Партнер в танце пасодобль

Пасодобль – танец отважных тореадоров

Несмотря на то, что коррида, конечно, не самое цивилизованное и довольно жестокое зрелище, многие, и не только в Испании, все же горько сожалеют о его запрете. Любителям боя быков остается в утешение только не менее зрелищный и эмоциональный испанский танец – пасодобль, своеобразная танцевальная интерпретация боя тореадора с быком. Музыка, под которую в начале прошлого века стали исполнять пасодобль, представляющая собой, по сути, торжественный испанский марш, сопровождала выход на арену матадора и других участников корриды.

Собственно, весь танец символизирует выступление тореадора, повторяя напряженную атмосферу боя с быком, демонстрации мужественности и ловкости. Поэтому, в отличие от других танцев, входящих в латиноамериканскую программу, таких как румба, ча-ча-ча или самба, где все внимание партнерше, в пасодобле главную роль играет партнер. Название танца переводится с испанского буквально как «два шага», а первое его название звучало как «один испанский шаг», потому как шаги в пасодобле делаются на каждый счет.

По своему характеру пасодобль очень схож с испанским Фламенко и даже содержит некоторые элементы (в основном, движения руками), позаимствованные у этого танца. В хореографии пасодобля присутствуют три акцента, схожих с испанским цыганским «Espana Cani», и повторяют порядок проведения корриды: сначала торжественное открытие турнира под звук фанфар и парад участников, затем – сражение тореадора с грозным животным, а в завершении – чествование победителя.

Другими словами, у пасодобля есть сюжет, которого нет больше ни в одном бальном танце, конечно, если это не произвольная композиция для показательных выступлений или различных шоу. Все движения партнеров в танце символически отображают действия тореадора на арене: «атака», «сюр пляс» (акцентированные шаги на каждый такт), «плащ», «удар мулеты», «экар» (уклонение), «вероника» (летящее вращение плаща вокруг тореадора) и другие. И если партнер в танце – это тореадор, отважный, мужественный гордый и ловкий, то партнерша может исполнять несколько второстепенных ролей, это может быть и плащ тореадора, и другой тореадор, и даже главный его соперник – бык.

Пасодобль – это особый накал страстей, которые проступают сквозь сдержанные, четкие и ритмичные движения танцоров. В этом танце присутствует большая доля театральности, танцевальная пара должна уметь обыграть отвагу и презрение к опасности, с которыми тореадор выходит на бой с быком, не теряя при этом довольно быстрого ритма и невозмутимого, гордого выражения лица. Не удивительно, что далеко не все пары, даже в С-классе и выше, в который включен пасодобль, в ходе соревнований исполняют этот танец. Танцуют его только самые опытные, безупречно владеющие чувством ритма и композиции танца.

Отличает пасодобль от других латиноамериканских бальных танцев еще и то, что у него исключительно европейские, испанские корни, тогда как у других в той или иной мере прослеживаются корни афроамериканские. И все же, именно в Южной Америке пасодобль приобрел широкую известность и успех и получил дальнейшее развитие уже как бальный танец. В 1920 году пасодобль был впервые исполнен как бальный танец в Париже и с тех пор стал весьма популярен в светских салонах Франции. В 30-е годы двадцатого века этот танец активно развивается французскими хореографами, а многие новые движения получают французские названия. В программу выступлений на соревнованиях по спортивным бальным танцам пасодобль был включен уже после Второй мировой войны.

У пасодобля весьма характерная постановка корпуса, свойственная всем народным испанским танцам: поднятая, расправленная грудь, жестко фиксированный гордый поворот головы. Очень важным элементом танца являются движения рук – именно они выражают чувства танцоров, поскольку на лице – маска мнимого хладнокровного спокойствия. У партнера они напоминают приемы со шпагой, у партнерши – они плавные и выразительные, летящие, как движения плаща тореадора. А ноги танцоров отбивают четкий ритм, начиная движения с каблука.

Попробовать себя в этом непростом танце может и начинающий танцор, например в странах Южной Америки, в Испании и Франции существует общедоступный вариант этого эффектного танца, где важно не столько высокое танцевальное мастерство, сколько особый настрой.

[исп. Paso Doble – двойной шаг]

1.Испанский общественный танец XIX века в маршевом характере. Музыкальный размер – 2/4, ¾, 6/8. Темп умеренно быстрый. Изображает ключевые моменты испанской корриды: торжественный выход тореро, приёмы работы с плащом, поединок с быком, победу в схватке, ликование. Исполняется в паре, с активными передвижениями по площадке.

2.Общественный бальный танец 1920-30-х годов, основанный на народном образце. Музыкальный размер – 2/4, ¾, 6/8. Темп умеренно быстрый. Исполняется в паре, энергично и чётко, с передвижениями по залу.

3.Спортивный бальный танец, входящий в Латиноамериканскую Подгруппу танцев Международной спортивной программы. Музыкальный размер – 2/4. Темп умеренно быстрый, 60 тактов (120 ударов) в минуту. Исполняется в паре, следуя драматическому характеру музыки, с активными передвижениями по площадке.

4.Обязательный танец в спортивных танцах на льду под музыку Пасодобля. Музыкальный размер – 2/4 или 6/8. Темп 56 тактов (112 ударов) в минуту. Начинается в Позиции Танго. Исполняется в Закрытой Позиции и Открытой Позиции на всём пространстве катка.

Этот танец более всех других оправдывает зрелищный характер танцевального спорта. Выразительные взмахи рук, характерные «испанские» позы, вызывающий маршевый ритм музыки – всё работает на драматический дуэтный образ, в котором отвага человека противостоит невообразимой звериной мощи. Противостояние смертельной опасности и её преодоление– в этом заключается глубинный смысл испанского танца Пасодобль.

Считается, что Пасодобль возник в Испании из старинного уличного шествия участников корриды. Эта своеобразная народная Пассакалья [исп. Pascalle, от pasar – проходить и calle – улица] под стук барабанов с молчаливыми остановками на перекрёстках усиливала, и без того гнетущую, напряжённость перед кровавым зрелищем. В XIX веке уличную проходку сопровождала музыка воинственных маршей и шествие местами превращалась в нечто, похожее на парад тореадоров.

К началу XX века парадная проходка тореадоров трансформировалась в Пасодобль – парный общественный танец, в котором демонстрировались повадки разъярённого быка и приёмы его укрощения при помощи красного плаща и острой шпаги. Пасодобль по-испански означает «двойной шаг» [исп. Pasodoble, от paso – шаг, и doble – двойной, сдвоенный]. Может быть, это название выражает двойственную природу самого танца, в котором исполнитель порою одним движением изображает и быка, и тореро?

В 1920-е годы танец Пасодобль появился в парижских публичных танцевальных залах, а в 1930-х стал популярен в высшем обществе. Из Франции он распространился по Европе, взяв в употребление французские наименования танцевальных фигур. Некоторое время он пользовался популярностью в Соединённых Штатах. Там его назвали «Испанский Тустеп» [англ. Spanish Two Step] и перевели названия большинства фигур на английский язык.

С тех пор в этом танце принято пользоваться французскими названиями движений наряду с английскими. Так продолжается и после того, как в конце 1940-х англичане ввели его в Международную программу танцевальных соревнований. Надо отметить, что по танцевальному взаимодействию в паре Пасодобль сильно отличается от прочих европейских танцев. Кроме того, Пасодобль имеет распространение в Мексике, где публика также любит развлекаться боями быков. Видимо, поэтому этот чисто испанский танец был помещен в Латиноамериканскую подгруппу спортивных танцев.

Позиции и характер движений Пасодобля сильно отличается и от латиноамериканских танцев. В нём отсутствуют выраженные движения бёдрами, пружинистые и скачущие шаги. Отличается даже осанка танцора: верх корпуса высоко поднят, плечи широко расставлены и опущены вниз, голова жестко фиксирована. В некоторых движениях голова наклонена вперед, а затылок тянется вверх, как будто танцующий старается заглянуть в пространство позади себя. Вес тела держится впереди, хотя многие шаги выполняются на каблук.

Кроме этого, в отличие от латиноамериканских танцев, в которых на первом плане красуется партнёрша, Пасодобль считается мужским танцем. Внимание зрителей должно быть обращено исключительно на тореадора. Партнер изображает мужественный и героический характер. Его партнерша, почти как в европейских стандартных танцах, следует его шагам и сигналам. А в некоторых случаях она как-бы превращается в плащ тореадора.

В музыке танца присутствуют характерные акценты и усиления, которые танцоры стараются артистически обыграть. Многие танцевальные фигуры Пасодобля позволяют это, так как представляют собой стилизацию боевых приёмов тореро: Атака [англ. Attack], Бандерильяс [англ. Banderillas], Разделение [исп. Separation], Вероника [исп. Veronica] и др.

Смотреть видео:

Примеры движений и фигур бального танца Пасодобль:

Короткий акцентированный удар всей ступнёй с последующим переступанием на неё. По смыслу корриды, представляет собой сигнал для привлечения внимания быка.

Представляет собой стилизацию профессионального приёма тореро в бою с разъярённым быком. При выполнении этой фигуры партнёр воображает себя тореадором и управляет партнёршей, как будто она является его плащом.

Танцевальная фигура Пасодобля, в которой партнёр изображает матадора, гипнотизирующего быка взмахами своего плаща. Он вертит плащ вперёд-назад по фигуре «восьмёрки» и при этом успевает принимать эффектные позы.

Характерная танцевальная фигура Пасодобля, включающая в себя двойной удар в характере танцев Фламенко. Удары выполняются носком свободной ноги позади опорной ноги.

Танцевальная фигура Пасодобля, включающая совместный ход пары вперёд, раздельный разворот обратно и принятие партнёром и партнёршей особой испанской позы – позы тореро перед восторженных толпой зрителей. Партнёр и партнёрша стоят, развернувшись спиной друг к другу.

Представляет собой последовательность шагов, включающую характерные острые выведения ноги, шаги накрест и, не менее характерные, шаги вбок.

Другое название: Пике.

Танцевальная фигура, в ходе выполнения которой партнёр делает один небольшой шаг вперёд, а затем совершает шаги на месте. В это время партнёрша, в характерной манере Пасодобля, быстро отодвигается от партнёра на расстояние вытянутой руки, а затем постепенно приближается и встаёт в Закрытую Позицию в паре.

Представляет собой последовательность из восьми шагов на месте. Может выполняться с поворотом пары вправо или влево.

Представляет собой последовательность из шестнадцати шагов, в ходе выполнения которых пара принимает разные позы, двигаясь в ракурсах Променадной Позиции и Контрпроменадной Позиций.

Представляет собой последовательность простых шагов и шагов с приставкой, в ходе выполнения которых пара принимает характерные «испанские» позы. Шаги выполняются вправо относительно партнёра.

Пасодобль — танец страсти

Пасодо́бль (исп. Paso doble — «двойной шаг») — испанский танец, имитирующий корриду.
Первое название танца — «один испанский шаг» («Spanish One Step»), поскольку шаги делаются на каждый счёт. Пасодобль был одним из многих испанских народных танцев, связанных с различными аспектами испанской жизни. Частично пасодобль основан на бое быков. Партнер изображает тореро, а партнерша — его мулету или капоте (кусок ярко-красной ткани в руках матадора), иногда — второго тореро, и совсем редко — быка, как правило, поверженного финальным ударом. Характер музыки соответствует процессии перед корридой (el paseíllo), которая обычно проходит под аккомпанемент пасодобля.

В спортивных бальных танцах пасодобль начинают танцевать с C-класса.

Впервые бои быков появились на острове Крит, в Средние века они приобрели популярность в Испании. Начиная с 1700-х годов они начали проводиться в Испании в близком к современному виде (пешая коррида). Танец впервые был исполнен во Франции в 1920 году, стал популярным в высшем парижском обществе в 1930-х, поэтому многие шаги и фигуры имеют французские названия. После Второй мировой войны пасодобль был включен в латиноамериканскую программу спортивных бальных танцев.

Основное отличие пасодобля от других танцев — это позиция корпуса с высоко поднятой грудью, широкие и опущенные плечи, жёстко фиксированная голова, в некоторых движениях наклонённая вперед и вниз. Такая постановка корпуса соответствует характеру движений матадора. Движения можно интерпретировать как битву матадора с быком. Вес корпуса впереди, но большинство шагов делается с каблука.

Музыка состоит из 3 основных частей («акцентов/тем»). Первая тема делится на вступление и основную часть. Чаще всего третья тема является повторением первой. На соревнованиях по спортивным бальным танцам чаще всего исполняются две первые темы.

Особенности танца

Пасодобль (чаще встречается произношение пасадобль, но правильно писать через букву «о») – это испанский танец, имеющий много общего с фламенко и фанданго. В переводе с испанского, Paso doble означает «двойной шаг», так как каждый второй шаг в танце подчеркнут. Вначале танец носил название «Spanish One Step» — «один испанский шаг», так как шаги делаются на каждую музыкальную долю. Пасадобль, как и многие испанские танцы, отображает один из аспектов жизни и быта испанцев, а именно корриду – бой быков. Это своеобразное театрализованное действие, где партнер изображает гордого, уверенного в себе тореро, а партнерша – его плащ. Иногда партнерша может изображать другого тореро, и очень редко – поверженного быка.

Бои быков впервые появились на острове Крит, а в Средних веках они стали популярными и в Испании. В начале 18 века испанская коррида приобрела вид, близкий к современному. Выход тореадора на арену сопровождался музыкой, а любимое зрелище испанцев отобразилось в танцевальном искусстве. Некоторые источники утверждают, что первыми отразили это действо в танце французы. Южная Франция находится недалеко от Испании, и уже в 1910 году на соревнованиях французскими танцорами был исполнен танец «Одного шага» – так называли прототип пасодобля. В 20-ых годах 20 столетия испанская коррида воплотилась в сценическом танце. С 1945 года пасодобль вошел в конкурсную программу бальных латиноамериканских танцев.

Танец исполняется под сопровождение с музыкальным размером 2/6 или 2/4. Главная роль в пасодобле отводится партнеру, поэтому часто пасодобль называют «танцем мастера». Тореро предстоит донести зрителю свою гордость, смелость, надменность, превосходство. Партнерша, имитируя красную ткань в руках тореро, держится на расстоянии, с гибкостью и изяществом подстраиваясь под движения мужчины. В танце должна ощущаться напряженность между партнерами, скрытая экспрессия. Движения пасодобля строги, и дают исполнителям лишь небольшую артистическую свободу. Многие фигуры пасодобля требуют непрерывного физического контакта между партнерами, при котором задействованы все группы мышц. Мужчина и женщина соприкасаются всей поверхностью своих тел – от грудей до бедер. Пасадобль в исполнении является сложным танцем и от исполнителей требует каждодневных тренировок. Прежде чем основные движения пасодобля будут освоены танцором, пройдут многие месяцы упорного труда.

Музыка пасодобля энергична, темпераментна, зажигательна. От партнеров требуется глубокое проникновение в музыкальное сопровождение. Ритмически музыка пасадобля соответствует цыганскому танцу «Espana Cani», в котором присутствуют три музыкальных акцента. Эти же акценты присутствуют и в пасодобле. Первый акцент – начало корриды, второй – бой с быком, третий – торжество победы.

От других танцев пасодобль отличает постановка корпуса с поднятой грудью и опущенными плечами, с жестко фиксированной головой, иногда наклоненной вниз и вперед. Высоко поднятая грудь передает чувство гордости, а наклоненная вниз голова соответствует позе матадора. Большинство шагов в пасодобле выполняются с каблука, нога, при этом, остается прямой, а вес не переносится на пол в полной мере. Это самый быстрый танец латино-американской программы и единственный, в котором главная роль отводится не партнерше, а партнеру.

В пасодобле, по сравнению с другими танцами латиноамериканской программы, акцент ставится не на технике, а на драматизме танца. Это единственный танец, в котором присутствует сюжетная линия.

Зародившись в Испании, пасодобль считается своим и в странах Латинской Америки. Этот танец, как жизнь, включает в себя и страсть, и любовь, и борьбу, и поражения, и победу.