Программа для бального и историко бытового танца

Программа по» Историко- бытовому и бальному танцу»

Предпросмотр страницы №1

Ханты-Мансийский автономный округ — Югра

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская школа искусств»

Обсуждено на заседании«Утверждаю»

методического отдела___________ М.П. Гладкова

«___ » ___________ 20___г.

Протокол № ____________Директор МБОУ ДОД ДШИ

«Историко-бытовой и бальный танец»

Образовательная (рабочая) программа

для отделения хореографического искусства.

( срок реализации — 6 лет. )

Содержание

1. Учебно-тематический план

2. Содержание курса

3. Перечень материально-технического обеспечения

4. Список литературы

В условиях школы искусств историко-бытовой и современный бальный танец играет немалую роль в создании репертуара хореографических отделений, тесно связан совсем циклом танцевальных дисциплин и, прежде всего, с классическим танцем, являющимся основой этого цикла.

Курс историко-бытового и современного бального танца для хореографических отделений детских школ искусств расчитан на 6 лет (2-7 класс) с семилетним сроком обучения.

В основу программы вошли бытовые танцы XVI — XIX веков, имеющие свои характерные особенности в музыке и танцевальной лексике. Танцы, созданные на основе народных плясок – это «Русский лирический», «Рилё» и другие. Так же проучивается раздел бального танца. Латино-американская программа: «Самба», «Ча-ча-ча», «Р умба», «Джайв», «Пасадобль». Западно-европейская программа: «Медленный вальс», «Фокстрот», «Танго», «Венский вальс». Детские танцы: «Диско-мячик», «Вару-вару» и другие танцы советской программы, по усмотрению преподавателя.

Изучение простейших элементов историко-бытового танца, позволяет учащимся освоить танцевальную культуру XI X -XX в.в., в которые входят танцы исполняемые на балах, светских приёмах, овладение которыми способствует формированию правильной осанки, изящества, умению общаться с партнером, т.е. основам танцевальной этики.

Обучение бальному танцу, воспитывающего у детей непринужденность, непосредственность исполнения, чувство ритма, развитие танцевальности, хорошей физической формы, пластики, координации, грациозности.

Бальный танец — увлекательный, интересный вид танца. Любой путь, каким бы сложным он не был, начинается с первого шага. Надо, прежде всего, уверенно держаться, умело вести партнёршу или легко следовать за партёром, чётко выполнять движения ногами и элегантно держать голову.

-Привить любовь к танцу

-Сформировать музыкально-двигательные и художественно-творческие способности

Рабочая программа по предмету «Историко-бытовой и бальный танец» образовательной программы «Хореографическое искусство» на основании примерной программы для хореографических школ и ДШИ «Историко-бытовой и современный бальный танец» УМС, Орёл 1999 год

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Детская школа искусств №1 имени »

Рабочая программа

по предмету «Историко-бытовой и бальный танец»

на основании примерной программы

«Историко-бытовой и современный бальный танец» УМС, Орёл 1999 год

Срок реализации 5 лет.

Возраст детей после 9 лет.

Автор-составитель: преподаватель хореографических дисциплин

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Программа разработана на основе примерной программы для хореографических школ и хореографических отделений детских школ искусств, составленной преподавателями хореографических дисциплин муниципальной хореографической школы г. Орла и в 1999 году.

Примерная программа и рассчитана на 5 лет (с 1-го по 5-ый классы). Так как по учебному плану в ДШИ № 1 г. Кировска предмет «Историко-бытовой и бальный танец» рассчитан на 5 лет обучения (с 1-го по 5-ый классы), программа 2-го класса распределяется на два года обучения (1-й и 2-й класс), программа пятого года обучения изучается в классе ранней профессиональной ориентации.

Проблемы формирования культуры поведения современного человека чрезвычайно актуальны. Средствами хореографического искусства, в частности бального танца, можно формировать у детей культуру поведения и общения, прививать навыки вежливости, умения вести себя в обществе, быть подтянутым, элегантным, корректным.

Урок по историко-бытовому и бальному танцу строится из двух частей:

1. Изучение элементов.

2. Работа над танцевальными этюдами.

В основу программы вошли бытовые танцы ХVI-ХIХ веков, имеющие свои характерные особенности в музыке и танцевальной лексике, такие как полька, полонез, гавот, менуэт, вальс и другие.

С третьего года обучения начинается изучение бальных танцев: фигурный вальс, медленный вальс, вальс-гавот, вальс-мазурка, ча-ча-ча, самба и другие.

Содержание программы даёт преподавателю право на творческий подход ее осуществлению с учетом особенностей психологического и физического развития детей.

Урок историко-бытового и бального танца рекомендуется проводить 1 раз в неделю по 2 академических часа в 1, 2, 3 классе, 1 раз в неделю по 1 академическому часу в 4, 5 классах.

Формы и методы работы

Основной формой учебной работы является урок (состав группы в среднем 10 человек). Занятия могут проводиться раздельно с мальчиками и девочками (состав учебных групп для мальчиков допускается до 4-х человек).

Во время проведения урока возможна индивидуальная форма работы преподавателя с учащимися.

Основные методы работы:

— наглядный — практический качественный показ;

— словесный — объяснение, желательно образное.

Качество знаний, умений и практических навыков учащихся выявляются на контрольных уроках и экзаменах.

При подготовке к уроку необходимо учитывать такие факторы, как:

— степень его сложности;

— особенности класса, как исполнительского коллектива.

При составлении плана занятия предполагается детальная разработка каждой его части, где следует:

— определить новый материал для изучения, ввести его в различные комбинированные задания;

— наметить примеры (составить комбинации) для совершенствования накопленных знаний;

— определить музыкальный материал для каждой части занятия (размер и характер музыкального сопровождения, как к новым движениям, так и к закрепление пройденного материала).

При проведении урока целесообразно выдерживать структуру занятия в целом и соизмерять длительность отдельных частей; сохранять динамичность темпа занятия, живость подачи материала, деловую атмосферу.

Требования к музыкальному оформлению урока

Танец органически связан с музыкой. Без музыки немыслимы танцевальные композиции. В процессе учебной работы необходимо прививать учащимся умение слышать и понимать музыку. Нельзя допускать, чтобы музыкальное сопровождение являлось «фоном» урока, т. к. это приводит к безразличию музыкального восприятия. Правильно подобранный музыкальный материал должен помогать осваивать хореографический материал, соответствуя его характеру, ритмическому рисунку, темпу.

Требования к организации и проведению контрольного урока, зачета, экзамена.

— в конце каждой учебной четверти рекомендуется проводить контрольные (открытые) уроки;

— форма и содержание контрольного (открытого) урока определяется преподавателем;

— форма и содержание экзамена определяется преподавателями на методическом совещании в начале учебного года;

— контрольный (открытый) урок, экзамен должен выявить овладение как техникой, манерой исполнения, культурой общения, так и знания музыкального материала различных эпох, стилей, направлений, учащиеся показывают развернутые композиции танцев ХVI-ХIХ веков, а также бальные вальсовые композиции;

— итоги контрольного (открытого) урока, экзамена обсуждаются преподавателями хореографических дисциплин;

— в соответствии с учебным планом переводные и выпускные экзамены определяются школой искусств самостоятельно на методическом совещании в начале учебного года.

Программа по историко-бытовому и бальному танцу

Программа по историко-бытовому и бальному танцу. Содержание курса включает изучение танцев 16-20 вв.

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение культуры

дополнительного образования муниципального образования

«Детская школа искусств»

Директор МАОУК ДО МО

«Детская школа искусств »

ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА

«ИСТОРИКО-БЫТОВОЙ И БАЛЬНЫЙ ТАНЕЦ»

(для детей 9 –16 лет)

Для учащихся 3-7 классов ДШИ

Срок реализации: 5 лет

Преподаватель: Найчук Кристина Юрьевна

и рекомендована Методического совета

к утверждению и __________

на методическом совете

«Детская школа искусств »

1.1 Срок реализации программы. Этапы, периоды…………………………. 7

1.2 Режим учебных занятий (количество часов в неделю и в год)……….….8

4. Контроль учета успеваемости………………………………………………23

4.1 Прогнозируемый результат реализации программы…………………….23

4.2 Годовые и зачетно-экзаменационные требования……………………. 24

4.3 Пояснения к годовым требованиям……………………………………….25

4.4 Требования к уровню подготовки выпускников…………………………26

5. Методические рекомендации (методы, форма работы)………………….26

6. Условия реализации программы……………………………………………28

Дисциплина «ИСТОРИКО-БЫТОВОЙ И БАЛЬНЫЙ ТАНЕЦ» дает возможность практически познать историческое развитие танца. За основу взят придворный, салонный бальный танец прошлых веков и в тексте он называется историческим танцем. Предмет изучает историю развития танцев в композициях, создает условия для дальнейшего развития мировоззрения, творческого потенциала и фантазии обучающихся.

На занятиях формируется интерес к обучению танцам как потребность воспитания красоты и грациозности фигуры, как условия комфортности общения. Кроме того, изучение исторического танца расширяет кругозор учащихся, и углубляет их знания в области литературы, музыки, живописи, истории костюма, театра и т.д. Таким образом, используется многофункциональность этого предмета.

Среди множества форм художественного воспитания и образования подрастающего поколения хореография занимает особое место. Занятия танцем не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие.

Хореография обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, формирует его художественное «я».

За многовековую историю своего развития танец значительно усложнился, превратился в самостоятельный вид искусства, включающий различные жанры и направления.

Хореографическое искусство имеет особое значение как средство воспитания национального самосознания. Знание танцев своего народа столь же необходимо, как и знание родного языка, мелодий, песен, традиций, ибо и там и здесь заключены основы национального характера, этнической самобытности, уникальные черты, сложившиеся в течение многих веков.

Историко-бытовые и бальные танцы различных эпох в художественно-образной форме представляют образцы этикета и поведения различных слоев общества того или иного времени, определяемые, как правило, нормами морали каждого века.

Воспитав поколение, освоившее тот или иной вид искусства, в нашем случае историко-бытовой танец, мы сможем получить грамотных зрителей, способных воспринимать и достойно оценивать профессиональные хореографические произведения.

Таким образом, именно эти функциональные особенности хореографии определяют актуальность и востребованность данной программы.

Цель программы: изучение популярных танцев различных эпох.

-развитие художественно-творческих способностей средствами историко-бытового танца с учетом индивидуальных способностей учащихся;

-развитие выразительности, артистичности и эмоциональности;

-освоение основ хореографии и приобретение навыков исполнительства с учетом возрастных особенностей;

-изучение быта, костюмов, общественной характеристики изучаемой эпохи;

-формирование правильной осанки;

-расширение кругозора, образно-художественного восприятия мира,

-формирование музыкальной культуры;

-воспитание культуры поведения учащихся, их взаимоотношений, проявления чувства коллективизма, дружбы;

— повышение познавательной активности учащихся посредством изучения исторических танцев.

1.1Срок реализации программы. Этапы, периоды

Срок реализации программы 5 лет, возраст детей 9-16 лет

Этапы реализации программы:

Первый этап – начальный этап познания и освоения элементов «историко-бытового танца», небольших комбинаций, объединяющих эти элементы, и наиболее простых бальных танцев. Композиции сочиняются на шагах, формах шассе, галопе. Используются два, три элемента. В композициях используются два-три рисунка. На этом этапе развивается у воспитанников координация, музыкальность, выразительность и мягкость исполнения.

Второй этап – включает в себя изучение танцев, основанных на элементах, пройденных в первом году обучения. Изучение новых элементов, фигур «историко-бытового танца». Этап требует от учащихся более высокой техники исполнения, усложненной координации, выразительности и музыкальности. Особо важно добиться общения партнеров в паре, соблюдения четкого рисунка танца.

Третий этап – этап совершенствования уже полученных на первом и втором этапах хореографических навыков, знаний и умений. Изучение усложненных форм (координаций движений) танцев пройденных на первом и втором годах обучения. А также изучение более сложных и развернутых танцевальных, фрагментов, этюдов и композиций на основе историко-бытового танца. Особое внимание обращается на образное исполнение и этикету парного танца.

  1. Режим учебных занятий (количество часов в неделю и в год)

По программе в первые три года обучения предусмотрено по 2 часа в неделю, в последних двух классах по 1 часу в неделю. Занятия проводятся 1 раз в неделю, академический час продолжительность 40 минут.