Постановка движения в танце

Позиции в танцах: уроки хореографии. Положение ног и рук в классическом и современном танце

Позиции в танцах – это основное положение тела, рук и ног, из которого начинается совершаться большинство движений. Их не так много. Но с освоения этих положений и начинается обучение любому танцу – как классическому, так и современному. В этой статье мы подробно разберем основные позиции.

Поза в классическом танце: предыстория

Школа классического балета, как и любого танцевального направления, основывается на базовых позициях, которые являются началом и базой основных па.

А зародилось все еще в 17-м веке во французской школе балета при Королевской академии музыки. Здесь начала создаваться терминологическая база, а также первые танцевальные позиции, которые впоследствии стали классическими. Основателем всего этого считается Пьер Бошан, балетмейстер Людовика XIV. Все разработки были записаны П. Рамо в книге «Мастер танцев».

Положение ног и рук в хореографии с тех пор практически не изменилось. А издание Рамо стало классическим и было переведено практически на все европейские языки.

Зачем необходимо осваивать позиции?

Правильное исполнение танцевальных па напрямую зависит от того, насколько хорошо разучены классические позиции, так как из них начинаются все движения.

Поза в классическом танце – самое важное. Существует одно правило для исполнения всех положений – танцор или танцовщица должны стоять прямо, живот втянут, мышцы собраны, осанка прямая, а ягодицы подобраны.

Освоение начальных поз считается началом начал в хореографии последние две сотни лет во всех балетных и танцевальных школах. Каким бы легким ни казалось описание этих позиций, они не так просты, как на первый взгляд. Техника выполнения сложна и требует физической подготовленности.

Позиции ног

Основные позиции в танцах ограничены. Их немного – всего шесть для ног и три для рук. О них мы подробнее поговорим дальше. Однако в различных учебниках информация об этом может несколько отличаться. Например, в некоторых изданиях позиций ног пять, а не шесть, но мы будем придерживаться классического варианта. Поясним, почему бывают несовпадения. Базовых позиций – шесть, но вот выворотных всего пять.

Изначально позиции изучаются посреди зала и внимание на выворотность ног не обращается. Особенно если учениками являются маленькие дети или неподготовленные люди. Нужно, чтобы обучающиеся крепко стояли на ногах и не качались, иначе они не смогут повторить ни одного действия.

Рекомендованный порядок изучения поз следующий: шестая, первая, вторая, третья, пятая, четвертая (так как она считается самой трудной для освоения).

По-другому ее еще называют «пятки вместе, носки врозь». Ноги располагаются на одной линии, центр тяжести распределяется по всей стопе равномерно. Очень устойчивая позиция, при которой носки должны быть максимально вывернуты наружу, в идеале – находиться с пяткой на одной линии. Как бы проста ни казалась позиция, повторить ее с первого раза без предварительной подготовки не получится.

Позиции в танцах должны быть доведены до автоматизма. Их можно сравнить с азбукой тех, кто решил посвятить свою жизнь хореографии или избрал ее своим хобби. Но вернемся к описанию.

Для того, чтобы встать во вторую позицию, нужно поставить ноги на ширину своей ступни, а затем вывернуть их так, как в первой позиции. То есть носки врозь и на одной линии с пятками. Главное здесь: следить за тем, что вес тела был равномерно распределен между двумя ногами, иначе позиция будет неустойчивой.

Позиции в танцах – вещь универсальная. В этом и есть главное преимущество. Освоив их один раз, вы можете изучать различные танцевальные виды и направления, начиная от классических и заканчивая современными. Все они будут основаны на этих простых позах.

Техника выполнений третьей позиции: ноги, как и всегда, прямые. Пятка правой стопы приставляется к середине левой, носки при этом смотрят в стороны. Довольно непростая позиция, в которой легко потерять равновесие, поэтому лучше подвести учеников к станку и позволить за него держаться.

Наши уроки хореографии продолжаются. Переходим к самой сложной для освоения и правильного выполнения позиции. Начать нужно с того, что выставить правую ногу перед левой на расстояние вашей стопы. Затем обе ноги разворачиваются носками наружу так, чтобы они стали параллельны пяткам. Самая сложная поза для выполнения, поэтому осваивается после остальных.

Существует два варианта этой позиции. В первом пятка правой ноги располагается напротив середины левой ступни. По сути, мы выполняем третью позицию, расставляя ноги. Во втором случае пятка правой ноги должна быть параллельна носку левой, а носок правой – параллелен пятке левой ступни. Последний способ выполнения несколько труднее. Приступать к нему следует только после освоения первого варианта.

Ваши уроки хореографии обязательно начнутся с изучения этих позиций. Поэтому сначала можно ознакомиться с теорией, чтобы потом облегчить практику.

Итак, чтобы правильно встать в пятую позицию, нужно плотно прижать правую и левую ступни, носки которых направлены в разные стороны. То есть пятка одной ноги смыкается с носком другой. В эту позу легче всего перейти из третьей. И не забывайте о распределении веса и сохранении устойчивого положения. В позиции нужно стоять свободно, так как она является только началом танцевального движения.

Самая простая для выполнения поза, которую легко смогут повторить даже новички. Для ее выполнения нужно просто сомкнуть ступни. При этом носки будут смотреть вперед и плотно прижиматься друг к другу. Также поза носит название «ноги вместе».

При выполнении всех вышеописанных действий следите за положением корпуса – плечи должны быть раскрыты, ноги предельно натянуты, вес распределяется по всей стопе. Нельзя делать упор только на большой палец. Иначе сохранить равновесие и выполнить позицию правильно не получится.

Обратим внимание на руки

Школа современного танца, как и балетная, включает изучение основных позиций рук. Это необходимо потому, что все современные направления хореографии строятся на тех основах, которые были заложены еще в 17-м веке.

Итак, считается, что существует всего три позиции для рук, а все остальные являются их вариациями. Это самая распространенная, хотя и не единственная версия.

Начнем с описания базовой позиции. Плечи расправлены, руки опущены вниз, обе кисти смотрят внутрь, близко расположены друг к другу, но не соприкасаются. Локти должны быть немного округлены и находиться на небольшом расстоянии от корпуса, то есть не должны к нему прижиматься. Рука не должна прилегать к туловищу даже под мышками. Пальцы должны быть сомкнуты, но свободны в суставах и мягки. Большой палец обязательно касается среднего. Кисть должна продолжать округлую линию, начавшуюся у плеча, ни в коем случае не смотреться как сломанная (согнутая под острым углом).

Если в начале движения большой палец и средний будут разомкнуты, то в процессе начала движения, когда внимание переключится на работу ног, они разойдутся еще больше, и вид кисти станет растопыренным и некрасивым. Расположение рук очень важно. Следите за тем, чтобы кончики указательных пальцев и мизинцев были закруглены. При этом кисть рук не должна быть сведена от напряжения. В любой момент она должна быть готова измениться, поэтому не напрягайте мышцы.

Первая балетная позиция для рук

Сначала нужно занять базовое положение, описанное выше. Руки требуется поднять вперед так, чтобы они оказались чуть выше пояса. Локти остаются немного согнутыми, округлая форма сохраняется. Никаких острых углов. Держаться нужно максимально собранно и свободно. Вы должны быть готовы к тому, что в следующую минуту нужно будет начать движение. При этом мышцы рук должны быть напряжены.

Вторая позиция для рук

Школа современного танца также базируется на основных позициях. Поэтому любое серьезное занятие хореографией начнется с изучения основ.

Итак, как и при выполнении всех поз, мышцы должны быть подтянуты, корпус ровным. Важно следить за плечами: они не должны подниматься, опускаться или отходить назад. Руки находятся перед собой, как в положении «два», но немного разводятся в стороны. Локти согнуты, но не опускаются, мышцы должны хорошо их держать в одном положении. Предплечье находится с локтем на одном уровне. В таком положении кисть обычно падает и приобретает повисший вид, поэтому ее необходимо поддерживать.

Эта поза является одной из лучших для формирования правильной танцевальной осанки. Поначалу позиция будет иметь искусственный вид, но постепенно вы доведете свои действия до автоматизма, и фигура будет выглядеть очень естественно. Вам уже не нужно будет думать о том, поддерживаете ли вы кисти и локти, руки сами будут откликаться на малейшие движения корпуса, обретая максимальную выразительность.

Третья позиция для рук

И наконец последняя балетная позиция рук. Начинается, как обычно, с постановки в базовую позу. Затем руки поднимаются вверх, локти остаются округлыми, кисти находятся на уровне глаз, близко располагаются друг другу, но не касаются. Вы должны видеть свои руки, не поднимая для этого головы.

Обычно позы рук выполняются в движении. Сначала нужно встать в базовую позицию, затем перейти к первой, затем ко второй, третьей и вернуться в базовое положение. Тренировать смену поз лучше в динамике, так как ученики с самого начала учатся работать в движении, что и требуется в хореографии.

Разбивать их на отдельные движения можно лишь вначале, когда делаются первые шаги на пути к освоению.

Итак, мы узнали, что для хореографии очень важны базовые позиции рук и ног. Кроме того, нужно обязательно следить за положением конечностей, особенно кистей и пальцев. Танец – это не только искусство, но и спорт, который требует упорной и долгой отработки самых, казалось бы, простых движений. Без этого невозможно добиться успеха, не говоря уже о профессиональном совершенствовании.

Как самостоятельно поставить свадебный танец

Можно ли самостоятельно поставить свадебный танец?

Да, можно! Для тех, кто хочет рискнуть и попробовать самостоятельно поставить свой первый танец, я хочу дать несколько полезных советов. Надеюсь, что они помогут вам грамотно спланировать и поставить гармоничный свадебный танец!
Эта статья будет полезна как тем, кто уже умеет немного танцевать, так и тем, кто обладает большим энтузиазмом и хочет попробовать свои силы и придумать танец своей мечты самостоятельно.

Ваш первый свадебный танец в ваших руках!

Итак, что нужно оценить и учесть, прежде чем приступать к постановке?

Размер танцевальной площадки и высота потолков

Если ваша танцевальная площадка небольшого размера, то при постановке танца надо избегать движений с продвижением по танцзалу, подбирая для своей композиции более компактные танцевальные фигуры.
В то же время, если ваша площадка имеет большой размер, то желательно включить в свой танец несколько фигур, при которых вы будете активно перемещаться по залу, заполняя таким образом визуально пространство.
Возьмем простой пример: свадебный танец, поставленный в темпе быстрого (венского) вальса. Для случая, если у вас танцевальная площадка небольшого размера, стоит остановиться на варианте «фигурного вальса», исполняя фигуры без продвижения, а само вальсирование исполнять «по квадрату».
Если у вас просторная площадка, я советую включить в нее вальсовое движение по большому кругу.

Высота потолков важна для высоких поддержек, простейшей из которых является поднятие невесты на руки. Прежде чем выполнять подобную поддержку, надо убедиться, что высота потолков в это позволяет. Например, в некорорых ресторанах и на параходах проблематично исполнять высокие поддержки.

Зрительская сторона

Все ваши движения, и особенно позировки, должны быть разложены по направлениям и ориентированы на «зрительскую» сторону. Для начала определите конфигурацию вашего танцевального зала, место откуда вы будете выходить для исполнения танца, место, где будет сосредоточена основная часть зрителей, где будут стоять фотограф и видеооператор.
Все ваши позы должны исполняться лицом к публике. Для этого нужно разложить ваш танец по направлениям, таким образом, чтобы для исполнения определенных фигур вы оказывались лицом к вашим зрителям.
Если у вас 2 и более зрительские стороны, то нужно разложить ваш танец так, чтобы вы попеременно танцевали то на одну, то на другую зрительскую сторону. Преимущество следует отдать той стороне, где будет стоять фотограф и видеооператор.

Можно поставить танец под любую понравившуюся вам музыкальную композицию. При этом нужно иметь в виду, что она состоит из музыкальных фраз, которые в свою очередь делятся на такты. Основные правила, которыми я рекомендую руководствоваться, чтобы добиться музыкальности вашего исполнения:

а) Как только начинается новая музыкальная фраза — вы должны изменить тип движения. Простейший пример: пока певец поет одну фразу вы делаете одно движение, когда он начинает петь другую фразу — вы начинаете делать другое движение. Чаще всего в музыкальных композициях есть куплеты, припевы и проигрыши. Обычно они состоят из нескольких музыкальных фраз.

б) Обыгрывайте музыкальные акценты и затяжки. Акценты (удары в музыке) отлично обыгрываются стремительными движениями рук, внезапной остановкой движения или резкой сменой направления. На затяжки лучше всего ложатся «размазанные» плавные позировки.

в) Внутри каждой музыкальной фразы заключено несколько тактов (чаще всего размер тактов для современных композиций 4/4, для вальса 3/4). Постарайтесь услышать их, выделить и разложить ваши движения по ударам, добиваясь четкости исполнения.

Я рекомендую перед тем как раскладывать ваши движения по музыке сделать музыкальный диктант: разложить вашу музыку по фразам, тактам, выделить акценты и затяжки. А затем уже накладывать на них движения.

Длительность

Рекомендуемая продолжительность танца: около 3 минут включая выход на площадку и поклон. Если ваша музыкальная композиция длиннее, то стоит ее подрезать, используя программные средства. Более продолжительный танец редко выглядит хорошо: зрители устают и теряется эффект первого впечатления.
Если вы принципиально не хотите укорачивать вашу мелодию, то я рекомендую для контраста вставить в нее какие-то сценки пантомимы (сцены встречи, прощания, ссоры, примирения). Это выигрышно оттенит танцевальную часть и поможет сделать ваше исполнение более насыщенным и интересным для зрителей.

Физиология жениха и невесты

Для создания гармоничного танца очень важен внешний вид пары.
Пар, в которых и жених и невеста имеют идеальное атлетическое телосложение и идеальную разницу в росте (10-15 см) мало. Этим счастливчикам подойдут все танцевальные фигуры.
А вот если в вашей паре есть особенности, то их обязательно надо учесть и обыграть, используя на 100%!

Например, для пар, в которых жених сильно выше невесты (разница в росте от 20 см и больше) очень хорошо будут смотреться элементы, при которых жених опускается вниз (визуально становится ниже), а невеста остается стоять. Также для такой пары отлично будет выглядеть поддержка с вращением на руках, при которой невесту берут на руки лицом к жениху (см фото выше).

Если в паре маленькая разница в росте между партнерами или невеста выше жениха, то для вас отлично подойдут поддержки, при которых невеста отклоняется, а жених остается стоять ровно. Также хорошо будут смотреться элементы, при котором девушка присаживается вниз на согнутые коленки лицом к жениху. Вращение на руках для такой пары лучше осуществлять в позиции, когда девушку берут на руки боком.

В парах, где невеста имеет более плотное телосложение, чем жених, мы рекомендуем избегать элементов с подъемом невесты на руки, основной акцент в этом случае лучше сделать на пластику движений партнерши и мужественные линии в позициях партнера.

Работа по видео

Если вы будете ставить самостоятельно свой свадебный танец, скорее всего вы будете использовать видеоматериалы. Большой ошибкой было бы просто скопировать движения с чужого танца.
При просмотре видео обязательно отбирайте те движения, которые вы понимаете как красиво и правильно исполнять и избегайте сложных и непонятных вам элементов.
Также следует осознавать, что то что легко и красиво смотрится в профессиональном исполнении, у новичков может выглядеть совсем не выигрышно.
Обдумайте, подходят ли именно вашей паре понравившиеся движения, хорошо ли вы их исполняете. Снимайте себя на видео и сравнивайте полученную картинку с оригиналом. Оставляйте только те движения, которые у вас хорошо получаются.

Совет для девушек

Девушки, подумайте об особенностях вашего свадебного платья при постановке танца. Если платье узкое, то на репетиции стоит одевать узкую юбку, чтобы сразу избежать движений, которые вы принципиально не сможете сделать в этом платье.
Если у вас платье на кринолине, то на репетиции одевайте кринолин, чтобы вы и ваш жених привыкали к его размеру. Помните, что кринолин создает между вами в танце некоторую дистанцию, а также инерцию во вращениях.
Если у вас шлейф — то его нужно или заколоть или поддерживать рукой. Соответственно, на репетициях держите постоянно что-то в той руке, которая у вас будет занята шлейфом. Зачастую выбор движений для свадебного танца во многом диктуется именно свадебным платьем невесты!

При самостоятельной работе над свадебным танцем нужно начать постановку примерно за 2 месяца до свадьбы. Скорее всего у вас не будет много времени прямо перед свадьбой, а качественная постановка — дело трудоемкое (особенно если у вас нет танцевального опыта), поэтому лучше начать работу над танцем пораньше. При режиме репетиций 1-2 раза в неделю по одному часу, вы успеете поставить и разучить танец, снять себя на видео и поработать над ошибками.
Хорошим решением будет начать заниматься любыми парными танцами (в обычной танцевальной группе), это позволит вам освоить принципы движения в паре и научит несложным движениям, которые вы сможете использовать в своей постановке.

Ставить самим свадебный танец — интересная, творческая, но непростая задача. Я рекомендую после окончания постановки по возможности прийти хотя бы на один урок к профессиональным педагогам и показать им ваш танец. Желаю всем молодоженам счастья, любви, радости и удачи в постановке свадебного танца!

Автор — Лидия Салоп.
Авторские права защищены. По вопросам перепубликации обращайтесь в PR отдел.

Основные позиции и движения в казахском народном танце

Поскольку казахский танец находится в процессе становления, было бы неправильно канонизировать какие-то положения и движения рук как единственно возможные в казахской хореографии. В настоящем разделе указаны положения и движения рук, наиболее характерные для казахских танцев на данном этапе их развития. Несомненно, что в дальнейшем круг таких движений будет расширяться, видоизменяться и обогащаться.

Для казахской девушки характерны мягкие, плавные движения рук, спокойные переходы из одного положения в другое. Движения рук могут сопровождаться вращением кистей «от себя», а иногда «к себе», причем вращение делается плавно, волнообразно.

У юношей руки более жесткие, меняют положения более резко. Иногда кисти бывают отогнуты и направлены ладонями «от себя». Вращательные движения кисти мужскому танцу не свойственны.

В ряде казахских танцев движения рук построены на обыгрывании какого-нибудь предмета, подлинного или воображаемого.

Так, в мужском танце может обыгрываться лук, нагайка, в женском — коса, браслеты, рукава и т. д.

В казахском народном танце руки играют исключительно важную роль. Они выполняют, помимо технической, и пластическую функцию. Руки в казахском танце, особенно женском, не только украшают его, но и раскрывают содержание, подчас «ведут» танец. Поэтому особое внимание уделяется разработке их пластичности и гибкости.

В казахском танце существуют шесть позиций рук:

Обе руки свободно по бокам опущены вниз. У девушек пальцы закруглены, у юношей пальцы прямые.

1-я позиция 2-я позиция 3-я позиция

«Салем» (поклон). Руки с округленными локтями, направленными вперед, поднять перед корпусом, ладони направлены к зрителю. Обе руки подняты вперед, локти закруглены, кисти чуть заметно приподняты, пальцы направлены вперед.

«Кус-канаты» (крылья-птиц) Руки поднять в стороны, держа свободно в локтях, кисти направить ладонями вниз, пальцы раскрыты. Обе руки подняты в стороны, свободные в локтях, кисти направлены ладонями вниз, пальцами в стороны. У девушек пальцы закруглены, у юношей прямые.

«Кос-муйiз» (рога). Руки с округленными локтями поднять вверх, у девушек: ладони — вверх, пальцами одна к другой. У юношей кисти зажаты в кулак и направлены со стороны ладоней вперед; исполнитель как бы держит нагайку, лук, винтовку и т.д.

«Саулеке» (головной убор девушки). Одну руку перевести в 3-ю позицию, другую руку, согнуть в локте, держать перед корпусом. Кисть направить тыльной частью к себе, ладони — вверх от себя.

«Саныр-муйiз» Одну руку отвести в сторону, другую поднять во 2-ю позицию ладонью к себе, ладонь протянутой руки протянута вниз.

«Белбеу» (кушак). Движение для мужчин — округленные в локтях руки находятся на талии, пальцы захватывают белбеу (кушак).

Либо: левая рука лежит сбоку на талии, обхватив пальцами кушак. Правая рука может быть во 2-ой, в 3-й позиции. В 3-й позиции кисть зажата в кулак и как бы держит нагайку, лук и т.д. Корпус или прямой, или слегка повернут левым плечом вперед.

6-я позиция (второй вид).

«Камшы» (плеть). руку поднять в 1-ю позицию, т.е. вперед, другую — в 3-ю позицию, т.е. поднять вверх, пальцы сжаты в кулак.

1-е положение 2-е положение 3-я положение

1-е положение (женское и мужское).

Одна рука поднята вверх в 3-ю позицию и чуть отведена в сторону, другая поднята в сторону во 2-ю позицию.

У девушек локти закруглены, кисти приподняты, направлены ладонями «от себя», пальцы закруглены.

Когда поднимается во 2-ю позицию левая рука, корпус слегка поворачивается левым плечом вперед.

У юношей локти прямые, кисти приподняты, направлены ладонями «от себя», соединенными пальцами вверх.

2-е положение (женское).

Обе руки направлены в одну сторону. Правая рука поднята во 2-ю позицию, локоть присогнут, кисть направлена ладонь вниз, закругленными пальцами в сторону. Левая рука, согнута в локте, находится перед грудью исполнительницы, от корпуса отведена, рука от локтя до кисти параллельна полу, кисть прямая, ладонь в низ, закругленными пальцами вправо. Корпус слегка отклонен от рук. Голова повернута в сторону вытянутых рук: исполнительница как бы смотрит на кисть руки. Руки могут меняться направлениями.

Правая рука находится в 3-уй позиции, локоть закруглен и направлен в право, кисть отогнута, направлена ладонью вверх, закругленными пальцами влево. Левая рука, согнута в локте, находится перед грудью исполнительницы, от корпуса отведена, рука от локтя до кисти параллельна полу, кисть направлена тыльной стороной «к себе», ладонью «от себя», пальцы закруглены. Корпус слегка наклонен на левый бок и направлен левым плечом вперед. Голова повернута к левому плечу. Руки могут меняться направлениями.

4-е положение 5-е положение

4-е положение (мужское).

Левая рука лежит сбоку на талии, обхватив пальцами кушак. Правая рука может быть в исходной позиции, во 2-ой, в 3-й позиции. В 3-й позиции кисть зажата в кулак и как бы держит нагайку, лук и т.д. Корпус или прямой, или слегка повернут левым плечом вперед.

5-е положение (мужское).

Правая рука может быть во 2-ой, в 3-й позиции. В 3-й позиции кисть зажата в кулак и как бы держит нагайку, лук и т.д. Корпус или прямой, или слегка повернут левым плечом вперед.

Движение №1 (женское). Перемена направлений рук в положении №1.

Руки находятся в положении № 1: правая рука поднята вверх, левая — в сторону, кисти слегка приподняты, направлены закругленными пальцами вверх, ладонями «от себя».

Руки меняются направлениями, т. е. левая рука из 2-й позиции поднимается в 3-ю, правая из 3-й позиции переводится во 2-ю. Перемена направлений производится медленно: плавно, причем руки одновременно с переходом из позиции в позицию выполняют одно вращательное движение кистями «от себя» в один поворот.

Исполнительница переводит кисти ладонями «к себе», опускает кисти пальцами «к себе», затем пальцами вниз, разворачивает кисти пальцами «от себя» и при; поднимает кисти, возвращая их в исходное положение. Корпус остается прямым, голов, вместе с переменой направления рук переводится к руке, поднимаемой вверх.

Движение № 2. Перевод рук из исходной позиции в положение № 3.

Руки в исходной позиции. Руки поднимаются веред в 1-ю позицию, кисти направлены ладонями вверх. Затем руки переводятся вправо, в положение № 3, т. е. правая рука поднимается в 3-ю позицию, левая, сгибаясь в локте, приближается к корпусу на уровне груди, одновременно кисти обеих рук выполняют мягкое вращательное движение «от себя» в один поворот. Корпус слегка наклоняется на левый бок, выдвигая левое плечо вперед. Голова переводится к левому плечу.

С началом следующего то такта это же движение повторяется с переменой направлений: руки опускаются в исходную позицию, затем поднимаются в 1-ю позицию и переводятся в положение № 3 влево.

Движение № 3. Раскрывание рук вперед, направляя ладони то вверх, то вниз.

Руки в 1-й позиции ладони направлены вниз.

Обе руки, сгибаясь ч локтях, приближаются спереди к корпусу, локти отводятся в стороны. Затем кисти выполняют вращательное движение «к себе» в один поворот, т. е. опускаются пальцами вниз переводятся пальцами «к себе», раскрываются пальцами вперед, ладонями вверх, одновременно руки, разгибаясь в локтях, протягиваются вперед.

На следующий так обе руки, сгибаясь в локтях и направляя их в стороны, приближаются спереди к корпусу, ладони направлены вверх. Затем кисти выполняют вращательное движение «от себя» т. е. приближаются пальцами «к себе», опускаются пальцами вниз, поворачиваются пальцами вперед, ладонями вниз; одновременно руки, разгибаясь в локтях, протягиваются вперед.

Движение № 4. Круговое движение рукой перед лицом.

Музыкальный размер: 2/4.

Руки находятся во 2-й позиции. Из-за такт и правая рука поднимается в 3-ю позицию, кисть приподнята, направлена ладонью «от себя», закругленными пальцами вверх, локоть закруглен и направлен вправо.

«Раз» — правая рука опускается, проводя кисть тыльной стороной со стороны левой щеки, локоть сгибается и опускается вниз, кисть приподнята и направлена пальцами верх, ладонью влево. Левая рука остается во 2-й позиции.

«И» — Правая рука проводится в 1-ю позицию, одновременно выполняя мягкое вращательное движение кистью «от себя».

Правая рука проводится из 1-й позиции во 2-ю, кисть направлена ладонью «от себя». Левая рука в том же положении. Правая рука остается во 2-й позиции. Левая поднимается вверх, начиная то же движение.

Движение № 5. Вращение рук, скрещенных в запястьях.

Обе руки подняты вперед и скрещены в запястьях, правая кисть, находится над левой, ладони направлены вниз.

На «затакт» руки поднимаются от локтя, направляя соединенные кисти пальцами вверх, скользя в запястьях и не разъединяясь, кисти поворачиваются ладонями «к себе», затем одна к другой опускаются пальцами «к себе» и вниз, согнутыe локти поднимаются в стороны. На счет «раз» руки, проскальзывая в запястьях и разгибаясь в локтях, вытягиваются вперед, кисти возвращаются в исходное положение. Движение может повторяться несколько раз подряд.

Движение № 6.Перемена направлений рук в положении № 2.

Руки находятся в положении Х№ 2: правая рука поднята вправо, левая, согнутая в локте, сходится перед грудью исполнительницы, кисти прямые, направлены пальцами вправо, ладонями вниз. Голова повернута вправо.

На счет «раз» руки, сгибаясь в локтях, приближаются к корпусу, при этом кисть: начинают плавное, чуть заметное вращательное движение «от себя».

На счет «два» руки, меняясь направлениями, мягко и плавно переводятся влево, в то же положение. Кисти, закончили вращение, направлены пальцами влево, ладонями вниз. Голова вместе с руками переводится влево, взгляд сопровождает движение рук.

Движение № 7 (женское). Исполнительница поправляет браслеты.

Девушка поднимает одну руку вперед 1-ю позицию, на уровне груди и ладонью другой руки проводит сверху по запястью вытянутой руки, как бы поправляя браслет, кисти направлены ладонями вниз. Корпус слегка наклонен вперед и в сторону вытянутой руки. Голова чуть наклонена: исполнительница любуется браслетом.

Движение повторяется с переменой направлений рук.

Движение № 7 Движение № 8

Движение № 8 (женское). «Игра с косами».

Исполнительница, слегка повернувшись правым плечом вперед и наклонив голову к правому плечу, проводит обеими руками по правой косе сверху вниз: кисть правой руки проводится ладонью поверх косы, кисть левой руки находится под косой, касаясь ее тыльной стороной. Руки, как бы пpиглаживая косу, опускаются вниз примерно до уровня талии. Затем кисть левой руки забрасывает низ косы на тыльную часть кисти правой руки, при этом кисть левой руки поворачивается тыльной стороной «к себе», ладонью «от себя». Забросив, косу на кисть правой, левая рука опускается вниз между кистью правой руки и корпусом,

После этого обе руки переводятся влево и движение повторяется с другой косой.