Народный танец лезгинка музыка

Народный танец лезгинка: родина, история происхождения, виды и описание.

Здравствуйте, уважаемые читатели. Объектом нашего сегодняшнего исследования становится знаменитый танец лезгинка. В интернете представлена довольно скудная и противоречивая информация о нем. Не претендуя на роль судьи последней инстанции, мы решили собрать в одной статье все самое интересное о главном танце народов Кавказа.

История происхождения лезгинки. Чей это танец?

Споры о том, кто придумал это красивый танец и где он зародился, не утихают до сих пор. Причина всех этих споров проста – каждый народ пытается присвоить себе статус родоначальника и основателя. Мы точно можем утверждать только то, что впервые кавказская лезгинка явилась миру в горах Дагестана и именно здесь находится ее «родина».

В русском лексиконе подобное название танца закрепилось во время Кавказской войны 19 века. Известно, что в то время все горские народы Дагестана называли собирательным термином «лезгины». Отсюда и пошло название самого танца. К интересным выводам можно прийти, если разобрать этимологию слова «лезгинка». Корень у нее «лек», что в переводе означает «орел». Таким образом, можно предположить, что это «танец орла». Обратите внимание на положение крыльев птицы и рук танцора:

Есть и другая теория появления танца. В Закавказье грузины, которые тоже, претендуют на роль родоначальников, словом «лак» (равнозначно слову «лек») обозначали все дагестанские народы. И некоторые специалисты небезосновательно считают, что лезгинка олицетворяет танец горных туров (кавказский тур – это большой круторогий козел, обитающий в горной местности).

Нам больше нравится первая теория появления танца. В парной лезгинке даже невооруженным глазом видно, что мужчина огненными движениями олицетворяет гордость орла, а женщина – красоту и скромность прекрасного лебедя. Это магический танец, в древности танцоры, чередуя круги и переключения ритмов, во-первых, заговаривали жертвенное животное, во-вторых, добивались обретения высшей гармонии слияния себя с божеством и миром природы.

Бывший солист и директор, а ныне ветеран знаменитого академического ансамбля «Лезгинка» – Эльдар Мирзоев, как-то сказал:

«Лезгинка — это не этнический танец какого-то конкретного этноса. Просто дело в том, что на востоке очень часто термин „лек“, „лезг“, „лакс“ выступал в роли обобщающего названия всех дагестанцев. Таким образом, лезгинка прежде всего общедагестанский танец. Секрет популярности как танца, так и ансамбля „Лезгинка“, как раз заключается в его исконно дагестанском происхождении, что само по себе подразумевает подлинность кавказскую.

Мы, дагестанцы, сумели сохранить, я так считаю, наиболее древние, архаичные черты этого танца. Истоки лезгинки уходит в глубину веков. Речь идет о древних, как сам мир, тотемистических обрядах. По всей видимости, в этих танцах воплощена идея плодородия, мужественности, огня. Обратите внимание на вытянутую в сторону руку танцора – это рог, символ плодородия, мужественности. Позиция рук девушки означает то же самое, но, конечно, в девичьем варианте. Тур — один из основных тотемистических предков дагестанцев, человек в горах издавна охотился на туров, одомашнивал их, диких козлов.

Дагестанец в древности во многом питался мясом туров, диких козлов, диких быков. Танцор, кстати, неслучайно становится на кончики пальцев ног, это опять-таки заимствовано от туров. В музеях Дагестана, да и просто под открытым небом в горных селах вы можете увидеть и убедитесь сами, насколько часто древние изображали утра, горного козла. Это всегда явно ритуальные, магические изображения. То же самое одинаково справедливо и для танца».

Дагестанская школа народного танца признана самой сильной в мире. Здесь практически с пеленок приучают детей к ритмам гор. Народный танец вошел в жизнь дагестанцев, он диктует свои требования не только к внешнему виду (к осанке, например), но и приучает к ритму восприятия жизни.

Лезгинка аккумулирует, отражает и сохраняет в себе многое: прикладное искусство, легенды и обычаи, народную музыку и театр. К тому же, танец – важнейший элемент жизненного уклада горцев, непревзойденный и до конца не раскрытый феномен объединения всех народов Кавказа. Это не просто танец, это эталон статности, красоты и благородства. Он – прямое выражение настоящего горского характера – свободолюбивого, гордого и непреклонного.

Виды танца: классификация и описание

О современном состоянии танца сегодня мало говорят и пишут. Вопросы постановки и хореографии, классифицирования и прочие нюансы доступны узкому кругу специалистов. Если не брать в счет свадебную лезгинку (т.н. попсовую), то вы практически нигде не сможете найти информацию о фундаментальных основах. Они, на первый взгляд, кажутся простыми, но очень важно знать их и уметь интерпретировать.

Не секрет, что территория Северного Кавказа просто «напичкана» различными этносами. И каждый из этих народностей имеет свой национальный танец, с присущей только ему ритмикой, музыкой, костюмами и характером. Например, только в Грузии насчитывается более 20 народных танцев.

На самом деле, мы одними из первых делаем попытку как-то классифицировать кавказскую лезгинку. Первое, что приходить на ум – это география распространения танца.

Танцы народов Северного Кавказа

  • Классическая (дагестанская) лезгинка.

Специально выделили ее отдельным пунктом. Ведь, это самый распространенный танец на Кавказе и за его пределами. Если копнуть глубже, то можно еще больше разложить ее. Например, отдельными направлениями выступают свадебная или парная лезгинка.

  • Национальные танцы Дагестана.

А как вы думали? Мы же писали, что каждый народ имеет свой танец. А в РД проживает 14 только коренных народов (всего 36). И они полностью отличаются от классической лезгинки. Совсем другой ритм музыки, костюмы, движения, шаги. Сам характер танца разный. Поэтому, все эти танцы (кумыкский, аварский, даргинский, гергебельский, лакский, лезгинский, андийский, табасаранский, акушинский и так далее) объединены в отдельную группу.

  • Танцы других северокавказских народов (без учета РД). Эта группа занимает целый пласт: чеченская лезгинка, карачаевка, кабардинка (сламей), осетинские танцы «Симд», «Хонга» и так далее. Порой они очень сильно отличаются друг от друга. Например, если чеченская лезгинка «зажигает, рвет и мечет», то осетинский танец очень спокойный в исполнении.

Танцы народов Закавказья

Эта группа очень обширная, сюда входят танцы сразу трех независимых государств – Азербайджана (например, «Яллы» и «Вагзалы»), Грузии («Картули», «Нарнари», «Кистури», «Абрагули») и Армении. Конечно же, особняком здесь стоят грузинские танцы. Ведь, именно грузин по национальности – дед великого Илико Сухишвили – в начале 20 века явил миру великолепие лезгинки на Всемирном Фестивале народного танца в Лондоне.

Дело своего деда продолжила династия Сухишвили, который создал в Грузии единственный в своем роде Национальный балет Грузии. Именно здесь кавказские танцы поднялись на такой высокий уровень, что даже трудно себе представить. В эту же группу можно отнести абхазский и аджарский танцы.

Классификация по варианту исполнению

  • Мужской одиночный танец.

Самый распространенный вид, очень часто его сравнивают с огнем или сверканием молнии. И это действительно так! Главная цель мужчины в танце – разжечь огонь любви в сердце девушки. Ведь, в старину чаще всего танцевали в двух случаях – во время военных действии или перед боем (для подъема духа) и на свадьбе (для выбора невесты).

В таком виде она исполняется очень редко. Символизирует женская лезгинка – лебедя. Все движения предельно плавные и красивые. Кстати, есть движения мужской лезгинки, которые исполняют девушки. Понятно, что она не будет выполнять обороты и прыжки, но многие мужские движения прочно вошли в арсенал женского танца.

Женская лезгинка символизирует изящество и очарование. Пластика рук играет в ее танце первоочередную роль и является средством выражения души и характера. Ничего лишнего в танце она не должна себе позволять. Глаза слегка опущены, голова – приподнята. Нельзя глаза поднимать выше груди партнера и опускать ниже пояса. В тоже время, не запрещается смотреть себе под ноги.

  • Парный танец – один из красивейших.

В старину кульминацией кавказской свадьбы считался парный танец. Момент, когда парень становится на пальцы и продвигается к своей партнерше (то есть избраннице), считается кульминацией. Таким образом, он показывал свое любовное отношение к ней, уважение и чистоту своих притязаний. Считалось, что в этот момент «орел парит над лебедью».

Часто в танце можно услышать возгласы «Асса» и т.д. Например, чеченцы выкрикивают «Орс-вай» или «Орс-тох», они имеют сакральное значение. Если мужчина выкрикивает их, то он таким образом себя подбадривает. Считается, что в данный момент танцующий находится на пике эмоций (в танцевальном экстазе).

Этот вид появился сравнительно недавно – в 30-х годах 20 века. Еще его называют ансамблевое исполнение. Уже в середине прошлого столетия действовали профессиональные ансамбли. Всегда ансамбли лезгинки были кузницей талантливых танцоров и хореографов. Именно они диктовали моду и вносили в танцы все самое новое. Самый известный танцор лезгинки – неподражаемый Махмуд Эсамбаев – настоящий гений.

  • Оригинальное исполнение лезгинки.

Самое молодое направление в танцевальном искусстве Кавказа. В чем заключается оригинальность? Например, шуточные танцы – последний писк танцевальной моды. Многие ансамбли ставят их:

К оригинальному исполнению можно отнести еще танец с кинжалами и лезгинку на барабане.

Важные исторические «заслуги» кавказской лезгинки

Мы постарались выделить три самых главных «достижений» лезгинки, которые повлияли на развитие истории и судьбу многих народов.

  • Лезгинка – самый популярный народный танец в мире, который сохранился в неизменном виде.

В последние десятилетия почти все народные танцы мира (русские, украинские, молдавские) претерпели очень большие изменения. Произошел коренной сдвиг в сторону сценической интерпретации.

Танцы потеряли свою самобытность и находятся на грани исчезновения. Специалисты об этом говорят уже давно. Задайтесь вопросом, кто сегодня исполняет русские народные танцы? Не те танцы, что отплясывают после бутылки водки, а истинно народные танцы. Только в профессиональных танцевальных коллективах вам могут станцевать настоящий русский танец, и то не во всех.

На Кавказе с малых лет детям прививается ритм танца. Поэтому, подавляющее большинство кавказцев могут танцевать лезгинку. Конечно же, не все кавказцы владеют им в совершенстве, но вы можете себе представить, что русская молодежь собралась для того, чтоб станцевать народный танец?

Даже смешно читать, не правда ли? Но кавказцы делают это. Другое дело, что нужно делать это так, чтоб не мешать спокойствию окружающих. На факт в том, лезгинку танцуют все: от мало до велика, от строителя до руководителя региона. Потому, можно утверждать, что это самый народный танец.

Более того, сегодня ее исполняют так же виртуозно, как и отцы и прадеды. Он с тех пор почти не изменился. Да, вводились новые движения и ноу-хау, но сущность танца осталась неизменной. В связи с этим возникает вопрос: почему же лезгинка с течением времени не претерпела больших изменений и не перешла в разряд сценического?

Ответ очевиден: главная причина – это консерватизм кавказских народов. Причем, консерватизм во всем: в быту, в отношениях полов, в культуре. Всегда на Кавказе традиции почитались превыше всего. Даже придумали общенародное слово «адат», которым пользуются все. Именно этот фактор помог танцу не потерять свою самобытность. Таким образом, время над лезгинкой не властно. Этот танец вечный. И что бы не происходило вокруг него, он будет жить до тех пор, пока жив хоть один кавказец.

  • Танец смог объединить под «своим знаменем» свыше 100 кавказских народов.

И это действительно достижение вселенского масштаба. Миллионы политиков и философов всю историю человечества бьют головы над тем, как же объединить те или иные народы. А лезгинка, как бы невзначай, взяла и «объединила» под своим флагом свыше 100 народов. И это не преувеличение!

Только в Дагестане проживает свыше 36 коренных народностей. А есть еще кабардинцы, балкарцы, адыги, чеченцы, карачаевцы, дигорцы, осетины, черкесы, грузины, абхазы, армяне, ингуши и так далее. В статье о многообразии кавказских танцев мы узнали, что каждый народ имеет свой танец, с присущей ему энергетикой, музыкой, ритмом и костюмами. Но есть движения, которые исполняются у всех народов, их называют «общекавказскими».

Не важно, какой нации человек – рутулец, аварец, кумык или азербайджанец, услышав звуки зажигательной лезгинки, любой пускается в пляс. И его поддержат все остальные, пусть хоть возгласом «Асса». Язык танца у всех один. Тут не нужен переводчик, не нужен словарь. Люди понимают друг-друга по движениям.

  • Кавказский танец – один из самых универсальных в мировой культуре.

Что имеется в виду под словом «универсальный»? Сегодня в Грузии работает Национальный балет, который культивирует древние танцевальные традиции. Ровно с таким же успехом поэты и композиторы обращаются к ритмам Кавказа при постановках в классическом балете и на оперной сцене. Вспомните хотя бы оперу М.И. Глинки «Руслан и Людмила»:

Или знаменитый балет Арама Хачатуряна «Гаяне». В этих постановках искусство танца поднято просто на немыслимый уровень, постичь который очень сложно:

Это ли не свидетельство уникальности удивительного танца. Чтобы там ни говорили, похвастаться такими же успехами и исторически важными достижениями, как кавказская лезгинка, сегодня не может ни один народный танец. Когда слышишь, что где-то хотят запретить ее, то становится просто смешно. В Советском Союзе тоже 70 лет запрещали религию. Но, сердцу и душе не прикажешь!

Пять основ танца – на них зиждется вся суть

Многие люди мечтают научиться танцевать лезгинку. Это по силам практически каждому физически полноценному человеку. Но, прежде чем вы приступите к практическому обучению, давайте рассмотрим с вами, на чем основывается танец.

Есть пять основных «китов», на которых и держится все танцевальное искусство. Для того, чтобы достичь вершин в хореографии, нужно начать с одной «основы» и постепенно переходить к следующей.

  • Первое – правильная осанка.

Обучение начинается с постановки осанки. Красивая и правильная осанка – это 80% успеха. К сожалению, сегодня нельзя сказать о том, что у всех начинающих танцоров он правильна. Этому вопросу многие хореографы уделяют самое пристальное внимание, так как невозможно представить себе, например, девушку, которая танцует и сутулится. Это выглядит не очень красиво и теряется вся изюминка танца.

Глаза и взгляд – это отражение не только души, но и внутренних переживаний. Ведь, вспомните, когда вы злитесь, то глаза «просто кричат» о том, что вы очень злы. Когда вы счастливы, то глаза «хотят поделиться» этим со всем миром.

В лезгинке взгляд имеет особое значение. Ведь, в старину не было принято говорить девушке о своих чувствах. Кавказские парни разработали негласный «язык взглядов» и демонстрировали его в танце. В свою очередь, девушкии должны были либо принять этот жест взглядом, либо же просто показать, что юноша ей не интересен.

Важно знать, что «язык взглядов» у мужчин и женщин абсолютно разный. Если мужчина в танце должен показывать свою уверенность, силу, отвагу и для этого ему нужно все время смотреть партнерше в глаза, то девушке же, наоборот, нужно демонстрировать скромный взгляд. Знаете, исполнять танец чисто механически (дрессировать себя) – дело не очень сложное, самое главное – чтоб вы получали удовольствие.

  • Третье – движения и позиции рук.

Основополагающая позиция рук одинаковая везде. Соответственно, дальше идут разнообразные варианты и формы позиций и движений рук. В классической лезгинке выделяют 6-8 основных позиций.

Выделяют три вида движений: простое одиночное движение (например, какая-нибудь «ковырялка»), «характерное движение» (каскад и чередование движений, соло) и шаги (например, чеченский ход). Каждое из них имеет свои нюансы и аспекты, в которых тоже нужно разбираться.

Дискуссионный вопрос. Некоторые некоторые хореографы утверждают, что парню в танце не нужно улыбаться. Тогда вопрос: почему танцоры известных асамблей улыбаются? Пусть у вас будет красивая осанка, четкие движения рук и ног, но на лице – «камень», ваш танец не принесет удовольствия никому. Лучезарная улыбка всегда греет сердца людей и дарит радость. Поэтому, улыбайтесь чаще.

Какую пользу принесет обучение лезгинке?

Выделим десять основных плюсов, которые вы получите от танца (на самом деле, их сильно больше):

  1. Хорошее настроение (бодрость духа). Все понимают, что танцы – это упорный труд, и без хорошего настроения очень тяжело его пересилить. Многие вместо зарядки включают лезгинку и начинает отплясывать. Таким вот простым способом они получают заряд энергии на весь день.
  2. Красивая и стройная фигура. Танцы – это те же физические упражнения, но под музыку. Замечено, что за 2,5 часа интенсивных занятий лезгинкой человек может скинуть до 1,5 кг.
  3. Правильная осанка. Привитию правильной осанки во всех танцах уделяется огромное внимание. Оно и понятно, так как осанка очень важна всегда и везде. Особенно для девушек.
  4. Лучшая координация движений. Лезгинка очень динамичный танец и требует ловкости и быстроты реакции. Поэтому, со временем улучшается координация движений.
  5. Развитие гибкости. Давно замечено, что танцоры меньше, чем остальные подвержены травмам (не считая профессиональных травм). Благодаря эластичности и гибкости мышц, у этих людей очень редки растяжения.
  6. Красивая походка. Правильная осанка, стройная фигура и хорошая координация движений приводит к тому, что у человека со временем вырабатывается красивая походка.
  7. Уверенный взгляд. Говорят, что порой взглядом можно сказать больше, чем словами. Именно взглядом танцор передает всю энергию танца.
  8. Лучезарная улыбка. Приятно встречать людей, лица которых озаряет улыбка. Все профессиональные танцоры очень часто улыбаются. Тем более, это продлевает жизнь.
  9. Дисциплина (самоконтроль). Вызывает удовольствие то, насколько дисциплинированны люди, занимающиеся танцами. Часто такая дисциплинированность напоминает чуть ли не военную муштру. Но игра стоит свеч! Это окупается тем, что человек учится контролировать свою жизнь.
  10. Новые знакомства (интересные собеседники). Человек всегда должен расширять круг своих знакомств. Это необходимо для его развития.

Народный танец лезгинка музыка

Библиографическая ссылка на статью:
Ахмедханова Э.М. Изучение элементов народного дагестанского танца «Лезгинка» на факультативных занятиях по музыке в школе // Современная педагогика. 2015. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://pedagogika.snauka.ru/2015/10/4988 (дата обращения: 01.10.2017).

Факультативные занятия в общеобразовательной школе проводятся по выбору самих учащихся. В практику школы они были введены в конце 60-х – начале 70-х гг. XX века. Факультативные занятия позволяют учащимся углубленно изучить основной и дополнительный материал по отдельным предметам в зависимости от их интересов, развивают творческие способности детей. Факультативы как одна из форм внеклассной работы проводятся параллельно с учебной деятельностью. Для методического обеспечения факультатива учителем создаются специальные программы.

Факультативные музыкальные занятия в общеобразовательной школе могут проводиться в различных формах, например в виде предметных кружков, музыкальных студий, в которых с учащимися проводятся аудиторные занятия и организуются экскурсии, посещения концертов, олимпиады, конкурсы и др. Внеклассные факультативные занятия проводятся по заранее составленному расписанию. Для проведения данных занятий необязателен полноценный состав класса, могут участвовать ученики различных классов.

Для того чтобы познакомить детей с музыкальной культурой лезгинского народа, мы предложили учащимся 4 класса посетить факультативные занятия по теме «Народный дагестанский танец «Лезгинка».

Лезгинка – «лекьерин кьуьл» – танец орлов. Занятия танцами под музыку благоприятно отражаются на музыкальном воспитании детей, положительно воздействуют на их физическое развитие, способствуют росту музыкальной и общей культуры. Музыкальной основой многих мелодий «Лезгинки» является танцевальная музыка лезгинского композитора Зейнала Гаджиева.

До того как начать разучивать с учащимися элементы танца «Лезгинка», необходимо сначала познакомить детей с его историей [1]. Танец воинственен, распространен с самых древних времен среди кавказских народов, но прародителем танца является народ Северного Кавказа – лезгины. Этот танец по сей день хранит в себе отголоски языческих времен. В прошлом танец представлял собой своеобразный ритуал. Юноши имитировали движения орлов, преследующих добычу, в роли которой выступали девушки. В дальнейшем он стал настоящим соревнованием для юношей, где они соревновались в изяществе, быстроте и ловкости. Такой доблестный, смелый, мощный, блистательный танец помимо самих лезгин также полюбился всем соседним народам. На сегодняшний день танец распространён по всему миру. Музыкальный размер танца – 6/8, мелодия чёткая и динамичная, темп быстрый.

Процесс освоения элементов танца включает в себя учебно-подготовительную работу и затем, как результат, качественное исполнение. Важно во время занятий обратить внимание на формирование двигательного аппарата учащихся, их актерские способности, понимание характера танца и соответствующей манеры движений. В связи с этим во время разучивания элементов лезгинки особое внимание педагог уделяет музыкально-ритмическим движениям. Хорошо подобранные движения эмоционально приукрашивают танец, облегчают его восприятие. Также важно во время исполнения танца поощрять детей к проявлению жизнерадостности и оптимистичности чувств, к образному воплощению содержания лезгинки. Это поможет в будущем с легкостью передавать характер исполняемого детьми танца.

Среди детских танцев существуют те, что имеют заранее предусмотренную последовательность движений. Некоторые танцы отличаются свободным построением, а движения можно применить в любой последовательности. Разучивание танцевальных движений лезгинки занимает не одно факультативное занятие. При этом большое значение имеет показ упражнений под музыку. Важно, чтобы движения совпадали с музыкой, и тогда в детях пробуждается интерес к музыке, их эмоциональное отношение к ней через движение, культуру. Со временем у учеников развивается ровная осанка, координация движений, а также хорошие музыкальные способности. Движения нужно отрабатывать, начиная медленно и без музыки, со счетом вслух, потом с музыкой, постепенно ускоряя темп. Не стоит забывать о поворотах, наклонах головы, осанке, движениях рук. После того как все элементы танца будут исполнены с легкостью и выразительностью, ученики переходят к разучиванию фигур, потом соединяют их, исполняя композицию полностью, начиная с медленного темпа, потом так, как указано выше.

Чаще всего изучаемые танцы, в том числе и лезгинка, усваиваются в несколько этапов. Первый состоит из одного или двух факультативных занятий, на которых дети знакомятся с произведением: музыкой и танцевальными движениями, с историей танца. Учащимся важно понять характер и жанр впервые услышанной музыки, форму музыкального сопровождения, подобрать наиболее подходящие танцевальные элементы, изученные ранее.

Второй этап более трудный, так как содержит в себе разучивание танца целиком и приобретение навыков для грамотного исполнения. Неотъемлемой частью в данном случае является художественно-практический метод, в котором важное значение имеет деятельность самих учеников. Что касается педагога, то с его стороны важен творческий подход и профессионализм, которые помогут поддерживать интерес к данной деятельности, и вызовут желание детей достичь хороших результатов.

Заключительный этап работы – закрепление навыков. Задача обучения детей на этом этапе заключается в проверке качества усвоения материала, в определении трудностей, возникающих во время выполнения заданий, наработке выразительности, согласованности исполнения танца всеми участниками, а также в подготовке к публичному выступлению.

Все три этапа учитель разрабатывает еще до начала занятий, а в процессе работы только корректирует и при необходимости дополняет учебный материал факультатива.

В завершение вышеизложенного добавим, что лезгинский народный танец на сегодняшний день является танцем, объединяющим народы всего Северного Кавказа. И это важно объяснить учащимся, изучающим его на факультативных занятиях по музыке.

ЛЕЗГИНКА. ЭНЕРГИЯ ТАНЦА

Лезгинка – своего рода эмблема или визитная карточка любого кавказца. Была она в свое время визитной карточкой и кавказских казаков, терских и кубанских сотен личного конвоя его императорского величества.
Этот красивый танец – как выражение души гордых, свободолюбивых, темпераментных и мужественных горцев. На Кавказе его танцуют повсюду, и каждый народ привносит в него частичку своей души и своих традиций.

Описать лезгинку трудно – где взять слова, которыми можно выразить ее явную страсть и скрытую нежность?

Дагестанского я рода,

Дочь кавказского народа,

Стан мой тонкий, как тростинка,

«ЛЕЗГИНКА , народный танец лезгин, распространен по всему Кавказу.

У кабардинцев, осетин, аварцев, чеченцев, ингушей и др. – свои разновидности лезгинки.

Музыкальный размер 6/8. Мелодия четкая, динамичная. Темп быстрый.

Лезгинка – танец-соревнование, демонстрирующий ловкость, виртуозность, неутомимость танцовщиков».

(Большая советская энциклопедия)

Согласно БСЭ — лезгинка лезгинке рознь. У лезгинки осетин, аварцев, кабардинцев и других народов, отличаются костюмы, движения, ритм. Но едины лихость, удаль. И еще любовь. Бурлящая через край в мужском исполнении и полная стыдливой нежности – в женском.

Глаза стройной красавицы полуприкрыты длинными ресницами, руки подобны двум крылам – она плавно и величаво движется в танце. Ее неземную нежность подчеркивает энергичный партнер, который, подобно сжатой пружине, вдруг взрывается и выплескивает удаль и страсть. Его тело устремляется вверх в дерзком прыжке.

В каждом жесте танцоров, отточенном до совершенства, кажется, сверкают лучи ограненного алмаза. Описать лезгинку трудно – где взять слова, которыми можно выразить ее явную страсть и скрытую нежность? Не восхищаться лезгинкой – невозможно!

Личный казачий конвой командующего Добровольческой армией пляшет лезгинку.

Текст: Лариса Алексеенко.

Фото: Рамиль Галиев.

Журнал «Горец» благодарит за участие в съемках танцоров московской хореографической студии «МЭЛС».

Хотите увидеть этот танец в движении? В печатном варианте журнала «Горец» №3 есть раскадровка лезгинки. Возьмите журнал за уголок, чуть-чуть отогните и энергично пролистайте страницы, выпуская их из-под большого пальца.

И насладитесь лезгинкой. Лезгинка – танец дружбы, любви и счастья. Танцуйте и вы!

ЛЕЗГИНКА В КАРТИНАХ ХУДОЖНИКОВ

Картина Василия Верещагина. «Лезгинка. Народный танец»;

Интегрированный урок музыки и хореографии по теме «История народных танцев. Бульба.Кадриль.Лезгинка»

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

Тема урока: «История народных танцев. Бульба. Кадриль. Лезгинка»

Форма урока: интегрированный урок искусства и хореографии.

Тип урока: урок творчества.

Цель урока: познакомить с музыкальной культурой России и народов ближнего зарубежья на примере народных танцев «Бульба», «Кадриль», «Лезгинка».

а) познакомить учащихся с зарождением народных танцев, с национальным своеобразием, с основными танцевальными элементами;

б) учить делать целостный разбор музыкального произведения, выделяя темп, метроритм, динамику, лад, фактуру, музыкальные инструменты;

в) учить определять на слух национальную принадлежность танцевальной музыки.

а)обогащать музыкальный словарь учащихся;

б)развивать ассоциативно-образное мышление, умение обобщать и сопоставлять, музыкальную память, воображение, творческую инициативу, чувство метроритма.

3.Воспитательные: воспитывать эмоциональную отзывчивость, нравственную культуру, культуру речи, интерес к фольклору, формировать национальное самосознание.

4. Эстетические: воспитывать чувство прекрасного.

Методы: словесные, междисциплинарных взаимодействий, обращение к опыту и размышлениям учащихся, научности, проблемно-поисковый метод обучения, метод сравнения и сопоставления, метод обобщения, метод контраста и тождества, творческие, методы стимулирования и мотивации учения, групповые, информационные, метод «пластического интонирования» , метод «пластической импровизации», синквейн , учебная игра, сравнительный анализ, здоровьесберегающие, метод создания успеха, метод взаимоконтроля, рефлексивный.

1.Музыкальный центр, синтезатор, интерактивная доска, слайд проектор, компьютер.

2.Фонохрестоматия: русский народный танец: «Кадриль», белорусская народная песня «Бульба », «Лезгинка» А. Хачатуряна.

3.Наглядные пособия: слайды: иллюстрации музыкальных инструментов, характеристика музыки, постановка танцующих, движения, национальные костюмы.

4.Таблицы эмоциональных терминов.

1.Организационный момент. Рапорт дежурного кадета.

2.Сообщение темы и цели урока.

1.Беседа о возникновении белорусских танцев.

2.Слушание и анализ белорусского народного танца «Бульба».

3. Эмоционально-образное исполнение песни «Бульба».

4.Творческое задание «Придумай движения к танцу».

5.Беседа о движениях, костюмах танцующих; музыкальных инструментах,

6. Выполнение движений под музыку с пением песни «Бульба».

7. Беседа о разновидностях русского танца «Кадриль».

8. Слушание и сравнительный анализ музыки.

9. Творческое задание «Придумай танец».

10. Беседа о движениях, костюмах танцующих; музыкальных инструментах, сопровождающих танец.

11. Выполнение движений под музыку «Кадрили».

12. Беседа о различии мужских, женских, равнинных и горных танцах «Лезгинки».

13. Слушание и анализ музыки.

14. Творческое задание. Простукивание ритма лезгинки. Записать

ритмический рисунок условными обозначениями (работа по группам на

15. Беседа о движениях, костюмах танцующих; атрибутах, музыкальных

инструментах, сопровождающих танец.

16. Исполнение движений под музыку «Лезгинки».

4. Закрепление пройденного материала. Учебная игра «Море волнуется раз…».

5. Вывод урока. Оценка деятельности учащихся. Домашнее задание.

1.Организационный момент. Рапорт дежурного кадета.

2.Сообщение темы и цели урока.

Учитель искусства: Трудно представить жизнь современного человека без музыки. Музыка звучит повсюду, сопровождает праздники, развлечения. У каждого из вас наверняка есть своя фонотека, видеотека с любимыми музыкальными произведениями, которые повествуют о жизни, веселят, заставляют задуматься или помечтать. Самым популярным и демократичным жанром является песня. Песня-это душа народа. В ней отражаются мысли, чувства людей. Неизвестные сочинители создавали песни, которые передавались из уст в уста, из поколения в поколение и сопровождали человека во все периоды жизни. На уроках музыки мы знакомились с народным фольклором. Существует множество жанров народной песни.

-Назовите их? (ответы учащихся).

-Остановимся на трудовой песне. Давайте поразмышляем, как возник этот жанр? (экспресс-опрос).

Учитель искусства: Сегодня мы поговорим о том, что возникновение народных танцев связано с трудом и занятиями людей (слайд № 1). Так трудовая песня положила начало для рождения белорусского танца «Бульба».

Запись темы урока в тетради.

1.Беседа о возникновении белорусского танца «Бульба» (слайд № 2).

-Что такое танец? (опрос-экспресс).

Учитель искусства: Танец (по Ожегову)- ряд движений определенного темпа и формы, исполняемых в такт музыки (слайд № 3) .

Возникновение народных танцев Белоруссии в своей основе связано с земледельческим трудом, старинными обычаями, играми, семейным бытом. В движениях танцев «Бульба» и «Кочан» отражены сельские работы: посадка картофеля и капусты, уход за ними и сбор урожая (слайд № 4). Также в белорусских танцах отражаются черты человеческого характера («Юрочка», «Микита», слайд № 5) , имитация движения птиц и животных («Бычок», «Воробей», слайд № 6) .

2.Слушание и анализ танца «Бульба» (фронтальный опрос учащихся, работа с таблицами эмоциональных терминов), выделение выразительных средств по схеме на доске: темп, динамика, штрих, ритм, размер (слайд № 7).

Запись на доске: Темп-скорость

Штрих — плавно, отрывисто

Размер — доли, счет

Учитель искусства: Этот танец исполняется в быстром темпе, размер 2/4, с острым ритмом, задорной мелодией в мажорном ладу, имеет шуточное содержание (слайд № 8) .

3. Эмоционально-образное исполнение песни «Бульба».

Учитель искусства: К этому танцу были придуманы слова, воспевающие обыкновенную картошку:

Из мешка бери картошку и питайся понемножку.

Можешь есть её вареной иль в мундире запеченной.

Пам, пам, пам, пам, пам, пам, пам, пам.

Без картошки худо нам- 2 раза.

-Мелодия очень простая, послушайте ее внимательно и споем эту веселую песню (учащиеся исполняют).

4.Творческое задание «Придумай движения к танцу ».

Творческое задание — пластическая импровизация.

-Какие движения можно выполнять под прослушанную музыку? (работа в микрогруппах).

5.Беседа о движениях, костюмах танцующих; музыкальных инструментах, сопровождающих танец.

Преподаватель хореографии: Основные рисунки в танцах Белоруссии: два полукруга, расходящиеся на звездочки или два круга, вертящиеся в различных направлениях. Большинство танцев парно — массовые. Исполняются они весело, задорно («Лявониха», «Крыжачок», «Полька Янка», слайд № 9), сопровождаются песнями и игрой на народных инструментах: скрипки, дудки, балалайки, гармонике (слайд № 10).

-Обратите внимание на костюмы танцующих и их движения (слайд № 11-16). Сравнительный анализ.

6. Выполнение движений под музыку с пением песни «Бульба».

Преподаватель хореографии: Выполним основные движения танца (учащиеся выполняют движения под музыку) с пением (слайд № 17,18).

7. Беседа о разновидностях русского танца «Кадриль».

Преподаватель хореографии: В дни праздников наши предки не обходились без танцев, которые сопровождались игрой на многочисленных народных инструментах. До наших дней дошли известные плясовые. К таким танцам можно смело отнести русскую «Кадриль» (слайд № 19).

От испанского « cuadrilla » — группа из четырех человек, от лат. « guadrum »-четырехугольник (слайд № 20). Кадриль — бальный танец 18-19 веков (слайд № 21). Своё название он получил во Франции в эпоху Наполеона. Танцующие образовывали маленькие «четырехугольники», из двух пар каждый. Качество исполнения французской кадрили было серьёзным испытанием для самолюбия исполнителей, состояла из пяти фигур и была центром внимания и основой каждого бала. На протяжении 18-19 веков кадриль претерпела немало изменений.

Существует множество разновидностей кадрили в народном быту – русская, украинская, белорусская, литовская, латышская, эстонская, американская (слайд № 22).

Русская кадриль имеет многообразные варианты: московская, калининская, волжская, уральская и другие (слайд № 23).

8. Слушание и анализ музыки.

Учитель искусства: Давайте послушаем этот танец и проведем сравнительный анализ танцев «Бульба» и «Кадриль» (фронтальный опрос учащихся, работа с таблицами эмоциональных терминов, выделение выразительных средств по схеме: темп, динамика, штрих, ритм, размер).

Учитель искусства: Этот танец исполняется в подвижном темпе, музыкальный размер 2/4 (слайд № 24). Сопровождают танец народные музыкальные инструменты: гармоника, балалайка, рожок, гусли, трещётки, ложки (слайд № 25).

9.Творческое задание — пластическая импровизация «Придумай танец».

-Какие движения можно выполнять под прослушанную музыку? (работа в микрогруппах, ответы учащихся).

10.Беседа о движениях, костюмах танцующих; о музыкальных инструментах, сопровождающих танец.

Преподаватель хореографии: Основные движения : круг, дробные выстукивания, выход из полукруга парами. Обратите внимание на костюмы танцующих и их движения (слайды № 26-36). Сравнительный анализ.

11.Выполнение основных движений танца (учащиеся выполняют движения под музыку).

Учитель искусства: От обрядовых песен появился русский «Хоровод» (слайд № 37). Движение по кругу имело тайный магический смысл: круг-символ солнца. В пении люди призывали животворящее тепло-источник жизни на земле. Движения были неторопливыми, сочетались с плавными линиями длинных сарафанов.

12. Беседа о различии мужских, женских, равнинных и горных танцах «Лезгинки».

Учитель искусства: Народных танцев огромное многообразие. Сколько народов — столько танцев. Нет человека, которого не захватил бы огненный кавказский танец «Лезгинка».

-Кто может объяснить своеобразный характер этого танца? (обращение к опыту и размышлениям учащихся).

Учитель искусства: Лезгинка — народный танец Дагистана (слайд № 38). Многовековые войны и внутренние распри заставляли кавказцев всегда быть готовыми к защите своей независимости. Из поколения в поколение в юноше воспитывали прежде всего воина. Кавказец должен быть сильным, мужественным, ловким и смелым. Танец очень живописен: бурная, огненная стремительность чередуется в нём с мягкой грациозностью. На танцевальное творчество Кавказа повлияло географическое положение.

Преподаватель хореографии: Для мужских танцев в равнинных областях более типичны плавные и в то же время стремительные танцевальные ходы, различные мелкие скользящие движения стопы ног, отчетливо подчеркнутые движения рук.

В горных районах танцевали наоборот: резкие и четкие ударные движения носка и пятки. Танцевальные ходы очень порывисты и динамичны. Для них характерны небольшие подскоки, согнутые колени, резкие опускания на колени, повороты, вскакивания на полупальцы.

В мужских танцах исполнителям присуще своеобразная манера держаться. Строгость и подтянутость, четкий рисунок движения рук, приподнятая голова, создают горделивую осанку танцующего.

Для женских танцев характерны: подтянутый стан, плавность танцевальных ходов, пластичность движения рук, большая сдержанность, величавость и скромность сочетаются со стремительностью и легкостью движения.

Вот как описывает лезгинку М.Ю.Лермонтов в поэме «Демон» (слайд № 39):

Берет невеста молодая.

И вот она, одной рукой

Кружа его над головой,

То вдруг помчится легче птицы,

В каждой части Кавказа — Дагестане, Грузии, Аджарии, Кабардино-Балкарии, Абхазии, Осетии — с давних времен национальный танец, несмотря, на известное сходство отдельных движений имел отличительные особенности для каждого народа, различный ритм, темп и манеру исполнения. У кавказцев первичной формой массового танца были хороводы, передающие трудовые процессы, военные или спортивные упражнения (слайд № 40).

Преподаватель искусства: Гордость кавказского танцевального фольклора – парный танец девушки и юноши, носящий название «Лезгинка» (слайд № 41). Обычно в пляске принимают участие не только её непосредственные участники, но и зрители. Стоя вокруг, они бьют в ладоши, подзадоривая танцующих (слайд № 42,43).

13.Слушание «Лезгинки» А.Хачатуряна и анализ музыки (фронтальный опрос учащихся, работа с таблицами эмоциональных терминов), выделение выразительных средств: темп, динамика, штрих, ритм, размер — ответы учащихся.

Учитель искусства: Для музыки лезгинки типичен размер 6/8, быстрый темп, стремительность, ловкость, красота движений танцоров, которые соревнуются между собой, острота ритмики, а также многократное повторение одной и той же мелодии связаны с непрерывным движением танцоров по кругу. В музыке словно слышатся равномерные удары в ладоши или какой-нибудь народный ударный инструмент, например, бубен (слайд № 44). Кинжал-это атрибут в мужском танце.

14.Творческое задание. Простукивание ритма лезгинки. Записать

ритмический рисунок условными обозначениями (работа по группам на ватманах).

15. Творческое задание — пластическая импровизация.

Учитель хореографии: Какие движения можно выполнять под эту музыку? (творческие размышления учащихся, работа в микрогруппах).

16. Исполнение движений под музыку.

Преподаватель хореографии: Обратите внимание на костюмы танцующих и их движения (слайды № 45-50). Сравнительный анализ.

Выполним основные движения танца (группа учащихся выполняет движения под музыку). Попросим зрителей поддержать танцующих хлопками в ладоши на сильную долю.

4. Закрепление пройденного материала.

Учитель искусства: А теперь сыграем в учебную игру «Море волнуется раз…». Будут звучать различные танцевальные фрагменты. Ваша задача наиболее точно передать характер музыки в пластике, его национальную принадлежность, точно показать движения, попадая в такт музыки.

Учитель искусства: « Откуда же такое разнообразие танцев? Оно родилось из характера народа, его жизни и образа занятий. Северный росс не так пляшет, как малороссиянин, как славянин южный, как поляк, как финн: у одного танец бешеный, разгульный, у другого спокойный; у одного напряженный, тяжелый, у другого лёгкий, воздушный», — писал Н.В.Гоголь (слайд № 51).

Гоголь обратил внимание на национальное своеобразие народных танцев. В каждом из них свой неповторимый темп, ритм, характер движений, костюмы.

Рефлексия: С танцами каких народов вы познакомились? Что полезного вы узнали для себя? Отличается ли их тематическое содержание, темперамент, выразительные средства танцев? Какой танец понравился каждому из вас больше? Какие движения добавили бы вы в эти танцы? (экспресс-опрос).

Оценка деятельности учащихся.

Учитель искусства: Мы с вами уже знакомились с понятием “синквейн”. Давайте вспомним, как он составляется, например, к слову “танец” (пример на доске).

1 строка-тема синквейна ( объект или предмет, о котором пойдет речь).

2 -два слова, которые дают описание признаков и свойств выбранного предмета или объекта.

3-три глагола, описывающие действия объекта.

4-фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора к предмету или объекту.

5-одно слово- суть предмета или объекта.

Прошу вас сочинить синквейн к словам «Бульба», «Кадриль», «Лезгинка».