Название бального танца к

Какие бывают танцы? Название видов танцев

Для выражения переполнявших их эмоций и чувств, ожиданий и надежд, наши древние предки использовали ритмичные ритуальные пляски. По мере развития самого человека и социальной среды, его окружавшей, появлялось все больше различных танцев, становившихся все более сложными и изысканными. Сегодня даже специалисты не смогут указать название видов танцев — всех, исполняемых людьми на протяжении веков. Однако танцевальная культура, пройдя через столетия, активно развивается. На основе народных и классических появляются новые и современные стили и направления.

Что это такое?

Прежде чем рассмотреть, какие бывают виды танцев, давайте уточним, а что же это на самом деле такое? Самое недолговечное и сложнейшее из видов искусства, в котором человеческое тело и его пластические возможности используются для создания уникального образа, – это танец. Он невозможен без личности артиста и музыки. Исполнитель, отталкиваясь от содержания музыкального произведения, выстраивает «картину» танца и воплощает свое видение и чувственное восприятие в движении. Это действо может использоваться как способ социального общения и самовыражения, состязательная спортивная дисциплина и часть религиозного культа, а также как показательный вид искусства, которое постоянно развивается и видоизменяется. В нем появляются все новые стили и формы, разные виды танцев, многообразие которых даже специалистов ставит в «тупик».

История появления

Самыми первыми танцами людей были ритуальные, исполняемые ими в надежде на удачную охоту или обильный урожай, исцеление больного или победу в войне. С течением времени ритмичные движения подвергались обобщению, что послужило началом формирования искусства этнического направления, имеющего у каждого из народов свои особенности и традиции. Все многообразие танцевальных па произошли от основных видов человеческих движений – бега, ходьбы, прыжков, раскачиваний и поворотов. Со временем появились следующие виды народных танцев: бытовые (для себя), а также исполняемые напоказ – культовые и сценические.

Основные направления

Среди существующих сегодня разнообразных танцевальных стилей и направлений можно назвать следующие, наиболее популярные и известные:

В этой статье рассмотрим более подробно, какие бывают виды танцев в современном хореографическом искусстве.

Начало и середина XX столетия

Подобное подразделение на два этапа, не случайно. По мнению многих исполнителей начала прошлого столетия, танец как вид искусства должен был отображать новую реальность, а не придерживаться «застывших» во времени канонов старых балетных школ. В это время возникают такие хореографические направления, популярные и сегодня, как:

  1. Свободный танец.
  2. Модерн.
  3. Буто.
  4. Контемпорари (контемп).
  5. Джаз-модерн.

Остановимся подробней на каждом из них, так как они оказали большое влияние на становление и развитие многих стилей и направлений современного танцевального искусства.

Свободный танец

Это прежде всего особое мировоззрение исполнителя, сформировавшееся под воздействием идей Ницше. Исполнитель, отрицая канонические правила балетной хореографии, стремился соединить танец и реальную жизнь, проявляя себя в качестве раскрепощенного духа творчества. Именно на основе свободного стиля зародились и развились такие направления, как модерн и буто, джаз-модерн и контемп.

Возникшее в начале века, это танцевальное направление сегодня очень популярно и является одним из ведущих в западной хореографической школе. Так же как и свободный танец, модерн отрицает любые балетные нормы и стремится воплотить на сцене разнообразные формы, используя новые оригинальные методы. Для него характерна смысловая наполненность, широкая амплитуда движений, высокие прыжки и гибкость, несвойственные для балетной хореографии «ломаные» позы и движения, разнообразные скручивания.

Contemporary dance

Вполне обоснованно можно говорить о том, что такие популярные в конце XIX и начале XX века стили, как свободный танец и модерн, послужили основой для формирования такого направления как контемпорари (контемп). Этот танец, как вид искусства, предлагает танцору посредством различных хореографических стилей максимально полно продемонстрировать в импровизации все имеющиеся у него внутренние эмоции и ресурсы.

Джаз-модерн

Основной чертой этого направления является соединение джазовых импровизационных ритмов и энергии, координации и работы с телом и дыханием исполнителя модерна, а также движений, присущих классической балетной школе. Таким образом, тело танцора джаз-модерна становится еще одним музыкальным инструментом, проявляющим мелодию посредством пластики собственного тела.

Это одна из самых молодых танцевальных техник, появившаяся в пятидесятых годах XX века в Японии. Буто, несмотря на довольно долгое существование, и сегодня остается для людей западного мира наиболее сложным для понимания. В его основе лежат культурные, философские, религиозные и эстетические ценности Страны восходящего солнца. Этот танец стремится показать приземленность обыденной жизни обычного человека, а также осмыслить и продемонстрировать тело и его возможности в пространстве и времени.

Современный танец конца XX и начала XXI века

Все многообразие современных нам танцев можно, конечно же условно, подразделить на две большие группы:

Какие же принято считать уличными, а какие клубными? Чем они различаются? Давайте разбираться.

Street dance

Хип-хоп и Krump, поппинг и локкинг, брейк-данс и C-walk – все это название видов танцев, «рожденных» не на сценических площадках и в хореографических студиях, а на улицах и во дворах мегаполисов, дискотеках и клубах. В большинстве своем они базируются на хип-хопе. В уличном стиле исполнитель не ограничен какой-либо формой и может смело импровизировать и экспериментировать, создавая индивидуальный и неповторимый рисунок движений, а также взаимодействовать как с другими танцорами, так и с публикой. В «чистом» виде встречаются они крайне редко, да и по большей части стали исполняться в клубах, а не на улицах, из-за чего часто попадают в категорию клубных. Вот наиболее популярные и распространенные направления:

  • Нью-стайл (NewStyle).
  • Krump – сокращение от Kingdom Radically Uplifted Mighty Praise, означающее «Империя Абсолютной Силы Духовной Похвалы».
  • Локинг (Locking).
  • Поппинг (Popping).
  • LA-Style.
  • Crip walk (C-walk).
  • R&B.
  • Брейк-данс.
  • Хип-хоп (Hip-Hop).

Клубные танцы

Это темпераментная, яркая и невероятная смесь разнообразных современных стилей позволяющая выразить себя в движении. У всех, как говорится, «на слуху» название видов танцев этого направления:

  • Тектоник или electro dance.
  • Jazz-Funk (джаз-фанк).
  • House (хаус).
  • Jumpstyle (джампстайл).
  • Melbourne shuffle (шаффл).
  • Waacking (вакинг).
  • Go-Go (клубное Гоу).
  • Square dance (сквэр данс).
  • DnBstep.
  • Ragga (рагга) и многие другие.

Невозможно перечислить все виды танцев. Список названий современных стилей и направлений постоянно изменяется и дополняется. Сегодня танцы — это не только пластичное искусство, но и довольно распространенный вид спорта.

Спортивные танцы

Если в прежние времена танцы воспринимались только как вид искусства, то усложнение технических и хореографических требований к исполнению привело к необходимости отличной физической формы тех, кто этим занимается. Сегодня основные виды спортивных танцев – это, прежде всего, бальные. Их особенностью является исполнение партнерами набора определенных обязательных движений и фигур под заранее заданную музыку. Оцениваемые на соревнованиях бальные спортивные танцы состоят из трех частей: обязательной, оригинальной и произвольной.

С течением времени появляются все новые музыкальные и хореографические стили и направления. И теперь такие современные виды спортивных танцев, как брейк или локинг, джампстайл или pole dance (танцы на шесте), привлекают все больше поклонников из разных возрастных групп. Для участия в соревнованиях по этим направлениям спортсменам необходима не только отличная хореографическая, но и физическая подготовка. Тем же, кто не стремится выиграть международные соревнования, а старается поддерживать собственное тело в хорошей форме, можно порекомендовать фитнес-занятия в различных танцевальных техниках. Тверк, high heels, гоу-гоу, стрип-пластика, танец живота, зумба, sexy R&B, рагга, бути-дэнс – вот наиболее востребованные у прекрасного пола виды танцев. Девушек привлекает в них не только возможность скорректировать фигуру, но также улучшить пластику и повысить собственную самооценку.

Название бального танца к

Исторические танцы — общее название для танцевальных композиций прошлых эпох, которые с успехом исполняются и в настоящее время.

Историко-бытовые танцы в полной мере отражают исторические особенности той местности, в которой они возникали. Это связано с культурой породивших их народов: музыке, одежде танцующих, религиозными обрядами, играми и трудовыми процессами.

Влияние бытового танца на современную сценическую хореографию огромно. Всестороннее исследование этого вопроса поможет более глубоко разобраться в стилевых особенностях спектаклей различных эпох, даст возможность более конкретно говорить о происхождении лексики сценического танца.

Историко-бытовая хореография не останавливается в своем развитии. Она не может ограничиваться только танцами прошлых веков. Обычные люди хотят иметь свои танцы, увлекательные и красивые, отражающие новые эстетические нормы, доставляющие удовольствие и воспитывающие вкус. Нельзя создавать новые танцы, не познакомившись с вековым опытом, с художественными принципами бытовой хореографии.

Трудно назвать бытовые танцы XVI—XVII веков, которые не появлялись бы на сценических подмостках. Некоторые из них на многие десятилетия удерживались в профессиональном театре. Модный в XVI веке пасспье до 30-х годов XVIII столетия исполнялся артистками балета. Одна из крупнейших французских балерин Франсуаза Прево прославилась исполнением именно пасспье. Ряд танцев, навсегда исчезнув из салонов, обретал новую жизнь в балетном театре: сарабанда, шакон, павана, романеска и др.

Развитие бытовой и сценической хореографии в значительной мере связано с музыкой. При создании балетных партитур композиторы Люлли и Рамо, Иомелли и Глюк нередко использовали ритмы и мелодии бытовых танцев.

В историко-бытовой, как и в классической, хореографии пользуются французской терминологией. Французские термины в танцевальном искусстве утвердились давно. Уже в эпоху Возрождения Франция была страной с очень развитой танцевальной культурой. Она с необыкновенной быстротой опередила Италию, где в свое время были созданы первые ученые трактаты, посвященные танцу, откуда вышли первые знаменитые учителя танцев.

Народные танцы, попадая в аристократическое общество, нередко получали иные названия. По-другому именовались отдельные фигуры, движения, видоизмененные согласно придворному этикету. Иногда танец называли по одному из его движений. Менуэт получил свое название от маленьких шагов (pas menus) грациозной сельской пляски местечка Пуату.

Во второй половине XVII века сценический танец уже оперировал множеством канонических поз и движений, в своей первоначальной форме заимствованных из народного или бытового танца.

В историческом танце balance — не только покачивание из стороны в сторону. В учебнике И. Кускова под balance подразумевается реверанс, который в соединении с pas grave получил название balance menuet; в танце вольта одна из восмитактовых фигур именуется balance. В некоторых бытовых танцах XVIII столетия приходится встречаться с огромным количеством названий, прочно вошедших в азбуку классического танца.

Самое распространенное движение — balance — делается менее выворотно, чем в классическом танце; в арабеске отведенная от корпуса нога полусогнута в колене и только слегка приподнята, прыжки значительно ниже, заноски не глубокие. Большинство этих движений исполняется на низких полупальцах. Подъем вытянут не полностью, движения менее техничны. Этому немало способствует обувь на каблуке и плотной подошве.

Слово «тур» было известно еще во времена променадных маар-шеобравных танцев, где оно обозначало обычный ход по залу. В дальнейшем, по мере развития и усложнения техники, этот термин объединял движения, различные по структуре и динамике. В XIX веке, когда вращение в паре стало обязательным, появились «тур за руки» (tour de mains), «тур на месте» (tour sur place). Они стали типичными для кадрили, французской кадрили, экосеза, бальной мазурки. В то же время применительно к вальсу «тур» обозначает движение пар по кругу.

Народные танцы, давшие жизнь всем формам хореографического искусства, жили в изустной передаче из поколения в поколение. Тенденция освещать исключительно танцы своей эпохи начинается с Антониуса де Арена, который «дает список шестидесяти бассдансов, излюбленных в его время, и сообщает указания, как их разучивать и танцевать» (Лисициан С. Запись движения (кинетография). М., 1840, с. 16.).

Интерес русского общества к танцу, интенсивное развитие отечественного балета на рубеже XVIII—XIX веков, устойчивость педагогической системы в хореографических школах, популярность балов, приемов, вечеров выдвинули многих танцевальных учителей, большинство из которых, как и педагоги более поздней эпохи, запечатлели свой опыт в учебниках, пособиях и самоучителях. Особый интерес представляют труды Л. Петровского, А. Максина, А. Чистякова, Н. Гавликовского, А. Цорна.

Классификация и периодизация бальных танцев очень затруднены. Дело в том, что многие из них, будучи принадлежностью какой-либо одной народности или страны, распространялись по всей Европе и быстро становились модными. Так было с менуэтом, гавотом, полонезом, контрдансом, вальсом, полькой, мазуркой. Правда, в каждой стране их стремились приспособить к местным вкусам и привычкам. Особенности танцевальной культуры, характер и темперамент народа накладывали свой отпечаток на исполнение.

В России, например, церемониальные танцы XVIII века исполнялись более оживленно, чем в других странах, чопорный и степенный гросфатер нередко превращался в танец-игру, в менуэте не соблюдалось строгого чинопочитания, какое имело место во Франции. Даже вальс в различных странах получал разную интерпретацию.

Не раз предпринимались попытки систематизировать историко-бытовой танец. Но подавляющее большинство авторов игнорировали его народное происхождение и национальное своеобразие. Основное внимание уделялось его внешней структуре и ритмическим особенностям. На протяжении всей истории хореографии существуют танцы простого народа и танцы аристократического общества; последние ни в коем случае не могут полностью характеризовать танцевальную культуру страны.

Аристократическое общество воспринимало у народа не только отдельные танцевальные движения, но чаще всего сложившиеся хореографические формы. С ними и знакомились последующие поколения, так как именно эти, а не подлинные народные танцы были зафиксированы в пособиях, схемах, на рисунках и картинах.

Европейские бальные танцы

Название «бальные танцы» происходит от латинского слова, которое обозначает «танцевать». Из большого количества танцев к бальным относят только те, которые имеют два признака:

  • это парные танцы;
  • их исполняют мужчина и женщина.

Бальные танцы исполняются на балах, вечерах, соревнованиях по спортивным танцам в помещениях с паркетным полом и в специальной обуви. Они возникли в ХVIII–начале ХIХ века в Англии и были вначале привилегией дворян, которые и устраивали балы для отдыха и веселого времяпрепровождения. Постепенно, к концу этого столетия, бальные танцы становятся известными и популярными среди широкой массы и стали частью танцевальных вечеров.

В настоящее время исполнение бальных танцев является одним из популярных видов соревнований, в названии которых употребляются определения «спортивные бальные танцы», «танцевальный спорт». Это отнюдь не означает, что бальные танцы в их классическом варианте утратили свою популярность.

БАЛЬНЫЕ ЕВРОПЕЙСКИЕ ТАНЦЫ И ИХ ОСОБЕННОСТИ

В группу европейских бальных танцев входят:

  • медленный вальс
  • венский вальс
  • танго
  • фокстрот
  • квикстеп (быстрый фокстрот).

Особенностями исполнения этих танцев являются требования к костюмам: бальное платье у дамы, фрак черного или темно-синего цвета (возможен смокинг) с галстуком или бабочкой у кавалера.

Важным также в бальном европейском танце является соблюдение точек контакта между партнерами, которые достаточно плотны и остаются такими до конца танца. Все европейские бальные танцы основаны на продвижении по линии танца, то есть по кругу против часовой стрелки.

Вальс был известен еще в ХII веке, утверждение его как танца относят к семидесятым годам ХVIII века, однако подлинный расцвет популярности этого танца начинается в ХIХ столетии сначала в Вене, а затем и во всем мире. Его не случайно называют «королем танцев».

В двадцатых годах ХХ века вальс был усовершенствован. Основное движение – шаг, шаг, приставка – было заменено на – шаг, шаг в сторону, приставка, что дало возможность для создания различных фигур.