Программа по историко бытовому и современному бальному танцу

Программа по историко бытовому и современному бальному танцу

Социальный паспорт образовательной «Историко-бытовой и современный бальный танец»

1. Наименование образовательной программы.

Образовательная программа дополнительного образования детей по предмету «Классический танец».

Вид деятельности: хореографическое творчество.

2. Ф. И. О. разработчика (автора, составителя).

Иванова Татьяна Викторовна, преподаватель хореографического отделения Опочецкой детской школы искусств.

3. Актуальность и социальная значимость программы

Обучение историко-бытовым и современным бальным танцам дает возможность творческого роста тем учащимся, которые по каким – либо причинам не преуспели в

§ изучении других танцевальных предметов (классический танец, народный танец).Учебная образовательная программа по предмету «историко-бытовой и современный бальный танец» обусловлена образовательными потребностями конкретной категории учащихся. В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов дополнительного образования относятся такие, как создание такой системы обучения хореографии, которая позволит:

§ выявить и развить личностные качества учащегося;

§ организовать полноценный досуг, наполняя его активно-деятельным, эмоционально и психологически комфортным содержанием;

§ помочь организовать здоровый образ жизни;

§ привить аккуратность, культуру поведения, умение ценить красоту;

§ приобщить к культурным ценностям.

4. Возраст и контингент детей.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 10-18 лет.

5. Цель и задачи программы.

ормирование личности с широким эстетическим кругозором, способной к творческому самовыражению и самореализации через овладение основами историко-бытового и современного бального танцев. Достижение поставленной цели связано с решением следующих ЗАДАЧ:

§ Изучить теоретические основы истории возникновения и путей развития историко-бытового и современного бального танца 16-20 веков ;

§ обучить детей основным элементам историко-бытовой и современной бальной хореографии;

§ приобрести свободу движения в танце, сформировать чувства партнерства и ансамбля;

§ иметь представление о стилях разных исторических эпох ( манере и характере исполнения, музыкальном сопровождении, костюме).

§ развивать творческий потенциал учащихся на основе танцев разных эпох;

§ развивать технику исполнительского мастерства;

§ способствовать профессиональной ориентации;

§ совершенствовать практические навыки: подъём, танцевальный шаг, прыжок, ритмичность, пластичность и эластичность мышц, музыкальность, сообразительность, координацию, эмоциональность.

§ воспитывать культуру поведения;

§ воспитывать личность учащегося на основе изучения танцевальной культуры разных эпох;

§ воспитывать трудолюбие, дисциплинированность, обязательность, аккуратность, чувство коллективизма;

§ организовывать полноценный досуг;

§ воспитывать потребность здорового образа жизни.

6. Срок реализации.

Программа рассчитана на 4 года обучения: 4 класс – обучение историко — бытовому танцу, 5-7 классы – обучение современному бальному танцу. Занятия по предмету проводятся один раз в неделю продолжительностью 2 академических часа. Урок проводится в форме группового занятия. Количество учащихся в группе в среднем 10 человек. Основным методом обучения является практический метод.

7. Предполагаемые (ожидаемые) конечные результаты и социальный эффект.

По окончании изучения программы по предмету « Историко-бытовой и современный бальный танец» учащиеся хореографического отделения должны;

терминологию историко-бытового и современного бального танца,

метроритмические раскладки исполняемых танцев;

особенности, традиции, характер, манеру исполнения; эмоциональную окраску каждой исторической эпохи и современных бальных танцев;

элементы историко-бытовых и бальных танцев (положение корпуса, шаги, позы, поклоны).

культурой, характером и манерой исполнения историко-бытовых и современных бальных танцев;

техникой танцевальных движений.

рассказать о танцах разных эпох;

передавать в движении сложные технические и ритмические рисунки историко-бытовых и современных бальных танцев;

исполнять технически правильно движения историко-бытовых и современных бальных танцев;

работать в парах и коллективе.

– навыки использования самостоятельности, силы воли, осознание значения результатов своего творческого поиска;

— формирование начального уровня коммуникативной и социальной компетентности;

— положительная динамика развития психических качеств и уровня общей культуры;

— умение организовывать свое свободное время, занимаясь содержательной «полезной» деятельностью.

8. Система контроля за исполнением программы.

Формы контроля. В конце 1-3 четверти каждого учебного года(4-7классы) – контрольный урок, в конце каждого учебного года (4-7 классы) – переводной контрольный урок.

В конце 4 года обучения (7 класс) – открытый контрольный урок. Является основной формой итоговой аттестации. Урок проходит по материалам , соответствующим программным требованиям.

Педагогический контроль результатов освоения программных требований предполагает такие виды как: текущий, промежуточный и итоговый годовой.

Текущий контроль (по итогам занятия) осуществляется для выявления уровня освоения материала, при этом объектом контроля являются: правильность исполнения, техничность, активность, уровень физической нагрузки, формами контроля являются: просмотр, анализ выполненного задания. После чего педагог может выставить оценки в журнал и дать домашнее задание.

Промежуточный контроль осуществляется по итогам четверти или полугодия, задачами являются выявить уровень освоения учащимися программы, определить изменения в уровне развития творческих способностей за данный период обучения. Оценивается правильность исполнения, техничность, активность, уровень физической нагрузки, знание теоретической и практической части.

Итоговой годовой контроль (переводной контрольный или открытый контрольный урок) проходит в конце учебного года, служит для выявления уровня освоения учащимися программы за год, изменения в уровне развития творческих способностей за данный период обучения. В ходе итогового годового контроля оценивается: правильность исполнения; техничность; активность; уровень физической нагрузки; знание теоретической и практической части; творческий подход, артистичность.

9. Разделы учебно-тематического плана образовательной программы.

Образовательная программа «Историко-бытовой и современный бальный танец» состоит из трех разделов:

1. Экзерсис (разминка) на середине зала:

2. Танцевальные упражнения и комбинации на середине зала

3. Постановка этюдов на основе проученных движений

Все перечисленные разделы связаны между собой, однако, каждый из них имеет свои конкретные задачи.

§ Общие положения рук для юношей и девушек.

Программа по» Историко- бытовому и бальному танцу»

Предпросмотр страницы №1

Ханты-Мансийский автономный округ — Югра

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская школа искусств»

Обсуждено на заседании«Утверждаю»

методического отдела___________ М.П. Гладкова

«___ » ___________ 20___г.

Протокол № ____________Директор МБОУ ДОД ДШИ

«Историко-бытовой и бальный танец»

Образовательная (рабочая) программа

для отделения хореографического искусства.

( срок реализации — 6 лет. )

Содержание

1. Учебно-тематический план

2. Содержание курса

3. Перечень материально-технического обеспечения

4. Список литературы

В условиях школы искусств историко-бытовой и современный бальный танец играет немалую роль в создании репертуара хореографических отделений, тесно связан совсем циклом танцевальных дисциплин и, прежде всего, с классическим танцем, являющимся основой этого цикла.

Курс историко-бытового и современного бального танца для хореографических отделений детских школ искусств расчитан на 6 лет (2-7 класс) с семилетним сроком обучения.

В основу программы вошли бытовые танцы XVI — XIX веков, имеющие свои характерные особенности в музыке и танцевальной лексике. Танцы, созданные на основе народных плясок – это «Русский лирический», «Рилё» и другие. Так же проучивается раздел бального танца. Латино-американская программа: «Самба», «Ча-ча-ча», «Р умба», «Джайв», «Пасадобль». Западно-европейская программа: «Медленный вальс», «Фокстрот», «Танго», «Венский вальс». Детские танцы: «Диско-мячик», «Вару-вару» и другие танцы советской программы, по усмотрению преподавателя.

Изучение простейших элементов историко-бытового танца, позволяет учащимся освоить танцевальную культуру XI X -XX в.в., в которые входят танцы исполняемые на балах, светских приёмах, овладение которыми способствует формированию правильной осанки, изящества, умению общаться с партнером, т.е. основам танцевальной этики.

Обучение бальному танцу, воспитывающего у детей непринужденность, непосредственность исполнения, чувство ритма, развитие танцевальности, хорошей физической формы, пластики, координации, грациозности.

Бальный танец — увлекательный, интересный вид танца. Любой путь, каким бы сложным он не был, начинается с первого шага. Надо, прежде всего, уверенно держаться, умело вести партнёршу или легко следовать за партёром, чётко выполнять движения ногами и элегантно держать голову.

-Привить любовь к танцу

-Сформировать музыкально-двигательные и художественно-творческие способности

Рабочая программа на тему:
Рабочая программа «Историко-бытовой и современный бальный танец»

Рабочая программа «Историко-бытовой и современный бальный танец» расчитана на 7-ми летний срок обучения.

Предварительный просмотр:

Целью занятий «Историко-бытовой и современный бальный танецтанец» является ознакомление учащихся с танцевальной культурой, элементами быта и этикой соответствующей эпохи. Все вышеперечисленные аспекты познаются в историко-бытовом танце посредством своеобразной пластики, которая присуща каждому историческому периоду. Освоение данной хореографической лексики способствует более полному координационному развитию учащихся, дает возможность расширить уровень выразительности и растанцованности обучающихся, развивает музыкальность.

Очень важно, чтобы обучающиеся при посещении данных занятий не только овладели профессиональными навыками, но, прежде всего, осознали в историко-бытовом танце его этический аспект, нравственную

платформу, которая в современных условиях чрезвычайно важна и актуальна.

Бальный танец играет важную роль в процессе эстетического и

физического развития учащихся. Это связано, прежде всего, с многогранностью бального танца, сочетающего в себе художественно-эстетическое, музыкальное, пластическое, спортивно-физическое, этическое начала.

Занятия бальным танцем положительно сказываются на физическом развитии детей: соразмерно развивается фигура, улучшается координация движений, вырабатывается правильная и красивая осанка, внешний облик становится грациозным и элегантным. Учащиеся учатся следить за правильной постановкой корпуса и головы, получают навыки общей собранности, точности и четкости движений и в результате начинают более ловко и красиво двигаться.

  • Гармоничное развитие личности учащихся;
  • формирование художественно-эстетической культуры учащихся средствами «Историко-бытового и современного бального танцев»
  • Ознакомление с основными видами «Историко-бытового и современного бального танцев»;
  • формирование исполнительских умений и навыков, необходимых для точного и выразительного исполнения бальных танцев;
  • воспитание исполнительской культуры;
  • формирование культуры общения и культуры поведения;
  • развитие хореографических и музыкальных способностей, физических данных у обучающихся.

Основные формы контроля.

В конце каждой четверти следует проводить контрольные уроки. Это поможет преподавателю отследить уровень успеваемости обучающихся.

Начиная со второго года обучения рекомендуется в конце года проводить экзамен в открытой форме. На него могут быть приглашены преподаватели, друзья и родители. Это подготовит обучающихся к концертной деятельности.

Программа «Историко-бытовой и современный бальный танец» состоит из 3-х разделов:

Первый раздел – направлен на подготовку детей к изучению историко-бытовых и современных бальных танцев

Второй раздел – «Историко-бытовой танец» содержит танцы прошлых веков, которые получили широкое распространение далеко за пределами своей эпохи и места возникновения. Историческими они названы как танцы прошлого времени, а также как танцы, вошедшие в историю.

Третий раздел – «Современный бальный танец». В него вошли танцы Европейской и Латиноамериканской программ.

Рекомендации к разделам:

Первый раздел рекомендуется изучить в первые два года обучения.

Второй раздел – «Историко-бытовой танец» рекомендуется изучать на третьем, четвертом, пятом и шестом годах обучения в первом полугодии.

Третий раздел – «Современный бальный танец» рекомендуется изучать на третьем, четвертом, пятом и шестом годах обучения во втором полугодии. Европейскую программу рекомендуется изучать в третьей четверти, Латиноамериканскую – в четвертой.

Основные формы работы:

  • Групповые занятия – практические, систематические, целенаправленные занятия по изучению программного материала.
  • Репетиционные занятия – работа с обучающимися по закреплению методики исполнения движения, комбинации.

«Историко-бытовой и современный бальный танец» Адаптированная программа для учащихся хореографического отделения (1 – 7 класс, 1 – 5 класс)

МОУ ДОД «Детская школа искусств им. А.В. Кузакова», г. Киренск, Иркутская область

«Историко-бытовой и современный бальный танец»
Адаптированная программа для учащихся хореографического отделения
(1 – 7 класс, 1 – 5 класс)

1. Пояснительная записка

Данная программа является адаптированной, составлена на основе программы «Бальный танец» , , (Москва, 1986 г.), предусматривает возможность внесения дополнений и изменений с учетом местных и национальных особенностей.

— Социальная адаптация детей;

— Формирование духовно-нравственных ценностей;

— Воспитание исполнительской культуры.

— Воспитание музыкальных способностей;

— Формирование двигательных навыков и умений;

— Развитие физических данных, координации движения, пластичности, хореографической памяти, выносливости;

— Формирование умений соотносить движения с музыкой;

— Активизация творческих способностей;

— Формирование навыков коллективного общения;

— Приобщение к хореографическому искусству.

Основой программы является репертуар, который рекомендуется для разучивания и исполнения на школьных праздниках.

В репертуар входят народные и детские танцы (для младших школьников), танцы исторического наследия – отечественные и зарубежные, современные бальные танцы – европейские и латиноамериканские, отечественные бальные танцы, построенные на национальном материале и современных ритмах. Танцевальный материал дается в упражнениях, движениях, включающих элементы классического, историко-бытового, народного и современного бального танца.

Разделы программы в процентном соотношении распределяются примерно следующим образом: 40% отводится на музыкально-ритмические и тренировочные упражнения и разучивание элементов танцевального репертуара; 60% занимает разучивание композиций репертуара бальных танцев и тренировочная работа.

Естественно, что в возрастном аспекте соотношения могут несколько изменяться. Элементы и движения разучиваются по правилам школы классического, народного и бального танца.

В программу частично введены задания на импровизацию танца на основе разучиваемых движений.

Материал программы подобран с учетом возрастных особенностей школьников, их возможностей и интересов.

Основными показателями танцевальной культуры и эстетической воспитанности школьников, прошедших полный курс обучения, можно считать: музыкальность и выразительность, правдивость и искренность в передаче танцевального образа, благородство манеры исполнения, свойственное отечественной хореографической школе, осмысленное отношение к танцу как к художественному произведению, отражающему чувства и мысли человека, национальную специфику движений и социальный характер своего времени, понимание единства формы и содержания танца, понимание выразительности отдельных элементов. Показателем танцевальной культуры является эмоциональное восприятие хореографического искусства, способность самостоятельно оценить хореографическое произведение, а так же наличие у учеников нравственной воспитанности, выражающееся в частности в поведении школьников в коллективе, их трудолюбии, ответственности при выступлениях, чувстве товарищества, взаимопомощи, доброжелательности и росте их общественной сознательности.

Для занятий танцем необходимы: просторное помещение с хорошей вентиляцией, комната для переодевания, фортепиано или баян (аккордеон), аудиоаппаратура.

2. Примерное распределение учебных часов

Пластические движения (специальная гимнастика)

Элементы историко-бытового танца

Элементы бального танца

Работа над репертуаром

Беседы о хореографическом искусстве

Пластические движения (специальная гимнастика)

Элементы историко-бытового танца

Элементы бального танца

Работа над репертуаром

Беседы о хореографическом искусстве

Пластические движения (специальная гимнастика)

Элементы историко-бытового танца

Элементы бального танца

Работа над репертуаром

Беседы о хореографическом искусстве

Пластические движения (специальная гимнастика)

Элементы историко-бытового танца

Элементы бального танца

Работа над репертуаром

Беседы о хореографическом искусстве

Пластические движения (специальная гимнастика)

Элементы историко-бытового танца

Элементы бального танца

Работа над репертуаром

Беседы о хореографическом искусстве

Пластические движения (специальная гимнастика)

Элементы историко-бытового танца

Элементы бального танца

Работа над репертуаром

Беседы о хореографическом искусстве

3. Содержание разделов и тем

1. Элементы историко-бытового танца.

Теория: Характеристика историко-бытовых танцев, их связи со своей эпохой. Танцевальная культура средневековья. Координация движений рук, корпуса, ног и головы от простых к более сложным.

Практика: Па маршэ. Поклоны и реверанс. Па галопа по 6 раз. Па польки по 6й позиции, на месте и с продвижениями.

2. Бальный танец.

Теория: Детские бальные танцы, их простота, веселость, органичность движений, народная основа. Характер массового танца, необходимость слаженности движении, ритмическая точность. Танец – игра, его особенности и характер.

· «Разрешите пригласить» — парный, построенный на беге, подскоках, простых шагах в повороте, подбивке в сторону.

· «Брайль» — парный, построен на основном шаге, шаг с приставкой, журавлиный шаг, поклоны и реверанс, хлопки в ладоши.

· «Полька» — парный, построен на шаге польки, подскоках, галопе, притопах, хлопках.

· «Чарльстон» Начало изучения. Основное движение на месте, с шагом вперед, назад и в стороны, поступательный ход, кик, точки. Соединение фигур. Несложная композиция.

Требования: В конце первого года обучения:

Учащиеся должны знать:

— Основные положения рук, ног. Корпуса, головы.

— Методику исполнения элементов бального танца.

Учащиеся должны уметь:

— Мальчику, правильно подать руку, девочке, ответить на приглашение.

— Строиться в линию и круг.

— Грамотно исполнить простейшие элементы бальных танцев.

1. Элементы историко-бытового танца.

Теория: Правила исполнения движений по 3й позиции ног. Уровень рук (сниженная 2я позиция), маленькая позиция.

Практика: Маленькая позиция ( ладони повернуты вниз). Па дегаже – перенос корпуса с одной ноги на другую; из 3й во 2ю позицию с последующей подставкой ноги назад и вперед. Па глиссе – одинарный скользящий шаг вперед. Па полонеза вперед. Па вальса.

2. Современный бальный танец.

Теория: Особенности отечественного бального танца. Национальная основа и разнообразие ритмов. Одухотворенность, красота, грация, музыкальность и выразительность исполнения.

· «Школьная полька» — парный, построен на шаге польки, поклонах и галопе.

· «Полонез» Основные движения: шаг полонеза, шаг глиссад, балансе менуэт, соединение фигур из учебной программы. Несложные композиции.

· «Краковяк» — построен на па де баске, шагах, голубцах, тройном притопе, па вальса.

· «Чарльстон» — Повторение пройденного. Соединение фигур. Несложная композиция.

· «Ча – ча – ча». Начало изучения. «Чек», рука в руке, повороты на месте, плечо к плечу, поворот под рукой направо у девочки.

· «Медленный вальс» Начало изучения. Перемена с правой и левой ноги, правый поворот, левый поворот.

Требования. В конце второго года обучения:

Учащиеся должны знать:

— Правила грамотного исполнения бальных танцев указанных групп.

— Характер бального танца.

— Основные позиции: открытая, закрытая, променада.

— Происхождение танцев: «Медленный вальс», «Ча-ча-ча», «Полонез».

Учащиеся должны уметь:

— Грамотно исполнить бальные танцы указанных групп.

— Понимать характер бального танца.

— Ориентироваться в зале: направление, движение, по линии танца, против линии танца, к стене, к центру, диагонально к стене и по линии танца, диагонально к центру и по линии танца.

1. Элементы историко-бытового танца.

Теория: Танцевальная культура эпохи возрождения. Особенности стиля танца по 3й позиции. Полонез в рисунке.

Практика: Реверансы и поклоны XVI в. Движения па польки, повороты вправо. Вальсовая дорожка, па полонеза вперед, назад.

2. Современный бальный танец.

Теория: Особенности шага с каблука, опускание и подъем в медленном вальсе, наклоны, движение бедер в танце «Квадратная румба».

    «Террикона – вальс» — парный, со сменой пар, построен на вращении в парах на полтора тура и поклонах. «Квадратная румба» — правый и левый квадрат, полуквадраты, разрыв, правый поворот, правый квадрат с сольным поворотом девочки. «Медленный вальс». Повторение пройденного, закрепление навыков. Дополнительно: «Виск», поступательное шассе из позиции променада, открытие перемены назад. «Ча-ча-ча». Повторение пройденного, закрепление навыков. Дополнительно: открытое основное движение, «веер», «хоккейная клюшка». Соединение фигур, несложная композиция. «Рилио» — построен на основном шаге, двойном шаге на месте, вперед и в повороте, движении «каблучки», сольных поворотах. «Самба» Начало изучения. Правое основное движение, «Виск» направо и налево, ход в променаде. «Джайв» Начало изучения. Основные фоллэвей движения, смена места справа налево и слева направо, смена рук за спиной, звено. Соединение фигур, несложная композиция.

Требования. В конце третьего года обучения:

Учащиеся должны знать:

— Методику элементов бальных танцев указанных групп.

— Характер исполнения танцев: па полонеза, па польки, вальсовой дорожки.

— Основные позиции в паре в европейских и латиноамериканских танцах.

— Происхождение танцев: «Релио», «Самба», «Джайв».

Учащиеся должны уметь:

— Различать муз. размеры: Марша 4/4, вальса ¾, польки 2/4.

— Грамотно исполнить танцы: «Вальс», «Квадратная румба», «Ча-ча-ча», «Релио», «Самба», «Джайв».

3. Ориентировка в зале и направления шагов.

1. Направление по отношению к залу.

Основные: по линии танца, против линии танца, к стене, к центру.

Промежуточные: диагонально к стене по линии танца; диагонально к центру по линии танца; диагонально к стене против линии танца, диагонально к центру против линии танца.

2. Направление шагов. (по отношению к корпусу).

Основные: вперед, назад, направо, налево.

Промежуточные: диагонально вперед, налево; диагонально назад, направо; диагонально назад, налево.

1. Элементы историко-бытового танца.

Теория: Танцевальная культура XVIII – XIX веков.

Практика: 1,2,3 – я формы па шассе (по ), вальс по 3-й позиции. Посторенние пройденного. Дополнительно левый поворот.

2. Бальный танец.

Теория: Лучшие бальные танцы, созданные хореографами, их характеристика.

    «Сибирская полечка» — парный, построен на балансе вперед, назад, переменном ходе вперед, назад и в повороте, «моталочке», вальсовых поворотах. «Фигурный вальс» — парный, построен на балансе в сторону, вперед, назад, правом и левом повороте, сольном повороте девочки, дорожке. «Медленный вальс» — повторение пройденного, закрепление навыков. Дополнительно: наружная перемена, левое кортэ. Соединение фигур. Несложная композиция. «Ча-ча-ча» — повторение пройденного. Дополнительно: алемана, хип твист (закрытый, открытый), три «ча-ча-ча». Соединение фигур. Несложная композиция. «Самба» — повторение пройденного, закрепление навыков. Дополнительно: поступательное основное движение, ход на месте, боковой самба ход, корта джака. Соединение фигур. Несложная композиция. «Джайв» — повторение пройденного и закрепление навыков. Дополнительно: балл чейндж, американский слин, «стой – иди», хлыст с разделением. Соеденение фигур, композиция.

Требования: В конце четвертого года обучения:

Учащиеся должны знать:

— Особенности, манеры и стили танцев XVIII, XIX, XX веков.

— Позиции парных танцев.

— Что такое балансе, посыл корпуса и противодвижение корпуса.

— Методику исполнения элементов бальных танцев указанных групп.

Учащиеся должны уметь:

— Грамотно исполнить танцы: «Сибирская полечка», «Фигурный вальс», «Медленный вальс», «Ча-ча-ча», «Самба», «Джайв».

1. Элементы историко-бытового танца.

Теория: Происхождение менуэта, его место как формы и жанра музыки в произведениях композиторов классиков, манера и этикет в танцах XVII века.

Практика: Основной шаг менуэта, поклон, реверанс, положения рук, позировки.

2. Современный бальный танец.

Теория: Сведения о музыке латиноамериканских танцев, их народном происхождении. Особенности ритмического построения латиноамериканских танцев, их эмоциональная окраска, технические и стилистические особенности.

    «Менуэт» — парный, построен на скользящем шаге, полуприседаниях, па де буре, валансе, па граве. «Медленный вальс» — повторение пройденного, закрепление навыков. Дополнительно: правый спин – поворот, плетение из позиции променада, шассе из позиции променада. Соеденение фигур. Несложные композиции. «Ча-ча-ча» — повторение пройденного, закрепление навыков. Соеденение фигур. Несложные композиции. «Самба» — повторение пройденного. Дополнительно: левый поворот, теневое бота-фога, корта-джака. Соеденение фигур. Несложные композиции. «Джайв» — повторение пройденного, закрепление навыков.

Требования. В конце пятого года обучения:

Учащиеся должны знать:

— Геометрию движений разучиваемых танцев.

— Происхождение танцев: «Менуэт», «Полька», «Джайв».

— Методику исполнения элементов танцев указанных групп.

Учащиеся должны уметь:

— Грамотно исполнить танцы: «Менуэт», «Медленный вальс», «Ча-ча-ча», «Самба», «Джайв».

1. Элементы историко-бытового танца.

Теория: характер движений входящих в танцы, построенные на вальсе (балансе, вальсовая дорожка, до-за-до).

Практика: Балансе вперед и назад. Поворот вальса вправо и влево – соло и в паре, элементы фигурного вальса.

2. Современный бальный танец.

Теория: стокаттированный характер музыки танца «Танго». Характер музыки танца «Румба», её ритмический рисунок.

Практика: Прослушивание и анализ разучиваемых танцев (мелодический рисунок, метроритм, количество тактов).

    «Полонез» — с усложнением рисунка танца. «Полька» — свободная композиция, дополнительные фигуры по выбору руководителя. «Фигурный вальс» — свободная композиция. «Медленный вальс» — повторение фигур. Несложные композиции. «Ча-ча-ча» — повторение фигур. Несложные композиции. «Самба» — повторение фигур. Несложные композиции. «Джайв» — повторение фигур. Несложные композиции. «Танго» — начало изучения. Ход, правый рокк – поворот, закрытое окончание, открытый левый поворот (партнерша сбоку), кортэ назад. Соединение фигур. Несложные композиции.

Требования: В конце шестого года обучения:

Учащиеся должны знать:

— Правила этикета на занятиях, на вечере танцев.

— Методику исполнения элементов танцев указанных групп.

— Характер и манеру исполнения бальных танцев.

Учащиеся должны уметь:

— Передать национальную выразительность движений и ритмов.

— Понимать стоккатированный характер ритма танго.

— Самостоятельно составлять несложные композиции.

— Грамотно исполнить танцы: «Полонез», «Полька», «Фигурный вальс», «Медленный вальс», «Ча-ча-ча», «Самба», «Джайв», «Танго».

1. Современный бальный танец.

Теория: прослушивание музыки для танцев, её оценка с точки зрения критериев художественности. Разнообразие жанров, аранжировка танцевальной музыки, мера звучности, ритмическое разнообразие. Сходство и различие танцев «Ча-ча-ча» и «Румба». Знать характер музыки бальных танцев всех изучаемых групп.

Практика: Прослушивание и выбор музыки для постановки своей композиции, на материале различных танцев.

    Повторение танцев, разученных ранее, по выбору руководителя. «Полонез» — свободная композиция строится на шагах полонеза вперед и назад, поклонах и реверансе. «Полька» — свободная композиция. «Фигурный вальс» — свободная композиция. «Вальс» — по 6-й позиции. Начало изучения. Правый и левый повороты, перемены с правой и левой ноги. Танец на национальном материале. Свободная композиция. «Медленный вальс» — соеденение фигур. Несложные композиции. «Ча-ча-ча» — соеденение фигур. Несложные композиции. «Самба» — соеденение фигур. Несложные композиции. «Джайв» — соеденение фигур. Несложные композиции. «Танго» — повторение пройденного.Дополнительно: фор степ, променадное звено. Соеденение фигур. Несложная композиция. «Кубинская румба» — начало изучения. Основное движение, «чек», рука в руке, повороты на месте, веер, «хоккейная клюшка», сольный поворот – девочки под рукой направо, алемана. Импровизация на основе разученных танцев: полька, вальс, танцев в стиле диско и т. д.

Требования. В конце седьмого года обучения:

Учащиеся должны знать:

— Методику построения урока.

— Методику исполнения танцев указанных групп.

— Происхождение и характер изученных танцев.

Учащиеся должны уметь:

— Грамотно исполнить танцы: «Полонез», «Полька», «Вальс», «Ча-ча-ча», «Самба», «Джайв», «Танго», «Кубинская румба».

— Самостоятельно составить несложную композицию.

Первый, второй и третий годы обучения.

Красиво танцевать двигаться – это не роскошь. а необходимость. Правила поведения в танце и обществе – этикет. Вежливость, внимательность, доброжелательность, уважение к людям – нравственные качества личности.

Четвертый и пятый годы обучения.

Этапы развития бального танца в России со времен Петра I (ассамблеи). Умение танцевать – составная часть общей культуры человека. Что дают человеку занятия бальными танцами?

Шестой и седьмой годы обучения.

Пути развития бального танца. Народные корни бального танца. Место бального танца в хореографии и его связь с другими хореографическими жанрами.

1. Элементы историко-бытового танца.

Теория: Характеристика историко-бытовых танцев, их связи со своей эпохой. Правила исполнения движений по 3-й позиции ног. Уровень рук (сниженная 2-я позиция). Танцевальная культура эпохи возрождения.

Практика: Поклоны мальчика, книксен у девочки, на шагах – пропусти девочку. Маленькая позиция (ладони повернуты вниз) Па дегаже – перенос корпуса с одной ноги на другую, из 3-й во 2-ю позицию с последующей ноги назад и вперед. Па глиссе, Па полонеза, Па вальса, Па польки, Па галопа, Вальсовая дорожка.

2. Современный бальный танец.

Теория: Детские бальные танцы их простота, веселость, органичность движений, народная основа. Характер массового танца, необходимость слаженности движений, ритмическая точность. Особенности шага с каблука, опускание и подъем в медленном вальсе, поклоны и движение бедер в танце «Квадратная румба».

    «Полонез» — основные движения: шаг полонеза, шаг глиссад, балансе менуэт. Соеденение фигур. несложные композиции. «Полька» — парный, построен на шаге польки, подскоках, галопе, притопах, хлопках. «Чарльстон» Начало изучения. Основное движение на месте, с шагом вперед и назад и в стороны, поступательный ход, кик, точки. Соеденение фигур. Несложная композиция. «Ча-ча-ча» Начало изучения. «Чек», рука в руке, повороты на месте, плечо к плечу, поворот под рукой у девочки, «веер», «клюшка». Соеденение фигур. Несложная композиция. «Разрешите пригласить» — парный, построен на беге, подскоках, простых шагах в повороте, подбивка. «Квадратная румба» — правый и левый квадрат, полуквадраты, разрыв, правый поворот, правый квадрат с сольным поворотом девочки. «Самба» Начало изучения. Правое основное движение, «Виск» направо и налево, ход в променаде. «Джайв» Начало изучения. Основные фоллэвей движения, смена места, смена рук за спиной. Соеденение фигур. Несложная композиция. «Медленный вальс» Начало изучения. Перемена с правой и левой ноги, правый поворот, левый поворот.

Требования. Знать правила грамотного исполнения бальных танцев указанных групп. Понимать характер бального танца. Знать основные позиции: открытая, закрытая, променада и т. д. Ориентироваться в зале: направление движения по линии танца, против линии танца, к стене, к центру. Промежуточные: диагонально к стене и по линии танца, диагонально к центру и по линии танца. Знать происхождение танцев «ча-ча-ча», «медленный вальс», «полонез».

1. Элементы историко-бытового танца.

Теория: Танцевальная культура XVIII – XIX веков.

Практика: 1,2,3 – я формы па шассе (по ), вальс по 3-й позиции. Посторенние пройденного. Дополнительно левый поворот.

2. Бальный танец.

Теория: Лучшие бальные танцы, созданные хореографами, их характеристика.

    «Сибирская полечка» — парный, построен на балансе вперед, назад, переменном ходе вперед, назад и в повороте, «моталочке», вальсовых поворотах. «Фигурный вальс» — парный, построен на балансе в сторону, вперед, назад, правом и левом повороте, сольном повороте девочки, дорожке. «Медленный вальс» — повторение пройденного, закрепление навыков. Дополнительно: наружная перемена, левое кортэ. Соединение фигур. Несложная композиция. «Ча-ча-ча» — повторение пройденного. Дополнительно: алемана, хип твист (закрытый, открытый), три «ча-ча-ча». Соединение фигур. Несложная композиция. «Самба» — повторение пройденного, закрепление навыков. Дополнительно: поступательное основное движение, ход на месте, боковой самба ход, корта джака. Соединение фигур. Несложная композиция. «Джайв» — повторение пройденного и закрепление навыков. Дополнительно: балл чейндж, американский слин, «стой – иди», хлыст с разделением. Соеденение фигур, композиция.

Требования: Знать особенности манеры и стиля танцев XVIII, XIX, XX веков, уметь связать их с известными произведениями балетного искусства, знать где композитор и балетмейстер использовали менуэт, гават. В каких действиях оперы «Евгений Онегин» используется музыка и танец XIX века (вальс в два па полонез, экосез), как в балете «Золотой век» композитор Д. Шостакович и балетмейстер Ю. Григорович используют элементы танцев начала и середины XX века (танго, фокстрот, чарльстон). Понимать стиль танцев XIX и ХХ веков. Знать позиции парных танцев, разучиваемых на занятиях. Понимать что такое балансе, посыл корпуса и противодвижение корпуса, и уметь применить на практике.

1. Элементы историко-бытового танца.

Теория: Происхождение менуэта, его место как формы и жанра музыки в произведениях композиторов классиков, манера и этикет в танцах XVII века.

Практика: Основной шаг менуэта, поклон, реверанс, положения рук, позировки.

2. Современный бальный танец.

Теория: Сведения о музыке латиноамериканских танцев, их народном происхождении. Особенности ритмического построения латиноамериканских танцев, их эмоциональная окраска, технические и стилистические особенности.

    «Менуэт» — парный, построен на скользящем шаге, полуприседаниях, па де буре, валансе, па граве. «Медленный вальс» — повторение пройденного, закрепление навыков. Дополнительно: правый спин – поворот, плетение из позиции променада, шассе из позиции променада. Соеденение фигур. Несложные композиции. «Ча-ча-ча» — повторение пройденного, закрепление навыков. Соеденение фигур. Несложные композиции. «Самба» — повторение пройденного. Дополнительно: левый поворот, теневое бота-фога, корта-джака. Соеденение фигур. Несложные композиции. «Джайв» — повторение пройденного, закрепление навыков.

Требования. Знать и уметь определить танец на национальной основе, на основе историко-бытовых движений, на движениях латиноамериканских и европейских танцев. Знать позиции в паре, геометрию движений разучиваемых танцев. Знать происхождение танцев: менуэт, полька, джайв.

1. Элементы историко-бытового танца.

Теория: характер движений входящих в танцы, построенные на вальсе (балансе, вальсовая дорожка, до-за-до).

Практика: Балансе вперед и назад. Поворот вальса вправо и влево – соло и в паре, элементы фигурного вальса.

2. Современный бальный танец.

Теория: стокаттированный характер музыки танца «Танго». Характер музыки танца «Румба», её ритмический рисунок.

Практика: Прослушивание и анализ разучиваемых танцев (мелодический рисунок, метроритм, количество тактов).

    «Полонез» — с усложнением рисунка танца. «Полька» — свободная композиция, дополнительные фигуры по выбору руководителя. «Фигурный вальс» — свободная композиция. «Медленный вальс» — повторение фигур. Несложные композиции. «Ча-ча-ча» — повторение фигур. Несложные композиции. «Самба» — повторение фигур. Несложные композиции. «Джайв» — повторение фигур. Несложные композиции. «Танго» — начало изучения. Ход, правый рокк – поворот, закрытое окончание, открытый левый поворот (партнерша сбоку), кортэ назад. Соединение фигур. Несложные композиции.

Требования: Уметь передать национальную выразительность движений и ритмов. Понимать стоккатированный характер ритма танго. Уметь самостоятельно составлять несложные композиции, подбирать соответствующую музыку. Знать правила этикета на занятиях, на вечере танцев.

1. Современный бальный танец.

Теория: прослушивание музыки для танцев, её оценка с точки зрения критериев художественности. Разнообразие жанров, аранжировка танцевальной музыки, мера звучности, ритмическое разнообразие. Сходство и различие танцев «Ча-ча-ча» и «Румба». Знать характер музыки бальных танцев всех изучаемых групп.

Практика: Прослушивание и выбор музыки для постановки своей композиции, на материале различных танцев.

    Повторение танцев, разученных ранее, по выбору руководителя. «Полонез» — свободная композиция строится на шагах полонеза вперед и назад, поклонах и реверансе. «Полька» — свободная композиция. «Фигурный вальс» — свободная композиция. «Вальс» — по 6-й позиции. Начало изучения. Правый и левый повороты, перемены с правой и левой ноги. Танец на национальном материале. Свободная композиция. «Медленный вальс» — соеденение фигур. Несложные композиции. «Ча-ча-ча» — соеденение фигур. Несложные композиции. «Самба» — соеденение фигур. Несложные композиции. «Джайв» — соеденение фигур. Несложные композиции. «Танго» — повторение пройденного. Дополнительно: фор степ, променадное звено. Соеденение фигур. Несложная композиция. «Кубинская румба» — начало изучения. Основное движение, «чек», рука в руке, повороты на месте, веер, «хоккейная клюшка», сольный поворот – девочки под рукой направо, алемана. Импровизация на основе разученных танцев: полька, вальс, танцев в стиле диско и т. д.

Требования. За 5 лет учащиеся должны овладеть основами хореографического образования, знаниями, умениями, навыками позволяющими им исполнять танцы, построенные на движениях разных жанров и стилей бального танца. Овладеть навыками красивой осанки, грамотностью и выразительностью движений. Занятия бальными танцами должны развивать у учащихся интерес к хореографической культуре, народной и классической хореографии, понимать художественные связи всех жанров хореографии. Знать происхождение изученных танцев.

Первый, второй годы обучения.

Красиво танцевать двигаться – это не роскошь. а необходимость. Правила поведения в танце и обществе – этикет. Вежливость, внимательность, доброжелательность, уважение к людям – нравственные качества личности.

Третий и четвертый годы обучения.

Этапы развития бального танца в России со времен Петра I (ассамблеи). Умение танцевать – составная часть общей культуры человека. Что дают человеку занятия бальными танцами?

Пятый год обучения.

Пути развития бального танца. Народные корни бального танца. Место бального танца в хореографии и его связь с другими хореографическими жанрами.

4. Методические рекомендации

Музыка и танцы авторской композиции в некоторых случаях могут быть использованы для составления собственных произвольных композиций на основе движений данного танца. Следует поощрять импровизации на тему национальной и современной музыки, развивая творческое воображение учеников путем бесед, раскрывая характер музыки и стиль танца. Рекомендуется, чтобы современные танцы интерпретировались в духе спортивной пластики, вводились изобразительные ассоциативные движения из жизни, близкие данной музыке и стилю танца.

Как показывает практика, именно на занятиях, в общении с музыкой и танцем часто преодолеваются возрастные конфликты и проблемы отношений мальчиков и девочек.

Руководителю следует пользоваться любым поводом на занятиях, чтобы расширить круг эстетических представлений и интересов учеников, рассказывать о «большой хореографии», устраивать просмотры телепередач о танце, то есть не замыкаться в рамках бального танца.

К музыкальному сопровождению надо предъявлять самые высокие требования и учить этому детей. Музыка должна быть эмоционально выразительной, точно передающей характер движения, ритм и темп. Нужно твердо помнить, что при плохом музыкальном сопровождении не может быть ни успешного обучения, ни хорошего исполнения. Танцевальная музыка должна играть важную роль в формировании хорошего вкуса.

Позиции встречающиеся в современных бальных танцах, предлагаемых в программе

1.Позиции в отечественных бальных танцах:

Закрытая; открытая; променада; обратного променада; контрпроменада; теневая; боковая (правая, левая).

2.Позиции в европейских танцах:

Закрытая; променада; фаллэвей позиция.

3.Позиции в латиноамериканских танцах:

Закрытая; открытая; веерная; теневая; променада; обратного променада; боковая (левая, правая); фаллэвей позиция.

Для «Медленного вальса»

Используются упражнения 1 – 11 «быстрого фокстрота».

Стоя в 6-й позиции, опускаться и подниматься. Шаг вперед с правой ноги, подтягивая левую ногу, шаг назад с левой ноги, подтягивая правую (опускаясь на 1, поднимаясь на 2,3, в конце – снижение). Тоже, начиная с левой ноги. Шаг в сторону с правой ноги, подтягивая левую ногу с опусканием и подъемом. Наклон на 2,3. То же начиная с левой ноги. «Правый квадрат» (правая нога вперед, в сторону, подставить, левую ногу назад, в сторону, подставить). То же, начиная с левой ноги. Перемены с правой ноги и левой ноги по кругу (партнер лицом, партнерша спиной). То же парами в учебном положении (с соединением рук). То же парами в танцевальной позиции. «Большой правый квадрат», начиная с правой ноги (то же, что в упражнении №4, но добавляя поворот на ¼ вправо на каждый такт). «Большой левый квадрат», начиная с левой ноги (то же, что в упражнении №4, нос поворотом на ¼ влево на каждый такт).

10. «Правый развернутый квадрат», (первая половина правого поворота с поворотом на 3/8, заканчивая второй половиной с поворотом на 1/8. Всего ½ поворота).

11. «Левый развернутый квадрат» (то же, что в упражнении №10, но используя левый поворот).

12. «Правый развернутый квадрат назад» (вторая половина правого поворота с поворотом на 3/8, заканчивая первой половиной с поворотом на 1/8).

13. «Левый развернутый квадрат назад» (то же, что в упражнении №12, но используя левый поворот).

Ход вперед (партнерша назад) по маленькому кругу, повертываясь влево. «Левый квадрат» (кортэ вперед и назад). «Левый большой квадрат» (поворот влево на кортэ по четвертям). «Левый развернутый квадрат» (в первой половине поворот на 3/8, во второй на 1/8). «Левый открытый развернутый квадрат» (то же, что в упражнении №4, но первая половина открытая). «Левый развернутый квадрат назад» (делая 3/8 и 1/8 поворота). «Левый открытый развернутый квадрат назад» (то же, что в упражнении №6, но первая половина открытая). «Рокк» (покачивание вперед и назад) в ритме ББМ.

«Правый развернутый квадрат». «Левый развернутый квадрат» с закрещиванием. Перемены с правой и левой ног.

Небольшие приседания на 1-й и 2-й удары, ноги вместе. Основные движение с правой ноги и с левой ноги в ритме 1 а 2 (3/16, 1/16, 4/16). Виск направо и налево. Ход на месте с правой ноги и с левой ноги. Ход самбы по одному. Променадный ход в парах. Корта джака с правой ноги вперед и с левой ноги назад. Поступательное ботафого лицом и спиной. «Правый квадрат»

10 «Большой левый квадрат».

11. «Развернутый левый квадрат» с закрещиванием.

Перенос веса с ноги на ногу, выгибая колено назад (левая нога впереди). Открытое шассе налево направо (тайм-степ). Основное движение без поворота и с поворотом влево. Повороты влево из открытой променадной позиции в правую боковую позицию и вправо из обратной открытой променадной позиции в левую боковую позицию («чек»). Четверть поворота налево и направо с шагом назад (рука в руке). Полный поворот направо и налево. Локк шассе назад и вперед.

Переносы веса с ноги на ногу с выгибанием колена назад. То же, но левая нога впереди. Основное движение без поворота и с поворотом. -6. См. упражнение для ча-ча-ча.

Открытое шассе налево и направо (основное движение на месте). Открытое шассе вперед и назад (шаг левой ногой назад, перенос веса и шассе вперед, шаг правой ногой вперед, перенос веса и шассе назад). Шаг правой ногой назад, шассе вперед с поворотом на ½ влево, шаг левой ногой назад, шассе вперед с поворотом на ½ вправо (для партнерши).

5. Контроль и учет успеваемости

Учет успеваемости осуществляется по 5-балльной системе. Для оценки результатов работы в конце каждого полугодия проводятся контрольные уроки, итоговый урок в конце года. Учитывается посещаемость учебных занятий.

По завершении основного курса обучения (5 класс – пятилетней программы, 7 класс семилетней) проводятся экзамены в форме контрольного урока. Концертные выступления могут быть засчитаны в качестве экзаменов.

1. Бальные танцы. /Сост. . Москва 1984г.

2. Боголюбская -воспитательная работа в детских самодеятельных хореографических коллективах. Методические рекомендации. Москва 1982г.

3. Воронина И. Историко-бытовой танец. Москва 1980.

4. Гальперин с. И. Анатомия и физиология человека: Возрастные особенности с основами школьной гигиены. Москва 1974г.

5. Гусев бытовые массовые танцы. Москва, 1985 г.

6. Денни Ги, Дассвиль Люк. Все танцы/Сокр. пер. с фр. Г. Богдановой, Е. Ивченко. Киев, 1983г.

7. Копорова пособие по ритмике. Москва 1972г.

8. Новые бальные танцы. Москва, 1971г. ( Б-чка «В помощь художественной самодеятельности».)

9. Новые бальные танцы. Москва, 1973г. ( Б-чка «В помощь художественной самодеятельности», №3.)

10. Новые бальные танцы. Москва 1974г. ( Б-чка «В помощь художественной самодеятельности», №10.)

11. Резникова учатся летать. Танцы для детей. Москва, 1974г.

12. Репертуар художественной самодеятельности. Серия «Метод. литература».

13. Ритмы. Вып. 1. киев, 1973; Выпг.

14. Руднева С., Фиш Э. Музыкальное движение. Методическое пособие. Москва 1972г.

15. , Ладыгин бальный танец. Учебное пособие/Сост. . Москва, 1976г.

16. Современный бальный танец/Под. ред. , . Москва 1978 г.

17. Соколовский педагогики бальной хореографии. Учебное пособие. Москва 1976г.

18. Уральская В. Разрешите пригласить! Репертуарный сборник. Москва, 1973г.

Пример урока 1 класса.

Вводная часть урока:

· Приглашение учеников в зал и расстановка их по своим местам

· Опрос учеников по ритмической части материала предыдущего урока

· Изучение схемы танцевального зала

Подготовительная часть урока:

· Повторение: дети маршируют, шаг бытовой и танцевальный, размер 4/4, и 2/4

· Новый материал: фигурная маршировка по залу в различных темпах и ритмах

· Повторение: гимнастический комплекс упражнений

· Новый материал: упражнения способствующие правильной постановке корпуса.

Основная часть урока – элементы бального танца полька:

· Повторение: дети демонстрируют правильность постановки корпуса, ног, рук, головы.

· Новый материал: шаг польки, боковой галоп

Заключительная часть урока:

· Полька – свободная импровизация

Вводная часть: Педагог приглашает учеников в зал, дети встают на свои места. Урок начинается с приветствия, после чего педагог с учащимися повторяют весь материал, пройденный на предыдущем уроке, и приступает к изложению нового.

Подготовительная часть урока: Дети маршируют под музыку. Они проходят по залу то шеренгой, то колонной, по кругу, по диагонали, то по прямой линии, расходятся направо, налево, следя при этом за дистанцией и интервалами.

Темп маршировки сначала спокойный, затем он становиться быстрее: с ритма марша следует перейти на ритм польки, с акцентом на первую четверть, после чего на легкий бег и т. д.

Во время маршировки и бега необходимо объяснить детям, правильное положение тела, обращая особое внимание:

· На умение передавать тяжесть с одной ноги на другую

· На подтянутость, легкость и собранность фигуры

· На правильное положение ног во время движения.

Повторив упражнения подготовительной части предыдущего урока, исполнить упражнение способствующее правильной постановке корпуса (корпус прямо, плечи опущены, грудная клетка слегка развернута, шея свободная не напряженная)

Основная часть урока: Шаг польки. Исходное положение: ноги в третьей позиции, правая нога впереди. Движение выполняется на счет «и раз и два». На «и» (за такт) сделать маленький скользящий подскок, на левой ноге вперед, правую слегка приподнять вперед с выпрямленным коленом и оттянутым носком. На «раз» выполнить шаг вперед правой ногой, ставя её на низкие полупальцы. На счет «и» приставить левую ногу на низкие полупальцы позади правой в третью позицию. На счет «два» сделать шаг вперед правой ногой, ставя её на низкие полупальцы. Левую ногу отделить от пола и, слегка согнув в колене, подвести к правой. Затем все перечисленные движения повторить начиная с подскока на правой ноге.

Боковой галоп разучивается на счет «раз и, два и». Движения легкие, полетные, пружинящие. На счет «раз» делается небольшой шаг с подскоком правой ноги в сторону, на «и» скользящим движением подтягивается левая нога к правой в естественную позицию. Правая нога тотчас же отводится в сторону (левая как бы выбивает правую в сторону). На счет «два и» следует выполнить то же, что и на счет «раз и». Затем движение начинается сначала. Таким образом танцующий продвигается вправо. Галоп можно исполнять и влево. В этом случае движение начинается с левой ноги.

Шаг польки, боковой галоп повторяются несколько раз. Педагог следит за правильностью исполнения шагов, и сразу поправляет и делает замечания.

Заключительная часть урока: С соблюдением правил исполнения шагов польки свободная импровизация, отображающая веселый характер танца. После этого дети выстраиваются на свои места и делают поклон.