Программы по ритмике и танцу в детской школе искусств

Образовательная программа дополнительного образования детей по хореографии детской школы искусств

Главная > Образовательная программа

дополнительного образования детей

ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ

ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ

ГОРОДА МОСКВЫ «ДЕТСКИЙ ТЕАТР ЭСТРАДЫ»

Возраст обучающихся – 6 -16лет

Срок реализации программы –7 лет

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ХОРЕОГРАФИИ

Направленность образовательной деятельности

Целью программы являются следующие составляющие:

планомерное раскрытие творческих способностей детей;

создание условий для гармоничного развития и успешной личностной реализации;

постановка хореографических композиций в учебных целях.

Принята педсоветом, утверждена художественным руководителем

Форма проведения занятий

2-3 раза в неделю, 1 урок от 20мин до 45 мин.

Форма организации итоговых занятий

Контрольный урок, концертное выступление

Количество детей в группах

От 10 до 20 человек в соответствии с возрастом детей

Форма детского объединения

Направленность программы. Образовательная программа направлена на обучение обучающихся основам хореографического искусства, развитие общефизических, артистических, исполнительских способностей, а также воспитание высоких эстетических критериев, необходимых для достижения гармоничного социального, интеллектуального и нравственного развития индивида.

Данная программа предназначена для обучающихся на хореографическом отделении детской школы искусств Государственного бюджетного учреждения культуры города Москвы «Детский театр эстрады» и рассчитана на детей 6-16-летнего возраста. Срок реализации программы — 7 лет.

Актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на синтез классической, народной, историко-бытовой и современной хореографии, а также включает набор интегрированных дисциплин, которые помогают учащимся адаптироваться к репетиционно-постановочной работе. Содержание программы разработано в соответствии с требованиями программ нового поколения, что позволяет выстроить индивидуальный план развития каждого обучающегося.

Новизна программы состоит в том, что в ней учтены и адаптированы к возможностям детей разных возрастов основные направления танца и пластики, включающие: гимнастику, ритмику, классический, историко-бытовой, народно-сценический и современный танец. В программе суммированы особенности программ по перечисленным видам танца, что позволяет ознакомить обучающихся со многими танцевальными стилями и направлениями. Такой подход направлен на раскрытие творческого потенциала и темперамента детей, а также на развитие их сценической культуры.

Концептуальная идея программы состоит в целенаправленной работе по расширению возможностей творческой реализации детей, соответствующей их духовным и интеллектуальным потребностям посредством приобщения к миру хореографии: классический танец, историко-бытовой, народно-сценический, современный танец.

Особенностью данной программы является совмещение нескольких танцевальных направлений, позволяющих осуществить комплексную хореографическую подготовку обучающихся в течение всего курса обучения.

Основная цель программы состоит:

Целью программы являются следующие составляющие:

планомерное раскрытие творческих способностей детей;

создание условий для гармоничного развития и успешной личностной реализации;

постановка хореографических композиций в учебных целях.

Помимо названного, цели программы сочетаются с основными идеями системы дополнительного образования детей, которые мотивируют включение в процесс обучения интегрированных дисциплин. Развитие мотивации детей к познанию и творчеству через интегрированные технологии включает в себя:

изучение основ музыкальной грамоты;

изучение основ правильного дыхания;

ознакомление с анатомическим строением тела и основы самомассажа.

Достижение поставленной цели предполагает постановку следующих задач:

1. Обучающие задачи заключаются в том, чтобы:

дать представление об элементах гимнастики, ритмики, а также основных направлениях хореографии: классический танец, народно-сценический танец, историко-бытовой танец, современный танец;

обеспечить практическое применение теоретических знаний в области различных танцевальных техник;

2. Воспитательные задачи направлены на то, чтобы:

воспитать качества инициативности, целеустремленности, ответственности по отношению к своему и чужому труду;

помочь в формировании художественного вкуса, эмоционально-ценностного отношения к искусству;

сформировать готовность к социальному и профессиональному самоопределению;

привить эстетический подход к внешнему виду и окружающей среде;

обеспечить социализацию детей в коллективе и способствовать возникновению уважительных отношений между обучающимися;

способствовать формированию творческой личности.

3. Развивающие задачи подразумевают постепенное физическое совершенствование и привитие специальных навыков:

правильной осанки, являющейся условием здорового позвоночника;

активизации специфических видов памяти: моторной, слуховой и образной;

Механизмы и сроки реализации программы.

Для реализации «Образовательной программы хореографического отделения» образовательный процесс детской школы искусств организован в рамках трех этапов:

1 этап – накопление базовых знаний и навыков.

Срок реализации – 2 года (1 , 2 годы обучения)

2 этап – применение накопленных знаний в рамках урока и концертно-сценических мероприятий.

Срок реализации – 3 года (3,4,5 годы обучения)

3 этап – совершенствование исполнительского стиля.

Срок реализации – 2 года (6,7 годы обучения)

Срок реализации всех трёх этапов –7 лет. По окончании каждого из этапов ребенок может перейти на следующий уровень обучения, либо закончить обучение по данной программе.

1 год обучения – 6-7 лет

2 год обучения — 7-8 лет

3 год обучения — 9-10 лет

4 год обучения — 10-11 лет

5 год обучения — 11-12 лет

6 год обучения – 13-14 лет

7 год обучения – 14-16 лет

1 этап обучения – 1 , 2 годы обучения (дети 6–9 лет) включает занятия по предмету «Гимнастика.Ритмика.Танец». Срок освоения – 2 года.

Учащемуся хореографического отделения школы искусств необходим самый высокий уровень прочности опорно-двигательного аппарата, его костно-суставной и мышечной систем. Эти системы обеспечивают связь отдельных частей тела между собой. Если двигательный аппарат окажется недостаточно подготовлен, тело будет стеснённым в движении, негибким, маловыразительным.

Конечная цель занятий гимнастикой состоит в том, чтобы постепенно привести организм обучающегося к таким изменениям, которые делают его способным к значительным физическим напряжениям. Исходя из анатомо-физиологических особенностей детей младшего школьного возраста, подобраны такие упражнения, которые целенаправленны по воздействию и призваны развить организм, укрепить его, усовершенствовать, оздоровить. Занятия по ритмике способствуют развитию общей музыкальности и чувства ритма и, что особенно важно для детей младшего возраста, координации движений и переключению ребенка на активные виды деятельности, снятию утомления от неподвижного сидения, психологическому раскрепощению ребёнка, формированию уверенности в своих силах. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, формирует его художественное «я». Занятия танцем формирует правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актерском мастерстве.

Используемый музыкальный материал (произведения популярной инструментальной и симфонической музыки) подбирается с учетом возрастных особенностей детей.

Работа по программе направлена на развитие мышечной памяти, необходимой для занятий хореографией, эмоциональной сферы и творческого воображения ребенка; к формированию у него «непреодолимого желания выражать себя» (Э.Жак-Далькроз).

Прием в Детскую школу искусств на хореографическое отделение осуществляется в начале учебного года (сентябрь).

В Школу могут поступать несовершеннолетние граждане Российской Федерации в возрасте 6-8 лет, обладающие хорошими музыкальными и физическими данными, годные по состоянию здоровья, физически подготовленные и психологически готовые к обучению.

Прием кандидатов в Школу осуществляется по результатам конкурсных вступительных испытаний и физической подготовленности. Для кандидатов в Школу приемной комиссией проводится проверка способностей в области музыкального и хореографического искусства. Порядок и сроки проведения приемных просмотров, требования к поступающим определяются Педагогическим советом Школы.

2 этап обучения – 3, 4, 5 годы обучения (дети 9–12 лет) включает занятия по предметам – «Классический танец. Историко-бытовой и народно-сценический танец», «Современный танец и подготовка репертуара». Срок освоения – 3 года. В Школу могут поступать кандидаты от 8 до 12 лет на 2 этап обучения, которые должны иметь предварительную специальную подготовку, обладать хорошими музыкальными и физическими данными, быть годными по состоянию здоровья к обучению. На 2 этапе обучения увеличивается уровень предъявляемых требований, а также большее внимание уделяется индивидуально-личностному развитию обучающихся.

3 этап обучения – 6,7 годы обучения (дети 13–16 лет) включает занятия по предметам – «Классический танец. Историко-бытовой и народно-сценический танец», «Современный танец и подготовка репертуара». Срок освоения – 2 года. На 3 этапе обучения основной упор делается по повышение профессионального мастерства и творческого самовыражения.

По окончании хореографического отделения Детской школы искусств обучающимся выдается свидетельство собственного образца.

Учебные планы всех предметов скоординированы между собой и дают возможность более эффективно строить процесс обучения с учётом индивидуальных особенностей обучающихся, наиболее полно реализовывать их творческие возможности.

Форма и режим занятий

Обучение по программе предполагает использование приоритетных форм занятий: репетиции (индивидуальные и коллективные). В репетиционно-постановочные занятия педагоги включают необходимое количество разделов программы самостоятельно, комбинируя их в зависимости от тематики танца и сложности его постановки.

Программа также включает разные виды занятий:

Формы проведения занятий:

коллективная, в которой обучающиеся рассматриваются как целостный коллектив, имеющий своих лидеров (при самостоятельной постановке хореографических композиций);

групповая, в которой обучение проводится с группой воспитанников (три и более), имеющих общее задание и взаимодействующих между собой;

парная, предполагающая общение с двумя воспитанниками при постановке дуэтных танцев;

индивидуальная, используемая для работы с воспитанником по усвоению сложного материала и подготовки к сольному номеру.

Количественный состав групп – 1этап обучения – 10–11 человек, 2,3 этапов обучения – 18 – 20 человек.

Продолжительность одного занятия для дошкольников – не более 20 — 30 мин. с 10 минутным перерывом после каждого занятия. Продолжительность занятий 2,3 этапов обучения – 45 минут.

Занятия проходят три раза в неделю (понедельник, вторник, четверг). В воскресенье назначаются репетиции музыкальных спектаклей.

Участие обучающихся в музыкальных спектаклях соответствует репертуарно-календарному плану Детского театра эстрады.

Механизм выявления результатов реализации программы.

Личная аттестация обучающихся. Наряду с коллективными результатами деятельности тщательно отслеживается динамика индивидуального хореографического развития обучающихся, их личные успехи. Способы оценки результатов имеют как общие для всех этапов обучения критерии, так и определяемые принадлежностью к определенной возрастной группе. Общие параметры оценивания включают: балетные данные, музыкально-ритмические способности, сценическая культура.

При переходе с одного этапа на другой, дети проходят контрольную аттестацию по предметам.

Такие условия перевода на следующий этап обучения обеспечивают стабильный и ровный состав каждой группы, гарантирует необходимый уровень хореографической подготовленности детей.

Оценка результативности освоения программы (деятельности) обучающихся основана на методе сравнительного анализа, при котором результаты обучения одних обучающихся сравниваются с достижениями других (социальная соотносительная норма), с прежними результатами того же воспитанника (индивидуальная соотносительная норма), с поставленными учебными целями и критериями (предметная соотносительная норма).

Наряду с основными методами оценки результативности обучения применяется разработанная в школе система контроля успеваемости и аттестации обучающихся. Данная система предполагает текущий контроль, а также промежуточную и итоговую аттестации.

Текущий контроль регулярно (в рамках расписания) осуществляется балетмейстером, ведущим предмет.

Промежуточная аттестация определяет, насколько успешно происходит развитие обучающегося и усвоение им образовательной программы на каждом этапе обучения.

Для учащихся 1 этапа обучения основным методом промежуточной аттестации является метод скрытого педагогического наблюдения и открытые занятия для родителей.

Основным методом промежуточной аттестации на 2 и 3 этапе обучения по программе являются:

метод педагогического наблюдения;

участие в музыкальных спектаклях театра;

концертные выступления обучающихся.

В основе текущего и промежуточного контроля лежит десятибальная система оценки успеваемости.

Баллы текущего и промежуточного контроля вносятся в общешкольную экзаменационную ведомость.

Программы по ритмике и танцу в детской школе искусств

РИТМИКА И ТАНЕЦ

программа для эстетического отделения детских школ искусств

(5-летний срок обучения)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Ритмика и танец имеют большое воспитательное значение. Они оказывают большое эмоциональное воздействие и поэтому используются как средство художественного, эстетического и нравственного воспитания детей. Плавные, ритмичные упражнения под мелодичную, красивую музыку или озорные веселые пляски доставляют эстетическое наслаждение каждому ребенку и являются любимым видом двигательной деятельности младших школьников и подростков. Вместе с тем, они оказывают благоприятное влияние на дыхательную и нервную системы организма, поддерживают гибкость позвоночника, способствуют формированию правильной осанки, легкой походки. С помощью танцевальных движений воспитывается внимание, умение ориентироваться в пространстве, развивается координация движений.

Танец способствует проявлению индивидуальности каждого ребенка. С помощью ритмики и танца ребенок самовыражается и самоутверждается.

Цель программы: пробуждение и формирование интереса детей к хореографическому искусству.

Образовательные задачи программы:

  • развить мышечную силу, гибкость, выносливость, координацию, мелкую моторику учащихся,
  • формировать у учащихся чувство ритма, музыкальный слух, хореографическую память, внимание, наблюдательность, умение согласовывать движения с музыкой,
  • формировать у учащихся навыки выразительности, пластичности исполнения танцевальных движений и танцев.

Воспитательные задачи программы:

  • воспитывать у учащихся умение эмоционального выражения, раскрепощенности,
  • развивать у учащихся самостоятельность и творческую активность;
  • развивать работоспособность, готовность к труду, волевые качества личности.

Объективным показателем качества каждого учебного занятия является результат обучения. Он выявляется посредством систематического контроля за усвоением знаний, умений и навыков.

  • учебная работа учащихся в классе и самостоятельная работа дома,
  • наличный уровень знаний, умений и навыков и динамика развития каждого учащегося в отдельности и группы в целом.

Главный критерий контроля – соответствие знаний, умений и навыков учащихся, темпов их развития поставленным задачам обучения.

  • текущий контроль знаний, умений и навыков (осуществляется в повседневной учебной деятельности на уроках как при наблюдении за работой учащихся),
  • периодический контроль знаний, или обобщающая проверка (проводится в виде контрольных уроков в конце каждой четверти и зачета по завершении всего курса обучения).

Результаты контроля успеваемости выражаются в оценках, которые служат мерой знаний и способом их учета. Критерии оценок определяются психолого- дидактическими требованиями, спецификой учебного предмета.

При оценке знаний и навыков по предмету преподавателю следует убедиться, что учащийся знает и понимает содержание учебного материала, владеет приемами учебной работы и приобретенными навыками, готов к освоению новых.

Чтобы отметка полнее выполняла свою воспитательную функцию и всесторонне отражала учебную деятельность детей, она должна не только учитывать качество их труда в классе, но и оценивать умения по результатам самостоятельной работы дома. Появляется необходимость в поурочном балле. Он выводится на основании всестороннего наблюдения за работой и выявления ее результатов. Во внимание принимаются учебная дисциплина, готовность учащихся к работе, их внимание и активность, выполнение требований учителя и качество выполнения программных движений.

Четвертные оценки являются итогом систематического наблюдения и всесторонней проверки усвоения учебного материала на протяжении всей четверти и должны объективно отражать подготовку ученика. Они выводятся на последнем уроке по результатам успеваемости в течение четверти и контрольного урока. Четвертные отметки не только характеризуют объем и качество знаний, умений и навыков, но и обобщают тенденцию развития каждого ученика.

Дополнительный оценочный оттенок могут иметь комментарии преподавателя, раскрывающего абсолютное и относительное значение отметок. В один и тот же балл можно вложить одобряющий или порицательный нюанс, выявление которого дает представление о динамике развития учеников, о чем тоже, в свою очередь, следует высказать оценочное суждение.

Итоговыми отметками по предмету являются годовые. Они определяются на основании четвертных, но также с учетом общей тенденции развития учащихся, совершенствования их знаний и навыков в течение всего года.

Критерии оценки обученности учащихся.

Оценка «5» ставится, если учащийся:

  • в полном объеме усваивает учебную программу, знает правила выполнения всех программных движений, этюдов, комбинаций,
  • умеет без затруднения, активно, точно выполнять всевозможные учебные задания,
  • допускает незначительные ошибки только при выполнении сложных учебных заданий,
  • безукоризненно относится к повседневной учебной работе,
  • все замечания и указания преподавателя воспринимает адекватно, активно, при необходимости задает встречные вопросы преподавателю,
  • имеет активный двигательный аппарат,
  • обладает хорошо развитым вниманием, отличной музыкальной, хореографической памятью и чувством ритма, живым творческим воображением, яркой исполнительской индивидуальностью.

Оценка «4» ставится, если учащийся:

  • в полном объеме усваивает учебную программу, знает правила выполнения практически всех программных движений, этюдов и комбинаций,
  • умеет практически без затруднения, достаточно активно и точно выполнять всевозможные учебные задания,
  • допускает незначительные ошибки, способен исправить их на уроке,
  • хорошо относится к повседневной работе,
  • замечания преподавателя воспринимает адекватно, активно,
  • имеет достаточно активный двигательный аппарат,
  • обладает достаточно развитым вниманием, хорошей музыкальной, хореографической памятью и чувством ритма.

Оценка «3» ставится, если ученик:

  • не в полном объеме усваивает учебную программу, удовлетворительно знает правила выполнения программных движений,
  • хорошо справляется с выполнением только простых (по своему строению) и привычных учебных заданий, не всегда правильно распределяет свои силы,
  • допускает различные, по степени, ошибки, иногда – грубые,
  • хорошо относится к повседневной учебной работе, не нарушает дисциплину в классе,
  • замечания преподавателя воспринимает адекватно, активно,
  • не всегда внимателен на уроке,
  • обладает удовлетворительной музыкальной, хореографической памятью и чувством ритма, исполнительская индивидуальность не отличается примечательными свойствами.

Оценка «2» ставится в тех случаях, если учащийся:

  • не в полном объеме усваивает учебную программу, плохо знает правила выполнения программных движений,
  • допускает массу грубых ошибок при исполнении движений и комбинаций,
  • не проявляет активность в работе на уроке, нарушает учебную дисциплину,
  • далеко не сразу реагирует на замечания преподавателя,
  • на уроке невнимателен,
  • обладает удовлетворительной музыкальной, хореографической памятью и чувством ритма, исполнительская индивидуальность не отличается примечательными свойствами.

Перечень дидактических средств, необходимых для реализации программы

  1. Оборудование класса,
  2. Аудио- и видеотехника,
  3. Фортепиано,
  4. Литература для преподавателей,
  5. Видеоматериалы.

Программа рассчитана на 5-летний срок реализации и определяет объем учебных часов в неделю — 2 часа. В ДШИ «Ритмика и танец» преподается учащимся младшего школьного возраста и подросткам, обучающимися на эстетическом отделении.

Характеристика возрастных особенностей учащихся.

Младший школьный возраст соответствует годам обучения в начальных классах. Ко времени поступления в школу ребенок уже, как правило, и физически, и психологически подготовлен к обучению, к выполнению многообразных требований, которые предъявляет ему школа. Ребенок психологически готов к школьному обучению, прежде всего, объективно, то есть он обладает необходимым для начала обучения уровнем психологического развития. Общеизвестна острота и свежесть его восприятия, любознательность, яркость воображения, эмоциональность, отзывчивость, непосредственность, доверчивость. Он может, в известных пределах, понимать услышанное и увиденное, связно излагать свои мысли, способен к элементарным умственным операциям – сравнению, обобщению. Конечно, есть среди младших школьников дети с отсутствием достаточной познавательной активности, интеллектуально- пассивные. Преподаватель должен с особым вниманием относиться к таким учащимся, прививать им вкус к мыслительной, творческой деятельности, всячески поощрять их успехи.

Основной особенностью этого возраста является слабость произвольного внимания. Возможность волевого регулирования внимания, управления им в младшем школьном возрасте ограничена. Значительно лучше развито непроизвольное внимание. Все новое, неожиданное, яркое, интересное привлекает внимание учеников само собой, без всяких усилий, становится особенно концентрированным и устойчивым, когда учебный материал отличается наглядностью, яркостью. Возрастной особенностью внимания является и его сравнительно небольшая устойчивость. Неустойчивость внимания есть следствие возрастной слабости тормозного процесса.

Воображение — один из важных психических познавательных процессов. Творческое воображение как создание новых образов, связанное с преобразованием, переработкой впечатлений прошлого опыта, получает дальнейшее развитие.

Младшие школьники очень эмоциональны. Эта эмоциональность складывается,

Во-первых, в том, что восприятие, наблюдение, воображение, умственная деятельность обычно окрашены эмоциями.

Во-вторых, младшие школьники не умеют сдерживать свои чувства, контролировать их внешнее проявление; дети очень непосредственны и откровенны в выражении радости, горя, страха, удовольствия и неудовольствия.

В-третьих, они отличаются большой эмоциональной неустойчивостью, частой сменой настроений, склонностью к аффектам, кратковременным и бурным проявлениям радости, гнева, страха. С годами развивается способность регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления.

Младший школьный возраст представляет большие возможности для воспитания положительных качеств. Податливость и известная внушаемость, доверчивость, склонность к подражанию, авторитет, которым пользуется учитель в глазах ребенка- на все это необходимо опираться в учебной и воспитательной работе.

Подростковый возраст связан с перестройкой психических процессов, деятельности личности школьника и поэтому требует решительных (хотя и постепенных) изменений в формах взаимоотношений. Подростковый возраст считается наиболее трудным для обучения и воспитания, чем младший и старший возрасты. Процесс превращения ребенка во взрослого труден, так как связан с серьезной перестройкой психики. Вчера еще послушный, вежливый, подросток вдруг начинает проявлять резкость, грубость, упрямство. У него появляется собственное мнение, преувеличенное представление о собственном достоинстве, необъяснимая обидчивость. Все это может привести к конфликтам с родителями, педагогом, одноклассниками.

Подросток — это быстро развивающийся человек. Основное содержание данного возрастного периода – переход от детства к взрослости. Он характеризуется перестройкой организма, самосознания, интересов. В подростковом возрасте закладываются основы, и намечается общее направление в формировании моральных и социальных установок личности.

Подростковый возраст связан и с перестройкой психических процессов, деятельности личности школьника и поэтому требует решительных (хотя и постепенных) изменений в формах взаимоотношений. Подростковый возраст считается наиболее трудным для обучения и воспитания, чем младший и старший возрасты. Процесс превращения ребенка во взрослого труден, так как связан с серьезной перестройкой психики. Вчера еще послушный, вежливый, подросток вдруг начинает проявлять резкость, грубость, упрямство. У него появляется собственное мнение, преувеличенное представление о собственном достоинстве, необъяснимая обидчивость. Все это может привести к конфликтам с родителями, педагогом, одноклассниками.

В этом возрасте происходит интенсивное и, в то же время, неравномерное физическое развитие. Это период бурного роста и развития организма, совершенствуется мускульный аппарат, идет процесс окостенения скелета.

Следует отметить характерную для подросткового возраста некоторую неуравновешенность характера, повышенную возбудимость, частые, быстрые и резкие смены настроений. Подростки очень подвижны, шумливы, импульсивны.

Преподавателям, ведущим предмет, приходится постоянно учитывать особенности этого сложного периода развития, определяемого иногда как «переходный», «трудный», «критический».

Для преподавателя предмета особенно важно иметь в виду, что в этом возрасте для успешного учения требуются перестройка познавательной деятельности, новые способы усвоения знаний, известная самостоятельность. Приобретение знаний нередко выходит за пределы школы и может происходить не только самостоятельно, но и целенаправленно, появляются новые мотивы учения, уже возможен стойкий интерес к определённым предметам, а в благоприятных условиях пробуждаются профессиональные интересы и формируются эстетические чувства. Однако этим процессам сопутствуют и определённые противоречия. В.Сухомлинский отметил, что подростку в одно и то же время свойственно восхищение красотой и ироническое отношение к красивому. Некоторые исследователи отмечают своеобразный эстетический кризис у детей на выходе из младшего школьного возраста, когда они уже вырастают из игрового восприятия искусства, но ещё не подошли к такому к нему отношению, которое раскрывало бы перед ними его сущность. Интерес школьников к занятиям искусством развивается не прямолинейно: он выше в младших классах, снижается в средних и вновь возрастает в старших. Причём у подавляющего большинства старшеклассников этот интерес становится избирательным.

Специфика предмета «Ритмика и танец» для младшего и среднего школьного возраста заключается в том, что требует от ребенка физических и эмоциональных усилий.

Знания, умения и навыки на заключительном этапе реализации программы.

Оканчивая курс, учащийся:

  • владеет необходимыми музыкально- двигательными навыками;
  • умеет выполнять движения и простые учебные комбинации, этюды, предусмотренные программой,
  • самостоятелен, творчески активен, внимателен, любознателен, работоспособен, обладает волевыми качествами, достаточно развитой хореографической памятью.

Программы по ритмике и танцу в детской школе искусств

Социальный паспорт образовательной«Ритмика и танец»

1. Наименование образовательной программы.

Образовательная программа дополнительного образования детей по предмету «Ритмика и танец».

Вид деятельности: хореографическое творчество.

2. Ф. И. О. разработчика (автора, составителя).

Антонова Любовь Станиславовна, преподаватель хореографического отделения Опочецкой детской школы искусств.

3. Актуальность и социальная значимость программы

На занятиях ритмикой особое внимание уделяется не только развитию ритмической, но и эмоционально-действенной связи музыки и танца. Танец решает те же задачи эстетического развития и воспитания, что и музыка. В музыке заложены содержание и характер любого танцевального произведения. Не может быть танца без музыки, без ритма. Обучение искусству танца происходит параллельно с музыкальным воспитанием: дети учатся понимать, слушать и слышать музыку, органически соединять в единое целое движение и музыку.

Занятия ритмикой и танцем корректируют физические недостатки учащихся (кривизна ног, чрезмерная полнота, очень короткая шея, сколиоз, плоскостопие.). Индивидуальная работа ведется с теми детьми, у которых не достаточно развит музыкальный слух и чувство ритма. Учащиеся расставляются таким образом, чтобы они могли правильно выполнять движения, глядя на сверстников.

Программа основана на приоритете свободного развития личности. Обеспечивает одну из важнейших задач вхождения ребенка в мир искусства с сохранением и совершенствованием традиций отечественного музыкального образования, используя вариативные подходы в целях адаптации к способностям и возможностям каждого ребенка индивидуально. На занятиях используются наглядные пособия, направленные на развитие у детей творческого интереса, формирование социальной мобильности, адаптивности и ответственности, помогающие усвоению музыкально-ритмического материала. Все это обеспечивает эмоциональное благополучие ребенка и сохранение его психики в соответствии с возрастными возможностями, способствует формированию балетной осанки.

4. Возраст и контингент детей.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы 6,5 – 11 лет (1-2 классы). Для детей, поступивших в образовательное учреждение в возрасте от шести лет шести месяцев до девяти лет.

5. Цель и задачи программы.

Цель — формирование и развитие, свойств личности и творческих способностей детей средствами хореографического искусства,в соответствии с возрастными и физиологическими особенностями.

· Освоить первоначальную хореографическую подготовку, выявить склонности и способности учащихся;

· научить понимать взаимосвязи музыки и движения, дать основы музыкальной грамоты;

· научить детей мыслить, слушать и слышать учителя, уметь исправлять неточности в исполнении;

· привить детям любовь к танцу, формировать их танцевальные способности (музыкально- двигательные, художественно – творческие).

· развивать чувство ритма, эмоциональную отзывчивость на музыку;

· развивать танцевальную выразительность, координацию движений, ориентировку в пространстве;

· пробуждать фантазию, способность к импровизации;

· развивать артистизм, умение исполнять ролевые танцы.

· воспитывать художественный вкус, интерес к танцевальному искусству разных народов;

· сплотить коллектив, строить в нем отношения на основе взаимопомощи и сотворчества;

· принимать участие в концертной жизни школы.

6. Срок реализации.

Данная программа рассчитана на 2 года обучения. Занятие (урок) проводится 1 раз в неделю. Продолжительность занятий (урока) 2 академических часа (40 минут + 40 минут).

Изучение данного предмета начинается с 1 класса (примерно с 6-7 лет). Урок проводится в форме группового занятия. Количественный состав группы: 8 – 12 человек. Состав группы может быть смешанным (девочки и мальчики)

Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы от 6 до 8 лет.

7. Предполагаемые (ожидаемые) конечные результаты и социальный эффект.

Ожидаемые результаты за первый год обучения.

Учащиеся должны уметь:

· Начинать и заканчивать движения одновременно с музыкой;

· Выразительно, правильно и ритмично выполнять под музыку танцевальные упражнения;

· Исполнять правильно и выразительно танцы и танцевальные композиции;

· Перемещаться по залу маршем и другими видами ходьбы в различных направлениях

(по большому кругу, концентрическими кругами, двумя разными кругами, по диагонали).

· Различать марш, танец и песню;

· Различать и определять на слух музыку двух, трех и четырех дольного метра.

Ожидаемые результаты за второй год обучения.

Учащиеся должны уметь:

· Начинать и заканчивать движение одновременно с музыкой;

· Правильно и ритмично выполнять под музыку танцевальные упражнения;

· Эмоционально и правильно исполнять несложные танцевальные композиции и танцы с использованием движений, соответствующих программе;

· Выполнять перестроения, усложненные различными видами ходьбы и исполнением танцевальных движений;

· Перемещаться по залу в различных направлениях по периметру, шеренгами по 8 человек, кругами (по 2, концентрическими кругами), по диагонали змейками;

· Двигаться вперед, назад;

· Отхлопывать ритмический рисунок мелодии в умеренном и быстром темпе;

· Определять в пьесах характер и настроение музыки: веселый, грустный, спокойный, светлый, торжественный, песенный, маршевый, решительный, танцевальный, плясовой.

– навыки использования самостоятельности, силы воли, осознание значения результатов своего творческого поиска;

— формирование начального уровня коммуникативной и социальной компетентности;

— положительная динамика развития психических качеств и уровня общей культуры;

— умение организовывать свое свободное время, занимаясь содержательной «полезной» деятельностью.

8. Система контроля за исполнением программы.

Эффективность занятий оценивается в соответствии с учебной программой, исходя из того, освоил ли ученик за учебный год все то, что должен освоить. В повседневных занятиях самостоятельная отработка учениками танцевальных движений позволяет оценить, насколько понятен учебный материал, внести соответствующие изменения.

Важным параметром успешного обучения является устойчивый интерес к занятиям, который проявляется в регулярном посещении занятий каждым учеником, стабильном составе групп. Эти показатели постоянно анализируются и позволяют корректировать работу.

Текущий контроль : оценивание работы учащимися на уроках.

Промежуточный контроль : зачетная система по итогам четверти.

В конце года в подготовительном и первом классах недифференцированный зачет.

9. Разделы учебно-тематического плана образовательной программы.

Первый год обучения

Тема 1. Ритмика, элементы музыкальной грамоты.

Тема 2. Танцевальная азбука и элементы танцевальных движений

Выполнение упражнений танцевальной азбуки.

Выполнение проученных элементов танцевальных движений.

Выполнение упражнений по ориентации в пространстве.

Тема 3. Танцевальные этюды, игры, танцы

Второй год обучения

Тема 1.Ритмика, элементы музыкальной грамоты.

Тема 2. Танцевальная азбука и элементы танцевальных движений

1. Постановка корпуса: продолжение работы над подтянутостью спины, постановкой головы.

2. Выполнение проученных упражнений танцевальной азбуки.

3. Ознакомление с новыми элементами танцевальных движений:

4. Выполнение проученных элементов танцевальных движений.

5. Закрепление танцевальных элементов: полуприседания, повороты на двух ногах, вынос ноги на каблук.

6. Ознакомление детей с танцевальными рисунками: круг, линия, «звездочка», «гребенка», диагональ.

7. Проведение игр для развития ориентации детей в пространстве.

8. Выполнение проученных рисунков и упражнений по ориентации в пространстве.

Тема 3. Танцевальные этюды, игры, танцы.

Сочинение танцевальных элементов в статичном положении или в продвижении.

Слушание музыки, сказок и придумывание музыкальных образов, танцевальных этюдов.

Отгадывание музыкальных загадок.

Тема 4. Итоговое занятие.

· выступление на сценической площадке с танцевальным номером.

10. Финансовое обеспечение программы.

Администрация Опочецкого района,

Администрация МБОУ ДОД Опочецкая детская школа искусств, родители.

11. Заказчик программы.

Администрация Опочецкого района.

12. Дата принятия решения об утверждении программы.

Рабочая программа по предмету «Ритмика и танец» образовательной программы «Хореографическое искусство» на основании примерной программы для ДХШ и хореографических отделений ДШИ «Ритмика и танец» ФАпоКиК НМЦпоХО, Москва 2006 год

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Детская школа искусств №1 имени »

Рабочая программа

по предмету «Ритмика и танец»

на основании примерной программы

«Ритмика и танец» ФАпоКиК НМЦпоХО, Москва 2006 год

Срок реализации 2 года.

Возраст детей после 9 лет.

Автор-составитель: преподаватель хореографических дисциплин

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Программа разработана на основе примерной программы для детских хореографических школ и хореографических отделений детских школ искусств, составленной преподавателем хореографических дисциплин Пермского областного колледжа искусств и культуры в 2006 году.

Изложенный в программе курс ориентирован на учащихся 7-9 лет, рассчитан на 2 года обучения и изучается параллельно с курсом музыкальной грамоты.

Музыкально-ритмическое воспитание занимает важное место в системе художественно-эстетического образования. Дисциплина «Ритмика и танец» является первой ступенью в хореографическом образовании. Её освоение способствует формированию общей культуры детей, музыкального вкуса, навыков коллективного общения, развитию двигательного аппарата, мышления, фантазии, раскрытию индивидуальности. Предмет «Ритмика и танец» является базовым для овладения другими хореографическими дисциплинами: «Классический танец», «Народный танец», «Бальный танец», «Современный танец».

— социальная адаптация детей;

— формирование духовно-нравственных ценностей;

— воспитание музыкальных способностей;

— формирование двигательных навыков и умений;

— развитие физических данных, координации движения, пластичности, хореографической памяти, выносливости;

— формирование умений соотносить движения с музыкой;

— овладение свободой движения;

— активизация творческих способностей;

— воспитание любви интереса к искусству хореографии;

— психологическое раскрепощение учащихся;

— приобщение к хореографическому искусству.

Программа состоит из 3-х разделов:

1. Хореографическая азбука.

2. Музыка и танец.

3. Танцевальные композиции.

Первый раздел предусматривает приобретение учащимися двигательных навыков и умений, овладение большим объемом новых двигательных, развитие координации, формирование осанки и физических, необходимых для занятий хореографией.

Второй раздел предусматривает приобретение учащимися знаний в области музыкальной грамоты, изучение средств музыкальной выразительности на основе танцевального движения чувства ритма, музыкального слуха посредством ритмических упражнений и музыкальных игр.

Третий раздел предполагает изучение разноплановых танцев; образных, классических бальных, танцев в современных рамках и массовых композиций, которые могут стать основой репертуара для сценической практики.

Содержание разделов программы предполагает вариантность использования предлагаемого материала, (т. к. на каждом уроке используются задания всех разделов), выбор которого направлен на раскрытие способностей учащихся, формирование культуры поведения и общения, воспитание и реализацию творческого начала.

В программу включены методические рекомендации по организации и проведению занятий, использованию музыкального материала. По каждому классу и разделу определены программные требования.

На уроках «Ритмики» учащиеся приобретают навыки музыкально-двигательной деятельности, осваивают простейшие танцевальные элементы.

Урок может проводиться 2 раза в неделю по 2 академических часа или 4 раза в неделю по 1 академическому часу.

Урок делится на 3 части: подготовительную или вводную, основную и заключительную.

Первая, подготовительная часть включает маршировку и разминку, построению на простейших движениях, способствующие разогреву мышц, суставов и связок, желательно с элементами образности

Вторая, основная часть изучение элементов классического и народного танцев; основ музыкальной грамоты; танцевальных движений, их комбинирование; работу по развитию физических данных; работу над этюдами, композициями.

Третья, заключительная часть включает закрепление музыкально ритмического материала в игре, танцевально-игровые упражнения.

У каждой части урока свои задачи.

Главная задача подготовительной части — организовать внимание учащихся, подготовить мышцы, суставы, связки к интенсивной физической работе.

Задачами основной части являются: формирование осанки (постановка корпуса, рук, мог, стопы); развитие силы, выносливости, начальных элементов координации посредством освоения тренировочных и танцевальных движений, музыкального и выразительного исполнения.

Задача заключительной части – снятие физического и нервного напряжения, подъем эмоционального тонуса посредством игры.

При проведении урока необходимо постепенно увеличивать нагрузку: от простых упражнений к более сложным, расчленяя каждое упражнение на элементы. При этом следить за свободным, правильным дыханием и общим самочувствием учащихся.

Не следует ставить задачу разучить большое количество движений за урок. Важно добиваться осмысленного, правильною, музыкального исполнения каждого задания урока.

С первых уроков плана работа над культурой исполнения движений.

Основные педагогические принципы в работе с детьми: доступность, системность, последовательность, учет возрастных особенностей, заинтересованность. Перспективность.

Формы и методы работы

Основной формой учебной работы является урок (состав группы в среднем 10 человек). Занятия могут проводиться раздельно с мальчиками и девочками (состав учебных групп для мальчиков допускается до 4-х человек).

Во время проведения урока возможна индивидуальная форма работы преподавателя с учащимися.

Важное значение для формирования детского коллектива имеет также работа по подготовке учащихся к концертному выступлению.

Основные методы работы:

— наглядный — практический качественный показ;

— словесный — объяснение, желательно образное;

— игровой — учебный материал в игровой формой;

— творческий — самостоятельное создание учащимися музыкально — двигательных образов.

Качество знаний, умений и практических навыков учащихся выявляются на контрольных уроках и дифференцированном зачете по окончанию курса.

Требования к музыкальному оформлению урока

Музыкальное оформление урока является основой музыкально-ритмического воспитания и влияет на развитие музыкальной культуры учащихся. Музыкальное оформление должно быть разнообразным и качественно исполненным, будь то работа концертмейстера или звучанию фонограммы.

Музыкальное произведение (фрагмент) подбирается к каждой части урока, определяется его структура, темп, ритмический рисунок, характер. Мелодии должны быть простыми, но не примитивными и не монотонными.

В оформлении урока можно использовать:

— классическую музыку русских и зарубежных композиторов;

— музыку в современных ритмах.

Музыкальный материал должен быть:

— доступным по форме, жанру, стилю и характеру для восприятия детьми младшего школьного возраста;

— иметь выразительную мелодию и четкую фразировку;

— быть близким по содержанию детским интересам.

Требования к организации и проведению контрольного урока, зачета

— в конце каждой учебной четверти рекомендуется проводить контрольные (открытые) уроки;

— форма и содержание контрольного (открытого) урока определяется преподавателем;

— контрольный (открытый) урок должен включать отдельные фрагменты всех разделов программы и представлять собой законченный по форме музыкально-ритмический и танцевальный материал, соответствующий требованиям класса;

— по окончанию курса проводится итоговый контрольный (открытый) урок;

— итоги контрольного (открытого) урока обсуждаются преподавателями хореографических дисциплин.