Полька какой национальный танец

Национальным танцем какой страны является полька?

Большая просьба давать качественные ответы не менее 200-х символов.

Когда слышишь название этого танца — полька, то первое, что напрашивается на язык, это — Польша.

На самом деле это совсем не так.

Танец полька принадлежит совсем другому народу, а именно: чехам. Он был рождён в середине XIX века в Богемии, которая в настоящее время находится на территории Чехии.

Правильным ответом на данный игровой вопрос в викторине будет слово Чехия (Богемия).

Полька, изобретенная на территории исторического региона Богемии, — это динамичный танец, имеющий ритм 2/4 и, организованный то в открытой, то в закрытой позициях. Полька танец чешских крестьян востока Богемии, которая сейчас включена в состав современной Чехии.

Судя по летописям, найденных в Богемии, можно сказать, что изобретение танца принадлежит сельской девушке по имени Анна Слезак(Ann Slezak). Придумала она этот танец в городе Labska Tynice примерно в 1834 году. Произошло это следующим образом: в один прекрасный вечер Анна слушала чешскую народную песню «Strycek Nimra Koupil Simla» и начала прыгать под песню, таким образом выдумав те прыжки, которые танцуют в польке.

Прыгая под эту песню («Дядя Нимра купил Симлу — белую лошадь») Анна Слезак решила дать названия своим движениям и назвала прыжки «Madera» из-за динамичности и позитивного характера. Название танца «pulka» переводится по-чешски как «половина». Такое название танец получил из-за того, что в танце всё время балансируют с ноги на ногу, как бы шагая половиной шага.

Полька (танец)

Полька (чешск. Polka, от Půl Kroku — половинка шага [1] ) — парный быстрый танец; этим же словом стал называться жанр танцевальной музыки, соответствующий танцу.

Музыкальный размер польки — 2/4 [2] [3] .

Содержание

[править] Название

Сразу поясним: оригинальное название танца (půlka) никакого отношения к гражданкам государства Польша не имеет. Сам термин «полька» в переводе с чешского языка (именно в Чехии зародился этот танец) означает «половинный шаг» [2] [4] [5] .

[править] История

Полька повилась в 19 веке в Чехии, а именно — в провинции Богемия [2] [4] .

Точную историю танца теперь уже установить сложно. Но перекликающиеся версии есть.

Началось с того, что молодой певец Йозеф Неруда работу со своим оркестром совмещал с преподаванием музыки в богатых домах. Однажды он услышал, как служанка в доме его ученика напевала весёлую песенку, притоптывая ей в такт. Служанку звали Анна Слезак, а песенка, которую она напевала, называлась «Дядя Нимра купил Симлу — белую лошадь» (Strycek Nimra Koupil Simla) [6] . Эта мелодия с маленькими шажками понравилась 25-летнему преподавателю музыки, он переделал её для своего оркестра, и уже на Масленицу 1831 года она стала гвоздём программы на местном балу в Брандисе-над-Лабем [3] .

По другой версии, дело происходило в 1834 году, а песенку про дядю, купившего лошадь, сочинила она сама, сама же придумала и маленькие шажки к мелодии [6] .

Есть и ещё один вариант даты — 1835 год, причём авторы уверяют: «Пожалуй, больше нету другого такого бального танца, дата появления которого была бы известная с такой точностью. Принято считать, что в августе 1835 года чешский педагог Неруда залюбовался на крестьянскую девушку, которая танцевала и весело напевала» [7] .

Этим данным противоречит Танцевальный словарь, вообще подсмеиваясь над этой истории про девушку-служанку, придумавшую такой замечательный танец, и случайно проходившего мимо учителя музыки, и называет её романтическим вымыслом [1] . «Если всё произошло действительно так, то Слезаковой удалось невероятное — единолично придумать всемирно популярный массовый танец. Такое ещё никому не удавалось!» — восклицает неизвестный автор сайта Танцевальный словарь и приводит собственную научную версию: «Согласно исследованиям учёных, Полька появилась в результате культурного смешения множества однотипных чешских сельских танцев в условиях городской среды. В этом отношении Полька повторила путь Вальса, только с опозданием в полвека. В случае Вальса из множества вариантов Лендлера в венских городских кабачках и танцевальных залах выделился танец с непрерывным вращением пар. Здесь точно так же из большого числа быстрых весёлых народных плясок в ритме 2/4 образовался городской танец с характерными подпрыгивающими шагами и вращениями пар. Танец назвали Полькой, так как его основной шаг дробился на полушаги [чешск. Pulka — половинка].

Первое письменное упоминание о Польке в Чехии относится к 1835 году» [1] .

Из этого количества «точных» дат и сведений можно все же установить, что полька появилась в первой половине 1830-х годов.

Понравивщуюся песенку стали исполнять, напевать — и она вошла в моду.

Заинтересовался ею и ещё один преподаватель музыки — Франтишек Гилмар (1803—1881), он стал пропагандировать новое произведение [3] , исполняя на свой лад. Пражский капельмейстер Перглер подкорректировал композицию, задействовав больше инструментов, и назвал этот вид композиций «пулка» («půlka»), поскольку ее играли в половинном ритме [3] [5] .

Чехия полюбила польку — танец с быстрыми маленькими шажками стал обязательным атрибутом торжеств: светских, народных и официальных [4] .

В 1840 году полька исполнялась в Вене, где она стала салонным танцем [3] .

Именно оттуда полька была завезена во Францию; в 1840 году преподаватель танцев из Праги по имени Рааб (Raab [5] ; по другой версии — Роаб, причем (в этой версии) поставил он этот танец под каким-то совсем другим названиеми не в 1840, а в 1838 году [1] ) с огромным успехом танцевал польку в театре «Одеон» в Париже [6] [7] [3] и покорил новым танцем весь Париж, который тут же затанцевал польку. А вот Танцевальный словарь и этому возражает — не понравился новый танец парижанам, они вообще не заинтересовались им: «Нельзя сказать, что танец не понравился, но он и не впечатлил зрителей. Так Полька инкогнито побывала в Париже и осталась незамеченной широкой публикой» [1] . И так было, пока на польку не обратил внимание парижский танцмейстер Целлариус. Он слегка подправил танцевальные фигуры, облагородил их, и представил в модном танцевальном салоне. Вот тут-то и началась великая слава танца! К Целлариусу потянулась череда учеников. Но опять не тут-то было — враги польки не дремали: завистники Целлариуса устроили восстание против польки, однако были разгромлены. Полька победила [1] . Парижская мода на польку оказалась столь огромной, что появились магазинчики с названием «Полька», а также блюда, прически, одежда и мебель «а ля полька» [1]

Франция 19 века — это не только страна на политической карте мира. Франция в это время — это идеал всего самого-самого — самого модного, самого престижного, самого возвышенного, самого культурного. Франция — центр 19 века европейской цивилизации. А Париж — главная столица. Чешский танец полька попал в Париж — и началась его головокружительная слава. Весь европейский мир подражал Парижу, и когда весь Париж затанцевал польку, то и весь мир затанцевал польку. Целлариус писал: «Даже молодые люди, которые наиболее отрицательно настроены по отношению к этому танцу, пробуждаются от апатии и обнаруживают у себя танцевальные способности» [6] .

Полька зашагала по всему миру. Её не только исполняли на балах. Она заняла место в театральных постановках.

Композиторы тоже не замедлили откликнуться соответствующими танцу произведениями. Музыкальные польки писали: Бедржих Сметана, Антонин Дворжак, Иоганн Штраус-отец и Иоганн Штраус-сын и другие [2] .

А что касается Йозефа Неруды, первого автора инструментовки музыки, то он и его жена были убиты 8 апреля 1875 года в Водолце в окрестностях Праги [3] .

[править] В России

Россия к середине 19 века уже тоже была не лыком шита и тоже активно примеряла на себя все парижские моды.

В сезон 1844/1845 г. русский танцовщик Петербургской императорской труппы Николай Осипович Гольц побывал в Париже, эта поездка оказалась незабываемой для всей России — императорский артист привез из Франции новый модный танец — польку [8] ; Гольц немедленно поставил его на сцене, а потом распространил в великосветском петербургском обществе, и высший аристократический свет в скором времени затанцевал польку на балах и в салонах [2] .

Полька стала настолько модна, что в течение нескольких сезонов не сходила со сцен императорских театров — она была востребована во всех жанрах: и балетных, и водевильных, и драматических, и т. д.

Новый танец настолько покорил Петербург, что драматический актер императорской труппы П. И. Григорьев (он же Григорьев 1-й) написал водевиль «Полька в С.-Петербурге, или Бал у танцевального учителя», который был немедленно поставлен в Александринском театре [9] .

Вот как писал — и весьма иронично — хроникер петербургской труппы А. И. Вольф (Вольф А. И. Хроника Петербургских театров) о драматических спектаклях театрального сезона 1845 г. в Петербургской императорской труппе: «Настоящий сезон отличался плясовым характером. В Париже какой-то учитель танцев выдумал польку. Петербуржцы принялись неистово отплясывать этот не грациозный танец. Григорьев 1-й утилизировал эту манию для своего бенефиса, состряпав водевиль под названием „Полька в Петербурге“. Водевиль выдержал 31 представления сряду при полном театре. Г-жи Самойлова, Левкеева, Шелехова 2-я и, увы! сам Мартынов полькировали каждый вечер, под гром аплодисментов. С легкой руки г-жи Эстер канкан вошел в моду и на Александринском театре. Наши молодые артистки, во всем рабски подражая французским, сочли святым долгом облечься в pantalons collans и выделывать самые циничные па. В „Рае Магомета“ Левкеева, как бывшая балетная ученица, танцевала даже качучу и, само собой разумеется, производила фурор. Вторая пьеса г. Каменского „Давид Кленгор“ заимствована была также, как и первая, из английской истории, и канвою для ея послужила любовь Кленгора к Марии Стюарт, у которой он был шутом. Максимов 1-й был очень хорош в роли шута, а Левкеева совсем не на месте в роли королевы. Тут никоим образом нельзя было вставить ни канкана, ни качучу. Полькомания выразилась у французов в двух водевилях: „La polka en province“ и „Les trois polkas“, но пьес с канканом было еще более» [10] [11] .

Водевиль Григорьева 1-го очень быстро перешел и на московскую сцену — он был поставлен 10 января 1845 года в бенефис М. Д. Львовой-Синецкой в московском Большом театре [12] .

Актер той же петербургской труппы Григорьев 2-й — Петр Григорьевич Григорьев — не отстал от Григорьева 1-го и тоже сочинил водевиль про польку — «Купеческая полька» (он обычно исполнял роли купцов), и этот водевиль был поставлен на той же сцене в тот же театральный сезон — в 1845 году [13] [14] . А в скором времени и этот водевиль был повторен в московском Большом театре — под названием «Купеческая полька на Нижегородской ярмарке» 27 августа 1845 года в бенефис П. М. Садовского [12] .

В Петербургской императорской труппе одновременно с двумя русскими водевилями про польку (Григорьева 1-го и Григорьева 2-го) шел и еще переводной французский водевиль «Три польки» (Les 3 polka), в котором блистал актер Максимов 1-й в роли Ботандиера [15] .

На этом любовь к польке в России не закончилась. К всеобщей «полькомании» присоединился литератор Д. В. Григорович — в 1845 году он под псевдонимом Степан Громилов выпустил книгу «Полька в Париже и в Петербурге», где изложил историю этого танца и средства «выучиться танцевать польку без помощи учителя» [9] . Сам автор свидетельствовал, что писал свой труд по заказу Н. А. Некрасова, что вполне возможно, так как Н. А. Некрасов тут же откликнулся на книгу ироничной рецензией [9] .

Полька в середине 19 века стала поистине царицей балов и театральных сцен.

Но постепенно мода на нее ушла. Но — ушла только мода, а сам танец остался.

[править] Исполнение

Танец проходит в весьма быстром темпе, что требует проворного, ловкого переступания ногами при помощи быстрых шажков [4] . Шажки получаются маленькими, как бы половинными — в размер ритма, отсюда и название танца [2] .

Исполнение танца такое (дается по сайту Мир танца):

Па на месте: вперед и назад.

Движение занимает 2 такта.

И. п.: ноги — III позиция (п. н. впереди).

Подскок на л. ноге, вытянутая правая поднимается вперед, немного отрываясь от пола.

П. нога делает небольшой шаг вперед на низкие полупальцы,

Л. нога подставляется к правой назад в III позицию.

П. нога снова делает шаг вперед, л. нога подтягивается к щиколотке правой сзади (колено согнуто, пальцы вытянуты) (рис. 13 6).

Подскок па п. ноге, левая в прежнем положении.

Л. нога делает небольшой шаг назад на низкие полупальцы.

Правая подставляется в III позицию вперед.

Л.нога снова делает шаг назад, правая приближается к ней.

Подскок на л. ноге, правая поднимается вперед, немного отрываясь от пола.

[править] Вариации

Танец очень быстро стал поистине интернациональным. Он получил распространение по всей Европе. И в каждой ее части танец постепенно стал исполняться по-своему: польку «разбавляли» какими-то своими, более знакомыми, движениями. Каждый народ вносил в чешскую польку свой колорит и свои национальные черты [4] .Отсюда — возникли различные вариации этого танца: финская полька, полька Сяккиярви, белорусская полька, украинская полька, венгерская, немецкая, шведская, латиноамериканская и т.д. Кроме того, любой хореограф может придумать и поставить собственную вариацию танца.

История танцев: польский народный танец Мазурка

Мазурка (польск. mazurek) — польский народный танец, который характеризуется быстрым темпом и трехдольным размером. Ритмика мазурки своеобразна, акценты, порой резкие, часто смещаются на вторую, а иногда и на третью долю такта. Исполняют танец парами.

Мазурка представляла собой кульминацию бала и обязательно предполагала импровизацию и мужское соло, дама же, полностью подчиняясь кавалеру, двигалась плавно, своим спокойствием как бы подстрекая его к исполнению причудливых фигур, например, антраша. Антраш — основной элемент мазурки — высокий прыжок, во время которого надо успеть 3 раза хлопнуть ногой об ногу. Особый шарм кавалеру придавало умение ловко пристукнуть каблуками в известные моменты танца.

И в этом танце удивительно распрямлялись характер, настроение, ментальность нации, которая формировалась в особенной среде — на безграничных просторах рядом с свободолюбивой величием реки Вислы.

По происхождению народный танец, мазурка в XVIII в., во время правления короля Августа III, стала танцем городским и придворным. Этот народный танец, который сначала был свадебным — в дальнейшем стал открывать танцевальную часть всех без исключения праздников и знаменательных событий.

Мазурка состоит из похожего на полонез вступительного раздела, исполняемого несколькими парами, и череды танцев с разными фигурами. На основе мазурки появилось множество танцев и вариаций, таких как вальс-мазурка, полька-мазурка и па-де-труа. Кроме этого в XIX веке популярны были танцевальные бальные развлечения на основе этого танца. Со временем, мазурка считалась особым, главным танцем на любом балу. Тем более, что после мазурки, по правилам, следовал обед и партнер по этому танцу вел даму на ужин, где имелась возможность пообщаться в более близкой и непринужденной обстановке, пофлиртовать или даже признаться в любви. Хорошим тоном считается поклониться своему партнеру перед началом танца. Как правило, танец обычно начинается с поклона кавалера, на что дама отвечает кавалеру реверансом. В танце кавалер ведет даму, и все промахи и ошибки принимает на свой счет, если необходимо, то извиняется перед другими танцующими тоже он. Танцуя партнеры не должны быть слишком далеко друг от друга, но и в то же время нельзя прижиматься друг к другу. Если наряд в наряде дамы присутствует декольте, кавалер не должен держать даму за обнаженные части тела — спину и плечи.

В конце XVIII века мазурка становится бальным танцем во многих странах Европы. Мазурка этого времени — это сплав нескольких танцев, черты которых взяты из мазура («mazur», от назв. жителей Мазовии) и двух танцев — оберека и куявяка (жителей Куявия).

Благодаря плавным и сдержанным движениям, грациозным и аристократическим позировкам мазурка завоевала особую популярность на балах польской знати. Этот танец мог быть импровизационным — исполнители мазурки варьировали движения по собственному желанию при этом, не меняя фигуры.

Фрагмент танца снят на Осеннем балу в усадьбе Ивановское (г. Подольск Московской области).

В мазурке ведущая роль принадлежала кавалеру. Именно он должен менять темп, выбирать фигуры и движения. Дама же должна была грациозно лететь по залу, быстро схватывать движения и переходы, которые ей предлагает кавалер.
В мазурке нет определённых фигур, поэтому танцоры импровизируют — придумывают движения в ходе танца.
Кавалер, получивший согласие дамы танцевать с ним, гордился этим, позволяя своим соперникам любоваться завоеванием. В эти моменты движения кавалера становились более решительными, будто они бросают вызов залу.

Народный коллектив ансамбль народного танца «Сувенир» ДК «Химик» им. Н.И. Докторова, г. Воскресенск.

Из всех танцев, которые было привнесено в последние годы в парижских бальных зал, ни один не отличается таким энергичным характером и новизной, как мазурка. Отмечу только что танец этот польского происхождения. Я лишь повторю здесь то, что уже говорил о польки — благодаря благосклонному приему высшего света мазурка теперь раскрылась во Франции.

Мазурка объединяет в себе сразу несколько народных танцев: кроме «мазурку» — еще и такой же стремительный, с изысканным ритмическим рисунком «оберек», и одновременно — удивительно лирический «куявьяк», чем близок также к вальсу, а в отдельных проявлениях — и танец-воспоминание, танец-размышление. Разве это не отражение характера реки Висла, которая и стремительная, и бурная, и безудержная, а вместе с тем — тихая, нежная, лирическая, с поэзией заводей, инкрустированных снежно-золотыми лилиями, тенистой задумчивостью зеленых берегов и лугов .

Уже в XIX веке мазурка выходит далеко за пределы своей родины и становится одним из самых популярных бальных танцев многих стран. Но так как танец требовал специального обучения и больших тренировок, он мало был доступен широкому кругу любителей балов.

Многие композиторы писали мазурку, в то числе Ф. Лист, который восхищался танцем: «Исключительно красивое зрелище представляет собой польский бал, когда после общего круга и дефилирования всех танцующих, внимание зала приковывает одна красивая пара, вылетающая на середину зала».