Рабочая программа по ритмике и бальным танцам

Рабочая программа на тему:
Программа по ритмике и бальному танцу

Программа по ритмике и бальному танцу для начальной школы.

Предварительный просмотр:

Для реализации здоровьесберегающих образовательных технологий со 2-го класса введен предмет «Ритмика» 1 час в неделю за счет школьного компонента. Движение в ритме и темпе, заданном музыкой, способствует ритмичной работе всех внутренних органов и систем, что при регулярных заданиях ведет к общему оздоровлению организма. Программа по ритмике является музыкально-ритмическим психотренингом для детей, развивающим внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, направленным на развитие творческого воображения, фантазии, способности к импровизации.

В работе используются программы «Ритмика и бальные танцы» (автор Е. И. Мошкова) и программа по ритмической пластике (автор А. И. Буренина), с изменениями и дополнениями.

Основное внимание уделяется индивидуальному и творческому подходу к каждому ученику.

Основной направленностью в работе является психологическое раскрепощение ребёнка через освоение своего собственного тела, как выразительного инструмента. Именно это обеспечивает эффективность освоения учащимися программы.

Главное в работе – это приобщение к движению под музыку всех детей – не только способных и одарённых в музыкальном и двигательном отношении, но и неловких, заторможенных, которым нужно помочь обрести чувство уверенности в своих силах путём подбора для них такого материала, в котором проявятся скрытые возможности ребёнка, его «изюминка» и индивидуальность, а слабые стороны, наоборот, будут завуалированы.

Чтобы добиться хороших результатов, сочетается занимательное с малоинтересным, но необходимым. Занятия должны быть разнообразными, как по содержанию (ритмические упражнения, задания на ориентировку, разучивание упражнений тренировочного характера, разучивание и повторение танцев), так и по набору применяемых методов.занимательное с малоинтересным, но необходимым. будут завуалированы. ла, в котором проявятся скрытые возможности ребёнка, его и

При повторении необходимо избегать однообразия, скуки, вносить в знакомое движение, танец элемент новизны, предъявлять новые требования, ставить новые задачи. Любое задание должно соответствовать степени подготовленности к нему. Весь процесс обучения необходимо строить на сознательном усвоении знаний и навыков. Это пробуждает интерес к знаниям, повышает качество запоминания. Занятия должны идти в хорошем темпе, не следует пытаться научить всему сразу.

Задачи обучения и воспитания

— развитие способности чувствовать настроение и характер музыки.

— развитие чувства ритма.

— развитие музыкальной памяти.

  1. Развитие двигательных качеств и умений:

— развитие точности, координации движений.

— развитие гибкости и пластичности.

— формирование правильной осанки.

— развитие умения ориентироваться в пространстве.

— обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.

  1. Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку:

— развитие творческого воображения и фантазии.

— развитие способности к импровизации.

  1. Развитие и тренировка психических процессов:

— развитие умения выражать эмоции в мимике и пантомимике.

— развитие восприятия, внимания, памяти.

  1. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:

— воспитание умения сопереживать другому.

— воспитание умения вести себя в группе во время движения.

— воспитание чувства такта.

Для успешной реализации этих задач необходимо обеспечивать психологический комфорт, чувство защищённости каждому ребёнку, чтобы у него не было боязни сделать что-нибудь не так, проявить своё неумение. Не надо делать детям замечаний вслух, а наоборот, необходимо подбадривать их. Важно также подбирать такой материал, который был бы доступен для исполнения, соответствовал возрастным и индивидуальным особенностям детей. Необходимо стремиться сделать привлекательным процесс занятий путём подбора яркой музыки, оригинальных двигательных упражнений, вызывающих у детей эмоциональный отклик, варьированием игровых ситуаций, сюрпризных моментов.

Содержание курса и задачи каждого раздела

Весь урок делится на три части:

— разминка (элементы ритмики, классики).

— изучение танца (основные движения танца, вариации).

— минутка фантазии (индивидуальные движения, танцы).

Необходимо каждый урок начинать с подготовительных упражнений для рук, ног, корпуса, которые развивают кисти, предплечья, руки, шею, корпус, бёдра, колени, стопы. Упражнения классики развивают пластичность, музыкальность.

Начинать надо с разучивания самых простых упражнений. По мере развития ловкости и координации движения должны усложняться. Рекомендуется чередовать быстрые и медленные движения. Новые движения вводятся постепенно. Прежде чем приступить к упражнениям, учащихся необходимо ознакомить с позициями ног, рук, основными ориентирами площадки. Особое внимание следует уделить правильной постановке корпуса и выработке красивой осанки.

Следующая часть урока отводится изучению танца. Разучивание танца проводится в следующей последовательности:

— вводное слово педагога о танце (название, история возникновения, характерные особенности музыки и хореографии).

— слушание музыки к танцу.

— разучивание элементов танца, танцевальных движений, поз, переходов и рисунка танца.

Для разучивания танцев используются разные методы:

1. Приступая к разучиванию движения, позы, перехода, учитель объясняет и показывает их сам, затем то же повторяют ученики.

2. Хорошие результаты даёт метод, при котором ученики выполняют движение вместе с объяснением и показом учителя и лишь, затем исполняют движение самостоятельно.

3. Метод разучивания по частям сводится к делению движений на простые части и разучиванию каждой части отдельно с последующей группировкой частей в нужной последовательности в единое целое.

4. Целостный метод разучивания заключается в разучивании движений целиком в замедленном темпе.

5. Для разучивания особенно сложных движений может быть применено временное упрощение. Этот метод заключается в том, что сложное упражнение сводится к простой структуре и разучивается в таком виде. Затем движение постепенно усложняется.

Одновременно с разучиванием упражнений для рук и корпуса должна вестись постоянная работа над позами и положениями в парном танце. Положения рук и позы в парном танце разучиваются сначала в положении стоя на месте, затем закрепляются в простом танцевальном шаге и лишь, когда положения рук и поза легко и естественно принимаются учащимися, можно закрепить их в танце. Полезно при разучивании положений рук и поз в парном танце объяснять и показывать каждый элемент отдельно. В заключении разучивается соединение танцевальных движений, поз, переходов, рисунка в танцевальной комбинации, фигуры и целый танец.

Заключительная часть урока посвящается индивидуальной минутке. Каждый ученик имеет возможность раскрыть себя, показать свои движения, которые он придумывает сам в связи с ритмом жизни, изменчивостью моды, новых веяний в музыке. Такие минутки доставляют удовольствие детям, развивают фантазию, подготавливая их к импровизации в танце.

Человек, владеющий танцевальными навыками, всегда сможет освоить самостоятельно или при краткосрочном обучении новый танец или дополнительный элемент к прежде изученному.

Инструкция по охране труда при проведении занятий по ритмике

1. Общие требования безопасности

— К занятиям ритмики допускаются учащиеся с первого класса, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

— При проведении занятий по ритмике соблюдать правила поведения, расписание учебных занятий, установленные режимы занятий и отдыха.

— В хореографическом классе должна быть медицинская аптечка с набором необходимых медикаментов для оказания первой помощи.

— При проведении занятий по ритмике соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения.

— При несчастном случае немедленно сообщить учителю, который сообщает об этом администрации школы.

— Учащиеся должны выполнять правила личной гигиены.

— Обучающиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда привлекаются к ответственности и со всеми обучающимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.

  1. Требования перед началом занятий:

— Произвести влажную уборку хореографического зала.

— Проверить крепления зеркал и станков.

— Надеть форму и обувь с нескользкой подошвой.

  1. Требования во время занятий:

— Выполнять упражнения, точно исполняя указания учителя.

— При выполнении прыжков приземляться мягко на носки, пружинисто приседая.

— При выполнении упражнений потоком (один за другим) соблюдать достаточные интервалы, чтобы не было столкновений.

— При появлении во время занятий боли в руках, ногах, суставах, а также при плохом самочувствии, прекратить занятия и сообщить об этом учителю.

— При возникновении пожара в хореографическом зале, немедленно прекратить занятия, эвакуировать учащихся из зала, сообщить о пожаре администрации школы и в ближайшую пожарную часть. Приступить к тушению очага возгорания с помощью первичных средств пожаротушения.

— При получении травмы немедленно оказать первую помощь пострадавшему.

  1. Требования по окончанию занятий:

— Отключить от электросети аудио и видеотехнику.

— Снять форму и обувь.

— Произвести уборку хореографического зала.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РИТМИКЕ И ТАНЦУ

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Ритмика и танец »

НА 2013 – 2014 УЧЕБНЫЙ ГОД

Разработчик: педагог — организатор Загородникова С.Н.

Данная программа «Ритмика и танец» для 2-4 классов составлена на основе авторской программу «Солнечный мир танца», которая объединяет, интегрирует в единое целое хореографическое, театральное, изобразительное искусства, музыку и художественное слово.

Содержание программы разработано в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования, что делает возможным выстроить индивидуальный маршрут развития каждого обучающегося, с учетом возрастных и психологических особенностей младшего школьника, который будет пронизывать самые разнообразные образовательные области.

Хореография обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребёнка, для его гармоничного духовного и физического развития.

Занятия танцем формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актёрском мастерстве.

Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох необходимо, т.к. каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер.

Программа «Ритмика и танец» предназначена для преподавания основ хореографического искусства со второго по четвертый класс в режиме учебных занятий. Программа является основой занятий на уроке. Она предусматривает систематическое и последовательное обучение. Однако, учитель, придерживаясь содержания программы, может творчески подходить к проведению занятий. Это зависит от уровня общего и музыкального развития детей, мастерства педагога, условий работы.

Данная программа сориентирована на работу с детьми, независимо от наличия у них специальных физических данных, на воспитание хореографической культуры и привитие начальных навыков в искусстве танца. Программа предполагает освоение азов ритмики, азбуки классического танца, изучение танцевальных элементов, исполнение детских бальных и народных танцев и воспитание способности к танцевально-музыкальной импровизации.

В программу ритмики включены упражнения и движения классического, народного и бального танцев, доступные детям 7-10 летнего возраста, обеспечивающие формирование осанки учащихся, правильную постановку корпуса, ног, рук, головы, развивающие физические данные, координацию движений, тренирующие дыхание, воспитывающие эмоции, вырабатывающие навык ориентации в пространстве.

Цели и задачи обучения.

Образовательная цель программы: приобщение детей ко всем видам танцевального искусства: от историко-бытового до современного танца, от детской пляски до балетного спектакля.

Развивающая цель программы: воспитание единого комплекса физических и духовных качеств: гармоническое телосложение, хорошее здоровье и выносливость, артистизм и благородство;

Воспитательная цель программы: профессиональная ориентация и самоопределение ребёнка.

дать всем детям первоначальную хореографическую подготовку, выявить их склонности и способности;

способствовать эстетическому развитию и самоопределению ребёнка;

привитие интереса к занятиям, любовь к танцам;

гармоническое развитие танцевальных и музыкальных способностей, памяти и внимания;

дать представление о танцевальном образе;

развитие выразительности и осмысленности исполнения танцевальных движений;

воспитание культуры поведения и общения;

развитие творческих способностей;

воспитание умений работать в коллективе;

развитие психических познавательных процессов — память, внимание, мышление, воображение;

организация здорового и содержательного досуга.

Организация образовательного процесса.

Основная форма образовательной работы с детьми: музыкально-тренировочные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и танцевальных способностей каждого ребенка.

Занятия включают чередование различных видов деятельности: музыкально-ритмические упражнения и игры, слушание музыки, тренировочные упражнения, танцевальные элементы и движения, творческие задания. Программой предусмотрены занятия теоретическими дисциплинами, беседы о хореографическом искусстве.

Организация игровых ситуаций помогает усвоению программного содержания, приобретению опыта взаимодействия, принятию решений.

Беседы, проводимые на занятиях, соответствуют возрасту и степени развития детей. На начальном этапе беседы краткие. С детьми 3 и 4 классов проводятся беседы — диалоги, обсуждения, которые помогают развитию способности логически мыслить. На этих занятиях дети получают информацию о хореографическом искусстве, его истории развития и традициях.

Программа «Ритмика и танец» ведется в рамках школьного компонента и не предусматривает оценивание учащихся.

Процесс обучения в курсе хореографии в основном построен на peaлизацию дидактических принципов.

Принципы сознательности и активности предусматривает сознательность в отношении занятий, формирование интереса в овладении танцевальными движениями и осмысленного отношения к ним, воспитание способности к самооценке своих действий и к соответствующему их анализу.

Принцип наглядности помогает создать представление о темпе, ритме, амплитуде движений; повышает интерес к более глубокому и прочному усвоению танцевальных движений.

Принцип доступности требует постановки перед учащимися задач, соответствующих их силам, постепенного повышения трудности осваиваемого учебного материала по дидактическому правилу: от известного к неизвестному, от легкого к трудному, от простого к сложному.

Принцип систематичности предусматривает непрерывность процесса формирования танцевальных навыков, чередование работы и отдыха для поддержания работоспособности и активности учащихся, определенную последовательность решения танцевально-творческих заданий.

Принцип гуманности в воспитательной работе выражает:

безусловную веру в доброе начало, заложенное в природе каждого ребенка, отсутствие давления на волю ребенка;

глубокое знание и понимание физических, эмоциональных и интеллектуальных потребностей детей;

создание условий для максимального раскрытия индивидуальности каждого ребенка, его самореализации и самоутверждения;

Принцип демократизма основывается на признании равных прав и обязанностей взрослых и ребенка, на создании эмоционально-комфортного климата в социальной среде.

Методы и методические приемы обучения.

В курсе обучения хореографии применяются традиционные методы обучения: использования слов, наглядного восприятия и практические методы.

Метод использования слова — универсальный метод обучения. с его помощью решаются различные задачи: раскрывается содержание музыкальных произведений, объясняются элементарные основы музыкальной грамоты, описывается техника движений в связи с музыкой и др. Это определяет разнообразие методических приёмов использования слова в обучении:

словесное сопровождение движений под музыку и т.д.

Методы наглядного восприятия способствуют более быстрому, глубокому и прочному усвоению учащимися программы курса обучения, повышения интереса к изучаемым упражнениям. К этим методам можно отнести: показ упражнений, демонстрацию плакатов, рисунков, видеозаписей, прослушивание ритма и темпа движений, музыки, которая помогает закреплять мышечное чувство и запоминать движения в связи со звучанием музыкальных отрывков. Всё это способствует воспитанию музыкальной памяти, формированию двигательного навыка, закрепляет привычку двигаться ритмично.

Практические методы основаны на активной деятельности самих учащихся. Этот метод целостного освоения упражнений, метод обучения (путём) ступенчатый и игровой метод.

Метод целостного освоения упражнений и движений объясняется относительной доступностью упражнений. Однако, использование данного метода подразумевает наличие двигательной базы, полученной ранее. В эту базу входят двигательные элементы и связки, позволяющие на их основе осваивать в дальнейшем более сложные движения.

Ступенчатый метод широко используется для освоения самых разных упражнений и танцевальных движений. Практически каждое упражнение можно приостановить для уточнения двигательного движения, улучшение выразительности движения и т.п. Этот метод может также применяться при изучении сложных движений.

Игровой метод используется при проведении музыкально — ритмических игр. Этот метод основан на элементах соперничества учащихся между собой и повышении ответственности каждого за достижение определённого результата. Такие условия повышают эмоциональность обучения.

Названные методы обучения на практике могут быть дополнены различными приёмами педагогического воздействия на учащихся.

Раздел «Ритмика, элементы музыкальной грамоты»

Программа по ритмике. Школа бального танца

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 29

Рассмотрено на МО Согласовано на МС «Утверждаю»

протокол № ______ протокол № ______ директор МАОУ СОШ № 29

от_______________ от_______________ ____________Л.Н.Соколова

рук.МО__________ зам.директора.по УВР ___________________2013г.

внеурочная деятельность «Ритмика»

( 1-4 классы 33 часа)

педагог дополнительного образования: Пак Д.Ф.

(высшая квалификационная категория)

Программа по внеурочной деятельности (Ритмика) для 1-4 классов

В эпоху обновления нашего общества новое мышление вызвало к жизни переоценку сущности процесса воспитания подрастающего поколения. Формируется новая школа, которая осуществляет решительный поворот к личности школьника. Он становится действительно субъектом своего развития, а не средством, с помощью которого реализуются отчужденные от данного индивида абстрактные программы.

Создаются условия для перехода от отношений субординации к отношениям сотрудничества детей и взрослых. Вариативность в выборе направлений и способов обучения.

Важно, что в ребенке стали видеть не только функцию «он должен выполнять школьные правила», а человека самобытного, имеющего свой сложный мир отношений, стремления к полноценному досугу, к яркой игровой детской жизни, готовности развивать свои дарования и способности.

Развитие и формирование личности происходит под влиянием всех институтов воспитания: «Семья, школа, дополнительное образование, внешкольная среда». Однако нравственное состояние внешкольной среды, размывание моральных принципов в обществе, возникшие на зыбком фундаменте экономической нестабильности не могут дать необходимое питание для духовного здоровья человека.

2. Требования к уровню подготовки обучающихся по данной программе

Органично соединить элементы внешней и внутренней техники юного ученика и добиться яркого пластического решения, эмоциональной выразительности творческих результатов.

Первая задача в работе с детьми по данной программе – это сохранение здоровых психофизических качеств и тренировка психофизического аппарата юного танцора при условии ограниченного игрового способа усвоения материала.

Вторая задача изучение предмета – воспитание общедвигательных навыков: точности движения, правильного распределения мышечных усилий и т.д.

Третья задача изучение предмета связана с освоением ряда частных двигательных навыков – технических приемов выполнения пластических заданий повышенной трудности, в том числе исторической стилистики движения ( манера исполнения различных танцев).

Четвертая задача изучение предмета – развитие умения ориентироваться в пространстве, пластического воображения детей.

Этими целями и задачами определяется подбор и освоение содержания учебного материала программы.