Порядок движений у станка по классическому танцу

Танец живота

Последовательность экзерсиса у станка

Последовательность экзерсиса у станка неслучайна и склады­валась на протяжении многих лет.

Первое упражнение — plie (плие, или приседание, от франц. plier — сгибать) во всех позициях. Неглубокое (demi-plie, деми — плие, от франц. demi — половина) и глубокое (grand-plie, гран — плие, от франц. grand — большой) plie исполняются в медленном темпе, мышцы и связки ног растягиваются и разогреваются. Кор­пус и голова остаются неподвижными. Plie часто комбинируется с releve (релеве, от франц. relever — подниматься) — подниманием на полупальцы.

Второе упражнение — battements tendus (батман тандю, франц. batt. ement — биение, удар, tendu — натянутый) и battements tendus jetes (батман тандю жете, франц. jete — брошенный). Эти движения представляют собой ведение натянутой стопы по полу и броски вытянутой ноги на 45°; они вырабатывают силу и выворот­ность ног.

Третье упражнение — rond de jambe par terre (рон де жамб пар тер, франц. rond — круг, jambe — нога, par terre — по полу), кру­говое движение ноги по полу, развивающее выворотность и под­вижность тазобедренного сустава. На более высокой ступени обу­чения это движение сочетается с grand rond de jambe jete (гран рон де жамб жете) — большим (на 90°) круговым броском ноги. В заключение третьего упражнения выполняется port de bras.

Четвертое упражнение — battements fondus (батман фондю, франц. fondu — тающий), движение эластичного характера, пред­ставляющее собой опускание на plie опорной ноги и затем подни­мание на ее полупальцы, работающая нога одновременно вытяги­вается в заданном направлении на 45° или 90°. Battements fondus комбинируются с battements frappes (батман фраппе, от франц. frapper — ударять), быстрыми и короткими ударами работающей ноги (сгибающейся в колене о щиколотку опорной. Сочетание плавных, мягких движений сдвижениями резкими и отрывисты­ми тренирует мышцы и сухожилия особым образом, приучая их к быстрой смене характера движения.

Пятое упражнение — rond de jambe еп Гаіг (рон де жамб ан лер, франц. еп Гаіг — в воздухе), круговое движение ноги (сгибаю­щейся в колене) в воздухе на высоте 45° либо 90°; упражнение

тренирует коленные связки, увеличивает их подвижность, а также вырабатывает силу бедра.

Шестое упражнение — реtits battements sur le cou-de-pied (птп батман сюр ле ку-де-пье, франц. petit — маленький, sur — на, cou-de-pied — щиколотка, букв, «шейка ноги»), быстрые мелкие дви­жения нижней части работающей ноги возле щиколотки опорной ноги (переносы вперед и назад). Бедро при этом остается неподвиж­ным. Движение развивает быстроту и свободу движения голени.

Седьмое упражнение — adagio, или battements developpes (бат­ман девелоппе, франц. developper — разворачивать, развертывать). Движение, исполняемое в медленном темпе, представляет собой плавное вытягивание ноги. Крометого, в комбинации adagio у стан­ка могут входить grand rond de jambe (гран рон де жамб) — мед­ленное круговое движение ноги в воздухе; battements releves lents (батман релеве лян, франц. lent — медленный) — медленные под­нимания прямой ноги; battements soutenus (батман сутеню, франц. soutenu — сдержанный) — вытягивания работающей ноги с одно­временным приседанием на опорной; и некоторые другие. Эти дви­жения комбинируются различным образом, кроме того, в adagio входят движения рук, наклоны и перегибания корпуса. Все эти движения тренируют силу мышц ноги (особенно бедра) и разви­вают танцевальный шаг, вырабатывают устойчивость, координа­цию и гармонию движений.

Восьмое, заключительное упражнение — grand battements jetes (гран батман жете), или большие батманы, представляющие собой броски вытянутой ноги на 90° и выше. Упражнение активно развивает шаг. У

і Корпус при выполнении всех упражнений остается прямым и подтянутым, кроме тех случаев, когда его перегиба требует уп­ражнение. Свободная рука открыта, как правило, на II позицию (в сторону; о позициях рук см^ ниже). Голова участвует в движе­ниях различными наклонами и поворотами.

Каждое упражнение должно выполняться сознательно, точно и четко, под волевым контролем и с максимальной отдачей, то есть при полном контроле работы мышц и суставов и с полной ампли­тудой, а также в соответствии с музыкальным аккомпанементом. Только в этом случае будет достигнута цель экзерсиса. Это, разуме­ется, относится ко всем частям урока.

і Для ориентации в зале принята система, называемая «план класса» (см. рис. 5), при котором 4 стены и 4 угла зала обозначают­ся точками от 1 до 8: точка 1 — зеркало, т. е. к ней занимающийся обращен лицом en face (анфас, франц. face — лицо), точка 2 — правый передний угол, точка 3 — стена справа, точка 4 — правый задний угол, точка 5 — задняя стена, точка 6 — левый задний угол, точка 7 — стена слева, точка 8 — левый передний угол.

Упражнения выполняются в основном в той же последователь­ности, что и у станка. К’ упражнениям на середине зала приступа­ют после того, как приобретены навыки устойчивости у станка и упражнения у станка хорошо освоены.

Упражнения на середине также повторяются сначала с одной, затем с другой ноги.

На начальном этапе обучения упражнения выполняются примерно в таком же виде, как и у станка. В дальнейшем дви­жения соединяются в различных комбинациях, более или ме­нее сложных.

В этой же части урока изучаются туры.

В завершение экзерсиса на середине зала исполняется adagio — комбинация, выполняемая в медленном темпе, плавного характе­ра, состоящая из движений battements developpes, переходов из позы в позу, медленных поворотов в позах (tours lents, тур лян, франц. — медленные повороты), portde bras, а также вращения и связующие движения и шаги.

Adagio развивает устойчивость, апломб, координацию, плав­ность и красоту движений.

Классический станок хореография

Обучение классическому танцу начинается у станка. Навыки, полученные у станка, поддерживаются ежедневной тренировкой и основаны на строгих методических правилах.
Занятия по предмету «Классическая хореография» не возможны без детальной отработки упражнений у классического станка.

  • Мускулатура ног, их выворотность, танцевальный шаг, эластичность ахиллова сухожилья стопы
  • Правильная постановка корпуса, распределение веса на двух и на одной ноге, устойчивость (aplomb)
  • Общая подтянутость фигуры, характерная для классического танца
  • Координация движений танцора
  • Постановка рук и головы, красивая осанка
  • Ритмичность движений, музыкальность (способность двигаться под музыку), способность выдерживать различный темп музыки.

Последовательность упражнений у классического станка не случайна. Педагог всегда учитывает общие задачи урока, полезность и логичное сочетание движений, степень их трудности. Педагог обычно варьирует количество повторений и степень физической нагрузки на различные группы мышц. Не правильно считается соединять движения в комбинации только для красоты рисунка упражнения или для заполнения музыкальной фразы.

Время исполнения упражнения

Plie по всем позициям

Plie разогревает связки ног для нагрузок

Battements tendus и Battements tendus jetes вырабатывает силу ног, развивает стопу

Battements tendus jetes

Ronds de jambe par terre (в конце комбинации port de bras)

Ronds de jambe par terre развивает вращательную способность тазобедренного сустава

Battements fondus вырабатывает мягкость и эластичность, необходимую для прыжка

Battements frappes и doubles frappes

Battements frappes и doubles frappes приучает мышцы действовать быстро и четко, контрастно (стакатто)

Ronds de jambe en l’air

Ronds de jambe en l’air разрабатывает подвижность коленного сустава

Petits battements sur le coup-de-pied (можно сочетать с вращениями у станка)

Petits battements sur le coup-de-pied развивает стопу, улучшает общую координацию, точку баланса

Adajio вырабатывает силу бедра и подготавливает ногу к длительной работе на высоте более 90 градусов

Grands Battements способствует развитию внутренних бедренных мышц и сухожилий, является главным в развитии шага.

Releve укрепляет стопу, повышает устойчивость, способность сохранять баланс на высоком полупальце

Первый год обучения экзерсис у классического станка исполняется на всей стопе. В дальнейшем каждое упражнение начинается на стопе, а заканчивается на полупальце. Педагог уделяет особое внимание выворотности высокого полупальца студента. Затем экзерсис исполняется полностью на полупальце. Занятия на полупальце активнее развивают ахиллово сухожилье, икроножную, ягодичную и трехглавую (бедренную) мышцы танцора. Укрепляется свод стопы, нога приобретает красивую законченную линию и балетную форму.
Занимаясь хореографией у классического станка необходимо следить, чтобы корпус, руки, голова постоянно участвовали в упражнении. Мы тренируем не только ноги! Обязательно нужно соблюдать характер движения, зная правильный перевод термина с французского языка. Каждое упражнение – это своего рода маленький танец.


Если термины и цифры, изложенные выше, для Вас пока не знакомы, этот факт для нас не проблема. Приходите, и мы выучим их с Вами вместе! Хорошая физическая форма, регулярное посещение занятий – вот, что особенно приветствуется у нас среди студентов и педагогов Образовательной программы. Наш девиз: Не стыдно что-то не знать, стыдно ничего не делать, чтобы научиться!

Рассказать друзьям

Тел: 8 (985) 346-82-85

e-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Комбинации танцевальных движений с основными позами классического танца

Презентация к уроку

Загрузить презентацию (884,7 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Цель: Разучить Первое и Второе Adagio на середине зала с использованием основных поз классического танца.

Задачи:

  • научиться свободно и пластично управлять своими движениями;
  • передавать характер музыкального произведения пластикой движений, взглядом и поворотом головы;
  • развивать интерес учащихся к хореографическому искусству;
  • развивать физические данные учащихся, память, внимание;
  • развивать музыкальный слух, чувство ритма, ансамбля, музыкальность выполнения движений, координацию движений;
  • воспитывать трудолюбие, дисциплину, чувство коллективизма;
  • совершенствование осанки;
  • профилактика плоскостопия.

Оборудование: хореографический зал, станок, музыкальный инструмент (фортепиано), нотный материал.

Тип урока: комбинированный урок.

Форма урока: практическая работа.

Формы работы с учащимися: коллективная, работа в парах.

Характеристика класса: Ансамбль хореографических миниатюр «Скоморох» создан в нашей школе в 1998 году. Участники ансамбля – дети хореографически одаренные, с высоким творческим потенциалом, любящие искусство танца и с большим удовольствием занимающиеся хореографией. Ансамбль – активный участник школьных, поселковых, районных, окружных мероприятий. Каждый концерт, каждое выступление – это творческий отчет перед зрителем, отдача частички себя. Каждый ребенок в коллективе – это яркая личность, вовлеченная в творческий процесс. За время своего существования «Скоморох» приобрел своего зрителя, почитающего талант участников ансамбля, внимательно следящего за творческой деятельностью, разделяя вместе с нами успех и победы.

Ход урока

I. Организационный момент

Вход в зал под музыку (Приложение 1).

II. Повторение ранее изученного материала

Экзерсис у станка

1. Plie на пяти позициях.

Каждое plie исполняется в 2 такта по четыре четверти, причем одно исполняется на demi-plie, другое – на большом plie. При исполнении demi-plie рука остается на II позиции; большое plie исполняется в сопровождении опускающейся и поднимающейся вместе с движением ног руки. Переход с одной позиции на другую исполняется вытянутыми пальцами.

2. Battement tendus с комбинацией plie на II позиции (нога и рука открыты на II позицию за тактом) (16 тактов по две четверти).

1-й такт – Два раза опустить пятку на пол, распустив свободно подъем и каждый раз крепко вытягивая пальцы, поднимать пятку – по одной четверти.

2-й такт – Глубокое plie на II позиции – на две четверти, с опусканием и подниманием руки.

3, 4-й такты – Эту комбинацию движений повторить.

5, 6, 7, 8-й такты – Восемь battement tendus – по одной четверти каждый.

8 тактов – Повторить все с начала.

То же исполняется и с другой ноги.

3. Battement tendus jetes – исполняется аналогично battement tendus.

4. Ronds de jambes par terre и grand ronds de jambes jetes (8 тактов по четыре четверти).

1-й такт – Три ronds de jambes par terre en dehors – по одной восьмой, на четвертую восьмую остановка вперед носком в пол, обвести ногой ronds de jambes par terre на demi-plie – на две четверти.

2-й такт – Четыре grand ronds de jambes jetes en dehors, исполняя по одной четверти каждое.

3-й такт – Три ronds de jambes par terre – по одной восьмой, на четвертую восьмую остановка вперед носком в пол; пять ronds de jambes par terre en dehors шестнадцатыми и пауза на три шестнадцатых.

4-й такт — Четыре grand ronds de jambes jetes, исполняя по одной четверти.

Повторить всю фигуру en dedans на четыре такта.

То же исполняется с другой ноги.

5. Battement fondus (16 тактов по две четверти).

1-й такт – Battement fondu вперед – восьмая с точкой, petit battement – на одну шестнадцатую, battement fondu назад той же формы и тем же темпом.

2-й такт – Повторить сначала.

3 и 4-й такты – Три fondus на II позицию каждый на одну четверть, plie на левой ноге и два быстрых tours en dehors (с этого положения) тоже на одну четверть.

5, 6, 7, 8-й такты – Повторить все сначала.

То же с другой ноги.

6. Battement frappes (16 тактов по две четверти)э

1, 2, 3, 4-й такты – Восемь battement frappes – по одной четверти каждый.

5, 6, 7, 8, такты – Восемь battement double frappes – по одной четверти каждый.

То же с другой ноги.

7. Ronds de jambs en lʼair (4 такта по четыре четверти).

1-й такт – Два ronds de jambs en lʼair en dehors по одной восьмой, остановка plie в сторону II позиции на третьей восьмой, подняться на полупальцы на четвертую восьмую.

8. Grand battement jetes (8 тактов по три восьмых).

Три grand battement jetes – вперед по одной восьмой каждый.

Три grand battement jetes – в сторону II позиции.

Три grand battement jetes – назад.

Три grand battement jetes – в сторону II позиции.

Еще раз повторить всю комбинацию движений на 4 такта.

III. Проверка домашнего задания

– А сейчас я предлагаю вам вспомнить, с какими основными позами классического танца мы познакомились на прошлом уроке.

– Ваше домашнее задание: выучить, как исполняются эти позы.

– А теперь я предлагаю вам разделиться по парам и проверить друг у друга, правильно ли вы выполнили домашнее задание.

(Работа в парах, оценивание товарища)

IV. Сообщение темы урока

– Ребята, теперь я предлагаю вам разучить новые комбинации Первое и Второе Adagio на середине зала. Хотите заняться этой работой? (да)

Итак, тема нашего сегодняшнего урока – Комбинации танцевальных движений с использованием основных поз классического танца

– Но для этого нам придется потрудиться и активно поработать на уроке. Готовы? (да)

V. Разучивание комбинаций

Экзерсис на середине зала

1. Первое Adagio (16 тактов по три четверти).

V позиция, demi-plie, developpe вперед правой ногой на efface (за тактом).

1-й такт – встать на полупальцы на 1-й arabesque.

2-й такт – опуститься на plie в той же позе.

3-й такт – поворот на левой ноге en dedans, закончив на efface вперед на полупальцах.

4-й такт – plie в этой позе efface и продолжать. Это pas проделать 4 раза по диагонали от точки 6 к точке 2 плана нашего класса.

В другую сторону исполняется от точки 4 к точке 8.

Затем pas исполняется обратно с продвижением назад от точки 2 к точке 6 и от точки 8 к точке 4 (также 16 тактов).

V позиция, demi-plie, developpe назад, efface левой ногой (за тактом).

1-й такт – встать на левую ногу на полупальцы, открыв правую ногу на efface вперед.

2-й такт – опуститься на plie в той же позе.

3-й такт – поворот на правой ноге en dehors, закончив во 2-й arabesque на полупальцах.

4-й такт – plie в этой позе.

Продолжать все с начала (повторяется 4 раза в одну и другую стороны).

– А теперь давайте отдохнем и поиграем в игру «Слушаем и рассказываем». Игру проводит концертмейстер.

Слушаем Вальс Доги к кинофильму «Мой нежный и ласковый зверь» (Приложение 2).

– Какое настроение воплощено в музыке? Какой лад: минор или мажор?

Анализируем музыкальное произведение.

– Какой характер, темп и размер? (Сколько долей в пьесе? Нужно показать сильную долю в танце).

Продолжение разучивания комбинаций

2. Второе Adagio (4 такта по четыре четверти).

V позиция на demi-plie, правая нога откидывается в сторону II позиции на 45° и pas de bourree en tournant en dehors, закончив в V позицию на demi-plie, правая нога впереди (проделать движение за тактом).

1-й такт – На первую четверть – два tours sur le cou-de-pied en dedans.

На вторую четверть – остановка attitude efface левой ногой.

На третью четверть – повернуться en dedans на полкруга спиной в направлении точки 6.

На четвертую четверть – коротким броском по полу через I позицию вывести левую ногу вперед на croise.

2-й такт – Два grand chasse, croise спиной и остановка в этом направлении к точке 6 на левой ноге на 3-й arabesque на две четверти.

Короткий поворот en dehors на efface вперед.

Два grand chasse, efface вперед, остановка на 1-й arabesque на правой ноге – на две четверти.

3-й такт – Левой ногой два раза проделать grand fouette en dedans на attitude efface по две четверти каждое.

4-й такт – Sissonne tombee на croise назад левой ногой – на одну четверть.

Sissonne tombee на croise назад правой ногой – на одну четверть, с остановкой preparation в IV позицию.

Три tours en dehors sur le cou-de-pied на одну четверть.

Остановка в позе IV позиции, руки поднять наверх (III позиция) – на одну четверть.

– Как вы считаете, с какими задачами мы справились, а с какими нет?

(Анализ выполненной работы)

VI. Итог

– Ну что же, пора подвести итог нашей сегодняшней работы. За время урока мы повторили упражнения экзерсиса у станка и разучили новые комбинации Adagio. Цель нашего занятия успешно достигнута, со всеми задачами, поставленными на уроке, мы достойно справились. На следующем уроке мы продолжим работу над экзерсисом на середине зала и перейдем к разучиванию новой комбинации Battement fondus и frappes.

VII. Рефлексия.

– Вам понравился сегодняшний урок? Какое настроение у вас после урока? Покажите цветные квадраты, которые соответствуют вашему настроению (красный – настроение хорошее, синий – безразличное, черный – негативное).

– Как вы физически чувствуете себя?

  • Я бодр(а), чувствую себя хорошо (красный квадрат)
  • Я не чувствую никаких изменений в своем самочувствии (синий квадрат)
  • Я устал(а), мне плохо (черный квадрат)

– Что можете сказать об уроке:

  • Мне было легко и интересно (красный квадрат)
  • Мне было трудно, но интересно (синий квадрат)
  • Мне было трудно, поэтому неинтересно (черный квадрат)

– Как вы оцениваете свою работу на уроке?

  • 5 (красный квадрат)
  • 4 (синий квадрат)
  • 3 (черный квадрат)

Учитель оценивает работу учащихся на уроке.

VIII. Домашнее задание

Выучить новые комбинации Первое и Второе Adagio.

Поклон

(Благодарим друг друга – аплодисменты).

Выход из класса.

Самоанализ – Приложение 3.