Программы для музыки для бальных танцев

Дополнительная адаптированная образовательная программа по предмету «Бальный танец». Часть 1. «Этап начальной подготовки (1–3 классы)»

Разделы: Музыка

Часть. 1 “Этап начальной подготовки (1-3 классы)”

Данная программа разработана для организации системы образования в области обучения бальным танцам детей и юношества на базе муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей “Детская школа искусств №2 г. Новый Уренгой городского образования Новый Уренгой на основе государственной политики в области дополнительного образования детей, федеральной программы развития образования, с учетом запросов детей, потребностей семьи, образовательных учреждений.

Бальные танцы существуют в России уже давно и до 1997 года все школы и ансамбли бальных танцев объединялись под эгидой Ассоциации бальных танцев России. В 1998 году Ассоциация бальных танцев была реорганизована в Федерацию танцевального спорта России, которая была принята коллективным членом Олимпийского комитета России, бальные танцы сменили название на спортивные танцы и были признаны как вид спорта. Однако актуальность развития именно бальных танцев, как один из видов хореографического искусства осталась по-прежнему на высоком уровне и несомненно возник вопрос о систематизации и упорядочивании накопившихся теоретических знаний и практического опыта в единой программе обучения. Программа направлена на приобщение наибольшего числа детей к систематическим занятиям бальными танцами, на гармоничное формирование личности, фундаментом которого является правильное развитие двигательной и психологической сферы ребенка.

Целью программы является массовое обучение бальному танцу, участие в районных, городских, республиканских, всероссийских и международных конкурсах и фестивалях, приобщение к этому прекрасному виду искусства, создание фундамента для более серьезного изучения этого самого красивого и зрелищного вида хореографического искусства.

Программа имеет многоступенчатую структуру учебного процесса, которая способствует развитию физических, интеллектуальных и нравственных способностей и достижению уровня успехов сообразно способностям учащихся.

Период обучения бальным танцам рассчитан с 7-летнего возраста ребенка на 7 образовательных лет, учитывая возрастные, физические, психологические и функциональные особенности развития организма человека. Период обучения разделен на этапы, указанные в приведенной ниже таблице.

НОВИЗНА И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРОГРАММЫ

Предлагаемая программа содержит в себе вариативность в рамках искусства бальных танцев в части набора учащихся и составления танцев по возрастам и степени подготовленности. Работа в коллективе ведется по оригинальной методике, включающей в себя знания, умения и навыки бального танца, азы классического танца, элементы художественной гимнастики, современные направления хореографии – модерн, джаз, элементы акробатики, дыхательной гимнастики.

Особенностью данной программы является то, что учащиеся изучают бальные танцы общепринятые во всем мире. Их знают и умеют танцевать во всем цивилизованном обществе, они стали неотъемлемой частью общечеловеческой культуры. Учащиеся постигают язык бального танца, с помощью которого могут общаться люди, не зная разговорного языка друг друга.

Уже через несколько месяцев учащиеся овладевают минимальными навыками танца и способны показать свое умение на различных конкурсах, фестивалях и праздниках. Проведение этих мероприятий вносит в процесс обучения элементы соревнований, работу на результат, что придает дополнительный стимул для более тщательного изучения бальных танцев.

Танцуя в паре, ребенок многому учится и многое приобретает: вырабатывается и развивается не только коммуникабельность, но и культура общения в танце с преподавателем, со зрителем.

Данная программа составлена на основе учебного материала и опыта ведущих педагогов России в области бальных танцев, Федерации спортивных танцев России и Международной танцевально-спортивной федерации, практических рекомендаций специалистов в области медицины, теории и методики воспитания, педагогики, физиологии, гигиены, психологии.

АКТУАЛЬНОСТЬ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ

Бальный танец – многогранный вид искусства, исключительно органично сочетающий в себе высокую динамику исполнения, красоту линий и позиций, мягкость пластики движений танцоров. Бальные танцы, до недавнего времени относясь к числу наиболее массовых средств художественного воспитания, имеют свою историю возникновения, становления и развития, определенные методические наработки в отношении преподавания. Учитывая то, что бальные танцы, в отдельной части, перешли на качественно новый уровень, признанные Олимпийским комитетом России как вид спорта, они в настоящее время нуждаются в дальнейшей разработке научных основ преподавания, анализе имеющихся средств, форм и методов работы. Следует максимально использовать накопленный опыт работы и разработки, которые уже используются в других, “смежных” видах спорта. К сожалению, практически отсутствуют методические разработки, не разработана теория движений, существующий минимум литературы малодоступен, да и не используется преподавателями бальных танцев.

Настоящая программа опирается на некоторые понятия и навыки, которые учащиеся получают на других уроках в общеобразовательной школе. Она является яркой иллюстрацией применения тех или иных знаний на практике.

Непосредственная связь бальных танцев с музыкой прослеживается на всем этапе, так как мы танцуем под музыку и выражаем характер музыки танцем. Учащиеся должны усвоить понятия “ритм”, “счет”, “размер” и узнать, что музыка состоит из тактов и музыкальных фраз, при этом дети должны уметь различать вступление и основную мелодию, вступать в танец с начала музыкальной фразы.

Каждый танец, который включен в программу, имеет определенные исторические корни и географическое происхождение. Приступая к изучению того или иного танца, учащиеся знакомятся с историей его создания, узнают, в какой стране, у какого народа он произошел, в какую страну переместился. Уклад и обычаи, характер и темперамент народа отражаются в танце, и наоборот, изучая танец, учащиеся узнают о тех или иных народах, странах.

Несомненна огромная роль бальных танцев в эстетическом воспитании детей и подростков. Танец помогает решать еще одну из важнейших задач педагогики – обучение детей социальному опыту. В процессе занятий танцами появляются яркие примеры для подражания, намечаются ориентиры поведения и развития характера.

В наши нелегкие дни, когда сломаны прежние моральные ценности, когда на сознание детей и подростков обрушивается огромная масса информации, в том числе и негативной, когда окружающая среда предлагает детскому выбору подчас и здоровьеразрушающие соблазны (наркотики и т.д. и т.п.), перед каждым детским учреждением с особой остротой встает вопрос духовной ориентации подрастающего поколения в современном мире.

1. Обучение движению в ритме и темпе, заданном музыкой.

2. Приобщение к миру танцев, знакомство с различными направлениями, историей и географией танцев, прослушивание ритмичной танцевальной музыки, что развивает и внутренне обогащает, прививает умение через танец выражать различные состояния, мысли, чувства человека, его взаимоотношения с окружающим миром.

3. Закрепление и дальнейшее развитие танцевальных навыков, знаний и умений.

1. Изучение различных видов хореографии: классический танец, современные жанры.

2. Знакомство с историей развития танцевального движения в мире, истории жизни знаменитых танцоров и тренеров прошлого и современности.

3. Дальнейшее и более углубленное изучение особенностей танцевальной профессии – умение носить костюм, прическа, грим и т.д.

1. Развитие музыкального слуха, чувства ритма, темпа;

2. Развитие навыков координации

3. Развитие у танцоров воображения, артистизма с помощью усовершенствования навыков импровизации под музыку, самостоятельное составление вариаций танцевальных фигур по танцам.

4. Развитие профессиональной, зрительной и музыкальной памяти.

1. Формирование эстетического вкуса.

2. Формирование критичности и самокритичности, умения оценивать и анализировать увиденное и услышанное.

3. Умение вести себя в обществе и на танцевальной площадке, основы танцевального этикета. Задача привития культуры общения между собой, в паре, в танце, с окружающим миром решается путем организации различных праздников, конкурсов, фестивалей, баллов, шоу– представлений.

1. Воспитание чувства коллективизма у учащихся школы посредством участия в массовых танцах (концертная деятельность, ансамбль).

2. Воспитание и пробуждение в каждом учащемся самостоятельной, творчески мыслящей личности, самоуважения и уверенности в себе.

3. Приучение к преодолению трудностей, ответственности, воспитание силы воли.

1. Подготовка инструкторов, помощников преподавателей и руководителей танцевальных коллективов по бальным танцам.

2. Участие учащихся в инструкторско-судейской практике (организация и проведение мероприятий, фестивалей, мини-турниров по бальным танцам различного масштаба).

1. Исправление недостатков осанки, строения тела.

2. Воспитание физических качеств учащихся (гибкость, ловкость, координационные возможности, скоростные способности).

3. Укрепление дыхательной и сердечно-сосудистой систем организма на фоне общефизической подготовки.

4. Тренировка вестибулярного аппарата.

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

– теоретические (беседы, объяснения, показ иллюстраций, прослушивание фонограммы);

– практические (наглядно-зрительный прием и тактильно-мышечная наглядность, т.е. прикосновение к ребенку, чтобы уточнить положение головы, отдельных частей туловища и осанки; отработка движений);

– визуальные (просмотры видеозаписей, фотографий, концертов, выступлений);

– сценические (выступления на праздниках, небольших конкурсах, различных мероприятиях);

– игровые (исполнение элементов игры в проведении занятий).

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ

– технология личностно-ориентированного развивающего обучения;

– технология коллективной творческой деятельности;

– технология коллективного взаимообучения;

– технология исследовательского (проблемного) обучения;

– технология индивидуализации обучения.

– педагогический и медицинский контроль;

– контрольно-переводные экзамены проверки теоретических знаний;

– планирование и участие в конкурсах республиканского, российского и международного уровня;

– беседы на различные темы;

– приглашение ведущих преподавателей ЯНАО и РФ для семинарских занятий и консультаций, встречи с интересными людьми – ведущими танцевальными парами ЯНАО и РФ;

– видеопросмотры записей своих выступлений и выступление мастеров с последующим обсуждением и анализом;

– посещение театров, отчетных концертов, конкурсов бальных танцев;

– праздники коллектива, традиционные чаепития, дискотеки;

– концертная деятельность (выступление на районных, городских и окружных мероприятиях);

– введение игровых моментов в учебные занятия (урок-фестиваль, урок-путешествие, урок-викторина, урок– кроссворд);

ОХРАНА ЖИЗНИ ДЕТЕЙ И ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ

Основной целью общефизического воспитания детей является достижение высокого уровня здоровья, который необходим для продуктивной в социальном и экономическом отношении жизни. Вместе с тем нельзя забывать о том, что несоблюдение правил и норм при организации и проведении занятий по бальным танцам могут нанести существенный, подчас необратимый, урон детскому организму.

Все травмы – результат тех или иных нарушений правил, выполнение которых обязательно при занятиях бальными танцами. Очевидно, что в основе борьбы с травматизмом лежит строгое выполнение этих правил врачом, тренером-преподавателем, занимающимся.

Для этих целей разработан ряд правил по технике безопасности и правил нахождения занимающихся в хореографическом зале. В начале каждого учебного года преподавателями проводится инструктаж по технике безопасности с обучающимися и их родителями.

Зачисление в группы происходит при отсутствии медицинских противопоказаний для занятий бальными танцами.

ПРИНЦИПЫ, ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ

В целях успешной реализации Программы необходимо руководствоваться следующими принципами:

1. Принцип целостности ученика, его психосоматического, социокультурного единства, интегративного воздействия на него учебной и воспитательной деятельности. При этом приоритетными компонентами в процессе обучения должны выступать самореализация, саморазвитие, формирование патриотов Российской Федерации;

2. Принцип непрерывности образовательного процесса;

3. Принцип консолидации усилий всех подразделений школы, направленных на разработку и реализацию программ, направленных на повышение мастерства, оптимизации медико-практического, учебно-воспитательного процесса;

4. Принцип дифференцированного подхода к организации учебно-воспитательного процесса с учетом специфики и целевой установки:

– в младших классах принцип учебной работы – универсальность; задачи – укрепление здоровья и повышение уровня общей физической подготовки, начальное обучение технике и тактике, привитие интереса к избранному виду танцевального искусства;

– в старших классах принцип учебной работы – универсальность с элементами только бальной специализации; задачи – укрепление здоровья и повышение уровня общей физической подготовки, развитие специальных умений и навыков, необходимых при совершенствовании техники и тактики;

5. Принцип использования результатов научных исследований при разработке и реализации программ учебно-воспитательного процесса;

6. Принцип использования лучших отечественных и мировых достижений с целью выработки оптимальных подходов к разработке и реализации программ образовательного и учебного процесса для подготовки мастеров высокого класса.

7. Принцип психологической комфортности. Данный принцип предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на занятиях такой общей атмосферы, которая комфортна и для детей и для взрослых.

8. Принцип социальной справедливости. Реализация данного принципа предусматривает такое управление педагогическим коллективом и коллективом обучающихся, при котором каждый находится в равном положении с другими и все взаимодействие строится на основе понимания человека как цели управления, а не как его средства. Здесь же предполагается и создание в коллективе таких условий и предпосылок, которые дают возможность проявить свои способности не только “звездным личностям”, но и всем остальным. Реализация принципа “социальной справедливости” позволяет избежать конфликтных ситуаций и создавать оптимальную рабочую атмосферу, способствующую достижению реальных результатов деятельности.

9. Принцип постоянного обновления предусматривает процесс непрерывного поиска новых путей, методов, способов и форм деятельности.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

В сегодняшней жизни родители заняты решением социально-бытовых проблем и мало интересуются успехами детей в общеобразовательной школе, а тем более – в учреждении дополнительного образования.

Однако преподаватель должен постоянно на родительских собраниях и при личных встречах говорить о проблемах воспитания, не переводя разговор на личность ребенка, чтобы не обидеть и не оттолкнуть родителей, а помочь взглянуть на проблемы как бы со стороны. В то же время следует говорить о развитии творческих способностей ребенка, хвалить его за успехи. Разговор с родителями должен идти о создании положительного микроклимата в семье, т.к. ничто не может заменить ребенку семейный уют.

В то же время преподаватель должен стараться привлечь родителей к мероприятиям, способствующим совместной деятельности родителей и детей. Родители приглашаются на выступления, для них организуются концерты, совместные чаепития. Они привлекаются для пошива костюмов, оформления выставок, к подготовке и проведению праздников, конкурсов, концертных выступлений, к поездкам и совместным экскурсиям. Такая работа способствует формированию общности интересов детей и родителей, эмоциональной и духовной близости.

НАПОЛНЯЕМОСТЬ УЧЕБНЫХ ГРУПП И РЕЖИМ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Программы для музыки для бальных танцев

Латиноамериканская программа бальных танцев

В этой статье речь пойдет про латиноамериканские танцы. Латинская Америка предоставила миру целое пиршество танцев, возникших от смешения нескольких культур — африканской, испанской, португальской, американской.

В международной программе спортивных бальных танцев их пять: самба (танец экспансивный и зажигательный), ча-ча-ча (кокетливый и веселый), румба (романтический и чувственный), пасодобль (напряженный и трагический, отображающий корриду) и джайв (беззаботный и энергичный).

Четыре латиноамериканских танца (кроме пасодобля, являющегося испано-французским танцем) зародились между Кубой, Соединенными Штатами и Южной Америкой и развивались под влиянием европейского и негритянского фольклора. Все фигуры пяти танцев были стандартизированы международными федерациями танца, существует единая техника, ритм и темп исполнения этих танцев. Поэтому шаги самбы, румбы, ча-ча-ча исполняются одинаково во всем мире. Базовая техника латиноамериканских конкурсных танцев впервые была упорядочена и записана Уолтером Лэрдом.

Из той же географической зоны вышли антильские танцы (сальса, меренге, мамбо), они выдержаны в духе афро-кубинских традиций музыки. В Европе они появились позже, в середине ХХ в. Фильм «Грязные танцы» (1987 г.) пробудил огромный интерес к антильским и латиноамериканским танцам. Популярность латиноамериканской музыки и культуры достигла мирового масштаба. В клубах и на дискотеках зазвучала зажигательная бразильская и кубинская музыка, запестрели яркие гавайские рубашки и юбки с рюшками. Многие клубные парные танцы не требуют сложной техники — они просты в освоении, и главное в них — не быть равнодушным, а выражать свое настроение, чувства и эмоции.

Всем этим танцам свойственна ритмичная музыка, и они требуют отменного восприятия темпа. Латиноамериканские танцы отличаются своеобразной пластикой движений. В отличие от западно-европейских танцев (см. Западно-европейские танцы), в латиноамериканских партнеры не находятся в постоянном контакте. Они более независимы и свободны для импровизаций, особенно со стороны партнерши, которая всячески подчеркивает свою красоту, элегантность и изящество.

Итак пять танцев входят в Латиноамериканскую программу бальных танцев: Самба, Ча-ча-ча, Румба, Пасодобль, Джайв:

Рабочая программа по предмету «Историко-бытовой и бальный танец» образовательной программы «Хореографическое искусство» на основании примерной программы для хореографических школ и ДШИ «Историко-бытовой и современный бальный танец» УМС, Орёл 1999 год

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Детская школа искусств №1 имени »

Рабочая программа

по предмету «Историко-бытовой и бальный танец»

на основании примерной программы

«Историко-бытовой и современный бальный танец» УМС, Орёл 1999 год

Срок реализации 5 лет.

Возраст детей после 9 лет.

Автор-составитель: преподаватель хореографических дисциплин

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Программа разработана на основе примерной программы для хореографических школ и хореографических отделений детских школ искусств, составленной преподавателями хореографических дисциплин муниципальной хореографической школы г. Орла и в 1999 году.

Примерная программа и рассчитана на 5 лет (с 1-го по 5-ый классы). Так как по учебному плану в ДШИ № 1 г. Кировска предмет «Историко-бытовой и бальный танец» рассчитан на 5 лет обучения (с 1-го по 5-ый классы), программа 2-го класса распределяется на два года обучения (1-й и 2-й класс), программа пятого года обучения изучается в классе ранней профессиональной ориентации.

Проблемы формирования культуры поведения современного человека чрезвычайно актуальны. Средствами хореографического искусства, в частности бального танца, можно формировать у детей культуру поведения и общения, прививать навыки вежливости, умения вести себя в обществе, быть подтянутым, элегантным, корректным.

Урок по историко-бытовому и бальному танцу строится из двух частей:

1. Изучение элементов.

2. Работа над танцевальными этюдами.

В основу программы вошли бытовые танцы ХVI-ХIХ веков, имеющие свои характерные особенности в музыке и танцевальной лексике, такие как полька, полонез, гавот, менуэт, вальс и другие.

С третьего года обучения начинается изучение бальных танцев: фигурный вальс, медленный вальс, вальс-гавот, вальс-мазурка, ча-ча-ча, самба и другие.

Содержание программы даёт преподавателю право на творческий подход ее осуществлению с учетом особенностей психологического и физического развития детей.

Урок историко-бытового и бального танца рекомендуется проводить 1 раз в неделю по 2 академических часа в 1, 2, 3 классе, 1 раз в неделю по 1 академическому часу в 4, 5 классах.

Формы и методы работы

Основной формой учебной работы является урок (состав группы в среднем 10 человек). Занятия могут проводиться раздельно с мальчиками и девочками (состав учебных групп для мальчиков допускается до 4-х человек).

Во время проведения урока возможна индивидуальная форма работы преподавателя с учащимися.

Основные методы работы:

— наглядный — практический качественный показ;

— словесный — объяснение, желательно образное.

Качество знаний, умений и практических навыков учащихся выявляются на контрольных уроках и экзаменах.

При подготовке к уроку необходимо учитывать такие факторы, как:

— степень его сложности;

— особенности класса, как исполнительского коллектива.

При составлении плана занятия предполагается детальная разработка каждой его части, где следует:

— определить новый материал для изучения, ввести его в различные комбинированные задания;

— наметить примеры (составить комбинации) для совершенствования накопленных знаний;

— определить музыкальный материал для каждой части занятия (размер и характер музыкального сопровождения, как к новым движениям, так и к закрепление пройденного материала).

При проведении урока целесообразно выдерживать структуру занятия в целом и соизмерять длительность отдельных частей; сохранять динамичность темпа занятия, живость подачи материала, деловую атмосферу.

Требования к музыкальному оформлению урока

Танец органически связан с музыкой. Без музыки немыслимы танцевальные композиции. В процессе учебной работы необходимо прививать учащимся умение слышать и понимать музыку. Нельзя допускать, чтобы музыкальное сопровождение являлось «фоном» урока, т. к. это приводит к безразличию музыкального восприятия. Правильно подобранный музыкальный материал должен помогать осваивать хореографический материал, соответствуя его характеру, ритмическому рисунку, темпу.

Требования к организации и проведению контрольного урока, зачета, экзамена.

— в конце каждой учебной четверти рекомендуется проводить контрольные (открытые) уроки;

— форма и содержание контрольного (открытого) урока определяется преподавателем;

— форма и содержание экзамена определяется преподавателями на методическом совещании в начале учебного года;

— контрольный (открытый) урок, экзамен должен выявить овладение как техникой, манерой исполнения, культурой общения, так и знания музыкального материала различных эпох, стилей, направлений, учащиеся показывают развернутые композиции танцев ХVI-ХIХ веков, а также бальные вальсовые композиции;

— итоги контрольного (открытого) урока, экзамена обсуждаются преподавателями хореографических дисциплин;

— в соответствии с учебным планом переводные и выпускные экзамены определяются школой искусств самостоятельно на методическом совещании в начале учебного года.