Основные движения танцы кадриль

Сочиняем и танцуем кадриль

  1. Воспитать в детях чувство бережного отношения к традициям и танцевальной культуре русского народа.
  2. Обобщить и реализовать полученные знания практической деятельности — сочинить совместно одну из фигур кадрили.
  3. Развить коммуникативные навыки, образное мышление при создании и постановке своих замыслов.
  1. Введение детей в атмосферу занятия. Поклон.
  2. Разминка.
  3. Сведения о русском народном танце “Кадриль”. Формы построения кадрили.
  4. “Круговая кадриль”. Исполнение. Разучивание танца с гостями.
  5. “Угловая кадриль”. Исполнение. Совместное сочинение детей и педагога третьей фигуры кадрили. Демонстрация вариантов. Заключительное исполнение танца.
  6. Итоговая беседа.
  1. Звучит мелодия русской народной песни “Утушка луговая”. Дети входят в класс переменным шагом, перестраиваются в линии по четыре человека, образуя рисунок танца “коробочка”. Исполняется русский праздничный поклон.
    Педагог: Сегодня у нас необычное занятие, сегодня мы с ребятами проведём мастер- класс для наших гостей, расскажем об одном из видов русского танца – кадрили, научим танцевать вас и попробуем себя в качестве балетмейстера.
  2. Звучит мелодия русской народной песни “Ах, вы сени, мои сени”. Исполняется танцевально-ритмическая разминка, основанная на движениях, используемых в кадрилях (притопы, дроби, хлопушки, присядка, “ковырялочка”.) Задача разминки — разогрев опорно-двигательного аппарата ребёнка, создание психологического и эмоционального настроя занятия, знакомство с основными движениями русского танца.
  3. Ученик : – Русские народные танцы очень разнообразны. Связанные с жизнью народа, они отражают его мысли и чувства. Мы расскажем о кадрили. Кадриль — задорный игровой парный танец, вид русской пляски. Своё происхождение ведёт от салонного французского танца. В России кадриль появилась в начале XIX столетия и стала одним из любимых танцев русского народа. Кадрили по форме построения бывают круговыми и квадратными (угловыми). Круговые кадрили исполняются по кругу.
  4. Звучит мелодия русской народной песни “Подгорная”. Дети исполняют круговую кадриль, затем приглашают гостей, присутствующих на мастер-классе разучить и исполнить танец вместе. (Приложение 1 см. ниже).
  5. Ученик : — Мы с вами станцевали круговую кадриль, но есть кадрили с угловой формой построения, как правило, исполняются четырьмя парами, стоящими друг против друга по углам или по сторонам квадрата. Кадриль делится на фигуры, которые могут иметь различные названия: “Задорная”, “Проходочка”, “Девки нарасхват”, “Дробить” и др. Основные рисунки танца в кадрили: “Звездочка”, “Воротца”, “Прочёс”, “Уголки”. Фигуры отделяются друг от друга паузами, выкриками, дробями, взмахом платка и т.д.

Педагог : Мы исполним для вас первую, вторую и четвёртую фигуры угловой кадрили, а третью фигуру сочиним (разделившись на подгруппы) с вами.(Приложение № 2 см. ниже).

– Звучит мелодия русской народной песни “На горе-то калина”. Исполняется первая фигура — “Знакомство”.

– Звучит мелодия русской народной песни “Ой, мамка, я Ваньку люблю”. Исполняется вторая фигура — “Прогулочка”.

– Звучит мелодия русской народной песни “Ах, вы сени, мои сени”. Исполняется четвёртая фигура — “Прощальная”.

Педагог: Предлагаю работу по группам – сочинить третью фигуру кадрили на мелодию “Барыня”. Фигура называется “Задорная”.

Дети и гости работают в группах. Звучит мелодия русской народной песни “Барыня”. Исполняются варианты сочинений. Интересный вариант разучивается всей группой. В заключении исполняется весь танец.

  1. Педагог: На данном занятии мы не только познакомились с одним из видов русского народного танца кадриль, а также формами его построения, особенностями и манерой исполнения. Вы передали яркий, игровой характер русской кадрили, побывали в роли постановщика танца, проявили творчество и воображение в создании своих собственных замыслов, поделились знаниями с нашими гостями. На этом наш мастер-класс закончен.

Пляска- кадриль исполняется под мелодию “Подгорной”. Музыкальный размер – 2/4. Исполняется парами по кругу, с последующим переходом партнёрши к другому партнёру. Исходное положение: Пары стоят по кругу, лицом по ходу движения. Правые руки подняты вверх и соединены. Левые руки открыты в сторону и соединены

1-4 такты . Все участники движутся вперёд по кругу, исполняя два простых шага с каблука и тройной притоп, начиная справой ноги, затем то же самое с левой ноги.

5-8 такты . Возвращаются назад спиной на своё место, исполняя тот же шаг.

9-12 такты. Исполнители меняются местами, руки не рассоединяют, а лишь меняют их положение. Девочки шагают с левой ноги — два шага, тройной притоп, затем возвращаются с правой ноги на своё место. Мальчики одновременно исполняют движение с правой ноги.

13-16такты. Мальчики делают соскок по второй позиции, девочки обходят мальчиков простым шагом, держась левой рукой за правую руку партнёра.

17-24 такты. Исполнители разворачиваются друг к другу лицом, мальчики спиной в круг. Хлопают в ладоши.

25-32 такты. Исполнители вращаются в парах, и партнёрша переходит к другому партнёру, стоящему следующим по кругу.

Танец повторяется несколько раз.

  1. Фигура. “Знакомство”. Исполняется мелодия песни “На горе-то, калина”. Исходное положение: исполнители стоят в линиях по обеим сторонам класса. Мальчики справой стороны от зрителя, девочки – с левой. Участвуют четыре пары.

Исполнители линией идут к центру класса, здороваются правыми руками мальчик с девочкой, затем вращаются в парах и парами расходятся по углам класса.

В фигуре используются простой шаг с каблука и тройной притоп

  1. Фигура. “Прогулочка”. Звучит мелодия “Ой мамка, я Ваньку люблю”.

Танцующие парами идут по кругу, исполняя четыре простых шага и тройной притоп. Вернувшись на своё место, исполняют вращение в паре в одну и в другую стороны. Затем парами сходятся в центр круга и расходятся на свои места.

  1. Фигура. “Прощальная”. Звучит мелодия песни “Ах, вы сени, мои сени”.

Танцующие парами выстраиваются в колонну по центру класса, исполняют вращение в парах, затем поднимают руки, образуя воротца. Через “ручеёк” проходит четвёртая пара, и партнёры расходятся по разным сторонам – прощаются. Затем прощается третья, вторая пары. Последними уходят танцоры первой пары.

Русские народные танцы

Фольклор — это самое ценное достояние народа . В народном танце мы можем видеть мысли, чувства, настроение русского народа. Все, что происходило в жизни русских, оставило огромный отпечаток на народном творчестве. Русским танцорам, исполняющим народные танцы, присуще высокое мастерство и виртуозная техника исполнения.

Виды русских народных танцев

Развитие русского танца шло в различных направлениях:

Во времена Петра I танец стал придворным, и предпочтение отдавалось европейским танцам: французской кадрили, менуэту, полонезу… Кадриль и полька появились под влиянием европейской культуры. В это же время народная пляска приобретает вид крепостного балета В XVIII веке русские народные танцы начали исполняться на русской сцене. В 1937 году уже ХХ столетия появился некий ансамблевый народный танец.

Основные жанры русского народного танца

За основу классификации русских народных танцев берется их хореографическая структура. Русский народный танец делится на два основных жанра — хоровод и пляска, которые в свою очередь состоят из различных видов.

Хоровод – это так называемый танец, песня, игра; синхронное движение и исполнение хороводной песни. Участники хоровода держатся руки. В России существуют свои местные особенности исполнения хороводов. Разнообразие в костюмах, в движениях, переходах – вот, что отличает хоровод от других танцев. Танцевальные рисунки, фигуры могут быть как женскими и мужскими, так и совместными. Хороводы часто танцуют под вокальный аккомпанемент, песню, в которой есть действие. Участники хоровода стараются инсценировать содержание песни.

Хороводы бывают орнаментальными и игровыми

Орнаментальные хороводы, их еще называют фигурными, узорными состоят из строгих форм, несложных и однообразных фигур.

Игровые имеют игровой сюжет и действие. В танец вводятся элементы крестьянского быта: лента, палка, платок, венок из цветов и т.д. Композицию таких хороводов строят по кругу, в линию и парами. В кругу происходит действие, а участники как бы наблюдают за происходящим.

Пляски или плясовые – это ранние обрядовые, а сейчас – бытовые танцы. Этот танец сформировался из хоровода, увеличив темп исполнения и разнообразив рисунки переходов и построений. Танец представляет собой движения, которые с каждым тактом становятся все более разнообразными, что является характерной особенностью пляски. В этом танце принимают участие парни и девушки.

Мужская пляска размашистая, широкая, сильная, высокая.

Женская пляска плавная, величавая, задушевная, но в то же время, живая и задорная.

Парная исполняется игриво и задорно. Смысл парной пляски — разговор, диалог любящих друг друга людей. Ее темп ровный, рисунки разнообразные.

Перепляс — это соревнование. Парни соревнуются в ловкости, силе, удали, индивидуальности. Это исключительно мужской танец. Перепляс исполняется под стандартные народные мелодии или под частушки. В настоящее время перепляс исполняется так: по несколько танцоров с двух сторон становятся друг против друга и начинают танцевать наперебой.

Массовый пляс – это парный не сценический танец без возраста и пола, его позволительно танцевать всем без разбора. В этой пляске нет ограничения ни в возрасте, ни в количестве участников.

Групповая пляска – массовый танец без конкретных сложных рисунков и построений, в основном это хороводные переходы, импровизации.

Кадриль — французский танец, исполняемый 2-4 парами, расположенными друг напротив друга. Кадриль появилась в конце 18 века. Ее первоначальное название Le Pantalon. Русский народ веками изменял и совершенствовал кадриль, изобретая всевозможные новые движения, манеру исполнения и сделал кадриль подобием русских плясок.

Основные движения танцы кадриль

В белорусском народном танцевальном репертуаре кадрили занимают видное место. Они принадлежат к распространенным и любимым народом танцам, отличающимся многообразием своих хореографических форм, красочностью и новизной. Среди других белорусских танцев они выделяются характером исполнения, сочетанием простоты движений с замысловатостью переходов и сложностью пространственного рисунка и фигур. Исполняются кадрили всегда выразительно, весело, задорно, слаженно, с искристым народным юмором.
‘ Между тем «кадрыля» — сравнительно новый народный танец. Он пришел в Белоруссию из Западной Европы через Польшу.» Еще в середине XIX в. кадрили принадлежали к модным салонным танцам. Через дворовых людей они проникали из панских усадеб в деревню. Так было и в России: «Крепостные слуги русских дворян перенесли форму кадрили и некоторые фигуры этого танца в родные деревни и села и, переделав его на свой лад, приспособили к своим вкусам» Ч
В народной среде кадриль, сохраняя свое композиционное членение, постепенно изменялась и органически врастала в почву национальной хореографии.
Поэтому деревенскую кадриль, ряд местных вариантов которой бытовал в Белоруссии, мы вправе рассматривать как белорусский народный танец.
О появлении новых танцев писал Н. Никифоровский: «В недавнее памятное время, в число танцев пожаловали непрошенными, но почему-то любезными гостями. подобие польки. подобие «галепы». «кадрыля». Последние три танца начинают кое-где вытеснять. или видоизменять старые танцы» .

Исполнение народной кадрили на свадьбе описывает А. Р. Пщелко: «Танцоры очистили в публике небольшой кружок, приблизительно в одну квадратную сажень, и на этом кисочке хаты, изрытом выбоинами, танцевать умудрялись кадриль в шесть, пар «крыж-на-крыж», «Питкевичак.. Кадриль на этот раз танцевалась с хюлыним воодушевлением. Такое же воодушевление стало находить и на\анцоров 6-й штрафы (6-й части.— Л. А.). Кавалеры поднимали высок <Круки своих дам. Они летали безо «всякой уваги», задевая каблуками за щ)ги и нанося удары тем, кто неуспевал отхинуться» 3. Из этого яркого описания видно, что кадриль исполнялась увлеченно, задорно. \
В этнографических описаниях встречаются упоминания и отдельные- сведения о кадрилях с названиями «АнцуиеляХ, «Шуплядка» и др.
«Анцунеля» бытовала в XIX в. в Новогрудском уезде Минской губернии. Основой этой кадрили служил один из белорусских элементов движения — «галоп». О танце сообщал М. Дмитриев: «Его іуляшут в две, а иногда и в четыре пары. Это род галопа. Если несколько Цар, то сначала пропляшет одна пара, а потом и другие; наконец, все пары делают круг» 4.
Кадриль «Шуплядку» (шуфлядку) записал М. Федеровский в Сокольском уезде Гродненской губернии. Там ее танцевали две пары так, как кадриль 5. «Шуплядка» исполнялась под одну мелодию.
Некоторые варианты кадрили, правда, незначительно измененные, и до сих пор танцует молодежь в разных местах Белоруссии. Автор был очевидцем исполнения интересной старинной кадрили на этнографическом празднике, состоявшемся 10 июня 1973 года в г. Рогачеве. Исполняли кадриль из 12 «кален». По разнообразию рисунков и переплетению переходов кадриль напоминала сложные узоры народного ткачества. В одноа фигуре («Птичка»), впервые встреченной нами в этой кадрили, имитировались повадки птицы.
V Как правило, белорусские кадрили танцуют четыре, восемь, иногда и более пар. Обычно кадрили состоят из четырех фигур — «кален», но бывает, что танец имеет и большую композиционную сложность.УКаждая фигура («калена») имеет свое название или номер, свою танцеваль
ную мелодию, определяющую характер этда фигуры и ее танцевальную лексику. Каждая фигура исполняется либо всеми танцующими вместе, либо двумя-четырьмя парами поочередно в отличие от первоначального варианта ее исполнения, когда кажшяй участник танцевал одну и ту же (фигуру со всеми поочередно.у Кадриль заканчивается общей финальной пляской или общим уходом. | /
Богатые импровизационные возможности предоставлены в кадрилях солистам — ведущим. По установившейся традиции, ведущий прежде всего объявляет каждую последующую фигуру (т. е. вводит танцоров в характер исполняемой фигурыион выступает здесь и как затейник, и как лучший танцор, и как распорядитель танца. О таком ведущем писал А. Пщелко: «А какие легкие коленца выписывает Юрка в «кадрилях» и «лентяях»! Я не буду/шисывать того восторга, который овладевает публикой на кирмашах после того, как Юрка «адсмаліць трапака» и подсы- пит в конце «драбняну» 6.
Рисунок кадршпі и расположение танцующих характерны для многих других белорусских танцев: построение в два ряда друг против друга, построение квадратов по углам, образование «воротцев», «звездочек», общего круга, нескольких кружочков, построение в колонны, в линии, крестообразные переходы, смена партнеров или партнера, схождение и расхождение пар, обход друг друга, обход парами и т. д. Трудно выделить основные ходы и колена кадрилей, настолько они разнообразны: здесь встречаются простой шаг, бег, шаг с подскоком, скользящий шаг, «крутки», «притопы», «па-де-баск», «акценты», «польки», «галоп» и т. д.
Наблюдая за исполнением кадрилей в разных, иногда самых отдаленных уголках Белоруссии на протяжении многих лет, мы заметили, что белорусские кадрили имеют и локальные особенности. Так, в Минской областиукадриль исполняется задорно, весело, состоит из красивых рисунков и перестроений.1 Но встречаются здесь кадрили и более сдержанные по характеру исполнения, например «Ланская кадрыля», названная так по месту бытования (д. Лань Несвижского района). Кадриль в Витебской области исполняют более игриво, темпераментно. Основной ход здесь чаще — перекат с каблучка на всю ступню^В Гомельской области танец исполняется очень живо, но основное движение — шаркающий скользящий шаг.| В Могилевской области в кадрилях часто встречается бег с небольшим подскоком. В Гродненской области кадриль исполняется сдержанно, простым шагом с акцентом на 1-ю четверть такта; главное в этом варианте танца — оригинальные перестроения. Исполнение кадрилей в ряде районов Брестской области отличается сильным постукиванием ногами в основном шаге, лихостью.

Кадриль как наследие русской народной хореографии

Возникновение и развитие кадрильной формы. Плясовые песни и мелодии, используемые в танце. Фигуры и композиционное построение кадрили: квадратная, линейная, круговая. Переходы пар. Особенности русского народного танца в различных областях России.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Московский государственный университет культуры и искусств»

Рязанский заочный институт (филиал)

По дисциплине: «Наследие и репертуар народной хореографии»

Тема: «Кадриль как наследие русской народной хореографии»

Выполнила: студентка 3курса, группы1112а

Грошева Дарья Алексеевна

Возникновение и развитие кадрильной формы. Слово «кадриль» произошло от французского слова quadrille (от испанского cuadrille, буквально — группа из четырёх человек, от латинского quadrut -четырёхугольник).

Кадриль ведёт своё происхождение от салонного французского танца, который в свою очередь восходит к английским контрдансале и является их разновидностью. Контрданс — народный танец английских крестьян, появившийся в XVII в. Французская кадриль, пройдя долгий путь через светские салоны и танцевальные залы многих стран, в том числе и России, начала распространяться в восточной Европе в начале XIX столетия. По количеству исполнителей кадриль можно отнести к групповым пляскам. В своё время в России кадриль выделилась в самостоятельный вид народной пляски. Складывавшаяся веками, богата своими традициями танцевальная культура русского народа, оказала огромное влияние на кадриль. Она подчинила её своей национальной манере, стилю и характеру исполнения. Кадриль — как танцевальная форма. Кадриль — танец парный, с определённой композицией, обязательной для исполнения. Композиция кадрили состоит из четырёх пар, расположенных квадратом. Танцевальные фразы поочерёдно исполняются разными парами. Фигуры заканчиваются общими движениями и рисунком, связывающим всех участников танца. Кадриль состоит из 5-6 фигур. Каждая имеет своё название и сопровождается особой музыкой. Музыкальное сопровождение кадрили, как правило 2/4.

С конца XVII и до начала XVIII века кадриль была одним из самых популярных танцев многих европейских народов. В России танец появился только в начале 18 века, в эпоху преобразований Петра I. 26 ноября 1718 года был издан указ о введении ансамблей. Основным развлечением на ансамблях были танцы. Кавалеры могли приглашать на танец любую из присутствующих дам. Отказываться от приглашения было не принято. Помимо других танцев танцевали и «англьоун» — (английский), один из танцев под общим названием контрдансы (деревенский танец). Исполнение «англьоу» было очень своеобразным и интересным. Кавалеры и дамы первой пары должны были изображать различные фигуры, имеющие в основе игру. Так, например дама целовала кавалеров губы. Кавалер придумывал невообразимые прыжки и пируэты, которые должны были повторять все кавалеры.

Войдя в народный быт, кадриль быстро ассимилировалась (видоизменилась), утратила всё салонное, приобрела народную манеру, она совершенствовалась и создавалась заново, но сохранила свои композиционные особенности. Мелодия и манера исполнения приобрели национальный характер. Кадриль приобрела своеобразные движения, рисунки, манеру исполнения. Появились названия на русский лад: «кадрель», «кадрелка», «кандрель», «кандрешка» и др. кадриль изменилась до такой степени, что позже исследователи бытового танца даже отметили, что кадриль, попав в народ, исказилась до неузнаваемости. Но именно эти «искажения», внесённые в кадриль народом, и дали этому танцу долгую жизнь. Кадриль органично вошла в быт русского человека, сделавшись одной из его любимых и популярных плясок. Где больше всего распространена кадриль в России? В основном в бывших больших торговых городах, возле рек: Петербург, Москва, Ярославль, Самара, Нижний Новгород. Там, где были приезжие иностранцы.

Знакомство с кадрилью происходило на основе рассказа приезжих, крепостных слуг, служащих людей, которые порой и показывали в своих деревнях некоторые фигуры танца, уже явно переделанные на свой манер, на свой вкус. Русские самородки — исполнители, импровизаторы, снискавшие себе славу отличных плясунов и плясунш, и обладавшие большим художественным вкусом, перерабатывали старые и сочиняли новые фигуры, а порой и целые кадрили в зависимости от местных особенностей — манеры исполнения, музыки, песен, танцевальных движений и т.п. Сочиняя и перерабатывая кадрили, они исходили не только из личных вкусов, но и учитывали особенности жизни своего села, деревни или города, а также требования времени. Формы и принципы построения кадрили. Формы и принципы построения кадрили многообразны, фигуры её довольно сложны по композиции — по различным переходам пар, а порой и по технике исполнения. Сочиняя и перерабатывая кадрили, они исходили не только из личных вкусов, но и учитывали особенности жизни своего села, деревни или городка, а также требования времени. Русский народ сделал кадриль более богатой и разнообразной по рисунку, введя в нее многие фигуры русских хороводов и плясок: «корзиночка», «звездочка», «воротца», «круг», «прочес» и др. Богаче стала и форма построения кадрили, она стала исполняться и линиями, и квадратом, и в круговом построении. В кадрили стало принимать участие различное количество пар: две, четыре, шесть, восемь и больше, но обязательно четное. В некоторых местностях, где было мало мужчин, появляются кадрили, исполняемые одними девушками. Если салонная французская кадриль состояла из 5—6-ти фигур, то в русских народных кадрилях встречается, например, от 3-х (как в «Торжокской кадрили» Калининской области) до 14-ти (как в «Саратовской кадрили») и даже более фигур. Названия фигур французской кадрили почти не имели отношения к существу танца. Так, первые четыре фигуры назывались по модным песенкам, под которые они исполнялись, — «Панталоны», «Лето», «Пастушка», «Курица»; пятая фигура называлась «Финал», а шестая «Трение», по имени балетмейстера, сочинившего эту фигуру.

В русской же кадрили фигуры получили многочисленные и разнообразные названия исходя из местных особенностей, а самое главное — названия эти ярко характеризуют каждую фигуру с точки зрения хореографии или ее содержания. Одни названия фигур пришли от пляски, характера движения — «задорная», «крутея», «вертея», «проходочка», «дробить» и др.

Другие как бы определяют отношения пляшущих между собой — «знакомство», «коситься», «со второй», «с третьей», «девки нарасхват». Некоторые фигуры получили свои названия от рисунка танца — «звездочка», «воротца», «уголочки» — или от названий песен, под которые эти фигуры исполняются, — «Подгорна» (от песни «Ты Подгорна, ты Подгорна, широкая улица»), «На горку» (от песни «Я на горку шла»), «Сени» (от песни «Ах вы, сени, мои сени»). От хороводов и игр во многие кадрили перешел поцелуй, и целые фигуры в кадрилях имеют такие названия, как «поцелуйчик», «казенка», «круговая казенка», «прощальная» и др. В этих фигурах участники кадрили обязательно целуются.

Кадрили, в которых есть фигура с поцелуями, больше всего распространены в центральных областях России. Во время исполнения этой фигуры ведущий в кадрили или же гармонист выкрикивает: «Казенка», или «Целуемся», или «Кавалеры целуют дам», или «Дамы целуют кавалеров» — в разных областях по-разному. По одному из этих выкриков гармонист прекращает игру и пляска останавливается. Парни поворачивают своих девушек к себе или наоборот в зависимости от договоренности и целуют их один раз и только в щеку. После поцелуя фигура кадрили вновь продолжается. Целоваться могут все пары одновременно или каждая пара по очереди. Иногда по выкрику «Казенка гармонисту» девушки по очереди или все вместе целуют гармониста. Иногда гармонист сам прекращает игру и ждет, пока его не поцелует понравившаяся ему девушка. Таким образом, фигура может прерываться несколько раз и в любом месте.

В некоторые фигуры кадрилей вошли элементы таких видов русской пляски, как одиночная и перепляс. Так, во многих кадрилях, особенно у вторых ее фигур, появились названия «Под барыню», «Перепляс», «Барыня», «Топотуха с переплясом», «Камаринская» и другие, в которых участники показывают свое индивидуальное мастерство. Конечно, они не исполняют перепляс или сольную пляску полностью, как описывалось выше, но показ своей индивидуальности, своего мастерства исполнения в этих фигурах обязателен. Фигуры с такими названиями существуют в «Никологор-ской» (Владимирская область), «Калининской», «Ивановской», «Парецкой» (Горьковская область) и многих других кадрилях.

Иногда фигуры некоторых русских кадрилей имеют сугубо местные названия. Так, в Архангельской области наряду со словом «фигура» бытует также слово «игра» — «первая игра», «вторая игра» и т. д. Есть кадрили, где фигуры не имеют определенных названий, а только нумерацию: 1-я фигура, 2-я фигура, 3-я фигура. В некоторых астраханских кадрилях вместо 1-й фигуры говорят — «первое колено», «второе колено» и т. д. В кадрили иртышских казаков Семипалатинской области 7 фигур, каждая из которых называется «кадрель», все они имеют свою мелодию, свою песню. «Кадрель «Выйду ль я на реченьку», — громко объявляет ведущий очередную фигуру. А в Костромской области кадриль, состоящую из семи фигур, называют «семизарядной». Каждая фигура в кадрили исполняется под распространенные плясовые песни и мелодии. Одни кадрили сопровождаются песнями, которые поют не только исполнители кадрили, но и окружающие их зрители, другие — и это чаще всего — идут в сопровождении инструментов: гармошки, балалайки, баяна и т. д., третьи — в сопровождении песни и музыкального инструмента одновременно.

Каждая фигура русской кадрили отделяется от другой, как правило, паузами — остановками как в музыке, так и в пляске. В одних кадрилях перед началом каждой фигуры ведущий, обычно юноша первой пары, а иногда специально выделенный заводила-распорядитель, объявляет название или порядковый номер фигуры. В других кадрилях ведущий или заводила показывает начало каждой фигуры взмахом платка или косынки, притопом, дробным ключом — «отбоем» или же хлопком. В некоторых кадрилях все участники перед каждой фигурой хлопают в ладоши. Иногда гармонист или баянист дает перед каждой фигурой аккорд или проигрывает вступление. Часто и окончание каждой фигуры подчеркивается хлопками, притопами, поклонами и т. д. всех исполнителей одновременно. Например, каждая фигура кадрили, исполняемой в Печерском районе Псковской области, заканчивается так: парни, взяв правой рукой левую руку своей партнерши, легонько ударяют по ее ладони ладонью левой руки.

Реже встречаются кадрили, где различные по рисунку фигуры сопровождает одна беспрерывная мелодия, исполняемая на каком-либо музыкальном инструменте. Однако и здесь фигуры кадрили чередуются, они ясно и четко разграничены. В таких кадрилях названия или порядковые номера фигур выкрикиваются ведущим или заводилой в момент перехода из одной фигуры в другую, а если кадриль хорошо срепетирована, то иногда обходятся и без объявления, как это происходит в «Дорогорской» (Архангельская область), «Зеленгинской» (Астраханская область) и ряде других кадрилей.

В русскую кадриль новые фигуры — «Вальс» и «Польку». Такие фигуры есть в «Травинской» (Астраханская область), «Череповецкой» (Вологодская область), «Московской» и во многих других кадрилях. Появившаяся в конце XIX в. частушка также органически вошла в русскую кадриль. Частушки в сочетании с аккомпанементом различных музыкальных инструментов иногда сопровождают всю кадриль, но чаще отдельные ее фигуры. Во многих кадрилях эти фигуры так и называются «Под частушку». В одних кадрилях частушки поют все участники одновременно, в других — по очереди, передавая «эстафету» следующему исполнителю. Встречаются частушки и в современных кадрилях — Томской области, Ставропольского края, колхозных кадрилях Ленинградской области — «Оятской», «Волховской» и многих других.

По композиционному построению можно выделить квадратную, линейную, круговую кадрили.

1.1 Квадратная (угловая) кадриль

Любое название уже само определяет построение кадрили. Эта группа кадрилей, как правило, исполняется четырьмя парами, стоящими друг против друга по углам или по сторонам квадрата. Пары располагаются в таком порядке: слева от зрителя первая пара, напротив нее третья, справа от первой пары вторая, напротив нее четвертая пара. Движение и переходы пар в этой группе кадрилей происходят по диагонали или крест-накрест. Поэтому количество пар должно быть не больше и не меньше четырех. Можно образовать рядом новую «четверку», которая будет повторять те же движения.

Квадратные кадрили пляшут по всей России, но чаще всего они встречаются в Московской, Тверской, Рязанской, Тульской Саратовской, Самарской, Нижегородской, Пензенской, Тамбовской областях.

В квадратных или угловых кадрилях встречается много различных построений и переходов пар, например:

1) все пары одновременно сходятся к центру и затем возвращаются на места;

2) две противоположные пары идут на встречу друг другу и меняются местами;

3) две противоположные пары идут на встречу друг другу и образуют кружок, после поворота по кругу рапы расходятся обратно на места или же меняются местами;

4) две противоположные пары сходятся к центру, и парень одной пары передает другому свою девушку, а сам пляшет перед ними.

1.2 Линейная (двухрядная) кадриль

В линейном (двухрядном) построении может участвовать от 2-ух до 16-ти пар и даже более. Они располагаются в таком порядке: слева от зрителя первая пара, в другой линии, напротив нее, вторая пара и т.д., таким образом, слева от зрителя все нечетные, справа все четные номера пар. Каждая пара пляшет почти всегда только с противостоящей парой. Пары идут друг на друга одновременно или же одна пара подходит к другой, и это главное в композиции линейной кадрили.

Благодаря свободно меняющемуся количеству пар эта кадриль может исполняться и в небольших помещениях и на просторах улицы.

Линейная (двухрядная) кадриль распространена во многих областях России, но чаще всего она встречается в Урале, в Сибири, на Нижней Волге, в Астраханской области, на Севере России (в Архангельской, Вологодской, Ленинградской областях), а также в Ярославской и Костромской областях.

Линейным кадрилям присущи свои различные построения и переходы пар, например:

1) линии одновременно сходятся друг с другом и вновь расходятся, или же одна линия стоит на месте, а другая подходит к ней и отходит;

2) пары одной и другой линий через одну идут одновременно к парам другой линии, оставшимся на месте, например, первая пара идет к стоящей на месте второй, а четвертая к третьей паре и т.д.; подойдя к противоположным парам, участники образуют кружочки из двух пар, которые движутся против хода часовой стрелки, затем пришедшая пара, пройдя под «воротиками» другой пары, возвращается на свое место;

3) девушки образуют круг между двух линий парней; круг может состоять из парней, тогда девушки находятся в линиях;

4) две линии идут навстречу друг другу; одна линия проходит под «воротиками» другой; дойдя до противоположной стороны, обе линии разворачиваются и идут на свои места, но теперь под «воротиками» проходит уже другая линия.

Часто при начале новых линейных кадрилей на одной стороне выстраиваются парни, а на другой девушки. Затем происходит приглашение, и пары становятся в линии одна против другой. Это может происходить как без музыки, так и в ее сопровождении, являясь первой фигурой кадрили.

1 .3 Круговая кадриль

Участвует четное количество пар, чаще всего 4 или 6, реже 8 пар. Но иногда в круговых кадрилях может плясать нечетное количество пар, но не менее 4 пар. Пары располагаются по кругу, их отсчет ведется по движению часовой стрелки. Первая пара находится слева от зрителя. В круговых кадрилях движения пар и одиночные переходы происходят по кругу, против часовой стрелки, а так же к центру круга и обратно:

1) парни стоят на своих местах, а девушки переходят по кругу, пока вновь не дойдут до своих партнеров;

2) парни и девушки одновременно идут по кругу в противоположных направлениях, пока не дойдут до своих партнеров;

3) девушки или парни сходятся к центру круга и образуют «звездочку» или круг; совершив в этом построении полный поворот, возвращаются к своим парам;

4) парни или девушки образуют внутренний круг, повернувшись лицом к внешнему кругу; исполнители совершают обход со своими партнершами правым или левым плечом вперед.

Существует также ряд других переходов. Круговая кадриль исполняется простым, шаркающим и переменным шагом.

2. Областные особенности кадрили

Кадриль является, как правило, основной формой танца Костромской области. Обоюдное общение, взаимоотношения парня и девушки, мужчины и женщины составляют суть кадрили. Поэтому для костромских кадрилей близка атмосфера влюбленности, нежности, подчеркнутого ухаживания. Кадрили делятся на городские и деревенские. К городским кадрилям можно отнести большую кадриль, состоящую из шести фигур. Основное построение — пара на пару. О начале каждой фигуры возвещал распорядитель бала. Она была несложной и состояла из малых кругов, переходов накрест, вращения в паре, общего большого круга.

По лексическому составу некоторые фигуры делились на мужские и женские. Так, в первой фигуре имелось обязательное движение (па) для кавалеров. Надо было встать перед партнершей на колено, поцеловать ей руку на окончание фразы, на что дама отвечала реверансом.

Каждая из шести фигур кадрили имеет свое музыкальное сопровождение, разное по ритму и характеру музыки.

Деревенская кадриль отличается от городской составом движений, более строгой манерой исполнения. Она может быть как однофигурной (это когда вся кадриль исполняется без остановки, хотя внутри могут быть условные фигуры, исполняющиеся под разные мелодии), так и многофигурные.

Само слово «многофигурная», говорит о кадрили, в которой несколько фигур, строящихся как в сочетании линейных, круговых, квадратных, так и чисто линейных рисунках. Называются такие кадрили по числу фигур — «Шестизарядная», «Семизарядная» и т. д. Свое название кадрили, в основном, получили по месту их рождения — «Красносельская», «Буйчаночка» и т. д.

Музыкальная партитура каждой фигуры в многофигурных кадрилях строится не только на основе танцевальных песен, но и плясовых наигрышей.

Кадрили в Ярославской области появились в XIX веке сначала как бальные танцы, распространенные в купеческих кругах, а затем и селах и деревнях.

Кадриль танцевали повсеместно и в любое время года, когда была возможность, наделяя ее всеми присущими данной местности Характерными особенностями исполнения народных танцев: и в манере и в движении, и в основных шагах.

При первоначальном появлении основным ее построением было «каре» — квадрат, что требовало необходимого участия четырех, восьми, двенадцати и т. д. пар. Но это не всегда было возможным, и тогда народ внес свои изменения и в кадриль. Стали появляться наряду с квадратами — линии, которые имели так называемое двухрядное (линейное) построение. Здесь уже количество исполнителей могло быть самым различным, при любом количестве четных пар.

Часто при начале линейных кадрилей на одной стороне выстраиваются парни, а на другой девушки, затем происходит приглашение — и пары становятся в линии: одна против другой. Это может происходить как без музыки, так и в сопровождении музыки.

Ярославская кадриль очень гибка и изменчива. Каждая деревня и село создавали и создают кадрили со своими особенностями исполнения. Как говорится в народе, «что ни город — то норов, что ни деревня — то обычай», и, действительно, большинство из кадрилей получили свои названия от названий деревень или сел: «Останковская», «Любимовская», «Закобякинская» и т. д. К названию часто прибавляется определение, например, «шестизараядная», «семизараядная» и т. д., что означает количество фигур. По характеру движения кадриль получила название «Ярославское долото».

Каждая фигура в Ярославской кадрили исполняется под свою мелодию. Популярными мелодиями были русские народные песни или частушечные и плясовые наигрыши.

Заканчивается каждая фигура кружением в паре на исходном месте.

По характеру исполнения кадрилям Ярославской области свойственна некоторая манерность девушек и вальяжность юношей. Это является отличительной особенностью манеры поведения приволжского купечества XIX века. Девушки двигаются, в основном, спокойно, плавно, даже при ускоренном шаге; держат в руке платок перед глазами. Девушки не дробят, а у мужчин часто встречаются дроби. Они внимательны к девушкам; двигаясь в паре, юноша держится чуть-чуть сзади своей партнерши, повернув слегка корпус в ее сторону. Повороты юноши делают быстро, стараясь не находится долго спиной к девушке.

В кадрилях очень скупые движения, но много переходов: смена места юношами, девушками, парами, поворотов девушек под рукой у юноши, стремительные вращения в паре на месте и, как правило, вправо.

Подводя краткий итог по кадрилям Ярославской области, можно сказать, что они находятся в постоянном изменении, совершенствовании, сочинении новых с присущим данной области рисунком, движениями, положениями рук, перестроениями и манерой исполнения.

Если смотреть на сегодняшнюю кадриль, то она, естественно, изменилась до неузнаваемости. Но эти изменения внесены народом и дали таким образом кадрили долгую жизнь, которая вошла органично в быт русского народа, став одним из любимых его танцев.

Неотъемлемой частью танцевальной культуры Ярославского края являются традиционные танцы, характерной особенностью которых является участие в них любого количества пар, но обязательно четное.

По построению они чаще всего бывают круговые, но встречаются и другие фигуры, которые получили свои местные названия.

Есть и групповые пляски с более сложными построениями, где в рисунок включают две, три и более фигур. И хотя эти пляски исполняются по фигурам, каждая фигура в них логично, без остановок переходит в другую.

Кадриль Тверской области отличается жизнерадостностью, задором и удалью. В основном исполняется на простых шагах. Но очень часто исполнители, сохраняя точный рисунок танца, создают собственные импровизации, проявляя мастерство и фантазию. Четкая и разнообразная дробь девушек и лихая присядка юношей, оригинальные «коленца» являются украшением тверской кадрили.

Танец состоит из 5 фигур. Каждая из них имеет в народе свое название:

ь первая — «Проходка»,

ь вторая — «Коситься»,

ь третья — «Цепочка», четвертая — «Весенняя» и

ь пятая — «Прощальная».

При смене фигур меняется и музыка.

Танцуют этот танец под народные плясовые, шуточные песни, которые исполняются на баяне, гармонике или каком-нибудь другом музыкальном инструменте. Костюмы исполнителей У девушек разноцветные сарафаны, низ которых отделан двумя- тремя рядами лент. Кофты с широкими вышитыми рукавами. Цветные фартуки завязаны на талии. В косах ленты, на головах — яркие платки.

Юноши в цветных рубашках- косоворотках с вышивкой на груди. Черные брюки заправлены в сапоги.

Почти все карельские танцы исполняются на основе простого и бегового шага. Но когда смотришь, как танцуют кадриль например, в Калевале, где юноша ведет девушку в танце, или в Пряже, где танцуют на равных, кажется, что танцуют разные танцы.

К. Голейзовский, говоря о русском танце, пишет: «Широкий, открытый жест составляет основу народной хореографии. Для нее характерны быстрота плясовых темпов, легкость (прыжок, скачок), стремительные движения рук и верхней части туловища, высоко поднятая голова, вихревые вращения, молниеносные присядки, кружевные «дробушки» и чечетки, замысловатые смены фигур и пр.»

Взяв у русской хореографии так много — и сами танцы, и «замысловатые коленца», — карел остался верен себе в строгой, сдержанной манере исполнения, твердой, определенной поступи. Руки, принимающие три — четыре положения, гордо поднятая голова, прямая спина еще больше подчеркивают эту строгость. Если в русском танце любой притоп сопровождается наклоном корпуса вниз, то карел при этом вскидывал голову вверх, выпрямляя грудь. Скромность девушки — не в склоненной голове и опущенных глазах, как в русском танце, а во внутренней собранности. Она смотрит прямо перед собой или на юношу, взгляд ее строг, ни тени жеманства, пустого кокетства. Она не заигрывает с юношей — зачем? Либо он ее любит, тогда это ни к чему, либо он никогда не узнает о ее чувствах, если его выбор пал на другую.

В характере карела бескомпромиссность, честность, доходящая до щепетильности, чистоплотность. Отсюда и в танце ничего лишнего, все графично четко и определенно. Он лучше 1000 раз повторит один и тот же знакомый шаг, чем плохо сделает новый.

Юноша не ведет девушку в танце, как России, а они крепко держатся друг за друга. Два гордых, два достойных один другого партнера. Танцуют они с таким же наслаждением, как ходят по грибы и ягоды, ловят рыбу, пекут рыбники и калитки.

Архангельская область. Вологда:

1) Основные ходы:

а. шаг с носка на всю стопу, б. шаг с подниманием ноги, в. шаг с ударом каблуком и выносом ноги на каблук, г. шаг с ударом по бедру, д. перекрещенный шаг.

2) Основные движения:

а. «ковырялочка с поворотом, б. «ковырялочка» с двойной дробью, в. «ковырялочка» с шагами и с движением ноги по кругу, г. «елочка»- с двумя ударами, д. «припадание» по первой прямой позиции, е. «отбой».

3) Присядки: а. с ударом по бедру, б. с «ковырялочкой».

1) Основные ходы:

а. простой шаг б. шаркающий шаг в. шаркающий шаг с ударом г. шаркающий бег д. шаркающая пробежка с подскоком е. шаркающий шаг с одной ноги ж. приставной шаг з . переменный шаг с ударом каблуком, и. бег с подскоком и ударом каблуком, к. пробежка с двумя ударами.

2) Основные движения: а. «припадание» дробное б. «припадание» на всю стопу с хлопками (муж.) в. «елочка» с отходом назад г. припляс (pas de basque)

а. притоп (один удар всей стопой) б. дробная проходка с одной ноги в. сдвоенная дробь с двумя ударами г. сдвоенная дробь с переступаниями д. дробь с каблука е. дробь с носка ж. дробная проходка с выбросом ноги вперед з. подскоки с переступаниями двумя ногами и. двойная дробь с отбрасыванием ноги в сторону и вперед

4) Голубец»: а. с переступанием с двух ног б. с переступанием с одной ноги 5) Присядки: а. с падением на руки б. с проползанием на коленях

1) Основные ходы:

б. простой стелющийся шаг в. приставной шаг г. перекрестный шаг д. шаг с переступанием и скользящим ударом каблуком

2) Основные движения: а. припадание по третьей позиции б. pas balance вперед и назад в. упадание со сгибанием ноги назад г. переступания с «ковырялочкой» д. переступания с открыванием ноги в сторону е. переступания с перекрестным шагом

3) Дроби: а. тройной притоп б. отбойный притоп в. дробное chasse’ с подскоком г. удары с подскоком и переступанием

1) Основные ходы:

а. шаг с переступанием б. приставной шаг с двойным притопом в. удар всей стопой с приставным шагом г. переступания с ударом каблуком

2) Основные движения: а. соскоки с подскоками б. прыжок с ударом в. «моталочка» с подскоком и притопом г. подскок с притопом д. подскок с перескоком е. соскок с подскоком и перескоком ж. «шило»

з. «моталочка» с перескоком и. припляс с выносом ноги на каблук

3) Присядки: а. с хлопком по голенищу б. с выходом в обратную вторую позицию на полупальцы

б) акцентирующий шаг

в) шаг с перескоком

г) боковая проходка

д) бег с хлопками в ладоши

е) перекрестный боковой шаг

ж) шаг с упаданием на одну ногу

а)переступания с припаданием на одну ногу

б)соскок на две ноги в первую прямую позицию

в)»моталочка» с молоточком

а) дробь — приглашение,

б) сдвоенная дробь с ударами каблуком,

в) дробь в «три листика»,

г) дробь с соскоками в первую прямую позицию,

д) тройной притоп с дробной дорожкой.

а)простые удары по бедрам (исполняется мужчинами и женщинами)

б) соскок с хлопками в ладони и с ударами по голенищу,

в)хлопки в ладоши с раскрыванием рук в стороны и их покачиванием.

1) Основные положения рук, ног, головы и корпуса:

ь руки «в кулачок» на поясе

ь одна рука «в кулачок» на поясе, другая согнутая в локте, с платочком перед собой

ь руки опущены вниз и соединены

ь руки опущены вниз или согнуты на уровне плеч, или подняты и соединены за концы носового платка

ь руки могут слегка покачиваться вверх-вниз, а могут покачиваться вправо — влево, иногда при этом вместе с руками наклоняется корпус

ь кисти открыты ладонями вниз

ь исполнители стоят рядом, лицом к зрителю. Левые руки вытянуты в стороны и соединены. Правая рука юноши на талии у девушки, а правая рука девушки в кулаке на поясе

ь исполнители стоят в затылок друг к другу. У девушки руки открыты в стороны, кисти ладонями вниз. У юноши правая рука на правом плече девушки, левая «в кулачке» на поясе.

ь исполнители стоят лицом друг к другу, положение рук вальсовое

ь исполнители стоят левым плечом друг к другу, левые руки находятся на поясе друг друга, правые соединены вверху.

ь переменный шаг

ь переменный ход с разворотом корпуса

ь переменный шаг с каблука

ь шаркающий шаг

ь приставной шаг (с ударом)

ь мелкие переступания

ь тройной притоп

ь «хлопушка» по бедрам и в ладоши

ь ковырялочка подряд одной ногой

ь шаг с каблука

ь в ладоши спереди и сзади с боковым ходом

ь в ладоши с партнером

ь в ладоши в сочетании с ударами по бедру

ь удары по бедрам подряд

1) Основные положения рук, ног, головы и корпуса:

ь руки опущены вдоль корпуса. Кисти свободны. Правая рука остается опущенной вниз, левая правым движением сгибается слегка в локте, движется впереди корпуса вправо, но не поднимается выше пояса. Возвращается обратно. Все то же самое проделывается другой рукой. Вариантом этого движения может быть одновременное сгибание обеих рук. Нередко это движение исполняется с одновременным сгибанием корпуса вперед

ь одновременное сгибание и опускание обеих рук

ь руки скрещены за спиной, движение характерное для мужчин

ь во время сгибание рук, кисти описывают круговое движение во внутрь, при этом участвуют плечи. При разгибании кисти не работают

ь при круговом движении кистей руки сгибаются и движутся одна вокруг другой

ь руки чуть согнуты в локтях, открыты вперед, ладонями к верху. В момент выбивания ногами ровного ритма восьмыми, руки поднимаются выше головы и опускаются до исходного положения. Подъем и опускание производится за четыре удара.

ь руки подняты над головой и вытянуты, пальцы слегка согнуты. Во время танца кисти поворачиваются. Одна рука слегка согнута в локте выше головы, другая на уровне груди. Сгибание и разгибание рук в локтях, кисти ладонями от себя.

ь хороводные движения этого региона основываются на простом, мелком семенящем шаге

ь прыжки на обе ноги в соединении с тройным притопом, присядка с выносом ноги вперед

ь переменный шаг

ь шаркающий шаг (каблучком по очереди)

ь шаг со скоком

ь хлопушка мужская

3. Кадриль в творчестве МГАТТ «Гжель»

Танец поставлен Владимиром Михайловичем Захаровым,руководителем и основателем театра, на музыку известного композитора Виктора Ивановича Темнова,который с 1989 по 1991 года был музыкальным руководителем «Гжели». Номер в «шуточном» характере.Отличается яркими костюмами и оригинальной постановкой.

Заключение

Причина популярности кадрили состояла в том, что многое в ней было близко исконно — крестьянской культуре. Есть внешние соответствия — фигур кадрили и элементов традиционных народных танцев: участники располагаются линиями, крестами или по кругу. отдельные элементы движений напоминают игровые и фигурные хороводы (круг, прочес, воротца, звездочка, переходы танцующих, кружение в паре и пр.), пляски (различные виды дробей, сольные выходы в центр площадки и пр.). О кадрили не говорят — танцевать: обычно — плясать либо водить, играть, ходить — как о хороводах или плясках. Многофигурность кадрили перекликается с чередой хороводов, сменяющих один другой на молодежных гуляниях и объединенных в некоторую целостность — хороводный цикл. «Кадриль-то ведь тоже тот же хоровод» Но главная причина популярности танца состояла в том, что кадриль отвечала этическим и эстетическим запросам крестьянской молодежи того времени. Участников притягивала эмоциональная содержательность танца и возможность открыто выражать свои чувства.

кадриль танец плясовой


Список используемой литературы

1) Заикин Н.И., Заикина Н.А.Областные особенности русского народного танца. Учебное пособие. Ч. II. — Орел, 2004

2) Устинова Т. « Избранные русские народные танцы», М., Искусство, 1996

3) Устинова Т. «Русский народный танец», М., Искусство, 1976

4) Официальный сайт МГАТТ «Гжель» http://gzheltheatre.com/

5) Климов, А. Основы русского народного танца / А. Климов. — Москва, 1981.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Истоки форм русского народного танца. Балетное искусство России XVIII века. Совершенствование форм хореографии. Балет как высшая форма хореографии. Особенности форм народной хореографии. Основные элементы русского народного танца. Положения рук и ног.

История создания ансамбля народного танца Грузии. Эволюция и реформа грузинского танца, национальный характер балета. Ансамбль народного танца Грузии на современном этапе. Ансамбль народной песни и танца «Эриссини», грузинские полифонические мелодии.

Русский танец как историческое явление. Национальные истоки танцев славян. Влияние прикладных искусств на возникновение и развитие славянской хореографии. Богатство форм русской хореографии. Специфические особенности русского народного танца Сибири.

Джаз как художественное явление. Развитие джазовых танцев в 30-50–гг. ХХ века. Основные разновидности джаз-танца. Развитие джаза в 60-х гг. Появление джаз–модерна танца. Значение импровизации в джазовом танце. Сущность и особенности техники джаз-танца.

История возникновения народно-сценического танца как отдельного вида сценического искусства. Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева. Хореографический ансамбль русского народного танца, созданный в 1948 г. Надеждиной.

Характеристика хореографии как вида искусства, её основных выразительных средств. Исследование истоков возникновения рисунка танца. Процесс создания художественного образа в хореографии. Методические рекомендации по разработке и подбору рисунка танца.

Классический, народный, характерный, историко-бытовой, бальный и эстрадный танцы. Истоки современного русского балета. Профессионализация русского народного танца. Появление театрального танца в России. Начало хореографического образования в России.

Характеристика русской народной игрушки как особого вида русского народного творчества. История, символика и образ. Скифская древность и культовые игрушки. Влияние русской народной игрушки на формирование личности ребенка. Первые образцы матрешек.

Игровая культура русского народа как этнокультурный феномен. Возникновение и развития народной игры. Сущность и функции игры. Возрастная дифференциация народной игровой культуры. Культурно-историческое своеобразие русской народной игровой культуры.

Характеристика и особенности русских народных танцев. Танцевальные костюмы по мотивам народной одежды Московской областию. Сценическая обработка русских народных костюмов и танцевальных номеров. Исполнение и движения хоровода, кадрили и перепляса.