Почему танец лезгинка назван лезгинкой

Танец Лезгинка

Лезгинка — является старинным народным быстрым кавказским танцем, а также сопутствующая ему музыка. Иноземцы в древние времена звали народы Дагестана Лезгинами, от этого и произошло название – Лезгинка.

Лек -«лезгин, орел», народы-соседи интерпретировали слово «лек», как название отдельного народа, сами же леки вкладывали понятие «человек-орел».

Трудно встретить человека, который не слышал об этом зажигательном танце, торговые пути, которые проходили через Кавказ, объединяли Европу и восточные страны. Путешественники, проезжавшие Дагестан, не могли не обратить внимание на танец, который до этого нигде не встречали.

Лезгинка – представляет собой своего рода соревнование, которое устраивают между собой молодые люди. Исполнение требует от юношей ловкости и большой силы, а от девушек изящества и плавности. Она очень быстрая и темпераментная. Этот знаменитый танец – отголосок языческих ритуалов, основной элемент которых был образ орла. Образ прекрасно передается исполнителями, особенно в тот момент, когда они встают на носки и раскидывают руки-крылья, начинают описывать плавные круги, как орел, который собирается взлететь.

Описание движений и образа

Очень грациозный, с резкими и четки движениями, а также выпадами, танец служит демонстрацией мужества и духа исполнителя. Зрелищность его достигается пика, когда исполнение происходит в национальных костюмах и сопровождается музыкальным ансамблем. Размер 6/8, темп быстрый, мелодия динамичная и четкая.

В лезгинке присутствует два образа: мужчина – орел и женщина-лебедь. Мужчина чередует стремительный и быстрый темп, самое трудное движение – это стоять на носках, раскинув руки. Женщина танцует, держа крепко осанку, и плавно движет руками. Темп движений исполнительницы растет в соответствии с темпом исполнителя.

Рисунок и образ неизменны и едины, но каждая народность Кавказа имеет свою собственную стилевую разновидность движений, которые используются в танце.

Присутствие в произведениях классики

Лезгинка своей музыкой, у которой четкий ритм и энергичные движения, привлекла внимание многих, известных миру, композиторов. В «Руслане и Людмилу» — Глинка, в «Демон» — Рубинштейн добавили стихийную, бурную и страстную лезгинку.

Танец и музыкальная композиция остается популярной и в наше время, современные исполнители часто ее используют.

Соревнования между исполнителями смотрите на видео и фото, которые присутствуют на сайте.

Танец лезгинка – горячий дух Кавказа

Лезгинка – это танец кавказских народов. Именно она может выразить горячий нрав и зажигательный характер кавказца. Лезгинка объединяет в себе мужество кавказских мужчин и демонстрацию их танцевальных умений. Ее танцуют как в паре, так и сольно. В танце четко видны особые народные движения и их комбинации в быстром темпе и темпераментном исполнении. Сегодня лезгинку танцуют не только представители кавказских народов. Ее можно довольно часто встретить на торжествах: свадьбах, днях рождения и так далее.Лезгинка очень зрелищна благодаря использованию кавказских народных костюмов.

История танца лезгинка

Название этого танца возникло давно. В древние времени народы Дагестана всегда именовались лезгинами из-за названия современной южной части Дагестана – Лезгистана. Отсюда имя народного действа.

Существует несколько вариантов историй на тему, кто придумал танец лезгинку. Что касается сольного исполнения, говорят, что возникла она как танец перед боем, который ранее отплясывали мужчины во всех горных селениях. Именно поэтому в сольной лезгинке прослеживается элемент соревнований, демонстрации своей силы перед другими. Лезгинку нельзя спутать с каким-то другим танцем, она имеет свой особенный характер.

Вторая теория происхождения лезгинки – это скорее даже не теория, а легенда о национальном кавказском танце. Однажды молодой кавказский парень увидел девушку необычайной красоты и побежал к ней навстречу, чтобы познакомиться. В этот момент играла красивая музыка, и мужчина, охваченный красотой незнакомки, пытался покорить ее своими движениями – он кружился и приседал вокруг нее. Эта легенда утверждает, что лезгинка зародилась как танец любви и уважения к противоположному полу.

Танец лезгинка – видео

Если говорить о парном действе, взгляд мужчины во время исполнения прикован к женщине, а его движения направлены на то, чтобы продемонстрировать ей свою мощь и силу. Мужчину и женщину в лезгинке можно сравнить с такими двумя птицами, как орел и лебедь. Он, как орел, спустившийся с гор, парит в небе и демонстрирует свои возможности. Она, как лебедь, нежно плавает в озере, отображая всю свою нежность и красоту. Движения мужчины и женщины очень отличаются друг от друга: мужчина двигается резко, быстро и напористо, а женщина как будто преклоняется пред ним своей нежностью и обаятельностью.

Лезгинка имеет разные стили исполнения, которые сформировались географическим путем. Существует классическая дагестанская лезгинка и еще 36 вариаций лезгинки, которые присущи каждому народу Дагестана: кумыкскому, даргинскому, лакскому, андийскому и так далее. Также существует северокавказская лезгинка – чеченская, кабардинская, осетинская и другие. Ну а закавказское шоу создается закавказскими народами: азербайджанцами, грузинами, армянами. Все северокавказские и закавказские варианты лезгинки могут заметно отличаться между собой манерой исполнения и движениями, поскольку каждая национальность привнесла в танец свой народный колорит.

Чеченские танцы лезгинка

Чеченская лезгинка в наши дни – это танец, без которого не обходится ни одна чеченская свадьба. Ее танцуют специально приглашенные профессиональные исполнители, новобрачные в свадебных нарядах, или даже гости в качестве подарка молодоженам и просто так.

На самом деле чеченское направление – это символ отношений между мужчиной и женщиной. Танец демонстрирует нам, какими должны быть женщина (нежной, грациозной и женственной) и мужчина (темпераментным, сильным и мужественным) в паре.

Давайте посмотрим невероятное видео танца лезгинка на свадьбе.

Как видите, исполняют его не профессионалы, а любители, но выглядит шоу настолько зрелищно и красиво, что вполне может сравниться с постановочными номерами. Женщина действительно своими движениями напоминает лебедя, который плывет по озеру, рассматривая свое красивое отражение и ненавязчиво кокетничая с мужчиной. А вот мужчина наоборот показывает всю свою силу и мужество. Он покоряет избранницу уверенностью, четкими и резкими шагами. Главная особенность этого танца – в нем нет эротичных или соблазняющих ноток. Наоборот, здесь представлена скромность и застенчивость – истинное лицо чеченской красавицы.

Грузинский танец лезгинка

Презентовал лезгинку всему миру именно грузин – внук Илико Сухишвили на Всемирном фестивале народного танца в Лондоне. С тех пор грузинский род сумел поднять лезгинку на высокий мировой уровень, создав Национальный балет Грузии, который гастролирует по земному шару, показывая энергетику и технику этого танца.

По характеру исполнения грузинское направление танца также бывает парным и сольным. Но грузины создали еще и групповой сценический вариант шоу, когда выступает совместно несколько пар или только мужчины/женщины. Сольное исполнение разнится в зависимости от половой принадлежности танцора. Так, например, сольный мужской грузинский номер – это своеобразное соревнование между мужчинами, которое напоминает пламя огня. Танцор показывает всю свою ловкость и мастерство, его движения резкие, сильные. А вот сольное женское представление уже более нежное. Движения в нем плавные и действительно напоминают взмахи крыльев лебедя. Цель сольного выступления женщины – продемонстрировать изящество и очарование прекрасного пола. Очень важны в исполнении женского танца движения рук – они должны быть легкими и пластичными, потому что именно на руках и основана женская лезгинка. В то же время ноги не видны – они спрятаны под длинной юбкой, поэтому кажется, что по сцене исполнительница то ли плавает, то ли летает.

Дагестанская лезгинка (видео)

Техника танца легко усваивается кавказцами и не только. Более того, дагестанцы, например, с самого раннего возраста учат маленьких мальчиков танцевать этот темпераментный танец и отрабатывать резкость движений до безупречности. Именно поэтому у дагестанцев лезгинка в крови: многие из них даже не скажут, как и где научились танцевать, потому что складывается впечатление, что они умели это делать уже с пеленок.

И все же уроки танца лезгинка для начинающих (видео) сегодня пользуются огромной популярностью, ведь быть запоминающимися актерами в таком ярком действе учатся мужчины и женщины по всему миру.

Вот доступные уроки лезгинки для мужчин, которые помогут понять основные шаги и повороты танца.

Как вы смогли убедиться, лезгинка – это самый темпераментный кавказский танец, который поражает своей энергетикой и уникальностью. С его помощью можно выразить любовь к родине, открыть силу характера и показать свою готовность к приключениям.

Почему танец лезгинка назван лезгинкой

Из воспоминаний английского путешественника, капитана Ричарда Вильбрехема, известно, что 11 октября 1837 года в доме Зубалашвили был дан бал в честь приезда в Тифлис всеми почитаемого Михаила Лермонтова ( его именем в центре Тбилиси названа улица ). Знаменательно, что на этом балу популярную грузинскую мужскую «Лезгинку» исполнили князь Александр Чавчавадзе (тесть Грибоедова), Николоз Бараташвили и сам гость – Лермонтов.

Три знаменитых поэта устроили соревнование по виртуозности и изяществу движений, не уступая друг другу в ловкости. Причем, все трое были ценителями красоты, тонкими эстетами и приверженцами романтизма. Они танцевали именно грузинский танец, хоть и Лермонтову довелось видеть зажигательные мужские танцы других народов Кавказа с общим термином «Лезгинка». Он настолько был восхищен красотой женского танца «Лезгинка», что описал его в своих стихотворениях, и посвятил рисунки, изображающие этот танец.

Фактически, танец «Лезгинка» был популярен в течение более двух веков: с середины 18 до второй половины 20 века. В грузинском драматическом театре на стыке 19-20 столетий этот танец великолепно исполняли писатель Александр Казбеги, а затем и танцор Алекси Алексидзе, продолживший исполнение танца и в оперном спектакле «Демон».

К тому же напомним, что Алексидзе танцевал обе разновидности грузинских лезгинок: сольный мужской танец «Лезгинка» и парный, женско-мужской «Картули» (тогда также именуемый «Лезгинка»). Он исполнял их в грузинских традициях и на высоком профессиональном уровне. Лучшими исполнителями танца кроме вышеназванных, слыли Алекси-Месхишвили, Карангозишвили и др. В одном из старых советских кинофильмов эту пляску исполнил певец и танцор Давид Канделаки.

Можно назвать немало примеров его исполнений в драматических и в оперно-балетных спектаклях. Выдающиеся русские танцоры Михаил Фокин, Михаил Мордкин в первой половине 20 века исполняли «Лезгинку» отдельным номером в России, в Европе и Америке.

Джордж Баланчин станцевал мужской сольный танец «Лезгинка» на выпускном концерте в Петербургском Хореографическом училище. В Америке в 1934 году Вахтанг Чабукиани во время гастролей исполнил собственную постановку как концертный сольный номер «Лезгинка». Затем, этот танец уже под названием «Лекури» был поставлен им в новом виде, и внесен в постановку своего балета «Мзечабуки» (Первый национальный классический балет, затем переименованный в «Сердце гор»). В то же время, Чабукиани исполнял «Лезгинку» в спектаклях: «Партизанские дни», «Кавказский пленник».

Танец «Лезгинка» пользовался в народе такой большой популярностью, что в разных уголках Грузии устраивались народные соревнования, в особенности в Кахетии. А про лучших исполнителей народ слагал песни. Платон Иоселиани нарекал «Лезгинку» – «танцем дагестанской Терпсихоры». Впрочем, постоянно шли дебаты на тему: считать корни «Лезгинки» исконно грузинскими, или же их следует искать в Дагестане – в соседней стране, якобы являвшейся прародительницей танца.

Долгое время «Лезгинка» исполнялась под этим названием, явившимся причиной неразберихи. В том случае, если бы грузинский танец «Лезгинка», в действительности был дагестанского происхождения, название оправдывало бы это звучание. Но, как мы уже определили ранее – этот танец являлся исконно грузинским. Решено было перевести слово-наименование «лезгинка» на грузинский язык, чтобы прекратить путаницу с общим названием и происхождением. Также несколько озадачивающее решение, поскольку грузинский танец «Лезгинка» был окрещен «Лекури» (т.е. в переводе означающий «лекский танец»).

За все время бытования самого танца именно эти злополучные термины-названия «Лезгинка», а затем и «Лекури» продолжали вводить в заблуждение относительно его происхождения. Мы в предыдущих статьях коснулись вопроса, почему национальный танец был назван «Лезгинкой». Теперь уже мы задались целью установить, по какой причине танцу было дано именно такое второе названием «Лекури». Прежде чем мы перейдем к объяснению происхождения наименования «Лекури», необходимо разъяснить небольшие лингвистические тонкости грузинского языка.

В грузинской речи окончание слова —ети, добавляемое к названию племени или народности, служит для обозначения страны, области или региона. Например, Кахетия, там, где в Грузии проживают кахетинцы, именуется Ках-ети, тушинцы – Туш-ети, где сваны – Сван-ети, месхи – Месх-ети и т.д. Подобным же образом Россию именуют Рус-ети, Турцию – Турк-ети, Осетию – Ос-ети и пр. А уже окончания слов —ури или —ули служат для обозначения принадлежности к кому-либо, чему-либо: грузинское – карт-ули, русское – рус-ули, мохевское – мохев-ури, сванское – сван-ури, осетинское ос-ури, чеченское – чечн-ури и т.д. Отсюда и название танца получилось производным словом от «лек» – «Лек-ури»!

В подобном случае, невольно возник вопрос, почему при переводе на грузинский лад слово «Лезгинка» (танец лезгин), прозвучало как «Лекури» (танец леков)?! Ведь согласно логике и лингвистике, название танца «лезгинка» должно было прозвучать как «Лезгури» — т. е «танец лезгов-лезгин». «Лезгами» именовала себя одна из народностей Дагестана – лезгины. Чтобы разобраться каким образом мог сформироваться термин «лекури», думается, для начала следует обратить свой взор на близлежащий, пограничный Дагестан. Изучить саму эту интересную страну, постичь его историю и культуру.

Грузинская Советская Энциклопедия дает следующее пояснение: «Леки – традиционное грузинское наименование дагестанцев, в основном подразумевались дагестанские племена, проживающие в Южном Дагестане (на приграничной территории Грузии)». Хотелось бы особо выделить предложенное энциклопедией определение, что леки – «традиционное грузинское наименование дагестанцев».

В различных источниках мы встречаем и другие версии о жителях, называемых леками, легами, лезгами, а у мусульманских ученых даже имеется сведение о стране «Лекз» или «Лакз», где проживали лезгины. В Энциклопедическом Словаре (издатели Ф.А.Брокгауз, И.А.Ефрон) мы также встречаем утверждения, что грузины обозначают соседних с Кахетией дагестанских горцев общим именем леки, а страну их Лекети.

В Грузинско-русском словаре Д. Чубинашвили поясняет: «леки – коренной народ Дагестана». Многие данные об этнонимах: «леки», «леги» и «гели» мы почерпнули также из трудов академиков Нико Марра и Иване Джавахишвили. Марр термин «лек» или «леки» считал этническим названием лезгин и отмечал: «лезгины – родовое название, – обнимает оно все народы и племена лезгинского ответвления северо-кавказских яфетидов в Дагестане и в Закатальском округе».

Джавахишвили разделил все народности, населяющие Кавказ на три языковые группы. Среди них имеется определение «леки», именуемые также «легами». Мы также считаем, что название «леки», это претерпевшее видоизменение названия самой народности «лаки». Фонетически близкое звучание «лаки» и «леки» – наводит на мысль, что тут, по-видимому, имеет место обычное трансформирование в грузинской речи гласных «а» на «е» (при сохранении согласных «л» и «к»). Оно основано и ассимилировано на национальной артикулярной базе. Отсюда можно окончательно заключить, что жители Грузии всем дагестанским народам, как лакцам и лезгинам, дали название «леки», а всю страну обозначили – Лекети. Более того, интересно проследить за обнаруженной нами цепочкой изменений звучания этого слова, получаемой в Грузии от смены гласных, и имеющей в конечном итоге один смысл: леги – лега – лаки – леки.

Термин леки, а также термины гели, дидуры, гарагари (гаргарейцы), присутствуют: в исторических и литературных памятниках античных авторов: у Страбона, («отца истории») Геродота, Плутарха, Плиния, Птолемея, у раннесредневековых армянских авторов М.Хоренского, Егише и др.

Из грузинского историко-литературного источника летописи «Картлис цховреба» нам становится известно как о генеалогии грузинского народа, так и о том, что мифическим прародителем всех кавказских горцев был Таргомос, имеющий много сыновей, одним из которых был Лекос. Видимо поэтому, и по сей день, лезгин, как в целом и все народности Дагестана в Грузии именуют «леками». Причина чего заключается еще и в том, что именно этнос леков (или лаков) играл большую политическую роль для Грузии из-за частых набегов на ее территорию (большей частью на территории Кахетии). Армяне также называли лезгин «леками», а азербайджанцы их именовали «лезгилярами».

После высказываний многих ученых, историков (в том числе и античных), нас заинтересовало мнение самих дагестанцев, и мы обратились к трудам известных ученых Дагестана. Михаил Ихилов античных легов считает непосредственными предками современных лезгин, в то время как Р. Маршаев видит в них предков лаков. По-видимому, он опирается на сохраненный этноним самоназвания «лак». Имеется версия, что древние авторы этноним «лак» распространяли на несколько дагестанских племен, подобно тому, как грузины всех дагестанцев именовали леками .

Ученый М. Ихилов высказывает предположение, что «леки и гели, скорее всего собирательный термин, объединяющий группу родственных между собой горских народов». Возможно, на этом основании было принято в Грузии именовать их «собирательным термином» – леки.

К окончательному результату привел проанализированный и сопоставленный обширный документальный материал, энциклопедии различных времен, труды ученых Грузии, Дагестана, Европы и других, базирующихся на источники античных, греко-римских и арабских писателей, историков, в которых упоминались племена: гелов, легов, леков (!), существующих задолго до нашей эры и являвшихся предками нынешних дагестанских народов.

Хотелось бы подчеркнуть, что столь глубокое изучение истории и культуры дагестанского народа было необходимо для того, чтобы наши заключения выглядели не случайными догадками, а имели бы под собой обоснованную почву и опирались бы на достоверный материал. Возможно, наши изыскания зашли глубоко за рамки танцевального искусства, но зато, думается, направили нас по новому, более верному пути исследований.

Это также дало возможность под другим углом взглянуть на историю и удивительно сложное прошлое разноязычного Дагестана. Привлечение различных наук помогло осветить не только историю, но и запутанную терминологию, приведя ко многим интересным заключениям. В первую очередь: как видим, когда речь идет о дагестанцах, тем более о лезгинах, мы фактически во всех источниках неизменно встречаем слово л е к !

Подобная информация, на многое пролила свет и заставила иначе взглянуть на производные слова от термина «лек»: «лекети» и «лекури»! Итак, с древних времен, как мы в этом смогли неоднократно убедиться, грузинами было принято именовать страну Дагестан – «Лекети», а всех дагестанцев называть «л е к а м и» (в том числе и самих лезгин, от коих произошло название танца).

Исходя из этого, как само собой разумеющимся следует заключение: наименование танца «Лезгинка» (танец лезгов-лезгин), не могло быть буквально переведено на грузинский язык как «Лезгури» (танец лезгов). Оно могло звучать не иначе, как « Л е к у р и » – т.е. как производное слово от «лек». Что необходимо признать логически оправданным определением .

Хотелось бы вспомнить следующее, как Григол Орбелиани сетовал о том, что «Лезгинка» может исчезнуть. Не прошло и века, как его пророчество сбылось. Мужской танец «Лекури» перестал быть популярным. Хоть и как форма сольного исполнения он как-бы изжил свой век, однако он не исчез бесследно. Он сыграл большую роль как вдохновляющий танцевальный материал для создания высокохудожественных массовых сценических постановок. Этот танец, неся в себе четкие следы стиля прошедшей эпохи, перекочевал на сцену и растворился в массовом танце «Казбегури». Его постигла та же участь, что и грузинские парные, сольные танцы: «Кечнаоба», «Парикаоба», «Ханджлури». Они вошли в массовые сценические театрализованные зрелища. В нынешнем «Казбегури» исполнители солируют поочередно, попарно и группами и с технически усложняющимися движениями, соревнуясь в виртуозности.