Нормативы в бально спортивных танцах

Нормативы в бально спортивных танцах

Чтобы создать более или менее равноценную конкуренцию на танцевальной площадке, в спортивных бальных танцах введена система классов, отображающая уровень подготовки танцоров и система возрастных категорий, распределяющая танцоров по возрастным группам. Для выхода на первое соревнование им присваивается один из самых низших классов (Hobby или Н), который они впоследствии могут сменить на более высокий, заняв на соревнованиях по бальным танцам определенные места и заработав определенные очки. В низших классах разрешено танцевать не все бальные танцы и не все элементы. Высший класс мастерства у любителей — М класс.

Классификация танцоров по уровню подготовки.

Hoль класс, H класс (буква «Н» означает «начинающий» или «ноль-класс»)
H-4 — стартовый класс в бальных танцах. Танцоры исполняют только 4 танца: медленный вальс, квикстеп, ча-ча-ча и джайв. Набор элементов ограничен самыми основными движениями. В H-5 добавляется самба, в H-6 — те же танцы, что и в E классе. В бальных танцах существует термин «Hobby-класс». Он применяется к начинающим взрослым спортсменам, которые желали бы танцевать большее количество танцев и с большим набором движений, чем дети-начинающие. Часто в этом случае организаторы соревнований по бальным танцам вообще не вводят ограничений по костюмам и исполняемым элементам. Такой Hobby класс имеет полуофициальный статус.

E класс
Следующий класс, который тоже может быть стартовым. В нем исполняются медленный вальс, венский вальс и квикстеп в Европейской программе и самба, ча-ча-ча и джайв — в Латиноамериканской.

D класс
Включает в себя восемь бальных танцев. Медленный вальс, танго, венский вальс и квикстеп — Европейская программа. Самба, ча-ча-ча, румба, джайв — Латиноамериканская.

С класс
Включает в себя все десять бальных танцев. Медленный вальс, танго, венский вальс, медленный фокстрот и квикстеп — Европейская программа. Самба, ча-ча-ча, румба, пасодобль и джайв — Латиноамериканская. С этого класса обычно начинается серьезная карьера танцоров.

Более высокие классы
Далее в спортивных бальных танцах идут классы B, A, S и M. До B класса танцевальные пары по правилам региональных федераций танцевального спорта обязательно исполняют 2 программы (Европейскую и Латиноамериканскую), а с класса B соревнования по спортивным бальным танцам проводятся как раздельно по программам, так и по обеим программа сразу (двоеборье).

Классификация танцоров по возрастным группам

Дети 0 — старшему в текущем году исполняется 6 лет и младше
Дети 1 — старшему в текущем году исполняется 7-9 лет
Дети 2 — старшему в текущем году исполняется 10 — 11 лет
Юниоры 1 — старшему в текущем году исполняется 12 — 13 лет
Юниоры 2 — старшему в текущем году исполняется 14 — 15 лет
Молодёжь — старшему в текущем году исполняется 16 — 18 лет
Взрослые — старшему в текущем году исполняется 19 лет и старше
Сеньоры — младшему в текущем году исполняется 35 лет и старше
Второй партнер в паре может быть моложе низшей возрастной границы своей возрастной категории: в Дети 2, Юниоры 1, Юниоры 2, Молодёжь максимум на четыре года, в категории взрослые — максимум на пять лет.

СПОРТИВНЫЕ ТАНЦЫ

+7 (702) 699 63 30

Бальные танцы в студии танцев «Aida-dance» занимают особое положение. Это классика хореографии, которая никогда не выйдет из моды, это стиль, отточенный на тренировках и репетициях и ставший нормой жизни. Бальные танцы вобрали все самое лучшее из мировой танцевальной школы и сформировали представление об идеальном танце. Это элита хореографии – блистательно яркая, уточенная, роскошная и грациозная.

Современные бальные танцы принято ставить в один ряд со спортивными соревнованиями – они требуют специальной физической подготовки, выполнения определенных элементов и соблюдения четкого выполнения своеобразных нормативов – классов подготовки танцоров. Такая регламентированная система дисциплинирует и позволяет проводить турниры, сообразно возраста и уровня танцора.

Все танцы, входящие в категорию спортивных бальных, разделены на два основных направления:

Европейская программа: медленный вальс, квикстеп, венский вальс, танго, медленный фокстрот.

Латиноамериканская программа: самба, ча-ча-ча, джайв, румба и пасодобль.

Зачастую обучение танцам в Астане выбирают родители как внеклассную работу для своих детей, как воспитательное средство и развивающее душу и тело занятие. Но в нашей студии есть взрослые пары, которые пришли в бальные танцы в сознательном возрасте, увлеклись и отдали свое сердце танцевальному искусству.

Танец удивительным образом влияет на человека – он раскрепощает и дарит свободу, способствует выведению негатива, он очищает и учит внутренней дисциплине. Когда пара выходит на танцпол, невольно хочется стать лучше, красивее и добрее. Не зря вальс, король танцев, исполняют молодожены в свой самый важный день. Ощущение танца они должны пронести через всю свою жизнь.

Начать заниматься бальными танцами никогда не поздно. В студию приходят, как малыши 5-6 летнего возраста, так и взрослые состоявшиеся люди. Танец показан всем! В зависимости от уровня подготовки формируются группы, ставятся цели и планы. Кто-то танцует для души, а кто-то желает достичь вершин танцевального мастерства. Если вы еще не с нами, если вы хотите грациозно двигаться и ощутить радость от внутренней пульсации танцевальных ритмов, то скорее звоните – первое занятие в танцевальной студии в Астане всегда бесплатно!

НАШИ ТРЕНЕРА

Президент Федерации Спортивного танца РК.

Основатель и руководитель танцевально-спортивных клубов « Аида» в Караганде и «Aida-dance» в Астане.

Основатель и руководитель танцевально-спортивных клубов « Аида» в Караганде и «Aida-dance» в Астане. Директор танцевального центра «Aida-dance».

Бальными танцами начал заниматься в начале 80-х годов в Караганде.Под руководством Татьяны Викторовны Тихоновой (Дужниковой) во Дворце культуры Нового Майкудука. В свободное от работы и учебы время изучал основы современных и бальных танцев со своей первой партнершей Галиной Яричковской в воскресной школе.Тогда занятия проходили раз в неделю. После полугода занятий мне предложили заняться серьезно бальными танцами.И мы с Галей решили выучить все конкурсные танцы программы «Д» класса.На первом турнире мы проиграли всем ,кто там танцевал.Просто даже не представляя о том,что же это такое –соревноваться на конурсе бальных танцев. И нас это сильно зацепило т.е.проигрыш.С этого момента мы стали углубленно изучать основы танцев, интересоваться ими ,больше проводить время на паркете.

Как оказалось ,в Караганде уже существовала сильная школа бальных танцев под руководством Валерия и Ольги Анцышкиных, с воспитанниками которых нам приходилось соревноваться.

В течении последующих 10 лет мы чаще участвовали на турнирах различного ранга. Становились призерами и победителями турниров в Караганде,ездили по всему Казахстану и по России. Раньше ведь мы жили в Советском Союзе.И выигрывали и проигрывали. Конечно у меня была не одна партнерша. Вообщем была интересная танцевальная жизнь.После окончания которой ,мне Нина Федоровна Руденко (худ.руководитель ансамбля «Ритмы детства») предложила поработать во Дворце детей и юношества с детьми из кружка бального танца.Так я начал преподавать бальные танцы и вроде у меня получилось. Дети стали увереннее выступать на турнирах, показывать хорошие результаты и мне это нравилось.

После четырех лет работы во Дворце детей и юношества я решил создать свой клуб и назвал ее «Аида».Это был один из лучших периодов моей работы в качестве тренера. В клубе занимались успешные и талантливые дети, а еще больше меня поражала неудержимость и стремление родителей ,чтобы их дети добились больших результатов. И они добились. Чуть ли не каждый был чемпионом Казахстана в своей возрастной группе. Выезжая за границу ребята привозили медали. Павел Коренюк и Ольга Тё в 2004 году стали Чемпионами Германии среди ювеналов-2 по латиноамериканской программе. Для Казахстана это был очень хороший результат.

Далее я занимался и общественной работой .Был Президентом Карагандинской областной федерации спортивного танца с 2000 по 2004 год.в 2006 году решил поработать в столице и открыл клуб под названием « Aida– dance», где и до сих пор работаю руководителем и тренером.

Основным направлением деятельности клуба остается спортивный бальный танец,но есть и другие направления современного и социального танца. В настоящее время избран Вице президентом Федерации спортивного танца Республики Казахстан с 2012 года, назначен главным тренером сборной Казахстана по спортивным танцам, Являюсь судьей Международной категории (WDSF).

Положение РТС о классах

УСЛОВИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КЛАССИФИКАЦИОННЫХ ТРЕБОВАНИЙ

1. Присвоение классов и выполнение разрядных требований, проходит по видам спортивных танцев раздельно (стандарт, латина, 10 танцев, секвей).

2. Год исчисляется со дня первого успешного выступления, дающего право на выполнение соответствующих классификационных требований.

3. Показатель стабильности качества результатов (СКР) определяется как среднее арифметическое лучших оценок результатов выступления танцоров на соревнованиях соответствующего ранга. Количество соревнований необходимых для выполнения показателя СКР определяется региональными организациями спортивного танца и должно быть не менее пяти.

4. Оценка результата выступления на одном классификационном соревновании определяется по формуле: р(1 — м/к), где р — ранг соревнований, выраженный в баллах; м — место, занятое танцевальной парой; к — количество участвующих пар. Оценка результата выступления округляется до тысячных.

5. Таблица ранга классификационных соревнований (в баллах):

Классификационные Первенства
не ниже регионального масштаба (проводятся не более 1 раза в год)

Классификационные соревнования
не ниже городского масштаба

Классификационные соревнования
ниже городского масштаба

При проведении соревнований по двум смежным классам (например, «А+ S ») коэффициент соревнований увеличивается от коэффициента низшего класса на 0,25 за каждую пару более высокого класса.

6. Порядок набора классификационных очков: за каждую обойденную пару начисляется одно очко, но не более 20 очков на одном соревновании.

7. До выполнения или подтверждения классификационных требований программу сложности для спортивно-танцевальной пары на танцевальный сезон до «С» класса включительно может определять тренер. После выполнения или подтверждения классификационных требований освоение программ сложности и присвоение классов проходит в строго определенной последовательности.

8. Пятикратное выступление по «N»-классу — начальной программе сложности для спортивно-оздоровительных групп дает право на освоение программы сложности «Е» класса.

9. Танцоры «N»-класса, в течение сезона трижды занявшие 1-3 место или пять раз занявшие в финале 1-6 место на соревнованиях, начинавшихся с предварительного/ных/ тура/ов/, к следующему сезону должны быть переведены в «Е» класс.

10. Взрослые танцоры, пять раз выступившие по «Е» классу — программе сложности для групп начальной подготовки, имеют право на освоение программы сложности « D » класса.

11. Танцевальный класс пары определяется по высшему классу одного из партнеров.

12. Оценка результата выступления на одном рейтинговом соревновании (открытый класс) определяется по формуле: (р + с – 1)(1 — м/к), где р — ранг соревнований, выраженный в баллах; с – количество участвующих стран; м — место, занятое танцевальной парой; к — количество участвующих пар. Оценка результата выступления округляется до тысячных.

13. Таблица ранга рейтинговых соревнований (в баллах).

по дате рождения

Чемпионаты, Первенства Мира, Европы.

Чемпионаты, Первенства Российского танцевального союза.

Открытые рейтинговые соревнования международных организаций.

Чемпионаты, Первенства не ниже регионального масштаба (включённые в календарь РТС).

Открытые традиционные международные соревнования по

Открытые рейтинговые соревнования не ниже регионального масштаба (включённые в календарь РТС).

14. Возрастная группа определяется по старшему в паре.

15. Разрешается допуск младших возрастных групп на одну группу старше.

16. Допуск танцоров на соревнования осуществляется только при наличии классификационной книжки, в обязательном порядке с отметкой об оплате текущего годового членского взноса в какую-либо общественную танцевальную организацию.

ПОДТВЕРЖДЕНИЕ КЛАССА

Для подтверждения класса необходимо в течение года на одном из рейтинговых соревнований получить оценку результата выступления, соответствующую данному классу.

Единая классификация

танцоров любительской лиги

Российского танцевального союза

В основу Единой классификации танцоров Любительского комитета Российского танцевального союза (РТС) положены разрядные требования по спортивным танцам, разработанные доцентом кафедры теории и методики танцевального спорта Российского Государственного Университета физической культуры, спорта и туризма, президентом Московской федерации спортивного танца МГКС ДСО профсоюзов А.В. Машковым. Данные требования были рассмотрены и приняты первой Всероссийской научно-методической конференцией по спортивным танцам Российской Государственной Академии физической культуры. С 1993 года разрядные требования прошли практическую апробацию в МФСТ и имеют положительный результат.

При разработке настоящей классификации использовались: международный опыт ведущих стран мира; варианты классификаций, существовавшие и существующие в нашей стране; а также разрядные требования по аналогичным видам спорта с субъективной оценкой результата Единой Всероссийской спортивной классификации.

КЛАССИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ

ПО БАЛЬНЫМ (СТАНДАРТНЫМ) И ЛАТИНОАМЕРИКАНСКИМ СПОРТИВНЫМ ТАНЦАМ

Приняты Президиумом Российского танцевального союза как контрольные нормативы по технико-тактической подготовке для выполнения разрядных требований по спортивным танцам и присвоения соответствующих классов исполнительского мастерства танцоров.

Присвоение классов проводится Российским танцевальным союзом, а также региональными общественными организациями РТС.

Танцор Международного класса

(присваивается с 16 лет по году рождения)

Занять 1-6 место на Чемпионатах Мира, Европы международных танцевальных организаций, при этом необходимо иметь присвоенный « S » класс исполнительского мастерства.

«S» класс

соответствует выполнению контрольных нормативов по технико-тактической подготовке
Кандидата в мастера спорта

(присваивается с 16 лет по году рождения)

Показать в течение года на серии классификационных соревнований по программе сложности «А» класса и рейтинговых соревнованиях не ниже регионального масштаба стабильность качества результатов 200 баллов.

«А» класс

соответствует выполнению контрольных нормативов по технико-тактической подготовке
1 взрослого разряда

(присваивается с 14 лет по году рождения)

Показать в течение года на серии классификационных соревнований по программе сложности «В» класса и рейтинговых соревнованиях не ниже городского масштаба стабильность качества результатов 120 баллов.

«В» класс

соответствует выполнению контрольных нормативов по технико-тактической подготовке
2 взрослого разряда

(присваивается с 12 лет по году рождения)

Показать в течение года на серии классификационных соревнований любого масштаба по программе сложности «С» класса и рейтинговых соревнованиях не ниже городского масштаба стабильность качества результатов 60 баллов.

«С» класс

соответствует выполнению контрольных нормативов по технико-тактической подготовке
3 взрослого разряда

(присваивается с 11 лет по году рождения)

Показать в течение года на серии классификационных соревнований любого масштаба по программе сложности «D» или «С» класса и (или) рейтинговых соревнованиях не ниже городского масштаба стабильность качества результатов 30 баллов.

«В» класс юношеский

соответствует выполнению контрольных нормативов по технико-тактической подготовке
1 юношеского разряда

(присваивается до 16 лет по году рождения)

Набрать в течение не менее двух сезонов на классификационных соревнованиях не ниже городского масштаба по программе сложности «С» класса и рейтинговых соревнований не ниже городского масштаба 200 классификационных очков.

«С» класс юношеский

соответствует выполнению контрольных нормативов по технико-тактической подготовке
2 юношеского разряда

(присваивается до 16 лет по году рождения)

Набрать в течение не менее двух сезонов на классификационных соревнованиях не ниже городского масштаба по программе сложности «D» класса и (или) рейтинговых соревнованиях не ниже городского масштаба 200 классификационных очков.

«D» класс юношеский

соответствует выполнению контрольных нормативов по технико-тактической подготовке
3 юношеского разряда

(присваивается до 16 лет по году рождения)

Набрать в течение не менее одного сезона на классификационных соревнованиях не ниже городского масштаба по программе сложности «Е» класса и (или) рейтинговых соревнованиях не ниже городского масштаба 100 классификационных очков.

Жаворонкова Ирина Анатольевна. Комплектование пар в спортивных бальных танцах : 13.00.04 Жаворонкова, Ирина Анатольевна Комплектование пар в спортивных бальных танцах (на примере детей 12-15 лет) : диссертация. кандидата педагогических наук : 13.00.04 Белгород, 2006 151 с. РГБ ОД, 61:07-13/1367

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОМПЛЕКТОВАНИЯ ПАР
В СПОРТИВНЫХ БАЛЬНЫХ ТАНЦАХ
9

Подходы к разработке теории танца 9

Сплочённость партнеров как их единство в деятельности 18

Совместимость партнеров в деятельности 21

Характеристика срабатываемости партнеров 25

Проблема комплектования партнеров в возрасте 12-15 лет для занятий спортивными бальными танцами 28

Заключение по главе 42

ГЛАВА 2. ЗАДАЧИ, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ..44

2.1. Задачи исследования 44

2.2 Методы исследования 44

2.3. Организация исследования 53

ГЛАВА 3. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПАРАМЕТРОВ
СПЛОЧЕННОСТИ ПАР В СПОРТИВНЫХ БАЛЬНЫХ ТАНЦАХ
54

3.1. Предварительное изучение традиционной методики комплектования пар
в спортивных бальных танцах 54

Исследование особенностей сплоченности срабатываемых и малосрабатываемых пар в спортивных бальных танцах 57

Исследование взаимосвязи между показателями сплоченности партнеров в спортивных бальных танцах 71

Заключение по главе 75

ГЛАВА 4. ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ КОМПЛЕКТОВАНИЯ
ТАНЦЕВАЛЬНЫХ ПАР ДЕТЕЙ 12-15 ЛЕТ С УЧЕТОМ ИХ
СОВМЕСТИМОСТИ
77

4.1. Теоретическое обоснование методики комплектования пар в
спортивных бальных танцах 77

4.2. Результаты педагогического эксперимента 84

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 104

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 106

Актуальность исследования Гармоничное взаимодействие людей в совместной деятельности в различных видах спорта имеет решающее значение в достижении высоких результатов на соревнованиях Большую роль играют совместные действия партнеров в спортивных бальных танцах

В этом виде спорта систематические занятия дети начинают со старшего дошкольного возраста При достижении 12-15 лет в танцевальных парах часто возникают осложнения во юаимодействиях и взаимоотношениях партнеров В этом возрасте обостряется необходимость обоснованного комплектования танцевальных пар, прежде всего, потому, что подростковый период отличается значительными изменениями в физическом и психическом развитии детей, их переоценкой взаимоотношений с окружающими, новыми интересами и побуждениями В то же время данный возраст для комплектования пар является критическим, поскольку комплектование пар в более позднем возрасте затрудняет в дальнейшем достижение высоких результатов в спортивных бальных танцах Поэтому при работе с детьми данного возраста тренеру следует знать особенности сплоченности занимающихся и особенно тщательно подходить к комплектованию подростков для занятий спортивными бальными танцами

Проблема сплоченности в совместной деятельности людей исследуется зарубежными и отечественными учеными с конца 40-х годов прошлого столетия [L Festinger, 1950, D Cartwnght, I960, М Deutch, 1960, Б Ф Ломов, 1975, Л И Уманский, 1975, А И Лутошкин, 1988] В настоящее время большинство авторов сходятся во мнении о том, что сплоченность людей представляет собой их единство, интеграцию в процессе совместной деятельности по достижению конкретной цели [Н В Бахарева, 1975, Л Т Почебут, В А Чикер, 1997] В то же время сама сплоченность образуется благодаря совместимости и срабатываемости людей в деятельности [К К Платонов, 1975, Г М Андреева, 1980, А В Петровский, 1990] Разрабатываются виды сплоченности, различные позиции рассмотрения сплоченности, ее структура, критерии, влияние важнейших факторов на ее формирование и некоторые другие вопросы, связанные с совместной деятельностью социальных групп [А И Донцов, 1975, А С Чернышев, 1975, Р X Шакуров, 1990, Л Т Почебут, В А Чикер, 1997]

В теории и методике физической культуры исследование проблемы комплектования социальных групп и их сплоченности проводится, главным образом, в области спорта Эти исследования выполняются, прежде всего, в различных спортивных играх

4 — в баскетболе, волейболе, футболе, хоккее, водном поло, теннисе [И Р Андрушишин, 1993, Н В Поздняк, 1997, А Е Брагинский, 2001, Е Ю Девяткина, 2005 и др ] Кроме того, имеются исследования в некоторых циклических видах спорта (например, в плавании, гребле) и видах, где соревновательная деятельность имеет смешанный характер (в акробатике) [Ю Г Утехина, 1993, Е В Ратушина, 1998, М А Савченко, 2002, и др ], изучаются общетеоретические и методические основы сплоченности спортивного коллектива [Ю В Сысоев, 2001] Эти работы затрагивают, помимо исследования вопросов развития сплоченности, различных аспектов игрового взаимопонимания, сыгранности, лидерства, совместимости спортсменов, их индивидуальных психических особенностей, взаимодействия личности и коллектива — проблемы отбора и комплектования спортивных команд Реже встречаются исследования сплоченности спортивных пар Можно выделить исследования по формированию спортивных пар в акробатике [М А Савченко, 2002, Е В Ратушина, 1998], теннисе [ТВ Корнеева,1985] Интерес представляет исследование по фигурному катанию [Р А Синицын, 1991]

В области общей теории танца следует отметить работы В Г Алабина, Т С Ба-баджана, Т В Барышниковой, С И Бекиной, Л В Богомоловой, А Я Вагановой, Т С Лисицкой, Б Б Мануйлова, Л Н Надирова, В Н Нилова, Н Н Серебрянникова, У Сорелла, А С Фомина, Н Шитса и др Впрочем, эти исследования, в основном, осуществлялись вне связи с занятиями спортом и не преследовали цель изучения вопросов комплектования пар в спортивных бальных танцах Однако, исследований, посвященных изучению проблемы комплектования пар в спортивных бальных танцах среди детей 12-15 лет, не проводилось

Таким образом, образовалось противоречие, суть которого заключается в том, что, с одной стороны, существует настоятельная потребность в научном обосновании методики комплектования пар в спортивных бальных танцах среди детей 12-15 лет, с другой стороны, в спортивной практике такая методика отсутствует Актуальность настоящего исследования состоит в том, чтобы решить проблему теоретического и опытно-экспериментального обоснования методики комплектования пар среди подростков для успешных занятий спортивными танцами В соответствии с этим сформулирована тема исследования «Комплектование пар в спортивных бальных танцах (на примере детей 12-15 лет)»

Объект исследования — учебно-тренировочный процесс по спортивным бальным танцам с детьми 12-15 лет

Предмет исследования — методика комплектования пар для занятий спортивными бальными танцами детей 12-15 лет

Рабочая гипотеза: предполагалось, что изучение индивидуально-психологических особенностей танцоров, совместимости и срабатываемости квалифицированных пар в спортивных бальных танцах, позволит выявить критерии их сплоченности и на этой основе даст возможность разработать методику комплектования пар детей 12-15 лет для занятий бальными танцами

Цель исследования — теоретическое и экспериментальное обоснование методики комплектования пар в спортивных бальных танцах детей 12-15 лет

Установить на основе анализа специальной литературы степень разработанности проблемы комплектования танцевальных пар в бальных танцах

Выявить индивидуально-психологические особенности срабатываемых пар в спортивных бальных танцах

Обосновать критерии и методику комплектования пар в спортивных бальных танцах детей 12-15 лет с учетом возрастных, половых, индивидуальных особенностей партнеров, их совместимости и срабатываемости

Экспериментально проверить эффективность разработанной методики комплектования пар для занятий спортивными бальными танцами

Теоретико-методологическую основу исследования составляют теория человеческой деятельности [Л С Выготский, А Н Леонтьев, М С Каган], теория и классификация возрастного развития детей школьного возраста [Л С Выготский, Д Б Эльконин], теория тендера [И С Кон, А В Кирилина], научные разработки в общей, социальной, возрастной психологии и психологии спорта по проблемам сплоченности людей, срабатываемости и совместимости [Н Н Обозов, А В Петровский, Г Д Бабушкин], концепция деятельностного опосредования межличностных отношений в коллективе [А В Петровский], учение о совместной деятельности [А Л Журавлев, А В Петровский, Л И Уманский, А С Чернышев], положения теории и методики спортивной подготовки [Л П Матвеев, Ю Ф Курамшин]

Для решения поставленных задач применялись методы исследования: анализ и обобщение данных специальной литературы, опрос (в виде беседы), педагогическое наблюдение, антропометрия (измерение длины тела), определение уровня

развития физических качеств, психологическое тестирование, экспертная оценка, самооценка, педагогический эксперимент, методы математической статистики

Организация и этапы исследования.

Исследование проводилось в три этапа с 2003 по 2006 гг

На первом этапе исследования производились анализ и обобщение специальной литературы Осуществлялось уточнение темы, направления исследования, формулировка цели, задач, объекта, предмета и рабочей гипотезы исследования Были подобраны методы исследования и подготовлена экспериментальная база Базой исследования являлись танцевально-спортивные клубы (ТСК) «Фортуна» (г Белгород), а также ТСК «Баланс» (г Владимир) Затем проводился опрос в виде беседы с тренерами и танцорами, где выявлялись важнейшие качества танцоров, учитываемые при комплектовании пар, традиционные способы комплектования танцевальных пар в возрасте 12-15 лет и главные трудности, возникающие при комплектовании пар Далее проводился констатирующий эксперимент с декабря 2003 г по октябрь 2004 г В нем участвовало 40 танцевальных пар в возрасте от 10 до 22 лет С помощью экспертной оценки тренеров эти пары были распределены на две группы (срабатываемые, п= 36 и малосрабатываемые — п= 44) по трем критериям уровень конфликтности партнеров, сплоченность, успешность в соревновательной деятельности Целью исследования было изучение спортивных пар при помощи батареи психологических тестов с точки зрения их индивидуально-психологических особенностей (свойства высшей нервной системы, черты характера, экстраверсия-интроверсия), эмоционального состояния (уровень личностной тревожности), межличностных отношений (совместимость, сра-батываемость, наличие лидерских качеств) После чего производилось определение достоверности различий между группами по данным показателям и установление взаимосвязей между отдельными показателями В результате обработки данных выявлены критерии комплектования пар и обоснована методика комплектования

Второй этап исследования бы организован с декабря 2004 г по май 2005 г На этом этапе был окончательно обработан материал предварительного исследования, разработаны критерии и обоснована методика комплектования пар для занятий спортивными бальными танцами В основном эксперименте участвовачо 23 пары в возрасте 12-15 лет Контрольная (12 пар) группа была сформирована по традиционной методике, а экспериментальная (11 пар) — по разработанной методике Целью основного эксперимента была проверка эффективности разработанной методики комплек-

7 тования пар в спортивных бальных танцах среди детей 12-15 лет Содержание занятий в группах не отличались Оно включало разучивание элементов танцевальных программ, элементов хореографии, освоение основного движущего звена в танцах ча-ча-ча, джайв, медленный вальс, быстрый фокстрот — для начинающих, а для танцоров классов Е, Д, С — основные композиционные построения, закрепление и совершенствование освоенных композиций В качестве параметров, используемых для изучения эффективности скомплектованных пар, были взяты показатели срабатываемости партнеров (длительность освоения групповых элементов, стабильность выполнения основного движущего звена техники танцев, организованность выполнения самостоятельной работы — выполнение танцев по заданию, срабатываемость по тесту «Сра-сов») и показатели факторов, влияющих на срабатываемость (психологическая атмосфера в танцевальной паре, сплоченность, желание продолжить занятия с избранным партнером, ситуативная тревожность, динамика настроения)

На третьем этапе (июнь 2005 г — июнь 2006 г) завершен основной педагогический эксперимент, получены и обработаны данные Работа закончена и окончательно оформлена в виде диссертации

Научная новизна заключается в том, что

определены индивидуально-психологические различия между срабатываемыми и малосрабатываемыми парами, занимающимися спортивными бальными танцами, установлены корреляционные связи между отдельными показателями индивидуально-психологических особенностей в срабатываемых танцевальных парах,

выявлены критерии совместимости и срабатываемости танцоров для составления пар в спортивных бальных танцах,

разработана методика комплектования пар в спортивных бальных танцах детей 12-15 лет с учетом совместимости психологических особенностей партнеров

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в работе

исследованы теоретические аспекты разработки проблемы комплектования детей 12-15 лет для занятий спортивными бальными танцами,

получены данные, расширяющие представление об индивидуальных психологических особенностях спортсменов-танцоров, определяющих их совместимость и срабатываемость в процессе взаимодействия партнеров в ходе учебно-тренировочной и соревновательной деятельности,

разработаны критерии совместимости партнеров для занятий бальными танцами,

8 — обоснованы положения методики целенаправленного комплектования пар в спортивных бальных танцах на основе теории психологической сплоченности

Практическая значимость работы состоит в разработке научно обоснованной методики комплектования спортивно-танцевальных пар на основе психологических особенностей партнеров, их совместимости и срабатываемое, а также ее апробации и внедрении в учебно-тренировочный процесс в клубах спортивного бального танца Результаты, представленные в диссертации, могут использоваться в спортивных секциях в общеобразовательных школах, в учреждениях дополнительного образования для детей школьного возраста, а также при изучении курсов «Психология спорта», «Теория и методика физического воспитания и спорта» в высших учебных заведениях и в системе повышения квалификации специалистов по физической культуре

Личный вклад автора в изучаемую проблему заключается в обобщении многолетних экспериментальных исследований, которые проводились лично автором диссертации в качестве тренера-психолога в спортивных танцевальных спортивных клубах городов Белгорода и Владимира В результате этих экспериментов была внедрена методика комплектования пар на основе учета их индивидуально-психологических особенностей и критериев совместимости, которая в значительной мере способствует повышению спортивных показателей танцевальных пар Основные положения, выносимые на защиту

Срабатываемые пары в спортивных бальных танцах существенно отличаются от малосрабатываемых по показателям свойств нервной системы, особенностям характера, уровню личностной тревожности, типичному поведению личности танцоров в ходе взаимодействия с партнером

Критериями совместимости партнеров для занятий спортивными бальными танцами являются длина тела танцоров, уровень проявления гибкости и координационных способностей, свойства нервной системы, уровень личностной тревожности, стремление направлять свое поведение при взаимодействии с партнером в сторону сотрудничества, сочетание партнеров по типу «лидер-ведомый», сочетание экстравертов с интровертами На основе данных критериев возможно осуществление эффективного комплектования пар для занятий спортивными бальными танцами с помощью специально подобранной методики

Экспериментальная методика комплектования спортивных танцевальных пар позволяет повысить уровень совместимости и срабатываемости партнеров, улучшает

9 темпы освоения техники спортивных танцев, способствует росту спортивных результатов на соревнованиях

Структура н объем диссертации Работа состоит из введения, четырех глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и 8 приложений В основном тексте диссертации содержатся 15 таблиц и рисунков Библиография включает 250 источников, в том числе 16 на иностранном языке