Пособие по бальным танцам

нужные книги по хореографии и танцам

Ритмика

1. Е.В. Конорова «Методическое пособие по ритмике» выпуск 1 Скачать
2. Е.В. Конорова «Методическое пособие по ритмике» выпуск 2 Скачать
3. А. Луговская «Ритмические упражнения игры и пляски» часть 1 Скачать
4. А. Луговская «Ритмические упражнения игры и пляски» часть 2 Скачать
5. Г.А. Колодницкий «Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей» Скачать
6. Т.Ф. Коренева «Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста» Скачать часть 1, часть 2 New
7. Е.Н Котышева «Музыкальная коррекция детей с ограниченными возможностями» Скачать
8. Т. Образцова «Музыкальные игры для детей» Скачать
9. Лифиц И.В. — Ритмика: Учебное пособие Скачать
10. Т. Суворова «Танцевальная ритмика» № 1 Скачать
11. Т. Суворова «Танцевальная ритмика» № 2 Скачать
12. Т. Суворова «Танцевальная ритмика» № 3 Скачать
13. Т. Суворова «Танцевальная ритмика» № 4 Скачать
14. Т. Суворова «Танцевальная ритмика» № 5 Скачать
15. И. Каплунова И новосельцева «Этот удивительный ритм» Скачать
16. Михайлова, Воронина «Танцы, игры» Скачать
17. М.Б. Зацепина «Музыкальное развитие детей» Скачать
18. Музыкально-ритмические игры Скачать
19. Г.Федорова «Поиграем, потанцуем» Скачать
20. А.Е. Чибрикова-Луговская «Ритмика» Скачать
21. Н.В. Зарецкая «Веселая карусель» Игры, танцы, упражнения для детей 2-4 лет Скачать
22. Раевская «Музыкально-двигательные упражнения в детском саду» Скачать
23. Доронин А.М., Шевченко Л.Е., Доронина Н.В. «Ритмика в специальном образовании» Учебно-методическое пособие Скачать New
24. Колодницкий Г.А. «Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей» Скачать New

Танцы для детей

1. Н.В. Зарецкая «Танцы для детей младшего дошкольного возраста» Скачать
2. Н.В. Зарецкая «Танцы для детей среднего дошкольного возраста» Скачать
3. Наталия Зарецкая и Зинаида Роот «Танцы в детском саду» Скачать
4. Л. Н. Барабаш «Хореография для самых маленьких» Скачать
5. Ж.Е. Фирилева, Е.Г. Сайкина «Фитнес-данс» 1 часть Скачать
6. Ж.Е. Фирилева, Е.Г. Сайкина «Фитнес-данс» 2 часть Скачать
7. Ж.Е. Фирилева, Е.Г. Сайкина «Фитнес-данс» 3 часть Скачать
8. А. Буренина «Ритмическая мозаика» Скачать
9. Е. В. Горшкова «От жеста к танцу. Словарь пантомимических и танцевальных движений для детей 5-7 лет» Скачать
10. Камертон «Пляски и хороводы для малышей до 3-х лет» Скачать
11. И. Каплунова, И. Новосельцева «Ладушки. Левой-правой. Марши в детском саду» Скачать
12. И. Каплунова, И. Новосельцева «Потанцуй со мной дружок» из серии «Ладушки» Скачать
13. Е.А. Пинаева «Детские образные танцы» Скачать
14. Т. Суворова «Олимпийские танцы» СкачатьТ.
15. Суворова, Л. Казанцева «Спортивные олимпийские танцы. Сочи-2014» Скачать
16. Т. Суворова «Новогодний репертуар» Скачать
17. Элементы характерных танцев (русского, украинского классического) Скачать
18. З. Я. Роот «Танцевальный калейдоскоп» для детей 5-7 лет Скачать
19. Г.В. Немова, А.Н. Малышева «Праздники, игры и танцы для дошкольников» Скачать
20. Т.И. Науменко «В веселом хороводе» Скачать
21. Т.В. Пуртова, А.Н.Беликова «Учите детей танцевать» Скачать
22. И. Каплунова «Топ-топ каблучок. Танцы в детском саду» Скачать
23. А. Буренина «Топ-хлоп малыши» Скачать
24. Слуцкая «Танцевальная мозаика» Скачать
25. Т. Суворова «Танцуй, малыш» выпуск 1 Скачать
26. Т. Суворова «Танцуй, малыш» выпуск 2 Скачать
27. Н.В. Зарецкая «Танцы для малышей» Скачать
28. Л. Богаткова «Хоровод друзей» Скачать
29. Г.Федорова «Танцы для мальчиков» Скачать
30. Е.Г. Ледяйкина, Л.А. Топникова «Чудеса для малышей» Скачать
31. Са-фи денс часть 1 Скачать
32. Са-фи денс часть 2 Скачать
33. Са-фи денс часть 3 Скачать
34. Са-фи денс часть 4 Скачать
35. Суворова Т.И. «Танцевальная ритмика 6″ Скачать
36. Л.Казанцева «Крошки-ладошки» Скачать
37. З.Я. Ротт «Танцы в начальной школе» 1 часть Скачать
38. З.Я. Ротт «Танцы в начальной школе» 2 часть Скачать
39. Школа танцев для детей 3-14 лет Скачать часть 1, часть 2
40. Театр Танца Усовой. Работа с детьми от 3 до 6 лет Скачать New
41. Г.П. Федорова «Танцы для мальчиков» Скачать New
41. Е.В. Горшкова «От жеста к танцу. Методика и конспекты занятий по развитию у детей 5_7 лет творчества в танце» Скачать New
42. Е.В. Горшкова «Учебно_методическое пособие О говорящих движениях и чудесных превращениях» Скачать New
43. Танцевальный микс Скачать New
44. Танцевальный микс (книга + музыка) Скачать New

Классический танец

1. Т. Барышникова «Азбука хореографии» Скачать
2. Анастасия Волочкова «История русской балерины» Скачать
3. Ю.А. Бахрушин «История русского балета» Скачать
4. А. Ваганова «Основы классического танца» 1968 г. Скачать
5. Асаф Мессерер «Классический танец» Скачать
6. «Балетная энциклопедия. Часть 1» Скачать
7. «Балетная энциклопедия. Часть 2» Скачать
8. «Балетная энциклопедия. Часть 3» Скачать
9. «Балетная энциклопедия. Часть 4» Скачать
10. Н. Базарова, В. Мей «Азбука классического танца» Скачать
11. Экзерсис на полу Скачать
12. Боб Андерсен «Растяжка для каждого» Скачать
13. Н.Серебренников «Поддержка в дуэтном танце» Скачать
14. А. Ваганова «Основы классического танца» 1980 г. Скачать
15. В.В. Носова «Балерины» Скачать
16. Школа классического танца Скачать
17. Л. Д. Блок «Классический танец. История и современность» Скачать
18. Лукьянова «Дыхание в хореографии» Скачать
19. Лукьянова «Дыхание в хореографии часть 2″ Скачать
20. И.Г. Есаулов «Устойчивость и координация в хореографии» Скачать
21. Т.И. Васильева «Тем, кто хочет учиться балету» Скачать
22. Арнольд Нельсон, Юко Кокконен «Анатомия растяжки» Скачать
23. Основы классики. Методичка Скачать New
24. Позы классического танца. Методичка Скачать New
25. М.Тобиас, М. Стюарт «Растягивайся и расслабляйся» Скачать New
26. Н. Стуколкина «Четыре экзерсиса» Скачать New
27. Большая Российская энциклопедия «Русский балет» Скачать New
28. Балетная гимнастика составитель и научный рук. Нагайцева Л.Г. Скачать New
29. Блог Л.Д. «Классический танец. История и современность» Скачать New
30. Г.Альберт «Александр Пушкин. Школа классического балета» Скачать New
31. Статьи о балете Красовская Скачать New
32. И.Левченко «Балет — это моя настоящая жизнь» Воспоминания современников Скачать New
33. И.Г. Есаулов «Устойчивость и координация в хореографии» Скачать New

Народный танец

1. Т. Ткаченко «Народные танцы. Часть 1» Скачать
2. Ткаченко «Народные танцы. Часть 2″ Скачать
3. Т. Ткаченко «Народные танцы. Часть 3″ Скачать
4. Т. Ткаченко «Народные танцы. Часть 4″ Скачать
5. Л. Богаткова «Танцы разных народов. Часть 1» Скачать
6. Л. Богаткова «Танцы разных народов. Часть 2» Скачать
7. Л. Богаткова «Танцы разных народов. Часть 3″ Скачать
8. Л. Богаткова «Танцы разных народов. Часть 4″ Скачать
9. Л. Богаткова «Танцы разных народов. Часть 5″ Скачать
10. «Болгарские танцы» Скачать
11. «Польские танцы» Скачать
12. «Немецкие танцы» Скачать
13. «Чешские и словацкие танцы» Скачать
14. «Венгерские танцы » Скачать
15. Иванникова «Танцуют все. Народный танцы» Скачать
16. М.А. Козенко «Лексика белорусского народного танца» Скачать
17. Г.П. Гусев «Методика преподавания народного танца. Упражнения у станка» Скачать
18. Гусев «Танцевальные движения и комбинации на середине» Скачать
19. Г. Настюков «Народный танец на самодеятельной сцене» Скачать New
20. Л. Богаткова «Хоровод друзей» Скачать New
21. Методические указания к ведению урока народного танца Скачать New
22. А.В. Лопухов, А.В. Ширяев, А.И.Бочаров «Основы характерного танца» Скачать New

.
.
Историко-бытовой и современный бальный танец

1. И. Воронина «Историко-бытовой танец» Скачать
2. Учимся танцевать «Ча-ча-ча» Скачать
3. Бальные танцы «Самба» Скачать
4. Бальные танцы «Пасадобль» Скачать
5. Бальные танцы «Румба» Скачать
6. Бальные танцы «Медленный вальс» Скачать
7. Бальные танцы «Венский вальс» Скачать
8. Бальные танцы «Джайв» Скачать
9. Бальные танцы «Танго» Скачать
10. Бальные танцы «Квикстеп» Скачать
11. Бальные танцы «Фокстрот» Скачать
12. Бальные танцы «Ча-ча-ча» Скачать
13. Уолтер Лайред «Техника латинских танцев» Скачать
14. Васильева-Рождественская Историко-бытовой танец Скачать

.
.
Современный танец

1. С.С. Полятков «Основы современного танца» Скачать
2. В. Ю. Никитин «Модерн-джаз танец. История. Методика. Практика.» Скачать
3. «Искусство современного танца» Скачать
4. В. Ю. Никитин «МОДЕРН-ДЖАЗ ТАНЕЦ.Этапы развития. Метод.Техника» Скачать New
5. Н. Шереметьевская «Танец на эстраде» Скачать New

Разное

1. В.П. Коркин «Акробатика» Скачать
2. Журнал «Dance» Скачать
3. Санкт-Петербургский Гуманитарный Универсистет Профсоюзов «Основы подготовки специалистов хореогафов. 1 часть» Скачать
4. Санкт-Петербургский Гуманитарный Универсистет Профсоюзов «Основы подготовки специалистов хореогафов. 2 часть» Скачать
5. Юлия Андреева «Танцетерапия» Скачать
6. Э.Г. Чурилова «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников» Скачать
7. А.В. Щеткин «Организация театральной деятельности в дошкольном образовательном учреждении» Скачать
8. Е. И. Подольская «Профилактика плоскостопия и нарушения осанки у старших дошкольников» Скачать
9. И.А. Шипилина «Хореография в спорте: учебник для студентов» Скачать
10. Основы акробатики Скачать
11. Костюмы разных стран Скачать
12. Пилатес (упражнения на растяжку мышц) Скачать
13. Н.М. Каминская «История костюма» Скачать
14. Р.В. Захаржевская «История костюма» Скачать
15. Ю.А. Бахрушин «История русского балета» Скачать New
16. А. Плещеева «Наш Балет 1673-1896 г.) Скачать New
17. Н. Вашкевич «История хореографии» Скачать New
18. А. Левинон «Мастера балета» Скачать New
19. В.И. Уральская «Рождение танца» Скачать New
20. И. Смирнов «Искусство балетмейстера» Скачать New
21. Л.М. Тухбатуллина, Л.А. Сафина «Маскарадные костюмы для детей и взрослых» Скачать New
22. Джозеф С. Хавилер «Тело танцора» Скачать New

Ростелеком в Москве

Введенный Вами адрес не найден

К сожалению, по техническим причинам, мы не можем оказать вам данную услугу, но Вы можете оставить свои контакты и мы сообщим Вам как только у нас появится такая возможность.

Спасибо, Ваша заявка принята!

Номер Вашей заявки на подключение

Что дальше?

В ближайшее время мы позвоним Вам и уточним техническую возможность подключения

Согласуем с Вами удобное время установки и настройки оборудования

Приедем к Вам с документами, для подписания договора, установим и настроим оборудование

В случае возникновения вопросов звоните по тел. 8 800 100 0 800 (звонок бесплатный).

С уважением, Ваш Ростелеком.

Специально для Вас мы разработали Бонусную программу. Подробнее

Правила оплаты услуг связи посредством WEB-ресурса

Публичное акционерное общество междугородной и международной электрической связи «Ростелеком», именуемое в дальнейшем «Общество», настоящей Публичной офертой (далее — Оферта) предлагает держателям банковских карт заключить Соглашение о предоставлении возможности оплаты услуг связи (оказываемых как Обществом, так и другими операторами связи, оплата за которые принимается на основании соответствующих договоров), посредством перевода средств через настоящий сервис посредством Банка-эквайера (далее « Интернет-эквайринг »), присоединившись к настоящей Оферте посредством ее акцепта.

1. Термины и определения

1.1. Абонент — физическое лицо, заключившее договор с Обществом или с другим оператором связи, оплата за услуги которого принимается через Банк-Эквайер и имеющий идентификатор абонента в информационных системах Общества.

1.2. Плательщик — владелец Банковской карты (в том числе Абонент), инициирующий передачу через Интернет поручения Банку (через Банк-Эквайер ) на перевод денежных средств в оплату Услуг связи по своему или указанному Идентификатору абонента.

1.3. Идентификатор абонента — уникальные данные позволяющие идентифицировать абонента в информационных системах Общества (логин, лицевой счет, номер контракта и т.п.).

1.4. Банковская карта — расчетная или кредитная карта международных платежных систем VISA (Visa Classic, Visa Gold, Visa Platinum) MasterCard (MasterСard Mass, MasterСard Gold, MasterСard Platinum), Карты национальной платежной системы «Мир», эмитентом которой является кредитная организация, действующая на основании лицензии выданной ЦБ РФ, являющаяся инструментом безналичных расчетов, предназначенная для совершения Плательщикам (клиентами Банка) операций с денежными средствами, находящимися у Банка на банковских счетах, или с денежными средствами, предоставленными Банком в кредит своим клиентам в соответствии законодательством Российской Федерации, а также договором банковского счета, или в пределах установленного лимита, в соответствии с условиями кредитного договора между Банком и Плательщиком, при условии, что такая расчетная или кредитная карта может быть использована Плательщиком для оплаты Услуг связи.

    1.5. Услуги связи:
  • Услуги связи, оказываемые Обществом на основании имеющихся у Общества лицензий;
  • Услуги связи, оказываемые другими операторами связи (включая услуги междугородной и международной телефонной связи), оплата за которые осуществляется посредством Банка-эквайера .

1.6. «Банк-эмитент» (Банк) — юридическое лицо, осуществляющее эмиссию и ведение счетов Плательщика.

1.7. «Банк-эквайер» — юридическое лицо — ПАО «Сбербанк», осуществляющее Интернет-эквайринг на основании договора с Обществом.

1.8. «CVC2/CVV2» — специальный трехзначный код, нанесенный на обратную сторону Банковской карты.

2. Предмет соглашения

2.1. Общество предоставляет Плательщику возможность через средства портала https://paycard.rt.ru/ , давать поручения Банку (через Банк-Эквайер ) на оплату Услуг связи с помощью Банковской карты Плательщика.

2.2. Совершение Плательщиком действий, предусмотренных разделом 3 Правил означает безусловное согласие Плательщика с условиями настоящих Правил.

3. Порядок оплаты Услуг связи посредством Интернет-эквайринга.

3.1. Обязательным условием для осуществления оплаты Услуг связи с использованием настоящего сервиса является введение Плательщиком в соответствующем окне номера мобильного телефона или адреса электронной почты для обеспечения передачи Плательщику кассового чека в электронной форме в соответствии с п. 5 ст. 1.2 Федерального закона от 22.05.2003 № 54 ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт». В случае отказа предоставления мобильного телефона или адреса электронной почты оплата данным способом не может быть произведена.
Общество осуществляет сбор и обработку информации в соответствии с Условиями обработки информации о пользователях.

3.2. Плательщику необходимо на WEB-сайте Общества или в Личном кабинете выбрать раздел «Оплата» или «Оплата банковской картой».

3.3. На первом этапе Плательщику предлагается ввести параметры платежа:

  • Идентификатор абонента (номер лицевого счета / абонентский номер / логин услуги и т.п)
  • сумму платежа, которая должна составлять не менее 1 руб. и не более 30 000 руб.
  • номер мобильного телефона или адреса электронной почты.

3.4. На втором этапе Плательщику предлагается ввести реквизиты Банковской карты. На данном этапе Плательщик переходит на специальную страницу оплаты, в которой загружается форма ввода реквизитов с сайта программно-аппаратного комплекса Банка-эквайера , адаптированная под фирменный стиль ПАО «Ростелеком».

3.4. Для заполнения формы Плательщик должен указать следующую информацию:

  • номер Банковской карты;
  • имя владельца карты (латинскими буквами, указанное на Банковской карте);
  • дата окончания действия Банковской карты -месяц/год (указана на Банковской карте), выбирается из ниспадающего списка;
  • секретный код CVV2/CVC2 (указан на обратной стороне Банковской карты, в поле для образца подписи владельца, сразу после номера карты).

Для подтверждения информации необходимо нажать кнопку «Оплатить». После проведения оплаты, Плательщику выводится страница с результатом операции, которая выводит информацию об успешности прохождения платежа, о суммах и идентификаторах абонента, на которые будут зачислены средства. Денежные средства зачисляются в режиме реального времени.

4. Порядок возврата средств

4.1. Так как Общество, фактически, не осуществляет переводов денежных средств и не оказывает каких-либо банковских услуг, то всю ответственность за правильность осуществления перевода несут, исключительно, Банк (включая Банк-Эквайер ) и Плательщик и все претензии по возврату средств, переведенных в рамках Интернет-Эквайринга , разрешаются непосредственно между Банком (включая Банк-Эквайер ) и Плательщиком

4.2. Порядок, сроки возврата денежных средств и перечень необходимых документов устанавливаются Банком-эмитентом .

4.3. Возврат осуществляется исключительно на Банковскую карту, с которой был осуществлен платеж.

5. Ответственность Сторон

5.1. Стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение условий Соглашения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

5.2. Общество не несет ответственности перед Плательщиком за задержки и перебои в работе технических платформ и транспортных сетей или сетей связи, в возникновении которых нет вины Оператора.

5.3. Плательщик несет ответственность за любые действия третьих лиц, совершенных от имени Плательщика посредством использования Банковской карты Плательщика при осуществлении платежа.

5.4. Абонент, предоставляя третьему лицу — Плательщику Идентификатор абонента тем самым соглашается со всеми платежами, внесенными данным Плательщиком за Услуги связи, оказываемые Обществом так и другими операторами связи и обязуется самостоятельно урегулировать все споры, возникающие из таких платежей.

5.5. Ответственность Банка-эмитента и Банка-эквайера за сохранность предоставленных Плательщиком сведений о Банковской карте при пользовании Интернет-эквайрингом устанавливается действующим законодательством Российской Федерации.

5.6. Плательщик самостоятельно несет ответственность за правильность указания номера Банковской карты, даты истечения срока ее действия, суммы денежных средств, подлежащих переводу.

6. Обстоятельства непреодолимой силы

Стороны освобождаются от ответственности за частичное или полное неисполнение обязательств по Договору, если это неисполнение явилось следствием обстоятельства непреодолимой силы, возникшего после заключения Соглашения в результате событий чрезвычайного характера, которые Сторона не могла ни предвидеть, ни предотвратить разумными мерами, а именно: стихийных бедствий, пожаров, землетрясений постановлений правительства России и местных органов власти и т.д.

7. Срок действия Соглашения

Соглашение вступает в силу с момента выполнения Плательщиком действий, предусмотренных разделом 3 Соглашения, и действует до исполнения Обществом обязательств по Соглашению.

Экспериментальное исследование эффективности подготовки педагогов бального танца (статья)

Процесс подготовки педагогов бального танца в высшей профессиональной школе в условиях личностно-ориентированного обучения проходило экспериментальную проверку в Российской Академии Театрального Искусства, Кубанском государственном университете, Кубанском государственном университете физической культуры, спорта и туризма.

Экспериментом было охвачено 320 студентов и задействовано в опытно-поисковой работе 52 педагога.

Экспериментально-педагогическая деятельность была связана с устранением следующих противоречий:

– между необходимостью повышать качество обучения, развития каждого студента и острым дефицитом учебного времени, вызванным большой насыщенностью программ; быстро растущей сложностью, обобщенностью учебного материала и традиционной его подачей на занятиях в высшей школе;

– между традиционной системой преподавания в условиях педагогического вуза и актуальными технологиями обучения, снимающими возрастающие перегрузки субъектов образовательного процесса в танцевальной практике и обеспечивающими формирование устойчивого интереса студентов к познанию;

– между принудительным заучиванием огромного материала и стремлением студентов, будущих педагогов бального танца к проявлению самостоятельности и получению возможности работать в своем темпе, на уровне личных способностей, получая при этом возможность выбора способов обучения, обеспечивающих продуктивный конечный результат;

– между традиционным контролем знаний (одинаковыми для всех) и возможностью рефлексивной их оценки без психологических срывов и боязни быть оцененным неадекватно;

– между фронтальной системой обучения, ведущей к «усреднению» студентов-танцоров и возможностью индивидуального обучения, основанного на свободе выбора студентами его содержания, форм и методов;

– между преподавателем-«надзирателем», указчиком и преподавателем — советчиком, помощником, консультантом;

– между студентом, будущим педагогом бального танца, бездумно выполняющим все, что ему скажут, и студентом, умеющим брать ответственность на себя, принимающим самостоятельные решения.

При разработке общих и частных вопросов пробного и формирующего этапов эксперимента нами использовались идеи и требования, предъявляемые к педагогическому эксперименту, обоснованные в известных работах СИ. Архангельского, Ю.К. Бабанского, М.А. Данилова, Т.А. Ильиной, Т.И. Огородникова, П.И.Третьякова, Т.И. Шамовой и др.

С целью получения объективных данных в исследовании применялись различные методы подсчетов, используемые в психолого-педагогических исследованиях.

Теоретический анализ и обобщение материалов научно-педагогических источников проводились с целью выявления сущности дидактического проектирования педагогического процесса, подходов к его разработке, изучения возможностей проектирования для повышения продуктивности учебной деятельности студентов, будущих педагогов бального танца в педагогическом вузе в условиях личностно -ориентированного обучения.

Метод анкетирования использовался для получения, изучения и анализа информации о готовности педагогов и студентов к работе в инновационном режиме.

Педагогическое наблюдение проводилось на всех этапах опытно -экспериментальной работы и позволяло отслеживать характер протекания учебного процесса, его адекватность поставленным задачам, регулировать и корректировать процесс обучения.

Графическое моделирование использовано для понимания особенностей учебной деятельности студентов, определяемой дидактическим проектом.

Для выяснения отношения участников педагогического процесса к инновационной деятельности, связанной с дидактическим проектированием в ходе исследования использовался метод беседы и анкетирования.

При разрешении этих противоречий возможна следующая перспектива: выбор студентом и преподавателем форм, методов, программ личностно -направленного обучения с целью обеспечения успеха в своей учебной и управляемой деятельности; функционирование высшей школы, где студент будет чувствовать себя комфортно и понимать, что преподаватель работает только для него и заинтересован в его успешном обучении.

Опытно-экспериментальная работа велась в соответствии с разработанной программой и охватила три этапа. Основными ее параметрами были определены: этапы, их цели, изучаемые при этом характеристики, методы исследования, его база, сроки каждого из этапов и планируемый конечный результат.

На каждом этапе исследования выявлялась готовность студентов к самоорганизации процесса обучения. В соответствии с целью каждого этапа изучались мотивы учения студентов, будущих педагогов бального танца; определялась сформированность общеучебных умений; устанавливались причины удовлетворенности студентов своими учебными успехами.

Так на первом этапе исследования более 100 студентов Российской Академии Театрального Искусства отвечали на вопросы анкеты: «Что доставляет тебе наибольшую радость в учении на данном факультете?», «Ради чего ты учишься в высшей школе?», «Что приносит тебе учение в большей степени: радость или огорчение?», «Каковы причины того, что ты учишься не в полную силу?».

Анализ ответов показал, что независимо от успеваемости студентов, огорчений в их учебной деятельности гораздо больше, чем радостей.

Радуются успеху в зависимости от курса обучения 28,0 — 40,0%, а огорчаются 20,0% — 60,0% студентов. Две трети студентов старших курсов отчетливо осознают, что могли бы учиться гораздо лучше, и только одна треть занимается в полную силу. Наибольшую радость и удовлетворение у них вызывает достижение положительного результата в учении собственными усилиями («Когда я сам достигаю хорошего результата в учебе» — 58,6%). Студентов не устраивает позиция «ведомого», поскольку у каждого свои интересы, цели учения, которые могут не всегда совпадать с тем, что предлагает педагог, когда студент не имеет возможности корректировать свой процесс обучения. Ему необходимо значительно больше альтернатив, возможностей выбора в обучении.

Особый интерес для нас представляло изучение объема самостоятельной познавательной деятельности студентов в обучении. Этот вопрос, связанный с проектировочной деятельностью педагогов бального танца достаточно глубоко изучался в двух высших школах: Российская Академия Театрального Искусства, Кубанском государственном университете физической культуры, спорта и туризма.

Данные анкетирования, анализ посещенных и проведенных уроков, беседы с администрацией и педагогами показали, что последние, осознавая целесообразность увеличения объема самостоятельной деятельности студентов, тем не менее не ставят цель организовать эту работу на всех этапах процесса обучения, что связано с преобладанием в высшей школе объяснительно-иллюстративного обучения. Большинство преподавателей не видят свой предмет целостно, не выделяют в нем системообразующие единицы, что обусловливает раскрытие содержания в ходе занятий только на уровне отдельных вопросов и конкретных фактов.

Таким образом, обучению студентов, будущих педагогов бального танца, работать самостоятельно уделяется недостаточно внимания. В результате студенты предпочитают работу, выполняемую по образцу (до 65,0% из общей совокупности).

Полученные данные подтверждают, что взаимодействие между преподавателями и студентами, стимулирующее рост самостоятельной познавательной деятельности, сопряжено с особенностями процесса обучения будущих педагогов бального танца как целостной системы.

Анализ суждений педагогов о необходимости обучению студентов способам организации учебной деятельности показал, что эти возможности ими не вполне используются.

Причины выявленных затруднений студентов в самоорганизации учебной работы нами классифицированы на объективные и субъективные.

К объективным условно можно отнести (по ответам студентов): «большое количество занятий», «много времени проводим в вузе», «недоброжелательные отношения с преподавателями», «непонимание преподавателем студента», «смена преподавателей», «семейные обстоятельства» и др.

К субъективным — «плохо понимаю объяснение преподавателя», «медленно усваиваю материал», «устаю от занятий и тренировок», «не умею конспектировать», «учебники написаны непонятно», «не умею быстро переформулировать слова и мысли преподавателя своими словами», «не умею выступать с докладом или сообщением перед всем аудиторией», «собственная лень», «не умею планировать свою собственную неделю», «не умею планировать свою учебу» и т.п.

Выявленные затруднения студентов, позволили определить цель опытно — экспериментальной работы: спроектировать и опытным путем проверить функциональность и эффективность дидактической модели организации учебной деятельности будущих педагогов бального танца в педагогическом вузе в условиях личностно-ориентированного обучения.

Предварительная проверка знаний студентов дала возможность установить, что уровни подготовки студентов специальным и по общественно-научным дисциплинам примерно равны.

Исходя из того, что планом эксперимента предусматривался сравнительный анализ результатов, полученных в экспериментальных и контрольных группах, возникла необходимость сравнять их по следующим параметрам — количество студентов в группах, уровни их учебных возможностей и др. практически решить эту задачу до конца не представилось возможным в силу известных объективных причин. Поэтому в качестве контрольных групп были взяты во всех случаях и периодах опытно -экспериментальной работы группы с более высоким уровнем познавательной деятельности, мотивацией и ответственным отношением к учению. В качестве экспериментальных выбраны группы со значительно низким уровнем названных показателей.

Организуя экспериментальную работу, мы ставили перед собой ряд задач:

1. Выявить качественный уровень знаний студентов, будущих педагогов бального танца и те возможности проектирования процесса обучения, которые обеспечивают эффективность обучения и реализовать их.

2. Определить наличие педагогически целесообразного способа создания ситуации успеха в обучении.

3. Проверить разработанный проект организации процесса обучения студентов, будущих педагогов бального танца в педагогическом вузе в условиях личностно-ориентированного обучения.

4. Определить зависимость эффективности обучения и продуктивности учебной деятельности студентов, будущих педагогов бального танца от целенаправленного проектирования процесса учения в режиме личностно-ориентированного обучения.

Понимая сложность и ответственность за решение поставленных задач, возникла необходимость более четко представить наше понимание сущности эксперимента.

Под педагогическим экспериментом принято понимать «наблюдение педагогического явления в созданных и контролируемых исследователем условиях» (Пед. энциклопедия, 1964-1968, С.762).

Нами эксперимент проводился в естественной обстановке, без нарушения порядка учебно-воспитательного процесса; осуществлялся так называемый «естественный эксперимент» (А.Ф.Лазурский, 1918).

Экспериментальная работа велась в основном преподавателями и руководителями образовательных учреждений под нашим руководством, частично — самим исследователем. Руководство работой заключалось в подготовке педагогов к проведению опытно-экспериментальной работы через индивидуальные беседы, консультации, выступления на семинарах и методических объединениях высшей школы, а также путем контроля за реализацией методических рекомендаций в соответствии с содержанием задач.

Опытная деятельность осуществлялась с учетом следующих требований:

1. Предварительные целенаправленные наблюдения для определения исходных данных изыскания и гипотезы исследования.

2. Создание оптимальных условий и организация объектов для экспериментальной работы.

3. Детальная разработка самой процедуры эксперимента.

4. Учет и четкое фиксирование фактов (изменений) в ходе наблюдения за экспериментом.

5. Организация систематической регистрации полученных данных известными науке способами (анкеты, схемы, психолого-педагогические характеристики, диаграммы и др.).

6. Апробация полученных данных на различных уровнях.

7. Обработка полученного материала путем теоретического анализа и методов математической статистики.

Организация экспериментальной работы потребовала опоры на системно — деятельностный подход в применении к проектированию процесса обучения будущих педагогов бального танца в условиях вуза, который мы рассматриваем как методологический принцип, обоснованно лежащий в организации учебного процесса — вообще и личностно-ориентированного обучения — в частности.

На этапе пробного эксперимента (поисково-теоретический этап), выясняя эффективность процесса обучения студентов на занятиях (ее потенциальные возможности), получили данные, свидетельствующие о нерациональности ее организации, что связано с неумением педагогов проектировать процесс учения. Вместе с тем, они подтверждают факт утомления и переутомления студентов в процессе занятий и тренировок, неудовлетворенности учебным трудом, отсутствие в их деятельности способов самообучения и самопроявления. По известному утверждению, такая организация учебной деятельности студентов формирует «методику отбивания охоты учиться».

Исследованные данные приведены в таблице.

Анализ полученных данных позволяет констатировать, что организационная нечеткость учебного труда, безмодельное обучение не позволяют студентам проявлять свои проектировочные и интеллектуальные способности.

Очень многое необходимо тренировать в жизни, каждую минуту. И речь идет не только о движении. Именно в жизни мы накапливаем те психологические качества личности, которые затем воплощаем и в тренировочном процессе, и в самом танце. Особый психологический настрой необходим как для эффективной работы, так и для творческого состояния — создания образа. Он необходим для выхода из творческого и физического тупика, когда физическое либо психическое напряжение доходит до такого предела, что мышцы перестают слушаться, обстановка в зале или в паре раздражает, и с тренировки вы не выносите ничего, кроме усталости, раздражительности и неудовлетворенности.

Психологический настрой оказывает влияние и на эмоциональное состояние и восприятие своей работы, и на свободу мышц, и на ощущение своего тела подвластным любому мысленному желанию, и на чувство партнера, и на музыкальность, и, что главное, на образ, на энергетику танца. Причинами отсутствия должного творческого состояния являются:

1. физическая усталость

2. психологическая усталость

3. неудовлетворенность собой

Неудовлетворенность собой, своим танцем, своим телом, своим танцевальным образом, очень сильно тормозит рост мастерства. Почвой для этой неудовлетворенности помимо индивидуальных особенностей личности, сложившихся в связи с условиями воспитания и развития, чаще всего служат те самые идеалы танца, которые танцор ставит перед собой и к которым стремится, как бы парадоксально это не звучало. Сами по себе цели и идеалы — факторы, необыкновенно стимулирующие и мобилизующие в человеке неведомые возможности и способности, когда спортсмен считает эти цели достижимыми и планомерно продвигается к ним. Концентрация на негативе, который неизбежно возникает всякий раз, когда танцор сравнивает себя со своим идеалом не в свою пользу — пагубна. При виде такой огромной пропасти, отделяющей его от его цели, цель становится, ядом и отравляет тренировки и выступления, и жизнь вообще, превращая ее в «борьбу» со своим телом, с собственным несовершенством.

Способ изменения ситуации существует только один — переделывание, переосмысление своего отношения к себе и своей роли в танцах, как образе жизни.

У каждого человека существует огромный ряд убеждений относительно себя, мира и других людей, который ограничивают его взаимодействие с миром, собой и людьми, лишая гибкости его мышление, а также сужая круг способов реализации человеком его творческих, интеллектуальных и физических данных.

По сути, эти убеждения отражают мнения данного человека о том, кто и почему виноват в том, что жизнь этого данного человека устроена и течет так, а не иначе. В зависимости от индивидуальных особенностей, одни в своих проблемах винят себя, поедая себя изо дня в день, другие винят партнера и судей, паркет и туфли, музыку и расположение звезд, плохой сон.

И та, и другая позиции деструктивны уже потому, что несут в себе элемент вины — самого пагубного для развития личности чувства. Давайте определимся: именно вины, а не ответственности. Это ответственность формирует положительные качества личности, а вина губит их.

Для того, что бы нейтрализовать неудовлетворенность собой, необходимо учится видеть прогресс и позитивность в своем развитии, а не концентрироваться на отрицательных аспектах. Это не значит, что нужно закрывать глаза на свои промахи, это значит, что в своих недостатках необходимо видеть почву для возделывания, а не ставить на них окончательный крест или, того хуже, не превозносить их как достоинства. Грань между этими понятиями очень тонка.

Существует как бы две отрицательные позиции: одни танцоры просто не видят, что в их танце мешает росту — здесь необходимо развивать аналитическое мышление. Другие прекрасно видят все свои проблемы и страдают от их присутствия, следствием чего являются психологические мышечные блоки, делающие мышцы танцора непослушными: либо слишком вялыми, инертными, либо с повышенным тонусом, напряжением (жесткими).

Существует несколько очень простых приемов, помогающих отвлечься от негативного восприятия себя и сконцентрироваться на танце. Важно поверить в то, что ваше тело — не враг вам и не саботажник, оно лишь отвечает вам тем же, с чем вы обращаетесь к нему. Если для вас такой настрой действительно труднопреодолимый барьер, заранее перед тренировкой попробуйте провести с собой что-то вроде медитации, в которой вы обращаетесь к своему телу за помощью. Например: Давай вместе создадим прекрасный танец, который я вижу в своем воображении!

Не смотря на всю забавность этого воображения, заручившись поддержкой тела, вы научитесь получать больше творческого удовлетворения от работы, а значит, разрушится одна из негативных установок, мешающих вам развивать мастерство.

Необходимо помнить всегда о том, что не ваше тело управляет вашим движением, а ваш мозг, и его приказы первичны, и уже их выполняют ваши мышцы, создавая нужные вам движения. Забудьте слово «не получается» -само по себе ничего не бывает.

Отношения в паре также имеют немаловажное значение. Никогда два танцора не подобны друг другу. Не физически и конечно не мысленно, не эмоционально и не духовно. Как люди, мы имеем тенденцию, воспринимать жизнь и опыт людей подобно тому, как мы это делаем сами. Но действительность состоит в том, что они не делают, так как нам этого хочется. Наша индивидуальность основана на наших генах, нашем воспитании, нашей культуре и нашем опытом жизни. Поэтому все мы реагируем по-разному на внешние стимулы.

На практике эти различия будут ясно видны. Имеются многочисленные причины для этого. Пара главным образом танцует в близком контакте друг с другом, это означает, что партнер находится в вашем космическом пространстве. Где еще в жизни эти люди были бы так близки продолжительное время. Это делает партнеров весьма уязвимыми. Во-вторых, присутствие других пар на паркете означает, что танцор имеете меньше контроля над окружающим его пространством. Они могут быть на пути или даже вторгаться в его частное пространство, когда они наталкиваются на танцующую пару. В-третьих, пробуя улучшать себя, надо и должно контролировать свои ошибки, которые делают также весьма уязвимыми.

Различия между партнерами могут чувствоваться время от времени. Когда происходит какая-то проблема, один может чувствовать, что должен работать больше, в то время как партнер, хочет идти домой ситуация, та же самая, но подход к ней различен. Кто прав? Оба правы, нет объективной действительности. Можно продолжать спорить относительно проблемы или уважать мнения друг друга. Последнее предотвращает много споров, когда они происходят, что помогает решать проблемы между партнерами значительно легче.

Посмотрим на различия семи групп индивидуальностей, каждая из которых с различными отношениями к работе, желаниями и потребностями: Забытые.

Эти люди чувствуют себя изолированными в жизни. Они предпочитают быть бездействующими большинство времени, так как они не имеют никакой возможности прогрессировать. Они танцуют редко. Они нуждаются в оценке от своих партнеров и преподавателей, чтобы строить чувство собственного достоинства. Они очень чувствительны к отрицательным замечаниям. Они должны видеть, что «стакан наполовину полон, и что в один день стакан заполнится». Борцы.

Они тоже чувствуют себя изолированными в жизни, но иначе. Они предпочитают быть очень активными большинство времени, так как они смотрят на работу, как на обязательство. Они танцуют и занимаются постоянно, боятся, что бы это было не бесполезно. Они нуждаются в оценке от своих партнеров и преподавателей, чтобы строить на этом, чувство собственного достоинства. Они очень чувствительны к отрицательным замечаниям. Они должны видеть, что «стакан наполовину полон и что в один день стакан будет заполнен». Стремящиеся.

Эти люди чувствуют часть жизни вообще. Они предпочитают социализировать большинство времени, так как это делает их счастливыми. Они любят заниматься но, нуждаются во времени, чтобы общаться с людьми. Они не нуждаются в оценке их партнеров, но хотят быть замечены. Они очень чувствительны к холодной обстановке. Партнеры и преподаватели должны делать им внимание, и уделять им некоторое время для светской беседы.

Достигающие. Эти люди чувствуют часть жизни вообще. Они предпочитают упорно трудиться, чтобы улучшить себя. Они очень направлены на цель. Они хотят быть лучше, чем другие. Они любят заниматься столько, сколько они могут. Они не нуждаются в оценках своих партнеров, но нуждаются в сотрудничестве, чтобы улучшить свои навыки. Они не чувствительны к холодной окружающей среде. Партнеры и преподаватели должны быть уверены в том, что последующие их шаги должны привести к успеху. Успешные.

Эти — чувствуют жизнь вообще. Фактически, они чувствуют, что они сделали, и что они являются лучше и «выше» других. Они предпочитают работать, чтобы быть впереди других. Они нуждаются в уважении от других. Они хотят быть признанными, как лучшие. Они нуждаются в уважении и почитании от их партнеров и преподавателей. Исследователи.

Эти люди не хотят быть частью жизни вообще. Фактически, они любят быть всегда разными. Они, очень интуитивны и любят экспериментировать. Они нетрадиционны и любят нарушить правила. Они предпочитают заниматься ради самоудовлетворения и не ищут уважение от других. Они не хотят быть признанными или лучше чем другие. Также нуждаются в уважении и подтверждении от их партнеров и преподавателей, что они «не такие как все» и нуждаются в заботе окружения. Реформаторы.

Такие люди не хотят быть частью жизни вообще. Они, любят отличаться от других. Они, старше, чем Исследователи и ищут внутренний рост, простоту и уверенность в себе. Они менее нетрадиционны, чем Исследователи, так как они больше в себе. Они предпочитают заниматься ради самоудовлетворения и не имеют желания быть признанными, или лучше чем другие. Они нуждаются в уважении и подтверждении от их партнеров и преподавателей что они «не такие как все». Они нуждаются в заботе окружающих.

Партнерство в танцах ведущий термин, характеризующий совместность. Партнером является один член пары, а пара состоит из двух элементов, выполняющих совместную работу, называемую партнерством. Не смотря на то, что лидирование мужчины является главным, успешное партнерство является результатом совместной работы двух людей. Это значит, что двое людей танцуют друг с другом. Одной из самых очевидных связей с партнером в танцах является прикосновение. Функциональный аспект физического контакта является очевидным и важньм. Физический контакт оказывает моментальную помощь и стабильность. Вместе с функциональными отношениями, прикосновение играет важную роль и в том, что через наше ощущение мы можем отличить структуру и давление, и так усилить важность контекста.

Распределяя энергию, передавая напряжение другому партнеру, а также получение напряжение от другого, является очень чувствительной функцией, требующей глубокого понимания. Один из способов понимания и исследования этого процесса заключается в использовании теории Лабана -теории о сопротивлении и уступках.

В сущности, сопротивление является центрально-стимулируемым действием, посылающим энергию вовне, и является сильным в динамическом аспекте. Действия уступки с другой стороны являются параллельно стимулируемыми и отдающими энергию вовнутрь. Динамический аспект является свободным и тяжелым.

Надо понять, каким образом настоящие изменения состояния действий сохраняют поток энергии во внутрь и наружу, поддерживая активную циркуляцию энергии между партнерами, тем самым, создавая активное и равное партнерство. Но для достижения этого, танцор обязан изучить их физическое состояние. Это состояние можно рассматривать по-разному: состояние готовности, сбалансированное состояние отдыха, состояние тонуса, состояние возможности потенциального движения. До тех пор, пока это состояние не будет интеллектуально понято, его физическое исполнение будет затруднено. Внутренняя подготовка к внешним движениям тела требует способности соединить и отрегулировать факторы Пространства, Веса и Времени. Рудольф Лабан утверждает: Тот, кто хорошо овладел умением соединять себя с пространством, приобрел Внимание, кто овладел умением установить свою связь с фактором веса, приобрел Желание, и может принять решение, когда он приспособился ко Времени.

Состояние потенциального события, готовности, является состоянием внимания, желания и решения через поток движения, становится экспрессивным действием тела.

Следующий аспект физического передвижения в стадию готовности связан с нашей трехмерной структурой тела и его центральной осью в связи с присутствующей силой тяжести. Физические трудности проявляются в установлении и ощущении равновесия. Это активное чувство баланса, как потенциального движения в любом направлении. Если оба танцора в паре знают и ощущают это состояние готовности, таким же образом, тогда первый контакт будет, ощущаем и осознан как уступка влиянию другого партнера, а единые движения будут созданы комбинированными действиями партнеров.

Вытекающие из этого лидирование, следование, сопротивление и уступка будут продолжать создавать единство. Во время лидирования, мужчина при изменении направления, быстрее информируют партнершу, если восстановится такой контакт. Становится ясно, что между участием и ожиданием существует граница. Контакт не только является прикосновением разных частей тела. В танце контакт является более сложным, так как он является динамичным, а не статическим контактом, к которому мы и стремимся.

Как уже говорили раньше, начальное единение является самым важным и его надо продолжать во время танца. Так как танец является активным, сам контакт должен быть активным и динамичным. Поэтому, соединяющий поток энергии, тесно связывающий танцоров, должен циркулировать между ними. Это один из методов обеспечения единства между партнерами.

Беря на себя ответственность за создание активности, оба танцора смогут почувствовать партнерство, как продолжение своих действий. Как слепой через палку, которая является продолжением ощущения физического тела и физической среды, так и Вы, через движения своего партнера можете почувствовать гравитационное притяжение, различные изменения, перемещения веса, а также балансовые и весовые уровни.

Мы должны почувствовать это до такой степени, чтобы смогли ощущать стопы своего партнера на полу, а также перемещение его веса, также как Вы чувствуете свои стопы, благодаря своей общей, чувствительной деятельности. Так, как слепой чувствует землю через свою палку, так и Вы через своего партнера должны «почувствовать» пол. Это становится не возможно, если каждый партнер «корыстно занят своими шагами».

Использование напряженности (тонуса) тела поддерживает индивидуальное исполнение отдельных шагов партнеров, таким образом, что две функционирующие последовательности движения исполняются в одно и то же время, в близкой последовательности и воспринимаются как отдельные. Единства не возможно достичь до тех пор, пока оба танцора не сливаются в одно функционирующее партнёрство, когда упадок и приток энергии поддерживают танцоров индивидуально. Исполнение этих индивидуальных движений требует той же самой энергии, которая поддерживает контакт.

Постоянное ведение и следование, задерживание и освобождение, сопротивление и расслабление для танца являются необходимыми как воздух. Пока существует понимание, что необходимая для исполнения шагов энергия является также энергией, поддерживающей жизнь партнерства и энергией, являющейся структурным элементом танца, пары во время танца на танцевальной площадке будут ошибаться с боевой энергией, которая не полезна ни партнёрству, ни самому «танцу».

Выше упомянутое показывает, что соло танец является совершенно другим процессом, отличающимся от па-де-де, дуэта или партнерства. Акцентирование самого себя часто может привести к разрушению партнерства или оно вообще не сможет развиваться. Другой фактор, оказывающий влияние на партнерство, возникает, когда партнеры работают один для другого!

Очень часто бывает, что мужчины работают ради своих партнерш — это старая точка зрения, мужчина имеет ошибочное восприятие, что он является «лидером» в ведении. Опознать пары такого типа на танцевальной площадке не составляет трудностей. Предупреждение: работайте для самих себя, и вы будете работать для своих взаимоотношений, для Вашего партнерства.

Признайте один другого как индивидуальности, выполняющие специфическую роль при создании этого необходимого единства. Очень часто партнеры обвиняют друг друга в напряженности и неумении расслабиться. Мы очень часто бываем свидетелями, что тот, который обвиняет другого, также бывает напряженным, так как напряженность кроется в самом партнерстве. Концентрируя внимание на желании победить, на танцевание ради победы, на улыбку ради победы, на одежду ради победы, ведение становится важной частью этой энергии, тем стимулом, той целью победить, которое проникает в действие само, в мускулатуру, в ум, выключая любую чувствительность и бдительность.

Одной из проблем является то, что танцоры сами не понимают такого «поведения» и, как правило, не обращают на него внимания.

Проблемой является не обучение партнеров свойствам чуткого партнерства, но убеждение партнеров, что они являются жертвами регулярного конкурентного поведения! Понимая, что контроль возникает из взаимного слияния, а не из доминирования одного над другим, для многих является трудно признаваемым понятием.

Если партнеру нужно время, или оба желают некоторое время подождать, вместо того, чтобы бороться один с другим с конфликтующей энергией, необходимо уступить. В настоящем варианте мы видим не задержку времени, а только боевую энергию.

Физический аспект контроля партнера включает в себя использование локтя, который может толковаться как «подъемная сила руки», позволяются действовать и эффективно использовать руку, как часть тела, при вытягивании вперед которой, получаем реакцию всего тела. Но эффективно это происходит только тогда, когда тянущий (обычно это бывает мужчина) «тянет не женскую руку», а женщину как целое, а тот, которого тянут (обычно это бывает женщина), реагирует так же, как и целое. В противном случае руки выглядят, словно вытягиваемые из плеч и теряется сама основа «тяги». Позиция локтей по сравнению с торсом во время данной тяги/толкания является близкой к солнечному сплетению или как связь с солнечным сплетением, и дает возможность отпускания всего тела при реакции. Иначе говоря, рука не останавливает плеча. А если это происходит, тогда появляется прерывание потока энергии и недостаток контроля, а также напряжение.

Развитие чуткого партнерства является ключевым для пары в танцах — когда посредством физического контакта овладеваются отношения, а дальнейшие отношения, за исключением контакта, будут легче создаваемы и контролируемы. Восприятие тела по определенной форме может показать партнеру ясное направление движения. Реакция на это происходит из готовности воспринимать это как приглашение двигаться или удерживать движение. Когда оба партнера физически делятся энергией, она может стать видимой через динамическое напряжение друг друга. Наконец, понятие внутренней силы может способствовать опыту эффективного партнерства.

Паул Кромптон в своей книге: Тай Хи То пишет: «Ваша внутренняя сила будет расти, если Вы освободите свое тело. Внутренняя сила должна Вас вдохновить. В Тай Хи вы не пользуетесь силой мускулатуры, чтобы выполнить ручную работу».

Это является, очень полезной мыслю, так как она показывает, что сила может быть связана с расслаблением, а не сопротивлением с борьбой. Это требует освобождения напряженности мускулатуры. Но не вся энергия требует напряженности мускулатуры. Энергия, которая поддерживает эффективное партнерство, связана с внутренней силой. Она связана не с силой (не с сопротивлением силе притяжения, и силе Вашего партнера), а с уступкой силе притяжения и энергии Вашего партнера. Иначе говоря, расслабление и слияние — это контролирование.

Разделение энергии, передача напряженности один другому и перенятие этой напряженности одного с другим является эмоциональным делом, требующим чуткого взаимопонимания при желании управлять данным разделением.

Делать замечания своему партнеру в течение урока или соревнования -широко принятое явление в бальных танцах. Некоторые из танцоров даже комментируют своего партнера в момент танца и между танцами, что само по себе выглядит странно. Вообще такое внимание на своем партнере не приведет к улучшению качества танца. По крайней мере, три причины объясняют, почему это не произойдет.

Причина самоусовершенствования. Занимаясь с лучшим партнером в течение двух месяцев, стали бы вы лучшим танцором? Попробуйте представить себя танцующим с вашим «идолом» в течение двух месяцев. Теперь визуализируйте себя к своему партнеру в течение еще двух месяцев.

В какой бы ситуации произошло улучшение больше всего? Конечно, Вы были бы лучше, танцуя с вашим идолом.

Другими словами: если ваш партнер лучше, Вы становитесь, то же лучше. Следовательно, это означает, что, став лучшим танцором, ваш партнер так же становится лучше, и как пара, вы станете лучше, когда улучшаетесь сами. Используйте видеозаписи не только для постановки хореографии. Смотрите на чемпиона, который вам наиболее импонирует, и представляйте, что это — вы. Запомните те ощущения, которые посетят вас в этот момент и унесите их с собой на тренировку. Визуализация — один из самых мощных способов разблокирования психики. Вариантов визуализации существует множество.

Причина напряжения. Автономная Нервная Система вмешивается всякий раз, когда Вы концентрируетесь на задачах своего партнера. Серое вещество в вашей голове знает прекрасно, что Вы не можете управлять другими людьми. Можно сказать что, Вы теперь хотите того, чем ваша система не может Вас обеспечивать. Она пробует предупреждать Вас, посылая сигналы стресса. Этот стресс делает Вас, не свободным, и качество ваших движений теряется. В то же самое время ваш партнер, чувствуя ваш стресс, реагирует на него. В большинстве подобных случаев между вами будет напряжение, и вы оба войдете в отрицательную спираль отношений.

Автономная причина компенсации происходит, когда Вы концентрируетесь на ошибках, своего партнера А.Н.С. пробует помочь Вам и тело реагирует на вашу концентрацию. В такой ситуации система автоматически помогает вашему партнеру ошибиться.

Особым моментом в спортивных танцах является отношение к победе. «Быть, чтобы победить» — это серьезная стрессовая ситуация существующая на большинстве спортивных состязаний. Наш мир танца не исключение такому размышлению. Быть, чтобы победить — желание быть высоко оцененным. Многие нуждаются в этом, чтобы достичь дальнейшего успеха. К сожалению «быть, чтобы победить», часто путают с желанием стать лучше, чем другие.

Это ожидает и конкурентоспособных спортсменов, которые хотят победы и начинающих танцоров. Многие могут спрашивать себя: действительно ли я хочу победить или пробую оправдать надежду моего партнера, тренера и друзей? В данном случае характер определяет уровень вашего профессионализма. Если вы танцуете только тогда, когда вас посетило вдохновение, когда вы вдруг прочувствовали, увидели внутренним взором свой танец, и это ощущение просветленного знания, как нужно танцевать, выбросило вас в зал — это не профессионализм, это любительское творчество, хобби.

Много танцоров действуют в пределах узкой концепции победы без полного её осмысления. Странная ситуация. Исследование показывает, что только четверть общества имеет потребность быть лучше, чем другие и имеют доминирующее желание победить. Чтобы победить — зависит от персональных характеристик танцующих. Только не многие нуждаются в успехе, чтобы действительно наслаждаться им.

Жажда победы, амбиции юных танцоров зачастую выше по показателям, относительно их технической и физической подготовки. Каждый второй танцор мечтает быть победителем но, к сожалению, первое место только одно, а желания работать над собой, добиваться признания путем прохождения трудностей, имеют единицы.

Иногда бывает весьма опасно желание — победить. Действительно, есть некоторые серьезные недостатки в этом желании. Прежде всего, желание победы, не то, что можно легко приобрести. Фактически, желающие победы — люди настроения, с постоянным чувством «выиграю или нет». Мысленное стремление (без желания выиграть) — является возможным в течение большого отрезка времени, если когда-либо будет возможным вообще.

Во-вторых, более важное желание, выиграть только с помощью тренировок и не большим количеством соревнований так же не полноценно.

Мечта победы, может действительно помогать находить у танцоров желание к занятиям, разрабатывает их тело и голову хорошо на уроках и на практиках. Однако, в день соревнований, только желание «победить» может быть очень опасным. Сосредоточившись на победу лучше, чем другие означает, что Вы сосредотачиваетесь на факторах, не поддающихся контролю. Поймите, что победа не зависит только от выполненной работы. Это также зависит от работы партнера, других пар на паркете, в восприятии и оценке судей. Здесь важно учитывать, что каждый танцор соревнуется еще и с самим собой, и с природной стихией, со временем и пространством, тяжестью или невесомостью и прочими внешними препятствиями и внутренними трудностями. Победа на соревнованиях — это публично объективированный, зарегистрированный судьями успешный результат.

Однако следует учесть, что в любом соревновании есть не только победители, но и проигравшие. Сердцевину психологии в соревнованиях составляет мотивация достижения успеха, стремление быть первым в состязании с равным.

Сосредоточенность на факторах, не поддающихся контролю, ведет к активизации Нервной Системы и система замечает, когда исполнитель не получает желаемого. Она включается чтобы «защитить» его и посылает предупреждающие сигналы в мозг, которые чувствуются как стресс, моментально начинается производство химикалий в крови, которые ограничивают исполнителя от свободного владения телом. Странно, но многие танцоры могут даже не чувствовать эти сигналы стресса, они воспринимают стресс на соревнованиях, как нормальное явление. Тогда, посылая сигналы стресса, нервная система, пытается защитить их другим способом. Она дает сигнал телу выполнять, что ни будь, что тело может контролировать и делать очень хорошо, отталкиваться от опыта, который был получен в прошлом.

Наступает время, когда начинают действовать старые привычки. Новые навыки, которые не расценены как привычки — не будут активизироваться.

Старые привычки в этот момент становятся предпочтительнее. Многие танцоры не добиваются желаемого успеха, сосредоточившись слишком много на победу в момент соревнований. Они не чувствуют свободного танцевания при своих возможностях и теряются из-за не правильно поставленной цели в течение этих соревнований. Постарайтесь избегать этой ненужной западни, прислушиваясь к своему телу.

Становится очевидным, что для сохранения продолжительной учебной активности необходимо не только переключение студентов с одного вида (чаще репродуктивного) деятельности на другой, но также включение в коммуникативную и проектировочную деятельность, обеспечивающих самостоятельность и самообучение.

Психологическим основанием опытной работы является предоставление возможности преподавателю и студенту получать удовольствие от проделанной работы, в которой нет и не может быть принуждения. Важным для студентов, будущих педагогов бального танца и педагогов были установки, обеспечивающие доверие и теплоту отношений, типа: «Сегодня у тебя получилось лучше, чем вчера. », или «Я помогу тебе найти форму работы, которая позволит тебе добиться успеха и приведет к решению проблем любой сложности» и т.п.

Важно предоставить каждому студенту возможность обучаться в своем индивидуальном темпе.

Таким образом, были выделены значимые для исследования задачи последующей работы:

– научить каждого студента учиться самостоятельно (используя интегрированный курс «Шаги к успеху в танцевальном спорте»);

– научить каждого студента планировать работу по изучению курса, темы, через совместное планирование учебного процесса преподавателем и студентом;

– обеспечить целенаправленное решение задач, связанных с обучением и развитием каждого студента.

Успешность проведения опытно-экспериментальной работы, связанной с проектированием процесса обучения студентов педагогического вуза обеспечивалась необходимыми условиями, к числу которых относятся:

– введение в учебный план подготовки будущих педагогов бального танца специального курса «Шаги к успеху в танцевальном спорте» (интеграция предметов логика, риторика, психология успеха, основ философских знаний), с целью научения каждого студента навыкам самостоятельной умственной деятельности, самооценки своих способностей и возможностей;

– отказ от традиционной системы контроля знаний, использование систем фактической и качественной оценок, предзачетов, предзащит, конкурсов, турниров, соревнований;

– дидактическое и научное обеспечение студентов средствами обучения во время процесса их обучения;

– предоставление возможности работы с различными материалами и пособиями, где есть выбор для преподавателя и студента.

Подготовка преподавателей к осуществлению проектирования деятельности так же была включена в нашу опытно-экспериментальную работу. Обучение проходило на занятиях авторской школы и лаборатории под руководством автора, задачей которых было: обучить педагогов, принимавших участие в эксперименте, проектированию собственной деятельности, а также овладение ими способами проектирования учебной деятельности студентов. Будущих педагогов бального танца в педагогическом вузе в условиях личностно -ориентированного обучения.

Для осуществления экспериментальной программы необходимо было выбрать критерии, на основании которых определялась эффективность проектировочной деятельности субъектов образовательного процесса и в целом учебного процесса как личностно-ориентированного.

При измерении результативности процесса изучения студентами специальных и общественно-научных дисциплин в условиях проектирования их учебной деятельности мы исходили из того, что её возможно оценить (измерить) только в пределах того ограниченного объема учебного материала, для которого четко определена система типовых задач, вопросов, проблем, а также образцовые решения и ответы, которые должны осознать, осмыслить и научиться использовать студентов в новых ситуациях.

При разработке критериев эффективности проектировочной деятельности нами использовался достаточный опыт определения этого явления (Ю.К. Бабанский, В.М. Блинов, В.Т. Онушкин, В.М. Рогинский и др.)-

Исследования показали, существует ряд параметров, которые всегда принимаются в расчет педагогами и студентами как реципиентами при оценке их эффективности. Эффект принятия студентами учебного материала (сообщения, информации, текста и др.) обусловлен одновременным влиянием трех параметров: значимости, доступности, убедительности.

Именно они приняты при определении конечного эффекта обучения специальным и общественно научным дисциплинам в условиях проектирования учебной деятельности студентов, будущих педагогов бального танца в условиях вуза.

Дадим их краткую характеристику.

Доступность характеризует понимание студентами того, что в сообщении излагается; она непосредственно связана с уровнем развития знаний, умений и навыков личности, которая воспринимает изучаемое.

Значимость характеризует отношение содержания учебного материала (сообщения) к имеющимся у реципиента потребностям, ожиданиям, запросам и интересам. Процесс освоения содержания направлен при этом на то, чтобы выработать разнообразную ориентацию у студентов, в том числе операционную ориентацию как выработку у студентов определенных способностей действия, способов преобразования объектов в соответствии с заданными целями.

Убедительность (доказательность) — параметр, характеризующий соответствие того, что отображается студентами (и преподавателем), по отношению к реальному (фактическому) положению дел.

Оценка знаний — один из существенных показателей, определяющих усвоение студентами учебного материала, развития мышления, самостоятельности.

Не отступая от общепринятых норм, о качестве знаний будем судить на основании анализа различных факторов: полноты, глубины, систематичности, оперативности, гибкости, обобщенности, свернутости, конкретности, осознанности и прочности. При этом мы исходили из следующего:

– полнота измеряется знанием программного материала;

– глубину характеризует совокупность осознанных студентами существенных связей между изучаемыми и соотносимыми явлениями;

– систематичность заключается в осознании иерархии и последовательности некоторой совокупности специальных и общественно -научных знаний;

– оперативность предполагает использование какого-то числа ситуаций, в которых будущий педагог бального танца может применить свои знания;

– гибкость проявляется в готовности обучающегося к самостоятельному поиску способов применения знаний;

– обобщенность заключается в способности студента подвести конкретное знание под обобщение;

– конкретность связана с готовностью студента показать конкретное как проявление обобщенного;

– свернутость характеризует умение студента выразить знания компактно, сжато;

– осознанность — восприятие знаний в их взаимосвязи;

– прочность характеризуется длительным сохранением знаний в памяти.

В целом качество знаний служит признаком, средством для суждения, мерилом оценки результатов учебной деятельности и усвоения, критерием.

При этом характер оценки существенно менялся, когда оценивались знания по критерию одного из качеств, например, по полноте (единичная оценка), по критерию нескольких качеств (комплексная оценка), по критерию системы качеств (интегральная оценка).

При определении требований к оценкам использовались следующие критерии:

– «отлично « оценивают знания студента, глубоко и прочно усвоившего программный материал, исчерпывающе, последовательно, грамотно и логически стройно его излагающего; при этом студент не затрудняется с ответом на видоизменение задания, правильно обосновывает принятые решения, владеет разносторонними навыками и приемами выполнения практических работ и проектировочной деятельности;

– «хорошо « — оценка за твердое знание программного материала, грамотное и конкретное изложение, без существенных неточностей, правильное применение теоретических сведений, положений при решении практических вопросов и задач, владение необходимыми навыками и приемами проектировочной деятельности;

– «удовлетворительно « — оценка студенту, который знает общие положения основного материала, но не усвоил его деталей, допускает неточности, недостаточно правильные формулировки, нарушения последовательности в изложении программного материала и испытывает трудности в выполнении практических и проектировочных задач;

– «неудовлетворительно» получает студент, который не знает значительной части программного материала, допускает существенные ошибки, неуверенно, с большими затруднениями выполняет практические и проектировочные задания.

Историко-бытовой и бальный танец. Автор: Толстых И.Н., редактор: в авторской редакции

Историко-бытовой и бальный танец, наряду с классическим и народно–сценическим, является частью мировой хореографической культуры. Этому виду танца суждено было сыграть великую культурно-историческую роль, став связующим звеном между народной пляской и профессиональной сценической хореографией, заложить основу формирования классического танца.

«Историко-бытовой и бальный танец» является обязательной учебной дисциплиной в системе высшего хореографического образования, которой придается важное значение на кафедре социально-культурной деятельности в процессе подготовки будущего менеджера культуры (руководителя танцевального коллектива).

Особенности изучения данной дисциплины заключаются в сочетании теоретических и практических занятий. В программе предусматривается ознакомление студентов с наиболее важными событиями из жизни данной эпохи, доминирования традиционной народной культуры, с костюмами и украшениями того времени, а также со стилевыми особенностями танцев. Наиболее подробно программе уделено внимание изучению танцевальной культуры ХIX века. XIX век – век массовых бальных танцев, ритмически живых и естественных. Именно в это время начинается его совершенствование и подлинная слава. Он определяет структуру и характер бальных танцев, непринужденную манеру исполнения, основанную на свободном подчинении музыкальному ритму.

Знания и навыки, полученные студентами в результате изучения курса, будут востребованы при изучении следующих дисциплин: «Композиция и постановка танца», «Культура танца», «Дуэтно-классический танец» и др.

Данная программа по дисциплине «Историко-бытовой и бальный танец» построена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта профессионального высшего образования России. Учебная программа разработана на основе учебного плана по специальности 020600 «Культурология», специализации 020611 «Менеджмент культуры» (руководитель танцевального коллектива).

«Историко-бытовой и бальный танец» на кафедре социально-культурной деятельности является составной частью обучения будущего менеджера культуры (руководителя танцевального коллектива).

Главная цель курса состоит в овладении студентами основными элементами танцев, стилем и манерой исполнения поклонов и реверансов, а также примерами композиции танцев XVI – XIX вв.

Большое внимание в программе уделено развитию русского хореографического искусства и отмечена его роль в развитии мировой танцевальной культуры

Основной задачей предмета является изучение танцевальной культуры XVI – XIX вв., ознакомление с наиболее типичными формами историко-бытового танца, его элементами и манерой исполнения.

Неотъемлемой составной частью предмета является музыкальное сопровождение. На уроках историко-бытового танца студенты должны слушать музыку прошлых эпох, представленную ее лучшими образцами. Студенты учатся пользоваться историческим танцем как средством образной характеристики.

Курс изучается в комплексе с другими дисциплинами специального курса: методикой преподавания классического, народно-сцени­ческого, спортивного танцев и др. изложение материала дополняется показом учебных видеофильмов, схем, чертежей и других современных технических средств обучения.

В результате изучения курса «Историко-бытовой и бальный танец» студенты должны

– основной понятийный терминологический аппарат по дисциплине,

– историю развития и совершенствования историко-бытовых и бальных танцев,

– отличительные особенности танца и быта эпохи традиционной культуры,

– лучшие образцы сценической историко-бытовой хореографии.

правильно и грамотно исполнять основные элементы историко-бытовых и бальных танцев,

– составлять композиции из элементов характерных для данной эпохи,

– ставить хореографические номера на материалах бытовых танцев XVI – XIX вв.,

– грамотно профессионально ориентироваться в огромном массиве накопленного музыкального материала,

– проводить занятия по историко-бытовому и бальному танцу.

Курс «Историко-бытовой и бальный танец» общим объемом 102 часа: практика – 68 часов, самостоятельная работа – 34 часа. Изучается в течение 4-го семестра.

Настоящей программой предусматриваются следующие виды занятий:

1. Практические занятия – семинары,

2. Индивидуальные практические занятия,

4. Самостоятельная работа,

5. Просмотр видеофильмов по изучаемой эпохе и спектаклей в театрах г. Владивостока с последующим их анализом.

Таким образом, программой предусмотрено с целью глубокого усвоения курса студентами помимо практических занятий выполнение индивидуальных самостоятельных заданий, направленных на формирование профессиональных навыков и умений, а также развитие творческих способностей у студентов.

При изучении курса предусмотрена самостоятельная работа студентов по постановке и сочинению хореографических номеров на материалах историко-бытовых танцев XVI – XIX вв.

Итоговая форма контроля – зачет.

Промежуточные формы контроля:

1. Семинарские занятия – аудиторные часы.

2. Аттестации – аудиторные часы.

3. Собеседования – время консультаций по результатам самостоятельной работы над выполнением индивидуальных практических заданий.

4. Контрольные письменные задания с целью выявления уровня усвоения практического материала – аудиторные часы.