Программа с детскими танцами

Сценарий танцевальной игровой программы «Вместе с нами танцуй».

Татьяна Финк
Сценарий танцевальной игровой программы «Вместе с нами танцуй».

Сценарий танцевальной игровой программы

«Вместе с нами танцуй».

Дата проведения: 1.05.15г.

Место проведения: ГПКиО

Ведущие: Финк Т. С. Кузнецова Я. А.

Аниматоры: Стародумава А. А., отряд «Волонтеры»

Ответственные за реквизит и музыкальное сопровождение: Капитанова К. А.

Цель: подведение итогов пребывания в лагере «Родник» средствами игровой деятельности.

— способствовать двигательной активности детей;

— создание позитивной атмосферы;

— развитие внимания, быстроты реакции, умения взаимодействовать

в группе, творческих способностей;

— воспитывать в детях чувство коллективизма и дружелюбия.

Звучит зажигательная музыка выходят ведущие.

Здравствуйте гости и участники нашей программы «Вместе снами танцуй«! Мы рады вас приветствовать в этом Парке. Ваши аплодисменты! Хочу поздороваться со всеми и с каждым в отдельности.

В этом нам поможет такая рифмованная игра. Я начну, а вы продолжайте.

Когда встречаем мы рассвет

С улыбкой солнце дарит свет,

Нам посылая свой.

При встрече через много лет

Вы крикнете друзьям.

И улыбнутся вам в ответ

От слова доброго.

И вы запомните совет:

Дарите всем друзьям.

Давайте дружно все в ответ

Друг другу скажем мы.

(после танца волонтеры делят детей на команды)

Как здорово, что можно танцевать и в пластике все чувства воплощать ведь танец — вдохновения полет и с музыкой в гармонии живет.

Ребята, давайте с вами сейчас станцуем не обычный танец, а настоящий флешмоб! Вы умеете? Сейчас научитесь! Каждая команда сейчас придумывает свое движение и запоминает его. А потом я называю цифру вашей команды и вы показываете свое движение! Главное – не запутайтесь! Будьте внимательны!

Каждая команда придумывает свое движение, каждой команде присваивается свой номер. Проходит репетиция. Звучит музыка и ведущий говорит в разброс цифры, а дети должны выполнять свои движения, когда услышат свою цифру.

(например для шести команд: 1,2,3,4,5,6,1,1,5,5,1,6,3,4,3,2,6,2,4,3,2,6,1)

А теперь мы с вами превращаемся в веселых гусениц (паровозиков). Каждая команда собирается друг за другом и выполняет мои задания

Игра «Паровозики или гусеницы»

(Дети делятся на команды, каждая команда – гусеница (или паровозик). Звучит музыка, ведущий дает задание гусеницам танцевальными движениями показать действия: гусеницы просыпаются, умываются, делают зарядку, идут в школу, отвечают на уроке, проводят перемену, занимаются физкультурой, идут домой, делают уроки, идут гулять, встречаются с друзьями, танцуют.)

Какие вы молодцы! Так С Вами Весело! (хвалит участников)

А сейчас мы с Вами, ребята, отправляемся в путешествие по разным странам. Но путешествие будет не простое, а танцевальное. И наша первая страна – Россия. Танцуем как принято в России. (И дальше РОССИЯ, ГРУЗИЯ, ИСПАНИЯ, УКРАИНА, ТУРЦИЯ, ГРЕЦИЯ, МОЛДАВИЯ, БРАЗИЛИЯ, ИЗРАИЛЬ, КАНЗАС, ТАТАРСТАН, народ ХАНТЫ)

(Танцуют по всему залу. Музыкальные треки сменяются в определенной последовательности. (РОССИЯ, ГРУЗИЯ, ИСПАНИЯ, УКРАИНА, ТУРЦИЯ, ГРЕЦИЯ, МОЛДАВИЯ, БРАЗИЛИЯ, ИЗРАИЛЬ, КАНЗАС, ТАТАРСТАН, народ ХАНТЫ) Дети по команде ведущего танцуют так, как принято в определенной стране.)

Ребята, а вы мамам дома помогаете? А что делаете? Вот сейчас и проверим, что вы умеете.

(Танцуют в кругу. Дети слушают песню со словами, танцуют, выполняя движения, которые показывает ведущий.)

Сразу видно какие вы молодцы, какие хорошие помошники!

А теперь настало время разминки! Предлагаю всем размять свои спинки, ручки и ножки. Будем проходить под лентой, и при этом не забываем танцевать и улыбаться!

(Реквизит – лента (канат, сколько команд столько лент. Танцуют под лентой. Двое взрослых держат ленту. Ребята проходят под лентой, танцуя и не касаясь её. По ходу игры лента опускается все ниже и ниже. Ребята пытаются пройти под ней.)

Предлагаю вам сейчас поиграть в считалки! Мы с вами танцуем и слушаем меня внимательно. Какую цифру я назову – по столько человек вам нужно собраться вместе с друзьями. Цифра два – это пара, цифра три – трое и так далее. Как только назову двузначное чсло нужно будет собраться в один большой круг. Готовы, ребята? Начинаем танцевать!

(Все дети танцуют, а когда прерывается музыка, собираются в команды по столько человек, сколько скажет ведущий. Например, 2 – по парам, четыре – по четыре и т. д.)

Вот какие Молодцы ребята, со всеми заданиями справились!

Мальчики и девочки! Предлагаю вам отправиться сейчас в лес и посмотреть, какие там есть елочки, и какие пенечки. Сейчас мы дружно возьмемся за руки и пойдем по кругу. Когда услышим слово «ёлочки» поднимаем ручки вверх, а когда услышим «пенечки» — приседаем. Будьте повнимательней!

Игра «Елочки — Пенечки»

(Музыка – трек Ёлочки-пенечки

Танцуют в кругу. Все ребята идут по кругу. При слове ёлочки выполняют движения руками, при слове пенечки – приседают. Игра проходит на ускорение.)

(Ведущие прощаются с ребятами)

Славно мы повеселились,

А теперь пришла пора

Расставаться нам Друзья!

Вы Друзья не унывайте!

Встретимся еще не раз

До Новых Встреч!

Не забывайте нас!

Сценарий игровой программы дворовых игр «Играем вместе» Под музыку дети выходят на площадку и выстраиваются в круг Ведущий: Внимание! Внимание! Народное гуляние! Торопись честной народ, Вас сегодня.

Сценарий летнего развлечения «Улыбайтесь вместе с нами!» Воспитатель: Ребята, сегодняшний день у нас в детском саду объявлен «Днем улыбок». Как вы думаете, для чего человеку (взрослому и ребенку).

Рабочая программа на тему:
Образовательная программа танцевального кружка в детском саду.

Предварительный просмотр:

Программа развития хореографического кружка

Педагог дополнительного образования

Ефремова Екатерина Валерьевна

  1. Пояснительная записка.
  2. Цели и задачи программы.
  3. Формы реализации программы.
  4. Методы реализации программы.
  5. Условия реализации программы.
  6. Принципы реализации программы.
  7. Этапы реализации программы.
  8. Структура и режим занятий.
  9. Возрастные образовательные нагрузки.
  10. Требования к музыкальному сопровождению на занятиях.
  11. Учебно-тематическое планирование.
  12. Ожидаемые результаты.
  13. Список использованных источников.

У хореографии, в последние годы особенно, становится все больше поклонников среди людей самого разного возраста. Особенно она популярна в молодежной и детской среде. Хореография — это мир красоты движения, звуков, световых красок, костюмов, то есть мир волшебного искусства. Особенно привлекателен и интересен этот мир детям. Танец обладает скрытыми резервами для развития и воспитания детей. Соединение движения, музыки и игры, одновременно влияя на ребенка, формируют его эмоциональную сферу, координацию, музыкальность и артистичность, делают его движения естественными и красивыми. На занятиях хореографией дети развивают слуховую, зрительную, мышечную память, учатся благородным манерам. Воспитанник познает многообразие танца: классического, народного, бального, современного и др. Хореография воспитывает коммуникабельность, трудолюбие, умение добиваться цели, формирует эмоциональную культуру общения. Кроме того, она развивает ассоциативное мышление, побуждает к творчеству.

В процессе занятий танцами у детей происходит перевоплощение, уходят в никуда страхи, снижается уровень агрессии, появляется возможность открывать и понимать себя, управлять своими эмоциями. Дети, являясь по своей природе творцами, в движении, в музыке способны воспринимать по-своему многообразие окружающего мира.

Работа детского коллектива всегда ценна тем, что дети приучаются подчинять свои личные желания интересам большинства, а в хореографическом коллективе у ребенка развивается не только чувства ритма, умение понимать музыку, согласовывать с ней движения, одновременно развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность тела, но и находиться в общей «связке» с товарищами, чувствовать свою ответственность за качество исполнения танца, быть составной частью детского объединения.

Качественное формирование гармоничной личности в хореографических коллективах становится возможным путем вхождения обучающихся детей в креативные ситуации, где происходит их творческое развитие и совершенствование индивидуально-личностных качеств.

Как известно, основными методами работы с детьми является игровая деятельность. Танец в сочетании с игрой помогает переработать напряжение чувств, а музыка способствует выражению радости и легкости исполнения движений. Именно музыкальные игры пользуются у детей большой любовью, вызывают у них веселое настроение, укрепляют жизненный тонус. Дети «вживаются» в разнотипные образы, проявляя своеобразный индивидуальный артистизм. Такая работа педагога с ребенком несет в себе ценностно-познавательный смысл, необходимый для личностного и общественного развития детей. Такое включение ребенка в активную хореографическую деятельность позволяет ему приобретать жизненный практический опыт, а также усваивать и осознавать социальные ценности.

Для танцевальной культуры характерно раскрытие прекрасного в природе ребенка, соединение реального и фантастического вымысла; хореографическая деятельность работает на становление личности, постепенно приобщает его к миру прекрасного. И потому систематические занятия хореографией очень полезны для физического развития детей: у них улучшается осанка, устраняется ряд физических недостатков, укрепляются мышцы и связки, становятся подвижными суставы, совершенствуются движения. Дети, в отличие от взрослых, более успешно овладевают танцевальными движениями, возможностью выразить отношение к музыке в свободных движениях. И действительно, танец помогает отражать личностные особенности и поведенческие модели ребенка, структуру и характер его межличностных коммуникаций.

Отсюда можно сделать вывод, что целенаправленная организация образовательной работы по хореографии в детском саду является необходимым фактором воспитательных возможностей в общей системе образования, обладает огромными возможностями для эстетического совершенствования ребенка, его гармоничного духовного и физического развития .

Хореография, как никакое другое искусство, обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, формирует его художественное «я» как составную часть орудия общества.

Танец органично сочетает в себе различные виды искусства, в частности, музыку, песню, элементы театрального искусства, фольклор. Он воздействует на нравственный, эстетический, духовный мир людей различного возраста. Что же касается непосредственно детей, то танец, без преувеличения, развивает ребенка всесторонне.

В настоящее время со стороны родителей и детей растет спрос на образовательные услуги в области хореографии. Очень часто дети начинают заниматься хореографией уже в дошкольном возрасте, так как родители справедливо считают, что ребенок, который умеет танцевать, развивается быстрее и гармоничнее своих сверстников.

В образовательных учреждениях города всегда высока потребность в услугах танцевально-хореографических коллективов. Любое культурно-массовое мероприятие без этого не обходится. Без хореографических композиций концерт, шоу, конкурс, фестиваль выглядят блекло. Красочные танцевальные композиции уместны всегда и в любом мероприятии любого формата (развлекательное, познавательное, патриотическое).

2.ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.

Цель программы – развитие творческих способностей дошкольников посредством танцевального искусства.

  • освоение азов ритмики;
  • поэтапное овладение основами классического экзерсиса на середине зала;
  • обучить простейшим элементам современного танца;
  • обучить элементам музыкальной грамоты;
  • познакомить детей с историей возникновения и развития танца;
  • побуждение к импровизации под музыку, сочинение собственных композиций из знакомых движений;
  • развитие чувства ритма, темпа, координации и свободы движений.
  • способствовать снятию мышечных и психологических зажимов посредством танцевального движения;
  • формировать правильную осанку, корректировать фигуру ребенка;
  • формировать интерес к танцевальному искусству;
  • развить музыкальность, выразительность и осмысленность исполнения танцевальных движений;
  • развить воображение, фантазию, умение находить свои оригинальные движения для выражения характера музыки;
  • развить познавательный интерес, любознательность и умение творчески мыслить;
  • развивать художественный вкус;
  • обучение детей примем самостоятельной и коллективной работы, самоконтроля и взаимоконтроля.
  • воспитать культуру поведения и общения;
  • воспитать умение ребенка работать в коллективе;
  • заложить основы становления эстетически развитой личности;
  • воспитывать чувство ответственности, трудолюбия, конструктивности.
  • Научить ребенка чувствовать и ощущать музыкальный ритм;
  • Формировать потребность к творческому самовыражению;
  • Овладение детьми приемами, связками движений в танцевальных композициях;
  • Развитие двигательных качеств: силы, выносливости, быстроты, гибкости, координационных способностей;
  • Повышение работоспособности и двигательной активности;
  • Развитие правильной осанки;
  • Привитие культуры общения между собой, в паре, в танце, с окружающими.

3.ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

  1. Массовая — занятия проводятся со всем танцевальным коллективом.
  2. Групповая – занятия проводятся по группам с использованием дифференцированного подхода.
  3. Индивидуальная – занятия проводятся с учетом возрастных и личностных особенностей.

4. МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

1 . Наблюдение – помогает получить на занятиях конкретный фактический материал по предмету или объекту наблюдения, выявить пассивных и активных детей, а также успешность усвоения новых знаний;

2 . Беседа – применяется при индивидуальной, групповой работе и работе с родителями как консультирование;

3 . Рассказ – используется при сообщении общих и новых знаний по хореографии;

4 . Объяснение – применяется на каждом занятии, особенно при знакомстве с новыми движениями;

5 . Наглядное демонстрирование – непосредственный показ педагогом новых элементов и движений для дальнейшего изучения с детьми.

6 . Анкетирование – сбор необходимой информации о мотивации к занятиям, родителях, семье с целью дальнейшего планирования воспитательной и учебной деятельности.

7. Видеометод — просмотр видеоматериала о хореографическом искусстве, обучение на основе видеоматериала народной, классической и современной хореографии.

5.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

  • Личностное общение педагога с ребенком;
  • Наличие специально оборудованного кабинета;
  • Правильное покрытие пола – деревянное либо ковровое покрытие;
  • На каждого ребёнка должно быть отведено 4 метра площади;
  • Избегать употребление жвачки во время занятия;
  • Иметь свободный доступ к воде.
  • Каждый ребенок должен иметь обязательную одежду и обувь для занятия;
  • Широкое использование технических средств обучения (видео, аудио техника);
  • Атрибуты, наглядные пособия;
  • Зал предварительно проветривать и проводить влажную уборку.

Реквизит к танцам

6.ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

1.Принцип доступности и индивидуализации , предусматривающий учет возрастных особенностей и возможностей ребенка и определение посильных для него заданий. Содержание программы кружка «LOLLIPOP» обеспечивает преемственность и постепенность усложнения заданий. Предлагаемые задания доступны для дошкольников и предполагают успешное преодоление трудностей путем физических и психических усилий занимающихся. Например, ходьба на каждый счет, хлопки через счет способствуют исполнению в дальнейшем более сложных сочетаний ритмического рисунка. Шаг на месте, переступание способствуют овладению танцевальными шагами.
Индивидуализация обучения заключается в учете индивидуальных особенностей ребенка. Так, например, детям робким, застенчивым предлагается показать какое-либо упражнение остальным детям, в игре предлагаются ведущие роли, что способствует освобождению детей от застенчивости и повышению интереса к занятиям.

2.Принцип постепенного повышения требований заключается в постановке перед ребенком и выполнении им все более трудных новых заданий, в постепенном увеличении объема и интенсивности нагрузок.

3.Принцип систематичности – непрерывность и регулярность занятий. Систематические занятия способствуют не только достижению эффективности обучения, но и дисциплинируют детей, приучают их к методичной регулярной работе и доведению до конца начатого дела.

4.Принцип сознательности и активности предполагает обучение, опирающееся на сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям. Для этого необходимо четко объяснять ребенку, что и как нужно выполнить, и почему именно так, а не иначе.

5.Принцип повторяемости материала заключается в многократном повторении вырабатываемых двигательных навыков. Программным материалом предусмотрено многократное повторение упражнений, способствующих образованию двигательного стереотипа. Для поддержания интереса и привлечения внимания детей к занятиям необходимо вносить в повторяющиеся упражнения некоторые изменения, или предлагать разнообразные методы и приемы их выполнения.

6.Принцип гуманности выражается в безусловной вере в доброе начало, заложенное в природе каждого ребенка, отсутствие давления на волю ребенка; глубокое знание и понимание физических, эмоциональных и интеллектуальных потребностей детей; создание условий для максимального раскрытия индивидуальности каждого ребенка, его самореализации и самоутверждения.

7.Принцип демократизма основывается на признании равных прав и обязанностей взрослых и ребенка, на создании эмоционально-комфортного климата в детском коллективе.

8.Принцип наглядности . На начальной стадии разучивания упражнения главенствует зрительный анализатор, поэтому очень важен высококачественный практический показ движений педагогом в сочетании с образным словом. После того, как разученное движение переросло в навык, образное слово будет вызывать необходимые двигательные представления.

7.ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

Образовательная программа рассчитана на 2 года.

Первый год обучения (дети в возрасте 5-6 лет) – подготовительная ступень: предполагает освоение азов ритмики, изучение простейших элементов партерной гимнастики, изучение танцевальных элементов, применяя игровые технологии, исполнение простых танцевальных композиций и танцев.

Второй год обучения (дети в возрасте 6-7 лет) – начальная ступень: закрепление азов ритмики и усложнение материала по партерной гимнастике, постановочная деятельность на основе изученных танцевальных движений.

В совершенстве овладеть огромным разнообразием движений, комбинаций и целых комплексов упражнений, входящих в программу, возможно лишь при условии правильной методики обучения.

Целостный процесс обучения можно условно разделить на три этапа:

1. Начальный этап – обучение упражнению (отдельному движению) .

2. Этап углубленного разучивания упражнений.

3. Этап закрепления и совершенствования упражнения.

Этап углубленного разучивания

Этап закрепления и совершенствования

— уточнение двигательных действий;

— понимание закономерностей движения;

-свободное и слитное выполнение упражнения.

— закрепление двигательного навыка;

— выполнение упражнений более высокого уровня;

— использование упражнений в комбинации с другими упражнениями;

— формирование индивидуального стиля.

8.СТРУКТУРА И РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ.

Структура построения занятия.

Организация группы; повышение внимания и эмоционального состояния; умеренное разогревание организма.

Строевые упражнения; различные формы ходьбы и бега; несложные прыжки;
короткие танцевальные комбинации, состоящие из освоенных ранее элементов; упражнения на связь с музыкой и др.

Продолжительность подготовительной части определяется задачами и содержанием занятия, составом занимающихся и уровнем их подготовки. На эту часть отводится примерно 10-15% общего времени занятия.

Развитие и совершенствование основных физических качеств; формирование правильной осанки; воспитание творческой активности; изучение, и совершенствование движений танцев и его элементов; отработка композиций.

Упражнения на силу, растягивание и расслабление; хореографические упражнения; элементы современного ритмического танца; танцевальные композиции; постановочная работа.

На данную часть занятия отводится примерно 75-85% общего времени. Порядок решения двигательных задач в этой части строится с учетом динамики работоспособности детей. Разучивание и корректировка новых движений происходит в начале основной части, в конце – отработка знакомого материала.

Постепенное снижение нагрузки; краткий анализ работы, подведение итогов.

Спокойные танцевальные шаги и движения; упражнения на расслабление; плавные движения руками; знакомые танцы, исполнение которых доставляет детям радость.

На эту часть отводится 5-10% общего времени. Проводится краткий анализ достигнутых на занятии успехов в выполнении движений, что создает у детей чувство удовлетворения и вызывает желание совершенствоваться
Советы по поводу недостаточно освоенных движений помогает сосредоточить на них внимание на следующем занятии.

Занятия хореографией делятся на несколько видов. Основная часть занятия изменяется в зависимости от методов решения поставленных задач.

  • Обучающие занятия. На обучающих занятиях детально разбирается движение. Обучение начинается с раскладки и разучивания упражнений, танцевального па в медленном темпе. Объясняется прием его исполнения.
  • Закрепляющие занятия. Предлагают повтор движений или комбинаций не менее 3-4 раз. Первые повторы исполняются вместе с педагогом. Затем идет повтор движения каждым ребенком, по очереди (диагональ), начинают дети, выполняющие движения правильно.
  • Итоговые занятия. Дети практически самостоятельно, без подсказки, должны уметь выполнять все заученные ими движения и танцевальные композиции.
  • Постановочные занятия. На занятии разучивается рисунок танца, дети учатся эмоционально передавать характер танца.
  • Импровизационные занятия. На этих занятиях дети танцуют придуманные ими вариации или сочиняют танец на тему, данную им педагогом. Такие задания развивают фантазию. Ребенок через пластику своего тела пытается показать, изобразить, передать свое видение образа.

Занятия проводятся во второй половине дня дважды в неделю в течение 30 минут.

9.ВОЗРАСТНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ НАГРУЗКИ.

Возрастные особенности детей позволяют усложнить материал. Психологические особенности позволяют ребенку лучше координировать свои действия с партнером, у детей возрастает способность к сочинению, фантазии, комбинации различных движений. Поэтому основным направлением в работе с детьми старшего возраста становится взаимодействие нескольких персонажей, комбинации нескольких движений и перестроений.

Задачей педагога является формирование способов отношений с несколькими персонажами, развитие умений понимать их, передавать один и тот же образ в разных настроениях, в разном характере, формировать способы комбинации различных танцевальных движений и перестроений.

Детям предлагаются более сложные композиции, яркие, контрастные музыкальные произведения для восприятия и передачи музыкального образа, предлагаются более сложные схемы перестроений, комбинации танцевальных движений.

Возрастные особенности детей позволяют осваивать сложные по координации движения, понимать сложные перестроения, чувствовать партнера и взаимодействовать друг с другом, при этом контролировать качество исполнение движения. Психологические особенности позволяют самостоятельно придумывать новые образы, интерпретировать знакомые образы, передавать их взаимодействие. Дети подготовительной группы способны к самостоятельному сочинению небольших танцевальных композиций с перестроением и комбинацией танцевальных движений.

Задачей педагога на данном этапе остается формирование способов отношений между партнерами, восприятия и передачи музыкальных образов с оттенками их настроения и характера, образно-пластического взаимодействия между несколькими партнерами. На данном этапе педагог создает детям как можно больше условий для самостоятельного творчества.

Определение сложности и доступности музыкально-ритмических композиций для детей, безусловно, относительно. Необходимо соотносить все характеристики с индивидуальными возможностями конкретного ребёнка. Но важно также ориентироваться на средние показатели уровня развития детей в группе.

10.ТРЕБОВАНИЯ К МУЗЫКАЛЬНОМУ СОПРОВОЖДЕНИЮ НА ЗАНЯТИЯХ ХОРЕОГРАФИЕЙ.

Основное положительное влияние музыки проявляется в улучшении двигательной реакции. Также музыка активизирует волевые усилия, вызывает эмоциональные переживания и стремление к творчеству. Она должна быть ритмичной, жизнерадостной, побуждать к движениям. Как показывают исследования, мелодии, доставляющие человеку удовольствие, создающие приятное настроение, замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, снижают артериальное давление, расширяют сосуды, положительно влияют на работу мышц. И, наоборот, когда музыка раздражает — пульс учащается, сила сердечных сокращений становится слабее и работа мышц снижается.

Танец в сочетании с игрой помогает переработать напряжение чувств, а музыка способствует выражению радости и легкости исполнения движений. Мы хорошо знаем, что именно музыкальные игры пользуются у детей большой любовью, вызывают у них веселое настроение, укрепляют жизненный тонус. Дети «вживаются» в разнотипные образы, проявляя своеобразный индивидуальный артистизм. Такая работа педагога с ребенком несет в себе ценностно-познавательный смысл, необходимый для личностного и общественного развития детей. Такое включение ребенка в активную хореографическую деятельность позволяет ему приобретать жизненный практический опыт.

Музыкальное сопровождение на занятиях хореографией должно быть непрерывным, ритмичным и состоять из популярных мелодий. С занятий дети, приобретают опыт музыкального восприятия. Главная задача педагога создать у детей эмоциональный настрой во время занятий. Отсюда вытекают требования к музыкальному оформлению занятий:

  • правильный подбор музыкального произведения в соответствии с исполненным движением;
  • художественное и выразительное исполнение музыки, которое является главным методическим приёмом

Для того, чтобы дети умели соотносить музыкальную композицию со своими движениями, их необходимо познакомить с простейшими музыкальными понятиями :

  • Музыкальный квадрат;
  • Ритм и темп музыки;
  • Начало музыкальной фразы.

Ритм – временная организация музыкальных звуком, основанная на чередовании слабых и сильных ударений. Благодаря музыкальным средствам, ритм отмечается акцентами . В инструментальной музыке количество акцентов выделяют с помощью ударных инструментов. Подсчитав количество акцентированных звуков за единицу времени, можно определить темп, от которого зависти скорость выполнения упражнений.

С первых занятий у детей должна активизироваться связь между музыкой и движением. Они должны понять и уяснить простые правила:

• Музыка – хозяйка на занятиях, без неё не может быть музыкальной игры, она руководит в музыкальных упражнениях и самостоятельной работе;
• Музыку надо «беречь», во время звучания нельзя шуметь, говорить, смеяться;
• Музыку надо слушать с начала до конца, начинать двигаться с началом музыки и прекращать движение с окончанием звучания.

На каждом занятии проходятся все разделы программы – слушание музыки, учебно-тренировочная и постановочная работа, импровизация. Специфика обучения хореографии связана с постоянной физической нагрузкой. Воздействие музыкального произведения, под звуки которого ребенок двигается, способствует установлению баланса между процессами возбуждения и торможения, а также эмоциональной гибкости переключаемости с отрицательных эмоций на положительные. С раннего детства ребенок учится управлять своими эмоциями благодаря процессу творчества. Умение понимать музыку – неотъемлемая часть общей культуры, к которой нужно приобщаться с юных лет.

Большое значение имеет настрой перед занятием и сразу после него. Музыка помогает быстрее включиться в предстоящую работу, а также выйти из нее. Для занятий музыкальное сопровождение следует подбирать в зависимости от возраста занимающихся, их подготовленности, интересов, этапа обучения, структуры урока, решаемых задач и т.д. Музыкальные программы желательно постоянно обновлять, использовать различные музыкальные произведения.
Знакомить детей с музыкальными понятиями, развивать музыкальный слух целесообразно в игровой деятельности и на музыкальных занятиях.

Синтез музыки, физических упражнений, хореографии и фантазии — отличная возможность развития у детей чувства ритма, музыкального такта, умения слушать музыку и откликаться на нее красивыми движениями тела.

Игры, способствующие развитию музыкального слуха, чувства ритма, которые необходимы для занятий хореографией.

Образовательная программа по хореографии в детском ансамбле народного танца «Ожерелье» (художественно-эстетическая направленность)

Департамент образования города Москвы.

ЦО № 000 « Соколиная гора»

«УТВЕРЖДАЮ»
Директор ЦО 429 «Соколиная гора»

по хореографии
в детском ансамбле народного танца «Ожерелье»

Возраст детей 7-18 лет

Срок реализации программы 6 лет

Раздел 1. Пояснительная записка

Среди плясуний плавно и несмело

Плывет девчонка в гулкой тишине, Задумчивая, словно лебедь белый,

Красивая, как вишня по весне.

Она не знает, что промчатся годы,

И к ней придут и слава, и почет.

По всей России водят хоровод-

В кругу их эта девушка плывет.

Можно ли всю жизнь слагать песни, былины, поэмы, рассказывать в них так много о Родине, о ее людях, и не разу не произнести ни слова? Да, можно! И это язык русского народного танца, В глубокое прошлое уходит история танца, но и сейчас, на пороге третьего тысячелетия, интерес к этому прекрасному виду искусства не угасает.

Особенно приятно отметить, что количество детей и подростков, желающих постичь красоту и поэзию народного танца, прикоснуться к его истокам с каждым годом увеличивается.

Движение — естественная потребность человека с момента его развития. Дети по природе своей подвижны, восприимчивы к музыке, не скрывают своих эмоций, для них танец — естественное состояние души и тела. Он помогает детям раскрепостить внутренние силы, дает выход спонтанному чувству танцевального движения, позволяет почувствовать свою национальную принадлежность.

Танец раскрывает красоту человеческого тела, музыкальные, физические и эстетические качества. Помимо всего сказанного, искусство народного танца достойно выполняет роль воспитателя, способствует приобщению детей к художественному созиданию, повышает их трудолюбие, закаляет волю, характер, обогащает и поднимает человека на высшую ступень морального и духовного развития.

Программа детского ансамбля танца «Ожерелье» нацелена на удовлетворение постоянно изменяющихся индивидуальных, культурных, духовных и образовательных потребностей детей, создание условий для творческого развития каждого ребенка, его адаптации в меняющемся мире и приобщении к культурным ценностям.

Основу данной программы составляют педагогические идеи и принципы выдающихся хореографов нашей страны — , Моисеева И., , которые считают, что основополагающими музыкально-педагогическими методами являются — знание искусства народа и законов сценической жизни танцев, а также создание образа танца.

Программа составлена с учетом требований предъявляемых к программам дополнительного образования, на основе последних достижений и исследований музыкального творчества, педагогической практики, с использованием типовой программы М. С Боголюбской «Хореографический кружок» (Для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ). М, «Просвещение», 1987.

Основой Программы является авторская педагогическая концепция, главный принцип которой — создание творческого образа в танце на основе индивидуальности самого ребенка, раскрытие творческой личности ребёнка средствами хореографического искусства.

Программа детского ансамбля танца «Ожерелье» предполагает постепенное расширение и глубокое усвоение теории и практики путем прохождения по годам обучения и рассчитана на 6 лет для детей от 7 до 18 лет с учетом возрастных и психологических особенностей личности каждого ребенка.

Обучение в ансамбле проходит по этапам:

Дети 7-8 лет, 15-17 человек в группе, форма занятий групповая, занятия проводятся три раза в неделю — 2 раза по1 часу.

Дети 9-11 лет, 12-15 человек в группе, форма занятий групповая, занятия проводятся три раза в неделю: 2 раза по 1,5 часа и 1 раз по 2 часа.

Ш этап — творческая самореализация.

4 и последующие года обучения.

Дети 12-14 лет, 12-15 человек в группе, форма занятий групповая, занятия проводятся два раза в неделю по 3 часа и один раз по 2 часа

Начиная со второго года обучения проводятся специальные занятия, где осуществляется постановочная работа, как одно из творческих направлений в работе над танцами.

· Создание условий, способствующих раскрытию и развитию природных задатков и творческого потенциала ребенка в процессе обучения искусству хореографии.

    Формирование основ до профессиональной подготовки ребенка. Воспитание коллектива единомышленников.

1. Развитие творческого воображения, художественного мышления на основе знакомства с творчеством выдающихся русских и зарубежных балетмейстеров и исполнителей.

2. Формирование танцевальных знаний, умений, навыков, музыкально-танцевальных способностей на основе овладения и освоения начал хореографической культуры.

3. Обучение пониманию языка танца в сочетании с музыкой, умению анализировать средства композиционной выразительности танца.

4. Воспитание личности ребенка через эстетическую и нравственную силу хореографического искусства, пробуждение в них гражданской и творческой инициативы, уважительного отношения к профессии балетмейстера и членам коллектива.

В коллектив народного танца «Ожерелье» принимаются все желающие дети без конкурсного отбора, не имеющие медицинских противопоказаний. Перевод детей с одного этапа обучения на другой происходит в конце года по итогам зачетных уроков или в течение года, если обучающийся опережает темпы усвоения программы, а также возможно повторное прохождение программы одного и того же года, если в этом есть необходимость. Добор учащихся возможен как на первом году обучения, так и на последующих этапах, но с учетом возможностей детей.

Основные направления и содержание деятельности

    растягивание мышц исправление физических недостатков (сутулость, косолапость) начальное изучение элементов классического танца упражнения на развитие силы (броски, закачивание пресса) упражнения для развития гибкости развитие внимательности и собранности умение справляться с неприятными ощущениями (беседы)

    сильная и слабая доли размер музыкальный 2/4, 3/4, 4/4 синкопированный счет двойные удары, триоли умение чувствовать темп музыки

    основные позиции рук, ног выработка осанки поэтапное освоение классического экзерсиса изучение классических прыжков изучение вращения упражнения на развитие устойчивости работа у станка и на середине грамотное исполнение движений в танце

    знакомство с русской культурой знакомство с культурой других народов (молдаване, украинцы, казаки, цыгане, белорусы и другие) изучение дробей изучение присядок, хлопушек хороводный шаг исполнение сложных технических элементов в танце (трюки) исполнение движений в сочетании с позами рук техника ног

Детский эстрадный танец

    ритмические движения движения на развитие координации прыжковые комбинации танец в паре исполнение элементарных движений (подскоки, галоп) различные виды прыжков и бега изучение рисунка танца

    овладение элементами актерского мастерства разбор, анализ несложных музыкальных произведений и создание этюдов упражнения на воображение, внимание; отношение к факту работа над групповыми, массовыми сценами упражнения на развитие мимики лица упражнения-этюды на жесты, походку, бег, позы действия с несуществующими предметами упражнения на развитие хореографического мышления

    упражнения на координацию (прыжки на батуте) акробатические элементы на дорожке (перевороты, колесо, рондат фляк) работа с предметами (мячи, кольца) комбинационные прыжки сочетание акробатических элементов с хореографией упражнения на развитие силы (отжимания, подтягивания, канат)

    собрания коллектива праздничные «Огоньки» и чаепития поздравления с премьерой, дебютом, днем рождения проводы выпускников

1. Знакомство с терминологией классического, народного и детского танца. Музыкальная грамота: «музыкальный квадрат», ритм 2/4.

2. Выработка правильной осанки. Развитие гибкости, координации, пластики движений.

3. Формирование ориентировки в пространстве, умения исполнять движения в комбинации. Развитие памяти движений.

4. Воспитание интереса и любви к искусству народного танца и хореографии вообще. Формирование духовной культуры и этики поведения.

Раздел 1. Вводное занятие.

Знакомство с обучающимися. Беседа о значении народного танца в жизни людей разных национальностей. Выявление интересов ребят, уровня из знаний, возможностей. Введение в курс обучения по данной программе, ознакомление с планами работы на 1 год обучения. Объяснение правил поведения и внутреннего распорядка в ЦО 429 « Соколиная гора » и в ансамбле « Ожерелье».

Просмотр видеозаписи о творческой деятельности коллектива «Ожерелье».

Раздел 2. Элементы классического танца.

Пояснение понятия «Классический танец». Показ основных элементарных позиций рук и ног, постановку корпуса, головы. Понятие «красота» в применении к искусству танца. Беседа с показом видеоматериала о балете.

Изучение подготовительной I, II, III позиций рук; изучение I, II, III, IV позиций ног. Plie у станка, battement tendu, releve, адажио на 45 градусов. Прыжки по 1 позиции. Начало изучения tours chaines. Приобретение устойчивости, умение распределять центр тяжести корпуса равномерно на одну или две ноги.

Упражнения у станка и на середине: приседания plie, tendu, releve, jete, port de bras, grand battement/

Раздел З. Элементы народно-сценического танца

Знакомство с разнообразием русских народных танцев. Сюжеты и темы: «хоровод», «кадриль». Изучение рисунков: линий, диагонали, круги в русских движениях в сольном и групповом танцах. Особенности открывания и закрывания рук. Прослушивание русской фольклорной музыки, песен: «Во поле березка стояла», «Во саду ли в огороде» и т. д.

Изучение женского и мужского поклонов «в пояс». Основные движения русских народных танцев: «ковырялочка», «гармошка», «веревочка», «хлопушки», «присядки», «ключ». Оттачивание умения стучать об пол четко, отрывисто, легко. Удары полной стопой, каблуком, носком, в медленном, умеренном и быстром темпе, в продвижении. Русский шаг с каблука; припадание, «бегунок»; дробь с подскоком. Присядки в продвижении в сторону: присядка с «ковырялочкой», с «хлопушкой», с опусканием ноги на каблук. Соединение движений с руками и головой. Постановка корпуса в хороводе. Изучение вращательных упражнений.

Раздел 4. Партерная гимнастика.

Знакомство с названиями отдельных технических движений: подъем ноги, стопа, пальцы, пах, поясница, «птичка», пресс. Название и особенности движений на полу. Объяснение необходимости терпения. Психологический настрой на неприятные ощущения при растягивании мышц. Изучение ступеней I; II; III; IV; V; VI; VII; VIII.

Приобретение умения фиксировать выворотность и вытянутость колена и стопы ноги: упражнение сокращение и вытягивание. Вращательные движения стопой. Чувствование напряжений мышц ног, в чередовании с полным расслаблением мышц. Приобретение эластичности седалищных мышц и голеностопа с помощью складки («щучка») к ногам. Выворачивание паховых связок («лягушка» на спине; сидя; на животе). Изучение правильности исполнения «шпагатов» — прямых и боковых. Закачивание пресса с помощью поднятия ног на I, II, III, IV, V, VI, VII и VIII ступени по одной ноге или двумя; «березка». Растяжение связок спины посредством упражнений: «лодочка», «колечко», «мостик». Растяжение шейных и плечевых мышц при этом движении. У мальчиков присутствие силовых упражнений на полу — отжимание на руках, которое способствует укреплению мышц рук (для последующего применения этой силы в дуэтном танце).

Раздел 8. Репертуарная практика.

Увлекательный рассказ о концертных выступлениях, вмещающих в себя сведения о значимости концертов и всякого рода творческих мероприятий. Значение зрителя в зале, умение вести себя на сцене и за кулисами. Просмотр выступлений других детских и взрослых коллективов и информация о них. Формирование умения работать в паре и в «ансамбле».

Открытые уроки; участие с небольшими выступлениями на праздниках ЦО и огоньках. Приобретение свободного, но сконцентрированного умения вести себя на сцене во время исполнения.

Прогнозируемые результаты 1 года обучения

    классические позиции рук и ног(1,2,4) и их названия; постановку спины и головы

    выполнять простейшие классические движения у станка и на середине: plie, tendu, releve, jete, port de bras, grand battement, адажио; простейшие движения народных танцев: подскоки, присядка, галоп, шаг по 1-й позиции, «ковырялочка», гармошка, верёвочка, топотушки по диагонали (на plie), шпагаты всех видов, «ключ».

Личностные качества — формирование внутренней самодисциплины: умение подчиняться требованиям педагога и коллектива, соблюдать культуру поведения в зале и на сцене, умение работать в паре и в ансамбле, улыбка во время исполнения, внимание друг на друга.

Расширение знаний по истории и особенностям народного танца. Овладение основами актерского мастерства в танцах. Овладение более сложными техническими элементами и движениями, характерными для танцев разных народов. Отработка правильности и четкости движений. Развитие танцевальных и творческих способностей с учетом возможностей каждого ребенка. Введение детей в репертуар ансамбля. Формирование детского коллектива.

Содержание программы 2-3 годов обучения

Повторение пройденного за 1-й год обучения. Рассказ о том, что нового мы выучим в этом году. Повторение правил техники безопасности.

Раздел 2. Классический танец.

Рассказ о Московском, Ленинградском и других хореографических училищах и школах. Показ педагогом отдельных простых движений выразительность движений корпуса, заключающуюся в его свободных наклонах, перегибах, в гармоничных переходах из одной позы в другую, в сочетании с движениями рук и головы. Беседы на этические и эстетические темы.

Развитие элементарных навыков координации движений, с помощью разнообразия работы рук и ног у станка. Plie соединяем с port de bras; tendu в сочетании c plie, jete, pike. Изучение с руками port de bras (первое) и (второе). Выполнение полностью экзерсиса у станка. Изучение новых позиций ног III и V, применением их в движении. Отработка положений ног sur le cou-de-pied и passe для последующего использования в движениях: adagio pas de bourree (подготовка к пируэтам). Исполнение прыжков по I, II и III позиций. Формирование навыков развития «баллона», то есть способности задерживаться в воздухе в определенной позе. Новые прыжки, такие как pas echappe (с двух на две ноги), changement de pieds, с поджатыми ногами, и их роль в развитии прыжка. Приобретение красивой формы рук и спины во время вращения: подскоки в повороте, туры chaines, как вправо, так и влево. Совершенствование исполнения «полечки», подскоков и галопа.

Раздел 3. Народно-сценический танец

Беседы по истории традиций и обрядов. Рассказы о танцевальном народном русском творчестве, о характерности танцев других народов, их отличие от исполнения русских движений. Значение знаний о культуре других стран. Показ педагогом простейших элементов разных танцев. Показ костюмов и рассказ о значении сценического костюма. Знакомство с творчеством ансамбля им. Пятницкого и ансамбля Игоря Моисеева. Посещение концертов с участием детских народных коллективов.

Соединение выученных за 1-й год обучения движений в танцевальные комбинации. Усовершенствование исполнения дробей; двойные дроби, дроби в продвижении; присядок и вращений: бегунок, «поджатие». «Веревочка» комбинируется с другими движениями: притопы, ковырялочка, переступания. Использование рук во время исполнения того или иного элемента. Приобретение манеры исполнения в «кадрильном» шаге и хороводных элементах. Изучение простейших движений из белорусских танцев: «крыжачок», «лявониха»; из украинских танцев: «гопак», «ползунец». Работа с кистями рук для использования в восточных и цыганских танцах. Знакомство с простейшими элементами характерного экзерсиса у станка: plie (русское) и tendu (русское). Исполнение движений на середине в повороте. Усложнение хлопушек у мальчиков, их усовершенствование. Обращение внимания на характер исполнения. Этика общения с партнером.

Раздел 4. Акробатика

Объяснение необходимости присутствия акробатических и трюковых элементов в народном танце, их четкое исполнение и аккуратность, дисциплина при изучении. Обязательный показ педагогом всех изучаемых движений.

В подготовку, к исполнению сложных трюковых элементов, входит закачивание мышц рук и ног, с помощью партерной гимнастики. Исполнение силовых больших прыжков «стульчик»; «ножницы»; «поджатые» по диагонали и на месте. Изучение движения «колесо» и его усовершенствование в течение учебного года. Приобретение резкости и четкости в исполнении движения «ползунок» на одной, двух ногах и без рук, прыжки из присядки для укрепления коленных суставов и развития «баллона», а также для дальнейшего изучения в конце года движений: «разножка» снизу-сверху; «щучка» снизу, сверху. Обучение движению «бочонок» по диагонали. Для укрепления пресса — движение «уголок» и «отжимания» на кулаках.

Раздел 5. Дуэтный танец.

Знакомство с партнерами. Показ движений двумя педагогами. Просмотр концертных номеров в исполнении друг друга во время исполнения движений в паре. Игры.

Приобретение навыка чувствовать партнера. Умение исполнять движения: полечка, подскоки, галоп, в паре одновременно, не обгоняя и не мешая друг другу. Изучение того, как правильно держаться руками в этих движениях. Постановка корпуса и головы по отношению к партнеру. Русские движения на середине: ковырялочка на воздух, притопы, лицом друг к другу. Держась за руки. Игровые «кадрильные» элементы в паре, например: девочка идет «кадрильным» шагом, а мальчик за ней в присядке, изображая отношение к партнерше.

Раздел 6. Партерная гимнастика.

Классические и русские движения у станка, на середине, по диагонали, на полу. Постепенная подготовка мышц к работе с помощью партерной гимнастики. Объяснение необходимости усовершенствования движений. Обязательная помощь педагога при растягивании. Поощрение детей за их достижения в процессе растягивания. Показ — в каких танцевальных движениях используется та или иная эластичная мышца.

В основе упражнений на полу лежит пройденный материал за 1-й год обучения. Нажим на мышцы подъема при исполнении «лягушки», «щучки» — идет сильнее. Использование движений, исполняемых у станка, например: tendu, passe, sur le cou-de-pied, grand battement,. Исполнение кругов ногами для укрепления мышц живота. Усиленные занятия с применением «шпагатов». Разрабатывание мышц стопы. Умение напрягать и расслаблять все мускулы сразу. Поднятие ног по ступеням с исполнением на каждой ступени разнообразных движений: «ножницы», дуговые движения стопой, вытягивание и сокращение подъема. Продолжение развития гибкости спины при исполнении «лодочки», «мостика», «колечка».

Раздел 7. Актерское мастерство.

Посещение спектаклей. Рассказ и показ педагогом характера, мимики и жестов при исполнении характерных движений. Знание истории некоторых танцев с игровыми, театральными элементами. Важность улыбки на сцене.

Формирование умения следить за выражением лица, во время исполнения движений, улыбаться на сцене с помощью постоянных напоминаний об этом педагогом. Использование упражнения — простой шаг по диагонали — для приобретения умения грустить или улыбаться. Вырабатывание умения чувствовать и исполнять движения в манере деревянных игрушек, разнообразных зверей: кошек, собак, львов, слонов, медведей и т. д. Выражение отношения к тому или иному человеку или предмету: неприязнь, безразличие, симпатия. Проигрывание небольших сценок, чтобы прочувствовать разные ощущения, например: «На рыбалке рыбак поймал очень большую рыбу или очень маленькую, или ничего не поймал…». Все это выражается с помощью мимики и жестов. Применение разнообразных игр, например: «Море волнуется – раз…».

Раздел 8. Репертуарная практика.

Посещение репетиций старших групп ансамбля. Посещение концертов и спектаклей, просмотр видеокассет. Рассказ о характере танцев коллектива, в котором дети занимаются. Показ педагогом или детьми старших групп элементов из этих танцевальных номеров. Умение обращаться с костюмами.

Постоянное изучение элементов танцев для детей, вновь включенных в репертуар. Участие в концертах.

Прогнозируемые результаты 2- 3 года обучения.

    простейшие особенности и отличия лексики танцев разных народов, различать на слух их музыкальное сопровождение,

    выполнять движения в ритме мелодии, соединять танец и музыку; русский лёгкий шаг с движениями рук, бег с элементами дроби, кадрильный шаг по диагонали, подскоки по диагонали, полечку с подскоками, прыжки поджатые в «лягушке»; исполнять характерный танец «Кадриль»; передавать выразительность танца, владеть первоначальным актёрским мастерством; реализовывать навыки пространственной ориентации: держаться на сцене, танцевать в паре, в линии, в кругу и в других рисунках.

Личностные качества — повышение интереса к занятиям по народному танцу и развитие желания добиваться хороших результатов, проявляя упорство и настойчивость; стремление систематически овладевать теоретическими и практическими знаниями и навыками; активно участвовать в общественной и культурной жизни коллектива.

Содержание программы 4 года обучения

Раздел 1. Вводное занятие

Повторение правил техники безопасности. Информация о планах работы на год: концерты, поездки, праздничные мероприятия. Знакомство с программой на учебный год. Повторение пройденного за 2 и 3 год обучения.

Раздел 2. Классический танец.

Рассказ о прекрасной, но очень сложной профессии артиста балета. Знакомство с названиями изучаемых движений. Показ педагогом прыжков, вращений и движений у станка. Посещение спектаклей классических ансамблей и училищ.

Дальнейшее изучение движений классического экзерсиса у станка и на середине, развитие технических навыков исполнения и постепенное выявление индивидуальных способностей учащихся. Вырабатывание мышечной силы и выносливости. Усложнение выученных движений. Отработка: rond de jambe par terre, fondu, adagio, frappes. Исполнение движений plie, tendu, jete с добавлением рук и корпуса. Растяжка мышц ног с помощью палки (станка), усовершенствование навыков, полученных при занятиях партерной гимнастикой. Изучение позиций ног V и IV и их использование. Прыжки echappe и changement de pied исполняем также в сочетании с руками.

К концу года освоение: pas assemble и jete. Усовершенствование вращений, увеличение темпа исполнения, прослеживание за правильным, гармоничным началом и окончанием движений по диагонали. Изучение классических поз у станка: croisee и effacee.

Раздел 3. Народно-сценический танец.

Посещение концертных выступлений профессиональных коллективов, спектаклей, выставок произведений народных умельцев, где раскрывается вся красота и величие культуры русского народа. Объяснение бытовых традиций русского народа и других стран, воплощение этого в танце. Педагог четко показывает манеру и характер: яркость, горячность народных танцев Латинской Америки, цыган и испанцев; пластику и мягкость восточных танцев и т. д.

Изучение движений и их разнообразных вариаций, что способствует улучшению памяти и сообразительности, умению сосредотачиваться, необходимому в дальнейшем использовании в репертуарной практике. Усложнение движений, их соединение между собой, умение перейти от одного движения к другому. Отработка исполнения учащимися небольших вариаций из танцев народов мира и русских народных постановок. Выполнение простых движений, таких как: «ковырялочка», «гармошка», «дроби», «присядки», «бегунки», «хлопушки» в продвижении в разных направлениях с одновременным движением рук, корпуса, головы. Отработка полных поворотов и вспомогательных движений в начале или в конце исполнения: притопы, перескоки, подскоки. Усложнение «веревочки» и «дробей», с помощью двойных ударов стопой. Изучение испанских, восточных, латиноамериканских положений рук и корпуса. Исполнение простейших движений из этих танцев. Постепенное изучение вращений по кругу: «бегунок», «бочонок» «шоссе»,a так же на месте: «туры» и «пируэты» по VI позиции ног. Продолжение изучения характерного экзерсиса у станка. jete (тарантелла), «каблучная», Grand battement (Украина). Исполнение вариаций из украинских, белорусских, корейских, цыганских, турецких и т. п. народных танцев.

Посещение цирковых кружков. Приглашение артистов цирка на урок. Рассказ о правилах безопасности при изучении сложных трюковых элементов. Знакомство с оборудованием: маты, гири, турник. Показ педагога изучаемых движений и обязательная помощь при исполнении учащимися упражнений.

Увеличение количества исполняемых силовых прыжков снизу и сверху: «стульчик», «поджатые». Упражнение «ножницы» и его исполнение с большим поднятием ног. Отработка умения делать движение «колесо» с согнутыми ногами и на одной руке, как влево так и вправо. Постоянное усовершенствование движений: «щучка», «разножка», «ползунок». Подготовка к изучению движений «кольцо», «фляк», «флажок». Отжимание с увеличением количества упражнений: на кулаках, на руках, на турнике.

Раздел 5. Дуэтный танец.

Беседы о значении дуэта в танце, о творческом контакте партнеров и о взаимном чувстве темпа в поддержках. Показ двумя педагогами исполняемых движений.

Добавление к движениям в паре (галоп, подскоки, польки) — поворотов в продвижении. Приобретение умения вести друг друга и ориентироваться во время исполнения. Изучение простейших поддержек из танца «Каток», приобретение навыков сценического общения, Прививание обязательной заботы партнера о партнерше, что поможет избежать в будущем трудностей при изучении более сложных и эффектных поддержек. Использование во время занятий игр, рассчитанных на общение партнеров.

Раздел 6. Партерная гимнастика.

Рассказы о системе растягивания гимнастов и учеников хореографических школ. Создание психологического настроя и оказание помощи педагогом при исполнении упражнений.

Усиление амплитуды нажима во всех движениях, пройденных за 1-й год обучения. Увеличение количества некоторых упражнений: бросков ног, круговых движений стопой, «лодочки», «колечка», «шпагатов». Во время исполнения боковых «шпагатов» применение складывания к ногам, во время прямого шпагата — складка вперед. Отработка при растяжении паховой выворотности: «лягушки» на животе с прогибом назад. Оказание индивидуальной помощи педагогом каждому ученику, что дает ускорение процесса растяжения связок. Исполнение движений, выученных на уроке классического танца: rond, adagio, tеndu, jete. Исполнение «ступеней» для укрепления мышц живота.

Раздел 7. Актерское мастерство.

Объяснение важности осмысления танцевальных движений, понимания их как средства выражения человеческих мыслей и чувств. Одновременно приобретение навыка пластической выразительности и полного слияния формы выражения с характером музыки. Показ одним и несколькими педагогами различных актерских приемов. Участие детей в новогодних спектаклях, посещение мероприятий других творческих объединений.

Воспитание у детей навыков, которые помогают создавать танцевальные образы. Постепенное усложнение актерских задач, Использование разных жизненных ситуаций в небольших этюдах, отработка умений показа переживаемых чувств внешними средствами. Изображение жестами: строительства, игры в футбол, плавания, катания на коньках, роликах, падение, полет и т. д., что способствует развитию актерских навыков по передаче различных действий. Показ внутреннего отношения при помощи мимики лица в таких упражнениях, как: чтение интересной, скучной, страшной или смешной книги. Исполнение танцевальных движений с элементами актерской игры в паре и в ансамбле.

Раздел 8. Репертуарная практика.

Изучение танцев и объяснение смысла изучаемых номеров. Знание того, что должен артист в этом танце рассказать зрителю. Посещение концертов, просмотр видеокассет.

Участие в концертных программах. Выездные концерты. Работа над постоянным усовершенствованием уже выученных танцев.

Прогнозируемые результаты 4 и посл. Годаов обучения.

    классическое положение рук и ног, соединение их с движениями (прыжками); знать и понимать танцевальную терминологию на французском языке.

    исполнять жанровый танец в соответствующей манере; через движение передавать характер, особенность танца того или иного народа, заставить зрителя смеяться или грустить: различать особенности исполнения танцев разных народов (русский, узбекский, цыганский, казачий, белорусский, украинский, элементы танцев народов Севера); исполнять кадрильные шуточные комбинации танца «Соперницы»; делать растяжки — «колечко», «мостик», «лягушка»; владеть сложными техническими трюковыми элементами; выполнять средние и маленькие прыжки по диагонали, адажио на середине в соединении с движениями рук.

Личностные качества — обладать необходимыми психологическими качествами танцора — актёра: внимание, быстрота реакции, развитое воображение; чуткое и внимательное отношение к партнёру по сцене, друзьям и близким; уметь быть раскрепощенным и свободным в обыгрывании танца на сцене.

III этап (4 и посл. годов обучения)

1. Овладение терминологией классического танца. Знакомство с искусством профессиональных танцевальных коллективов.

2. Усложнение техники танцевальных движений и развитие у детей умения выразить образ в пластике движения.

3. Формирование умений и навыков выполнения сложных трюковых и силовых элементов народного и пластического танца.

4. Выработка и воспитание в детях уверенности в своих силах на профессиональной сцене.

Содержание программы 4 года обучения

Повторение пройденного материала за 3-й год обучения. План работы на учебный год: концерты, поездки, праздники, мероприятия, конкурсы. Знакомство с новыми постановками.

Раздел 2. Классический танец.

Показ педагогом классических поз у станка и на середине, их красоты и гармоничности, сочетание движений рук, ног, спины и головы. Рассказ о работе мышц при исполнении того или иного движения. Посещение спектаклей и концертов.

Работа ног у станка, исключительно из V позиции. Изучение IV позиции ног, а так же port de bras третье и четвертое. Приобретение навыка сохранять плавность и слитность движений, характерных для port de bras. Отработка пластической выразительности в танце. Исполнение новых движений у станка: grand rond, battement devoloppe, petit battement, grand Demi rond de jambe par terre. Изучение положения корпуса с руками на середине: croisse и effacee. Использование их в простейших элементах: battement tendu, рlie, releve, echappe. Изучение preparation к вращению chaines. Исполнение новых больших прыжков: sissonne, assemble с glissade, jete, terns leve. Подготовка к изучению пируэтов из V и IV позиций ног. Вспомогательные движения перед пируэтами. Изучение на середине grand battement и adagio. Приобретение умения исполнять классический поклон через переход в IV позицию ног.

Раздел 3. Народно-сценический танец.

Рассказ о характере исполнения андалузских танцев. Показ сапатеадо (выстукивания движения полупальцами и каблуком). Знакомство учеников с этнографией народов Севера, с историческими и географическими условиями их жизни, влияющими на формирование народного творчества. Информация о творчестве народной артистки СССР — главном балетмейстере хора им. Пятницкого, мастере русского танца.

Продолжение изучения народно-характерного экзерсиса у станка: дроби, восточное fondu, frappe, «веревочки», венгерское passe. Развитие силы и остроты ног с помощью усложнения дробей. Учащение ударов ног. Развитие ритма, умение дробить без музыкального сопровождения. Изучение андалузских чечеток в продвижении по кругу и в стороны с руками и корпусом, с музыкальным сопровождением и без. Исполнение элементов танцев народов Севера в образе оленей, шаманов, оленеводов, чаек. Развитие навыков в украинском танце: веревочка, фуэте, pas de basque. Изучение молдавских, польских присядок, а так же венгерских хлопушек.. Изучение движений из молдавской «табакеряски». Усовершенствование восточных рук и поз, а так же приобретение умения танцевать животом. Вращение: бегунок с pas de basque, «блинчики», народное шене через каблук, «поджатые» в повороте. Присутствие разнообразного комбинирования движений, исполняемых по диагонали, по кругу, на месте, в повороте. Усовершенствование пластики и танцевальности в разнообразных медленных, лирических этюдах на темы русских танцев. Включение в репертуар военной тематики, что прививает патриотизм и любовь к Родине, к своему коллективу.

Обязательный показ педагогом или специально приглашенным акробатом изучаемых элементов. Напоминание о мерах безопасности при изучении сложных трюковых элементов.

Усовершенствование пройденного материала. Увеличение нагрузки при выполнении прыжков и отжиманий. «Колесо» по кругу на одной руке, на локте. Изучение движений «мельница», «птичка», «крокодильчик», «собачка». Выявление индивидуальных способностей. Подготовка к движениям «пистолет» и «бедуинский». Комбинирование различных трюков между собой. Приобретение умения исполнять акробатические элементы в соответствии с музыкальным сопровождением.

Раздел 5. Дуэтный танец.

Информация о важности того, чтобы физическая нагрузка (вес девочки) была посильной для возраста партнера. Рассказ о том, где и в каких танцах применяется та или иная поддержка.

Формирование контакта между детьми в паре, их технической станцованности и слаженности.

Раздел 6. Партерная гимнастика.

Совершенствование и усложнение движений на полу и у станка. Помощь друг другу при исполнении некоторых упражнений. Рассказ о том, как надо заниматься гимнастикой в домашних условиях.

Исполнение экзерсиса на полу полностью. Увеличение нагрузки при исполнении движений, направленных на развитие пресса. Разрабатывание стопы с помощью педагога. Совершенствование исполнения «шпагатов», «лягушки», «мостика», «щучки».

Изучение особенностей выполнения шутливых сценок в русском танце. Посещение спектаклей и концертов с участием народных коллективов.

Совершенствование изученного материала. Отработка жестов при выполнении поставленной задачи. Игры и актерские приемы, в которых дети пластикой должны суметь изобразить предмет или заданное слово. Умение работать с партнером.

Объяснение роли военных танцев в репертуаре ансамбля. Рассказ о значении участия в конкурсах и фестивалях детского творчества.

Пояснение о необходимости уметь вести себя во время репетиции на больших концертах с участием многих творческих коллективов.

Изучение и постановка новых танцев. Участие в концертах, конкурсах, праздничных мероприятиях.

Прогнозируемые результаты 4 год обучения.

    основы истории возникновения и развития народного танца, обычаи и традиции народов, танцы которых исполняются коллективом; особенности костюма.
    свободно выполнять маленькие прыжки, большие прыжки, растяжки на полу, на спине; выполнять дроби; верчение на месте, по диагонали, по кругу; силовые прыжки; rond de jambe, партер, battement fondu; осознанно и эмоционально воспринимать танец, раскрывать чувства и мысли, заложенные в нём; свободно и грамотно владеть программным материалом; проявлять свою фантазию и творческий потенциал исполнителя.

Личностные качества — обладать устойчивыми навыками культуры поведения, общения, чувством ответственности и потребностью в концертной деятельности, стремлением совершенствовать танцевальное мастерство.

Содержание программы 5 и посл года обучения

Раздел 1. Вводное занятие

Повторение пройденного материала за 4 год обучения. План работы на учебный год: концерты, поездки, праздники, мероприятия, конкурсы. Знакомство с новыми движениями и постановками.

Раздел 2. Классический танец

Показ педагогом классических поз у станка и на середине. Рассказ о работе мышц при исполнении того или иного движения. Посещение спектаклей и концертов профессиональных коллективов.

Изучение и совершенствование элементов классического танца на середине, связывая их в этюды: adajio, plie, различные виды батманов и вращений. Прыжки: cabriole, pas de chat, pas emboite с использованием рук.

Раздел 3. Народно – сценический танец.

Знакомство с культурой Украины, Ирландии, народов Востока. Рассказ о характере исполнения танцев этих стран и народов.

Изучение усложненных элементов народно – сценического танца у станка. Освоение двойных, тройных дробей с увеличенным темпом; отработка вращений в танце. Знакомство с отдельными композициями из танцев профессиональных ансамблей ( ансамбля «Березка», ансамбля И. Моисеева, ансамбля им. Пятницкого, ансамбля им. Александрова).

Раздел 4. Детский эстрадный танец.

Просмотр кассет с записями современных эстрадных танцев, объяснение некоторых терминов: изоляция, полицентрия, полиритмия, contraction и release.

Рассказ профессионального танцора о степе, объяснение терминов. Показ танца и его фрагментов.

Упражнения у станка: перегибы и наклоны торса, растяжки, demi plie и grand plie по параллельным и выворотным позициям, упражнения для разогрева стопы и голеностопа; упражнения на середине: спирали и изгибы корпуса, наклоны; упражнения на напряжение и расслабление. Изучение элементов хип – хопа. Изучение элементов: flik — fluk, триолей, особенностей хода. Изучение движений Ирландского танца.

Объяснение правил предосторожности при выполнении сложных акробатических элементов.

Совершенствование изученных трюковых элементов танцев. Развитие физических данных учащихся для выполнения акробатических движений. Отработка упражнений для сольного исполнения.

Объяснение особенностей мимики лица при исполнении современных танцев и ирландского степа. Сочетание движений танца с выражением лица.

Выполнение этюдов на предлагаемые обстоятельства, разыгрывание сюжетных ситуаций. Отработка умения соединять свою ролевую комбинацию с комбинацией партнера или партнеров по танцу.

Изучение и постановка новых танцев. Участие в концертах, конкурсах, праздничных мероприятиях.

Прогнозируемые результаты 5 и посл. годов обучения.

· особенности национального фольклора;

· особенности репертуара профессиональных ансамблей: «Березка», ансамбль И. Моисеева, ансамбль им. Александрова.

    выполнять движения классического танца, усложняя танцевальные комбинации, используя весь изученный арсенал хореографической лексики; выполнять двойные, тройные дроби с увеличенным темпом, различные вращения; исполнять различные движения в соответствии с характером танца; раскрыть свою исполнительскую индивидуальность и работать в ансамбле.

Личностные качества — обладать устойчивыми навыками культуры поведения, общения, чувством ответственности при выступлении на любой сценической площадке, понимать необходимость совершенствования танцевального мастерства.

Овладение собственным языком танцевального искусства. Подготовка детей к поступлению в профессиональные коллективы города Москвы, участию в массовых мероприятиях и концертах. Полная задействованность в репертуаре ансамбля. Выявление собственных балетмейстерских и педагогических способностей. Помощь детям в раскрытии своего творческого потенциала и возможностей.

Содержание программы 6 года обучения

На 6-м году обучения наряду с прохождением нового материала повторяется и закрепляется ранее изученная программа с усложнением танцевальных комбинаций. Эта работа ведется по всем направлениям обучения. Большое внимание уделяется совершенствованию координации, танцевальности, отработке техники движений. Предполагается дальнейшее развитие у детей умения подчеркнуть свою индивидуальность при исполнении сольных партий, умения работать в ансамбле с другими исполнителями, формирование навыков сотворчества с педагогом при постановке новых танцев.

Репертуар ансамбля «Ожерелье»

Особенности освоения элементов танца и отработки танца в целом

Знакомство с казачьим фольклором. Усвоение характера танца; элемент — дроби. Формирование умения улыбаться на сцене.

На лавочке /шуточный русский танец; мини – спектакль/

Выполнение движений с использованием мимики и жеста. Отработка сложных танцевальных элементов: поддержки, колесо, разножка, ползун.

Знакомство с костюмом казахского народа. Знакомство с пластикой рук в казахских танцах.

Гопак /украинский танец/

Знакомство с фольклором украинского народа. Отработка сложных трюковых элементов, выполняемых в присядках. Актерское мастерство: танцевальная игра друг с другом.

Чебатуха (сценический русский танец )

Развитие ритмического слуха. Отработка техники исполнения дробей, работа над постановкой корпуса, отработка движений ног.

Умением координировать движения рук и ног и точностью исполнения движений(без чего не попадешь по бубну).

Недотрога (шуточный танец)

Исполнение классических элементов танца; выполнение элементов поддержек; развитие физических сил у мальчиков и освоение легких, высоких прыжков у девочек. Освоение сценического пространства, решение игровых хореографических сценок. Актерское мастерство: вхождение в образ, отработка умения передавать зрителю обстановку в танце.

Сударушка (русский танец)

Знакомство с русским народным фольклором. Овладение приемами актерского мастерства, развитие мимики лица. Воспитание у мальчиков доброжелательного отношения к девочкам. Отработка навыков исполнения сольных партий.

Русские узоры (хоровод с платками)

Знакомство с творчеством ансамбля « Березка». Отработка техники движений ног и умения координировать движения с использованием реквизита.

На улицах Чикаго /эстрадный танец с элементами акробатики/

Изучение элементов современного танца.

Дыхание любви (вальс)

Выработка правильной осанки. Актерское мастерство (вхождение в образ).Взаимное отношения в парах. Сложные поддержки.

Веселый Рок-н-рол (эстрадный танец)

Освоение сложных акробатических движений.

Лебедушки (лирический, стилизованный русский танец)

Освоение техники вращений у девочек. Подражание плавным движениям лебедей.

Сороконожки (эстрадный танец)

Детский , игровой, сюжетный танец. Воспитание уважения к зрителю. Введение в танец игровых элементов. Развитие умения держаться на сцене. Работа с предметами.

Народный танец. Отработка четкости исполнения движений. Работа в парах.

Полонез ( историко-бытовой танец)

Освоение танцевальных элементов веков, отработка техники движений ног. Отработка постановки корпуса.

В среднем в каждом танце занято от 2 до 18 человек.

Прогнозируемые результаты

по полному курсу обучения в ансамбле « Ожерелье»

По окончании обучения в ансамбле «Ожерелье» учащиеся будут:

· основы истории танца;

· основы истории костюма;

· особенности национального фольклора;

· особенности репертуара профессиональных ансамблей: «Березка», ансамбль И. Моисеева, ансамбль им. Александрова.

    выполнять различные движения в соответствии с характером танца;

· работать в ансамбле.

· уметь танцевать сольные партии;

    основными элементами классического танца; характерными элементами русского народного и национальных танцев; сложными техническими и акробатическими элементами танца; основами актерского мастерства; умением держаться на сцене; полностью освоить репертуар ансамбля «Ожерелье».

Отслеживание результативности освоения программы

Отслеживание результативности освоения программного материала осуществляется в течение всего периода обучения на занятиях разных видов: учебные, зачетные, открытые.

Высокий уровень освоения программы (отлично)

    Точное знание терминологии и правил исполнения движений в соответствии с годом обучения; Точность, музыкальность и выразительность исполнения танцевальных комбинаций и этюдов; Умение работать в ансамбле и владение навыками сольного исполнения танцевальных фрагментов; Полное владение репертуаром коллектива соответствующего года обучения;

Средний уровень освоения программы (хорошо)

    Неполное владение теоретическими знаниями по танцевальной дисциплине в соответствии с годом обучения; Недостаточно точное исполнение танцевальных комбинаций с точки зрения координации движений и музыкальности; Умение работать в ансамбле;
    Неполное владение репертуаром коллектива соответствующего года обучения;

Низкий уровень освоения программы (удовлетворительно)

    Слабое усвоение теоретического программного материала соответствующего года обучения; Неточное исполнение танцевальных комбинаций; Не достаточная сформированность навыков работы в ансамбле; Частичный ввод в репертуар ансамбля.

Проверка освоения программного материала проводится по всем направлениям образовательной программы и ее результаты фиксируются в зачетных ведомостях и в журнале.

При оценке результативности освоения образовательной программы учитывается участие детей в концертных программах, конкурсах и фестивалях детского творчества.

Занятия на каждом этапе обучения строятся последующей схеме: подготовительная часть, основная часть, заключительная часть.

При обучении и разучивании танцев важное место на занятиях отводится тренажу — это определённая система тренировочных упражнений, которые помогают обучающимся легче разучить и усвоить танцевальный репертуар. Построенные по степени усложнения, упражнения подготавливают к более сложным движениям, и физической нагрузке, укрепляют мышцы спины и ног, способствуют координации движений. Каждый элемент танца раскладывается на ряд более простых движений. По мере усвоения схемы движения добавляются детали, постепенно доводящие данный элемент до его законченной формы.

Обычно педагог показывает и объясняет движения, проделывает их совместно с детьми сначала в медленном темпе, со счётом вслух, без музыкального сопровождения; затем с музыкой — в спокойном темпе, пока они не будут усвоены обучающимися.

На последнем занятии повторяются и закрепляются эти движения, постепенно совершенствуя их и сочетая с элементами танца.

Параллельно с отрабатыванием движений ног, рук и корпуса, идет работа над выразительностью мимики лица, выражением глаз. Чувствуя и пропуская через себя образ, который дети воплощают в танце, они с большим удовольствием работают над артистичностью исполнения танца.

На первых годах обучения преобладает подражательный характер усвоения программы, тогда как на третьем и четвёртом годах — поисковый, коммуникативный.

Теоретическая часть даётся по ходу занятий в соответствии с содержанием нового материала /историческая справка, сведения о жизни и творчестве выдающихся танцоров, характере музыкальных произведений в сочетании с танцевальными движениями, этике поведения и сценической культуре/.

Практическая часть зависит от уровня навыков, желания ребёнка (особенно на начальном этапе), сложности отдельных элементов танца.

Основная часть занятия — разучивание танца. Сначала даётся общее представление о цели — показ танца в законченной форме. Приступая к разбору и разучиванию танца, сначала прослушивается музыка к нему, определяется характер, стиль, разучиваются отдельные движения танца и лишь затем вся композиция. Главным приёмом в работе над танцем является развитие самостоятельности и инициативы у ребят, подчёркивание их индивидуальности.

Детям предлагается составлять небольшие танцевальные композиции, вносить элементы импровизации, способствуя развитию творческой активности.

Организация творческой деятельности позволяет педагогу увидеть характер в ребёнке, выявить движения его души, найти индивидуальный подход к нему с учётом пола, возраста, потребности, в данного рода деятельности, выявить и развить его творческий потенциал.

На выявление и развитие индивидуальности обучающихся, отводится не менее 5 минут на каждом занятии. Это и работа с детьми, требующими повторного показа, дополнительного объяснения или подсказки педагога, как легче и грамотнее выполнить то или иное упражнение, танцевальное движение или сложный элемент танца. С целью развития эмоциональности, выразительности в исполнительской деятельности, творческих способностей и актёрского мастерства используется просмотр видеоматериала занятий и концертов ансамбля «Ожерелье» с последующим их анализом и обсуждением с участниками студии.

Вся работа, по индивидуализации процесса обучения, строится в тесной взаимосвязи с родителями, т. к. многое в характере того или иного обучающегося открывается в беседах с членами семьи ребёнка, в период совместной творческой деятельности с коллективом педагогов ансамбля по созданию концертных номеров, разработке костюмов, организации и участии в концертных программах, конкурсах и различных праздниках.

Для изучения или закрепления новых, сложных или трудных движений танца используется приём выполнения упражнений детьми по очереди с последующим анализом результатов педагогом или самими обучающимися (сравнение, выявление удач и ошибок), показ элементов движений педагогом или детьми, усвоившими разучиваемое движение.

Все замечания по ходу занятия делаются в спокойной, требовательной, но доброжелательной форме, без намёка на унижение личности ребёнка, с обязательными элементами поощрения и похвалы даже самых незначительных успехов обучающегося.

Занятия проводятся по группам, и в зависимость от цели и задач занятия обучение проводится совместно или раздельно — мальчики и девочки. Группы формируются по годам обучения с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.

Коллективная форма проведения занятий и разно уровневые возрастные группы дают возможность более продуктивно влиять на выработку у детей норм и правил высоконравственного поведения, добиваться сплочения коллектива, наладить дружбу, здоровые отношения между членами коллектива чему способствует дружеская атмосфера совместного творчества, делового содружества, взаимопонимания и полного доверия между педагогами и детьми.

Важным моментом в реализации данной программы является создание творческой атмосферы, которая позволяет ненавязчиво, исподволь заниматься обучением и воспитанием с учётом специфики занятий хореографией.

Это творческие ситуации, творческие и проблемные задания, игровые приёмы (индивидуальные и коллективные).

Воспитательная работа в коллективе, массовые мероприятия

В целях сплочения коллектива детей и взрослых проводится разнообразная и систематическая работа совместно с родителями:

    посещение выступлений профессиональных танцевальных ансамблей и самодеятельных коллективов; посещение выставочных залов, концертов, театров; просмотр видеофильмов с записями выступлений и репетиционных моментов ансамблей народного танца; организация семейных и общественных праздников («Огоньки», «Творческие встречи» и другие культурно — досуговые мероприятия).

Условия реализации программы

Специально оборудованный зал:

    зеркальная стена, станок (площадь зала, освещение и количество занимающихся в них детей должны соответствовать санитарно-медицинским нормативам); специальные помещения для переодевания (для девочек и мальчиков); видео и аудио аппаратура, кинокамера; два педагога — хореографа, балетмейстер; концертные костюмы,

1. Асафьев Б. Статьи, рецензии, воспоминания. М., 1974.

2. Богданов Г. Самобытность русского танца. М., 2002.

3. Богданов Г. Хореографическое образование. М., 2001.

4. 2. Ваганова классического танца. М., 1980.

5. 3. Васильева Е. Танец. М., 1968

6. , Григорович , где рождается танец. М., 1977.

7. Заикин Н. Областные особенности русского народного танца. М., 2002.

8. Захаров Р. Слово о танце. М. Д979.

9. Климов А. Особенности русского народного танца. М., 2002.

10. Климов А. Русский народный танец. М., 2002.

11.Костровицкая В. 100 уроков классического танца. М., 1981.

12.Советский балетный театр. М., 1976.

13.Тейдер. В. Александр Лапаури. М.,1980.

14.Устинова русские народные танцы. М.,1996.

15.Федорова Г. Танцы для развития детей. М.,2000

Учебно — тематический план

Наименование раздела, темы

Количество часов по годам обучения ( 40 недель в год)