Областные особенности русского танца училище

Особенности русского народного танца Липецкой области

Липецкая область образована в 1954 году и является самой молодой из областей России. Она образовалась из районов, ранее входивших в Тамбовскую, Орловскую, Курскую, Воронежскую области. Центром стал г. Липецк, ранее входивший в состав Воронежской области.

Липецк был основан Петром I, в месте, где была обнаружена железная руда. Где-то к началу XVIII века Липецк становится известным курортом минеральных вод, куда собирался не только цвет Москвы и Петербурга, но и других городов России. Этот период впоследствии имел особое влияние на развитие и становление культуры вообще и танцев, в частности.

Среди хороводов, бытующих в Липецкой области и как и во многих областях России отличающихся или композиционным построением, или манерой и характером исполнения, или танцевальной лексикой, можно назвать:

Это игровой хоровод, связанный как с аграрным циклом, так и со сватовством. Композиционная структура: две шеренги, расположенные друг против друга, — представлена диалогом двух спорящих сторон.

Это игровой хоровод.

Это хороводная пляска, которая исполняется во время рубки капусты, прополки льна, удобрения полей.

Свадебный игровой хоровод.

Игровой хоровод, в котором участники, взявшись за руки, ходят по кругу, поют и приплясывают.

Это один из вариантов старинного свадебного обряда «Расплетение косы», но с некоторыми изменениями.

Кроме хороводов в Липецкой области большой популярностью пользуются пляски. Самой распространенной является «Матаня», которую можно встретить во многих областях России, но везде она имеет свое так называемое «лицо». Если говорить о «Матани» липецкой в общих чертах, то здесь характерным является следующее. На лугу десятки парней и девушек образуют круг. Начинает играть гармонь, под которую лихо выскакивает в центр круга одна из самых смелых девушек и поёт частушку. Весь круг притопывает, приплясывает в характере той музыки, которую задал гармонист. На частушку первой более бойким голосом отвечает другая, выходя в центр к первой. Все участники снова приплясывают, двигаясь по кругу. Продолжается это соревнование двух девушек до тех пор. Пока они сами не решат, что пора заканчивать. Потом может заказать «Матаню» новая пара – юноша и девушка или вновь две девушки. Она имеет характерные особенности в построении рисунка, манере исполнения, в характере движений рук. Эти отличия более ярко выражаются, когда её танцуют в разных районах, деревнях и сёлах.

Выйти на «Матаню» стало означать выход на «пятачок», то есть поплясать, потолочься на месте. Особенность липецкой «Матани» такова, что она может включать в себя ту же «Барыню» или «Рассыпуху» . Это зависит от желания гармониста.

Ещё одной любимой пляской липчане называют «Барыню». «Барыня» так же, как и «Матаня», имеет несколько вариантов.

Первый вариант – «Барыня бешеная» — плясалась толпой по кругу, где каждый сам по себе.

Второй вариант – «Барыня под драку» — исполнялось подгулявшей ребятнёй.

Третий вариант – «Барыня с выходом» — более степенная. Её плясали парами друг перед другом.

Плясавший вставал прямо и, лихо подбоченясь, выдавал частушку: «Вышла баба за ворота, заплясала «Трепака».

Характерной особенностью данной пляски в Липецкой области является то, что в ней участвуют и мужчины, и женщины. Это весёлый танец с частушками и гармошкой. Основные движения – «дробный» топот, лёгкие переборы.

Исполняется под наигрыш «Сербиянки» и имеет второе название «Шахтерка», возникла на основе «Матани».

Это парная пляска, которую исполняли мужчина и женщина. Ведущую роль в ней выполняет мужчина. Женщина и мужчина то сближаются, то отдаляются друг от друга, не соблюдая ни общих линий, ни порядка, ни направления. Руки партнёра находятся в беспрерывном движении. Ступни ног касались пола и носками, и каблуками. Бывало даже, что мужчина встает на носки обеих ног, при сильно согнутых коленях (более легко можно сделать в лаптях). Отсюда и пляска получила своё название. Приседания чередовались с быстрыми переходами и поворотами. Женщина всё время ходит вокруг мужчины, наклоняя и поднимая корпус: когда корпус наклоняется вправо, то поднимается левая рука, и наоборот.

Это простой вариант, где участники становились в круг или шли по кругу шаркающим шагом, сменяя его различными дробушками. Характерная особенность данной пляски – чёткое чередование (на одну фразу 4, 8 тактов) одного и того же движения с различными другими. В данном варианте шаркающий шаг с различными дробями.

Исполнители становятся в круг. Ведущая движется внутри круга, выбирая себе пару. Тот, кому повезло, с удовольствием пускается в пляс, демонстрируя свои танцевальные навыки и молодецкую удаль.

Игры в сочетании с хороводами получили своё наибольшее распространение среди молодёжи и были ими любимы, а нам полезны с точки зрения более глубокого познания народной культуры Липецкой области или создания сценического хореографического произведения. Среди таких игр можно назвать:

Этой игре присуща специфически грубоватая сатира.

В этой игре особенно ярко выражены сценические игровые приёмы.

«Окол Дона, окол Дона»

В танцевальном фольклоре Липецкой области прослеживаются также черты казацкой пляски. И хотя по сравнению с крепкими традициями Кубани или Дона в селах Липецкой области практически ничего не сохранилось, говорить о влиянии казачества и давнем их присутствии на Липецкой земле можно хотя бы по названиям деревень Казаки, Нижье Казачье, Верхнее Казачье, село Казачье. Элементами казачьего танца, встречающимися в Липецкой области являются: свист, подголоски, сжатые в кулак кисти рук, во время танца проделываются всевозможные виртуозные повороты.

Особое внимание следует обратить на городской танцевальный фольклор, который зарождался под воздействием различных обстоятельств. К концу XVIII века в Липецке началось строительство курортного зала и водолечебницы минеральных вод. Стали возводиться каменные особняки и гостиницы, куда приезжали полечиться, поразвлечься аристократы Москвы, Санкт-Петербурга. В курортном зале устраивались спектакли, концерты, давались балы, где светская публика на европейский манер танцевала полонез, краковяк, мазурку, вальсы.

Примерно в то же время открывают гимназии: мужские и женские, и светские танцы там вводят как обязательный предмет. В дальнейшем это не могло не отразиться в фольклоре. В гимназии учились дети богатых родителей. Возвратившись домой, они вносили свою лепту в бытующий фольклор, видоизменяли его. Некоторые становились учителями в сельских школах и передавали культуру, в том числе и танцевальную, крестьянским детям. Одним словом, к первой половине XX века в деревнях и сёлах Липецкой области вполне конкретно обозначились элементы светских танцев, взятых из краковяка, вальса.

Как в «Матани», в одну из фигур стал включаться вальсовый поворот. Среди танцев, бытовавших в Липецкой области и появившихся на основе так называемого фольклора, можно выделить такие, как:

«Полька с каблучка»

Кроме этих танцев, в Липецкой области встречаются танцы и других областей, прилегающих к ней.

Среди особенностей танцевальной культуры Липецкой области можно выделить: использование свиста, подголосков, хлопков в ладоши с резким раскрыванием рук в стороны, прищёлкивание пальцами и хлопушки у женщин, появившиеся скорее всего в середине XX века. Это, очевидно, связано с тем, что женщины хотели показать, что и они могут делать хлопушки. Есть и другая версия. Все мужчины во время войны уходили на фронт, женщины оставались одни и за мужчин исполняли их партии. В любом случае, хлопушки в женском танце имели место, но это всё-таки больше характерно для мужского, а не для женского танца.

Исполняются все пляски под частушки или с частушками, которые являются, как правило, ведущим жанром в народной культуре Липецкой области.

Географическое положение и соседство со многими областями, из которых сложилась Липецкая область, наложило отпечаток не только на обычаи, обряды, игры, песенно-танцевальный, музыкальный материал, но и на костюм, который всегда являлся составной частью любого торжества и праздника.

В праздничной одежде крестьян нашла выражение языческая символика, отражающая поклонение солнцу, небу, траве, земле. Один из видов праздничной одежды – панева. Паневы могли быть клетчатыми: либо с прошвой, либо разбивались полосками. Паневы чёрного цвета символизируют черноземье, плодородие, клетка паневы как бы повторяет разбивку на земляные наделы. Иногда она делится вдоль полосками, тремя линейками – жёлтого цвета – символ солнца, зелёного – цвет травы, голубого – знак неба. Паневы носили замужние женщины, а в сёлах это являлось частью венчального наряда.

Одевалась панева на рубаху, рукава которой отличались обильно вышитым растительным узором (роза, ветки, виноград) и геометрическим построением (ромбы, волны). Преобладали сочные, яркие цвета – сочетание розового и синего, зелёного и красного на белом фоне. Девушки носили косоклинные сарафаны и белые блузы, украшенные узорами на рукавах и по вороту.

Замужние женщины носили кокошник – головной убор жёсткой конструкции. Под кокошник надевали подзатыльник, он скрывал все волосы и завязывался под кокошником. Девушки же повязывали на голову «золотую» ленточку либо шёлковый платок.

Мужская одежда состояла из рубахи-косоворотки алого цвета в поперечную полоску: низ рукава, подола и ворот были расшиты геометрическим узором. Рубаха перевязывалась поясом, сплетённым из разноцветных ниток. Порты были тёмного цвета в полоску. На ногах в обычные дни носили лапти, а на праздники – сапоги.

Популярен ли народный танец в современном обществе?

На вопрос о предпочтении народного или современного танцев из 104 человек различных возрастных категорий современному танцу отдали 61% опрашиваемых, народному танцу 39%. (Соотношение популярности по возрастным категориям в процентном отношении отражено в диаграмме№1)

Молодое поколение с (9 до 20 лет) выбирает современные стили и направления, степень популярности народного танца мала. Это объяснимо: на подростка оказывает большое влияние массовая молодежная культура. Занятие народно-сценическим танцем не является показателем признания в среде одноклассников.

В процессе взросления меняется и отношение к народному танцу. Здесь уже можно наблюдать предпочтение народного танца современному танцу. При этом причины выбора созвучны от анкеты к анкете: в народном танце присутствует «мелодичность и душевность музыки, плавность и разнообразие движений, яркость, зажигательность, веселье, задор и широта русской души».

Каждого из опрошенных людей в выбранном им танце привлекает костюм, движения, эмоциональность, музыка, ритм.

Из полученных результатов видно, что единственной причиной популярности современного танца является — отражение духа современности, «некая модность». Современный танец имеет место, как на разных телевизионных каналах, так и в повседневной жизни: школьные дискотеки, праздники, вечеринки, молодежные тусовки. Именно современный танец составляет основу репертуара многих коллективов. Сегодня он развивается и как конкурсное направление (батлы). Многие направления современной хореографии используются в фитнесе. Подростков и молодежь не привлекают занятия «старомодными танцами». У них нет желания заниматься тем, что не модно, еще и тратить на это время, силы, выслушивать замечания преподавателя, выполнять какие-то занятия и упражнения. Если современные танцы дают возможность продемонстрировать свои умения на дискотеке, на вечеринке, в клубе перед понравившейся девушкой или юношей, перед друзьями, знакомыми, то народный танец такой возможности не дает. Красивую ровную спину могут оценить только родители. Выступление ребенка на концерте с народным танцем понравится бабушкам и дедушкам. Для подростка намного авторитетнее мнение друзей, сверстников, более старших товарищей, чем родителей и бабушек.

Однако, если задать этот вопрос первому встречному россиянину, знает ли, любит ли он песни и танцы родного края, которые исполнялись по праздникам на Руси, то вероятнее всего ответ на этот вопрос вызовет затруднение.

Вот и я, занимаясь народным танцем уже не первый год, часто задаю себе вопрос: «Почему я выбрала для занятий танцами ансамбль народного танца?» Отвечаю себе – «Русский народный танец — это настоящее искусство, самый распространенный вид танцевального искусства! Когда слышишь народную, заводную музыку, видишь яркие сарафаны, расписные кокошники не вольно хочется пританцовывать!»

Хотелось бы с уверенностью сказать, что народный танец — это самый распространенный вид танцевального искусства на земном шаре. Именно он подтверждает, как никакой другой вид, известную метафору: «Жизнь — это танец».

Русский народный танец является одним из наиболее распространенных видов народного творчества. Русский народный танец постоянно видоизменялся на протяжении всей его истории, и в наше время ведутся многочисленные фольклорные экспедиции по всей России по изучению особенностей русского народного танца.

Каждый танец, исполняемый в разных областях имеет между собой много отличий.

Развитие русского народного танца тесно связано со всей историей русского народа. Тогда почему мы изучаем история России и не изучаем русский народный танец, в котором отражена жизнь и быт нашего народа. Ведь в результате изучения русского народного танца воспитывается и эстетический вкус, развивается культура и манера общения, а также происходит знакомство с лучшими произведениями хореографии. В нашей работе описаны лишь малая часть из всех существующих в народе и хореографии элементов русского народного танца.

Тем не менее, анализируя ответы на вопрос, как часто в повседневной жизни Вы встречаетесь с народным танцем?

Ответ однозначен: увидеть народные танцы можно теперь, разве что, в дни национальных праздников или на концертах художественной самодеятельности, на свадьбах, на корпоративных праздниках в качестве отдельных номеров. Попутным становится использование народных мотивов дизайнерами при создании своих коллекций одежды (яркий пример – одежда для олимпийской сборной России).
Однако говорить о 100-процентной популярности народного танца в современном обществе не приходится.

Исследовав особенности липецкой танцевальной традиции, мы можем сделать следующие выводы:

1.Уральские пляски в основном избовые.

2.Основными формами уральских танцев является кадриль

3.Манера и характер девушки в танце: поступь гордая и уверенная, скромность жестов, движения девушки упругие, пластичные, спокойные.

4.У юноши в танце движения рук широкие, уверенные,

покачивающиеся, голова гордо поднята.

5.Сжатые в кулачки ладони являются характерными для уральского танца.

6.Для парного танца характерны такие положения рук, как «свечка» и «замок».

Методические рекомендации «Русский народный танец. Региональные особенности»

Русский народный танец является одним из самых распространенных и древних видов народного творчества. Он возник на основе трудовой деятельности человека. Чтобы полностью и подробно описать русский народный танец во всех областях России потребовалось бы очень много времени. В своей методической рекомендации мне хотелось бы рассмотреть региональные особенности на примере Архангельской, Воронежской, Иркутской областей и Кубанского края, т.к все эти области и края находятся в совершенно разных широтах нашей огромной страны. На этих примерах можно более широко и четко просмотреть отличия и манеру хореографического исполнения, основные отличия в костюме между областями. Своеобразные мелодии, попевки, манера поведения, говор, красочные костюмы и жизненный уклад, присущие той или иной области или местности, оказывали несомненное влияние на возникновение местных традиций, особенностей, рождали свою манеру исполнения, свои самобытные неповторимые танцы. Проблема состоит в том, что не разработана единая методика преподавания областных особенностей русского народного танца, нет программ по изучению дисциплины, нет целостного исследования механизмов хореографического творчества. Отсутствуют средства продуктивного — художественного моделирования.

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 41»

с. Колмогорово Яшкинский район

РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ.
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Глава 1. Выразительные средства русского народного танца.

1.1 Русский народный танец. Основные региональные особенности, отличия, манера исполнения………………………………………..……………………………4

1.2. Костюм в русском народном танце…………………………………….…………12

Глава 2. Сравнительный анализ танцевальной культуры регионов России.

2.1.Самобытность хореографического текста………………………………………. 15

  1. Формы и содержание регионального номера……………………………..……….19

Русский народный танец является одним из самых распространенных и древних видов народного творчества. Он возник на основе трудовой деятельности человека. Чтобы полностью и подробно описать русский народный танец во всех областях России потребовалось бы очень много времени. В своей методической рекомендации мне хотелось бы рассмотреть региональные особенности на примере Архангельской, Воронежской, Иркутской областей и Кубанского края, т.к все эти области и края находятся в совершенно разных широтах нашей огромной страны. На этих примерах можно более широко и четко просмотреть отличия и манеру хореографического исполнения, основные отличия в костюме между областями. Своеобразные мелодии, попевки, манера поведения, говор, красочные костюмы и жизненный уклад, присущие той или иной области или местности, оказывали несомненное влияние на возникновение местных традиций, особенностей, рождали свою манеру исполнения, свои самобытные неповторимые танцы. Проблема состоит в том, что не разработана единая методика преподавания областных особенностей русского народного танца, нет программ по изучению дисциплины, нет целостного исследования механизмов хореографического творчества. Отсутствуют средства продуктивного — художественного моделирования.

Цель моей методической разработки: определить областные и региональные особенности исполнения русского танцевального творчества народа России.

Задача: изучение и сохранение движенческой культуры русского народного танца, фольклора, традиций, быта, обычаев и обрядов.

Методическая рекомендация рассчитана для самостоятельного ознакомления и изучения учащихся школы искусств, поможет более подробно ознакомиться с русской танцевальной культурой, фольклором, бытом, а так же способствует общеэстетическому развитию учащихся.

Глава 1. Выразительные средства русского народного танца.

1.1. Русский народный танец. Основные региональные особенности, отличия, манера исполнения.

В Российской Федерации проживает множество народов, большая часть из них — это русские. Каждый край, регион, область имеет свою культуру. Каждый район, село, деревня толкуют обряд, игру, пляску и даже отдельные «коленца» по-своему в соответствии с местными фольклорными традициями. В настоящее время русское население проживает во всех экономических регионах, на которые делится Россия. Таких регионов — одиннадцать.

СЕВЕРО — ЗАПАДНЫЙ регион, куда входят Архангельская, Вологодская, Мурманская, Новгородская, Ленинградская, Псковская области, Карельская и Коми республика. ЦЕНТРАЛЬНЫЙ регион, в который входят Ивановская, Тверская, Калужская, Костромская, Московская, Орловская, Смоленская, Тульская, Ярославская, Владимировская, Рязанская области.

ВОЛГО — ВЯТСКИЙ регион включает в свой состав Нижегородскую, Кировскую области, Марийскую, Мордовскую, Чувашскую республики.

ЦЕНТРАЛЬНО — ЧЕРНОЗЕМНЫЙ регион, включающий в себя Белгородскую, Воронежскую, Курскую, Липецкую, Тамбовскую области.

ПОВОЛЖЬЕ с Астраханской, Волгоградской, Самарской, Пензенской, Саратовской, Ульяновской областями, Республиками Башкирия, Татария, Калмыкия.

СЕВЕРО — КАВКАЗКИЙ регион с Краснодарскими и Ставропольскими краями, Ростовской областью, республиками Адыгея, Дагестан, Кабардино — Балкария, Карачаево — Черкесия, Северная Осетия, Чечня, Ингушетия.

УРАЛЬСКИЙ регион с Курганской, Оренбургской, Свердловской, Челябинской, Пермской областями.

ЗАПАДНО — СИБИРСКИЙ регион, куда входят Алтайский край, Алтайская республика, Кемеровская, Новосибирская, Омская, Томская, Тюменская области.

ВОСТОЧНО — СИБИРСКИЙ регион, включающий в себя Красноярский край, Хакасскую республику, Таймырский и Эвенкийский автономные округа, Иркутскую и Читинскую области, Бурятскую и Тувинскую республики.

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ регион, куда входят Приморский и Хабаровский края, Амурская, Камчатская, Магаданская, Сахалинская области, Чукотский автономный округ, Якутия.

КАЛИНИГР АДСКАЯ область имеет статус свободной экономической зоны.

Каждый регион и входящие в него области отличается друг от друга географическим расположением, а отсюда, следовательно климатом, экономикой, бытом, культурой, составной частью которого является народно — художественное творчество. В музыке выразительное средство — сочетание звуков и ритмов, в поэзии -слова, в живописи — сочетание красок, света и тени, пластика же человеческого тела — выразительное средство. Эмоциональное воздействие танца на человека очень велико. Не является исключением и русский народный танец. Как и каждый народ, русский является страстным хранителем своего искусства, своих обычай, обрядов, песен и частушек, игр и танцев.

Танец — душа народа, и рождается он в человеческом теле; через движения этого тела мы можем его понять, почувствовать и искренне полюбить.

Русские народные танцы очень разнообразны. В них нашли свое отражение глубоко укоренившиеся в народе традиции, тяготение народа к раскрытию переживаний личного и общественного характера. Танцы, связанные с жизнью народа, отображают его мысли и чувства по средствам композиции и находятся в непрерывном изменении и развитии.

Русский народный танец в каждом регионе отличается только ему свойственной лексикой, приемами, манерой и стилем исполнения сложившихся ярких и замысловатых коленец, выразительных положений и переплетений рук в сочетании с четким ритмом, оригинальным рисунком, источником появления которого может служить все, что нас окружает: природа, труд, быт, народное художественное творчество.

Основными выразительными средствами русского народного танца является лексика и рисунок, а также танец отличается сочетание талантливой импровизацией с народной традицией, богатством хороводов (орнаментальные, игровые), кадрилей (линейные — двухрядные, квадратные — угловые), импровизированных плясок (мужская, женская, парная, парно -массовая), движений и коленец, получивших свои названия от рисунка или построения “воротца», «круговушка», «звездочка», «цепочка»; быт и трудовой процесс дали такие названия «веретено», «косари», «сапожники», движениям — «веревочка», «гармошка», «моталочка» и т.д. Наблюдения за жизнью животных и птиц нашли свое отражение в фигурах и танцах: «Змейка», «Селезень», «Гусачок», «Журавель», «Лебедушка»; и т.д. Среди танцев встречаются и такие, в которых фантазия народа обращается к природе или ее явлениям: «Солнышко», «Репей», «Капуста», «Метелица», «Мак». Художественные приемы танцев навеяны процессом ткачества, вышивки: «основа», «челнок», «петелька», «сновуха», «узелок». Отражение семейно-бытового уклада, связанного с отношениями между мужчиной и женщиной, их имена послужили основой для названия танцев: «Негодяй», «Дрема», «Спиря», «Тимоня», «Норушка — Параня». Свадебный обряд отличается богатством танцев. Здесь встречается «Танец жениха», «Таней невесты», характера их исполнения: «Суматоха», «Шалынья» и т.д.

За многолетнюю историю таких танцев создано множество, сосчитать их невозможно, но зато они образуют широкое поле деятельности для создания на основе изучения и обработки этнографического материала сценического танца.

Русский народный танец — явление синкретическое, он огранически связан с пением и игрой, музыкой и костюмом, лексикой и рисунком.

В общерусском танцевальном фольклоре сложились и получили повсеместное распространение определенныетрадиционные формы танцев: хороводные, кадрильные, плясовые, сюжетно-тематические. Но в каждой зоне, в каждом конкретном регионе они имеют свои разновидности. Так, например, север с его суровой природой. Одеваются северяне тепло, оттого пляски здесь степенные, спокойные. Для северных областей характерно подчеркнутое чувство собственного достоинства в манере исполнения плясок и хороводов. Движения у танцующих как бы стелющиеся по полу, «прилегающие», без отрыва подошв. Голова поворачивается и наклоняется вместе с корпусом. Медленные хороводы называются «ходечи» или «ходюги».

В регионах среднерусской зоны имели широкое распространение уникальные хороводы «с рассуждением», т.е. применением особых жестов, исполняемых в строго определенной последовательности.

Пластический стиль Белгородской области сформировался под воздействием характерных для всех южнорусских стилей, условий труда, природных особенностей, обычаев, обрядов; под влиянием других национальных культур. Одним из таких факторов является народный костюм. У женщин этого региона головной убор — «сороку» — носят только с выпрямленной осанкой. На грудь надевается — «грибатка», вышитая бисером на тесьме; на шею мелкие бусы. На поясе особым образом собирается «понева». Надевающая такой костюм женщина должна особым образом держаться, иметь определенный эмоциональный настрой, который в свою очередь, влияет на пластику и манеру исполнения. По манере исполнения русские танцы многообразны. Отношения северян в танце — как в быту, «полуофициальные», девушки на ухаживания парней почти не реагируют, лишь мимолетные взгляды из- под опущенных ресниц выдают их интерес к партнеру.

А средневолжские «молодцы» и «девицы» танцуют манерно, показывая значения «тонкого городского обхождения». Очень любопытна походка основных шагов в отдельных ярославских, костромских, рязанских местных танцев. С годами мода прошла, а где-то в глухих местностях осталось. «Прихрамывание» стало традиционным. И до сих пор отдельные ярославцы, костромичи, рязанцы пляшут под «Козули» с прихрамыванием.

Русский танцевальный фольклор богат различными местными стилями. Для каждой местности присущ свой традиционный набор средств выразительности, сообщающий местный колорит фольклорному танцу. Взять хотя ба для примера кадрильные формы танца. Композиции северных ланце и кадрилей кажутся однообразными, перенасыщенными «длиннотами». Кадрили средних областей России, например Московские, Тверские имеют различные плясовые приемы. Исполнители в них сохраняя традиционный рисунок, создают свои оригинальные композиции, показывают оригинальное мастерство. Четкие дроби девушек и лихи присядки, «коленца» парней являются украшением. Для таких последних фигурах. Ивановские, Шуйские кадрили пластичны, грациозны. В них проявляются качества, свойственныепотомственным ткачам, имеющие дело с тончайшими нитями, изысканными узорами. В самарских кадрилях наблюдаются элементы соревнования танцующих пар и отдельных исполнителей, например «Похвистневская кадриль».

Старинные уральские и сибирские кадрили славятся элегантностью композиций, своеобразными соединениями рук в паре, особой пластикой.

В Сибири на протяжении многих десятилетий создавалась своеобразная и интересная по манере исполнения, стилю и характеру песенная и танцевальная культура, основанная на трансформации старинных русских хороводов и плясок, забав и игр, завезенных в Сибирь переселенцами из разных областей Европейской части России. В праздничные гуляния и игрища вливался поток мудреных кадрилей, виртуозных плясок, лихих переплясов, что говорит о многообразии танцев, привезенных переселенцами. Но богатая танцевальная культура переселенцев в новых природных условиях, бытовых условиях перетерпела значительные изменения. К примеру, тяжелая валенная обувь, теплая одежда вызвали появления своеобразного шага с каблука, тяжеловатой походки, разнообразных мелких дробей. Прыжки, практически, отсутствовали, присядка встречалась редко и то с хлопушкой.

Суровый климат Сибири оказал большое влияние не только на манеру исполнения, но и на композиционную структуру танцев. Долгая зима, короткое лето с огромным количеством мошкары мало способствовали проведению досуга на открытой местности. Поэтому возникли «маленькие» сибирские хороводы, которые можно было водить в избе. Еще одной причиной было малое количество дворов в сибирских деревнях. Отсюда широкое распространение получили такие виды плясок, как одиночная, парная, перепляс, групповые пляски («Пятера», «Шестера», «Четверка») с наибольшим количеством участников. В более позднее время появились кадрили и польки.

Для всего сибирского региона характерны переплясы типа падебаск, тройной шаг, «гармошка», «ковырялочка», припадание, мелкие дроби, движения импровизационного характера.

Наиболее характерные для сибирского танца фигуры: хождение по кругу, «змейка», «крест», «ручеек», «прочес», «стенка на стенку», а так же вращения парами. Интересны движения рук в парно-массовых танцах, особенно в момент вращения. Все движения в плясках исполняются с чуть присогнутыми коленями. Обычно танец заканчивается притопом правой или левой ноги с обязательным поклоном.

1.2. Костюм в русском народном танце.

Костюм и народный танец находятся в постоянной зависимости друг от друга и сопровождают человека в течении всей его жизни.

КОСТЮМ — Это не только чисто внешняя форма танца. Он органически связан с содержанием танца, является его «визитной карточкой».

Русская народная одежда, и в особенности женская, многообразна, отличается высоким, художественным вкусом и сохранилась в основных чертах крестьянской среде до начала XX века. Она делится на 2 комплекса: северный — сарафанный и южный — поневный, а каждый комплекс — на девичью и женскую, одежду зажиточных крестьян и бедноты. Этот деление основано на том, что в среде северных великороссов и девушки, и женщины носили сарафан, на юге же сарафан был преимущественно девичей одеждой, а замужние женщины носили поневы. Внутри этих двух основных групп одежда имела свои особенности покроя, цвета, узора не только в каждой губернии, но и в отдельных уездах, селах. Севернорусский женский костюм состоит из рубахи и сарафана. Рубаха могла быть как с вышивкой красным, так и гладкой белой из батиста или кисее. Покрой женской рубахи одинаков для всех великороссов и шьется из прямых полотнищ холста с не выкроенными проймами. На плечах вставляются прямоугольные куски ткани — полики, а под мышками, для свободного движения руки, — квадратные ластовицы. Полики и ластовицы часто делают из кумача. Квадратное отверстие, образуемое верхними кройкамипереднего и заднего полотнищ рубахи и боковыми кромками поликов, собираются у шеи в густые сборки и обшиваются узкой полоской ткани.

Сарафаны имели несколько типов. Глухой косоклинный сарафан, косоклинный распашной сарафан со швом спереди, прямой сарафан.

Девичий головной убор отличался от женского тем, что вверх головы оставался открытым. Он повсеместно имел вид тканевой полоски или ленты, повязанной вокруг головы. Волосы заплетались в одну косу, и украшали ее лентами и нарядными косниками. Севернорусскому женскому костюму были свойственны вышитые украшения, колорит которых отличался сдержанностью, сочетанием белого и красного цветов с добавлением синих, зеленых, желтых вкрапин.

Южнорусская женская одежда состояла из длиной холщевой рубахи с косыми или прямыми поликами, подпоясанной тканевым поясом, и паневы из клетчатой шерстяной ткани, обычно изготавливавшейся самими крестьянами. Женщины носили сложный головной убор, который назывался кичка (сорока), состоявший из нескольких частей и нередко имевший форму рогов. Западнорусская женская одежда включает в свой состав особого вида паневу или полосатую юбку (апдарак). По покрою, по преобладающей расцветке (более светлой), характеру орнамента эта одежда сближается с одеждой украинцев и особенно белорусов. В качестве основного головного убора был полотенчатый головной убор. Русский мужской костюм по сравнению с женским более устойчив и однотипен в старых и новых разновидностях, и имеет очень незначительные различия по регионам.

Мужской костюм состоял из рубахи, штанов (порты), головного убора и обуви. Часто дополнялся пиджаками или жилетками. Мужскую рубаху можно разделить на четыре типа: туникообразную; с прямыми поликами; с узкими нашивками на плечах; на кокетке.

Верхней одеждой у россиян были разнообразные свиты, шубы, полушубки, кафтаны (зипуны, балахоны, сермяки), имеющие множество вариантов. Шили ее из грубого домотканого сукна, но с распространением промтоваров — так же и из фабричных тканей, несколько меняя крой и отделку.

На голове носили шапки разных фасонов (треухи, малахаи, кубанки, папахи). В конце XIX века распространились матерчатые картузы с козырьком.

Наиболее распространенной обувью русских мужчин были лапти. Лапти были основной обувью бедняков, а так же служили рабочей обувью. В южнорусских районах их надевали во время праздников.

По технике плетения лапти делятся на косого, прямого и смешанного плетения.

Праздничной обувью крестьян были сапоги. У женщин -ботинки и туфли.

Глава 2. Сравнительный анализ танцевальной культуры регионов России.

2.1. Самобытность хореографического текста.

Одной из главных особенностей русского народного танца является то, что Россия очень большая страна, в которой климатические условия, географическое положение, трудовая деятельность сыграло очень важную роль в народном творчестве, культуре, танцевальном искусстве.

Танцевальное искусство в каждом регионе отличается свойственной только для этого региона манерой исполнения, лексикой, приемами, стилем исполнения, выразительностью положений рук, оригинальным рисунком.

Для определения самобытности хореографического текста предлагаю рассмотреть три области: Архангельскую, Воронежскую, Иркутскую и Кубанский край. Все эти субъекты находятся в разных краях большой страны, где климатические условия и трудовая деятельность сильно отличаются друг от друга. Архангельская область одна из самых северных областей России, с суровой природой, холодным прохладным летом, что заставляет жителей населяющих Архангельскую область, заниматься оленеводством, охотой, рыболовством, одеваться в теплую одежду. Все это накладывает отпечаток на танцевальное искусство, которое имеет общие черты с танцевальным искусством многих областей России, но отличается манерой исполнения движений, положением рук в танцах, бытующих в данной области.

С давних пор здесь распространенны хороводы. Манера исполнения очень спокойная, степенная. Пляски здесь так же очень спокойные. Характерны лаконичные движения, сдержанность, подкоторой скрывается темперамент. Танцующие переступают с ноги на ногу, не отрывая подошв от пола, как бы скользят, головы иногда слегка наклоняют. Пляску украшают размеренные движения рук. Плавность и строгость движений, медленный поворот головы вместе с корпусом характерны для девичих плясок. При исполнении дробей корпус остается неподвижным.

Пляски юношей отличаются большой подвижностью, свободой и энергичностью. Они много дробят, иногда в свой танец включают небольшие прыжки и подскоки. Реже встречаются присядки и хлопушки.

Заселение Кубанского края в силу исторических событий крестьянами Центральной России, жителями южнорусских народов, северных губерний, черноморскими, донскими и запорожскими казаками, военное воспитание и служба их вблизи от городских племен не могли не повлиять на хозяйственно — бытовой и жизненный уклад, обычаи, обряды, искусство и культуру, появление самобытных военных игр, танцевально искусства, которое отличается от искусства других областей России синтезом разносторонних танцевальных движений, характером и манерой исполнения, композицией и тематикой, вобрав в себя пластические мотивы украинцев, русских, горцев, привносят в них боевой дух и элементы гимнастики.

В танцах Кубанского края внутренняя сдержанность, мужественность, широта, лихость и ловкость мужчин сочетаются с удалью, веселостью, пластичностью и грациозностью женщин, непринужденная манера держаться сочетается с уверенностью. Здесь лихие скачки, рубки на клинках, высокие прыжки и движения на полу мужчин перебиваются замысловатой дробью, степенностью, необычайной легкостью поступи и движениями рук у женщин. Стойкость, смелость и мужество казаков сочетаются с задушевной грустью проводов или ожидание казачкой любимого из похода, в танцах — ее не легкая жизнь, связанная с воспитанием детей, выполнением работы по хозяйству, радостью встречи любимого из долгого похода.

Танцы Кубани имеют свои особенности в положении рук, в танцевальных движениях.

Воронежская область — одна из старейших областей на Руси. Ее территория являлась окраиной Рязанского княжества, но с XI века стало быстро заселяться русскими, в том числе и рязанцами. В XVI — XVII веках началось систематическое заселение края со строительства оборонительной черты на южных границах. На воронежском тучном черноземе, со степями, большими дубовыми лесами, небольшими речушками селились черкесы, выходцы с Украины служивые люди, потомки которых позднее были причислены к однодворцам. У них было много общего, но отличие зависело от того из каких мест они переселились. Каждый, кто осваивал новые земли, нес с собой культуру тех мест от куда переселялся. Переселенцы осваивали охотоводство, звероловство, народные промыслы, заимствовали друг у друга обычаи и обряды, одежду, быт и культуру. Не могли не скрашивать тяжелую жизнь праздниками, которые здесь справлялись, как и на всей Руси, по временам года, но имели свои отличительные черты. Праздники носили массовых характер и участвовали в них мужчины и женщины, парни и девушки, стараясь подражать взрослым, толпились дети.

На манеру танцев, исполняемых в Воронежской области, наряду с переселенцами из различных регионов особое влияние оказывают соседние области.

Здесь для танцев характерно свободное движение рук то вправо, то влево, при этом руки согнуты в локтях на уровне груди. Женщины прищелкивают пальцами, мужчины, исполнив хлопки в ладоши, резко с акцентом раскрывают руки в стороны. В плясках мужчины и женщины весело, в такт музыке подкрикивают «э — эх — эх», «о — оо — ох», коротко — «эх — ой — ой». Иногда пляски сопровождаются игрой на губах: «Люп, люп, люп, ды, ды».

Танцевальная культура Сибири складывалась на основе общерусской народной хореографии, т.к. население Сибири составляют переселенцы из Европейской части России. Сюда ссылались на каторгу, сюда уходили на промыслы и, следовательно, приносили с собой свою культуру, обычаи, обряды, традиции. Под воздействием климатических условий (морозная зима, жаркое лето), изменение быта, уклада жизни создалась своя неповторимая танцевальная культура, которая имеет только ей присущие особенности. Наиболее характерными для Сибири были хороводные пляски. Отличительной чертой хороводов являлась широта и мягкость движения рук, их положения в паре, когда исполнители стоят вполоборота лицом друг к другу с откинутымикорпусами. Танцующие высоко поднимают колени (особенно мужчины), как бы вытаскивают ногу из снега. Особая походка с носка на каблук или, наоборот, с каблука на всю стопу, но более «тяжелая». В исполнении хороводов движений не так много, но они оригинальны и подчеркивают особенность бытовых условий. Прыжки отсутствуют, присядки и положение «воротца» встречаются редко. Развитию широких движений и рисунков, требующих пространство, не способствовала теснота помещений. Зато очень развиты «дроби». Развитию дробных движений ни чего не мешало, и даже появились сольные пляски «дробки», «дробушки». Дроби составляли и основу парных переплясов, которые называются «немушки».

Типичным в Сибирских танцах являются кружение с чужими партнерами и возврат к своим. Закинуты кверху головы, особенно у мужчин. Сопровождаются танцы обычно прекрасными старинными песнями и частушками.

2.2. Формы и содержание регионального номера.

Форма и содержание танцевальных номеров не менее разнообразна и увлекательна чем лексическое и манерное исполнение номера.

Так, например, в Архангельской области с давних пор распространены хороводы двух видов. В одних участники становятся в круг и движутся по кругу; к ним относятся такие хороводы, как «мы капустоньку пололи», «Обойду ли я вокруг города», «Что не нов монастырь становится». Назывались такие хороводы «круг», «кружочки», «кружки». Другие хороводы не круговые, разборные на пары, назывались «косой столб», «застенок»; среди таких хороводов «Вниз по морю», «Из-под дуба». Не круговое построение — это ряды, движущиеся в одном направлении или наступающие один на другой, колонна расходящихся пар, описывающих восьмерку, зигзагообразные движения цепи.

Хороводы имели свои фигуры, которые носили областные названия. Так круг называется «шина», «улитка», «змейка», «кривуля». Здесь часто говорят, что хороводы не водят, а ходят. Отсюда и названия «Ходичи», «Ходецы», «Ходючи». Их называли медленными хороводами и торжественными шествиями.

Игровые хороводы, бытующие здесь бывают двух видов: круговые с солистками, разыгрывающими сюжет песни в середине круга, и не круговые, в которых участники разбиваются на пары. Вначале они движутся колонной друг за другом, выписывая восьмерку, затем выпрямляются в одну линию, и каждая парасамостоятельно разыгрывает сюжет песни. Этот вид хороводов характерен и широко распространен на Севере. Еще эти хороводы называют «игрища». К ним относится «Розочка алая», «Черничек», «Просо» и т.д.

Веселые хороводы «Корзиночка», «Змейка», «Капустка». В хороводах участвовала только толстая молодежь, девушки и парни. Замужние женщины и женатые мужчины являлись только зрителями. Характерным для хороводов Архангельской области является то, что они никогда не соединялись с пляской, хотя пляска здесь также была распространена (она могла быть сольной и массовой). К таким пляскам относится «Восьмерка», «Девятка» или «Восьмерка тройками», пляска «Рогульками», «Перепляс Топтуша» и др.

Для кадрилей Архангельской области характерно приглашение юношами девушек на танец. Встречаются кадрили, где на танец приглашает девушка. Кадрили исполняют по фигурам, которые, как и в большинстве кадрилей разных областей России, имели свои названия, специфические для Архангельской области. Например фигура «шеен» здесь называется «шиной», звездочку называют «колесом» и т.д.

Сочетание танцевальных движений и разных национальностей является спецификой кубанских танцев, которые проявляются в плясках «На горе калина», «Ночка», «Молодичка», «Варшавянка», переплясах, одним из которых является «Улица на улицу», в танцах — импровизациях «Гопак», «Казачок», «Барыня», в парно -массовых бытовых танцах «Метелица», «Галоп», «Орлица», в

различных хороводах и плясках, кадрилях, которые насчитывали от двух до пяти — шести фигур и исполнялись с достоинством, уважительным отношением молодых казаков к девушкам. Если юмор, шутка имели место в быту, на праздниках, гуляниях, то в кадрилях — не допускались. Композиционное построение кадрили могло быть линейным и круговым.

Особое место занимают польки, имеющие самобытное название, композиционное построение и музыкальное сопровождение. Среди них полька «Катя», или полька в два бока, полька «Бабочка» и др.

Самым доступным видом танцевального творчества в Воронежской области были хороводы, получившие название по песням, под которые они водились. Были эти хороводы двух видов. Первые — это те, которые исполнялись в медленном темпе -ходовые. К таким можно отнести «Ой, цветочки мои лазоревые», «Уж мы сеяли, сеяли ленок». Вторые — это те, которые исполнялись в быстром темпе под песни «Сухота», «У ворот гусли вдарили», и назывались они — плясовые.

Рисунки хороводов самые разнообразные — линия переходит в круг, из круга в змейку, змейка — в воротца и т.д.

Наибольшее распространение в Воронежской области получили квадратные хороводы, которые особенно любила молодежь. В этих хороводах все исполнители, стояли линиями по квадрату, видели друг друга, что давало возможность молодым парням и девчатам приглядеться друг к другу, чтобы пригласить потом на пляску, которая начиналась сразу после хоровода. Пляска в Воронежской области исполнялась, как правило, под частушку, которая здесь является одним из ведущих жанров. Самой популярной пляской является «Матаня». И несмотря на то, что название этой пляски можно встретить во многих областях России, с запада на восток от Брянщины до Сибири, с севера на юг от Архангельской до Белгородской области, воронежский вариант, естественно, отличается своеобразной манерой и характером исполнения.

Танцы Иркутской области отличались тем, что носят малую форму: тройки, пятерки, шестерки, восьмерки, каждая из которых сохраняет одну и ту же мелодию и композиционное построение. Малое количество участников в танцах зависело от самой жизни (в Сибири были не очень большие города, села или деревни, как в России, в заимки, состоявшие иногда из нескольких домов и находившиеся на расстоянии десятков километров друг от друга). Их название зачастую происходят от названия села. Например, «Восьмера» села Ухар, «Шестера» села Романова и т.д. Некоторые танцы исполняли только девушки, т.к. мужчины уходили на охоту. Были и парные танцы, где участвовали и девушки и юноши.

Наиболее характерными для Сибири были хороводы и пляски, отдельные фигуры которых напоминают кадриль, но в то же время они оригинальны и самобытны, встречаются Лансье, «ланце», Кадрили, или, как их здесь называют, «кадрелы».

Кроме вышеназванных в Сибири бытуют такие танцы, как «Звездочка», «Крест», «Ялань» (поляна), «Подгорка», «Полька с подпыром» и т.д. Среди хороводов, которые имели малую форму -«Маленькие хороводы», как их здесь называют, можно назвать «Метелицу», «Вдоль по улице метелица метет», «Веночек». Хороводы которые водились и игрались под песни: «Венчик мой венчик», «Китай — город», «Стоит девушка хорошенька», «Спелю, стелю подушечку» и др.

Народный танец не музейное искусство прошлого, он не представляет собой что-то неизменное, застывшее. Все его виды-хороводы, пляски, переплясы — бытуют в народе, но они не застыли в своем развитии. Мы наблюдаем, как изменяется содержание танцев, видим, как они творчески перерабатываются и дополняются народом. Все эти дополнения и видоизменения отражают сдвиги, происходящие в социальной, бытовой и культурной жизни нашего общества.

Со временем целый ряд элементов перерождается, одни отмирают, другие возникают. Танец обогащается новыми движениями, обогащается его лексика. В нем появляются новые, как простые, так и сложные по технике исполнения движения. Но, к сожалению, очень часто происходит засорения русского народного танца чужеродными формальными схематическими движениями, акробатическими трюками.

Для сохранения чистоты областных особенностей языка необходимо как можно больше обращаться к традиционным литературным источникам, смотреть видеоматериал. Желательно все областные особенности сохранять в чистом виде, не смешивать с другими областями. Характерные черты оставлять традиционными.

Богатое традиционное наследие русского народа надо бережно хранить и творчески развивать. Но прежде чем развивать наследие, необходимо его знать, изучать. Региональные особенностирусского народного танца надо учить, поскольку многие его по -настоящему его не знают. Лишь тогда будет возможно, все богатство и разнообразие красок русского народного танца, создать правдивые высокохудожественные образы русского человека.

Примеры контрольных вопросов

  1. Перечислите одиннадцать регионов Российской Федерации.
  2. Перечислите основные выразительные средства русского народного танца.
  3. Приведите примеры танцев, получивших свое название от деятельности человека или от явления природы (7-8 примеров).
  4. Назовите основные традиционные формы русского народного танца.
  5. На каких два комплекса делится женская русская народная одежда?
  6. Из каких элементов состоит севернорусский костюм?
  7. Перечислите все составляющие мужского русского костюма.
  8. Какой вид русского танца самый распространенный в Архангельской области?
  9. Что является характерной особенностью хороводов в Архангельской области?
  1. Для какой области характерно прищелкивание пальцами во время танцев?
  2. На какие два вида делятся хороводы в Воронежской области?
  3. Какая самая популярная пляска в Воронежской области?
  4. Что является отличительной особенностью в танцах Иркутской области?
  1. Богданов Г.Ф. Самобытность русского танца: учеб, пособие/ Г.Ф. Богданов.- М: МГУКИ, 2001. — 224с.
  2. Бочкарева Н.И. Русский народный танец: теория и методика: учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств/ Н.И. Бочкарева. — Кемерово: Кемеровский государственный университет культуры и искусств, 2006. — 176с.
  3. Заикин Н.И. Областные особенности русского народного танца: учеб, пособие / Н.И. Заикин, Н.А. Заикина; Орловский государственный институт искусств и культуры. — 4.1. — 1999. — 551с.: ил.; 4.2. — 2004. — 668с.: ил.
  4. Климов А.А. Основы русского народного танца: Учебник для студентов вузов искусств и культуры. — М.: 1994. — 320 с., с ил.
  5. Устинова Т. Беречь красоту русского танца. — Издательство ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия» 1956г.

6. Палилей А.В. Сибирский русский народный танец: метод. рек. по изучению спецкурса для студентов хореографической специализации / А.В. Палилей; Кем.ГИК. — Кемеров

Областные особенности в русском танце

Цель:

  • расширение объёма знаний в области народно-сценического танца, выходя за рамки образовательной программы
  • формирование целостного представления о областных особенностях русского народного танца

Просмотр содержимого документа
«Областные особенности в русском танце»

Муниципальное бюджетное учреждение

«Детская школа искусств п.Старь»

Дятьковского района Брянской области

«Областные особенности в русском танце»

Номинация «Открытый урок»

к открытому уроку по народно-сценическому танцу

преподавателя МБОУ ДОД «ДШИ п.Старь»

Тема: » Областные особенности в русском танце»

Вид урока: урок — путешествие

Форма урока: нетрадиционная

расширение объёма знаний в области народно-сценического танца, выходя за рамки образовательной программы

формирование целостного представления о областных особенностях русского народного танца

Формирование навыка поисковой и исследовательской деятельности;

познакомить учащихся с областными особенностями русского народного танца (Воронежской, Курской, Саратовской, Архангельской, Вологодской, Орловской, Брянской областей).

Формирование умений применять добытые знания в практической деятельности.

Формирование умений анализировать и систематизировать добытый материал.

развитие навыков координации, памяти, внимания, ритмического слуха ;

развитие навыков работы с энциклопедиями, печатными изданиями, с компьютерными технологиями;

способствовать развитию познавательного интереса;

развить образное мышление, умение фантазировать и перемещаться в воображаемом пространстве

расширение круга сведений из области хореографического искусства, формирование эстетических взглядов, пробуждение интереса к народно-сценическому танцу;

воспитывать отзывчивость, взаимопомощь, чувство коллективизма, инициативность, ответственность, целеустремлённость;

Формирование и воспитание гражданина России.

Формы работы: групповая, индивидуальная

Методы реализации поставленных задач:

— подборка аудио материала

— наглядное пособие (фарфоровые куклы в костюмах разных областей из личной коллекции преподавателя Фетисовой Г.Б.)

В современных условиях всё более осознаётся опасность потери богатейшего наследия народного танцевального искусства.
Русский народный танец является одним из важных условий в формировании разносторонне развитой личности, способной к преобразованию, самопознанию, профессиональному самоопределению, к творческой деятельности.

Интерес к прошлому своего народа, к формированию обычаев, традиций, к региональным особенностям – непременное условие на занятиях народно-сценическим танцем. Для того чтобы расширить объём знаний, повысить познавательный интерес обучающихся, сформировать в них эстетические взгляды и художественный вкус, преподавателям нужно использовать в своей педагогической деятельности нестандартные (нетрадиционные) уроки. Разумеется, ни в коем случае нельзя отказываться от традиционного урока, как основной формы обучения и воспитания детей. Но придать уроку нестандартные, оригинальные приемы необходимо для активизации мыслительной деятельности учащихся. Это не замена старых уроков, а их дополнения и переработка, внесение оживления, разнообразия, которым повышают интерес, способствуя совершенствованию учебного процесса. На таких уроках ученики увлечены, их работоспособность повышается, результативность урока возрастает.

Нетрадиционные формы уроков эмоциональны по своей природе и потому способны даже самую сухую информацию оживить и сделать яркой, запоминающейся. На таких уроках возможно вовлечение каждого в активную работу, эти уроки противостоят пассивному слушанию. Всю информацию учащиеся добывают сами, а преподаватель только направляет, систематизирует, помогает отобрать из огромного количества информации главное и ценное, создает Презентацию (и конечно же учится вместе с детьми).

Но надо заметить, что в выборе нестандартных уроков нужна мера. Трудоёмкая подготовительная работа и её длительность не позволяют часто прибегать к этим формам обучения. Решению задач воспитания подрастающего поколения на традициях отечественной культуры во многом способствуют занятия народно-сценическим танцем. Именно на этих занятиях создаётся прочный фундамент танцевальной культуры, как части общей духовной культуры в целом, и в конечном итоге обеспечивается решение важнейшей воспитательной задачи – формирование и воспитание гражданина России.

Сегодня, как никогда прежде, важно укреплять национальное достоинство и авторитет страны в современном мире, что невозможно без осознания нами собственной культурной самобытности.

открытого урока по народно-сценическому танцу

преподавателя МБУ ДО «ДШИ п.Старь» Фетисовой Галины Борисовны

для учащихся 4,5,6 классов

Форма: нетрадиционная, урок-путешествие

Тема: » Областные особенности в русском танце»

Вводная часть, подготовка к активной работе:

Основная часть, практическая работа:

— областные особенности русского народного танца, повторение

основных танцевальных элементов;

— разучивание комбинации дробных выстукиваний в характере русского танца у станка.

— исполнение танца «Заплетись плетень»

Подведение итогов урока.

Слайд №1 (тема урока)

Педагог: Всем, здравствуйте!

Сегодня у нас необычное занятие, а занятие — путешествие по родным просторам вместе с русским танцем.

Тема нашего урока «Областные особенности в русском танце».

Слайд №2 (цель урока)

Слайд №3 (задачи урока)

Я для вас буду вашим экскурсоводом и поведу вас в путешествие с помощью основных движений русского танца. А вам, ребята, для

нашего путешествия надо будет включить фантазию и представить себе всю красоту нашей необъятной Родины, постараться вспомнить всё, что вы знаете и

умеете, и продемонстрировать это с помощью особого языка – языка русского танца.

Слайд №4 (природа России)

Началом нашего путешествие станет поклон русского танца. С танцевального языка содержание поклона: «всем, от сердца, большой низкий поклон».

(Учащиеся под русско-лирическую музыку делают русский поклон.)

Раскладка поклона: после построения по линиям (4 линии в шахматном порядке), 1 и 3 линии делают два переменных шага назад, 2 и 4 линии делают два переменных шага вперёд, меняясь местами. Затем всё наоборот, возвращаясь на свои места, 4 припадания на месте в повороте вправо. Руки опущены вдоль корпуса.

На «раз и» открываем руку через 1 позицию в сторону,

«два и» рука сгибается в локте и ладонь слегка прижимается к груди, локоть в сторону чуть ниже плеча.

На «раз» рука открывается в 3 позицию,

«и два» наклон корпуса с рукой вперёд, рука опускается через 1 позицию до пола,

«и» выпрямляем корпус, рука опускается вдоль корпуса.

Вся комбинация поклона занимает 8 тактов, музыкальный размер 2\4.

Педагог: Итак, в добрый путь. Посмотрите на просторы нашей необъятной Родины, полюбуйтесь красотой русской.

Слайд № 5 (природа России)

Слайд №6 (природа России)

Педагог: Как многообразна наша Родина, так и многообразен танцевальный язык, так каждая область имеет свои особенности в танцевальном искусстве.

Слайд №7 (карта России)

Педагог: В Российской Федерации проживает множество народов, большая часть из них — это русские. Каждый край, регион, область имеет свою культуру.

Каждый район, село, деревня толкуют обряд, игру, пляску и даже отдельные «коленца» по-своему в соответствии с местными фольклорными традициями. В настоящее время русское население проживает во всех экономических регионах, на которые делится Россия. Каждый регион и входящие в него области отличается друг от друга географическим расположением, а отсюда, следовательно климатом, экономикой, бытом, культурой, составной частью которого является народно — художественное творчество.

Танец — душа народа, и рождается он в человеческом теле; через движения этого тела мы можем его понять, почувствовать и искренне полюбить.

Эмоциональное воздействие танца на человека очень велико. Не является исключением и русский народный танец. Русский народный танец в каждом регионе отличается только ему свойственной лексикой, приемами, манерой и стилем исполнения сложившихся ярких и замысловатых коленец, выразительных положений и переплетений рук в сочетании с четким ритмом, оригинальным рисунком, источником появления которого может служить все, что нас окружает: природа, труд, быт, народное художественное творчество.

Пошагаем по земле — матушке. Знакомьтесь, перед нами Воронежская область

Слайд № 8 (карта Воронежской области)

Педагог: Кто мне расскажет характерные особенности для танцев Воронежской области?

Ученица 5 класса (Булгакова А.) : Для Воронежской области характерны плавные движения, они должны быть непрерывными и спокойными.

Так же корпус должен быть не подвижным, как будто он плывет. Движения рук свободные — то вправо, то влево; могут быть согнуты в локтях.

Педагог: Хорошо. Давайте разучим с вами Воронежский «плавный» ход.

(педагог показывает , а ученики все вместе повторяют движения, которые характерны областным особенностям Воронежской области.)

Воронежский плавный ход . Исходное положение ног: 6-я позиция. 2/4.
раз — Шаг правой ногой вперед на всю ступню, колено свободно.
и — Левая нога подставляется на полупальцы или к середине стопы, или к носку правой ноги, колено присогнуто и направлено вперед.
два — Повторение движения на счет «раз»,
и — Повторение движения на счет «раз-и».

Педагог: Ребята, давайте посмотрим на костюмы, в которые одевались в Воронежской области.

Слайд № 9 Фарфоровая кукла в народном костюме Воронежской области.

(Из личной коллекции преподавателя Фетисовой Г.Б)

(Ученики рассматривают особенности народных костюмов характерных для Воронежской области)

Слайд № 10 (русский костюм мужской, женский Воронежской губернии)

Педагог: А сейчас, ребята, мы с вами перенесёмся в Курскую область.

Слайд № 11 (карта Курской области)

Педагог: Кто мне расскажет характерные особенности для танцев Курской области?

Ученица 5 класса (Кисенкова П.) : В Курской области характерны движения по кругу, так как исполнители танцевали вокруг музыкантов.

Слайд № 12 (Фарфоровая кукла в народном костюме Курской области )

(Ученики рассматривают особенности народных костюмов характерных для Курской области)

Педагог: Ребята, вашему вниманию представлен костюм Курской области.

Слайд № 13 (русский костюм мужской, женский Курской области)

Педагог: А сейчас ученики 4 класса исполнят основные движения из танца «Тимоня». (ученики 4 класса выполняют разученные ранее основные движения, которые характерны областным особенностям Курской области.)

Педагог: Дальше наша путь-дорожка лежит в Саратовскую область.

Слайд № 14 (карта Саратовской области)

Педагог: Расскажите мне пожалуйста про характерные особенности Саратовской области.

Ученица 5 класса (Дёмина С) : Одна из самых главных характерных особенностей Саратовской области это хлопки в ладоши. Хлопают как мужчины, так и женщины, как в свои ладоши, так и друг друга. Ещё одна особенность — это движение рук в виде волн.

Слайд № 15 (Фарфоровая кукла в народном костюме Саратовской области)

Педагог: Рассмотрите костюм Саратовской области. (Ученики рассматривают особенности народных костюмов характерных для Саратовской области)

Слайд № 16 (русский костюм Саратовской области)

Педагог: Учащиеся 5 класса исполнят основные движения из танца «Саратовская Рассыпуха». (ученики 5 класса выполняют разученные ранее основные движения, которые характерны областным особенностям Саратовской области.)

Педагог: Дальше мы отправляемся с вами на север России — Архангельская область.

Слайд № 17 (карта Архангельской области)

Педагог: Кто расскажет о характерных особенностях Архангельской области?

Ученик 5 класса (Черкесов Р.) : Пляски здесь степенны и спокойны. Присядки

и хлопушки встречаются редко.

Педагог: Ребята, давайте рассмотрим костюм Архангельской области.

Слайд № 18 (Фарфоровая кукла в народном костюме Архангельской области. (Из личной коллекции преподавателя Фетисовой Г.Б.)

Слайд № 19 (костюм Архангельской области)

(Ученики рассматривают особенности народных костюмов характерных для Архангельской области)

Педагог: А сейчас, учащиеся 6 класса исполнят основные движения из танца «Шенкурские заковырки». (ученики 6 класса выполняют разученные ранее основные движения, которые характерны областным особенностям Архангельской области.)

Ученица 6 класса (Цыганкова П.): В русском танце имеется весьма

распространенный вид движений, выполняемых сильными, четкими, короткими и частыми ударами ног об пол. Танцующий как бы выстукивает ногами ритм танца. Такие движения русской пляски называются «дроби».
Дроби в танце выполняются: на месте, с продвижением вперед, с поворотом, сочетаются с подскоками, хлопушками и т. д. К дробным движениям относятся также притопы, т. е. отдельные удары всей ступней об пол.

Притопы в русском народном танце очень распространены и применяются в различные моменты танца. Исполнитель, начиная танец, может сделать несколько раз притоп одной ногой, на счет «раз» каждого такта, а потом пуститься в пляс. Притоп одной ногой может заканчивать движение; исполнитель, сделав то или иное «колено», с ударом опускает ногу на всю ступню. Притопы выполняются весело, задорно, лихо. В русском танце есть множество дробей и комбинаций из них. Часто про дробь говорят: «рассыпал горохом», «дробь горохом», «рассыпал дробью». В зависимости от региона России дробь называют «топотухой», «дробец», «пристуки», «дробью-пристуком», «оттопами», «топотушками» и т.д. Это движение русского народного танца состоит из сильных и резких ударов ногами в пол – полной стопой, каблуком и полупальцами. Перед тем как начать исполнять дроби, необходимо освоить выполнение ударов – всей стопой, полупальцами и каблуком.

Дробные выстукивания исполняются всей ступнёй, каблуком, ребром каблука, либо в сочетании ударов каблуком и полупальцами и, как правило, на присогнутых в коленях ногах. Движения развивают чёткость, ритмичность, силу ног, укрепляют мышцы стопы, икроножные мышцы.
Дробные выстукивания могут комбинироваться с «каблучными упражнениями», исполняться в сочетании с подъёмом на полупальцы, с подскоком, переступаниями. Богатство и разнообразие дробей заключается не только в различных ритмических рисунках, но и в манере исполнения, присущей той или иной области или местности. Дроби, исполняемые в северных областях России, отличаются по характеру исполнения от южных областей, а дроби в плясках Сибири, по манере и характеру не похожи ни на те,

ни на другие и т.д.
Комбинация дробных выстукиваний, приведённая ниже, распространена по всей России.

Педагог: Мы сейчас с вами разучим комбинацию дробных выстукиваний. (Все учащиеся разучивают комбинацию дробных выстукиваний).
Комбинация дробных выстукиваний в характере русского танца у станка.
Музыкальный размер- 2/4, исходное положение — 6-ая позиция ног, правая рука через 1-ую позицию открывается во 2-ую и закрывается на пояс в кулачек.
1такт1 — шаг на правую ногу, левую ногу приподнять над полом
и— удар пяткой правой ноги, левую ногу приподнять над полом
2— двойной удар левой ногой по 6-ой позиции, правую ногу приподнять
и— наступить на правую ногу, левую ногу приподнять
2такт1— удар пяткой правой ноги, левую ногу оторвать от пола
и— двойной удар левой ногой, правую ногу приподнять
2— наступить с силой на правую ногу
и— наступить на левую ногу
3такт — как 1-ый такт
4такт -1и –как «1и» 2-го такта
2— приставить правую ногу в 6-ую позицию

5такт — 1и2 — «горох» с правой ноги
и— удар левой ногой по 6-ой позиции
6такт-1и2 — «горох» с левой ноги
и— удар правой ногой по 6-ой позиции
7такт -1- удар правой ногой по 6-ой позиции с силой, затем приподнять правую ногу над полом
и— подскок на левой ноге, правую ногу приподнять
2— двойной удар правой ногой по 6-ой позиции, левую ногу приподнять
и— приставить левую ногу в 6-уго позицию
8такт-1- соскок в 6-ую позицию с акцентом в пол
и— поворот на каблуках от станка на З6О градусов, руки на пояс

2— сесть в 6-ую позицию с акцентом в пол
и— пауза

Педагог: Знакомьтесь перед нами Вологодская область.

Слайд № 20 (карта Вологодской области)

Педагог: Кто расскажет про характерные особенности Вологодской области?

Ученица 4 класса (Аверина Д) : Вологодская область позаимствовала

танцевальные особенности у Архангельской области сдержанность корпуса на дробях у девушек и темперамент у парней. Но более теплый климат облегчил

костюм и в танце появились поднятия колен и вращение корпуса у девушек, присядки и хлопушки у парней.

Слайд № 21 (Фарфоровая кукла в народном костюме Вологодской области.

(Из личной коллекции преподавателя Фетисовой Г.Б.)

(Ученики рассматривают особенности народных костюмов характерных дл Вологодской области)

Педагог: Учащиеся 4 класса исполнят основные движения из танца «Вологодская напарочка». (ученики 4 класса выполняют разученные ранее основные движения, которые характерны областным особенностям Вологодской области.)

Исходное положение — 6 позиция ног. Музыкальный размер 2/4

раз — подскочить на левой ноге, правая согнута в колене, отведена в право.

и — подскочить на левой ноге, правая, выпрямляясь в колене, открывается вперед.

два — шаг с притопом правой, левой ногой.

и — шаг с притопом правой ногой

Педагог: Переходим к югу России Орловская область.

Слайд № 22 (карта Орловской области)

Педагог: Кто расскажет про характерные особенности Орловской области?

Ученица 4 класса (Полякова Л.) : Для женщин этой области характерны потряхивания плечами, переводы рук вправо и лево, покачивание бедрами. В дробях много синкоп. Хлопки в ладоши заменились трещотками у женщин. Мужчины имитируют несение воды в ведрах, и отображают полет орла.

Слайд № 23 Фарфоровая кукла в народном костюме Орловской области.

(Из личной коллекции преподавателя Фетисовой Г.Б.)

Слайд № 24 (костюм Орловской области)

(Ученики рассматривают особенности народных костюмов характерных для Орловской области)

Педагог: Учащиеся 5 класса исполнят основные движения из танца «Орловская матаня». (ученики 5 класса выполняют разученные ранее основные движения, которые характерны областным особенностям Орловской области.)

Педагог: И вот мы с вами возвращаемся на родную Брянщину.

Слайд № 25 (карта Брянской области)

Педагог: Кто знает характерные особенности Брянской области?

Ученик 4 класса (Шваля М.) : Хороводные песни исполнялись протяжные и быстрые, со своеобразным ритмическим рисунком, под которые водили

орнаментальные, игровые и подражательные хороводы. Назывались они «танок» или «карагод». Хороводы исполнялись в быстром и среднем темпах. Движения быстрые, резкие, соединённые руки приподняты над плечами. Плечи

и весь корпус очень подвижны. Всё это сочетается с резкими поворотами корпуса. Часто припляс и пляска становились основным хореографическим действием всех участников хоровода.

Педагог: Молодец. Давайте посмотрим костюм Брянской области.

Слайд № 26 (костюм Брянской области)

(Ученики рассматривают особенности народных костюмов характерных дл Брянской области)

Пора подвести итог нашему путешествию. Вы в воображаемом пространстве преодолели путь от Сибири до центра России. В пути овладели самыми главными составляющими русского танца, использовали движения ногами,

руками… И где бы мы не оказались, везде есть народные традиции танцем выражать свои чувства. Давайте и мы в завершении нашего пути доставим себе радость соприкосновения с русским народным танцем.

Педагог: Давайте исполним танец Брянской области «Заплетись плетень».

Слайд № 27 (танец «Заплетися, плетень» исполняют учащиеся 4, 5, 6 классов ДШИ п.Старь преподаватель Фетисова Г.Б.)

Педагог: Благодарю всех путешественников. До свидания.

4. Поклон прощание. (Все учащиеся делают поклон, как в начале урока)


5. Анализ результата урока.

Цели и задачи поставленные в начале урока успешно решены. Учащиеся продемонстрировали свои знания, умения и навыки пройденного материала и с интересом занимались частично-поисковой работой осваивая областные особенности в русском танце. С большим желанием ознакомились с методикой исполнения дробных выстукиваний. Комбинация дробных выстукиваний у станка в характере русского танца разучена и отработана.

Перечень литературы:
Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2003.

Н.И. Заикин, Н.А.Заикина «Областные особенности русского народного танца» часть 1 , 2004 г
Н.И. Заикин, Н.А.Заикина «Областные особенности русского народного танца» часть 2 , 2004 г

Матвеев В.Ф. Русский народный танец. Теория и методика преподавания: Учебное пособие.- СПб.: «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ»; Издательство «Лань», 2010.
Ткаченко Т. Народные танцы. М., «Искусство», 1975.
Устинова Т. Русский народный танец. М.. «Искусство». 1976.