Основные движения украинский танец

Украинский танец

Украинский танец — это народный или сценический украинской танец. Народный танец — фольклорный танец, который побутуюе в своей естественной среде и имеет определенные традиционные для данной местности движения, ритмы, костюмы и т.д.. Сценический танец, поставленный балетмейстером в профессиональном или самодеятельном коллективе для показа на сцене, может быть украинский, но уже не является народным.

1. Фольклорные и сценические танцы

Фольклорные и сценические танцы имеют как общие, так и отличительные черты. Фольклорный танец — это стихийное проявление чувств, настроения, эмоций и выполняется в первую очередь для себя, а ​​потом — для зрителя (общества, группы, общества). Сценический танец предназначен в первую очередь для показа зрителю и исключает любые элементы экспромта. В украинском народном танце часто присутствует элемент соревнования: двух парней, парня с девушкой, или танцора с музыкантом. На сцене такое соревнование может быть сознательно поставленную хореографом, как элемент сюжета танца.

Первые танцы возникли как проявление эмоциональных впечатлений от окружающего мира. Танцевальные движения развивались также и вследствие имитации движений животных, птиц, а позднее — жестов, которые отражали определенные трудовые процессы (например, некоторые хороводы). Первоначальный танец, как и песня, выполнял магическую роль, поэтому среди календарно-обрядовых танцев сохранилось не больше архаичных черт.

Древнейшими следами танцевального искусства в Украина считать рисунки трипольской эпохи, где изображены фигуры людей, одну руку кладут на талию, а другую заводят за голову. Такие движения встречаются в современных танцах. Изображение танцоров и музыкантов есть на фресках Софийского собора в Киеве 11 века. По мнению некоторых исследователей серебряные фигурки человечков с Мартыновского клада 4 века передают друг из танцевальных движений: напивприсядку с широко расставленными ногами и возложенными на бедра руками. Изображение танцев находим и во многих миниатюрах из древних летописей. Письменные сообщения о давних танцы дают нам летописцы, которые называют их «скакания и топтание», «кутеж и плясание», «хребтом вихляние», «плясание и плескание». Летописцы христиане называют такие действия «бесовскими», или «языческими». Это дает определенные основания считать, что первобытные танцы были тесно связаны с древним богослужением.

3. Танцы как элемент обрядности

Об одном из остатков такого языческого обряда, который использовался в церковном богослужении на Волыни ( 1582), писал Ян Ласицький. Он сообщает о венчании, которое происходило около одиннадцати часов ночи. Молодых к церкви сопровождали свирельщики. После совершения церковного обряда священнику подают чашу с медовым напитком, он отпивает ее за здоровье молодых, затем передает женихом, чтобы они допили священный напиток. Далее с головы невесты снимают зеленый венок и начинают его топтать — это означает прощание с невинностью. Тогда священник берет молодых за руки и ведет в танец, а все остальные, взявшись за руки, длинным рядом танцуют за ними. [1] Этот своеобразный ритуал завершается общими песнями и танцами с хлопками в ладоши. Как видно, до нас дошел запись удивительного сочетание христианского обряда древним народовирським обычаем, еще помнили в 16 века. Вероятно, в старые времена такую ​​же роль выполняли служители языческих культов.

Ритуальные танцы все еще бытуют в некоторых регионах Украины. Например, гуцульские танцы «Кругляк» и «Освящение зерна». По своей символикой они подобны. Танец «Освящение зерна» выполнялся на Рождество сильными, здоровыми мужчинами: на белой плахте лежит зерно, вокруг него, взявшись за руки, танцуют в направлении движения солнца ритуальный танец, который предоставляет зерну магической силы плодородия. Далее освященное таким образом зерно высыпают в разделе хозяйки. Символика танца передает представление о мужском оплодотворяющую силу и женскую — рождающую. Весной это освященное зерно, перемешав с другим посевным зерном, хозяин посеет на поле. Танец «Кругляк» выполняется также женатыми мужчинами при освящении пасеки. Топорики кладут по кругу, в виде солнца, зерно освящают в шапках, затем высыпают хозяйки в запаску. Этот ритуальный танец должен способствовать здоровью пчел, доброму медосбора. Поется песня, «чтобы пчелы были веселы». Звучат пожелания: «Дай Бог, чтобы пасека была такая величественная, как праздники были величественны». Освященным зерном хозяева будут весной посыпать ульи, когда впервые выпускать пчел.

4. Выдающиеся исследователи танца

До этнографы не собрали и не описали на должном научном уровне все фольклорные танцы украинский. Первые подробные описания танцев подали преимущественно литераторы в художественных произведениях, Григорий Квитка-Основьяненко, Иван Котляревский, Тарас Шевченко, Иван Франко, Иван Нечуй-Левицкий, Николай Гоголь, Марко Кропивницкий и др.. И хотя писатель не ставит себе целью научное исследование танца, однако описания танцевального искусства украинский, сделаны довольно тщательно и с художественным мастерством, могут служить одновременно и ценным этнографическим материалом.

Среди исследователей украинского народного танца в 20 века можно назвать Василия Верховинца, Андрея Гуменюка, Андрея Нагачевского ( Канада), Романа стало и другие. Классификации украинских танцев, предложенные исследователями, до сих пор не могут считаться совершенными. Первую классификацию предложил Василий Верховинец, разделив все украинские танцы на массовые, парные и сольные. Музыковеды классифицируют их по характеру музыкального сопровождения: гопаки, казачки, польки, мазурки, кадрили подобное. Между хореографами бытует классификация и по названиям танцев «Рыбка», «Кузнец», «Сапожник», «Горлица» и т. под. Андрей Гуменюк в книге «Украинские народные танцы» разделяет их на хороводы, сюжетные и бытовые.

5. Происхождение названий танцев

Говоря о украинские народные танцы, следует отметить, что часто один и тот же танец в разных местностях может иметь разные названия. Например, такой известный ныне украинский танец как «Гопак» имеет другие названия: «Гоцак», «Козак», «Казачок», «Тропак» и другие. Танцы получают названия по разным причинам. Например, по каким-то словом, часто употребляемый в песне, под которую танцуют: от песни женатыми мужчинами при освящении пасеки. Топорики кладут по кругу, в виде солнца, зерно освящают в шапках, затем высыпают хозяйки в запаску. Этот ритуальный танец должен способствовать здоровью пчел, доброму медосбора. Поется песня, «чтобы пчелы были веселы». Звучат пожелания: «Дай Бог, чтобы пасека была такая величественная, как праздники были величественны». Освященным зерном хозяева будут весной посыпать ульи, когда впервые выпускать пчел.

Танцы получают названия по разным причинам. Например, по каким-то словом, часто употребляемый в песне, под которую танцуют: от песни «Ой девушка — горлица» назвали танец «Горлица». То же самое с названием «Полька», также происходит от песни, а не от того, что бы он польский танец: он бытует в Украине и некоторых странах Европы. В одной из таких песен, которая является сопровождением к танцу, в частности поется: «Беда польку соблазнила — пошла полька по русина . «.

Так получили названия и некоторые свадебные танцы: «Дудка» («Дед мой дударика . «), «Журавль» («Повадился журавль, журавль в бабьих конопли . «) и другие. Некоторые танцы называются по местности, где они бытуют: «Коломыя» (от г. Коломыя), «Гуцулка» (от Гуцульщины), «Микуличинка» (от с. Микуличин), «Лючинка» (от реки Лючинкы), «Санжаровка» (от г. Санжары) и т.д.. Иногда танцы называют от названий движений, которые в них преобладают: «Увиванець», «Тропак», «Гайдук» (присядки) и другие.

6. Основные танцевальные движения

Кроме названий танцев, в народе существует ряд названий танцевальных движений. Василий Верховинец записал несколько из них: дорожка, присядки, вприсядку, выкрутасы, «видишь, как заплел» (позднее названа плетенкой), «от завернул», «от Загреб», плазунець. Сейчас известны и другие народные названия движений: гопаки, вышивки, подскоки, пидтупы, мелкие скоки, тропаки, закрутки, голубцы и др..

Подавляющее большинство украинских танцев построена на одних и тех же движениях вытворились из национального темперамента, местного колорита, одежды и т.п.. По характеру музыки и движений украинские народные танцы можно разделить на три группы:

  1. метели, гопаки, казачки;
  2. частушки, гуцулки, вершины,
  3. польки и кадрили. (По Андреем Гуменюком).

В Украине и за рубежом украинским танцевальное искусство представляет преимущественно «Гопак», культ которого сложился в начале 20 века. Такой популярности способствовало, прежде всего, использование народных танцев в спектаклях корифеев украинского театра, подхваченное шоу-группами и даже отдельными исполнителями. Настоящий фольклорный гопак был преимущественно сольным мужским танцем, в основе которого лежала импровизация и соревнования. По мнению исследователя казачьих танцев Вадима Купленика предшественником гопака был танец «Козак», и только вследствие запрета Екатериной II самого названия казаков и дальнейших цензурных притеснений танец изменил название. О немалую популярность «Казака» еще в 17 века свидетельствует его распространение не только в Украине, но и в Польши, Московии (вариант «Казачок») и других европейских странах. Так в Франции в 60-70-х годах 17 века был известный украинский танцевальный театр под названием «Па де Казак?, который уже тогда представлял украинское искусство танца.

Особое место среди мужских танцев принадлежит ритуальному военному танцу «Аркан», который танцевали повстанцы перед военными выступлениями. Танец имел целью проверить на прочность и выносливость мужчины-воина: кто не выдерживал и разрывал руки, того прогоняли из круга. Вероятно «Аркан» был своеобразной психологической подготовкой к решающим действиям, вдохновлял, давал силу, энергию, поднимал боевой дух.

«Казак» — танцует один «казак» или два, а реже человек и жинка.Найголовнишим было мелкие отражать ногами по земле, чтобы аж земля гудела, убивания голубцы, подскакивать щучка вверх и производить у самой земли присядет, при этом припеваючи и выкрикивая на все горло.Козакы танцевали не только ногами, но и всем телом: руками, плечами, головой и «селедкой». Веселье были заметны и в глазах, и в улыбке, и в движению вуса.Жинка танцевали мелкие на месте, только время от времени описывала круг.

6.4. Чеберячко

«Чеберячко» — старый украинский танец со многими фигурами. Все танцевали в кругу, а одим за другом по очереди, мужчины танцуя с заложенными за плечи руками, поднимали губами с пола рюмку водки, выпивали ее и перебрасывали одним махом головы через плече.Вси другие , танцуя в кругу, хлопали, припевая: Чеберячко! Круг Чеберячко приходится на четвереньках! Или ее випю или ее Вилюй! Чеберячко! Раскладывали по середине огонь и перескакивали его по очереди. (По описанию Антония Яксы-Марцинковский)

Основные движения украинский танец

Название работы: Украинский танец

Предметная область: Культурология и искусствоведение

Описание: В медленных танцах движения рук мягкие плавные широкие спокойные. В быстрых танцах движения рук самые разнообразные быстро сменяют положение и направление. В танцах мальчиков движения рук тоже широкие спокойные но более сильные чем у девочек. Движения корпуса и головы.

Дата добавления: 2013-09-05

Размер файла: 27.5 KB

Работу скачали: 12 чел.

Украинский танец, так же как и другие виды народного творчества, развивался на протяжении всей истории украинского народа, обогащаясь новым содержанием и своеобразными выразительными средствами. В нем нашли свое отражение задорная веселость, мягкий юмор, трудолюбие и другие черты, присущие украинскому национальному характеру.

Хороводы являются одной из старейших художественных форм народного искусства. Их исполнение было связано с обрядовыми действиями: традиционной встречи весны (веснянки), ознаменованием лета (купальский цикл танцев), праздника урожая, встречей Нового года. Теперь хороводы хотя и утратили свое прежнее обрядовое значение, но тем не менее прочно вошли в репертуар профессиональных, самодеятельных и детских танцевальных коллективов.

В некоторых хороводах используется соответствующий их содержанию реквизит: венки, ленты, веточки и другие.

К жанру бытовых танцев принадлежат: гопак, казачек, метелица, коломыйка, гуцулка, полька и кадриль. Эти танцы сопровождаются мелодиями, различными по характеру и идейно-эмоциональному содержанию.

Основные положения рук у девочек.

В медленных танцах движения рук мягкие, плавные, широкие, спокойные. Руки раскрывают в стороны, ладонями кладут на талию (четыре пальца впереди, большой — сзади), поднимают поочередно вверх, скрещивают на груди и т.д.

Девочка, взяв за концы ленты, свисающие сзади от венка, разводит их в стороны, кисти находятся чуть выше плеч, тыльной стороной направлены назад, закругленные локти направлены в стороны.

Одна рука девочки лежит ладонью на груди, придерживая бусы, другая — ладонью сбоку на талии.

В быстрых танцах движения рук самые разнообразные, быстро сменяют положение и направление.

Положения рук у мальчиков.

В танцах мальчиков движения рук тоже широкие, спокойные, но более сильные, чем у девочек. Руки широко раскрывают в стороны, поочередно поднимают в третью позицию, кладут ладонями на талию. Мальчик может поправлять на голове шапку, ударять ладонью по голенищу после приседания и т.п.

Движения корпуса и головы.

Украинскому танцу девочек свойственны в основном плавные, спокойные движения корпуса. В медленных танцах девочка то грациозно наклоняется вперед, то поворачивается одним или другим плечом, то как бы оглядывается через плечо, то наклоняется в сторону.

В быстрых танцах все эти движения исполняются более живо, но не теряют плавности и грациозности.

У мальчиков положения корпуса более разнообразны, движения шире и свободнее. Подтянутость корпуса подчеркивает легкость, присущую украинскому танцу. В отдельные моменты танца корпус то резко наклоняется вперед, то поворачивается вправо и влево, то сильно наклоняется на правый или левый бок, отклоняется назад при высоких прыжках, то совсем пригибается к земле во время «подсечки», «мельницы» и т.д.

В медленных танцах голова, сопровождая движения рук и корпуса, плавно поворачивается из стороны в сторону, наклоняется вперед, приподнимается, сообразно с характером хода. В быстрых танцах голова резко меняет положения, весело вскидывается, задорно отклоняется назад и т.д. Богатая мимика исполнителя придает еще большую выразительность танцу и обогащает его.

Элементы украинского танца.

К ним относятся: голубцы, бегунец, притоп.

Основной вид-(« низкий голубец») И. п.- 1 прямая позиция, руки в 5 позиции. Размер 2/4.

Такт 1 раз и — исполнить 2 голубца с продвижением

Одно из наиболее распространенных движений украинского танца, голубцы могут быть высокими и низкими.

Добавляется изучение различного вида вращений (для девочек), движений

« ползунок», «мельница», «метелочка», «подсечка», «растяжка», «разножка» (для мальчиков)

Основные движения украинский танец

Основные движения украинского танца

Сегодня мы продолжаем тему украинских танцев. Судя по откликам, тема эта нужная, поэтому я решила не затягивать и приступить к описанию движений украинского танца.

Музыкальный размер 2/4

1.Бегунец

а) Бегунец вперед.
Исходное положение: станьте лицом вперед по движению, ноги в 6-й позиции, руки опустите на талию (кулачками).

Слегка присев на левой ноге, отведите правую ногу вперед и, вытянув ее, немного приподнимите. Сделайте небольшой прыжок вперед (в ширину), как бы перепрыгивая через низкое препятствие.

РАЗ — опуститесь после прыжка на всю ступню правой ноги, слегка ослабляя колено, и проведите вперед левую ногу.

И — сделайте небольшой шаг вперед левой ногой на низкие полупальцы

ДВА — сделайте небольшой шаг вперед правой ногой на низкие полупальцы.

И — слегка присев на всей ступне правой ноги, сделайте небольшой прыжок вперед (в ширину), как бы перепрыгивая через низкое препятствие.

Начиная с левой ноги повторяем движение.

б) Бегунец назад.
Исходное положение: станьте спиной по движению, под в 6-й позиции, руки опустите на талию (кулачками).

Слегка присев на правой ноге, отведите левую ногу назад, чуть приподнимите ее и сделайте небольшой прыжок (в ширину), как бы перепрыгивая через низкое препятствие.

РАЗ — опуститесь (после прыжка) на всю ступню левой ноги,; слегка ослабляя колено, и проведите назад правую ногу.

И -сделайте небольшой шаг назад правой ногой на низкие полупальцы.

ДВА — сделайте небольшой шаг назад левой ногой на низкие полупальцы.

И — слегка присев на всей ступне левой ноги, проведите правую ногу назад и исполните движения затакта.

Затем движение повторяем, начиная с правой ноги.

2. Притопы (тройной)
Притопы в украинском танце широко применяются в сочетании с другими движениями «голубец», «тынок», «выхилясник», «присядка» и т.д.

(1 такт)
Исходное положение: станьте лицом к зрителю, ноги в 6-й позиции, руки опустите на талик (кулачками).
Затакт.
Чуть приподнимите правую ногу.

РАЗ — топните правой ногой рядом с левой по 6-й позиции.
И — топните левой ногой рядом с правой по 6-й позиции.
ДВА — топните правой ногой рядом с левой по 6-й позиции.
И — пауза (тяжесть корпуса — на правой ноге).

Начиная с левой ноги, исполните движения 1-го такта. Исполняя притоп, на счет «раз», «и» следует слегка наклонить вперед голову и корпус, а на счет «два» — выпрямиться.
Притоп можно исполнять немного продвигаясь в любом направлении.
Притоп — продвигаясь вперед.
Исходное положение то же.

Чуть приподнимите правую ногу.
1-й такт.

РАЗ — сделайте шаг вперед правой ногой, слегка притопывая.
И — подставьте левую ногу к правой в 6-ю позицию, слегка притопывая.
ДВА — топните правой ногой рядом с левой по 6-й позиции.
И — пауза (тяжесть корпуса — на правой ноге). Исходное положение — то же.

Так же исполняется притоп — на счет «раз» немного продвигаясь назад или в сторону.
Так же исполняется притоп начиная с левой ноги.
Исполняя притоп, на счет «раз», «и», «два» следует слегка наклонить вперед голову и корпус, а на счет «и» — выпрямиться.

3. Веревочка (простая)

И сходное положение: станьте лицом к зрителю в 3-ю позицию — правая нога впереди, опустите руки на талию (кулачками).

И — слегка подскочив на левой ноге, чуть проскользните вперед на низких полупальцах левой ноги, одновременно приподнимите впереди полусогнутую правую ногу в выворотном положении и заведите ее назад за левую ногу—стопа на уровне икры левой ноги. Колено правой ноги отведено вправо, подъем и пальцы почти вытянуты.

РАЗ — опустите правую ногу на низкие полупальцы сзади левой в 3-ю позицию. Колено правой ноги чуть ослаблено.

И — слегка подскочив на правой ноге, исполните движения затакта (левая нога поднята).

ДВА — начиная с левой ноги, исполните движения 1-го такта счета «раз» и т. д.

Веревочку можно исполнять, оставаясь на месте, чуть продвигаясь вперед или немного отступая назад.

4. Веревочка с переступаниями

Позиция ного 3 свободная. Правая нога впереди. Ноги, корпус и голова направлены вперед.

Одновременно с проскальзыванием на левой ноге вперед на низких полупальцах правая, сгибаясь в колене, поднимается спереди левой, не прикасаясь к ней до колена и на том же уровне переводится назад. Колено отведено в сторону, стопа вытянута.

РАЗ – правая нога опускается на низкие полупальцы сзади левой ноги в 3 свободную позоцию. Одновременно левая нога приподнимается над полом.

И – левая нога ставится впереди в 4 свободную позицию в полуприседание. Одновременно правая нога приподнимается над полом.

ДВА– Правая нога подводится в 3 свободную позицию на низкие полупальцы сзади левой в полуприседание. Левая нога слегка отрывается от пола.

И – выполняется «затакт» и движение начинается с другой ноги.

5. Выхилясник

Исходное положение: станьте лицом к зрителю в 6-ю позицию, опустите руки на талию (кулачками) или разведите их в стороны (кисти ниже уровня пояса).
Затакт.

На счет «и» слегка подскочите на левой ноге, чуть приподнимая правую ногу.

РАЗ — опуститесь после подскока на всю ступню левой ноги (колено ослаблено), а чуть согнутую правую ногу, в не выворотном положении, опустите на носок на пол. Одновременно корпус слегка поверните влево, а голову — с правому плечу.

И — снова слегка подскочите на левой ноге, чуть приподнимая правую ногу.

ДВА — опуститесь после подскока на всю ступню левой ноги (колено ослаблено), а правую ногу, переводя в выгодное положение, вытяните и поставьте на пол в ту же очку – на каблук. Носок высоко поднят. Одновременно слегка поверните корпус вправо.

Начиная с правой ноги, исполните притоп. Так же исполняется выхилясник слегка с левой ноги подскакивая на правой ноге.

6. Выхилясник с угинанием

Исходное положение ног – 1 свободная позиция. Руки могут находиться в том же положение, что и при исполнение выхилясника. Движение занимает 2 такта.

1 такт исполняем «Выхилясник» см. выше

2 такт «Угинание»

РАЗ – подскок на левой ноге, опускаясь на всю стопу, колено присогнуто. Правая нога сгибаясь в колене, приближается стопой вытянутой в подъеме, спереди к щиколотке левой ноги, колено направлено вправо.

ДВА – второй иаленткий подскок на левой ноге. Правая нога, разгибаясь в колене, слегка выворотно выбрасывается вперед-вправо, пожъем вытянут. Корпус чуть повернут левым плечом вперед.

Движение повторяется с первого такта с другой ноги. Девушки могут одно рукой придерживать бусы на груди.

В следующей статье мы закончим рассматривать движения украинского народного танца. До встречи!