают им любовь к истории и культуре собственного народа, и русский народный танец – отличный помощник в деле воспитания маленьких патриотов. Танец как часть фольклора – это нить, соединяющая прошлое, настоящее и будущее. Надеемся, что наша статья была для Вас полезна, и Вы сможете применить полученную информацию для саморазвития и воспитания собственных детей.

Русские народные танцы для детей и их особенности

В настоящее время многие родители детей дошкольного возраста задумываются о том, как привить своим чадам любовь и уважение к народной культуре. Это можно сделать через русские народные танцы для детей. Тем более, что танцы – непременный атрибут детсадовских утренников. Поскольку, детские утренники ставятся организаторами в виде мини-спектаклей, без костюма, подходящего тематике мероприятия, не основательно продумать танцевальные движения и даже мимику маленьких танцоров. В этой статье как раз пойдёт речь о постановке танцев для воспитанников детского сада.

Русский народный танец для детей «Матрёшки»

Для постановки этого замечательного детского танца потребуется выполнить картонный макет матрёшки, ростом с ребёнка. А также позаботиться о костюмах и фонограмме. Девочки должны быть в русских народных сарафанах и косыночках, с накрашенными щёчками так, как в детских сказках. Под музыку песни «Куклы-неваляшки» девочки, по две «выплывают» из-за картонной матрёшки, придерживая руками уголок косынки и слегка качаются со стороны в сторону как матрёшки.

Русско-народные танцы для детей дошкольного возраста не обязаны вырабатывать у детворы идеально исполненные танцевальные движения, а для призваны заинтересовать малышей и помочь им побороть стеснение и раскрепоститься. Поэтому танцевальные движения должны быть просты и легки в исполнении:

  • пятка-носок;
  • покачивания со сложенными по типу «лодочка» руками;
  • поворот вокруг себя.

Русские народные танцы для детей в детском саду могут превратить обычный утренник в целое театральное представление. Известная и всеми любимая песня «Кадриль» на стихи Е.Темниковой под музыку В.Темнова замечательно для этого подходит.

Первый куплет – вступление. Девочки группкой стоят в стороне, «плюхают семечки» и поглядывают на мальчиков, заразительно смеясь. Мальчики, одетые в косоворотки и картузы, сидят на лавке, сложив на груди руки.

Второй куплет – один из мальчиков решительно встаёт и махнув рукой «была- небыла», идёт к девочкам. Остальные ребята смеются над смельчаком, показывая на него пальцем. А храбрец, между тем, приглашает одну из девочек на танец. Девочка, поколебавшись, встаёт, приняв приглашение и они, взявшись за руки и подняв их в виде «воротиков», медленно идут по кругу. Свободной рукой девочка придерживает своё платье за край, а мальчик согнутую руку положил за спину.

Остальные мальчики, глядя на них, тоже встают, одёргивают косоворотки, поправляют картузы, и друг за другом приглашают девочек на танец. После того, как все девочки, примут приглашения начинается, непосредственно, кадриль. Сначала пары, сцепившись локтями, кружатся в такт музыки, а затем мальчики встают на одно колено, а девочки, держа их за руку, крутятся вокруг них.

Прочие детские народные танцы

Для танцев на детском празднике идеально подходит «ручеёк», подобный игре с таким же названием. «Лодочка», когда пара сближается и расходится держась за руки в такт музыке. Или любимый ребятнёй танец «ладошки-хлопушки»

Танец для детсадовского выпускного утренника

Прощание с детским садом означает скорое знакомство со школой. Поэтому танец на выпускном утреннике в саду, должен быть посвящён предстоящей школьной жзини. В качестве фонограммы танца можно взять известные песни о школе, например, «Школьные годы чудесные» или «Первый раз в первый класс». В качестве костюмов можно даже одеть детям школьную форму. Для выпускного танце можно переделать кадриль, добавив в неё новые элементы и движения, что существенно изменит всю постановку танца. Можно даже переделать слова песни или сочинить что-то своё, например «когда-то пару лет назад Алёшы, Маши, Кати, Ани за руки мамины держась, входили в детский сад, а вот уже подросшие, красивые, пригожие за новыми познаниями в школьный класс спешат…»

Это лишь примерная постановка танца для детсадовского выпускного. Вариантов – масса. Как и танцев в русском народном фольклоре. Можно водить хороводы с элементами хип-хопа, можно закружить малышей в русской плясовой, можно исценировать «калинку-малинку»…Главное чтобы дети были в восторге и с удовольствием принимали участие в постановке танца.