Описание движения танца хоровод

Особенности взаимосвязи движений и рисунка на прмере хороводной формы танца

Особенности взаимосвязи движений и рисунка

на примере хороводной формы танца

Древнейшим видом русских народных плясок являются —

пляски – игры, отображающие трудовые процессы. Чаще всего это были хороводы. Главный предмет содержания хороводов – люди.

Хоровод – это круг, это массовый танец исполнения, которого сопровождалось песней. По содержанию, характеру, форме, времени русские хороводы делились на четыре группы: весенние, летние, осенние, зимние. Хороводы бывают сомкнутые (круг) и разомкнутые (линия на линию, змейка и т.д.).

Хоровод распространен по всей России, и каждая область вносит что-то свое, создает разнообразие в стиле, композиции, характере и манере исполнения. Хороводы весьма разнообразны в своих построениях большинство хороводов являются круговыми.

Часто можно встретить двойной круг-круг в круге. Иногда танцующие образуют два круга рядом, а иногда эти круги как бы переливаются один в другой и движение их образует рисунок «восьмерка». Большие круги и маленькие кружочки – очень распространённая форма построения русского хоровода. Но движение хоровода не ограничивается круговым рисунком. Круг разрывается, образуются новые построения, новые рисунки – зигзаги, линии и т.д.

Каждый рисунок, каждое построение хоровода имеет свое определенное название например: «круг», «воротца», «восьмерка», «колонка», «корзиночка», «карусель» и т.д.

Эти определенные построения называются фигурами хоровода и являются составной частью.

Древнейшим видом русских народных плясок являются —

пляски – игры, отображающие трудовые процессы. Чаще всего это были хороводы. Главный предмет содержания хороводов – люди.

Хоровод – это круг, это массовый танец исполнения, которого сопровождалось песней. По содержанию, характеру, форме, времени русские хороводы делились на четыре группы: весенние, летние, осенние, зимние. Хороводы бывают сомкнутые (круг) и разомкнутые (линия на линию, змейка и т.д.).

Хоровод распространен по всей России, и каждая область вносит что-то свое, создает разнообразие в стиле, композиции, характере и манере исполнения. Хороводы весьма разнообразны в своих построениях большинство хороводов являются круговыми.

Часто можно встретить двойной круг-круг в круге. Иногда танцующие образуют два круга рядом, а иногда эти круги как бы переливаются один в другой и движение их образует рисунок «восьмерка». Большие круги и маленькие кружочки – очень распространённая форма построения русского хоровода. Но движение хоровода не ограничивается круговым рисунком. Круг разрывается, образуются новые построения, новые рисунки – зигзаги, линии и т.д.

Каждый рисунок, каждое построение хоровода имеет свое определенное название например: «круг», «воротца», «восьмерка», «колонка», «корзиночка», «карусель» и т.д.

Эти определенные построения называются фигурами хоровода и являются составной частью.

Рисунок танца – это расположение и перемещение танцующих по сценической площадке. Рисунок танца, как и вся композиция, должен быть подчинен основной идее хореографического произведения, эмоциональному состоянию героев, которое проявляется в их действиях и поступках. Рисунок танца тесно связан с хореографическим текстом.

Виды рисунков. Основные фигуры хороводов.

Виды рисунков. Основные фигуры хороводов.

Рисунок танца состоит из композиционного рисунка и композиционного перехода.

Композиционный переход – это логическое продвижение исполнителей, в результате которого возникает новый композиционный рисунок.

Композиционный рисунок – это устойчивое, стабильное положение исполнителей на сцене. Композиционный переход не имеет ярко выраженной композиции. Сочетание композиционного рисунка и перехода должно быть логическим, рисунок должен выливаться органически из перехода.

Рисунок может быть простой одно-плановый, двух плановый или многоплановый. Рисунок танца должен развиваться от простого к сложному, чтобы кульминационному моменту развития действия соответствовал наиболее насыщенный рисунок танца. Там же, где танец насыщен танцевальной лексикой, кульминация номера может быть решена через интересный танцевальный текст (рисунок здесь может быть не столь сложен).

Рисунок танца зависит прежде всего от замысла номера, его идеи, музыкального материала, музыкальной формы всего произведения (его внутреннего характера и образа, ритмической стороны, темпа, строения музыкальных фраз), национальной принадлежности танца (характерные черты рисунка, присущие танцам, данного народа, его характеру).

Рисунок танца организует движение танцующих, систематизирует их. Различные построения и перестроения оказывают на зрителя определённое психологическое воздействие, и задача балетмейстера – добиваться, чтобы рисунок танца наиболее полно выражал ту мысль, то настроение и тот характер, которые заложены в номере. Например, плавное развитие рисунка, неторопливое движение соответствующее музыке, невидимые движения ног танцующих, как бы плывущих по сцене, рождают перед зрителем образ лебедушки. Рисунок танца в данном случае играет ведущую роль, но для создания образа имеют значение и танцевальный текст, и костюм – словом, все выразительные средства.

В хороводе «Березка» балетмейстера Н. Надеждиной (ансамбль «Березка»), основным выразительным средством является рисунок танца, используя рисунок, балетмейстер раскрывает образ стройной, как березка, русской девушки, её характер, образ русской природы. И номер этот, идущий уже много лет на сценах нашей страны и за рубежом, давший название ансамблю, оказывает огромное воздействие на зрителя.

Описание движений к хороводам

Лежнева Анна
Описание движений к хороводам

Хороводная (для средних групп)

1. Где-то елка на опушке Дети ходят вокруг елки

А теперь на ней игрушки

И сосульки из стекла

Припев: Топ, топ, сапожок. Руки на поясе, топают правой ногой

Хорошо кружиться. Кружатся на носочках вокруг себя

А на елочке снежок Руки вытянуты вперед, машут кистями

Проигрыш. Хлопки вправо (раз, два, раз, два, три,

хлопки влево (раз, два, раз, два. три).

2. Елке нравится нарядной Идут вокруг елки

В зале праздничном стоять.

И, наверно, так приятно

Огоньками ей сверкать.

3. Все конфеты и орехи Идут вокруг елки

Дед мороз повесил сам.

И под елкой для потехи

Заплясал на радость нам.

Танец-игра» Зимушка- зима». (для младших групп)

1. Вот и пришла зимушка-зима Идут вокруг елки.

Вот и пришла зимушка-зима

Мы мороза не боимся, Грозят пальцем

Мы танцуем, веселимся Хлопают.

Мы мороза не боимся,

Мы танцуем, веселимся.

Проигрыш. Руки на поясе, выполняют пружинку.

2. Вот и пришла зимушка-зима Идут вокруг елки.

Вот и пришла зимушка-зима.

Мы на санки дружно сели Руки за спиной, бегут вокруг елки.

И с горы с тобой летели.

Мы на санки дружно сели

И с горы с тобой летели.

Проигрыш. Руки на поясе, выполняют пружинку.

3. Вот и пришла зимушка-зима Идут вокруг елки.

Вот и пришла зимушка-зима.

Мы сугробы разгребаем, присели,»разгребают сугробы»

Вот как, вот как мы играем.

Мы сугробы разгребаем,

Вот как, вот как мы играем.

Проигрыш. Руки на поясе, выполняют пружинку.

4. Вот и пришла зимушка-зима Идут вокруг елки.

Вот и пришла зимушка-зима.

Лепим, лепим мы снежки, » Лепят снежки»

Будем мы в снежки играть Бросают их в друг друга

И в друг друга их бросать.

Проигрыш. Руки на поясе, выполняют пружинку.

5. Вот и пришла зимушка-зима Идут вокруг елки.

Вот и пришла зимушка-зима.

И летят, летят снежинки. Кружатся вокруг себя на носочках.

И летят, летят снежинки.

Проигрыш. Руки на поясе, выполняют пружинку.

Интегрированная образовательная деятельность «Волшебная сила движений» Интегрированная образовательная деятельность «Волшебная сила движений. Повторение изученного». Тема. «Волшебная сила движений. Повторение.

Подговорки для музыкальной деятельности и совершенствования ритмических движений «Использование подговорок в музыкальной деятельности для совершенствования ритмических движений» Подскок Прыг + скок – подскок! Прыг – колено.

Конспект-занятия по развитию движений. «Паровозик». Программное содержание. Продолжать укреплять у детей мышцы рук, спины, живота, ног. Развивать у детей равновесие и координацию движений.

Описание дидактического материала. Описание авторского дидактического материала, направленного на формирование творческой одаренности детей дошкольного возраста к проекту:.

Описание педагогического опыта 1. Данные о носителе опыта • ФИО: Баранова Людмила Васильевна • Год рождения: 1979 г. • Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное.

Воспитатель. Описание профессионального опыта Описание профессионального опыта Воспитатель — эта профессия одна из самых ответственных. Труд воспитателя сродни хлебороба и строителя.

Описание рабочего пространства На развитие речи дошкольника большое влияние оказывают окружающее его пространство и коррекционно-развивающая среда. Поэтому, создание условий,.

Описание танцев Описание танца «Джентльмены» Участвуют 4 пары. Костюм: мальчики- черные брюки, белая блузка рукава завернута, галстук- желтая с черными.

Спортивный праздник «Весеннее путешествие в театре движений» Спортивный праздник «Весеннее путешествие в театре движений» Инструктор по физической культуре: Здравствуйте уважаемые гости и ребята! Сегодня.

Конспект занятия по развитию движений «Зайчики умелые» ЗАНЯТИЕ. РАЗВИТИЕ ДВИЖЕНИЙ. «ЗАЙЧИКИ УМЕЛЫЕ.» Програмные задачи: Учить детей ходить по ограниченной поверхности, бросать мячь в цель.

Хоровод — русский народный танец

Хоровод — древний народный танец славян. Он по праву занимает особую роль в традиции славянского народа. Это символ славянской культуры. Основной фигурой танца является круг. Это своего рода круговая композиция, символизирующая собой солнце. Хоровод являлся неотъемлемой частью любого праздника. Независимо от времени года. Но особую популярность народный танец приобретает после Пасхи до Петрова дня. Это время, когда наши предки особенно часто водили хороводы. Поэтому художники чаще всего изображают хороводы в весенне-летний период.

У всех славянских народов хоровод имел свое название:

  • Сербское — коло;
  • Македонское — оро;
  • Хорватское — коло;
  • Болгарское — хоро.

Следует заметить, что основа звучания слово остается неизменной. Что же до других народов, то круговой народный танец у них звучит следующим образом:

  • Бурятское — ёхор;
  • Молдавское — хорэ;
  • Грузинское — хоруми.

Как начинался и проводился хоровод

Одним из основных способов начать хоровод заключался в следующем. Несколько девушек выходили на улицу и начинали припевать песни. Затем к ним присоединялись другие. Как правило, девушки были основой любого хоровода. А парни присоединялись к танцу позже, и придавали хороводу задор и веселье с музыкальными инструментами.

Особенность хоровода заключается в том, что он создает атмосферу единения народа. В момент танца люди ощущают себя единым целым, держась за руки и кружась в различных направлениям. Говоря о движении хоровода, следует сказать, что движение хоровода осуществлялось как по часовой стрелки, так и против часовой стрелки. Посолонь и противосолонь — термины, которые сегодня мало кто знает. Но раньше именно они использовались для описания движения по часовой и против часовой стрелки. По-солонь, то есть движение по солнцу. Противо-солонь — против солнца (против часовой стрелки).

Основные фигуры в хороводе

Теперь необходимо разобраться с основными фигурами в хороводе. Движение по кругу — это лишь вершина айсберга. На самом деле в танце существует минимум 7 форм движения, о которых мы сейчас расскажем.

«Столбы» — чаще всего используется в самом начале хоровода. Несколько человек встают квадратом по парам. По очереди начинается движение от одной пары к другой по мере входа в квадрат новых участников.

«Вожжа» — подразумевает собой движением волнами. Первая волна при этом самая большая. Постепенно волна становится меньше, в итоге превращаясь в точку.

Затем из точки начинает образовываться спираль. Это фигура называется «Плетень«. Начиная движение из точки и создавая спираль, символизируется творение вселенной. Плетень постепенно переходит в круг. Самое известное движение в хороводе сегодня. Круг символизирует завершение этапа сотворения мира.

«Сторона на сторону» — во время выдвижения этой фигуры девушки и парни выстраиваются в шеренгу друг напротив друга. Далее две шеренги начинается сближаться друг с другом и отдаляться. В процессе девушки «случайно» роняют платки, венки. А парни подбирают их, а затем возвращают вещи владельцам. Это фигура показывает взаимодействие мужского и женского начала.

«На четыре стороны» — участники хоровода образуют квадрат. Его стороны при этом символизируют четыре стороны света. Во время движения участники хоровода показывают «сеяние просо», чтобы вскоре собрать урожай.

И наконец, «Плясовая» часть хоровода. Является самой задорной. Во время плясовой части, участники исполняют народные танцы под гармонь. При этом соло-танцоры входят в круг и показывают свою удаль и мастерство.

Часто во время движения хоровода по кругу проводятся различные игры, которые веселят и радуют народ. К таковым относятся гусыня и селезень, пузырь, грушка и т.д. Самым популярным игровым хороводом сегодня является именинный хоровод. Когда именинник стоит в центре, а хоровод ходит по кругу и поет песню про каравай.

Добавить комментарий

1. Для оставления комментариев не требуется предоставления информации, на основании которой можно прямо или косвенно определить конкретное физическое лицо, в связи с чем оставление комментариев на сайте не регулируются положениями Федерального закона Российской Федерации № 152-ФЗ

Оставляя комментарий, вы соглашаетесь с правилами добавления комментариев.