Почему танец назвали лезгинкой

Почему танец назвали лезгинкой

Из воспоминаний английского путешественника, капитана Ричарда Вильбрехема, известно, что 11 октября 1837 года в доме Зубалашвили был дан бал в честь приезда в Тифлис всеми почитаемого Михаила Лермонтова ( его именем в центре Тбилиси названа улица ). Знаменательно, что на этом балу популярную грузинскую мужскую «Лезгинку» исполнили князь Александр Чавчавадзе (тесть Грибоедова), Николоз Бараташвили и сам гость – Лермонтов.

Три знаменитых поэта устроили соревнование по виртуозности и изяществу движений, не уступая друг другу в ловкости. Причем, все трое были ценителями красоты, тонкими эстетами и приверженцами романтизма. Они танцевали именно грузинский танец, хоть и Лермонтову довелось видеть зажигательные мужские танцы других народов Кавказа с общим термином «Лезгинка». Он настолько был восхищен красотой женского танца «Лезгинка», что описал его в своих стихотворениях, и посвятил рисунки, изображающие этот танец.

Фактически, танец «Лезгинка» был популярен в течение более двух веков: с середины 18 до второй половины 20 века. В грузинском драматическом театре на стыке 19-20 столетий этот танец великолепно исполняли писатель Александр Казбеги, а затем и танцор Алекси Алексидзе, продолживший исполнение танца и в оперном спектакле «Демон».

К тому же напомним, что Алексидзе танцевал обе разновидности грузинских лезгинок: сольный мужской танец «Лезгинка» и парный, женско-мужской «Картули» (тогда также именуемый «Лезгинка»). Он исполнял их в грузинских традициях и на высоком профессиональном уровне. Лучшими исполнителями танца кроме вышеназванных, слыли Алекси-Месхишвили, Карангозишвили и др. В одном из старых советских кинофильмов эту пляску исполнил певец и танцор Давид Канделаки.

Можно назвать немало примеров его исполнений в драматических и в оперно-балетных спектаклях. Выдающиеся русские танцоры Михаил Фокин, Михаил Мордкин в первой половине 20 века исполняли «Лезгинку» отдельным номером в России, в Европе и Америке.

Джордж Баланчин станцевал мужской сольный танец «Лезгинка» на выпускном концерте в Петербургском Хореографическом училище. В Америке в 1934 году Вахтанг Чабукиани во время гастролей исполнил собственную постановку как концертный сольный номер «Лезгинка». Затем, этот танец уже под названием «Лекури» был поставлен им в новом виде, и внесен в постановку своего балета «Мзечабуки» (Первый национальный классический балет, затем переименованный в «Сердце гор»). В то же время, Чабукиани исполнял «Лезгинку» в спектаклях: «Партизанские дни», «Кавказский пленник».

Танец «Лезгинка» пользовался в народе такой большой популярностью, что в разных уголках Грузии устраивались народные соревнования, в особенности в Кахетии. А про лучших исполнителей народ слагал песни. Платон Иоселиани нарекал «Лезгинку» – «танцем дагестанской Терпсихоры». Впрочем, постоянно шли дебаты на тему: считать корни «Лезгинки» исконно грузинскими, или же их следует искать в Дагестане – в соседней стране, якобы являвшейся прародительницей танца.

Долгое время «Лезгинка» исполнялась под этим названием, явившимся причиной неразберихи. В том случае, если бы грузинский танец «Лезгинка», в действительности был дагестанского происхождения, название оправдывало бы это звучание. Но, как мы уже определили ранее – этот танец являлся исконно грузинским. Решено было перевести слово-наименование «лезгинка» на грузинский язык, чтобы прекратить путаницу с общим названием и происхождением. Также несколько озадачивающее решение, поскольку грузинский танец «Лезгинка» был окрещен «Лекури» (т.е. в переводе означающий «лекский танец»).

За все время бытования самого танца именно эти злополучные термины-названия «Лезгинка», а затем и «Лекури» продолжали вводить в заблуждение относительно его происхождения. Мы в предыдущих статьях коснулись вопроса, почему национальный танец был назван «Лезгинкой». Теперь уже мы задались целью установить, по какой причине танцу было дано именно такое второе названием «Лекури». Прежде чем мы перейдем к объяснению происхождения наименования «Лекури», необходимо разъяснить небольшие лингвистические тонкости грузинского языка.

В грузинской речи окончание слова —ети, добавляемое к названию племени или народности, служит для обозначения страны, области или региона. Например, Кахетия, там, где в Грузии проживают кахетинцы, именуется Ках-ети, тушинцы – Туш-ети, где сваны – Сван-ети, месхи – Месх-ети и т.д. Подобным же образом Россию именуют Рус-ети, Турцию – Турк-ети, Осетию – Ос-ети и пр. А уже окончания слов —ури или —ули служат для обозначения принадлежности к кому-либо, чему-либо: грузинское – карт-ули, русское – рус-ули, мохевское – мохев-ури, сванское – сван-ури, осетинское ос-ури, чеченское – чечн-ури и т.д. Отсюда и название танца получилось производным словом от «лек» – «Лек-ури»!

В подобном случае, невольно возник вопрос, почему при переводе на грузинский лад слово «Лезгинка» (танец лезгин), прозвучало как «Лекури» (танец леков)?! Ведь согласно логике и лингвистике, название танца «лезгинка» должно было прозвучать как «Лезгури» — т. е «танец лезгов-лезгин». «Лезгами» именовала себя одна из народностей Дагестана – лезгины. Чтобы разобраться каким образом мог сформироваться термин «лекури», думается, для начала следует обратить свой взор на близлежащий, пограничный Дагестан. Изучить саму эту интересную страну, постичь его историю и культуру.

Грузинская Советская Энциклопедия дает следующее пояснение: «Леки – традиционное грузинское наименование дагестанцев, в основном подразумевались дагестанские племена, проживающие в Южном Дагестане (на приграничной территории Грузии)». Хотелось бы особо выделить предложенное энциклопедией определение, что леки – «традиционное грузинское наименование дагестанцев».

В различных источниках мы встречаем и другие версии о жителях, называемых леками, легами, лезгами, а у мусульманских ученых даже имеется сведение о стране «Лекз» или «Лакз», где проживали лезгины. В Энциклопедическом Словаре (издатели Ф.А.Брокгауз, И.А.Ефрон) мы также встречаем утверждения, что грузины обозначают соседних с Кахетией дагестанских горцев общим именем леки, а страну их Лекети.

В Грузинско-русском словаре Д. Чубинашвили поясняет: «леки – коренной народ Дагестана». Многие данные об этнонимах: «леки», «леги» и «гели» мы почерпнули также из трудов академиков Нико Марра и Иване Джавахишвили. Марр термин «лек» или «леки» считал этническим названием лезгин и отмечал: «лезгины – родовое название, – обнимает оно все народы и племена лезгинского ответвления северо-кавказских яфетидов в Дагестане и в Закатальском округе».

Джавахишвили разделил все народности, населяющие Кавказ на три языковые группы. Среди них имеется определение «леки», именуемые также «легами». Мы также считаем, что название «леки», это претерпевшее видоизменение названия самой народности «лаки». Фонетически близкое звучание «лаки» и «леки» – наводит на мысль, что тут, по-видимому, имеет место обычное трансформирование в грузинской речи гласных «а» на «е» (при сохранении согласных «л» и «к»). Оно основано и ассимилировано на национальной артикулярной базе. Отсюда можно окончательно заключить, что жители Грузии всем дагестанским народам, как лакцам и лезгинам, дали название «леки», а всю страну обозначили – Лекети. Более того, интересно проследить за обнаруженной нами цепочкой изменений звучания этого слова, получаемой в Грузии от смены гласных, и имеющей в конечном итоге один смысл: леги – лега – лаки – леки.

Термин леки, а также термины гели, дидуры, гарагари (гаргарейцы), присутствуют: в исторических и литературных памятниках античных авторов: у Страбона, («отца истории») Геродота, Плутарха, Плиния, Птолемея, у раннесредневековых армянских авторов М.Хоренского, Егише и др.

Из грузинского историко-литературного источника летописи «Картлис цховреба» нам становится известно как о генеалогии грузинского народа, так и о том, что мифическим прародителем всех кавказских горцев был Таргомос, имеющий много сыновей, одним из которых был Лекос. Видимо поэтому, и по сей день, лезгин, как в целом и все народности Дагестана в Грузии именуют «леками». Причина чего заключается еще и в том, что именно этнос леков (или лаков) играл большую политическую роль для Грузии из-за частых набегов на ее территорию (большей частью на территории Кахетии). Армяне также называли лезгин «леками», а азербайджанцы их именовали «лезгилярами».

После высказываний многих ученых, историков (в том числе и античных), нас заинтересовало мнение самих дагестанцев, и мы обратились к трудам известных ученых Дагестана. Михаил Ихилов античных легов считает непосредственными предками современных лезгин, в то время как Р. Маршаев видит в них предков лаков. По-видимому, он опирается на сохраненный этноним самоназвания «лак». Имеется версия, что древние авторы этноним «лак» распространяли на несколько дагестанских племен, подобно тому, как грузины всех дагестанцев именовали леками .

Ученый М. Ихилов высказывает предположение, что «леки и гели, скорее всего собирательный термин, объединяющий группу родственных между собой горских народов». Возможно, на этом основании было принято в Грузии именовать их «собирательным термином» – леки.

К окончательному результату привел проанализированный и сопоставленный обширный документальный материал, энциклопедии различных времен, труды ученых Грузии, Дагестана, Европы и других, базирующихся на источники античных, греко-римских и арабских писателей, историков, в которых упоминались племена: гелов, легов, леков (!), существующих задолго до нашей эры и являвшихся предками нынешних дагестанских народов.

Хотелось бы подчеркнуть, что столь глубокое изучение истории и культуры дагестанского народа было необходимо для того, чтобы наши заключения выглядели не случайными догадками, а имели бы под собой обоснованную почву и опирались бы на достоверный материал. Возможно, наши изыскания зашли глубоко за рамки танцевального искусства, но зато, думается, направили нас по новому, более верному пути исследований.

Это также дало возможность под другим углом взглянуть на историю и удивительно сложное прошлое разноязычного Дагестана. Привлечение различных наук помогло осветить не только историю, но и запутанную терминологию, приведя ко многим интересным заключениям. В первую очередь: как видим, когда речь идет о дагестанцах, тем более о лезгинах, мы фактически во всех источниках неизменно встречаем слово л е к !

Подобная информация, на многое пролила свет и заставила иначе взглянуть на производные слова от термина «лек»: «лекети» и «лекури»! Итак, с древних времен, как мы в этом смогли неоднократно убедиться, грузинами было принято именовать страну Дагестан – «Лекети», а всех дагестанцев называть «л е к а м и» (в том числе и самих лезгин, от коих произошло название танца).

Исходя из этого, как само собой разумеющимся следует заключение: наименование танца «Лезгинка» (танец лезгов-лезгин), не могло быть буквально переведено на грузинский язык как «Лезгури» (танец лезгов). Оно могло звучать не иначе, как « Л е к у р и » – т.е. как производное слово от «лек». Что необходимо признать логически оправданным определением .

Хотелось бы вспомнить следующее, как Григол Орбелиани сетовал о том, что «Лезгинка» может исчезнуть. Не прошло и века, как его пророчество сбылось. Мужской танец «Лекури» перестал быть популярным. Хоть и как форма сольного исполнения он как-бы изжил свой век, однако он не исчез бесследно. Он сыграл большую роль как вдохновляющий танцевальный материал для создания высокохудожественных массовых сценических постановок. Этот танец, неся в себе четкие следы стиля прошедшей эпохи, перекочевал на сцену и растворился в массовом танце «Казбегури». Его постигла та же участь, что и грузинские парные, сольные танцы: «Кечнаоба», «Парикаоба», «Ханджлури». Они вошли в массовые сценические театрализованные зрелища. В нынешнем «Казбегури» исполнители солируют поочередно, попарно и группами и с технически усложняющимися движениями, соревнуясь в виртуозности.

Почему танец назвали лезгинкой

. Как наименования всех народов на свете и слово лек (лекь)- «лезгин, орел» означает люди-орлы. Народы-соседи слово лек воспринимали как название определенного народа, а сами леки вкладывали в слово лек понятие «человек-орел». Отсюда и название танца — лезгинка — как человеческого танца в отличие от танцев птиц, зверей.


«Лезги руш» — древний культовый танец лезгин.

Этот образ совершенно точно воспроизводится танцором, особенно в тот момент, когда он, поднявшись на носки и горделиво раскинув руки-крылья, плавно описывает круги, словно собираясь взлететь. Название похожего танца грузин «картули», по всей вероятности, также происходит от слова кард и означало первоначально ‘соколиный, орлиный танец’. Закономерным является то обстоятельство, что лезгинка названа так в соответствии с древним тотемом лезгиноязычных народов и является исконным национальным и древним ритуальным танцем лезгин (отсюда и название лезги/лезгинка, ср. акушинка – танец акушинских даргинцев, кабардинка – танец кабардинцев, азерб. гайтагъы – танец кайтагцев и т.д.).

Как мы видим, при детальном изучении лексических феноменов, мифологических сюжетов и даже танцевальной культуры современных горцев Кавказа можно выявить интересные детали, которые позволят по-новому взглянуть на, несомненно, древнейшую историю этого интереснейшего региона и его народов.

Если у Вас есть немного времени и желания, научитесь танцевать. Танец станет ярким моментом на Вашем празднике, который, несомненно, принесёт, уйму оваций восхищенных лиц и хорошее настроения.

Народный танец лезгинка: родина, история происхождения, виды и описание.

Здравствуйте, уважаемые читатели. Объектом нашего сегодняшнего исследования становится знаменитый танец лезгинка. В интернете представлена довольно скудная и противоречивая информация о нем. Не претендуя на роль судьи последней инстанции, мы решили собрать в одной статье все самое интересное о главном танце народов Кавказа.

История происхождения лезгинки. Чей это танец?

Споры о том, кто придумал это красивый танец и где он зародился, не утихают до сих пор. Причина всех этих споров проста – каждый народ пытается присвоить себе статус родоначальника и основателя. Мы точно можем утверждать только то, что впервые кавказская лезгинка явилась миру в горах Дагестана и именно здесь находится ее «родина».

В русском лексиконе подобное название танца закрепилось во время Кавказской войны 19 века. Известно, что в то время все горские народы Дагестана называли собирательным термином «лезгины». Отсюда и пошло название самого танца. К интересным выводам можно прийти, если разобрать этимологию слова «лезгинка». Корень у нее «лек», что в переводе означает «орел». Таким образом, можно предположить, что это «танец орла». Обратите внимание на положение крыльев птицы и рук танцора:

Есть и другая теория появления танца. В Закавказье грузины, которые тоже, претендуют на роль родоначальников, словом «лак» (равнозначно слову «лек») обозначали все дагестанские народы. И некоторые специалисты небезосновательно считают, что лезгинка олицетворяет танец горных туров (кавказский тур – это большой круторогий козел, обитающий в горной местности).

Нам больше нравится первая теория появления танца. В парной лезгинке даже невооруженным глазом видно, что мужчина огненными движениями олицетворяет гордость орла, а женщина – красоту и скромность прекрасного лебедя. Это магический танец, в древности танцоры, чередуя круги и переключения ритмов, во-первых, заговаривали жертвенное животное, во-вторых, добивались обретения высшей гармонии слияния себя с божеством и миром природы.

Бывший солист и директор, а ныне ветеран знаменитого академического ансамбля «Лезгинка» – Эльдар Мирзоев, как-то сказал:

«Лезгинка — это не этнический танец какого-то конкретного этноса. Просто дело в том, что на востоке очень часто термин „лек“, „лезг“, „лакс“ выступал в роли обобщающего названия всех дагестанцев. Таким образом, лезгинка прежде всего общедагестанский танец. Секрет популярности как танца, так и ансамбля „Лезгинка“, как раз заключается в его исконно дагестанском происхождении, что само по себе подразумевает подлинность кавказскую.

Мы, дагестанцы, сумели сохранить, я так считаю, наиболее древние, архаичные черты этого танца. Истоки лезгинки уходит в глубину веков. Речь идет о древних, как сам мир, тотемистических обрядах. По всей видимости, в этих танцах воплощена идея плодородия, мужественности, огня. Обратите внимание на вытянутую в сторону руку танцора – это рог, символ плодородия, мужественности. Позиция рук девушки означает то же самое, но, конечно, в девичьем варианте. Тур — один из основных тотемистических предков дагестанцев, человек в горах издавна охотился на туров, одомашнивал их, диких козлов.

Дагестанец в древности во многом питался мясом туров, диких козлов, диких быков. Танцор, кстати, неслучайно становится на кончики пальцев ног, это опять-таки заимствовано от туров. В музеях Дагестана, да и просто под открытым небом в горных селах вы можете увидеть и убедитесь сами, насколько часто древние изображали утра, горного козла. Это всегда явно ритуальные, магические изображения. То же самое одинаково справедливо и для танца».

Дагестанская школа народного танца признана самой сильной в мире. Здесь практически с пеленок приучают детей к ритмам гор. Народный танец вошел в жизнь дагестанцев, он диктует свои требования не только к внешнему виду (к осанке, например), но и приучает к ритму восприятия жизни.

Лезгинка аккумулирует, отражает и сохраняет в себе многое: прикладное искусство, легенды и обычаи, народную музыку и театр. К тому же, танец – важнейший элемент жизненного уклада горцев, непревзойденный и до конца не раскрытый феномен объединения всех народов Кавказа. Это не просто танец, это эталон статности, красоты и благородства. Он – прямое выражение настоящего горского характера – свободолюбивого, гордого и непреклонного.

Виды танца: классификация и описание

О современном состоянии танца сегодня мало говорят и пишут. Вопросы постановки и хореографии, классифицирования и прочие нюансы доступны узкому кругу специалистов. Если не брать в счет свадебную лезгинку (т.н. попсовую), то вы практически нигде не сможете найти информацию о фундаментальных основах. Они, на первый взгляд, кажутся простыми, но очень важно знать их и уметь интерпретировать.

Не секрет, что территория Северного Кавказа просто «напичкана» различными этносами. И каждый из этих народностей имеет свой национальный танец, с присущей только ему ритмикой, музыкой, костюмами и характером. Например, только в Грузии насчитывается более 20 народных танцев.

На самом деле, мы одними из первых делаем попытку как-то классифицировать кавказскую лезгинку. Первое, что приходить на ум – это география распространения танца.

Танцы народов Северного Кавказа

  • Классическая (дагестанская) лезгинка.

Специально выделили ее отдельным пунктом. Ведь, это самый распространенный танец на Кавказе и за его пределами. Если копнуть глубже, то можно еще больше разложить ее. Например, отдельными направлениями выступают свадебная или парная лезгинка.

  • Национальные танцы Дагестана.

А как вы думали? Мы же писали, что каждый народ имеет свой танец. А в РД проживает 14 только коренных народов (всего 36). И они полностью отличаются от классической лезгинки. Совсем другой ритм музыки, костюмы, движения, шаги. Сам характер танца разный. Поэтому, все эти танцы (кумыкский, аварский, даргинский, гергебельский, лакский, лезгинский, андийский, табасаранский, акушинский и так далее) объединены в отдельную группу.

  • Танцы других северокавказских народов (без учета РД). Эта группа занимает целый пласт: чеченская лезгинка, карачаевка, кабардинка (сламей), осетинские танцы «Симд», «Хонга» и так далее. Порой они очень сильно отличаются друг от друга. Например, если чеченская лезгинка «зажигает, рвет и мечет», то осетинский танец очень спокойный в исполнении.

Танцы народов Закавказья

Эта группа очень обширная, сюда входят танцы сразу трех независимых государств – Азербайджана (например, «Яллы» и «Вагзалы»), Грузии («Картули», «Нарнари», «Кистури», «Абрагули») и Армении. Конечно же, особняком здесь стоят грузинские танцы. Ведь, именно грузин по национальности – дед великого Илико Сухишвили – в начале 20 века явил миру великолепие лезгинки на Всемирном Фестивале народного танца в Лондоне.

Дело своего деда продолжила династия Сухишвили, который создал в Грузии единственный в своем роде Национальный балет Грузии. Именно здесь кавказские танцы поднялись на такой высокий уровень, что даже трудно себе представить. В эту же группу можно отнести абхазский и аджарский танцы.

Классификация по варианту исполнению

  • Мужской одиночный танец.

Самый распространенный вид, очень часто его сравнивают с огнем или сверканием молнии. И это действительно так! Главная цель мужчины в танце – разжечь огонь любви в сердце девушки. Ведь, в старину чаще всего танцевали в двух случаях – во время военных действии или перед боем (для подъема духа) и на свадьбе (для выбора невесты).

В таком виде она исполняется очень редко. Символизирует женская лезгинка – лебедя. Все движения предельно плавные и красивые. Кстати, есть движения мужской лезгинки, которые исполняют девушки. Понятно, что она не будет выполнять обороты и прыжки, но многие мужские движения прочно вошли в арсенал женского танца.

Женская лезгинка символизирует изящество и очарование. Пластика рук играет в ее танце первоочередную роль и является средством выражения души и характера. Ничего лишнего в танце она не должна себе позволять. Глаза слегка опущены, голова – приподнята. Нельзя глаза поднимать выше груди партнера и опускать ниже пояса. В тоже время, не запрещается смотреть себе под ноги.

  • Парный танец – один из красивейших.

В старину кульминацией кавказской свадьбы считался парный танец. Момент, когда парень становится на пальцы и продвигается к своей партнерше (то есть избраннице), считается кульминацией. Таким образом, он показывал свое любовное отношение к ней, уважение и чистоту своих притязаний. Считалось, что в этот момент «орел парит над лебедью».

Часто в танце можно услышать возгласы «Асса» и т.д. Например, чеченцы выкрикивают «Орс-вай» или «Орс-тох», они имеют сакральное значение. Если мужчина выкрикивает их, то он таким образом себя подбадривает. Считается, что в данный момент танцующий находится на пике эмоций (в танцевальном экстазе).

Этот вид появился сравнительно недавно – в 30-х годах 20 века. Еще его называют ансамблевое исполнение. Уже в середине прошлого столетия действовали профессиональные ансамбли. Всегда ансамбли лезгинки были кузницей талантливых танцоров и хореографов. Именно они диктовали моду и вносили в танцы все самое новое. Самый известный танцор лезгинки – неподражаемый Махмуд Эсамбаев – настоящий гений.

  • Оригинальное исполнение лезгинки.

Самое молодое направление в танцевальном искусстве Кавказа. В чем заключается оригинальность? Например, шуточные танцы – последний писк танцевальной моды. Многие ансамбли ставят их:

К оригинальному исполнению можно отнести еще танец с кинжалами и лезгинку на барабане.

Важные исторические «заслуги» кавказской лезгинки

Мы постарались выделить три самых главных «достижений» лезгинки, которые повлияли на развитие истории и судьбу многих народов.

  • Лезгинка – самый популярный народный танец в мире, который сохранился в неизменном виде.

В последние десятилетия почти все народные танцы мира (русские, украинские, молдавские) претерпели очень большие изменения. Произошел коренной сдвиг в сторону сценической интерпретации.

Танцы потеряли свою самобытность и находятся на грани исчезновения. Специалисты об этом говорят уже давно. Задайтесь вопросом, кто сегодня исполняет русские народные танцы? Не те танцы, что отплясывают после бутылки водки, а истинно народные танцы. Только в профессиональных танцевальных коллективах вам могут станцевать настоящий русский танец, и то не во всех.

На Кавказе с малых лет детям прививается ритм танца. Поэтому, подавляющее большинство кавказцев могут танцевать лезгинку. Конечно же, не все кавказцы владеют им в совершенстве, но вы можете себе представить, что русская молодежь собралась для того, чтоб станцевать народный танец?

Даже смешно читать, не правда ли? Но кавказцы делают это. Другое дело, что нужно делать это так, чтоб не мешать спокойствию окружающих. На факт в том, лезгинку танцуют все: от мало до велика, от строителя до руководителя региона. Потому, можно утверждать, что это самый народный танец.

Более того, сегодня ее исполняют так же виртуозно, как и отцы и прадеды. Он с тех пор почти не изменился. Да, вводились новые движения и ноу-хау, но сущность танца осталась неизменной. В связи с этим возникает вопрос: почему же лезгинка с течением времени не претерпела больших изменений и не перешла в разряд сценического?

Ответ очевиден: главная причина – это консерватизм кавказских народов. Причем, консерватизм во всем: в быту, в отношениях полов, в культуре. Всегда на Кавказе традиции почитались превыше всего. Даже придумали общенародное слово «адат», которым пользуются все. Именно этот фактор помог танцу не потерять свою самобытность. Таким образом, время над лезгинкой не властно. Этот танец вечный. И что бы не происходило вокруг него, он будет жить до тех пор, пока жив хоть один кавказец.

  • Танец смог объединить под «своим знаменем» свыше 100 кавказских народов.

И это действительно достижение вселенского масштаба. Миллионы политиков и философов всю историю человечества бьют головы над тем, как же объединить те или иные народы. А лезгинка, как бы невзначай, взяла и «объединила» под своим флагом свыше 100 народов. И это не преувеличение!

Только в Дагестане проживает свыше 36 коренных народностей. А есть еще кабардинцы, балкарцы, адыги, чеченцы, карачаевцы, дигорцы, осетины, черкесы, грузины, абхазы, армяне, ингуши и так далее. В статье о многообразии кавказских танцев мы узнали, что каждый народ имеет свой танец, с присущей ему энергетикой, музыкой, ритмом и костюмами. Но есть движения, которые исполняются у всех народов, их называют «общекавказскими».

Не важно, какой нации человек – рутулец, аварец, кумык или азербайджанец, услышав звуки зажигательной лезгинки, любой пускается в пляс. И его поддержат все остальные, пусть хоть возгласом «Асса». Язык танца у всех один. Тут не нужен переводчик, не нужен словарь. Люди понимают друг-друга по движениям.

  • Кавказский танец – один из самых универсальных в мировой культуре.

Что имеется в виду под словом «универсальный»? Сегодня в Грузии работает Национальный балет, который культивирует древние танцевальные традиции. Ровно с таким же успехом поэты и композиторы обращаются к ритмам Кавказа при постановках в классическом балете и на оперной сцене. Вспомните хотя бы оперу М.И. Глинки «Руслан и Людмила»:

Или знаменитый балет Арама Хачатуряна «Гаяне». В этих постановках искусство танца поднято просто на немыслимый уровень, постичь который очень сложно:

Это ли не свидетельство уникальности удивительного танца. Чтобы там ни говорили, похвастаться такими же успехами и исторически важными достижениями, как кавказская лезгинка, сегодня не может ни один народный танец. Когда слышишь, что где-то хотят запретить ее, то становится просто смешно. В Советском Союзе тоже 70 лет запрещали религию. Но, сердцу и душе не прикажешь!

Пять основ танца – на них зиждется вся суть

Многие люди мечтают научиться танцевать лезгинку. Это по силам практически каждому физически полноценному человеку. Но, прежде чем вы приступите к практическому обучению, давайте рассмотрим с вами, на чем основывается танец.

Есть пять основных «китов», на которых и держится все танцевальное искусство. Для того, чтобы достичь вершин в хореографии, нужно начать с одной «основы» и постепенно переходить к следующей.

  • Первое – правильная осанка.

Обучение начинается с постановки осанки. Красивая и правильная осанка – это 80% успеха. К сожалению, сегодня нельзя сказать о том, что у всех начинающих танцоров он правильна. Этому вопросу многие хореографы уделяют самое пристальное внимание, так как невозможно представить себе, например, девушку, которая танцует и сутулится. Это выглядит не очень красиво и теряется вся изюминка танца.

Глаза и взгляд – это отражение не только души, но и внутренних переживаний. Ведь, вспомните, когда вы злитесь, то глаза «просто кричат» о том, что вы очень злы. Когда вы счастливы, то глаза «хотят поделиться» этим со всем миром.

В лезгинке взгляд имеет особое значение. Ведь, в старину не было принято говорить девушке о своих чувствах. Кавказские парни разработали негласный «язык взглядов» и демонстрировали его в танце. В свою очередь, девушкии должны были либо принять этот жест взглядом, либо же просто показать, что юноша ей не интересен.

Важно знать, что «язык взглядов» у мужчин и женщин абсолютно разный. Если мужчина в танце должен показывать свою уверенность, силу, отвагу и для этого ему нужно все время смотреть партнерше в глаза, то девушке же, наоборот, нужно демонстрировать скромный взгляд. Знаете, исполнять танец чисто механически (дрессировать себя) – дело не очень сложное, самое главное – чтоб вы получали удовольствие.

  • Третье – движения и позиции рук.

Основополагающая позиция рук одинаковая везде. Соответственно, дальше идут разнообразные варианты и формы позиций и движений рук. В классической лезгинке выделяют 6-8 основных позиций.

Выделяют три вида движений: простое одиночное движение (например, какая-нибудь «ковырялка»), «характерное движение» (каскад и чередование движений, соло) и шаги (например, чеченский ход). Каждое из них имеет свои нюансы и аспекты, в которых тоже нужно разбираться.

Дискуссионный вопрос. Некоторые некоторые хореографы утверждают, что парню в танце не нужно улыбаться. Тогда вопрос: почему танцоры известных асамблей улыбаются? Пусть у вас будет красивая осанка, четкие движения рук и ног, но на лице – «камень», ваш танец не принесет удовольствия никому. Лучезарная улыбка всегда греет сердца людей и дарит радость. Поэтому, улыбайтесь чаще.

Какую пользу принесет обучение лезгинке?

Выделим десять основных плюсов, которые вы получите от танца (на самом деле, их сильно больше):

  1. Хорошее настроение (бодрость духа). Все понимают, что танцы – это упорный труд, и без хорошего настроения очень тяжело его пересилить. Многие вместо зарядки включают лезгинку и начинает отплясывать. Таким вот простым способом они получают заряд энергии на весь день.
  2. Красивая и стройная фигура. Танцы – это те же физические упражнения, но под музыку. Замечено, что за 2,5 часа интенсивных занятий лезгинкой человек может скинуть до 1,5 кг.
  3. Правильная осанка. Привитию правильной осанки во всех танцах уделяется огромное внимание. Оно и понятно, так как осанка очень важна всегда и везде. Особенно для девушек.
  4. Лучшая координация движений. Лезгинка очень динамичный танец и требует ловкости и быстроты реакции. Поэтому, со временем улучшается координация движений.
  5. Развитие гибкости. Давно замечено, что танцоры меньше, чем остальные подвержены травмам (не считая профессиональных травм). Благодаря эластичности и гибкости мышц, у этих людей очень редки растяжения.
  6. Красивая походка. Правильная осанка, стройная фигура и хорошая координация движений приводит к тому, что у человека со временем вырабатывается красивая походка.
  7. Уверенный взгляд. Говорят, что порой взглядом можно сказать больше, чем словами. Именно взглядом танцор передает всю энергию танца.
  8. Лучезарная улыбка. Приятно встречать людей, лица которых озаряет улыбка. Все профессиональные танцоры очень часто улыбаются. Тем более, это продлевает жизнь.
  9. Дисциплина (самоконтроль). Вызывает удовольствие то, насколько дисциплинированны люди, занимающиеся танцами. Часто такая дисциплинированность напоминает чуть ли не военную муштру. Но игра стоит свеч! Это окупается тем, что человек учится контролировать свою жизнь.
  10. Новые знакомства (интересные собеседники). Человек всегда должен расширять круг своих знакомств. Это необходимо для его развития.