Программа обучения танцам в детском саду

Программа воспитания

Воспитание детей в детском саду – сложный, долгий, но вместе с тем очень плодотворный и интересный процесс. Проводится он, как правило, в игровой форме и включает в себя:

  • обучение грамоте в детском саду, овладение навыками чтения и письма, развитие познавательных и речевых способностей;
  • занятия математикой в детском саду, обучение элементарным представлениям о числах и счете;
  • логопедические занятия в детском саду: формирование интереса к родному языку как важнейшему средству речевого общения;
  • индивидуальные развивающие программы, для реализации которых создаются кружки в детском саду (например, конструирование в детском саду или кружок пения);
  • нравственное воспитание в детском саду: формирование культуры, самостоятельности мышления и целостной картины мира;
  • патриотическое воспитание в детском саду: знакомство с историей России;
  • подвижные игры в детском саду, пропаганда здорового образа жизни и формирование основ личной гигиены;
  • развлечения в детском саду: игры, прогулки и т.д.
  • трудовое воспитание в детском саду;
  • забота о безопасности детей на дорогах путем изучения в детском саду дорожного движения;
  • и многое другое

Воспитание детей в детском саду осуществляется в соответствии с программами обучения в детском саду, разрабатываемыми администрацией учебного заведения на основе государственных образовательных стандартов. Формируется программа обучения в детском саду в соответствии с возрастными, физиологическими и психическими особенностями и склонностями детей. Программа воспитания в детском саду должна отвечать интересам и потребностям малышей. Ведь от того, насколько качественной и полноценной будет план занятий в детском саду, в конечном счете, зависит жизнь и здоровье детей.

Организация воспитания в детском саду по программе начального общего образования регламентируется учебным планом детского сада. Составляя программу занятий и отдыха, преподаватели ориентируются на годовой план работы детского сада и расписание занятий, разрабатываемые детским садом самостоятельно в соответствии с программой обучения в детском саду. Надлежащее качество образования в детском саду достигается за счет того, что каждый государственный садик получает аттестацию и аккредитацию в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании». Программа воспитания в детском саду направлена на социальную адаптацию и реабилитацию детей, находящихся в сложной жизненной ситуации.

Подвижные игры в детском саду помогут ребенку наладить контакт с другими детьми, а развивающая среда в детском саду поможет лучше ориентироваться в окружающем мире. Также, план занятий в детском саду обязательным образом включает в себя совокупность мероприятий по отдыху детей и их оздоровлению. К отдыху можно отнести такие развлечения в детском саду, как, например, походы в зоопарк, игры на свежем воздухе или наблюдения в детском саду за различными растениями и животными. Воспитание детей в детском саду – это, в том числе, совокупность мероприятий, развивающих творческий потенциал детей. К таким мероприятиям относятся конструирование в детском саду, уроки пения, рисования и различные кружки в детском саду, позволяющие развивать в детях их навыки, таланты и умения.

Планирование в детском саду мероприятий по занятиям спортом, туризмом и формированию у малышей навыков здорового образа жизни, позволит детям без проблем адаптироваться к будущей учебе в начальной школе, а преемственность детского сада и школы позволит детям без малейших сложностей перейти из одного учебного заведения в другое. План занятий в детском саду определяется его уставом. Уроки в детском саду ведутся в соответствии с нормами предельно допустимых нагрузок. Планирование в детском саду режима отдыха и занятий, производится на основе рекомендаций органов здравоохранения.

Образование в детском саду может включать в себя не только общие нормы, установленные законодательством об образовательных учреждениях для детей дошкольного и младшего школьного возраста, но и дополнительную программу обучения в детском саду, разработанную детским садом индивидуально, специально для детей, желающих развивать какие-то определенные навыки. К примеру, в программу воспитания в детском саду могут быть включены: логопедические занятия в детском саду, занятия танцами, конструирование в детском саду различных сооружений или простейших механизмов и многое-многое другое.

Воспитание детей в детском саду организуется с учетом особенностей состояния здоровья и интересов детей. Программа воспитания в детском саду направлена на удовлетворение потребности детей в общении. Реализуется эта потребность за счет занимательных бесед в детском саду между детьми и воспитателями, проведении различных конкурсов и мероприятий, объединяющих детей и организации подвижных игр в детском саду. Познавательные и творческие потребности детей реализуются за счет наблюдения в детском саду за различными проявлениями природы и поведением людей.

Даже уроки в детском саду проводятся в соответствии с программой воспитания в детском саду таким образом, чтобы дети на них могли развивать свой творческий потенциал. Обучение грамоте в детском саду, уроки музыки, разъяснение правил дорожного движения в детском саду проводится в игровой форме, чтобы уроки детям не только не наскучили, но и наоборот, были им в радость. Образовательная программа детского сада строится таким образом, чтобы она ни в коем случае не нарушала такие физиологические потребности малышей, как сон, питание, отдых, прогулки на свежем воздухе и так далее. Планирование в детском саду – очень сложный процесс, в нем участвуют как профессиональные воспитатели, так и медики, и социальные работники.

Программа воспитания в детском саду надлежащим образом функционирует только в том случае, если в ее создании участвовали психологи, учителя, врачи и прочие специалисты. Программа обучения в детском саду должна формировать развивающую среду в детском саду, таким образом, чтобы ребенок мог совершенствоваться и учится не только с помощью преподавателей, но и самостоятельно. Программа воспитания в детском саду, ориентируясь на всех детей, должна при этом отвечать индивидуальным особенностям каждого конкретного ребенка. Поэтому, программа обучения в детском саду отвечает всем возможным потребностям детей.

Воспитательская деятельность в детском саду включает в себя:

  • патриотическое воспитание в детском саду, приобретение общих начальных сведений об истории, законодательстве, политическом устройстве России;
  • трудовое воспитание в детском саду – поделки, уход за растениями, конструирование в детском саду и т.д.;
  • нравственное воспитание в детском саду, изучение норм морали в игровой форме, на примере сказочных героев;
  • обучение общению с животным миром — наблюдения в детском саду за зверями, за растениями и насекомыми в зооуголке.
  • музыкальные занятия и пение в специальных кружках в детском саду

Все эти занятия проводятся в форме беседы в детском саду, в виде игры, или в виде уроков. Преемственность детского сада и школы – одна из важнейших задач нашего образовательного учреждения. В развивающем детском саду ребенок должен не только изучать мироустройство и знакомиться с моралью и нравственностью, но и быть готовым к переходу в другое, более сложное учебное заведение. Поэтому образование в детском саду включает в себя: — обучение грамоте в детском саду – чтение, письмо, изучение стихов; — обучение математике в детском саду.

Математика в детском саду – важнейшая дисциплина, поэтому программа воспитания в детском саду уделяет ей очень большое значение. Ребенок должен идти в школу уже подготовленным к урокам счета. Соответственно, образовательная программа детского сада должна учитывать этот момент. Занятия математикой в детском саду являют собой работу по формированию общего представления о том, что такое цифра в частности и математика в принципе.

В средней группе детского сада воспитатели начинают проводить базовые, простейшие занятия математикой в детском саду. Образование в детском саду начинается с того, что ребенок получает представление о количестве предметов на примере каких-либо игрушек (шариков, кубиков или ярких палочек). На первом этапе занятия математикой в детском саду заключаются в том, что ребенку нужно из общей кучи предметов выбрать несколько одинаковых, соответствующих друг другу по форме, цвету или предназначению. Таким образом, ребенок проходит обучение в детском саду тому, что все предметы можно объединить по какому-либо признаку. С этого математика в детском саду начинает работу по формированию общих числовых представлений ребенка.

Обучаясь математике в детском саду на примере реальных предметов, у ребенка начинает формироваться понятие о натуральном числе. Такое обучение в детском саду позволяет ему осознать, что почти все предметы можно объединять по какому либо признаку. А затем занятия математикой в детском саду закрепят у него понимание, что предметы можно подразделять не только по качественным, но и по количественным характеристикам. Образование в детском саду не включает в себя обучение ребенка счету. Развивающий детский сад готовит ребенка к школе, давая ему общее понятие о числах, о том, что такое математика и в чем смысл обучения грамоте в детском саду.

Программа воспитания в детском саду учит ребенка ориентироваться в пространстве: идти вперед или назад, поднять правую руку или левую, повернуться кругом или подойти к какому-либо определенному месту. Обучение в детском саду включает в себя изучение времен года, дней недели, часов и минут. Воспитательская деятельность в детском саду направлена на полную адаптацию ребенка в мире. Воспитание в детском саду позволяет малышу понимать разницу между утром и вечером, зимой и летом, сегодняшним днем и вчерашним. Учебный план детского сада уделяет большое внимание социализации ребенка. Он должен понимать разницу между мужчиной и женщиной, человеком и животным, взрослым и ребенком. То, что нам кажется само собой разумеющимся, у ребенка может вызвать непонимание или даже шок. Воспитание в детском саду как раз и направлено на ликвидацию подобных непониманий и эффективную подготовку ребенка к учебе в школе.

Программа воспитания в детском саду позволяет ребенку понять разницу между формами предметами, цветами и иными качественными характеристиками. Обучаясь конструированию в детском саду, ребенок понимает, как предметы могут соотноситься друг с другом и как из нескольких разрозненных деталей собрать одну, целую. Обучение грамоте в детском саду дает понятие ребенку о буквах, о том, что такое литература и что собой представляет русский язык. Нравственное воспитание в детском саду помогает ребенку осознать разницу между добром и злом. Развивающий детский сад дает представление о том, что драться плохо, а помогать другу хорошо.

Развлечения в детском саду благотворно влияют на физическое развитие и коммуникабельность детей. Трудовое воспитание в детском саду формирует основополагающие представления и трудовой деятельности людей, о том, какие бывают профессии и что такое работа в принципе. Учебный план детского сада не всегда может учесть все особенности ребенка, все его потребности и умения. Поэтому, так важны кружки в детском саду.

Обучение в детском саду по индивидуальным программам позволяет обнаружить таланты детей к танцу, пению, рисованию и т.д., а кружки в детском саду дают толчок к дальнейшему интеллектуальному или творческому развитию ребенка. Годовой план работы детского сада – очень сложный документ. Разрабатывается он десятками специалистов и направлен на то, чтобы малыш был здоровым, умным, сильным, общительным и талантливым. А работа детского сада заключается в том, чтобы каждый ребенок смог быстро и эффективно подготовиться к учебе в школе и общению с миром.

Программа «Мир танца», по дополнительному образованию в ДОУ

Жанна Акулова
Программа «Мир танца», по дополнительному образованию в ДОУ

«От красивых образов мы перейдем к красивым мыслям, от красивых мыслей к красивой жизни и от красивой жизни к абсолютной красоте»

В наше социально — ориентированное время, когда жизнь человека стала оцениваться мерой успеха, признания и достижения конкретных целей, всестороннее развитие ребенка средствами музыки и ритмических движений, играет немаловажную роль в развитии творческой и гармонично-успешной личности ребёнка.

В жизни каждой семьи наступает момент, когда родители задумываются над тем, в какой творческий коллектив отправить ребёнка заниматься и как его развивать. Очень многие выбирают для своего ребёнка занятия танцем, для малышей, как правило, все начинается с ритмики и ритмических движений. На таких занятиях ребёнок не только научится красиво танцевать, двигаться, держать осанку, но и будет развиваться духовно. Ведь танец — это творчество, танец — это именно тот вид искусства, который поможет ребёнку раскрыться, показать окружающим, как он видит этот мир. Что говорить о том, как важно для девочек и мальчиков понятие «первый танец», ведь они хотят чувствовать себя настоящими принцессами и принцами на балах, как в сказках.

Детские танцы — это изучение основных средств выразительности (движения и позы, пластика и мимика, ритм, которые связаны с эмоциональными впечатлениями маленького человека от окружающего мира. Детский танец начинается с ритмики, где изучение танца начинается с простых движений, зачастую, занятия больше похожи на игру, но в этой игре ребёнок научится тем вещам,

которые очень пригодятся ему в жизни.

Актуальность и педагогическая целесообразность

Танцевальное искусство обладает огромной силой в воспитании творческой, всесторонне развитой личности. Занятия хореографией приобщают ребенка к миру прекрасного, воспитывают художественный вкус.

Как приятно смотреть на человека грациозного, пластичного, жизнерадостного. Дети всегда стремятся обладать такими качествами. Зачастую, на рядовых занятиях дети получают лишь общее впечатление от приготовленного им танца, музыкально – ритмической композиции. Они не успевают прочувствовать танец, внести свое творчество при его исполнении, насладиться красотой движений, ощутить радость свободы, самовыразиться.

Возраст 5 — 7 лет достаточно хорошо изучен психологами и физиологами, которые характеризуют этот период детства, как период неравномерного и волнообразного развития. Развитие центральной нервной системы идет активно. По мнению ученых, этот возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребенка интенсивно формируется наглядно-образное мышление и воображение, развивается речь, психическая жизнь обогащается опытом, возникает способность воспринимать мир и действовать по представлению. От ребенка можно требовать выразительности, эмоциональности при исполнении танца.

На 6-ом году жизни у ребенка совершенствуется основные нервные процессы возбуждения и торможения. Это благотворно сказывается на соблюдении ребенком правил поведения. Свойства нервных процессов возбуждения и торможения — сила, уравновешенность и подвижность также несколько совершенствуются. Дети быстрее отвечают на вопросы, меняют действия, движения, что позволяет увеличивать плотность занятий в кружке ритмики, включать в двигательные упражнения элементы, формирующие силу, скорость, выносливость. Но все-таки, свойства нервных процессов, особенно подвижность, развиты недостаточно. К 6 годам у ребенка развиваются крупные мышцы туловища и конечностей, но мелкие мышцы по-прежнему слабые, особенно мышцы рук. Дети способны изменять свои мышечные усилия. Поэтому дети на занятиях могут выполнять упражнения с различной амплитудой, переходить по заданию воспитателя от медленных к более быстрым, они относительно легко усваивают задания при ходьбе, беге, прыжках, но известные трудности возникают при выполнении упражнений, связанных с работой мелких мышц.

В этом возрасте развиваются коллективистские черты личности. Дети обычно очень общительны, любят совместные игры, находиться в группе сверстников. Они уже могут согласовывать свои действия с действиями других людей, способны к сопереживанию.

Беря за основу уникальность дошкольного возраста, я попыталась создать ряд занятий, способствующих формированию у детей желания и потребности жить в мире движений, получать удовольствие от занятий ритмикой, наслаждаться красотой движений; развивать у детей гибкость, пластичность, умение владеть своим телом, расширять знания детей об истории возникновения танцев. Кроме того, создать атмосферу эмоционального комфорта, творческой активности.

Отличительные особенности программы

Новизна программы заключается в том, что она создана с учетом специфики образовательного процесса в детском саду. Программа ставит перед собой задачи не только достичь правильного хореографического исполнения, но и раскрыть пластическую выразительность и органику у воспитанников. Программа гибко реагирует на специфику и учитывает тематику основного образовательного процесса за счёт подбора, упражнений, репертуара, насыщенности и темпоритма проведения занятий, анализа уже имеющихся навыков у детей.

Принципы педагогической деятельности в работе детьми

принцип создания комфортных условий для совместной работы детей и педагога

принцип создания условий для самопознания и самореализации каждой личности;

принцип вариативности реализации содержания, форм, методов учебно-воспитательного процесса;

В программе представлена система работы по развитию хореографических способностей детей, средствами ритмики, раскрывающая один из видов дополнительного образования в условиях ДОУ,

Реализация практической части программы планируется в процессе ритмических занятий.

Кроме того, работа программы предполагает методическую работу с педагогами ДОУ и семьями воспитанников.

В процессе работы с детьми предполагается использование наглядного, практического, игрового методов.

В программу входят средства по музыкально – ритмическому воспитанию детей: танцы, танцевально – ритмическая гимнастика, игропластика, пальчиковая гимнастика, музыкально – подвижные игры, игровой самомассаж. В основе специально – разработанного репертуара — классическая народная и современная музыка, мелодии популярных детских песен.

Занятия ритмикой делятся на несколько видов:

Обучающие занятия, где разбираются движения в медленном темпе. Объясняются приемы исполнения движений.

Закрепляющие занятия – где следует повтор движений вместе с педагогом, либо с солистом.

Итоговые занятия – самостоятельное исполнение движения, танцевальной композиции.

Импровизированная работа – сочинения детей, развивающие фантазию, творчество, вызывающие интерес.

Занятия проводятся в игровой форме, зачастую в сюжетной. Каждое занятие строится по определенной схеме: разминка, основная часть (разбор танцевальных движений, заключительная часть (дыхательные упражнения).

Кроме того, каждое занятие включает в себя переменки – элементы психогимнастики, творческие занятия, пальчиковые игры. При планировании занятий старалась придать им развивающий характер; придумывала обеспечение ДА детей, самостоятельности, творчества, развитие индивидуального материала и выступление с ним на концертах, родительских собраниях, утренниках, развлечениях.

На организацию данной работы отводится 72 часа. Данная программа рассчитана на детей 5-7 лет, работа с которыми будет проводится 2 раза в неделю в виде групповых и индивидуальных (по мере необходимости) занятий.

Цель программы:

Раскрыть творческий потенциал и развить природные способности у воспитанников средствами ритмики.

Задачи программы

• познакомить детей с различными видами танцев (их истории, танцевальных профессиях, костюмах, атрибутах, танцевальной технологией).

• научить владеть базовыми элементам различных танцевальных жанров;

• научить самостоятельно использовать полученные знания и навыки в работе над пластическими образами танцев;

• обучить основам импровизации.

• развитие музыкальности (эмоциональную отзывчивость на музыку, слуховые представления, чувство ритма);

• формирование художественного вкуса;

• развитие выразительности движения;

• развитие координации движения.

• воспитание интереса к занятиям ритмикой;

• психологическое раскрепощение ребенка, творчество в движениях;

• воспитание умения работать в коллективе, выполнять ритмические движения слаженно;

• развитие мышления, воображения, познавательной активности;

• воспитывать любовь к русскому фольклору, задорной русской пляске.

— заинтересовано заниматься танцевальной деятельностью.

— самостоятельно организовывать исполнения танца (выбор движений, распределение роли).

— использовать в танцевальной деятельности различные виды танца.

-некоторые виды танца (р. н. т., эстрадный, классический т. д.)

— некоторые приёмы исполнения движений

Должны иметь представления:

— о танцевальной культуре

танцевальных профессиях

В течении года, используя полученные знания и умения, дети демонстрируют навыки артистического перевоплощения в небольших сюжетных танцах, миниатюрах и групповых плясках на утренниках и развлечениях в детском сад

Ж. Е Фирилева «Са-фи-Дансе» ,

Г. А. Колодницкий «Ритмические упражнения и танцы для детей»,

Е. А Пинаева «Ритмика»,

Е. Буренина «Ритмическая мозаика»

Костюмы и атрибуты к народным, сюжетным танцам.

Магнитофон, видеомагнитофон, синтезатор, музыкальный центр.

Компакт – диски с записью музыки различного стиля:

«Ритмическая мозаика» выпуск 1,2,3,4.

— 100 лучших песен для детей;

«Танцы народов мира»;

— Радынов «Мы слушаем музыку»

Этапы реализации программы

Первый этап – диагностико-организационный.

Он включает в себя:

• обеспечение материально-технической базы;

• создание системы диагностики развития детей в процессе реализации программы;

• разработка отдельных форм и методов работы с детьми;

• организация информационно-методического обеспечения;

• разработка авторской программы.

Второй этап – организационно-практический

Разработана система его реализации по трем основным направлениям:

• Работа с родителями

Работа с родителями

• Информирование родителей о целях, задачах и результатах работы.

• Проведение проблемно-ориентированного анализа для сопоставления достигнутых результатов с прогнозируемыми.

• Определение приоритетов родителей в области их педагогической грамотности.

• Мониторинг потребностей родителей воспитанников в дополнительных образовательных услугах.

Активные формы работы с родителями.

• Родительская гостиная “Программа “Мир танца ” как современная педагогическая технология, направленная на развитие хореографических способностей дошкольников”.

• Презентация авторской программы “Мир танца ”

• Видеозаписи и компьютерные презентации из жизни детского сада

• Организация работы по подготовке концертных костюмов.

Выступления детей на родительских собраниях.

Работа с педагогами

Консультации психолога «Лечим «звездную болезнь»», «Поддержка высокой самооценки ребенка».

Формы работы с одаренными детьми

Основная форма занятий – практическая. Но в процессе обучения обязательно проводятся беседы с подачей нового материала, просматриваются видеоматериалы. В результате бесед у детей вырабатывается способность анализировать пройденный материал.

Третий этап- итогово-аналитический

Контроль и анализ хода реализации программы, достигнутых результатов планируется провести на третьем этапе в 2013 году. На данном этапе предполагается:

— сравнительный анализ и обобщение результатов развития детей;

— мониторинг личных достижений детей;

— анализ деятельности педагога по организации работы с детьми;

— определение проблем, возникших в ходе реализации программы, пути их решения и разработка перспективного плана — программы дальнейшей работы в этом направлении.

I «Здравствуй, Осень золотая»

Танец с зонтиками

II «Танцы народов мира»

Японский танец с веерами

III «Современные танцы»

Танец «А ты меня любишь»

IV «Русские узоры»

Танец важенок 6

Танец «Синий платочек»

VII Спортивные танцы

VIII «Делу время –потехе час»

(Выступления детей) 6

IX «Мониторинг» 1

Всего часов 72 часа

План выступлений детей

Осенний утренник Октябрь

День матери Ноябрь

День рождения детского сада Декабрь

Новогодний утренник Декабрь

Рождественские каникулы Январь

День защитника отечества

День победы Февраль

Женский день Март

Весенний утренник Апрель

Выпускной Май — июнь

Календарное планирование освоения элементов танцевальных движений и разновидностей танцевального шага

Наименование разделов и тем

Азбука музыкального движения. Элементы русской пляски.

Ориентировка в пространстве.

Основные движения под музыку: разные виды шага (бодрый, высокий, хороводный, шаг на носочках, мягкий, пружинящий)

Музыкальные размеры 2/4, 4/4. Понятие о такте и затакте.

2 неделя «Марш» Л. Шульгин, «Этюд» Т. Ломова, Ритмические упражнения с шумовыми инструментами.

Основные движения под музыку: виды бега (лёгкий, на носочках, энергичный, стремительный).

Определение музыкального размера. Восприятие сильной и слабой доли на слух, выполнение акцента в движениях.

3 неделя «Нетерпеливые бегуны» С. Руднева, игра «В лесу», «Море волнуется», «Хлопай, топай», прохлопывание ритмических рисунков знакомых песен.

Элементы русской пляски

Ритм, ритмический рисунок.

Ритмические упражнения с музыкальным заданием: (построение в круг (хоровод, хороводные перестроения) 2/4, в линию (шеренга, в колонну 4/4, квадрат 2/4, клин 4/4. Январь

4 неделя Игра «Угадай мелодию», «Поезд» Филиппенко,

Происхождение и особенности русского хоровода.

Положение рук в русской пляске.

Построения и перестроения, орнаментальные хороводы.

Хороводные шаги: переменный, тройной шаг.

1 неделя «Вейся, вейся, капуста» р. н. п.

Хороводные шаги: топающий (топотушки, перетопы, дробный шаг.

Движение по линии танца, против хода, в колонне по диагонали, в шеренге взявшись за руки.

Движение с ускорением, замедлением темп Февраль

2 неделя «Карусель», «Певучий хоровод» Т. Ломова, «Танцуем сидя».

Хороводные шаги: приставной шаг, шаг с притопом.

Танцевальные комбинации русских танцев.

перепляс «Стенка на стенку»,

Танцевальные импровизации.

4 неделя Р. н. п., игра «Плетень», «Как у наших у ворот» р. н. м., «Затейники» (пляска-импровизация).

Элементы ритмической гимнастики. Танцевальные движения.

Выставление ноги на носок, на пятку с полуприседанием.

Движение приставными шагами с носка, ходьба на полупальцах в колонне.

1 неделя «Калинка», «Ах, вы, сени», «Из-под дуба», «Полянка» р. н. п.

Гимнастика для развития мышц и суставов плеч, рук, кистей, головы. Прыжки на 180* и обратно. Март 2 неделя Упр. «Твёрдые и мягкие руки», «Мельница», «Поющие руки» П. Чайковский «Шарманщик поёт»

Образные движения.

Развитие «мышечного чувства»: расслабление и напряжение мышц корпуса, рук и ног. Март

3 неделя Упр. «Кошка», «Собака», «Лебедь», «Пружина», «Скобка», «Ветер», «Лошадки» С. Руднева.

Упражнения на координацию движений: повороты головы с шагами, движение рук и головы с шагами и др. Март

4 неделя Игра «Отгадайте-ка ребята, кто пришёл к нам поиграть?», танец «Котов и кошечек», танец «Кукол и солдатиков»

Парные пляски. Положения а парах.

Упражнения на равновесие. Апрель

1 неделя «Русская пляска» (парами, игра «Смени пару», кадриль «Цветики-лютики», упр. «Ласточка», «Журавль», «Попрыгунчики» анг. н. п.

Построения и перестроения группы:

Упражнения: наклоны к ногам, упражнения на подвижность стопы и эластичность голеностопного сустава. Упражнения для выворотности ног.

2 неделя Хоровод «Змейка с воротцами» С. Руднева, упр. «Бабочка», «Лягушка», «Собака», «Березка», «Мост» «Рыбка», «Кораблик»

Повторение и подведение итогов.

Конкурс танцоров.

Апрель 3,4 неделя Упражнения: «Зеркало», «Кто лучше спляшет?»,

игра «Пляши, да не зевай» Е. Трестман,

Элементы классического танца.

Основные позиции ног и рук в классическом танце. Октябрь

1 неделя «Мелодия» Т. Ломова, «Прекрасный замок» обр. Ш. Видора, «Мари» обр. Ж. Векерлена.

Музыкальный размер 3\4.

Вальс, кружение «лодочкой». Менуэт, шаг менуэта. Перестроения в танце.

Постановка корпуса, осанка. Октябрь

2 неделя Вальс «Раз, два, три на носочки», «Снежинки» С. Руднева, «Менуэт»

Полонез. Шаг полонеза. Характерные перестроения.

Упражнения для выработки осанки, выворотности, эластичности и крепости коленного и тазобедренного суставов. Октябрь

3 неделя «Полонез» Б. Андреев, «Экосез», №5 А. Жилин.

Перестроения в колонны по два, по четыре. Октябрь

4 неделя «Марш» Л. Вишкарёв

Танцевальные движения и современные танцы.

Первоначальные сведения по историческому танцу, происхождение и особенности эстрадных танцев.

Движение в парах.

1 неделя «Каждая пара пляшет по своему» Л. Генералова,

«Финский танец». «Танго», Самбарита»

Галоп (прямой и боковой) в кругу по линии танца, в парах, лицом друг к другу.

Поскоки на месте, кружение поскоками. Сентябрь

2 неделя Полька «Добрый жук» Спаддавекиа, «Всадники и упряжки», «Берлинская полька», «Аннушка», «Старинный французский галоп» обр. Ш. Видора

Лирические танцы.

Построение двух концентрических кругов. Сентябрь

3 неделя «Лирический танец» Карамышев,

Музыкально – пространственные композиции.

Сужение и расширение круга. Сентябрь

4 неделя «Флик — фляк», «Буги – вуги»

Современные танцы.

Перестроения группы: из круга врассыпную.

1 неделя Танец Синий платочек

Танцевальные комбинации и перестроения в эстрадных танцах. Май

2 неделя Танец Самба

Тема 4.7. Повторение и подведение итогов.

Выступление на «Выпускном» утреннике. Май

3,4 неделя Танец Самба

Раздел 5 Танцы народов Мира

Характерные движения Ноябрь

Танец с констаньетами

Плавность и нежность японского танца Ноябрь

Программа обучения танцам в детском саду

Автор: воспитатель Татьяна Леонидовна Селивёрстова (МДОУ «ЦРР — д/с «Солнышко», г. Ковылкино, Республика Мордовия).

Пояснительная записка

Интонация, мелодия, лад, ритм, гармония

отражают окружающую нас действительность-природу, мир человеческих чувств, историю, будущее человечества.

Дошкольный возраст — один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка, формируется личность человека.

В период от трех до семи лет ребенок интенсивно растет и развивается, движения становятся его потребностью, поэтому физическое воспитание особенно важно в этот возрастной период.

В последнее время в дошкольных учреждениях все чаще стали применять нетрадиционные средства физического воспитания детей: упражнения ритмической гимнастики, игрового стретчинга, танцев и другие. Наиболее популярной является ритмическая гимнастика, истоки которой берут свое начало в глубокой древности.

В настоящее время существует много ритмопластических направлений, и одно из наиболее доступных, эффективных и эмоциональных — это танцевально-ритмическая гимнастика.

Доступность этого вида основывается на простых общеразвивающих упражнениях.

Эффективность — в ее разностороннем воздействии на опорно-двигательный аппарат, сердечно-сосудистую, дыхательную и нервную систему человека.

Эмоциональность достигается не только музыкальным сопровождением и элементами танца, входящими в упражнения танцевально-ритмической гимнастики, но и образными упражнениями, сюжетными композициями, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников, склонных к подражанию, копированию действий человека и животных.

В этой связи актуальной становится проблема разработки программы с использованием нетрадиционных разнообразных форм, средств методов физического, эстетического и музыкального воспитания детей.

Содержание и цели программы

Содержание программы взаимосвязано с программами по физическому и музыкальному воспитанию в дошкольном учреждении. В программе представлены различные разделы, но основными являются:

1. Танцевально-ритмическая гимнастика, в которую входят:

2. Нетрадиционные виды упражнений:

3. Креативная гимнастика:

Игровой метод придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка.

Цель программы: содействие всестороннему развитию личности дошкольника средствами танцевально-игровой гимнастики. Создание двигательного режима, положительного психологического настроя, хороший уровень занятий. Все это способствует укреплению здоровья ребенка, его физическому и умственному развитию.

1. Укрепление здоровья:

— способствовать оптимизации роста и развития опорно-двигательного аппарата;

— формировать правильную осанку;

— содействовать профилактике плоскостопия;

— содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем организма.

2. Совершенствование психомоторных способностей дошкольников:

— развивать мышечную силу, гибкость, выносливость, скоростно-силовые и координационные способности;

— содействовать развитию чувства ритма, музыкального слуха, внимания, умения согласовывать движения с музыкой;

— формировать навыки выразительности, грациозности и изящества танцевальных движений и танцев.

3. Развитие творческих и созидательных способностей:

— развивать мышление, воображение, находчивость и познавательную активность, расширять кругозор;

— формировать навыки самостоятельного выражения движений под музыку;

— воспитывать умение эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движениях;

— развивать лидерство, инициативу, чувство товарищества, взаимопомощи и трудолюбия.

Структура программы

Научно- методическое пособие используется в форме кружковой работы.

Программа рассчитана на два года обучения детей от 5 до 7 лет. Дети посещают кружок по желанию. Кроме этого учитываются индивидуальные способности каждого ребенка. Возрастной состав кружка, таким образом, смешанный.

На изучение темы отводится 12 часов; подготовку и проведение отчётного концерта 6 часов. В итоге – год обучения составляет 54 часа.

Количество занятий: 3 раза в неделю (понедельник, среда, пятница).

Продолжительность занятия: 25-30 минут.

Количество детей: 10 человек.

Программа состоит из двух разделов соответствующих содержанию 1-го и 2-го года обучения с учетом динамики развития танцевальных возможностей детей в том или ином возрастном периоде. На 2-ом году обучения детям доступны современные популярные танцы.

Материально-техническое обеспечение программы:

1. Светлый просторный зал.

2. Технические средства.

1. Разработка эффективной комплексной системы формирования здоровья детей дошкольного возраста.

2. Улучшение физического развития.

3. Повышение устойчивости к утомлению, повышение работоспособности.

Рецензия

на дополнительную образовательную программу кружка современного танца «Здравики», рассчитанную на детей дошкольного возраста с 5 до 7 лет в муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребёнка – детский сад «Солнышко» муниципального образования Ковылкино, республики Мордовия.

Автор программы: Селивёрстова Татьяна Леонидовна – воспитатель МДОУ «Центр развития ребёнка — детский сад «Солнышко».

Учреждение, реализующее программу: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребёнка-детский сад «Солнышко» муниципального образования Ковылкино, республики Мордовия.

Общая характеристика программы:

Направленность, в рамках которой реализуется программа кружка современного танца «Здравики» оздоровительно-развивающая.

Вид детского объединения, в рамках которого реализуется данная программа: дети подготовительной и старшей группы, не имеющие специальной подготовки.

Возраст детей: 5-7 лет.

Срок реализации программы: 2 года.

Актуальность программы и ее новизна определяются ее направленностью на создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей дошкольного возраста.

Реализация данной программы позволить улучшить физическое развитие детей, повысить устойчивость к утомлению и повышению работоспособности.

Ведущей концептуальной идеей программы, подчиненной основной цели — повышение индекса здоровья детей через использование современных здоровьесберегающих технологий, всестороннее развитие личности дошкольника средствами танцевально-игровой гимнастики, является создание условий для физического развития и снижения заболеваемости воспитанников, формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с индивидуальными особенностями развития.

Интеграция основного и дополнительного образования как равноправных компонентов единого процесса социализации детей образуют оздоровительно — развивающее пространство развития и социализации личности ребенка.

Программа соответствует специфике дополнительного образования детей и способствует:

— стимулированию детей к двигательной активности;

— развитию физических качеств;

— решению физкультурно-оздоровительных задач вместе с педагогами и медицинским работником;

— развитию творческих способностей личности;

— поддержанию стремления к самостоятельной деятельности;

— творческому использованию жизненного опыта детей;

— самоопределению ребёнка в рамках ведущей деятельности.

Для достижения поставленной цели использовались следующие средства и методы:

-использование частоты сердечных сокращений (на занятиях присутствует медицинская сестра, которая измеряет у ребенка колебания частоты сердечных сокращений при различных физических упражнениях, так же на занятиях присутствует старший воспитатель, которая фиксирует правильность построения графика и нагрузок на занятиях),

— метод обучения детей самомониторингу здоровья, интеграции занятий,

— игра, танцевально-ритмическая гимнастика, нетрадиционные виды упражнений, креативная гимнастика, музыкальное сопровождение.

Программа носит целостный характер, выделены структурные части, основные компоненты представлены внутри частей, согласованы цели, задачи и способы их достижения.

Пояснительная записка составлена педагогически грамотно. Язык и стиль изложения четкий, ясный, доказательный, логичный. Тематический план учитывает основные требования к организации оздоровительного процесса в МДОУ «ЦРР-детский сад «Солнышко».

Содержание программы носит практический характер, соответствует современным достижениям педагогики, психологии и физиологии детей дошкольного возраста.

Методическое обеспечение программы достаточно полно представляет оздоровительно – развивающие условия, необходимые для формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста.

Требования к уровню подготовленности дошкольников

Фамилия,

имя

ребёнка

Физическое здоровье

Психомоторные способности

Творчес-

кие

созидате-льные

способ-

ности

Осанка

Плоскос-топие

Опорно-двигате-льный аппарат

Чувство ритма

Согласо-вание движений с музыкой

Музыкальный слух

Первый год обучения

Ходьба обыкновенная по кругу — следить за осанкой, учить двигаться в соответствии с характером музыки. Добиваться четкого, ритмичного и бодрого шага. Ставить ступни параллельно друг друга.

Ходьба, повернувшись спиной по ходу движения, в кругу — учить ориентироваться в пространстве, бегать легко, непринужденно, не наталкиваясь друг на друга.

Бег, высоко поднимая колени — чувствовать характер музыки и передавать его в движении. Учить бегать легко, ритмично.

Ходьба на месте, сжимая и разжимая кулачки, плавно поднимая и опуская руки, — добиваться четкости при выполнении движений.

Приседания в пружине — закреплять навык пружинящего движения, избегать напряженности в ступнях, коленях, бедрах, контролировать согласованность движений различных частей тела.

2. Игропластика. Специальные упражнения для развития силы мышц.

Морские фигуры: «Морская звезда»- лежа на животе, прогнувшись, руки в стороны, ноги врозь. «Морской конек»- сев на пятках, руки за голову. «Краб» — передвижение в упоре стоя, согнувшись, ноги согнуты врозь. «Дельфин» — лежа на животе, прогнувшись, руки вверх в «замок».

3. Обучение движениям танца.

4. Музыкально – подвижная игра «Зеркало».

5. Игровой самомассаж:

Поглаживание рук и ног в обзорно-игровой форме («Ладошки-мочалка», смываем водичкой руки и ноги).

Ходьба: на пятках, на внешней и внутренней сторонах стопы.

Бег резко вынося ноги вперед, затем назад, продолжать учить детей бегать легко, ритмично, отрываясь от пола как можно выше, не зажимать руки.

Ходьба на месте, скрещивая руки перед собой, поднимая и опуская их, продолжать учить детей переносить вес тела с одной ноги на другую, не отрывая носков от пола, покачивая при этом бедрами. Координировать движения рук и ног.

Ходьба на месте, вращая кисти рук, поднимая и опуская их.

Прыжки — учить в прыжке выставлять поочередно то правую, то левую

2. Игроритмика «Снежинки», «Фонарики».

Пружинки с покачиванием рук вправо, лево.

Шаг вперед, руки вверх, шаг назад, руки вниз.

Взмахи руками вверх поочередно, с пружинкой.

Ходьба по кругу, оттягивая ноги.

3. Разучивание танца.

4. Музыкально — подвижная игра «Сад».

5. Упражнения на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки. Дыхательные упражнения на имитационных и образных движениях.

Подуем на плечо,

Подуем на другое.

Нас солнце горячо

Пекло дневной порою.

Подуем на живот,

Как трубка станет рот,

А теперь на облака

И остановимся пока.

Ходьба, высоко поднимая ноги в коленях, закреплять навык четкого ритмичного шага. Следить за осанкой и координацией движений. Ступни становить параллельно друг другу.

Ходьба с носка на пятку, оттягивая носок ступни, плавно опускать ногу и передвигаться по залу.

Подскоки, повернувшись лицом вперед по кругу, упражнять детей в сильном энергичном подскоке. Руки свободны.

Приседания на пружинке, избегать напряженности в ступнях, коленях, бедрах. Закреплять навык пружинящего движения.

Круговые движения бедрами, покачивать бедрами вперед-назад, вправо-влево. Закреплять умение переносить вес тела с одной ноги на другую.

Прыжки «метелочка» поочередно на каждой ноге, совершенствовать умение прыгать, энергично отталкиваясь от пола.

Хлопки и удары ногой на сильные и слабые доли такта.

3. Обучение танцам.

4. Креативная гимнастика «Творческая импровизация».

5. Пальчиковая гимнастика на поочередное сгибание и разгибание пальцев в кулак.

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик — прыг в кровать!

Этот пальчик прикорнул.

Этот пальчик уж заснул.

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора.

1. Диско – разминка.

Приставной шаг, повернувшись лицом (спиной) к центру круга, учить, на каждом шаге четко приставлять пятку к пятке. Шагать легко, слегка пружиня ноги. Корпус держать прямо, не поворачивая в сторону движения.

Бег широким полетным движением, учить ритмично, большими прыжками, сильно взмахивая руками. Корпус слегка наклонять вперед.

Покачивать руками и туловищем (обе руки в сторону), выполнять движения в полном расслаблении с полусогнутыми коленями. Правильно координировать движение рук и ног. Следить за тем, чтобы руки не были зажаты. Выполнять движение ритмично в соответствии с характером музыки.

Прыжки: боковой галоп, повернувшись лицом (спиной) к центру круга; высокие прыжки, передавать в движении стремительный характер музыки. По окончании движения останавливаться прыжком на двух ногах. Следить за правильным положением ступней, точно приставляя пятку к пятке на каждом шаге галопа. Не поворачивать корпус в сторону движения. Закреплять умение детей энергично отталкиваться от пола во время высоких прыжков.

Акцентированная ходьба с выделением сильной доли (счет 1 и 3 при музыкальном размере 4/4) ударом ноги или хлопком.

3. Разучивание танца.

4. Музыкально-подвижная игра «Танец природы».

5. Упражнения на расслабление мышц; дыхательные и на укрепление осанки.

Поднимание рук — на вдохе. Свободное опускание рук — на вдохе.

Носом — вдох, а выдох — ртом,

Дышим глубже, а потом –

Марш на месте, не спеша,

Коль погода хороша!

Отчетный концерт «Солнечные лучики».

Второй год обучения

Ходьба обыкновенная: учить сохранять правильное положение корпуса, ступни становить параллельно друг друга, опорой при этом должен служить поясничные позвонки. Учить держать лопатки сближенными, грудь приподнятой, не поднимать плечи.

Боковой галоп: повернувшись лицом к центру круга, уметь останавливаться прыжком на двух ногах. Не поворачивать корпус в сторону движения.

Ходьба на месте, поочередно двигая плечами вверх и вниз, приседая и выпрямляясь, легко переносить вес тела с одной ноги на другую. Координировать движение плач с движением корпуса.

Полуприседания с наклоном головы (влево, вправо, вперед, назад), учить расслаблять мышцы шеи. Развивать гибкость шейного отдела позвоночника.

Наклоны в стороны, учить детей начинать движение сразу после вступления.

Махи согнутой ногой, учить энергично поднимать ноги, сохраняя равновесие.

Прыжки (высокие), продолжать учить детей подпрыгивать, энергично отталкиваясь от пола.

Упражнения для развития мышечной силы в образных и игровых двигательных действиях и заданиях (для мышц брюшного пресса — лежа на спине, сгибание разгибание ног — «велосипед»).

Я сижу на велосипеде,

Только вверх ногами.

И кручу педали весело ногами.

Эх, прокачу! Эх, прокачу!

Едем, едем — не спешим,

А устанем — отдохнем.

3. Разучивание танца.

4. Музыкально — подвижная игра «Птица в клетке».

5. Игровой самомассаж. Поглаживание отдельных частей тела в определенном порядке в обзорно игровой форме. Для кистей и пальцев.

Ходьба обыкновенная по кругу в чередовании с пружинящим шагом, закреплять умение детей шагать в характере музыки. Точно вместе с музыкой начинать и заканчивать ходьбу. Различать динамические оттенки.

Боковой галоп в чередовании с подскоками, двигаться ритмично, грациозно. Добиваться предельной выразительности при исполнении этих движений.

Ходьба на месте с полукруговыми движениями головы к левому плечу, затем к правому, развивать гибкость шейного отдела позвоночника, плавно переводя голову из одного положения в другое.

Полуприседания с поворотом туловища вправо и влево, следить за координацией движения рук, ног, бедер, ступней, коленей. Развивать эластичность мышц при покачивании.

Наклоны туловища вправо и влево, выполнять движения активно, динамично.

Махи согнутой ногой вперед, делать махи, сохраняя равновесие и правильное положение корпуса.

Прыжки (2-3 видов), продолжать развивать, умение легко отрываться от пола.

Специальные упражнения для развития мышечной силы в образных двигательных действиях и заданиях.

Чтоб красиво нам ходить,

Надо мышцы укрепить,

Живот и спинку подкачаем,

Осанку гордую поставим.

«Укрепи животик» — из положения лежа на спине поднимание согнутых ног.

«Укрепи спинку» — лежа на животе, руки вверх, прогнуться.

«Отдых» — ходьба по кругу с правильной осанкой под музыкальное сопровождение.

3. Разучивание танцевальных движений.

4. Музыкально — творческая игра « Танец огня».

5. Игроритмика. Ходьба на каждый счет и через счет с хлопками в ладоши.

Чередование ходьбы, высоко поднимая колени с подскоками, развивать умение свободно переходить от активного шага к лёгкому подскоку.

Боковой галоп повернувшись лицом к центру круга, в чередовании с кружением на подскоке вокруг себя, следить за правильной координацией рук и ног, передавать в движении лёгкий характер музыки.

Ходьба на месте перенося вес тела, ходьба вперёд-назад, вправо вокруг себя, влево вокруг себя, учить детей начинать движение с носка. Ритмично сгибать и разгибать колени.

Круговое движение рук со сжиманием и разжиманием кулачков, выполнять движения ритмично. Избегать напряжения кистей рук.

Круговые движения туловищем начинать движения вместе с музыкой, не отставая и не опережая её. Сохранять равновесие.

Прыжки на одной ноге, сгибая и разгибая свободную ногу, учить добавлять произвольные движения руками и головой.

Выполнение упражнения под музыку с притопом под сильную долю такта.

Стоя, руки на поясе. Наклон вперёд, выпрямиться, притоп.

3. Обучение танцам.

4. Музыкально-подвижная игра «Ручеек».

5. Упражнения на расслабление мышц, дыхание и на укрепление осанки.

Дыхательные упражнения на имитационных и образных движениях.

Воздух мягко набираем. Вдох.

Шарик красный надуваем. Выдох.

Пусть летит он к облакам. Вдох.

Помогу ему я сам! Выдох.

Пружинящий шаг в чередовании с подскоками, совершенствовать сильный энергичный подскок. Уметь четко переходить от активного движения к более спокойному, плавному.

Круговые движения руками (поочередно правой, левой) — учить отмечать сильные доли в тактах. Добиваться, чтобы дети чувствовали моменты расслабления мышц рук.

Покачивание руками и туловищем (руки в стороны), продолжать учить детей дополнять движения с расслаблением полусогнутых коленей.

Наклоны туловища вперед, учить прогибать и выпрямлять спину.

Круговые движения бедрами, совершенствовать умение переносить вес тела с одной ноги на другую, покачивая бедрами.

Прыжки, закреплять умение детей ритмично подпрыгивать, сохраняя правильное положение корпуса.

2. Акробатическое упражнение — держать корпус прямо, сохранять равновесие. Вертикальное равновесие на одной ноге с различными движениями рук.

На одной ноге постой-ка,

Будто ты солдатик стойкий.

Ногу правую держи,

Да смотри не упади.

А теперь постой на левой,

Если ты солдатик смелый?!

3. Обучение танцам.

4. Музыкально — подвижная игра «Распутай веревочку».

5. Упражнение на расслабление мышц, дыхательные и на укрепление осанки.

Один, два, три, четыре, пять!

Все умеем мы считать,

Отдыхать умеем тоже —

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко — легко подышим.

Отчетный концерт «Весенняя встреча».

Литература:

1. «Фольклор — музыка — театр», под редакцией С. И. Мерзлякова, издательство «Владос» 1999 г.

2. « Са — Фи — Дансе» Ж. Е. Фирилева, Е. Г. Сайкина, Санкт — Петербург «Детство — пресс», 2000 г.

3. «Учите детей танцевать»Т. В. Пуртова, А. Н. Беликова, О. В. Кветная, изд. «Владос» 2003 г.

Приложение

Танцевальные игры

Родительское собрание «Всестороннее развитие ребенка средствами музыки и ритмических движений»

«От красивых образов мы перейдем к

красивым мыслям, от красивых

мыслей к красивой жизни и от

красивой жизни к абсолютной красоте»

В наше социально-ориентированное время, когда жизнь человека стала оцениваться мерой успеха, признания и достижения конкретных целей, всестороннее развитие ребенка средствами музыки и ритмических движений играет немаловажную роль в развитии творческой и гармонично-успешной личности ребёнка.

В жизни каждой семьи наступает момент, когда родители задумываются над тем, в каком творческом направлении «отправить» ребёнка и как его развивать. Очень многие выбирают для своего ребёнка занятия танцем, для малышей, как правило, все начинается с ритмики и ритмических движений. На таких занятиях ребёнок не только научится красиво танцевать, двигаться, держать осанку, но и будет развиваться духовно. Ведь танец — это творчество, танец — это именно тот вид искусства, который поможет ребёнку раскрыться, показать окружающим, как он видит этот мир. Что говорить о том, как важно для девочек и мальчиков понятие «первый танец», ведь они хотят чувствовать себя настоящими принцессами и принцами на балах, как в сказках.

Детские танцы — это изучение основных средств выразительности (движения и позы, пластика и мимика, ритм), которые связаны с эмоциональными впечатлениями маленького человека от окружающего мира. Детский танец начинается с ритмики, где изучение танца начинается с простых движений, зачастую, занятия больше похожи на игру, но в этой игре ребёнок научится тем вещам, которые очень пригодятся ему в жизни. Основная цель на занятиях ритмики с дошкольниками — всестороннее развитие ребенка, развитие музыкальности и ритма на занятиях, формирование творческих способностей и развитие индивидуальных качеств ребенка, средствами музыки и ритмических движений.

Для полноценного восприятия музыкальных произведений на занятиях ритмики и его творческого отображения в танце необходимо помочь детям понять специальный язык музыки, его характер, жанр и особенности ритмического рисунка. Для развития творческой исполнительской деятельности в танце, детям нужно более углубленного изучать и понимать особенности того или иного музыкального произведения — это несомненно способствует совсем иному осмыслению хореографического и музыкального искусств. Это дает детям возможность поднять свой творческий потенциал на иной более высокий уровень и открыть новые интересные возможности в творческом процессе.

На занятиях ритмики предоставляется возможность полноценно развивать индивидуальные особенности каждого ребенка, сформировывать хороший эстетический вкус, помогая тем самым приводить в гармонию внутренний мир ребенка.

Гармония (от греч.) – «согласие, лад, красота». Чувство гармонии является наиболее правильной организацией содержания, упорядоченностью структуры предмета, явления, придающей им стройность и законченность. Способность обнаруживать гармонию в жизни, искусстве и вносить её в практику, во всю многообразную нашу жизнь, является великим человеческим умением, приносящим радость бытия всем, кто этим чувством наделен. Немаловажную роль в творческой активности и развитии духовного мира ребенка играет формирование эстетического вкуса. Как же можно развить эстетический вкус?

Эстетический вкус воспитывается, во-первых, благодаря развитию способности ощущать выразительность искусства, понимать язык искусства; во-вторых, теоретическому обучению, в-третьих, творческой и исполнительской деятельности детей на детских утренниках, концертах и творческих вечерах.

Подход к каждому ребенку состоит в том, чтобы помочь раскрыть его творческие таланты, научить общаться, выражать себя, чувствовать себя уверенно в жизни, повысить способность адаптации к различным жизненным изменениям.

Каждый ребенок придумывает танец для выбранной эмоции. Большое удовольствие у детей вызывает именно сочинение своих танцев, где они могли выразить свои чувства в безопасной форме. Интересное наблюдение состоит в том, что в этом возрасте дети неохотно играют отрицательных персонажей, предпочитая изображать принцесс и принцев, но они с энтузиазмом сочиняют танец злости, становясь злостью, исполняя ее танец.

Значимость выражения эмоций через движение состоит в том, что именно таким образом осуществляется знакомство с собственными эмоциями, их принятие, а также развитие психологической способности переживать собственные чувства и принимать их у других. На успешность решения поставленной задачи большое влияние оказывает умение слушать, анализировать и понимать музыкальное произведение, что способствует проявлению более яркого и творческого образа в танце. Навыки музыкального восприятия помогают прослеживать становление музыкального образа, его характер и чутко воспроизводить ритмический рисунок.

Начиная заниматься танцами в детском возрасте, можно предотвратить возникновение негативных установок, изменить образ мыслей, улучшить отношение к окружающим. Таким образом, танец является чем-то большим, чем просто движения под музыку. Это способ работы над собой, помогающий добиваться успехов в любой сфере деятельности. Он воспитывает те способности, которые управляют взаимодействием духа и тела и помогают проявлять вовне то, что находится внутри нас. Занятия танцами дарят ребенку радость движения, общения, обогащают его внутренний мир и помогают познать себя.

Консультация для педагогов «Психотерапевтические возможности движения и танца при работе с детьми дошкольного возраста»

На возможностях влияния на психику с помощью работы с телом основаны различные системы телесно-ориентированной психотерапии, в том числе двигательной и танцевальной, которые сейчас приобретают всё большую популярность. Это в значительной степени связано с тем, что современному состоянию человеческого общества присуще преувеличение рационального начала, чрезмерное внимание к интеллекту, социальным достижениям и подавление инстинктивного, «дикого».

В последнее время возникла ситуация, когда особенно сильно от этого могут пострадать дети дошкольного возраста. Многих родителей очень рано начинает волновать тема образования собственных детей. Появляется тревога, сможет ли ребёнок поступить в престижную школу, вуз; и многие родители начинают беспокоиться об этом заранее и готовить ребёнка и к самому поступлению в школу, и к последующей учёбе в ней. Происходит слишком раннее обучение математике, письму и чтению, и уделяется недостаточно внимания эстетическому развитию ребёнка (музыке, пению, танцу, рисунку, и т.п.). Всё это приводит к тому, что у ребёнка начинает усиленно развиваться левое полушарие в ущерб правому, и очень важная область психики (эмоции, интуиция) остаётся недоразвитой, выпадает. Это может самым непосредственным образом негативно сказаться на дальнейшем развитии ребёнка.

Имеющиеся работы по танцедвигательной терапии носят в значительной степени общетеоретический, отвлечённый характер. В них почти невозможно обнаружить конкретные рекомендации, методики и т.д. А литература по психологическим аспектам движения у детей, по крайней мере, на русском языке, практически отсутствует вообще.

Мне хочется рассказать о конкретных играх, решающих определённые психологические задачи и позволяющей работать с определёнными психологическими проблемами дошкольников с использованием возможностей движения, танца, игр и т.д.

Упражнение, направленное на реализацию потребности детей быть увиденными:

Руководитель задает детям различную музыку: вальс, марш, полька. На музыку вальса дети придумывают легкие плавные движения. На музыку марша изображают солдатиков, гимнастов и т. д. На музыку польки дети прыгают, бегают, изображая зайчиков, белочек.

Лучшую творческую импровизацию руководитель отмечает и показывает всем.

Тревожность, страхи; умение обороняться:

«Распутай веревочку», «Птица в клетке».

Игра направлена на развитие быстроты и ловкости. Упражнения на релаксацию. Для лучшей релаксации полезно сочетать движения с дыханием, а также различными образами. Детское воображение с большим удовольствием окунается в захватывающую историю. Поэтому важно придумывать истории с интересным сюжетом, которые бы одновременно способствовали расслаблению.

Одной из высших форм движения является танец, часто являющийся свободным выражением творческой фантазии.

Особенно велики возможности движения и танца при работе с детьми дошкольного возраста. Для многих детей в этом возрасте движение и танец являются важными средствами коммуникации. Кроме того, само движение, его особенности, характер позволяют много сказать о ребёнке, являясь очень информативными.

Совсем не обязательно работать исключительно в рамках танцедвигательной терапии. Наиболее эффективно возможности движения и танца при работе с детьми дошкольного возраста проявляются во взаимодействии с другими видами творчества (рисунок, метафоры, истории).

Описание танцев

«Танец с зонтиками»

Песня «Загадка-осень» исп. Т.Буланова.

Девочки выходят друг за другом с зонтиками на плече.

Приставной шаг вправо — пружинка, тоже влево – пружинка;

Через одну идут вперёд и назад;

Повторение приставного шага;

Обходят друг друга, качая зонтиками вправо – влево;

Кружатся, подняв зонтик вверх.

Идут кругом, крутя зонтиком сбоку;

Ставят зонтик на пол и обходят его.

Бегают по залу врассыпную, зонтики подняты вверх;

Выстраиваются в одну линию.

Повтор движений припева.

Песня «Танцуй веселей» исп. гр. «Кар – мэн»

Мальчики выходят подскоками.

Два шага в сторону, руки перед собой;

«Окошко» руками резкими движениями;

Руки поставлены «ладьёй», прихлопнуть сначала по одной

ладони, затем по другой;

4 маха ногами вперёд, продвигаясь вперёд;

7 шагов назад, широко расставив ноги.

Ногу вперёд и руку в кулак вперёд (рэп),

поочерёдно левую и правую;

Руки «ладьёй» шаг вперёд, руку вперёд,

тоже другой рукой и ногой;

Медленно вести рукой вправо – влево;

Ногу назад, скрещивая (рэп);

Заканчивать: упасть на колени,

широко расставив, руку в кулаке вверх.

Песня «Новогодняя» исп. гр. «Дилижанс».

Выбегают девочки и строятся в шахматном порядке.

Выход на пятки, разводя руки в стороны, возвращаясь,

хлопок по ногам;

Руки сложены «Полочкой»

Два шага влево, два вправо с притопом.

Руки вверх, шире пальцы, двигая вправо-влево.

На счёт 1,2,3 –шаги вперёд,

На 4 — притоп, руки согнуты в локтях;

Тоже возвращаясь обратно.

Стоя на месте, поворачивать туловище вправо, влево,

выполняя движения кулачками.

Движение по кругу с поднятыми руками вверх.

Поклон, руки назад.

Муз. Штраус «Полька «Трик-трак».

Дети выстраиваются в одну линию, держа фонарики в правой руке;

Пружинка с покачиванием фонарика вправо-влево;

Ходьба по кругу приставным шагом с пружинкой, фонарик впереди себя;

Шаг в круг, фонарик вверх;

Шаг назад, фонарик вниз;

Бег по кругу, фонарик вверх — сбоку;

Возвращение и построение в одну линию;

Фонарик поставить на пол, ходьба вокруг фонарика приставным шагом;

Взять фонарик левой рукой, зацепиться за руки, идти по кругу;

Выстроиться в одну линию, по очереди присаживаются на пол.

Муз. Штраус «Полька «Пиццикато»

Дети подскоками выбегают с погремушками в руках и выстраиваются в одну линию;

Шумят погремушками справо-слева, подскоками кружатся вокруг себя;

Бег подскоками по кругу и выстраиваются в линию;

Ударяют погремушками то по правому колену, то по левому, кружатся подскоками вокруг себя;

Бег подскоками по кругу, погремушки вверху;

Выстраиваются в линию и садятся на пол широко раздвинув ноги, погремушки вверх, поклон.

Исп. DJ Слон «Финская полька».

Дети выбегают подскоками парами, держась за руки.

Пятка-носик, 3 притопа поочередно то правой, то левой ногой;

Кружатся под локоть, хлопок в ладоши;

Шаги навстречу друг другу, соединяют противоположные

ладошки и обходят друг друга.

Мальчик поворачивается к девочке и выполняет присядку,

девочка – пружинку с поворотами;

Кружатся под локоть, хлопок в ладоши и

кружение в другую сторону.

Повтор движений 1 куплета.

Девочки танцуют «ламбаду», мальчики хлопают;

Мальчики берут девочек под локоть и подскоками по кругу.

Девочки кружатся вокруг себя, мальчики вприсяде

выбрасывают ноги вперёд;

Мальчики берут девочек под локоть и прогулочным

Быстро выбегают, поклон и убегают.

«В мире животных»

Муз. X-MODE & DJ NILL «ANIMAL»

Из приседа дети встают по очереди;

Руки в замок, ударяют по коленям и плечам поочередно;

Выпрыгивание вверх, широко ноги в стороны;

Повтор движений кулачками;

Девочки прыжки с поворотом в сторону и вертят «хвостиками» (на четыре стороны), мальчики ногу назад — крест (рэп);

Шаг в сторону и поворот вокруг себя, вертят «хвостиками»;

Поворачиваются друг к другу и играют «лапками»;

«Летают» врассыпную по залу, выстраиваются в линию;

Девочки закручиваются к мальчикам, соединяют «лапку» свободную, раскручиваются;

Прыжок вверх, ноги в стороны, руки широко вверх;

Поклон и убегают.

Исп. А.Губин «Зима — холода».

Дети выходят с хлопками над головой и

встают в шахматном порядке;

Ноги на ширине плеч, руки в сторону — вверх;

Переносят руки вправо- влево, покачивая бедрами;

Слегка присев, перенести тело вправо, затем влево;

Шагом меняются местами первая и вторая линия с притопом;

Приставной шаг вправо, хлопок в ладоши справа, то же влево;

Шагом круг вокруг себя;

Хлопки над головой, покачивая бедрами.

Девочки закручиваются поочередно вправо,

А раскручиваются влево, возвращаются;

Приставные шаги с кружениями вокруг себя.

Дети убегают, затем возвращаются,

Правая рука вперед, вверх, вниз, присесть на колено боком, поклон.

Мальчики выводят девочек, держа их за пояс. У девочек руки сложены «полочкой». Дети встают в одну линию.

Девочки выходят вперед и выполняют кружение

вокруг себя на одной ноге отталкиваясь другой;

Мальчики, стоя на месте, притопывают одной ногой;

Девочки возвращаются на место;

Мальчики выходят вперед и выполняют присядку,

возвращаются на место;

Два шага вправо, руки сложены «полочкой», кружение

вокруг себя подскоками, захлёстывая ноги назад;

Два шага влево, руки «полочкой», выбрасывание руки

2 раза вверх с пружинкой;

Выход вперёд на пятки, затем выброс руки вверх.

Девочки закручиваются к мальчикам;

Мальчики выходят вперёд и кружатся на руке.

Мальчики выходят вперёд и выполняют прыжки с

выбрасыванием ног на пятки, руки вперёд;

Девочки подходят к мальчикам, те берут девочек за талию

и обходят друг друга притопом, глядя в глаза друг другу.

«Всё будет хорошо»

Исп. MF «Всё будет хорошо»

Дети подскоками выбегают и встают в шахматном порядке.

Ноги на ширине плеч, сначала правой рукой закрывают глаза,

затем левой, в той же очерёдности открывают;

Руки в стороны, перенос тела вправо, влево;

Отбегают назад и снимают чёрные накидки.

Подскоками меняются местами, выставляют поочередно

руки вперёд, большим пальцем вверх;

Возвращаются на свои места;

Три шага на месте;

Шаг вправо, рукой показать вправо;

Шаг влево, рукой показать влево;

Ногу поставить на крест и поворот вокруг себя;

Руки поочерёдно вперёд, большой палец вверх;

Подскоки, образуя круг, руки вверх;

Вернуться на свои места.

Шаги с кружением вокруг себя, хлопок;

Вернуться на место, хлопок;

Зацепиться за руки, сделать круг, бег на носочках по кругу;

На своих местах хлопки над головой.

Проигрыш: (тик – тоник)

Руки «полочкой», резкие движения локтями в стороны;

Руки слегка наклонить вправо, резкие движения локтями;

Руки наклонить влево, резкие движения локтями;

Вытянуть руки вперёд, выворачивать руки внутрь к себе (3р);

Круговое движение правой рукой вокруг головы, затем левой;

Ногу на крест и поворот вокруг себя;

Подскоки по кругу, вернуться на свои места;

Правой ногой выпад вперёд,

правая рука вперёд, большой палец вверх.

Сценарий танцевального праздника «Солнечные лучики» (отчётный концерт)

В середине комнаты стоит стул. Из-за двери доносятся всхлипывания, рыдания. В комнату входит ведущая в костюме клоуна.

Ведущая : Здравствуйте, ребята! К сожалению, сегодня нас на детском празднике встречает не веселая музыка, а грустные всхлипывания. И если вы мне не поможете, нам придется их слушать целый день, и не будет никаких игр, никаких танцев. Но ведь вы мне поможете?

Ура! Ура! Сколько у меня помощников! Как я рада! Тогда я расскажу вам, что здесь случилось. В одной русской народной сказке у одного царя родилась дочь – значит, царевна. С детства девочка была избалованной, капризной. А тут еще царь поругался с Бабой-Ягой, хотел ее с территории царства прогнать. Так она заколдовала царевну, сказала: царевна будет до тех пор плакать, пока ее кто-нибудь не развеселит. Никто не смог развеселить царевну. И вот теперь вся надежда на меня и на вас, конечно. Говорят, здесь самые веселые ребята. Это верно? Ура! Ура! Тогда у нас все получится.

Плач становится громче. Рыдая, выходит царевна Несмеяна. Садится на стул, громко сморкается в огромный платок и всхлипывает.

Ведущая (шепотом): А вот и она. Будем веселиться. (Делает реверанс в сторону Царевны.) Доброе утро, Ваше Мокрейшество! Какое у нас настроение сегодня с утра?

Царевна : Плохое. (рыдает).

Ведущая : А не угодно ли будет вам посмотреть, как весело играют ребята?

Царевна : Не угодно. (рыдает).

Ведущая (шепотом): Хоть и заплесневелая, а царевна все-таки. Придется тешить ее капризы. Ребята, давайте покажем, как мы умеем играть. Я вам расскажу, что видела в зоопарке, а вы, если не верите, громко хором говорите: «Это просто ерунда!» А если верите – «Видели, видели, в зоопарке видели».

За решеткой у ворот

Спит огромный бегемот.

Дети : Видели, видели, в зоопарке видели.

Ведущая : А пятнистая гиена точит когти о полено.

Дети : Это просто ерунда!

Ведущая : До чего свиреп и лют хищный зверь – большой верблюд.

Дети : Это просто ерунда!

Ведущая : На хвостах висят мартышки, то-то рады ребятишки.

Дети : Видели, видели, в зоопарке видели.

Ведущая : Пони, маленькие пони, до чего красивы кони.

Дети : Видели, видели, в зоопарке видели.

Ведущая : За морями, за долами ходит курица с рогами.

Дети : Это просто ерунда!

Ведущая : Выше ели и осины полетели вдруг пингвины.

Дети : Это просто ерунда!

А вчера – вот это дело!

– Хрюша по небу летела!

Дети : Это просто ерунда!

Последний раз «Это просто ерунда!» Царевна кричит вместе с детьми, клоун оборачивается, смотрит на нее и хлопает в ладоши. Несмеяна начинает громко плакать.

Ведущая : Да, таких внимательных ребят сложно обмануть. Но ведь обманы мои – не обманы, а просто выдумка – для хорошего настроения, для веселого смеха.

Царевна : Плохая игра, скучная, в такие игры только маленькие дети играют, а я уже большая, мне не интересно (сморкается, плачет).

Ведущая : Да, с первого раза не получилось. Но ничего, не расстраивайтесь. Мы сейчас что-нибудь придумаем. Ребята, что вы еще любите делать? (Дети отвечают.) Ура! Ура! Теперь я знаю, как нам развеселить царевну Несмеяну. Давайте покажем ей, как мы умеем танцевать. Может быть, и она захочет танцевать с нами и развеселится. Ребята, покажем, как мы танцуем?

Играет музыка, дети танцуют, детский праздник в разгаре. В конце танца клоун за обе руки тянет Несмеяну танцевать, она поддается, слабо и вяло двигается. Когда музыка заканчивается, Несмеяна садится на свое место и начинает плакать.

Царевна : Не хочу танцевать, не буду. Я не умею танцевать, как ребята (рыдает).

Ведущая : Не плакать надо, Ваша Серьезность, а учиться.

Царевна : А как учиться? Я не умею учиться.

Ведущая : Ребята, покажем, как мы учились танцевать, например, ламбаду. Учиться – это почти все равно, что играть. Вот все ребята стали в круг, и Вы, Ваше Вашество, тоже становитесь.

Проводится игра. Несмеяна делает движения вместе со всеми. После игры Несмеяна стоит в кругу, всхлипывает.

Царевна : Не нравится мне ваша игра, не царское это дело.

Ведущая : Не нравится эта – мы другую знаем. Она называется «Музыкальные змейки».

Все играющие делятся на три группы, построенные в колонны в определенном месте зала. Каждая колонна детей выбирает себе определенную мелодию. Например, первая группа выбирает вальс, вторая — польку, третья — танго. Выбирать можно и три разные детские песни из мультфильмов или сказок.

Как только зазвучала из мелодий, колонна, выбравшая ее, должна двигаться по залу в любом направлении за впереди стоящим. Но вдруг зазвучала другая мелодия, так же действует следующая колонна, а первая останавливается и принимает упор присев. При звучании третьей мелодии действия команд происходят аналогично. Какая колонна не ошибается при узнавании своей мелодии, та и выигрывает.

Царевна (капризно): Я устала от ваших игр. Они мне надоели. Мне скучно.

Ведущая : Опять не получилось. Что же делать?

Царевна (сквозь слезы): А вы еще потанцуйте, я, так и быть, посмотрю.

Ведущая : Ребята, будем танцевать? Только вы должны танцевать еще веселее, чтобы царевна перестала плакать.

Звучит музыка, все танцуют. Несмеяна пританцовывает на стуле. Когда танец заканчивается, Несмеяна начинает громко рыдать.

Ведущая : Ваше Мокрейшество! Неужели Вам не понравилось, как мы танцуем?

Царевна : Понравилось. Мне просто сидеть здесь надоело!

Ведущая : Ура! Ура! Получается! Идите, Несмеяна, танцевать вместе с нами!

Царевна (вытирает платком глаза): Нет, танцевать я не буду, вы будете надо мной смеяться, а вот поиграть, может быть, вы меня уговорите, если только я обязательно выиграю.

Ведущая : Ну, если приложить старание, умение, ловкость, Вы обязательно выиграете.

Царевна : Тогда я попробую.

Ведущая : Ура! Ура! У нас все получится! А какую же игру предложить Несмеяне? Я придумала! Все девочки любят прыгать через скакалку. Девочки, вы все умеете прыгать через скакалку?

Царевна (рыдает): А я не умею.

Ведущая : Не плачьте, Ваша Заплесневелость, этому так легко научиться. Смотрите! (Прыгает.)

Царевна : А у меня получится?

Ведущая : Конечно, держите скакалку вот так и прыгайте.

У Царевны не получается несколько раз, потом она начинает прыгать.

Ведущая : Ура! Ура! Получилось. Вот и давайте проведем соревнование, кто больше раз прыгнет, вы или я. А вы, дети, считайте.

Царевна прыгает больше.

Царевна : Я победила, я всегда побеждаю, я же Царевна.

Ведущая (шепотом детям): Это я специально ей уступила, пусть похвалится. А теперь посмотрим, Ваше Вашество, как девочки прыгают. Сейчас мы соберем две команды. Одна команда называется Команда Царевны Несмеяны, а другая – Команда самого веселого, самого умного клоуна, то есть меня. Приготовились: раз, два, три. Из каждой команды я выбираю двух помощников. Они будут раскручивать скакалку. Кто пропрыгает 10 раз – остается, а кто меньше 10 раз – выходит из игры.

В игре принимают участие все дети.

Ведущая : Победила команда. Да, прыгать вы умеете.

Не доехать, не допрыгнуть?

Ну, еще туда-сюда.

Но не достать его руками?

Ребята, ну это же просто.

Царевна : Ребята, правда же, достать до носа очень просто?

Ведущая : Ах, Вы так заявляете? Беремся быстренько правой рукой за нос, а левой за правое ухо и, по моей команде, поменяем руки местами. Приготовились, меняем! Раз, два, три! Поменяли? Не получилось! Я же говорила, что вам до носа не достать! Попробуем еще раз.

Несмеяна смеется над проигравшими участниками детского праздника.

Ведущая (шепотом): Ребята, вы ничего не заметили? Несмеяна засмеялась! Ура! Ура! Получилось.

Клоун берет Несмеяну за руку и кружится с ней.

Царевна : Я и сама не заметила, когда мне стало смешно. А давайте еще потанцуем, я думаю, у меня получится.

Ведущая : Конечно, конечно! Ребята, давайте танцевать.

Царевна : А у меня для вас подарочек есть. За то, что вы меня развеселили, – честное слово, я раньше не умела смеяться, а теперь у меня даже платье высохло, – за все это я дарю вам солнечные лучики! Они всегда будут приносить радость и веселье. Плакс не будет никогда!