Открытый урок по народному танцу испанские выстукивания

Открытый урок » Дробные выстукивания в русском танце»

Открытый урок «Дробные выстукивания в русском танце» проведен в рамках педагогического совета в Детской школе искусств №3. Цель урока: овладеть методикой исполнения дрбных выстукиваний, выучить комбинацию в характере русского танца у станка

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок » Дробные выстукивания в русском танце»»

Михайлова Елена Александровна,

преподаватель хореографических дисциплин

МАУДО города Нижневартовска «Детская школа искусств №3»

Открытый урок «Дробные выстукивания в русском танце»

— овладение методикой исполнения дробных выстукиваний;

— выучить комбинацию дробных выстукиваний в характере русского танца у станка;

-совершенствование, закрепление и отработка пройденного материала;

-совершенствование навыков манеры исполнения дробных выстукиваний;

-научиться выполнять в различных темпах и ритмах дробные выстукивания;

-развитие навыков координации;

— развитие чёткости, ритмичности в выполнении упражнений;

— воспитание настойчивости в приобретении знаний и умений;

-способствовать воспитанию ответственности, силы воли, дисциплинированности;

Тип урока: урок изучения нового материала и совершенствования умений и навыков

Вид урока: традиционный

Форма обучения: групповая

Методы и приемы: объяснение, демонстрация, практическая работа.

Перечень методического обеспечения:

— подборка нотного материала;

1. Организационный момент.

2. Проверка и отработка пройденного материала.

3. Методика исполнения дробных выстукиваний.

4. Комбинация дробных выстукиваний в характере русского танца у станка.

5. Анализ результата урока.

6. Задание обучающимся.

1. Организационный момент:

– сообщение темы урока;

2. Проверка пройденного материала:

— «PLIE» в характере русского танца;

-упражнение на «Battman tendu» в характере русского танца;

— «маленькие броски» в характере молдавского танца;

— «круговые движения ногой по полу» в характере белорусского танца;

— «каблучное упражнение» в характере русского танца;

— «низкие развороты» в характере украинского танца;

3. Методика исполнения дробных выстукиваний:

В русском танце имеется весьма распространенный вид движений, выполняемых сильными, четкими, короткими и частыми ударами ног об пол. Танцующий как бы выстукивает ногами ритм танца. Такие движения русской пляски называются «дроби».

Дроби весьма разнообразны по ритму и технике исполнения. В некоторых случаях дробь исполняется ударами поочередно одной и сразу же другой ногой в разных ритмических сочетаниях. Нога с каждым ударом опускается сильно и четко, на всю ступню.

В двойной дроби исполнитель два раза подряд ударяет одной ногой об пол, причем первый удар короткий, после него нога тотчас же упруго отделяется от пола; со вторым ударом нога крепко становится на пол, как бы припечатывая. В дробях этого вида как первый, так и второй удар может выполняться не только всей ступней, но также или каблуком, или подушечкой стопы, причем акцентируется чаще второй, но иногда и первый удар.

В русском танце есть множество дробей и комбинаций из них. Часто про дробь говорят: «рассыпал горохом», «дробь горохом», «рассыпал дробью». В зависимости от региона России дробь называют «топотухой», «дробец», «пристуки», «дробью-пристуком», «оттопами», «топотушками» и т.д. Это движение русского народного танца состоит из сильных и резких ударов ногами в пол – полной стопой, каблуком и полупальцами. Перед тем, как начать исполнять дроби, необходимо освоить выполнение ударов – всей стопой, полупальцами и каблуком.

Дробные выстукивания исполняются всей ступнёй, каблуком, ребром каблука, либо в сочетании ударов каблуком и полупальцами и, как правило, на присогнутых в коленях ногах.

Движения развивают чёткость, ритмичность, силу ног, укрепляют мышцы стопы, икроножные мышцы.

Исполняются преимущественно в характере русского, испанского, мексиканского и других народных танцев, в которых много различных дробных элементов движений.

Дробные выстукивания могут комбинироваться с «каблучными упражнениями», исполняться в сочетании с подъёмом на полупальцы, с подскоком, переступаниями.

Дроби в танце выполняются: на месте, с продвижением вперед, с поворотом, сочетаются с подскоками, хлопушками и т. д. К дробным движениям относятся также притопы, т. е. отдельные удары всей ступней об пол.

Притопы в русских плясках очень распространены и применяются в различные моменты танца. Исполнитель, начиная танец, может сделать несколько раз притоп одной ногой, на счет «раз» каждого такта, а потом пуститься в пляс. Притоп одной ногой может заканчивать движение; исполнитель, сделав то или иное «колено», с ударом опускает ногу на всю ступню.

Притопы выполняются весело, задорно, лихо.

Богатство и разнообразие дробей заключается не только в различных ритмических рисунках, но и в манере исполнения, присущей той или иной области или местности. Дроби, исполняемые в северных областях России, отличаются по характеру исполнения от южных областей, а дроби в плясках Сибири, по манере и характеру не похожи ни на те, ни на другие и т.д.

4. Комбинация дробных выстукиваний в характере русского танца у станка.

Музыкальный размер- 2/4, исходное положение — 6-ая позиция ног, правая рука через 1-ую позицию открывается во 2-ую и закрывается на пояс в кулачек.

1такт — 1 — шаг на правую ногу, левую ногу приподнять над полом

-и- удар пяткой правой ноги, левую ногу приподнять над полом

-2- двойной удар левой ногой по 6-ой позиции, правую ногу приподнять

-и- наступить на правую ногу, левую ногу приподнять

2такт — 1 удар пяткой правой ноги, левую ногу оторвать от пола

-и- двойной удар левой ногой, правую ногу приподнять

-2- наступить с силой на правую ногу

-и- наступить на левую ногу

3такт — как 1-ый такт

4такт -1и –как «1и» 2-го такта

-2- приставить правую ногу в 6-ую позицию

5такт — 1и2 — «горох» с правой ноги

-и- удар левой ногой по 6-ой позиции

6такт-1и2 — «горох» с левой ноги

-и- удар правой ногой по 6-ой позиции

7такт -1- удар правой ногой по 6-ой позиции с силой, затем припод­нять правую ногу над полом

-и- подскок на левой ноге, правую ногу приподнять

-2- двойной удар правой ногой по 6-ой позиции, левую ногу приподнять

-и- приставить левую ногу в 6-уго позицию

8такт-1- соскок в 6-ую позицию с акцентом в пол

-и- поворот на каблуках от станка на З6О градусов, руки на пояс

-2- сесть в 6-ую позицию с акцентом в пол

9такт -1- с акцентом в пол наступить на правую ногу, левую ногу приподнять до середины икры правой ноги

-и — два переступания по 6-ой позиции на левую, затем на правую ногу

-2- сесть с акцентом на левую ногу, правую ногу поднять над полом до середины икры левой ноги

-и- два переступания по 6-ой позиции, сначала на правую, затем на левую ногу

10такт -1 — с акценту сесть на правую ногу, левую ногу приподнять

-и2 — два подскока на правой ноге, левая нога согнута

-и — два переступания по 6-ой позиции, сначала с левой, затем с правой ноги

11такт -1- удар левой ногой с акцентом по 6-ой позиции, правую ногу приподнять до середины икры левой ноги

-и- два переступания по 6-ой позиции сначала на правую, затем на левую ногу

-2- удар правой ногой с акцентом в пол, левую ногу приподнять

-и- два переступания по 6-ой позиции сначала с левой, затем с правой ноги

12такт -1- сесть с акцентом в пол на левую ногу, правую ногу согнуть

-и2 — два подскока на левой ноге, правая нога согнута

-и- подскок на левой ноге

13-14такт — 1и- «горох» по полукругу от станка на 18О градусов

-2- приставить правую ногу в 6-ую позицию

-и- подскок на левой ноге, правую ногу приподнять

15такт -1- двойной удар правой ногой по 6-ой позиции, левую ногу приподнять

-и- левую ногу поставить вперед на каблук

-2- приставить правую ногу к левой ноге в 6-ую позицию на каблук

-и- переступить накаблуке левой ноги по 6-ой позиции

16такт -1- соскок в пол по 6-ой позиции

-и- поворот на каблуках по 6-ой позиции к станку на 360 градусов, руки на поясе

-2- с акцентом в пол сесть в 6-ую позицию

Всю комбинацию повторить с левой ноги.

5. Анализ результата урока

Отработка и дальнейшее совершенствование методики исполнения всех комбинаций, а также знать терминологию народного танца и грамотно выполнять движения у станка.

Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2003.

Иноземцева Г. Народный танец. М.. «Знание», 1971.

Матвеев В.Ф. Русский народный танец. Теория и методика преподавания: Учебное пособие.- СПб.: «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ»; Издательство «Лань», 2010.

Митакович Л.А. Подготовка будущих педагогов-хореографов к решению профессиональных задач. Журнал «Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена». Выпуск № 116 / 2009.

Ткаченко Т. Народный танец. М. «Искусство», 1967.

Ткаченко Т. Народные танцы. М., «Искусство», 1975

Устинова Т. Русский народный танец. М.. «Искусство». 1976.

Методическая разработка конспекта открытого урока по предмету «Русский танец»

Курсы профессиональной переподготовки от Московского учебного центра «Профессионал»

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования только до 31 мая действуют скидки до 70% при обучении на курсах профессиональной переподготовки (184 курса на выбор).

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Рязанский колледж культуры»

Предметно-цикловая комиссия хореографических дисциплин

Методическая разработка конспекта открытого урока по предмету

Специальность: 071501 «Народное художественное творчество»

Вид: хореографическое творчество

Составитель: Корчагина Е.Н.,

В настоящее время возрос интерес к проблеме национального самосознания, к изучению традиционной народной культуры. В связи с этим актуальным и своевременным становится взгляд на фольклор как основу гуманитарного образования молодёжи.

Фольклор – это ценнейшее культурное достояние народов, которое необходимо осваивать, любить, беречь.

Решению задач воспитания подрастающего поколения на традициях отечественной культуры во многом способствуют занятия русским народным танцем.

Русский народный танец является одним из важных условий формирования разносторонне развитой личности, способной к преобразованию, самопознанию, профессиональному самоопределению, к творческой деятельности. Интерес к прошлому своего народа, к формированию обычаев, традиций, к региональным особенностям – непременное условие на занятиях русским народным танцем. Именно на этих занятиях создаётся прочный фундамент танцевальной культуры, как части общей духовной культуры в целом, и в конечном итоге обеспечивается решение важнейшей воспитательной задачи – формирование и воспитание гражданина России.

Тема: Дробные выстукивания в русском танце.

Цель: -овладение методикой исполнения дробных выстукиваний;

-выучить комбинацию дробных выстукиваний в характере русского танца у станка;

Направлением реализации компетентностного подхода подготовки специалистов нового поколения выделено:

— развитие базовых творческих способностей;

— активизация творческой и методической сторон обучения;

— перманентное оттачивание элементов различных видов танца с глубоким осознанием проделанных действий;

Для подготовки педагога-хореографа нового поколения, универсального танцора, исследователя и творца, необходимо инновационное отношение к процессу профессиональной подготовки и свежее видение образовательной модели.

— совершенствование, закрепление и отработка пройденного материала;

-совершенствование навыков манеры исполнения дробных выстукиваний;

-научиться выполнять в различных темпах и ритмах дробные выстукивания;

-развитие навыков координации;

— развитие чёткости, ритмичности в выполнении упражнений;

— воспитание настойчивости в приобретении знаний и умений;

— способствовать воспитанию ответственности, силы воли, дисциплинированности;

Тип урока : урок изучения нового материала и совершенствования умений и навыков

Вид урока : традиционный

Форма обучения: коллективная

Методы и приемы : объяснение, демонстрация, практическая работа.

Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2003.

Иноземцева Г. Народный танец. М.. «Знание», 1971.

Матвеев В.Ф. Русский народный танец. Теория и методика преподавания: Учебное пособие.- СПб.: «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ»; Издательство «Лань», 2010.

Митакович Л.А. Подготовка будущих педагогов-хореографов к решению профессиональных задач. Журнал «Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена». Выпуск № 116 / 2009.

Ткаченко Т. Народный танец. М. «Искусство», 1967.

Ткаченко Т. Народные танцы. М., «Искусство», 1975.

Устинова Т. Русский народный танец. М.. «Искусство». 1976.

Перечень методического обеспечения:

— подборка нотного материала;

Проверка и отработка пройденного материала.

Методика исполнения дробных выстукиваний.

Комбинация дробных выстукиваний в характере русского танца у станка.

Анализ результата урока.

Место проведения : хореографический класс

Время проведения : два академических часа

– сообщение темы урока;

Проверка пройденного материала :

— «полуприседания» в характере мордовского танца;

-упражнение на «развитие подвижности стопы» в характере татарского танца;

— «маленькие броски» в характере молдавского танца;

— «круговые движения ногой по полу» в характере белорусского танца;

— «каблучное упражнение» в характере русского танца;

— «низкие развороты» в характере украинского танца;

Методика исполнения дробных выстукиваний:

В русском танце имеется весьма распространенный вид движений, выполняемых сильными, четкими, короткими и частыми ударами ног об пол. Танцующий как бы выстукивает ногами ритм танца. Такие движения русской пляски называются «дроби».

Дроби весьма разнообразны по ритму и технике исполнения. В некоторых случаях дробь исполняется ударами поочередно одной и сразу же другой ногой в разных ритмических сочетаниях. Нога с каждым ударом опускается сильно и четко, на всю ступню.

В двойной дроби исполнитель два раза подряд ударяет одной ногой об пол, причем первый удар короткий, после него нога тотчас же упруго отделяется от пола; со вторым ударом нога крепко становится на пол, как бы припечатывая. В дробях этого вида как первый, так и второй удар может выполняться не только всей ступней, но также или каблуком, или подушечкой стопы, причем акцентируется чаще второй, но иногда и первый удар.

В русском танце есть множество дробей и комбинаций из них. Часто про дробь говорят: «рассыпал горохом», «дробь горохом», «рассыпал дробью». В зависимости от региона России дробь называют «топотухой», «дробец», «пристуки», «дробью-пристуком», «оттопами», «топотушками» и т.д. Это движение русского народного танца состоит из сильных и резких ударов ногами в пол – полной стопой, каблуком и полупальцами. Перед тем, как начать исполнять дроби, необходимо освоить выполнение ударов – всей стопой, полупальцами и каблуком.

Дробные выстукивания исполняются всей ступнёй, каблуком, ребром каблука, либо в сочетании ударов каблуком и полупальцами и, как правило, на присогнутых в коленях ногах.

Движения развивают чёткость, ритмичность, силу ног, укрепляют мышцы стопы, икроножные мышцы.

Исполняются преимущественно в характере русского, испанского, мексиканского и других народных танцев, в которых много различных дробных элементов движений.

Дробные выстукивания могут комбинироваться с «каблучными упражнениями», исполняться в сочетании с подъёмом на полупальцы, с подскоком, переступаниями.

Дроби в танце выполняются: на месте, с продвижением вперед, с поворотом, сочетаются с подскоками, хлопушками и т. д. К дробным движениям относятся также притопы, т. е. отдельные удары всей ступней об пол.

Притопы в русских плясках очень распространены и применяются в различные моменты танца. Исполнитель, начиная танец, может сделать несколько раз притоп одной ногой, на счет «раз» каждого такта, а потом пуститься в пляс. Притоп одной ногой может заканчивать движение; исполнитель, сделав то или иное «колено», с ударом опускает ногу на всю ступню.

Притопы выполняются весело, задорно, лихо.

Богатство и разнообразие дробей заключается не только в различных ритмических рисунках, но и в манере исполнения, присущей той или иной области или местности. Дроби, исполняемые в северных областях России, отличаются по характеру исполнения от южных областей, а дроби в плясках Сибири, по манере и характеру не похожи ни на те, ни на другие и т.д.

Комбинация дробных выстукиваний, приведённая ниже, распространена по всей России.

Комбинация дробных выстукиваний в характере русского танца у станка .

Музыкальный размер- 2/4, исходное положение — 6-ая позиция ног, правая рука через 1-ую позицию открывается во 2-ую и закрывается на пояс в кулачек.

1такт — 1 — шаг на правую ногу, левую ногу приподнять над полом

-и- удар пяткой правой ноги, левую ногу приподнять над полом

-2- двойной удар левой ногой по 6-ой позиции, правую ногу приподнять

-и- наступить на правую ногу, левую ногу приподнять

2такт — 1 удар пяткой правой ноги, левую ногу оторвать от пола

-и- двойной удар левой ногой, правую ногу приподнять

-2- наступить с силой на правую ногу

-и- наступить на левуюногу

3такт — как 1-ый такт

4такт -1и –как «1и» 2-го такта

-2- приставить правую ногу в 6-ую позицию

5такт — 1и2 — «горох» с правой ноги

-и- удар левой ногой по 6-ой позиции

6такт-1и2 — «горох» с левой ноги

-и- удар правой ногой по 6-ой позиции

7такт -1- удар правой ногой по 6-ой позиции с силой, затем приподнять правую ногу над полом

-и- подскок на левой ноге, правую ногу приподнять

-2- двойной удар правой ногой по 6-ой позиции, левую ногу приподнять

-и- приставить левую ногу в 6-уго позицию

8такт-1- соскок в 6-ую позицию с акцентом в пол

-и- поворот на каблуках от станка на З6О градусов, руки на пояс

-2- сесть в 6-ую позицию с акцентом в пол

9такт -1- с акцентом в пол наступить на правую ногу, левую ногу приподнять до середины икры правой ноги

-и — два переступания по 6-ой позиции на левую, затем на правую ногу

-2- сесть с акцентом на левую ногу, правую ногу поднять над полом до середины икры левой ноги

-и- два переступания по 6-ой позиции, сначала на правую, затем на левую ногу

10такт -1 — с акценту сесть на правую ногу,левую ногу приподнять

-и2 — два подскока на правой ноге, левая нога согнута

-и — два переступания по 6-ой позиции, сначала с левой, затем с правой ноги

11такт -1- удар левой ногой с акцентом по 6-ой позиции, правую ногу приподнять до середины икры левой ноги

-и- два переступания по 6-ой позиции сначала на правую, затем на левую ногу

-2- удар правой ногой с акцентом в пол, левую ногу приподнять

-и- два переступания по 6-ой позиции сначала с левой, затем с правой ноги

12такт -1- сесть с акцентом в пол на левую ногу, правую ногу согнуть

-и2 — два подскока на левой ноге, правая нога согнута

-и- подскок на левой ноге

13-14такт — 1и- «горох» по полукругу от станка на 18О градусов

-2- приставить правую ногу в 6-ую позицию

-и- подскок на левой ноге, правую ногу приподнять

15такт -1- двойной удар правой ногой по 6-ой позиции, левую ногу приподнять

-и- левую ногу поставить вперед на каблук

-2- приставить правую ногу к левой ноге в 6-ую позицию на каблук

-и- переступить на каблуке левой ноги по 6-ой позиции

16такт -1- соскок в пол по 6-ой позиции

-и- поворот на каблуках по 6-ой позиции к станку на 360 градусов, руки на поясе

-2- с акцентом в пол сесть в 6-ую позицию

Всю комбинацию повторить с левой ноги.

Анализ результата урока.

Тема и план проведения урока соответствуют Программе учебной дисциплины «Русский танец». Цели и задачи поставленные в начале урока успешно решены. Студенты продемонстрировали свои знания, умения и навыки пройденного материала и с интересом осваивали методику исполнения дробных выстукиваний. Комбинация дробных выстукиваний у станка в характере русского танца разучена и отработана.

Отработка и дальнейшее совершенствование методики исполнения всех комбинаций, а также знать терминологию народного танца и грамотно выполнять движения у станка.

Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз «Скачать материал».

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Рязанский колледж культуры»

Предметно-цикловая комиссия хореографических дисциплин

Методическая разработка конспекта открытого урока по предмету

«Русский танец»

Специальность: 071501 «Народное художественное творчество»

Вид: хореографическое творчество

Составитель: Корчагина Е.Н.,

преподаватель хореографических

дисциплин

Шацк, 2014

Пояснительная записка

В настоящее время возрос интерес к проблеме национального самосознания, к изучению традиционной народной культуры. В связи с этим актуальным и своевременным становится взгляд на фольклор как основу гуманитарного образования молодёжи.

Фольклор – это ценнейшее культурное достояние народов, которое необходимо осваивать, любить, беречь.

Решению задач воспитания подрастающего поколения на традициях отечественной культуры во многом способствуют занятия русским народным танцем.

Русский народный танец является одним из важных условий формирования разносторонне развитой личности, способной к преобразованию, самопознанию, профессиональному самоопределению, к творческой деятельности. Интерес к прошлому своего народа, к формированию обычаев, традиций, к региональным особенностям – непременное условие на занятиях русским народным танцем. Именно на этих занятиях создаётся прочный фундамент танцевальной культуры, как части общей духовной культуры в целом, и в конечном итоге обеспечивается решение важнейшей воспитательной задачи – формирование и воспитание гражданина России.

Тема: Дробные выстукивания в русском танце.

Цель: -овладение методикой исполнения дробных выстукиваний;

-выучить комбинацию дробных выстукиваний в характере русского танца у станка;

Направлением реализации компетентностного подхода подготовки специалистов нового поколения выделено:

— развитие базовых творческих способностей;

— активизация творческой и методической сторон обучения;

— перманентное оттачивание элементов различных видов танца с глубоким осознанием проделанных действий;

Для подготовки педагога-хореографа нового поколения, универсального танцора, исследователя и творца, необходимо инновационное отношение к процессу профессиональной подготовки и свежее видение образовательной модели.

Задачи:

— совершенствование, закрепление и отработка пройденного материала;

-совершенствование навыков манеры исполнения дробных выстукиваний;

-научиться выполнять в различных темпах и ритмах дробные выстукивания;

-развитие навыков координации;

— развитие чёткости, ритмичности в выполнении упражнений;

— воспитание настойчивости в приобретении знаний и умений;

— способствовать воспитанию ответственности, силы воли, дисциплинированности;

Тип урока : урок изучения нового материала и совершенствования умений и навыков

Вид урока : традиционный

Форма обучения: коллективная

Методы и приемы : объяснение, демонстрация, практическая работа.

Перечень литературы:

Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца. ООО «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2003.

Иноземцева Г. Народный танец. М.. «Знание», 1971.

Матвеев В.Ф. Русский народный танец. Теория и методика преподавания: Учебное пособие.- СПб.: «Издательство ПЛАНЕТА МУЗЫКИ»; Издательство «Лань», 2010.

Митакович Л.А. Подготовка будущих педагогов-хореографов к решению профессиональных задач. Журнал «Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена». Выпуск № 116 / 2009.

Ткаченко Т. Народный танец. М. «Искусство», 1967.

Ткаченко Т. Народные танцы. М., «Искусство», 1975.

Устинова Т. Русский народный танец. М.. «Искусство». 1976.

Перечень методического обеспечения:

баян;

— подборка нотного материала;

План проведения:

1. Организационный момент.

2. Проверка и отработка пройденного материала.

3. Методика исполнения дробных выстукиваний.

4. Комбинация дробных выстукиваний в характере русского танца у станка.

5. Анализ результата урока.

6. Задание студентам.

Место проведения : хореографический класс

Время проведения : два академических часа

Ход урока:

1. Организационный момент :

– сообщение темы урока;

2. Проверка пройденного материала :

— «полуприседания» в характере мордовского танца;

-упражнение на «развитие подвижности стопы» в характере татарского танца;

— «маленькие броски» в характере молдавского танца;

— «круговые движения ногой по полу» в характере белорусского танца;

— «каблучное упражнение» в характере русского танца;

— «низкие развороты» в характере украинского танца;

3. Методика исполнения дробных выстукиваний:

В русском танце имеется весьма распространенный вид движений, выполняемых сильными, четкими, короткими и частыми ударами ног об пол. Танцующий как бы выстукивает ногами ритм танца. Такие движения русской пляски называются «дроби».

Дроби весьма разнообразны по ритму и технике исполнения. В некоторых случаях дробь исполняется ударами поочередно одной и сразу же другой ногой в разных ритмических сочетаниях. Нога с каждым ударом опускается сильно и четко, на всю ступню.

В двойной дроби исполнитель два раза подряд ударяет одной ногой об пол, причем первый удар короткий, после него нога тотчас же упруго отделяется от пола; со вторым ударом нога крепко становится на пол, как бы припечатывая. В дробях этого вида как первый, так и второй удар может выполняться не только всей ступней, но также или каблуком, или подушечкой стопы, причем акцентируется чаще второй, но иногда и первый удар.

В русском танце есть множество дробей и комбинаций из них. Часто про дробь говорят: «рассыпал горохом», «дробь горохом», «рассыпал дробью». В зависимости от региона России дробь называют «топотухой», «дробец», «пристуки», «дробью-пристуком», «оттопами», «топотушками» и т.д. Это движение русского народного танца состоит из сильных и резких ударов ногами в пол – полной стопой, каблуком и полупальцами. Перед тем, как начать исполнять дроби, необходимо освоить выполнение ударов – всей стопой, полупальцами и каблуком.

Дробные выстукивания исполняются всей ступнёй, каблуком, ребром каблука, либо в сочетании ударов каблуком и полупальцами и, как правило, на присогнутых в коленях ногах.

Движения развивают чёткость, ритмичность, силу ног, укрепляют мышцы стопы, икроножные мышцы.

Исполняются преимущественно в характере русского, испанского, мексиканского и других народных танцев, в которых много различных дробных элементов движений.

Дробные выстукивания могут комбинироваться с «каблучными упражнениями», исполняться в сочетании с подъёмом на полупальцы, с подскоком, переступаниями.

Дроби в танце выполняются: на месте, с продвижением вперед, с поворотом, сочетаются с подскоками, хлопушками и т. д. К дробным движениям относятся также притопы, т. е. отдельные удары всей ступней об пол.

Притопы в русских плясках очень распространены и применяются в различные моменты танца. Исполнитель, начиная танец, может сделать несколько раз притоп одной ногой, на счет «раз» каждого такта, а потом пуститься в пляс. Притоп одной ногой может заканчивать движение; исполнитель, сделав то или иное «колено», с ударом опускает ногу на всю ступню.

Притопы выполняются весело, задорно, лихо.

Богатство и разнообразие дробей заключается не только в различных ритмических рисунках, но и в манере исполнения, присущей той или иной области или местности. Дроби, исполняемые в северных областях России, отличаются по характеру исполнения от южных областей, а дроби в плясках Сибири, по манере и характеру не похожи ни на те, ни на другие и т.д.

Комбинация дробных выстукиваний, приведённая ниже, распространена по всей России.

4. Комбинация дробных выстукиваний в характере русского танца у станка .

Музыкальный размер- 2/4, исходное положение — 6-ая позиция ног, правая рука через 1-ую позицию открывается во 2-ую и закрывается на пояс в кулачек.

1такт — 1 — шаг на правую ногу, левую ногу приподнять над полом

-и- удар пяткой правой ноги, левую ногу приподнять над полом

-2- двойной удар левой ногой по 6-ой позиции, правую ногу приподнять

-и- наступить на правую ногу, левую ногу приподнять

2такт — 1 удар пяткой правой ноги, левую ногу оторвать от пола

-и- двойной удар левой ногой, правую ногу приподнять

-2- наступить с силой на правую ногу

-и- наступить на левуюногу

3такт — как 1-ый такт

4такт -1и –как «1и» 2-го такта

-2- приставить правую ногу в 6-ую позицию

5такт — 1и2 — «горох» с правой ноги

-и- удар левой ногой по 6-ой позиции

6такт-1и2 — «горох» с левой ноги

-и- удар правой ногой по 6-ой позиции

7такт -1- удар правой ногой по 6-ой позиции с силой, затем припод­нять правую ногу над полом

-и- подскок на левой ноге, правую ногу приподнять

-2- двойной удар правой ногой по 6-ой позиции, левую ногу приподнять

-и- приставить левую ногу в 6-уго позицию

8такт-1- соскок в 6-ую позицию с акцентом в пол

-и- поворот на каблуках от станка на З6О градусов, руки на пояс

-2- сесть в 6-ую позицию с акцентом в пол

9такт -1- с акцентом в пол наступить на правую ногу, левую ногу приподнять до середины икры правой ноги

-и — два переступания по 6-ой позиции на левую, затем на правую ногу

-2- сесть с акцентом на левую ногу, правую ногу поднять над полом до середины икры левой ноги

-и- два переступания по 6-ой позиции, сначала на правую, затем на левую ногу

10такт -1 — с акценту сесть на правую ногу,левую ногу приподнять

-и2 — два подскока на правой ноге, левая нога согнута

-и — два переступания по 6-ой позиции, сначала с левой, затем с правой ноги

11такт -1- удар левой ногой с акцентом по 6-ой позиции, правую ногу приподнять до середины икры левой ноги

-и- два переступания по 6-ой позиции сначала на правую, затем на левую ногу

-2- удар правой ногой с акцентом в пол, левую ногу приподнять

-и- два переступания по 6-ой позиции сначала с левой, затем с правой ноги

12такт -1- сесть с акцентом в пол на левую ногу, правую ногу согнуть

-и2 — два подскока на левой ноге, правая нога согнута

-и- подскок на левой ноге

13-14такт — 1и- «горох» по полукругу от станка на 18О градусов

-2- приставить правую ногу в 6-ую позицию

-и- подскок на левой ноге, правую ногу приподнять

15такт -1- двойной удар правой ногой по 6-ой позиции, левую ногу приподнять

-и- левую ногу поставить вперед на каблук

-2- приставить правую ногу к левой ноге в 6-ую позицию на каблук

-и- переступить накаблуке левой ноги по 6-ой позиции

16такт -1- соскок в пол по 6-ой позиции

-и- поворот на каблуках по 6-ой позиции к станку на 360 градусов, руки на поясе

-2- с акцентом в пол сесть в 6-ую позицию

Всю комбинацию повторить с левой ноги.

5. Анализ результата урока.

Тема и план проведения урока соответствуют Программе учебной дисциплины «Русский танец». Цели и задачи поставленные в начале урока успешно решены. Студенты продемонстрировали свои знания, умения и навыки пройденного материала и с интересом осваивали методику исполнения дробных выстукиваний.Комбинация дробных выстукиваний у станка в характере русского танца разучена и отработана.

6. Задание студентам:

Отработка и дальнейшее совершенствование методики исполнения всех комбинаций, а также знать терминологию народного танца и грамотно выполнять движения у станка.

Открытый урок по народно-сценическому танцу «Калейдоскоп народной хореографии»

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

«Калейдоскоп народной хореографии»

Цель урока : Соединение различных национальных культур в едином музыкально-хореографическом полотне, следуя лучшим примерам народно-сценической хореографии Государственного академического ансамбля народного танца им. Игоря Моисеева.

Задачи урока: Отражение национальной сущности народов разных стран в образах народно-сценической хореографии.

План урока:

Часть 1. Магия танца И.А. Моисеева.

1.1. Народно-сценические танцы.

Часть 2. Характерные особенности танцев народов мира.

2.1. Русский народный танец.

2.2. Украинский народный танец.

2.3. Грузинский народный танец.

2.4. Испанский народный танец. Арагонская хота.

2.5. Греческий народный танец. Сиртаки.

2.6. Молдавский народный танец.

Часть 3. Хореографическая сюита по мотивам танцев народов мира.

«Танец — это пластический портрет народа,

немая поэзия, зримая песня, таящая в себе

часть народной души»

Часть 1. Магия танца Игоря Моисеева.

Искусство танца, зародившееся еще на пороге эволюции человека, развивалось вместе с ним, оттачивалось и шлифовалось, приобретало характерные черты определенной народности. Народный танец, как и язык народа, имеет свои особенности, и может поведать нам о многом: об истории, быте, обычаях, традициях, обрядах, укладе жизни, темпераменте, доблести, чести, любви, то есть создать летопись своего народа с помощью пластики, выразительных движений, эмоций и чувств. Именно народные танцы впоследствии дали развитие всем видам хореографического искусства.

Жанр сценической хореографии народный танец приобрел благодаря выдающемуся художнику, артисту и балетмейстеру Игорю Александровичу Моисееву, который в 1937 году создал Театр народного танца. Это было настоящее открытие в мире искусства! Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева — первый и единственный в мире профессиональный хореографический коллектив, занимающийся художественной интерпретацией и пропагандой танцевального фольклора народов мира. Репертуар ансамбля, за свою концертную деятельность, которая продолжается более 75 лет, включает в себя около 300 хореографических произведений самых различных жанров: хореографические миниатюры, танцевальные картины, сюиты танцев и одноактные балеты. Ансамбль по праву был и остается визитной карточкой нашей страны за рубежом, а хореографический уровень коллектива по-прежнему служит непревзойденным эталоном.

По образцу ансамбля народного танца Игоря Моисеева были созданы хореографические коллективы во всех республиках СССР (ныне странах СНГ), а также во многих европейских странах. В Республике Башкортостан это Башкирский академический государственный ансамбль народного танца, созданный Файзи Гаскаровым, артистом ансамбля Игоря Моисеева.

Часть 2. Характерные особенности танцев народов мира.

По тематике в данное время все народно-сценические танцы схожи, в основном преобладают лирические и бытовые мотивы: о любви счастливой и несчастной, о выборе невесты, о ссорах между любимыми и о многом другом. Подобная схожесть, вероятно, была присуща танцевальной культуре народов и раньше, с той лишь разницей, что посвящены танцы были духам воды, неба, матери-земли, от которых ждали дождя, урожая и т.д. По количеству фигур танцы имеют вариации от двух до пяти-шести, музыкальный размер либо очень четкий — от 2/4 до 4/4, либо имеет переменный характер. Наиболее характерными являются следующие основные движения — волнообразные движения рук, мягкие переступания ног либо «топы», а также исполнение некоторых движений на полусогнутых коленях, с согнутыми в локтях руками, топтание на месте, повороты вокруг своей оси на 180 o , 360 o и более. Рисунок танца во многом произволен, за исключением сюжетных танцев, но с определенным набором движений. Основными линиями танца являются точка, линия, диагональ, полукруг и круг. Количество исполнителей в танцах варьируется.

2.1. Русский народный танец.

Русские народные танцы характеризуются молодецкой удалью и искрометным юмором. Широкие жесты, частые поклоны, гордо поднятый подбородок, ярко выраженное достоинство — вот основные элементы русского танца. Важно отметить, что этот танец требует энергичности, мужественности и резких движений от мужчин и мудрой величавости и плавности в каждом шаге от женщин. Можно сказать, что этот танец – характеристика русского человека: широкая душа и необузданное желание дарить веселье себе и окружающему миру! Разнообразие русских народных танцев поражает своим количеством хореографических рисунков – не многие народы могут посоревноваться в этом плане с Россией. Наиболее ярок и разнообразен вид русского народного танца – русская пляска. К Русским пляскам относятся хоровод, импровизированные пляски (перепляс, барыня и др.) и танцы, имеющие определённую последовательность фигур (кадриль, ланце и др.). Музыкальный размер обычно 2/4 или 6/8. Темп русских плясок бывает медленный, быстрый, а также с постепенным ускорением.

2.2. Украинский народный танец.

Украинский народ, в силу постоянных бед, обрушившихся на него со всех сторон, по своему складу характера скорее драматичен, нежели весел. Особенно это заметно по песням и танцам женщин, в которых говорится о тяжелой женской доле, нелегком труде и одиночестве. Но с казачеством связаны тема борьбы и воли, непримиримость к врагам, вольнолюбию, жизнерадостности, а также общепризнанный искрометный украинский юмор. Отсюда и танец Украины – то задумчиво лиричен, то неудержимо весел. Визитная карточка украинского танцевального фольклора – гопак (от украинского восклицания «гоп») — любимый танец украинских мужчин, в котором они проявляли свои умения, ловкость, гибкость, характер. Движения довольно трудные, требуют физической подготовки, однако исполняются непринужденно и с улыбкой. Девушки же танцуют весело, попеременно меняя шаловливое настроение на скромность, застенчивость. Музыкальный размер 2/4, темп умеренно-быстрый с переходом в быстрый.

2.3. Грузинский народный танец.

Т
анцы в Грузии разделяются на сольные, парные и групповые, также ярко представлены мужской и женский танец. Женщины двигаются грациозно, маленькими шажками. Мужчины демонстрируют свою воинственность, которая выражается в быстрых движениях, высоких прыжках и смелых пируэтах. Спина, как у мужчин, так и у женщин, всегда остается прямой и неподвижной.
Танцы отдельных регионов Грузии различаются по характеру, движениям. Танец «ачарули» отличается от других танцев своими яркими, красочными костюмами, игривостью и простотой движений; «картули» — это типичный свадебный грузинский танец, словно белая лебедь девушка плывет в танце, а мужчина, будто гордый орел, мчится за ней; мтиулури — самый отважный, эмоциональный и гордый танец горного населения Грузии. Музыкальный размер трехдольный, темп исполнения от медленного до стремительно-быстрого.


2.4. Испанский народный танец. Арагонская хота.

Хота – испанский народный танец в трехдольном размере. Классический тип хоты – Арагонская (по названию провинции Арагон) — является предметом национальной гордости. Танцуют хоту парами, с кастаньетами. Арагонская хота – оживленный, подвижный, энергичный танец, сопровождаемый песней. Аккомпанирует ему инструментальный ансамбль « рондалья ». В каждой провинции Испании есть своя хота, но мировую известность получила именно Арагонская хота, благодаря произведению русского композитора М.И. Глинки, которое носит название Арагонская хота («Блестящее каприччио»). Это колоритная картина из испанской народной жизни. Призывные торжественные фанфары вначале приглашают к хоте всех желающих. И когда все собрались, изящная трехдольная мелодия зажигает сердца и глаза, блестяще передает красочный мир народной Испании, южной природы и быта, огненную пылкость, стремительность испанского танца.

2.5. Греческий народный танец. Сиртаки.

Сиртаки (от греч. syrtaki – прикосновение, касание) — популярный танец греческого происхождения. Изначально он не является народным греческим танцем, однако представляет собой сочетание медленных и быстрых версий старинного танца мясников. Долгое время он пребывал в тени, пока кинозвезды не включили его в свой фильм «Грек Зорбас», где главный герой исполняет сиртаки. После выхода фильма на экран сиртаки стал самым популярным греческим танцем в мире и одним из символов Греции. Успех сиртаки — в чудесной мелодичной музыке Микиса Теодоракиса, положенной в основу танца. Сиртаки танцуют, стоя в линию или, встав в круг, и положив руки на плечи соседей. Размер танца четырехдольный в медленной и часто двудольный в быстрой. Сиртаки начинается с медленных, плавных движений, постепенно переходящих в более быстрые и резкие, нередко включающие прыжки и скачки. Для того, чтобы дотанцевать танец, нужна большая практика и природная ловкость.

2.6. Молдавский народный танец.

К числу наиболее распространённых танцев Молдавии принадлежит хора (болгарское «хорo», от греческого «choros»). Хора — круговой массовый танец, в котором танцующие держатся за руки. Темп танца – умеренный, традиционный размер 3/8. В хоре нет определённого конца, её продолжительность зависит от изобретательности танцующих, существует множество вариантов этого танца. Еще один популярный молдавский танец — жок ( от латинского «jocus» — игра, забава). В широком значении жок — народное гуляние, которое устраивала группа парней, своеобразный сельский бал. Они собирали деньги и нанимали музыкантов. В праздничные дни жок обычно длился с утра до позднего вечера. Нередко жок начинался общим танцем типа хоры, причём в каждом районе и даже селе, исполнялись свои, неповторимые по стилю и манере танцы.

Часть 3. Хореографическая сюита по мотивам танцев народов мира.

Будучи большими поклонниками и почитателями таланта Игоря Александровича и творчества его легендарного коллектива, мы предлагаем вашему вниманию хореографическую сюиту по мотивам танцев народов мира, входящих в репертуар ансамбля Игоря Моисеева. В нашей сюите представлены фрагменты народных танцев шести стран: России, Украины, Грузии, Испании, Греции, Молдавии. Вы увидите и украинский гопак, и молдавскую хору, и русский хоровод, перепляс, и арагонскую хоту и сиртаки и грузинский картули. При этом мы постараемся показать и разнохарактерность, и примеры мужского и женского народного танца, и темповое и ритмическое разнообразие, и характерные черты этих танцев в непрерывном объединении упражнений у станка с экзерсисом на середине.

Таким образом, мы хотим проникнуть в самое сердце народной хореографии, создать яркий, переливающийся всеми цветами радуги фольклорный калейдоскоп, где свет каждой грани богат, прекрасен и неповторим и уникален.

Предлагаем вам, уважаемые гости, своеобразно поучаствовать в нашем действии. Мы подготовили для вас анкету всего с одним вопросом, скорее предложением, расставить по порядку танцы, которые вы увидите. Расставьте танцы, входящие в сюиту по очередности их исполнения: Арагонская хота, Молдавский танец, Украинский танец, Грузинский танец, Русский хоровод, Испанские выстукивания, Русский перепляс, Сиртаки.

Являясь искусством поистине общечеловеческим, доступным без какого-либо перевода людям всех рас и континентов, танец всегда несет в себе определенную национальную окраску. Проводя аналогию с музыкой, надо заметить, что подобно тому, как музыкальные интонации, рожденные на основе реалистически жизненных интонаций отражаемой исторической эпохи, носят ярко выраженный национальный характер, так и пластические танцевальные движения приобретают у того или иного народа национальную неповторимую характерность. Язык пластики в силу своей общечеловечности понятен и доступен в том “натуральном” виде, в каком его создает народ.

Перерастание национального в интернациональное в искусстве танца всегда связано с открытием новых хореографических миров, которые, являясь творческим продолжением познанного и достигнутого, расширяют горизонты искусства за счет выявления самобытных и сильных сторон, присущих каждой национальной культуре.

Народный танец — это танец, созданный этносом и распространенный в быту, обладающий этническими особенностями, проявляющимися в характере, координации движений, в музыкально-ритмической и метрической структуре танца, манере его исполнения. Всестороннее изучение народного танца важно как с хореографической точки зрения, в качестве историко-этнографического источника для определения социальных отношений между людьми, эстетического уровня создателей и исполнителей танцев, так и с точки зрения влияния его на воспитание академизма у учащихся. Костюмы и музыкальные инструменты народно-сценического танца также играют огромную роль при воспитании академизма у учащихся, являются источником при изучении материальной и духовной культуры.

Жизнь приносит в танец новые хореографические измерения, новые пластические интонации и каждый хореограф, если он хочет быть современным не только в смысле прочтения на сцене современной тематики, но и использования всех возможностей современного хореографического мышления, должен видеть и подмечать в самой действительности зарождение и развитие новых пластических «красок», пластических образных ресурсов. Танец-это образ в движении и музыке, который необходимо мастерски передать, донести до каждого зрителя, образ необыкновенно выразительный, но, в то же время, наделенный изобразительными правами балетной пластики. Изобразительность и выразительность в танце соревнуются друг с другом, никогда не утрачивая глубину мысли и не идя в разрез с поэтикой танца.