Нужна музыка для детских танцев

Флэш моб — как провести, какие флэшмобы бывают, как организовать флешмоб

14 сентября 2013 года в самом сердце Санкт — Петербурга состоялся танцевальный флеш моб. Танец стал частью фильма, подготовленного молодежной общественной организацией «МИР»для космонавтов, которые отправились на орбиту 26 сентября 2013 года. В подготовке танцевального флеш моба активное участие принимает танцевальная студия «Divadance» и ее ученики. Хореографы: Архангельская Мария, Боева Лилия, Черезова Юлия и Хамзина Эльмира. Фотогалерея

Когда перед сотрудниками студии Divadance встала задача организовать и провести флешмоб на 100 человек в центре нашего города, мы стали искать информацию по этому вопросу в интернете. И с удивлением я обнаружила, что статей про флешмоб очень мало. Большая часть из них слово в слово повторяет друг друга и является перепечаткой одних и тех же материалов. И даже этих оригинальных материалов все равно очень мало. В основном они все описывают историю флешмоба, какие флешмобы были первыми, что люди делали на первых флешмобах, в каких годах это было и где они состоялись. Поэтому в данной статье историю флешмобов мы рассматривать не будем, т.к. на эту тему есть достаточно много информации. Но вот что касается тенденций, организации флешмобов и т.п. информации на момент написания статьи, а это — октябрь 2013 года, практически нет. Давайте восполним этот пробел.

Одна из тенденций развития флэш моба как явления: движение в сторону искусства. Первые флешмобы не были танцевальными, это были действия необычные, оригинальные в исполнении толпы. Точнее сами действия были обычными, необычным было то, что люди делали это одновременно, договорившись заранее, и неожиданно для окружающих.

Со временем явление флешмоба стало развиваться, люди стали искать новые пути, новые формы нестандартного самовыражения, и в какой-то момент к этому подключились танцоры. В результате большую популярность приобрел танцевальный флешмоб.

Сейчас флешмоб переживает свою вторую волну популярности благодаря именно танцевальным представлениям, участвовать в которых интересно множеству исполнителей, коими являются и ученики танцевальных студий и вообще люди, любящие танец.

Есть принципиально две основы проведения флешмоба.

Первый вариант — это на улице, второй вариант — в здании. Казалось бы, можно подумать, что речь идет о влиянии климатических условий на танец и костюм, но на самом деле речь о другом. Чтобы провести флешмоб на улице, нужно согласовывать его с властями. А это значит, что если Вы его не согласовываете с властями, то должны либо быстро убежать, либо отсиживаться в полицейском участке. Я думаю, что не многие это любят и поэтому на свой страх и риск флешмоб на улице устраивают только очень маленькие группки исполнителей. Тогда как крупные флешмобы могут быть только согласованы, что является делом непростым. Поэтому большинство флешмобистов идут по второму пути — флэш моб в здании. Договариваются с организацией, которая управляет зданием, имеющим достаточно большой холл, чтобы провести там флешмоб. И, как правило, это — торговые комплексы. Изредка флешмобы еще проводятся в крупных зданиях аэропортов и вокзалов, но в России эти объекты тоже принадлежат к объектам стратегического значения и мероприятия в них должны быть согласованы с органами власти. Поэтому чаще всего танцевальные флешмобы мы видим в торговых комплексах.

Теперь мы разделим флешмобы на малочисленные и масштабные.

Крупный флэш моб — масшабный flashmob

Чтобы описать «большой» флеш моб, мы опишем свою работу над акцией в поддержку космонавтов. В рамках психологической помощи космонавтам был запланирован флешмоб 14.09.2013 года в поддержку старта космического корабля 26.09.2013.

Если флешмоб имеет какой-то смысл (кроме желания потенцевать) и должен послать некоторое сообщение тем, кто его смотрит, то правильно должна быть подобрана музыка. В данном случае, использовался трек, в котором пелось о космонавтах, и в то же время, его темп, ритм и аранжировка позволяли сделать современный танец. Активный, красивый, заводящий самих танцоров.

В организации большого флешмоба важно донести обучающий фрагмент всем участникам с минимальными хлопотами. Если несколько человек организуют флешмоб, то им легко можно несколько раз собраться в зале, им не нужны большие площади. Если это растацованные исполнители, то они могут даже импровизировать, договорившись заранее в каких рамках. Тогда как флешмоб массовый обычно предполагает хорошую синхронность.

Поэтому, чтобы сэкономить время, логично снимать общий фрагмент танца на видео и выкладывать его в интернете. Этим общим фрагментом является некий несложный синхрон, последовательность танцевальных движений, которая должна быть выучена всеми участниками и хорошо и четко исполняться под данную музыку. Современное развитие технологий позволяет легко любому человеку снять достаточно качественное видео (у многих есть мобильные телефоны с фото и видео камерами) и тут же выгрузить это в интернет, в соцсети, например вконтакте. После чего участникам нужна всего лишь одна или две совместные репетиции, в которых будет определено, кто именно и что делает.

Когда во флешмобе участвует много человек, то красиво выглядит, если численность нарастает фактически с нуля до максимума в течение трети или даже половины танца. Если все 100 человек сразу выйдут, то им придется долго делать большие фрагменты синхрона. И это несколько наскучит зрителю. Тогда как, если во флешмобе сначала будет танцевать одни, два, три или четыре человека, а потом к ним будут присоединяться постепенно все больше и больше людей, то интерес зрителя не будет пропадать и флешмоб получится захватывающим. Тем самым мы реализуем тот самый главный закон композиции танца: развитие от малого к большому, от медленного к быстрому, от слабого к интенсивному, от простого к сложному. Это позволяет держать зрительное внимание, доводя его от экспозиции и завязки через развитие действия к кульминации и приводящее к короткой развязке.

В которой может быть, например, эффектная поза, прыжки. Или в конце коллектив может сформировать какую-то фигуру из людей. Возможно, она будет обозреваться только сверху, если существует такая возможность зрителям видеть это сверху. Или же она будет обозреваться только с одной стороны, либо со всех, что зависит от особенностей площадки, для которой делается данный флешмоб. Или же это может быть вытаскивание каких-либо предметов, флажков и прочих элементов. Т.е. в конце предполагается какая-то эффектная поза, или движение, подчеркивающая смысл данной танцевальной акции.

Теперь еще о композиции танца крупного флэш моба.

Даже если только половина танца вся масса человек исполняет синхронны, зрители заскучают. Поэтому есть разные способы разбавлять подобные построения танца. Вот несколько из них.

Общая масса людей делится на несколько танцевальных групп и они по очереди показывают свои композиции. Они должны, естественно, отличатся друг от друга и отличаться от той общей связки, которую исполняет вся масса людей. В то время, как они по очереди показывают свои композиции, остальные могут полукругом стоять и хлопать, могут вставать в какую-то позу, могут исполнять цепочку поз. Также есть интересные способы, когда оставшиеся люди могут формировать различные фигуры своим построением, что конечно усложняет процесс репетиции и в таком случае одной либо двумя репетициями вам будет не обойтись.

Также можно прийти к другому варианту. Не поочередному солированию нескольких коллективов, а одиночным солированиям. В таком случае выделяется несколько самых продвинутых танцоров, которые выходят в середину и показывают какие-то очень сложные элементы либо трюки. Здесь нередким гостем оказывается акробатика и вставки совсем других по стилю танцев. Кто-то прыгает, кто-то делает сальто, парные поддержки или просто очень сложные энергичные элементы. Это может быть один человек, может быть несколько. Возможно, что они будут тоже сменять друг друга, но в таком случае в этом поочередном солировании будет участвовать только ограниченное количество людей, а не все исполнители. Что делают в таком случае все остальные исполнители? Может быть тоже встают полукругом, образуя некий фон или задний план для солистов. Или же разбиваются на, например, четыре группы, распределяясь, как 4 колонны вокруг солирующего центра. Вариантов, как видите, много и это позволяет сделать флешмоб насыщенным, ярким и интересным.

Еще один прием — это варьирование общей связки. Например, сначала она исполняется просто и лицом к зрителю (напоминаю, что общая связка — это тот синхрон, который исполняют все участники флешмоба одновременно), но может исполняться и, разворачиваясь к зрителю в профиль. Либо половина людей разворачивается вправо, а другая влево. А может быть, каждый первый разворачивается вправо, а каждый второй разворачивается влево. Так движение кажется новым, но при этом не приходится учить больше связок. К тому же проскакивание в композиции одних и тех же элементов, но немного измененных, делают ее более однородной, более логически связанной, чем если это мешанина разнообразных движений и связок.

Флэш моб ради видео (flashmob video)

Сейчас часто флешмобы исполняются ради видео, которое потом снимается и выкладывается в интернете. В таком исполнении флешмоба, есть несомненно свои особенности, влияющие на характер его проведения. Получается, что расстановка видео и фотокамер занимает достаточно большое время. Получается, что зрители нередко уже фактически предупреждены о том, что здесь будет флешмоб. Он перестает быть загадкой и неожиданностью для окружающих. Плюс к тому же ради видео его приходится повторять раза три. Получается, что флешмоб принимает несколько нетипичную для себя форму. Некоторые считают, что тогда это уже вообще и не флешмоб, потому что флешмоб должен быть обязательно неожиданным для публики.

Но это как сказать, есть тут один нюанс. Обратимся к названию флешмоба. Что в переводе значит «флэшмоб»? «Вспышка толпы». Ради чего флешмобы придумывались и проводились изначально? Ради того, что люди организуются вместе и делают что-то для совместного самовыражения в присутствии других людей. В таком случае любой флешмоб, даже тот, который снимается для видео и не является неожиданностью, тоже решает эти задачи и достигает той самой цели объединение людей для совместного самовыражения в окружающем нас мире.

Один из самых важных моментов флешмоба — это эмоциональность. Ведь мы только что говорили о том, что флешмоб — это вспышка толпы, это вспышка ваших эмоций, Вашего «я», Вашего единения, ощущения того, что Вы — часть коллектива людей, которым интересно делать вместе что-то необычное. Или вообще даже делать что-то одинаково в какой-то момент. Ведь первые флешмобы могли заключаться в том, что несколько человек в одном и том же месте просто вставали и стояли, принимая какую-то позу. Им было интересно показать себя не такими как все хотя бы на миг. Ощутить, что кто-то другой захочет делать что-то одновременно с тобой и чем-то вместе поразить окружающих людей! Выбиться из этой обычной нашей рутины и тем самым создать себе праздник в душе. Флэш мобы ради съемки видео тоже достигают этих целей. Тогда как в любом флеш мобе верно одно: если вы не будете выплескивать эмоции и будете думать только о технике танца, то получается, что главную цель флеш моба вы не достигните. И пользу себе не принесете. Такую, какая могли бы!

Флэш моб малой группой исполнителей.

Вот что касается маленького флешмоба, то эмоциональность еще важнее, поскольку зритель еще ближе к вам. Следствием малочисленности флешмоба является то, что больше внимания зрителей уделяется каждому участнику. Участник находится ближе к зрителю. Если в крупном флешмобе многие люди стоят во вторых, третьих, четвертых рядах и не контактируют со зрителем, то в маленьком это невозможно. Поэтому в организации малого флешмоба больше внимания должно уделяться игре со зрителями. Грех не заиграть и не взаимодействовать со зрителем, если ты находишься от него на расстоянии вытянутой руки и вас всего несколько человек. Когда наша студия Divadance делала флешмоб в рамках программы для Пятого канала (программы «Утро на 5»), то один из компонентов этого флешмоба было втянуть зрителей в происходящий процесс. Там за основу брались парные танцы. Соответственно исполнитель мог подойти к зрителю и пригласить его потанцевать.

Сюжет в архиве Пятого канала — http://www.5-tv.ru/video/1018570/

Участвовали хореографы: Мария Архангельская, Андрей Лебедев и другие.

Прием известный давно в парных танцах, но и в непарных танцах тоже существует много приемов взаимодействия со зрителем. Каждый исполнитель может достать цветок и подарить его зрителю, может достать флажок или бантик и повязать его либо подарить. Может подойти к зрителям и попросить что-то сделать с теми предметами, которые у него находятся в руках. Или даже просто пройтись мимо окружающих зрителей, прося их активнее поаплодировать или пококетничать с ними. В любом случае, игра со зрителями должна быть в малом флешмобе. Хотя бы в идее агитации аплодисментов, в виде более активного эмоционального обмена. Поэтому и участвуя в малом флешмобе, нужно как можно больше выплескивать ваши эмоции в танце.

Польза флэш мобов и подобных «неконцертных» и неконкурсных выступлений.

Выступления в неожиданных места и перед публикой, которая вас не знает, по моему мнению, вообще одно из самых полезных и важных для танцора выступлений. Намного важнее чем конкурсы, этно-вечеринки или отчетные концерты, потому, что ваша задача завлечь зрителя, который не знает вас с одной стороны, у него нет никакого пиетета к вам, как к своему знакомому, родственнику. Нет никаких ожиданий, связанных с концертом. Это — зритель, который может уйти, если ему не интересно. И поэтому то, что он остался и смотрит на вас, дает вам уверенность в себе, дает вам ощущение, что того, что вы делаете — это что-то действительно нужное и интересное. К тому же тут нет зрителей, которые, как на этно-вечеринках, являются тоже исполнителями и сидят и ждут бедные своей очереди в длинном концерте. Тоже самое касается и конкурсов.

Получается, что зритель в таких местах — это самый «настоящий зритель», если так можно сказать. А кроме флешмобов, в такую категорию попадают еще и выступления на городских и районных уличных праздниках, мероприятиях в холлах торговых комплексов, праздники дня танца и тому подобные мероприятия со свободным входом, где люди пришли не специально. Не потому, что узнали о каком-то танцевальном шоу, а просто были в этот день здесь и они затормозили около Вас, потому, что им понравилось. Им стало интересно посмотреть на Ваш танец. И ощущение этого наполнит вас неожиданным энтузиазмом, сделает это выступление незабываемым, и вы получите от танца что-то, что вы не могли бы получить другим путем!

Видеорепортаж СМИ о флешмобе в поддержку космонавтов Divadance 14 сентября

То же — http://piter-news.net/culture/2013/09/14/18277.html

Состав экипажа космического корабля, для которого делался флешмоб: командир Международной космической станции (МКС) Павел Виноградов; бортинженеры МКС: Александра Мисуркина, Кристофера Кэссиди, Фёдор Юрчихин, Лука Пармитано, Карен Найберг.

Наши ученицы вместе с хореографом Юлией Гордеевой также участвовали в масштабном флешмобе с певицей Нюшей. Их впечатления: позитывный настрой, приятны впечатления, незабываемые воспоминания от участия в чем-то захватывающем и необычном.

Статья опубликована 23 ноября 2013г — Divadance

Флешмоб школы танца Divadance в честь праздника Отечества 21 февраля в ТК Ситимолл и 22 февраля 2015 г. в ТК Европолис

Флешмоб школы танца Divadance в ТК «Гранд Каньон» 18 октября 2015 г.

Нужна музыка для детских танцев

КОНЦЕРТМЕЙСТЕРУ БАЛЕТА:
ПОЛЕЗНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

&nbsp &nbsp На протяжении моей 10-летней работы в качестве концертмейстера детского хореографического коллектива, я пришла к выводу, что качественный подбор музыкального материала и хорошее сопровождение хореографической композиции на музыкальном инструменте далеко не все требования, предъявляемые к концертмейстеру хореографического ансамбля в современное время.

«Ветерок»
&nbsp &nbsp Этюд, способствующий вентиляции легких.
&nbsp &nbsp Упражнение выполнять стоя и сидя. Условия — в полную силу грудной клетки набрать воздух (вдох), задержать дыхание как можно дольше, затем резко, шумно вытолкнуть воздух из легких (выдох) и расслабиться. Затем повторить все снова. Вариант этого этюда: можно предложить детям в конце музыкальной фразы изобразить как «ветерок» постепенно затих и успокоился в конце этюда, т.е. происходит постепенная релаксация у детей до полного расслабления мышц лица.

Упражнения для развития памяти и внимания

&nbsp &nbsp Детям предлагается посмотреть на предмет и затем, отвернувшись, подробно его описать. От раза к разу дети успевают рассмотреть предмет за более короткий отрезок времени, а описывают его более подробно. Таким образом, развивается визуальная память и концентрация на конкретном предмете.

ЛИТЕРАТУРА : 1. Кубанцева Е.И. Концертмейстерство — музыкально-творческая деятельность // Музыка в школе. — 2001. — № 2. — С. 38-40.
2. Бекина С.И., Ломова Т.П. Музыка и движение. М.: Музыка, 1984. – 180 с.
3. Учебно-методическое пособие для преподавателей танцев и ритмики «Ритмика». Пермь, 1997.
4. Ерохина О.В. «Школа танцев для детей». Феникс, 2003.
5. Крючков Н. Искусство аккомпанемента как предмет обучения. – М.: Музыка, 1961.
6. Пуртова Т.В., Беликова А.Н., Кветная О.В. «Учите детей танцевать». М.: Музыка, 1961. – 10 с.
7. Воскресенская Т. Заметки о чтении с листа в классе аккомпанемента // О мастерстве ансамблиста. Сб. науч.. трудов. – Л.: Изд-во ЛОЛГК, 1986. – С. 31-48.

Нужна музыка для детских танцев

КЖ Игорь Кондрашев «Учитель, ученик, родитель, танец» Москва 2012

Стоимость: 260,00 руб.

Книга является учебным пособием для педагогов начальных классов общеобразовательных школ и учреждений дополнительного образования. В ней даются примерные планы учебно-воспитательной работы для учащихся 1,2 и 3 классов, дается описание движений и подробная раскладка танцев, методология их преподавания. Книга снабжена фотографиями и может быть полезна для руководителей школ, кружков, студий и ансамблей бального танца, а так же для организаторов танцевальных турниров, праздников и вечеров отдыха.


Книга одобрена Тренерским Советом и Президиумом Федерации Танцевального спорта Санкт-Петербурга.

Стоимость: 450,00 руб.

График работы офиса:
ПН-СБ 11:00-19:00*
ВС — выходной!

* за возможными изменениями в графике следите на сайте и уточняйте по телефонам:

8 495 785 40 11, 8 926 728 21 00

Если Вы не успеваете приехать до 19:00, позвоните нам, постараемся Вас дождаться!

Выездная торговля!

Стенд компании на турнире!

8 926 728 21 00 — звоните, мы Вас встретим!

За графиком турниров следите на сайте и уточняйте по телефонам:

Обучение детей танцам в детском саду

Органическое единство музыки и движений необходимо и естественно. Движения должны раскрывать содержание музыки, соответствовать характеру, форме, динамике, темпу и ритму музыкального произведения. В то же время движения побуждают к сознательному восприятию музыкального произведения. А музыка становится более понятной и легче усваивается, придавая движениям особую выразительность, четкость, ритмичность. Известно, что как в пении, так и в движении необходимо достичь полного соответствия с музыкой. Яркие примеры взаимосвязи музыки и движений демонстрируют такие виды спорта, как художественная гимнастика, фигурное катание, синхронное плавание.

Значительное место в музыкально-ритмическом воспитании дошкольников отводится танцам. Научить ребенка передавать характер музыкального произведения, его образное содержание через пластику движений под музыку – именно на это направлена работа над танцем. Известно, что дети очень любят танцевать. В танцах они удовлетворяют свою естественную потребность в движении. В выразительных, ритмичных движениях танца раскрываются чувства, мысли, настроение, проявляется характер детей.

Танец — искусство синтетическое. Оно направлено на решение музыкально-ритмического, физического, эстетического и психического развития детей. Движения под музыку приучают их к коллективным действиям, способствуют воспитанию чувства коллективизма, дружбы, товарищества, взаимного уважения.

Движения под музыку укрепляют детский организм. Удовлетворение, полученное ребенком в процессе двигательных действий, побочно сопровождаются значительными физиологическими изменениями в его организме, улучшается дыхание и кровообращение.

Веселая музыка возбуждает нервную систему, вызывает усиленную деятельность высших отделов головного мозга, связанных с ассоциативными, интеллектуальными и волевыми процессами. Деятельность скелетной мускулатуры в дошкольном возрасте имеет важное значение, так как у растущего организма восстановление затраченной энергии характеризуется не только возвращением к исходному уровню, но и его превышением. Поэтому в результате занятиями танцами происходит не трата, а приобретение энергии. Музыкально-ритмические движения способствуют формированию моторики, улучшает осанку. Систематические занятия танцами очень полезны для физического развития детей: улучшается осанка, совершенствуются пропорции тела, укрепляются мышцы. Постепенно дети начинают легче, грациознее двигаться, становятся раскованными. У детей появляются такие качества движений, как легкость, полетность, упругость, ловкость, быстрота и энергичность. Благодаря музыке движения дошкольников становятся более четкими, выразительными и красивыми.

Замечено: если музыка нравится, у ребят возникает желание двигаться, им трудно усидеть на месте, они буквально “выплескивают” свои эмоции. Ритм можно “переживать”. И детям легче передать свое понимание музыки не словом, а посредством движений. А это хорошая предпосылка для творческого процесса. Приобретая знания и навыки в области танцевального искусства, дети начинают понимать, что каждый танец имеет свое содержание, характер, свой образ. Чтобы передать выразительность танцевальных образов, ребенок должен запомнить не только сами движения, но и их последовательность (что само по себе положительно влияет на развитие памяти и внимания), но и мобилизовать воображение, наблюдательность, творческую активность.

Танец приучает детей к нормам культурного общения. В детях воспитывается скромность, доброжелательность, приветливость. Мальчики начинают бережно относиться к своей партнерше. Танец становится одним из средств нравственного воспитания ребенка.

Танцы состоят из простых народных и классических танцевальных движений. Их можно разделить на несколько видов:

танцы и пляски с зафиксированными движениями, построение которых определяется структурой музыкального произведения;

свободные танцы и пляски, в которых наиболее ярко проявляются творческие способности исполнителей;

комбинированные танцы, включающие зафиксированные движения и свободную импровизацию;

народные танцы и пляски, построенные на подлинных элементах народного танца;

характерные танцы, исполняемые различными персонажами;

детские бальные танцы, включающие шаги польки, галопа, вальсообразные движения и другие.

В настоящее время внимание детей и педагогов привлекают современные ритмы музыки, новые танцы. Но иногда приходится сталкиваться с тем, что дети, наблюдая в быту танцы взрослых, подражают самым худшим образцам их исполнения (они кривляются, ломаются, танцуют грубо, немузыкально). Это вызывает большую тревогу, так как именно в дошкольном возрасте закладываются основы художественно-музыкального вкуса.

Существует два пути в работе над созданием детских танцев. Первый путь – это работа над облегченным, доступным для детей вариантов уже существующих бальных танцев для взрослых с использованием той же музыки. В них сохраняются движения танца для взрослых, его рисунок, но сокращается количество фигур, упрощается композиция, исключаются наиболее трудные для детского исполнения элементы.

Другой путь – это создание нового детского танца на понравившуюся детям и подходящую по музыкальной структуре, форме музыку. В такие танцы включаются обязательные для дошкольников программные танцевальные навыки (пружинки, поскоки, шаги галопа, приставной, ритмические хлопки и др.), многие из которых исполняются в новой современной манере. Одновременно вводятся и новые элементы.

При составлении новых танцев для детей дошкольного возраста необходимо руководствоваться целым рядом художественно-педагогических требований. Каждый детский танец должен иметь яркое эмоциональное содержание, своеобразный колорит. Танцы должны быть доступны детям, отвечать их техническим возможностям. В противном случае, обучение превратится в утомительный тренаж и потеряет свою воспитательную ценность.

Детский танец должен быть очень концентрированным, компактным. Не рекомендуется в него включать большое количество разных фигур — это утомляет детей. Надо учитывать психофизическую особенность детей-дошкольников, тщательно лимитировать физическую нагрузку, контроль над которой необходимо осуществлять. А именно:

— следить за осанкой детей на занятиях, характером двигательных заданий;

— определять дозировку физической нагрузки, учитывая пожелания врача;

— обращать внимания на жалобы детей во время занятий танцами;

— в беседах с воспитателями и родителями выяснять все данные о здоровье ребенка, его индивидуальных особенностях.

Танец для детей должен иметь четкий рисунок движений. Необходимо помнить о сохранении точности и законченности танцевальной формы, только в этом случае танец будет удобен для многократного повторения. Необходимы органическая взаимосвязь движений с музыкой, учет не только общего характера музыки, но и основных средств музыкальной выразительности (динамических, темповых, метроритмических, гармонических особенностей, регистровой окраски, формы построения данного произведения). Важно также разнообразие репертуара детского танца (по содержанию, настроению). Интересным для детей моментом может явиться смена партнеров в танце, элемент игры, шутки, необычных атрибутов, костюмов.

Чтобы заинтересовать детей танцем, педагог должен дать общую характеристику танцу, отметить его особенности. Большое значение имеет слушание музыки танца, уяснения ее содержания и особенностей, разбор ее структуры (отдельных частей, музыкальных фраз). Детям можно предложить отметить хлопками акценты, ритмический рисунок, начало новой части, музыкальной фразы и т.д. В процессе разучивания танца педагогу приходится неоднократно возвращаться к содержанию и особенностям прослушанной музыки, помогать детям находить оттенки движения, отражающие характер музыки. Необходимо ввести детей в мир той музыки, под которую они будут танцевать.

Первостепенную роль играет правильный, отчетливый, выразительный показ движений педагогом. Хороший показ вызывает у детей желание поскорей научиться так же красиво танцевать. Педагог должен специально готовиться к этому показу, проделывать отдельные танцевальные элементы перед зеркалом. Важно ясно показать все нюансы танцевальных движений. Показ может сопровождаться словесными пояснениями, указаниями. Это поможет сделать процесс обучения более сознательным и доступным.

Педагог заранее анализирует, какие ошибки могут встретиться у детей при овладении тем или иным движением, находит точные слова для объяснения отдельных деталей, продумывает образные сравнения, четкие краткие указания.

В работе над танцем большое значение имеют подготовительные танцевальные упражнения. Рекомендуется вначале разучить с детьми отдельные танцевальные элементы, которые по мере усвоения могут соединяться в танцевальные фигуры. Дети могут стоять врассыпную или в общем кругу, в этом случае они хорошо видят показ педагога (никто не стоит к нему спиной или боком), а педагог в свою очередь имеет возможность контролировать качество движений. Если дети стоят врассыпную, показ педагога должен быть зеркальным.

Чаще надо использовать и показ детей, хорошо выполняющих то или иное движение. Встречаются случаи, когда в практике исключается всякая предварительная работа над танцем или элементами. Танец разучивается целиком, дети выполняют движения неуверенно, часто ошибаются, получают много замечаний от педагога. Все это снижает интерес к танцу, прочес обучения удлиняется, становится малоэффективным. Без овладения техникой движения невозможно добиться и его выразительности.

Музыкальное сопровождение – дело первостепенной важности. Музыка должна выбираться в соответствии с требованиями хорошего вкуса. Что касается его критериев (в отношении музыкального оформления занятий танцами), они определяются такими понятиями, как ясность, доходчивость, законченность мелодии. Выбирая музыкальное произведение, специалисты должны досконально знать его в целом. Только тогда можно располагать исходным материалом, варьируя его в разных сочетаниях для различных педагогических целей.

Работа под фонограммы музыкальных произведений дает возможность педагогу наблюдать за каждым ребенком, корректировать движения прямо в процессе исполнения, увлекать детей собственным показом. И, конечно, приятно видеть результаты такой работы: четкость, синхронность, ритмичность, выразительность, образность, — все эти качества достигаются с увлечением, и главное — всеми детьми. Яркая, интересная музыка вызывает желание двигаться, танцевать, позволяет раскрыться каждому ребенку, показать, на что он способен. Предполагается определенный уровень развития у детей музыкальных способностей, и в первую очередь музыкально-ритмического чувства, а также хорошие качество их двигательной подготовки. Конечно, необходимо учитывать основные направления обучения в каждой возрастной группе.

Возрастные особенности дошкольников

У детей младшей группы координация движений развита недостаточно. Они ходят переваливаясь, тянут ноги, опускают голову, тяжело бегают и прыгают. Характерной чертой этого возраста является возбуждение нервной системы и недостаточное торможение, поэтому у детей замедленна реакция на музыкальные сигналы. Несмотря на это, у малышей вырабатывается устойчивый интерес к танцам. Укрепляя его, детей приучают слушать музыку и двигаться в соответствии с ней. Музыка к танцам должна быть яркой и выразительной по форме, что помогает исполнять лучше танцевальные движения. Особое внимание в младшей группе следует уделять умению детей различать начало и конец музыкального произведения и в соответствии с этим начинать и заканчивать движения.

Во время разучивания танца следует соблюдать определенную последовательность. Вначале дети слушают музыку, затем – пояснения педагога о ее характере, форме произведения и т.д. Можно показать танец вместе с воспитателем или заранее подготовленным ребенком. Затем воспитатель пляшет вместе с детьми, внимательно наблюдая за ними и помогая им, например, найти правую ножку или ручку, покружиться в нужную сторону и т.п.

Для детей младшей группы надо подбирать танцы, исполнение которых способствуют вырабатыванию следующих танцевальных навыков:

— ритмично ходить и бегать, передавая различный темп, отмечая конец и начало каждой части;

— выполнять движения с атрибутами (куклами, султанчиками и т.д.);

— поочередно притопывать ножками, кружиться порознь и парами, хлопать в ладоши, выставлять ножки поочередно на пятку и др.

Показатели уровня развития детей:

— интерес к танцевальному процессу движения под музыку;

— умение передавать в пластике характер музыки, танцевальный образ.

У детей средней группы в результате обучения, воспитания и приобретения непосредственного опыта, накапливается большой запас конкретных представлений, вырабатывается хорошая осанка. Они ходят спокойнее, ровно, бегают ритмично и довольно легко, умеют делать простые движения с атрибутами, легче и увереннее исполняют танцевальные движения, более осознанно меняют движения в соответствии с характером музыки. Все это создает предпосылки для успешной дальнейшей работы по развитию танцевальных навыков. Танцы для детей отличаются более сложным построением, танцевальные движения более детально отражают изменения характера музыки.

Детей средней группы продолжают учить:

— сознательно начинать и заканчивать движения одновременно с началом и концом музыки;

— изменять характер движений в соответствии трем разным частям музыкального произведения;

— воспитывать наблюдательность, инициативу и самостоятельность;

— развивать музыкальную память, чувство ритма, творческое воображение;

— легко и свободно двигаться парами;

— точно выполнять элементы народных плясок, доступных по координации: поочередное выставление ноги на пятку, “выбрасывание ” ног, полуприседания и др.

Показатели уровня развития детей:

— выразительное и непосредственное исполнение танцевальных движений под музыку;

— умение точно координировать движения с основными средствами музыкальной выразительности;

— способность к запоминанию и самостоятельному исполнению композиций;

— использование разнообразных движений в импровизации под музыку.

Характерной особенностью детей старшей группы является их стремление к большей самостоятельности в танцах, к точности выполнения движений, заинтересованность в исполнении. Поэтому в старшей группе обучение танцам имеет более целенаправленный характер, например, изучение определенного движения, необходимого в танце. Дети этого возраста способны проявить творческую инициативу, внести в танец свое дополнение. Совершенствуется умение отображать эмоционально-выразительный характер музыки, так как дети глубже и сознательнее воспринимают музыкальное произведение, и у них лучше развита координация движений. Музыкальный материал и движения детей усложняются. Так, дошкольники учатся отмечать движениями форму музыкального произведения (двух — и трехчастную, вариационную), а также музыкальные предложения. Продолжается работа по обучению детей воспринимать темповые изменения (замедление, ускорение). Углубляется восприятие детьми регистровых изменений. Особое значение имеет самостоятельная деятельность и творческие проявления детей (дошкольники самостоятельно перестраиваются в большие круги и маленькие кружочки, соблюдая одинаковое расстояние, в колонки и шеренги). Работая над развитием музыкально-ритмических движений, большое внимание следует уделять вырабатыванию у детей умения двигаться свободно, непринужденно, легко и четко. В танцах старшие дошкольники выполняют более сложные танцевальные движения. Нужно добиваться, чтобы дети выполняли движения ритмично, выразительно, красиво, чтобы умели точно останавливаться с окончанием музыки. Детей знакомят с различными перестроениями и движениями:

— двигаться легко, изящно, выразительно, изменяя направление движения;

— двигаться в соответствии с характером разнообразных вариаций;

— четко исполнять ритмический рисунок, различные элементы народного и бального танца;

— отмечать сильные доли такта.

Научив дошкольников глубоко воспринимать музыкальные произведения, можно достичь органического слияния движений с музыкой. Однако следует подчеркнуть, что успешное овладение поставленными задачами возможно лишь в том случае, если с детьми проводится систематическая работа, результатом которой является усвоение материала всеми детьми, а не только самыми способными. А для этого необходимо постоянно проверять детей и в случае необходимости работать с некоторыми из них индивидуально или маленькими группами.

Показатели уровня развития детей:

— выразительное исполнение танцевальных движений под музыку;

— умение самостоятельно передавать в движениях основные средства музыкальной выразительности;

— освоение большого объема разных композиций;

— способность к импровизации с использованием разнообразных движений;

— точность и правильность исполнения движений в танце.

Обучение детей подготовительной к школе группы двигательным навыкам способствует дальнейшему накоплению представлений и впечатлений, их систематизации и обобщению. В этом возрасте закрепляется умение выразительно и непринужденно двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки (бодрая, веселая, подвижная и т.п.). Выполняя задание, дети учатся дифференцировать характер движений – при ходьбе передавать или торжественное настроение праздничного перестроения, или спокойный характер народный пляски и т.п. В этом возрасте дети почти полностью могут управлять своим телом и способны координировать движения. Чтобы заинтересовать их занятием ритмикой, необходимо подбирать более сложные движения и построения, рассчитанные на быструю смену ориентиров. Музыкальные произведения к танцам значительно сложнее по форме и средствам музыкальной выразительности. Дети овладевают танцевальными движениями:

— легкий пружинный бег (с “захлестом”), плавный танцевальный шаг, подскоки (легкие и сильные), переменный шаг, полуприседания с выставлением ноги на пятку, шаг польки, бег с высоким подъемом ног и др.

В процессе обучения дети приобретают большой опыт, расширяют свои знания, усваивают много танцевальных терминов.

Нужно в деталях продумать подачу нового танца. Следует учитывать, что в этом возрасте дети уже свободно выполняют словесные задания. Вполне возможно иная последовательность ознакомления с новым танцем: вначале дети слушают музыку, определяют ее характер, части произведения, а после этого педагог поясняет движения или показывает их. В несложных танцах все движения разучиваются сразу, а в более сложных – постепенно. Когда движения усвоены, педагог направляет внимание детей на точность и выразительность исполнения. В несложных танцах иногда можно ограничиться пояснением или указанием без показа.

Продолжается работа над красотой движений, над четкостью и выразительностью исполнения танцев и плясок. Должное внимание уделяется воспитанию культуры поведения детей. Дети шести-семи лет должны сознательно относиться к своему заданию и как можно лучше выполнять его.

Показатели уровня развития детей:

— выразительность, легкость и точность исполнения танцевальных движений;

— умение самостоятельно исполнять танец, передавая в движениях средства музыкальной выразительности;

— освоение большого объема разных композиций, разных по стилю и характеру;

— освоение сложных видов движений;

— способность к импровизации с использованием разнообразных танцевальных движений.

Все эти задачи педагог реализует в процессе творческого общения с детьми в различных формах работы: на занятиях, в свободное время, при подготовке и проведении праздников и развлечений, в индивидуальной работе с ребенком и т.д.

Методические приемы

Педагог для каждого танца выбирает наиболее эффективный путь объяснения, обучения. Интересные методические приемы вызывают у детей желание танцевать.

Метод показа. Показывая детям движения, педагог дает им возможность увидеть художественное воплощение образа. Иногда, в основном в начале работы, специалист может выполнять вместе с детьми. Это увлекает детей и усиливает желание поскорее овладеть определенными двигательными навыками.

Словесный метод. Разговорная речь является связующим звеном между движениями и музыкой. Словесные объяснения должны быть краткими, точными, образными и конкретными. Так же необходимо обращать внимание на интонацию и на то, с какой силой сказано слово.

Импровизационный метод. При обучении танцам следует постепенно подводить детей к свободному, непринужденному движению, такому, как подсказывает музыка. При использовании этого метода не надо никакого предварительного прослушивания музыки. Дети должны попытаться сами найти нужные движения. Также не рекомендуется подсказывать им вид движения и отмечать успевающих. Но при этом надо внимательно наблюдать за тем, чтобы дети не придумывали движения, которые не связаны с музыкой.

Метод иллюстративной наглядности. Полноценная деятельность не может проходить без рассказа о танцах, их истории и многообразии, без знакомства репродукций, книжными иллюстрациями, фотографиями и видеофильмами.

Игровой метод. Суть игрового метода в том, что педагог подбирает для детей такие игрушки, которые помогают в обучении. Игрушки (атрибуты) украшают танец и оказывают большое влияние на его исполнение. Увлеченные игрушкой, дети перестают фиксировать свое внимание на технических особенностях танца. А игры-превращения помогут научить детей выразительному выполнению движений, разовьют их фантазию и воображение.

Концентрический метод. Этот метод заключается в том, что педагог по мере усвоения детьми определенных движений, танцевальных композиций снова возвращается к пройденному, но уже может предложить усложненный вариант.

Педагогическое мастерство педагога, его умение пользоваться всем арсеналом методов и приемов обучения танцам, чуткое отношение к детям помогут превратить этот процесс в интересное для детей занятие. Современный детский танец в руках вдумчивого, творческого специалиста может явиться прекрасным воспитательным средством, оказывающим облагораживающее влияние на детей.