Основные движения классического танца

Классический танец Индии

Существует два вида классического индийского танда: сольный танец, в одном из семи главных танцевальных стилей бхараг-натьям, катхак, манипури, катхакали, кучипуди, одисси и мохини-аттам, — и танцевальная драма. В современном танцевальном искусстве Индии оба вида часто смешиваются. Катхакали, кучипуди, бхарат-натъям и мани-пури могут быть танцевальными драмами, групповыми танцами. Уже в «Натьяшастре», прославленном трактате, написанном между II и IV вв. н. э., содержится упоминание о двух типах танца: экахарья — сольном танце, и анекахарья — групповом танце.

Теория индийского танца изложена в трактате Бхараты «Натьяшастра», где содержатся также каноны театрального искусства, музыки, поэзии и литературы. Натья, театральное искусство, должно бьшо включать в себя танец, сденическую игру и музыку; танец, таким образом, являлся неотъемлемой частью театра. Впоследствии танец выделяется в самостоятельный жанр и, хотя он сохраняет связь с другими жанрами, его начинают рассматривать, прежде всего, как зримую поэзию. Зрительное воздействие танда должно бьшо соответствовать воздействию прекрасной поэзии.

Формы танца можно разделить на две основные категории: нритта «чистый» танец, танец как таковой, и нритья танец, передающий некую идею.

Третьей разновидностью танцевального искусства, следуя этой классификации, является натья, театральное представление. Когда речь идет о сольном исполнении, два главных принципа индийского тандевального искусства нритта и нритья играют первостепенную роль в их истолковании. Нритта, как уже говорилось, это чистый танец, т. е. движения и жесты танцора преследуют чисто эстетические цели. Это феерия красочных поз и положений человеческого тела, комбинации ритма, отбиваемого ногами, с движениями рук, ладоней, пальцев, шеи, плеч, а также с мимикой. Движения образуют в пространстве геометрические фигуры, чисто декоративного характера — как узоры, которыми часто окаймляются миниатюры. В них нет никакой другой цели, кроме того, чтобы доставлять зрителю эстетическое удовольствие. В нритья танец наполняется глубинным значением, получает смысловую нагрузку. Лицо становится зеркалом эмоциональных состояний, мимика передает зрителю чувства, знакомые из повседневной жизни, — и хотя танец стилизует их, они тем неменее понятны всем. Мимика подкрепляется символическими жестами, которые представляют собой своеобразный язык. Движения рук, так называемые «хасты» или чаще «мудры», являются самой удивительной особенностью индийского танца. Жесты могут быть подражательными, описательными, подсказывающими и даже символическими, они передают целую гамму чувств и мыслей. Они говорят: приди, уйди, нет; они благословляют, ладонь становится раскрывающейся чашечкой лотоса, с кончиков пальцев слетают птицы. Движения могут обозначать небо и землю, семь морей и преисподнюю. Они говорят, в буквальном смысле говорят. Постепенно входя в мир этого танца, зритель начинает легко читать символику движений и помещать прочитанное в конкретный контекст. Нритья всегда сопровождается пением. Порой танец стремится передать конкретное содержание песни, иногда — ее общий смысл, а порой это по лет воображения, поток ассоциативных образов, вызванных словами песни. Все это воплощено в движениях тела и символических жестах рук, и когда зритель начинает понимать их язык, перед ним раскрываются все тайны классического индийского танца. Сопровождающие танец песни часто звучат на разных языках.

Чтобы зрителю было ясно их значение, в программе нередко приводится текст песни, или сама танцовщица излагает ее суть жестами рук, или же текст прочитывает ведущий. Например, в популярном сюжете повествуется о женщине, страдающей от неверности возлюбленного, который возвращается к ней после измены. Гнев, упреки и негодование отвергнутой и оскорбленной женщины понятны зрителю, поскольку танцовщица именно их передает движениями. При сольном исполнении танцовщица может танцевать несколько ролей: вот она выступает в облике неверного возлюбленного, который скло няется перед любимой, молит о прощении, касаясь ее ног, и клянется отныне быть верным навеки; а вот вновь становится оскорбленной женщиной, укоряет возлюбленного, «говорит», как устала от его лжи, и так далее. Все эти жизненные ситуации изображены столь ярко, что зритель наслаждается зрелищем театрализованного действия, принимая условности его языка. Эта радость зрительской сопричастности и сопереживания называется «раса», что можно вольно передать как эстетическое наслаждение, хотя во всей полноте значений термин перевести нелегко.

Тонко чувствующий зритель прекрасно видит, когда в танец вкладывается вся страсть души, а когда ему предлагают формальное, холодное исполнение, и потому может судить о том, рождается ли в данном исполнении «раса» или нет. Это главный критерий в классическом индийском танце. Великие артисты умеют буквально завораживать зрителей, создавая «расу», заставляя их сопереживать своим выразительным движениям.

Иногда танцовщица отталкивается от одного слова из песни и раскрывает в танце целый мир ассоциаций. Так, например, обращаясь к Кришне, поднявшему в воздух гору Говардхана, она описывает жестами и другие подвиги бога вот Кришна сокрушает ядовитую змею Калию, убивает демона и т. д. Все это время певец многократно повторяет соответствующее место песни, пока ее смысл не раскроется в движениях, позах, жестах и мимике танцовщицы. Этот прием называется санчари, то есть «сопровождение» пожалуй, самая интересная сторона классического танца, таящая для артиста огромные выразительные возможности и доставляющая неизъяснимое удовольствие зрителю.

Индийский классический танец требует от зрителя знания мифов, легенд и популярнейших эпических поэм «Махабхарата» и «Рамаяна», поскольку строится на их материале. Скульптурные позы танца бхарат-натьям словно повторяют изысканность храмовой скульптуры в южной Индии. Бхарат-натьям ритуальный танец, который рассматривается как искусство священное, одолевающее ограниченность тела и просветляющее дух. Личность танцовщицы как бы растворяется в ритмах и мелодиях, ее тело становится тончайшим инструментом для выражения сокровенных движений души.

Бхарат-натьям

В своем нынешнем виде бхарат-натьям сложился в южной Индии около двухсот лет назад. Его тематическая и музыкальная структура была создана придворными танджавурскими музыкантами. Исходное положение выпрямленный торс, согнутые колени и широко развернутые ступни ног — придает танцу строгую и одновременно изящную симметричность, что усиливается красноречивой, выразительной игрой глаз и лицевых мышц. На эту исходную позу танца Накладывается затем его рисунок: наклоны и прыжки танцовщицы, самые разнообразные комбинации ее телодвижений. Нритта, чисто танцевальная часть бхарат-натьям, включает в себя алариппу, джатисварам и тиллана. В алариппу симметричные движения танцовщицы гармонично согласуются с речитативом чтеца; в джатисварам, помимо речитатива, вводится фиори-турное голосовое пение, соответствующее данной раге, или мелодической линии; в тиллана вокальное сопровождение постепенно разворачивается в рагу, а танцовщица демонстрирует серию статических поз, а затем стремительно меняющихся положений. В нритта, чистом танце, прямые линии движений образуют в пространстве геометрические фигуры.

Нритья включает в себя шабдам, варнам, падам и джавали, которые исполняются под песни, повествующие о разных жизненных ситуациях. Главным номером является варнам, в котором чередуются выразительные и часто абстрактные элементы. В этом четко построенном танце рассказывается о перипетиях любви девушки к своему возлюбленному, чаще всего богу или царю.

Бхарат-натьям исполняется под южно-индийскую музыку, где в оркестр входит барабан мриданга, струнный инструмент вина, флейта и цимбалы.

Родина танца кучипуди — деревня под названием Кучелапурам в Андхра-Прадеш, на юге Индии, где традиция классического танца восходит к древнейшим временам, о чем свидетельствуют скульптурные изображения танцовщиц в таких храмах, как Амаравати Неповторимое очарование кучипуди заключается в тонком слиянии драматическо го и классического танца с сюжетами из индийского эпоса, абстрактный и изобразительный танец сочетаются здесь с ярко выраженным драматическим элементом Энергичные прыжки и повороты, трепетность движений, смелая и полная чувств игра глаз — все это создает атмосферу глубокого лиризма. В кучипуди тоже используется элемент чистого танца джатисварам и тиллана, а также иногда тарангам когда вводится специальный реквизит танцовщица, например, балансирует на краешке медного блюда, держа на голове кувшин с водой, и исполняет сложные фигуры ногами В нритья нередко включаются отрывки из танцевальной драмы, например из «Бхамакалапам» Падам и джавали такие же, как в бхарат натьям. Движения в кучипуди округлы и стремительны и сочетают плавные шаги с прыжками Кучипуди исполняется в быстром темпе Музыкальное сопровождение, как и в бхарат натьям, южно индийская музыка школы карнатак, исполняемая на тех же инструментах.


Мохини-аттам

В Керале и южной Индии родился танец мохини-аттам, очень напоминающий бхарат-натьям, с которым непосвященный может его спутать. С древних времен танец исполнялся только женщинами, и ему свойственно особое очарование женской грации и мягкости. Репертуар мохини аттам невелик Это прежде всего чисто абстрактный танец чолукатту, в котором, изгибаясь всем телом, танцовщица демонстрирует плавные движения, словно имитирующие покачивания лодки на быстрине картина, привычная для жителя Кералы. В конце чолукатту танцовщица разыгрывает сюжет из «Рамаяны», пользуясь для этого соответствующими мимическими средствами и языком жестов.

Другой чисто танцевальной композицией является тиллана, близкая к такой же форме в бхарат- натьям В нритья темы танца, где средствами выразительности являются мимика, движения глаз и рук, навеяны произведениями известных индийских поэтов. Язык жестов разработан столь же тонко, как в великой танцевальной драме Кералы катхакали, элементы которой повлияли на танец мохини-аттам.

В последнее время все большую популярность приобретает прелестная танцевальная форма одисси — из штата Орисса. Смотришь этот танец, и кажется, будто видишь ожившие изваяния. Его характерной особенностью является особая скульптурность поз и танцевальных движений. Одисси убеждает, что танец—это движущаяся скульптура, а скульптура застывший танец Основные позы одисси — чаука, или квадрат, и трибханга, или треугольник (любое положение тела, дающее три изгиба) то, что сообщает неизъяснимую грацию скульптурам древней Индии.

Чисто танцевальные элементы одисси — это мангалачаран, бату, паллави и мокхия. В бату танцовщица делает резкие движения, будто ударяет по струнам вины, или изображает игру на флейте, барабане-мриданге и цимбалах, — наподобие из вестных скульптур из Конаракского храма Танцуя паллави, положенный на определенную рагу, танцовщица создает удивительной красоты образы, составленные из скульптурных поз. В мокхия, являющейся своеобразным финалом, абстрактные танцевальные движения танцовщицы завершаются плавными прыжками. В нритья неизменно исполняется аштапади стихи «Гитаговинды» Джаядевы — бессмертной по эмы о любви (XII в. н. э.). Танцовщица изображает героиню поэмы, томящуюся по своему возлюблен ному, отвергнутую и страдающую в разлуке с ним. Тема позволяет исполнительнице раскрыть все свои мимические способности и актерское дарование Кроме аштапади, исполняются также танцы на темы орисских песен. Одисси дает танцовщице возможность продемонстрировать свое мастерство как в искусстве нритта, так и в искусстве нритья.

В Индии сказителя называют катхаком. Танце валькая форма катхак зародилась на севере страны, и первыми ее исполнителями были храмовые сказители, иллюстрировавшие религиозные стихи жестикуляцией и танцами. В эпоху Великих Моголов этих танцоров стали приглашать ко двору, и катхак получил новые элементы, обогатившись сложными ритмами, которые отбиваются ступнями и стремительными пируэтами В сольном исполнении катхак включает в себя малые композиции нритта, именуемые, тоде, тук-де, парана, парамела и тарана. Каждый из номеров обладает внутренней завершенностью и исполняется на определенный ритм — тала. Барабан -табла задает ритм, ему вторит ритмическая дробь ступней. Танцовщица движется не сгибая туловища, что позволяет ей делать стремительные пируэты чаккары. Вся танцевальная композиция заканчивается завершающим ударом барабана. Композиция может быть короткой, она исполняется в быстром темпе, танцовщица не теряет при этом грациозности и выразительности движений. Дробное притоптывание составляет важнейший элемент катхака танцовщица выстукивает ступнями сложнейшие ритмические узоры, называемые таткарами. Абхинаям — это совокупность изобразительных средств актера, при помощи которых он разыгрывает танцевальное действие на религиозное песнопение бхаджан или стихотворение пада. Мимическая игра здесь не особенно сложна, а движения рук наделены более доступным, конкретным значением Язык жестов передает смысл песни с очаровательной непосредственностью.

Особым видом такого изобразительного танца является гатабхава, при исполнении которого танцовщица разыгрывает незамысловатые сценки под аккомпанемент струнных и ударных инструментов. Танец не сопровождается пением. Танцовщица грациозно изображает картинки из повседневной жизни черпает воду из колодца девушка, прихорашивается перед зеркалом красавица, юная женщина ожидает возлюбленного и т д. Танец исполняется под классическую музыку школы хиндустани, оркестр состоит из ударных табла и пакхавадж, и струнных: саранги, ситара и сарода. Танцовщица может выступать в индусской или мусульманской одежде Она выглядит, как танцовщица, изображавшаяся на моголь-ских и раджпутских миниатюрах. Катхак соединил и взаимообогатил традиции индусского храма и мусульманского двора, и в этом синтезе раскрывается гении индийского народа.

Танцевальная драма Кералы называется катхакали, она ничем не похожа на катхак. Катхакали большое сюжетное представление, и обычно оно разыгрывается группой актеров-танцовщиков. По традиции катхакали исполняют только мужчины. Особую торжественность и величие катхакали придают костюмы и грим. Персонажей узнают по цвету грима, маскообразно наложенного на лицо и отличающегося сложной символикой линии и рисунка Основу грима «пакка» составляет зеленый цвет, это грим благородных и добродетельных персонажей, божественных героев и великих царей. Грим «катти» — также зеленый, но перебиваемый красным, вокруг ноздрей нанесены линии в форме изогнутого ножа, на лбу и носу прикреплены подвески. Это грим персонажей благородного происхождения, но творящих зло. к ним относятся цари Равана и Дуръодхана. Черный грим «кари» символизирует: жителей джунглей, охотников и ведьм. Грим естественного темно-желтого цвета «минакку» предназначен для женщин, мудрецов и брахминов. Некоторые исполнители носят бороды, «тади»: красно бородые персонажи выглядят угрожающе, на их лицах красная краска, а на голове корона; так изображаются злой Дуссащана и обезьяны Бали и Сугрива; седая борода обязательна для царя обезьян, Ханумана. Есть в катхакали и другие персонажи — например, птица Джатаю и змея Такшака. Актеры одеты в яркие, сборчатые юбки, на шеях — многоцветные шарфы, на головах — ярко расписанные короны. Эти стилизованные, необъятные одеяния непомерно увеличивают размеры человеческой фигуры, придавая ей сверхъестественное величие.

Пураппад — чисто танцевальный номер. Персонаж выводят из-за задника два ассистента. Занавес медленно поднимается, и танцор является перед публикой во всем своем великолепии. В катхакали чисто танцевальные номера сочетаются с изобразительными. Огромную роль играет мимика; выражение глаз, движение бровей и лицевых мышц помогают передать тончайшие движения души. Язык жестов отличается крайней усложненностью; чтобы хорошо понять изображаемую сцену, надо заранее знать сюжет. Катхакали использует сюжеты из эпических произведений «Махабхарата» и «Рамаяна». Катхакали исполняется в сопровождении музыки школы сопана, отличной от музыки школы карнатака. Оркестр включает в себя вертикальный цилиндрический барабанчик ченда, горизонтальный барабанчик — маддалам, цимбалы и гонги. Два певца поют песни на языке малаялам, рассказывая о событиях, которые танцоры разыгрывают на сложнейшем языке поз, телодвижений, жестов и мимики.

Штат Манипур на северо-востоке Индии расположен в долине райской красоты. Танцы манипури, как правило, исполняются группами танцовщиц, но есть и сольные номера. Движения танцовщицы, веретено подобные и круговые, отличаются поразительной грацией, изысканностью и плавностью; положение тела со сжатыми коленями напоминает цифру восемь; выражение лица мечтательно-лирическое. Костюмы необычайно красочны, юбки расшиты зеркальцами, верхняя часть одежды унизана украшениями; на лицах полупрозрачные вуали. Это типичный костюм манипури-рас, танца, в основе которого лежит история бога Кришны и его возлюбленной Радхи с ее подружками, пастушками-гопи. Танцы эти отличаются лиризмом, грациозностью основных движений и легкой поступью исполнителей. Положение туловища и позиции танцовщицы напоминают живописные группы на индийских фресках. Чисто танцевальные номера исполняются на определенную рагу, танцовщицы как бы строят в пространстве изящное переплетение линий. В телене, как и в тиллане, музыкальное сопровождение имеет свой особый лад и ритм, а круговые движения исполнительниц поражают изысканностью. Танец манипури состоит из двух основных частей чали и бханги. Нритья состоит из раслила, где сочетаются элементы чистого и драматического танца. Певцы сутрадхары — поют очень высокими голосами с большим чувством. Танец манипури сопровождается оркестром: флейты, однострунная пена, барабанчик-пунг и цимбалы. В изобразительном танце используются сюжеты из «Гитаговинды» Джаядевы и поэзии Видьяпати. Движения танцующих плавные, глаза обычно опущены вниз.

Другие танцевальные номера включают пунгчолом. Мужчины танцуют и бьют в барабанчик-пунг. Совершая быстрые круговые движения, акробатические прыжки, они не перестают играть на барабанах и вызывают восхищение зрителей своей виртуозностью. К этому типу танца близок каратала-чолом, где исполнители танцуют, хлопая в ладоши, и мандиланартана, в котором танцоры, не прерывая движений, играют на цимбалах. Оба танца исполняются во время праздников и по случаю особых торжеств.

На современной сцене классические виды индийского танца исполняются четко и чисто; и хотя длинные номера несколько сокращаются в угоду времени и современным вкусам, дух и характер танца остаются неизменными, что не исключает отдельных опытов экспериментирования и новаторского переосмысления в области формы. Чтобы по-настоящему оценить индийские танцы, необходимо смотреть их вновь и вновь, как вновь и вновь мы перечитываем любимые стихи, каждый раз открывая в них иной, более глубокий смысл.

2INDIA.RU — главная страница сайта

1. Туристическая компания « ТурПлюс »

Мы будем рады помочь Вам в организации Вашего отдыха в Индии!

Лакшми — индийская богиня счастья. Желает отличного отдыха всем нашим клиентам!

Телефоны:
+7 (495) 785-88-10 (многоканальный)

Адрес: Москва, ул. Марксистская д.3, офис 416, ст. метро «Марксистская», «Таганская» (3 минуты от метро) Схема проезда >>>

2. Туристическая компания « Мир странствий »

Адрес: г. Москва, Страстной бульвар, 16.

Контактная форма:

С помощью контактной формы Вы можете заказать тур, отель, авиабилет, визу в Индию ( в этом случае укажите свой телефон и время отзвона ).

При заказе с сайта скидка 3%!

Ваши заявки обрабатывают сотрудники туристической компании « Тур Плюс »

Современный классический танец. Искусство классического танца

Классический танец сегодня является фундаментом любого танцевального направления. Его элементы формировались на протяжении многих лет и самыми лучшими преподавателями балетных школ мира. С этого направления начинают все новички, попадающие в чудесный мир танца.

Классический танец — это прежде всего зрелищность, красота и правильная основа любого танцевального движения. Неважно, в каком направлении будет развиваться танцор, начинать уроки он должен именно с него.

Классический танец — это движения, которые объединились в одну единую систему. Но для того чтобы эта система работала, её необходимо оживить. Одно дело, когда танец существует просто так, другое, когда он помогает раскрыть чувства и маленькую историю, как, например «Лебединое озеро».

История развития в России

Такое направление, как классический танец, появилось в России благодаря Петру I. Указ о собраниях 1718 года включал в себя обязательное проведение танцев. Немного позже танцы присутствовали в маскарадах и спектаклях. А в 1773 году в Москве открывается первая в России балетная школа.

С того времени и до сегодняшних дней эти школы дарят миру танцоров, которые своим талантом прославляют Родину.

Искусство классического танца имеет самую высокую форму в хореографии под названием балет. Это история, которая родилась благодаря музыке, но раскрылась в хореографии. Он разделён на 2 части: характерный и классический танец. Также он разделяется по следующим жанрам:

Каждый танцор обязан знать термины классического танца. Их большое количество, но ниже приведены лишь основные.

Адажио — в переводе с итальянского означает «медленно». Это упражнение включает в себя позы, наклоны, вращения и повороты, которые выполняются в медленном темпе. Главная задача адажио — научить танцоров плавно переходить от одного движения к другому, слушать музыку и вырабатывать устойчивость.

Аллегро — с итальянского переводится как «радостный». Представляет собой маленькие прыжочки, которые выполняются в конце разминки.

Антраша — с французского имеет значение «скрещённый». Это упражнение, в котором во время прыжка ноги танцора разводятся и несколько раз скрещиваются в быстром темпе. Такая техника показывает, насколько виртуозен исполнитель.

Па-де-буре — движение представляет собой мелкие шаги.

Гран — в переводе с французского означает «большой». К примеру, есть такое движение, как гран батман жете, при котором бросок ноги осуществляется на максимальную для танцора высоту.

Пар терр — «на земле». Движения, имеющие такие названия, означают, что их выполняют только на полу.

Препаросьон — с французского переводится как «приготовление». Любое движение, прыжок или вращение начинается с подготовки.

Кордебалет — это артисты, которые танцуют массовые номера.

Фондю — плавное движение, при котором ноги сгибаются и разгибаются.

Основные позы

Любая поза классического танца несёт в себе задачу. Но их объединяет одна цель — развитие координации движений. Самые основные позы, которые изучают танцоры в первый год обучения:

  • Эпальман круазе вперёд. Руки поднимают в I позицию, при этом голова слегка наклоняется к левому уху, а взгляд — к кисти правой руки. Затем правая нога медленно отводится вперёд с вытянутым носком. Одновременно с ногой работают и руки: левая отводится в III позицию, правая — во II. Провожаем взглядом кисть правой руки.
  • Эпальман круазе назад. Принцип движения тот же, что и в первом варианте, только здесь левая нога медленно отводится назад, при этом левая рука из I позиции плавно переходит в III, а правая — во II. Голова следит за движением правой руки.
  • Эффасе вперед. Не отрывая от пола, ведём правую ногу вперёд. Левая рука плавно переходит из I позиции в III, а правая меняет положение на II. Когда руки оказываются в положении I позиции, голова должна смотреть прямо, а взгляд устремлён в кисти.
  • Эффасе назад. Левая нога плавным движением отводится назад. Руки при этом выполняют все движения, что и в варианте вперёд.

Также существует такая поза классического танца, как arabesque (арабеск). Но так как она более сложная, новички выполняют её после того, как хорошо изучивают ранее показанные позы.

Народный танец

Народные классические танцы — это жизнелюбивый, яркий и праздничный вид искусства. Такой танец был создан не благодаря лучшим хореографам, как в случае с балетом, а из всего того, что нас окружает.

Являясь древним искусством, народный классический танец позволяет танцору за несколько минут из страстного испанского мачо превратиться в свободолюбивого цыгана. Изучая народные танцы, человек постигает культуру каждой национальности, а также различает широкую русскую душу и лёгкость движений народов Ирландии, азарт украинского гопака и мудрость Японии.

Народный танец даёт танцору прекрасную возможность побывать в любой стране, при этом не покидая стен танцевального зала.

Самые популярные виды классического народного танца:

Позиции ног

Главное оружие танцора — это его ноги. Любая позиция классического танца существует для выворотности ног. Дело не в том, чтобы красиво направить носки в разные стороны, а в том, чтобы вся нога, начиная с бедра и заканчивая пальцами ног, была повернута правильно. А чтобы этого достичь, необходимо ежедневно заниматься.

Существует 5 позиций:

1. Пятки вместе, а носки развёрнуты так, что ступни образуют на полу прямую линию.

2. Такая же, как и 1, только расстояние между пятками должно быть приблизительно 30 см.

3. Пятка одной из ног должна прикасаться к середине ступни другой ноги. Такая позиция в танцевальном мире используется и встречается редко.

4. Ступни вывернуты находятся параллельно друг другу. Таким образом, вес танцора находится ровно по центру, то есть не опирается на одну из ног.

5. Эта позиция аналогична 4, только здесь ступни должны быть плотно прижаты друг к другу.

Позиции рук

1 позиция. Руки слегка округлены и находятся на уровне диафрагмы. Ладони смотрят вовнутрь, плечи опущены. Руки и локти должны образовывать овал.

2 позиция. Раскрытые по сторонам руки должны находиться на уровне немного ниже плеча. Локти немного согнуты, пальцы собраны, а ладони и голова смотрят вперёд.

3 позиция. Руки немного округлены и подняты над головой. Кисти должны быть рядом, но не касаться друг друга. Ладони смотрят вниз, а голова — прямо.

Направления современного танца

Современный классический танец, как и любой другой жанр этой сферы, имеет много видов и направлений. Его считают самым большим разделом в хореографии. Каждое направление современного танца имеет свои особенности и манеры. Это делает его ещё более интересным и манящим.

Джаз — это танцевальное направление появилось ещё в 19 веке. У него имеются собственные ответвления, которые имеют свои манеры и движения. Степ, фристайл, афро-джаз, классический джаз, фанк, бродвей-джаз, соул — это лишь маленькая часть от общего количества видов. Самым виртуозным видом считается соул. Он очень похож на бальные танцы и включает в себя огромное количество сложных движений и трюков.

Модерн — полностью отказался от канонов классического танца и к каждому движению имеет свой философский подход. Здесь важно взаимоотношение танцора с ритмом и музыкой.

Бальные танцы

Это направление заслуживает отдельного внимания. Это не просто набор движений под музыку — это спорт, история, любовь и страсть, сложенные воедино.

Партнёры общаются друг сдругом при помощи движений, прикосновений и взглядов. Программа бального направления включает в себя 10 танцев, которые, в свою очередь, делятся на 2 группы: европейские и латиноамериканские.

Вальс — это самый благородный из всех танцев и единственный, который не претерпел изменений во времена танцевальной революции.

Танго — чувственный танец, где главную роль играет партнёр. Танец, полный страсти и гармонично сочетающий в себе быстрые, резкие и плавные движения.

Румба — такой же волнующий танец, как танго, но в то же время очень нежный и спокойный.

Ча-ча-ча — это удивительный танец, который основан на движении бёдер, ног. Его ритм не перепутать ни с каким другим (1,2, ча-ча-ча).

Классический танец

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Сатинская детская школа искусств»

Директор МБОУ ДОД «Сатинская ДШИ»

Приказ №26 о/д от 28.08.2012 г.

Срок реализации 5 лет

Принята на заседании художественно-

эстетического методического объединения

протокол №1 от 28.08.2012 г.

Составитель: Истомина А.А.

Пояснительная записка «Классический танец» является основой обучения, фундаментом для освоения всего комплекса хореографических дисциплин, базируется на освоении программы по предмету «Ритмика и танец» для подготовительных классов, в которую введено изучение первоначальных элементов классического танца.

— развитее личности учащегося;

— формирование духовно-нравственных ценностей;

подготовка двигательного аппарата учащихся к исполнению танцевального материала различного характера, разнообразных жанров, различной степени технической трудности;

— воспитание исполнительской культуры.

— формирование общей культуры, художественно-эстетического вкуса;

— активизация мышления, развитие творческого начала;

— активизация интереса к классическому танцу;

— овладение навыками музыкально-пластического интонирования;

— совершенствование двигательного аппарата (развитие физических данных, исправление физических недостатков);

— развитие пластичности, координации, хореографической памяти, внимания, формирование технических навыков;

— воспитание силы, выносливости, укрепление нервной системы;

— формирование навыков коллективного общения;

Программа «Классический танец» состоит из 3-х разделов:

1. Искусство классического танца.

2. Дисциплина – классический танец.

3. Практические занятия.

Первый раздел – теоретический, дает общее представление о классическом танце, как искусстве, его истоках, о русской школе классического танца.

Второй раздел – также теоретический, знакомит с общими понятиями учебной дисциплины «Классический танец», терминологией и спецификой музыкального

Количество часов, предусмотренное на темы 2-го раздела, предполагается

использовать в рамках практических занятий для более детального освоения

Третий раздел – практический, содержит изложение программных упражнений и их разновидностей в определенной последовательности. Он включает экзерсис у станка, экзерсис на середине зала, allegro.

Особенность изложения практического материала заключается в разработке примерного комплекса упражнений с указание метроритмических раскладок исполнения для каждого года обучения. В зависимости от подготовленности группы преподаватель может перенести изучение какого-либо элемента в тот или иной класс, не нарушая при этом общей последовательности освоения упражнений.

Особое внимание следует уделять движениям, предназначенным для факультативного прохождения. Их изучение рекомендуется в том случае, если возможности класса позволяют усвоить их качественно.

Предлагаемый курс обучения рассчитан на 5лет. По каждому году обучения разработаны программные требования, необходимые для определения конкретных учебных задач.

Реализация программы опирается на следующие принципы:

— постепенность развития профессиональных данных у учащихся;

-постепенность увеличения физической нагрузки и технической трудности;

— строгая последовательность в овладении материала;

— систематичность и регулярность занятий;

— целенаправленность учебного процесса и др.

По окончании курса обучения проводится экзамен.

Урок классического танца рекомендуется проводить 2 раза в неделю ,общая нагрузка 3 академических часа по 40 минут.

Занятие, как правило, должно состоять из подготовительной, основной и заключительной частей и включать соответствующие разделы по мере их освоения (экзерсис у станка, экзерсис на середине зала, adagio, allegro).

Экзерсис у станка исполняется в начале урока и одной из его задач является разогрев мышц, суставов, связок. Упражнения классического экзерсиса изучаются постепенно. Сначала в медленном темпе, удобном для выработки внимания, памяти, эластичности ног и т.д., затем — с ускорение темпа.

Новые упражнения изучаются в «чистом виде», затем комбинируются в различных сочетаниях с другими. Все упражнения исполняются поочередно с правой и левой ноги.

На начальных этапах обучения экзерсису у станка отводится большая часть времени урока, впоследствии время для исполнения экзерсиса у станка сокращается за счет ускорения темпов исполнения и соединения отдельных движений в комбинации движений.

Одной из основных задач экзерсиса на середине зала является овладение устойчивостью, для чего необходимо правильное распределение центра тяжести корпуса на 2- х или одной ноге.На начальных этапах обучения экзерсис на середине зала используется не в полном объеме. Исполнение упражнений переносится на середину зала по мере их усвоения у станка, поэтому желательно, чтобы они исполнялись в «чистом виде» или в простейших сочетания (не более 2-х движений) По мере усвоения новых элементов у станка увеличивается объем материала на середине зала. Вводится epaulment и часть движений изучается в различных положениях epaulment.

Особый раздел урока классического танца – allegro. Его главная задача – освоение техникой прыжка без дополнительных усилий. Изучение allegro следует начинать после того, как освоена постановка корпуса и выработана определенная сила и выворотность ног в demi-plie. Прыжки начинают изучать лицом к станку, затем переносят на середину зала.

Таким образом, полный урок постепенно развертывается в своем объеме по мере усвоения материала. В начале обучения учащиеся делают только экзерсис у станка и на середине зала, соответственно программе. Усложнение в урок вносит изучение поз, на основе которых строятся элементарные adagio, направленные на приобретение устойчивости. Постепенно все упражнения экзерсиса и станка переносятся на середину зала и исполняются в epaulment.

Новые упражнения в программе каждого года обучения сначала изучаются в «чистом виде», затем комбинируются в различных сочетаниях с другими упражнениями.

Последовательность упражнений в экзерсисах обязательна, главным образом, в младших классах, в дальнейшем она может корректироваться.

При проведении урока необходимо руководствоваться следующими принципами:

— постепенно увеличивать нагрузку: от простых упражнений к более сложным;

— чередовать упражнения быстрые и медленные;

— темп исполнения упражнений должен быть сначала медленным с последующим ускорением;

— следить за свободным дыханием и самочувствием учащихся.

Содержание курса и методы обучения

Обучение классическому танцу начинается с 3 класса у детей, набранных в 6-9 лет. Количество детей в группах: от 6-10человек.

Главное внимание в младших классах следует уделять правильной постановке корпуса, рук, ног, головы как основе равновесия и апломба; овладению первоначальными навыками координации движений, которые предполагают согласованность работы всех частей тела в пространстве и времени; развитию физических профессиональных данных учащихся.

Все упражнения в 3 классе начинают изучать, стоя лицом к станку, держась за него двумя руками. Затем постепенно переходят к исполнению тех же упражнений, держась одной рукой за станок.

Для правильного усвоения выворотности ног ряд упражнений сначала изучается в сторону, позднее вперед и назад.

Все упражнения исполняются поочередно с правой, затем с левой ноги.

В 3 классе необходимо разъяснять учащимся понятия «опорной» и «работающей» ноги.

В средних классах необходимо продолжать работу по развитию двигательных функций: выворотности ног, гибкости корпуса, увеличению танцевального шага и прыжка.

Основными задачами средних классов являются:

— развитие устойчивости и силы ног;

— развитие силы стоп посредством исполнения движений на полупальцах;

— развитие координации движений;

развитие подвижности корпуса посредством исполнения упражнений в epaulment (сначала на середине зала); развитие эластичности мышц и связок;

— развитие выразительности исполнения посредством исполнения простейших танцевальных комбинаций.

На этом этапе обучения учащиеся совершенствуют основные технические приемы исполнения движений, опираясь на знания, полученные в младших классах.

В старшем 7классе закрепляется освоение хореографической азбуки, фундамента, на котором развиваются движения классического танца. На этом этапе обучения главное внимание следует уделять правильности и чистоте исполнения упражнений, элементам художественной окраски движений, развитию выносливости и устойчивости. В этот период обучения возрастает физическая нагрузка, ускоряются темпы исполнения движений. Линия урока становится более непрерывной.

Основные методы работы педагога-хореографа на уроке – показ движений и словесное объяснение. Они являются главными проводникам требований преподавателя к учащимся. В разных классах показу и объяснению отводится различная роль. Изменяются функции показа и объяснения на разных этапах обучения.

На начальном этапе обучения показу придается исключительно большое значение, т.к. он дает первоначальное представление о движении. Поэтому показ должен быть предельно точным, конкретным и техническим совершенным.

Словесное объяснение комментирует показ, выделяя наиболее важные моменты, а также служит для формирования основных понятий, необходимых на начальном этапе обучения (французская терминологии, правила исполнения).

На следующем этапе обучения показ приобретает иной характер. Он становится более обобщенным, акцентирующим наиболее важные моменты обучения, особенно мышечную работу тела.

Словесный метод приобретает очень большое значение в связи с происходящим процессом осмысления исполнения. На этом этапе слово несет самую большую нагрузку.

На конечном этапе обучения показ и объяснение занимают меньше времени по сравнению с предыдущими этапами. Методы показа и объяснения варьируются в самых широки пределах, учитывая многообразие задач выпускных классов.

Таким образом, два важнейших метода – показ и объяснение – связаны с одним из центральных моментов обучения: активизацией мышления и развитием творческого начала в процессе напряженной физической работы по овладению танцевальными навыками.

Требования к проведению урока

Урок классического танца проводится в форме группового занятия. Состав группы может быть смешанным.

При подготовке к уроку необходимо учитывать такие факторы, как

— степень его сложности;

— особенности класса как исполнительского коллектива.

При составлении плана занятий предполагается детальная разработка каждой его части, где следует:

— определить новый материал для изучения, ввести его в различные комбинированные задания;

— наметить примеры (составить комбинации) для совершенствования накопленных знаний;

определить музыкальный материал для каждой части занятия (размер и характер музыкального сопровождения как к новым движениям, так и к закреплению пройденного материала).

По мере усвоения новых элементов у станка увеличивается объем материала на середине зала. Вводится epaulment и часть движений изучается в различных положениях epaulment.

Особый раздел урока классического танца – allegro. Его главная задача – освоение техникой прыжка без дополнительных усилий. Изучение allegro следует начинать после того, как освоена постановка корпуса и выработана определенная сила и выворотность ног в demi-plie. Прыжки начинают изучать лицом к станку, затем переносят на середину зала.

Таким образом, полный урок постепенно развертывается в своем объеме по мере усвоения материала. В начале обучения учащиеся делают только экзерсис у станка и на середине зала, соответственно программе. Усложнение в урок вносит изучение поз, на основе которых строятся элементарные adagio, направленные на приобретение устойчивости. Постепенно все упражнения экзерсиса и станка переносятся на середину зала и исполняются в epaulment.

Новые упражнения в программе каждого года обучения сначала изучаются в «чистом виде», затем комбинируются в различных сочетаниях с другими упражнениями.

Последовательность упражнений в экзерсисах обязательна, главным образом, в младших классах, в дальнейшем она может корректироваться.

При проведении урока необходимо руководствоваться следующими принципами:

— постепенно увеличивать нагрузку: от простых упражнений к более сложным;

— чередовать упражнения быстрые и медленные;

— темп исполнения упражнений должен быть сначала медленным с последующим ускорением;

— следить за свободным дыханием и самочувствием учащихся.

При проведении урока целесообразно выдерживать структуру занятия в целом и соизмерять длительность отдельных частей; сохранять динамичность темпа занятия, живость подачи материала, деловую атмосферу.

На практических занятиях очень важно:

— переводить на русский язык французские термины, принятые в классическом танце;

— объяснять назначение упражнения и правила его исполнения;

— обращать внимание учащихся на особенность упражнения, определяющую его сходство или различия с другими;

— равномерно распределять физическую нагрузку в течение всего занятия, соотносить статические и динамические нагрузки;

чередовать работу различных групп мышц, развивать внимание и осознанный контроль за работой мышц;

— соотносить темпы выполнения отдельных заданий;

— воспитывать самостоятельность в выполнении учебных заданий.

Музыкальное оформление урока классического танца

Танец органически связан с музыкой. Без музыки немыслимы как танцевальные композиции, так и тренажерные упражнения, в том числе и упражнения классического экзерсиса.

В процессе учебной работы необходимо прививать учащимся умение слышать и понимать музыку. Нельзя допускать, чтобы музыкальное сопровождение являлось «фоном» урока, т.к. это приводит к безразличию музыкального восприятия. Правильно подобранный музыкальный материал должен помогать осваивать хореографический материал, соответствуя его характеру, ритмическому рисунку, темпу.

Для тренажных упражнений желательно использовать музыкальный материал квадратного построения, с четким ритмом и ярко выраженной фразировкой, чтобы учащиеся легко определяли музыкальные предложения, периоды и основное внимание уделяли правильности исполнения движений.

Музыкальное сопровождение нужно подбирать так, чтобы при выполнении упражнений его не нужно было искусственно ускорять или замедлять. Ритмическая основа тренировочных комбинаций, в основном, должна совпадать с ритмическим рисунком музыкального сопровождения.

На первоначальных этапах изучения упражнений необходимо использовать музыкальное сопровождение с простым ритмическим рисунком. Позднее, на этапе совершенствования движений, ритмический рисунок может быть более разнообразным.

При сочетании движений следует сохранять общую линию мелодии, изменяя лишь ритмический рисунок внутри такта, оттеняя тем самым характер сочетаемых движений. В этом плане для тренировочных упражнений желательно использовать музыкальную импровизацию, т.к. грамотная, разнообразная импровизации в своей идеальной форме строго подчиняется заданной педагогом комбинации, повышая тем самым качество учебной работы.

В каждом классе в зависимости от возрастной категории и подготовленности группы музыкальное сопровождение урока классического танца различно: по темпу, ритмическому рисунку, динамической окраске.

Тема 1.1 Истоки классического танца.

Народная хореография – первооснова создания классического танца. Профессиональный танец до балета. Древняя Греция – мимы. Россия – скоморохи.

16 век. Италия, систематизация элементов классического танца. Балет. Классический танец во Франции. Академии танца. Создание терминологии. Завершение формирования системы классического танца.

Тема 1.2 Русская школа классического танца.

Становление русской школы классического танца. Ассамблеи Петра 1-го. Ж.Б.Ланде – основатель первой русской балетной школы.

Особенности русской школы: содержательность, идейность, высокое исполнительское мастерство (выразительность танца, осмысленность, совершенство пластики тела, виртуозность, актерская индивидуальность).

Вклад русской школы в развитие мировой хореографии.

Тема1.3 Классический танец – основа балетного спектакля.

Балетный театр. Воплощение разнообразных тем и сюжетов. Создание специфических выразительных средств.

Спектр возможностей классического танца. Условность и универсальность классического «языка» в создании всевозможных образов хореографических произведений на примерах различных балетов.

Раздел 2. Дисциплина – классический танец

Тема 2.1 Терминология классического танца.

Использование французской терминологии в классическом танце в связи с канонизацией классического танца, которая произошла во Франции. Парижская Академия танца (основанная в 1661г) – первое учебное заведение данной системы обучения.

Необходимость перевода на русский язык всех французских терминов в процессе обучения, объяснение их значения, характера исполнения, принадлежности использования.

Тема 2.2 Основные требования классического танца.

Основные требования классического танца: анатомо-физиологическое строение тела: выворотность, осанка, прыжок, танцевальный шаг, гибкость, музыкальный слух.

Выворотность , ее эстетические функции. Анатомические предпосылки выворотности, ее развитие.

Осанка . Эстетические функции прямого корпуса и вытянутых ног. Необходимость правильной осанки для исполнений движений классического танца.

Прыжок как одно из средств выразительности классического танца, особенности его исполнения в женском и мужском танце.

Танцевальный шаг, его значение и способы развития на уроке классического танца. Применение танцевального шага в сценическом танце.

Гибкость , ее эстетические функции, развитие пластики тела.

Музыкальность исполнения движений, развитие чувства ритма.

Тема 2.3 Музыкальное сопровождение занятий классического танца.

Понятия: ритм, метр, темп, динамика, характер музыкального произведения.

Музыкальный материал, используемый на занятиях классического танца, как средство воспитания исполнителей. Использование классической музыки русских и зарубежных исполнителей или импровизации на ее основе.

Соответствие стиля и характера исполняемого движения материалу.

Раздел 3 Практические занятия

В течение курса обучения планируется освоить следующие упражнения и элементы классического танца:

Экзерсис у станка:

Позиции ног; постановка корпуса; позиции рук (вначале изучаются на середине зала); battement tendu (все направления) с 1 и 5 позиций; demi-plie в 1, 2, 5 и 4 позициях; battement tendu с demi-plie (все направления) в 1 и 5 позициях без перехода и с переходом в 4 позицию; passé par terre; demi-rond de jambe par terre en dehors et en dedans; rond de jambe par terre en dehors et en dedans; rond de jambe par terre на demi plie en dehors et en dedans; temps releve par terre (prep. для rond de jambe par terre); battement tendu jete (все направления) c 1 и 5 позиций, в позах croisee et effecee; battement tendu jete c demi-plie (все направления) в 1 и 5 позициях, во 2 позиции без перехода и с переходом, в 4 позиции без перехода и с переходом; battement tendu pour le pied (в сторону); battement tendu jete pique (все направления); положение ноги sur le cou de pied: учебное (обхватное), условное; battement frappe носком в пол, на 30*; battement fondu (все направления); носком в пол, на 45*, releve на полупальцы в 1, 2, 5 и 4 позициях; battement tendu soutenu, grand plie в 1,2, 5 и 4 позициях; battement relevelent (все направления) на 45* и 90*, в позах croisee et effacee, retire, battement developpe (все направления), battement developpe passé на 90*, grand battement jete (все направления) с 1, 5 позиций, pointe, в позах croisee efface, с passé par terre, подготовительные упражнения для rond de jambe en l air, rond de jambe en l air en dehors et en dedans, plie releve с ногой поднятой на 45*, demi-rond de jambe на 45* en dehors et en dedans, полуповороты в 5 позиции с переменой ног на полупальцах en dehors et en dedans, с вытянутых ног, с demi-plie, pas tombee на месте, pas coupe на целой стопе, на полупальцах, preparation к tour c 5 позиции en dehors et en dedans, pas de bourree simp. без перемены ног, с переменой ног; перегибы корпуса, 3 port de bras, tour c 5 позиции, поза attitude.

Экзерсис на середине зала:

Позиции рук: подготовительное положение, 1, 2, 3 позиции; поклон, основные положения корпуса; позы (носком в пол): croisee, effacee, 1, 2, 3 arabesque; 1, 2, 3, 4 port de bras; battement tendu (все направления) с 1 и 5 позиций en face, в позах croisee et effacee; demi-plie в 1, 2, 5 и 4 позициях; rond de jambe par terre en dehors et en dedans; rond de jambe par terre на demi plie en dehors et en dedans; temps releve par terre (prep. для rond de jambe par terre); battement tendu jete (все направления) c 1 и 5 позиций en face и в позах croisee et effacee; battement tendu jete pique (все направления); battement frappe носком в пол, на 30* en face; battement fondu (все направления); носком в пол, на 45* en face, grand plie в 1,2, 5 и 4 позициях; battement relevelent (все направления) на 45* и 90* en face, в позах croisee et effecee; battement developpe (все направления) en face, в позах croisee et efface; grand полупальцы в 1, 2, 5 и 4 позициях; rond de jambe en l air en dehors at en dedans, plie releve с ногой поднятой на 45*; полуповороты в 5 позиции с переменой ног на полупальцах en dehors et en dedans с вытянутых ног, с demi-plie; preparation к tour c 5 позиции en dehors et en dedans; tour c 5 позиции, поза attitude croisee et effacee.

Temps leve sauté в 1, 2, 5 позициях; pas echappe во 2 позицию, pas assemble с открыванием ноги в сторону, вперед, назад, double; sissonne simple c battement tendu, c pas assemble, c pas de bourree; pas jete en face, с окончанием в маленькие позы, pas glissade с продвижением в сторону, changement de pied en face, en tournant; petit pas de chat, сценический sissonne, pas chasse, sissonne fermee все направления, sissonne ouvert en face.

Учащиеся должны иметь представление:

— о классическом танце, его истоках

-основные требования классического танце

-названия движений( французская терминология),их перевод и значение;

-постановкой корпуса, рук, головы;

-элементарной координацией движений

-правила исполнения основных движений классического танца;

Понятие epaulement et croisee et efface

-рисунок положение рук в основных позах croisee et effase

-прыжки с двух ног на одну;

-навыками устойчивости в позах классического танца

-навыками закономерной координации движений рук и головы.

знать: — основные требования классического танца; battement jete (все направления) с 1, 5 позиций, pointe, en face, в позах croisee efface; releve на

— названия движений (французская терминология), их перевод и значение;

— подготовительное движение рук – preparation;

— уровни подъема ног;

— понятие о вращательных движениях en dehors et en dedans;

— прыжки с двух ног на две;

владеть: — постановкой корпуса, рук, ног, головы;

— координацией движений рук, ног, головы,

уметь: — исполнять preparation и закончить исполнение упражнения (закрывание руки в

знать: — правила исполнения основных движений классического танца;

— понятия epaulment croisee et efface;

— рисунок положения рук в основных позах croisee et efface;

— прыжки с двух ног на одну;

владеть: — навыками устойчивости в позах классического танца;

— навыками закономерной координации движений рук и головы.

знать: — типы координации движений: однонаправленные и разнонаправленные;

— уровни положения рук в больших и маленьких позах, позициях;

— ракурсы исполнения движений;

владеть: — устойчивостью в статике;

— навыками точной координации движений;

-ощущением позы, ракурса, пространства;

-быстротой запоминания комбинаций;

— развитой силой и выносливостью;

— танцевальной манерой, пластикой классического танца.

уметь: — исполнять движения грамотно и музыкально.

работать в ансамбле

Форма отчетности. 3 класс

Учащиеся должны иметь представление:

— о классическом танце, его истоках

-основные требования классического танце

-названия движений( французская терминология),их перевод и значение;

-постановкой корпуса, рук, головы;

-элементарной координацией движений

-правила исполнения основных движений классического танца;

Понятие epaulement et croisee et efface

-рисунок положение рук в основных позах croisee et effase

-прыжки с двух ног на одну;

-навыками устойчивости в позах классического танца

-навыками закономерной координации движений рук и головы.

знать: — основные требования классического танца; battement jete (все направления) с 1, 5 позиций, pointe, en face, в позах croisee efface; releve на

— названия движений (французская терминология), их перевод и значение;

— подготовительное движение рук – preparation;

— уровни подъема ног;

— понятие о вращательных движениях en dehors et en dedans;

— прыжки с двух ног на две;

владеть: — постановкой корпуса, рук, ног, головы;

— координацией движений рук, ног, головы,

уметь: — исполнять preparation и закончить исполнение упражнения (закрывание руки в

знать: — правила исполнения основных движений классического танца;

— понятия epaulment croisee et efface;

— рисунок положения рук в основных позах croisee et efface;

— прыжки с двух ног на одну;

владеть: — навыками устойчивости в позах классического танца;

— навыками закономерной координации движений рук и головы.

знать: — типы координации движений: однонаправленные и разнонаправленные;

— уровни положения рук в больших и маленьких позах, позициях;

— ракурсы исполнения движений;

владеть: — устойчивостью в статике;

— навыками точной координации движений;

-ощущением позы, ракурса, пространства;

-быстротой запоминания комбинаций;

— развитой силой и выносливостью;

— танцевальной манерой, пластикой классического танца.

уметь: — исполнять движения грамотно и музыкально.

работать в ансамбле

Все зачеты и экзамены предполагают проверку знаний учащихся по разделам теоретической и практической подготовки.

Список рекомендуемой литературы

1. Бочаров А., Лопухов А., Ширяев Л. Основы характерного танца. — М. — Л., Искусство, 1939.

2.Каримова Р. Ферганский танец (методическое пособие). — Ташкент. Изд-во литературы и искусства им. Гафура Гуляма, 1973.

3.Классический танец. Примерная программа для детских хореографических школ, хореографических отделений детских школ искусств. Рекомендована научно-методическим центром по художественному образованию. — Москва, 2006г.

Бхаратанатьям — терминология танца, основные понятия классического индийского танца

Ударение показано заглавной буквой. Для некоторых слов бытует разное ударение, а также разная транскрипция кириллицей, да и латиницей тоже. Что связано со сложностью нахождения соответствий в фонетике языков — русского и тамили, санскрита.

Хотя «Абхинайя Дарпана» («Зеркало жестов») написана на санскрите, наттуванары («наставники», т.е.учителя танца в Индии) редко пользуются санскритскими словами, предпочитая на занятиях с учениками прибегать к тамильскими терминами.

Поэтому общие термины, касаемые любого классического танца (нритта, нритья, натья, абхинайя, бхава, раса, хаста) — санскритские, а названия поз и движений именно бхаратанатьям — на языке «тамили».

нАтья — вид драматического искусства. Искусство танцевального представления. Танцевальная драма. Репертуар бхаратанатьям — отдельная статья Divadance.

нрИтта — «чистый танец» — то есть танец как комбинация красивых движений, без внедрения образа, сюжета.

нрИтья — «внедрение» образа и сюжета в танец в том числе нритья хаста — искусство самовыражения посредством жестов.

абхинАйя — искусство выражения чувств, образов, сюжетов через художественное единство: мимики, поэзии (текста песни, который должен быть понятен зрителю), жесты (хасты), позы, выражение лица, костюм, декорации и многое другое. Это — выразительность танца, интонация. То, что позволяет внести в танец литературу, передать посредством танца самые тонкие переживания.

бхАва — эмоциональное состояние, которое переживает танцовщица в танце, мечтая донести эти эмоции вкупе с создаваемым образов до зрителя.

рАса (саскр.-«вкус», «привкус») — это тот «привкус», который остается у зрителя после просмотра танцевальной композиции. Те эмоции, что возникли в нем под воздействием танца. Есть 9 рас, наиболее распространена шрингара раса — любовная. То есть бхава танцовщицы порождает расу у зрителя.

хАста (санкср.-«тайная печать») — устоявшиеся веками жесты — положения пальцев, имеющие разнообразные значения. Хасты описаны в «Абхинайе Дарпане». Как изучить значение хаст в индийском классическом танце.

рАга (raga) — мелодическо-звуковая составляющая музыкального произведения. Это — совокупность звуков (нот, тонов), некоторые ограничения в порядке их использования, основной тон (доминанта в нашей терминологии) и иная совокупная информация. Приравнивать понятие раги к нашему понятию «мелодия» — не совсем корректно. Скорее, это — расширенное, усложненное понятие тональности и лада.

тАл (тала, taal, tala, taala) — ритм.

авартАн (Avartanam) — весь цикл ударов выбранного тала — от первого до последнего удара. Понятие похоже на наше понятие «такт».

солукАтта — sollukatta — слоги, под которые выполняются адаву, их же мы слышим во вмногих частях музыки для танца bharatanatyam). Подробнее о солукатту слогах для разных адеву.

гУнгуру (гхунгуру, гунгру, gunguru, ghunguru, gungru, ghungru) — в южной Индии их еще называют «челангаи». Они бываю два вида: плетеные и на ткани или коже. В северо-индийском классическом стиле катхаке штаны длинные, поэтому длинная плетеная косичка с колокольчиками несколько раз обвивает ногу поверх штанин и концы ее связываются друг с другом. И то может натирать ногу, поэтому иногда между тканью штанины и плетенкой прокладывают ткань. В южно-индийских стилях (к которым относится бхаратанатьсям, кучипуди, одисси и другие) штаны короткие, поэтому гхунгуру одевается на голую ногу, так что плетенка уже не подходит. Сооружается повязка из ткани или кожи, на которую рядами нашиваются матовые бубенцы.

К гунгуру особое отношение, как предмету, символизирующему все святое в искусстве танца. Их не швыряют, где попало, не дают поносить другим людям, не ходят с ними в туалет и так далее. Их освящают священнослужители, а гуру с благословением торжественно преподносит их ученику.

ПОНЯТИЯ, связанные с КОМБИНАЦИЕЙ движений:

адавУ (Адаву, adavu, adugulu, адеву) (тамили-«танец»,»движение») = карана (то же на санскрите) — канонические, устоявшиеся и известные всем комбинации 2 или более движений, на которых построено изучение бхаратанатьям

джАти- имеет два значения:
а).в музыкальной теории индийской классической музыки — это количество ударов в главном фрагменте любого тала, именуемого лагху (от одного до пяти ударов), в результате которого талы делятся на 5 типов: Tisra, Catusra, Khanda, Misra, Sankirna
б). небольшие комбинации движений, состоящие из адеву или других движений бхаратанатьям, выполняемые под слоговое пение (та, тей, там, ха и т.п.)

корвАй (корвей, korvai) — тоже комбинации из адеву или других движений бхаратанатьям. Отличие от понятия «джати» в том, что «корвей» говорят чисто про танцы, тогда как «джати» — музыкальное понятие (фрагмент вариации слогового пения). Выполнение корвей под слоги (тей там и т.п.) тоже называют «джати». Тогда как корвей — часть танца, аккомпанементом для которого являются: звуки инструментов, слоговое пение (саргам: са, ри, га и т.п., иные слоги), их сочетание. Например, часть танца джатисварам (там пение саргам) называется корвей, а не джати.

Каждая поза, адаву (карана), предполагает определенное положение рук и ног и состоит из трех элементов: стхАнака sthanakam (начальная позиция), чари — движение и нритта хаста (жесты рук).

арангетрАм (arangetram) — первое публичное выступление танцовщицы, дебют.

Статья опубликована 8 декабря 2009г — Divadance