Рассказ об индийском танце

Книги о танце, хореографии.

Конечно, книг о танце и явлениях, с ним связанных, намного больше. Я лишь попытаюсь указать в этой статье Divadance на некоторые книги. Большинство из них Вы сможете увидеть лишь в библиотеке или в магазинах старой книги. Большинство описанных мною книг связаны с классической хореографией, потому что на эту тему действительно больше книг. Произведений о современном танце очень мало.

Книги по истории танца:

Книга «Роман с танцем» — это краткий обзор танцевальных направлений разных эпох в очень доступной форме. Несколько больше внимание уделено развитию классической хореографии, но есть сведения и о модерне, фламенко, даже танц-терапии и др. Много места в книге уделено также историко-бытовыми бальным танцам. Конечно, в некотором смысле, это «галопом по Европам». Если Вы изучаете хореографию по роду своей деятельности, то эта книга — не для Вас, стоит поискать что-либо другое. Но если танец входит в круг Ваших интересов и Вы хотите расширить свой кругозор, не прибегая к множеству трудов, то очень рекомендую именно эту книгу.

Блок Л.Д. «Классический танец: история и современность» 1987г. — пожалуй, наиболее кропотливый труд по истории балета. Книг на эту тему великое множество, но наиболее полную информацию можно получить именно из этой книги. Увлеченный данный предметом читатель, несомненно, оценит этот талмуд и даму, его написавшую (это, между прочим, внучка Менделеева и жена Блока). Только достать такую книгу непросто. Разве что в Старой книге или библиотеке. Или в интернет-магазинах б/у книги (я нашла в alib.ru). Для не особенно интересующихся книга может показаться слишком детальной. Для менее глубокого ознакомления подойдет книга Пасютинской «Волшебный мир танца» 85 или Эльяш Н.И. «Образы танца».

Пасютинская В. «Волшебный мир танца» 1985 — кратко и лаконично — история классического танца. Книга хороша для учащихся хореографических факультетов учебных заведений. Хотя и любителям танца она может быть по душе. Найти можно тоже в Старой книге.

Эльяш Н.И. «Образы танца» — почти то же, что и предыдущая книга.

Красовская В. «Западноевропейский балетный театр. Преромантизм» 1983 — история классического балета определенного периода. Для глубоко заинтересованных предметом (но я вовсе не хочу сказать, что книга трудночитаемая)

«Мастера большого балета» 1976 — биографии и творческий путь некоторых гениев балетной сцены — Плисецкой, Васильева и других.

Обучение танцу, экзерсис, тренинги, связанные с танцем:

Ваганова А.Я. «Основы классического танца» — пожалуй, самая известная книга по этой части. Ничего лишнего и много нужного для осваивающих классическую хореографию. Есть на полках книжных магазинов.

Костровицкая. В, Писарев А. «Школа классического танца» — еще более детальный труд на ту же тему, но я пока не видела в продаже. Только в библиотеке. Если увидите в продаже — сообщите!


Тарасов «Классический танец. Школа мужского исполнительства» 1981
— тоже конкретные рекомендации по классическому экзерсису, но нацеленные на работу с мужской частью населения.

Серебренников Н.Н. «Поддержка в дуэтном танце» 1979 — детальное пошаговое описание разнообразных поддержек для классического танца, хотя многие из них заинтересуют и танцоров других стилей.

Стуколкина Н. «4 экзерсиса» 1979 — одна из очень немногих книг об экзерсисе в характерных и/или народных танцах. Содержит мало описаний, но много картинок и схем.

Устинова Т. «Беречь красоту русского танца» 1969 «Русские танцы» 1955 -в каждой книге — несколько русских танцев — их потактовое описание, за которым следует описание включенных в танец движения. Однако там Вы не найдете данных о разучивании движений или критериев правильности их исполнения.

Книга Павла Цацулина «Растяжка расслаблением», 2008г. Замечательная книга, объединяющая и сравнивающая многие подходы в стретчинге. Есть многие книги, которые просто иллюстрируют упражнения, которые можно и нужно изучать на соответствующих занятиях, а не по книгам. Хотя здесь тоже присутствует такой элемент, основная суть книги — описать общие принципы преодоления сопротивляемости мышц, способы растягивать ту или иную мышцу вне зависимости от упражнения. На занятиях Вы разучиваете упражнения, а дома под книжку более осмысленно практикуетесь ради прекрасного результата. Здесь и связь дыхания с растяжкой, использование изометрических сокращений в стретчинге, контрастно-мышечная растяжка. При этом книга написана легко — для неподготовленных читателей, да еще и с юмором! фильма и обладают.

Бекина С.И., Ломова Т.П. «Музыка и движение» 1983 — ценная книга для тех, кто ведет занятия с детьми (или готовит себя к этому), особенно если дети дошкольного возраста. Кроме общих моментов, детально описано множество упражнений, предложен четкий план их использования. В детях предполагается развить музыкальный слух, движение сообразно музыке, свободу пластики. Цитирование этой книги можно встреть в других книгах.

Кох И.Э. «Основы сценического движения» 1970 — книга для учащихся театральных Вузов, но танцорам и хореографам там тоже есть, что почерпнуть.

М.Тобаас, М.Стюарт «Растягивайся и расслабляйся» 1994г. Там расклассифицированы упражнения по растягиванию, связанные с позвоночником и мышцами с ним связанными, план их использования, особенности их употребления при различных состояниях человека. Есть программы для беременных, парные растягивания. Есть разделы по различным уровням сложности. Огромные фото прекрасного качества. В книге нет распространенного недостатка книг последних 10 лет — когда или текста много, а фото маленькие и некачественные, или фото превалируют над текстом, представленным самым крупным шрифтом, то есть купил книгу, а информации мало.

Прекрасное руководство! Жаль только, что его не переиздают и найти его можно лишь в старой книге.

Л.Бром и Т.Анисимова «Самоучитель восточных танцев. Танец живота». Изд-во «Феникс»,2006г. Книга представляет из себе краткое (очень краткое) описание движений, сопровождаемое парочкой фото. Очередной раз убеждаешься, что по книге учиться невозможно. Тем более, что за ту же цену Вы купите обучающее видео, где намного больше движений будет Вам показано во всей красе, да еще нередко с ценными пояснениями. Которых в данной книге удивительно мало вопреки возможности разместить их в книге в большом количестве в отличие от видео.

Володина О.В. Анисимова Т.Б. «Самоучитель клубных танцев: Funk, Trance, House», Ростов-на-Дону, 2005г. Определенно крупный шрифт, крупные черно-белые фото, большие поля — в общем, сделано все, чтобы дать как можно меньше читателю. Радует только обложка. Комментарий по исполнению движений нет, только их описание. Ссовременной танцевальной культурой движения имеют мало общего, они бы больше подошли к детскому утреннику. Но не думайте, что мы не признаем обучающие книги. В следующем выпуске будет описана прекрасная книга по современному танцу.

С.С.Поляков «Основы современного танца», Ростов-на-Дону, 2006г. Эта книга кардинально отличается от некоторых ранее описанных нами. Вместо излишне крупных фото Вы увидете схематические рисунки, вполне достаточные для иллюстрации движений. К каждому движению дается описание техники. Плюс довольно подробная история развития танцевальных направлений, называемых современными. Движения, описываемые в книге, принадлежат к стилям: джаз-стрит, флэш, хот-топ-техник, брейк (верхний). Как видите — вполне актуальные танцы, а не детский утренник для занимающихся классикой девочек. Книга маленькая, но очень емкая. Спасибо автору за такой труд.

Собинов Б.М. «Танцующая гимнастика» 1972 — гимнастические упражнения, обращение с шалью и другими предметами, работа хореографа в гимнастике. Полезна для тех, кто собирается вести занятия с гимнастками.

Иные книги о танце:

Волынский А.Л. «Книга ликований» — уникальная книга. Она не о том, как заниматься классикой, и не об истории балета. Но если Вам интересен классический танец, обязательно ее прочтите. Хоть и не сразу, Вы проникнетесь эстетикой классической хореографии, ее образной наполненностью, и, возможно, будете искать в классическом танце то, что автор там увидел. Книга, к сожалению, редкая.

Захаров Р. «Беседы о танце» 1963, «Сочинение танца», «Записки балетмейстера» 1976, «Искусство балетмейстера» 1954 — воспоминания балетмейстера, рассуждения о танце, рекомендации по составлению, сочинению танцевальных композиций. Многие моменты повторяются из книги в книгу. Наибольшее количество информации по композиции танца — в книге «Искусство балетмейстера». Вряд ли Вы найдете эту книгу где-либо, кроме библиотеки.

Смирнов «Искусство балетмейстера» — книга на тему, аналогичную теме одноименной книге Р.Захарова

«Легкое дыхание» — это краткий обзор различных дыхательных практик. Сначала дается понятие о типе дыхания (грудное, брюшное, смешанное), что рассматривается весьма подробно. Также описывается методика А.Н.Стрельниковой, В.Ф.Фролова (методика эндогенного дыхания), Б.С,Толкачева, К.П.Бутейко (метод волевой ликвидации глубокого дыхания).Затем — основные особенности дыхательных упражнений йогов и комплексы таких упражнений. Хотя дыхательные практики нередко рассматриваются в качестве лечебных при многих болезней, для интересующихся такими практиками применительно к танцу информации много. Тем более, что показания к использованию при болезнях и соответственные этому методы приводятся в основном, отдельно — после описания методики.
Наша статья «Дыхательные практики. Использование в хореографии. Дыхание и эротический танец.»

«Танц.терапия» Эрна Грёнлюнд и Наталия Оганесян, СПб 2004г. В книге анализируется связь танцевальных практик и гармонизации психических процессов, основные понятия танцевальной терапии, танцевальная игра как одна из частей танцевальной терапии. В книги много места уделено многочисленным примерам из практики, что, конечно, для хореографов представляет меньший интерес. Но, учитывая малое количество подобных книг на полках магазинов, данное издание многих может заинтересовать.

Ирины Дарда «Наряд за пять минут». Москва, 2003г. Книга вовсе не посвящена сценическому костюму, ноесли Вы откроете ее, то увидите множество прекрасных идей быстрого создания костюма для танца. Это — наряды без швов (из канга, саронга, парео), оригинальные использования платков, роспись костюма, карнавальные костюмы. Использование идей книги не требует предварительного «швейного опыта». Кроме того Вы сможете «вплести» в свое танцевальное одеяние уже существующие у Вас вещи, которые ранее казались малопригодными. Вы хотите сами сшить костюм для танца живота? Или декорировать его? Есть очень толковая книга на этот счет. Ее данные: «Костюм и аксессуары для восточных танцев», автор: О.В.Горяинова, книга выпущена в Ростове, издательство «Феникс», 2005г. Особенно в книге радует то, что материала много, он не растянут предельно крупным шрифтом и огромными полями, как это, увы, сейчас часто делается. Есть и цветные фото, и схемы, и подробные рекомендации. Вы узнает много про пошив: пояса, лифа, юбки, платья, шальвар и многое другое. Наш преподаватель ее купила в «Буквоеде» за 160-170р. На нашем сайте тоже есть рекомендации по самостоятельному изготовлению костюмов для bellydance

Г.Дени & Люк Дассвиль «Все танцы» 1983 — кратко о самых известных парных танцах. Даже слишком кратко.

Айседора Дункан «Моя жизнь», «Танец будущего» — фактически автобиография Айседоры. Ее взгляд на творчество, на танцевальную культуру разных времен.

Касаткина Т.С.(составитель) «Айседора» 1992 — о жизни и творчестве А.Дункан.

Книга И.Г.Есаулов «Хореодраматургия (искусство балетмейстера)», Ижевск, 2000. Обычно цель обзоров видео и книг — обратить внимание на интересный объект для Вашей коллекции или ознакомления. Однако, иногда это — предупреждение разочарования. Вы можете соблазниться на эту книгу, ожидая от нее рекомендаций по составлению танца, по улучшению составленного Вами номера. Многие статьи нашего сайта посвящены этой теме, и, надеемся, что Вы творите свое в области танца, кем Вы бы ни были по профессии. Однако эта книга Вам не поможет. Вместо рассмотрения вопросов в книге они только перечислены. Представьте: книга состоит из плана обсуждения хореодраматургии, но самой сути нет вообще! Удивительно: зачем печатать методическое пособие для преподавателей учебных заведений таким тиражом, да еще под таким обманчивым названием?! Если Вы хотите почитать толковую литературу по составлению и совершенствованию танца, то советуем книги Захарова «Беседы о танце» 1963, «Сочинение танца», «Записки балетмейстера» 1976, «Искусство балетмейстера» 1954 — воспоминания балетмейстера, рассуждения о танце, рекомендации по составлению, сочинению танцевальных композиций.

Обзор книги — рекомендации по пошиву костюма для танца живота

Вы хотите сами сшить костюм для танца живота? Или декорировать его? Есть очень толковая книга на этот счет. Ее данные: «Костюм и аксессуары для восточных танцев», автор: О.В.Горяинова, книга выпущена в Ростове, издательство «Феникс», 2005г. Особенно в книге радует то, что материала много, он не растянут предельно крупным шрифтом и огромными полями, как это, увы, сейчас часто делается. Есть и цветные фото, и схемы, и подробные рекомендации. Вы узнает много про пошив: пояса, лифа, юбки, платья, шальвар и многое другое. Наш преподаватель ее купила в «Буквоеде» за 160-170р. На нашем сайте тоже есть рекомендации по самостоятельному изготовлению костюмов для bellydance

Книги об индийском танце

Книга: С. И. Рыжакова «Индийский танец — искусство преображения», 2004г. Название книги не совсем точное — книга не о всех индийских танцах, а о классических индийских танцах. Очень хорошее издание. Тут и история, и главы о сангите и индийской музыки, и любопытные истории, и разделы, посвященные конкретным направлениям: бхаратанатьям, катхак, одисси, манипури и пр. Вторая половина книги посвящена сугубо одному из этих направлений — катхаку.


Книга «Йога индийского классического танца: зеркало йогини», Роксана Гапта, 2004 Аннотация: «Эта книга описывает взаимоотношения между двумя отличающимися индийскими духовными дисциплинами: танцем и йогой». Книг на тему инийского танца так мало, что можно сказать, что их почти нет. Это может подвигнуть интересующихся этим танцем купить эту книгу. Увы, эта книга посвящена йоге на 70% и воспоминаниями автора (только иногда о танце) на остальные 30%. Если Вас интересует индийский танец, то скорее всего Вас ждет разочарование. В отношении танца эта книга удивительно мало информативна.

Елена Стеценко
Студия Диваданс, Санкт-Петербург.

Статья опубликована 3 сентября 2007г — Divadance

отчетный концерт «Диваданс» в Доме молодежи 01 июня 2014г.

Рассказ об индийском танце

Индийские танцы

«Нет другой молитвы и другого жертвоприношения,
которое было бы так приятно Богу»
(из священных индийских книг)

Индия – страна многообразных культур, традиций и языков. Хотя шесть основных классических танцевальных стилей развивались в Индии на протяжении последних двух тысяч лет, основные детали отражены в трактате 2-го века до н. э. Т. обр., индийскому танцу никак не менее четырех тысяч лет. В трактате «Бхарата Натьяшастра» («натья» — это драма или театр, «шастра» – общий термин, обозначающий любой официальный текст; древний индийский театр представлял собой смешение всех исполнительных искусств, поэтому актеры и актрисы были знатоками танца и музыки), написанном в период с 200 до н.э. до 200 н.э., описаны два вида танца: нритта (Nritta), или чистый танец, и нритья (Nritya) – интерпретационный танец.

Нритта представляет собой ритмическое движение, создаваемое при помощи кистей и ступней. Движения не передают конкретный смысл или эмоцию и не имеют конкретной темы. Привлекательность этого танца заключается совершенной работе ног, сочетающейся с движениями рук и тела.

Второй, интерпретационный танец использует жестикуляцию и мимические выражения для передачи какого-либо поэтического или чувственного смысла, при этом танцор то совершает ритмическую походку, то принимает определенную позу.

Один из важнейших документов, содержащих информацию об индийском танце «Abhinaya Darpanam» («Зеркало телодвижений»), создан в XII в. В нем отражены жесты, совершаемые одной и двумя руками для изображения объектов, выражения действий, эмоций; кроме того, приведено множество описаний положений тела стоя и сидя, прыжков, скачков и походок. Танец нритья — настоящее испытание воображения и находчивости: попробуйте передать зрителям буквальный смысл лирики, тончайшие оттенки чувства, содержащиеся в тексте.

Сказать, что танцевать индийскую классику сложно — не сказать ничего. Помимо отличной физической подготовки, не уступающей по уровню легкой атлетике, необходимо освоить огромный пласт знаний, касающийся индийской мифологии, культуры и религии, т. к. изначально индийский танец — танец религиозный, возникший как средство общения человека с Богом, в прошлом исполняемый только в храмах. Танцевальное подношение было часть ежедневного ритуала и самой важной составляющей молитвы. (Отсюда и происходит индивидуальный характер индийского классического танца. Хотя балеты и групповые танцы недавно вошли в моду, классика индийского танцевального искусства по-прежнему остается сольной). Кроме того, необходимо владеть искусством пантомимы, уметь выразить свои эмоции, т. е. обладать артистическим даром и получать удовольствие от танца. В силу этих особенностей очень малое количество людей способны танцевать индийскую классику на достойном уровне. Заложенные в индийском танце возможности совершенствования тела и духа не уступают йоге и превосходят ее с эстетической точки зрения.

Индийский танец тесно связан с преданиями и мифами. Есть даже поэмы, написанные специально для постановки танцев на их основе. Религия не только разрешает, но и одобряет танец, в храмах есть специальные площади для ритуальных танцев, а на стенах можно увидеть изображения танцующих.

Наибольшей популярностью пользуется «катхак» — североиндийский стиль, наименее требовательный к физической подготовке и исполняемый, в отличие от других, на прямых ногах. В нем много пируэтов и сложных ритмических рисунков ногами. Южноиндийские стили «бхаратнатьям», «кучипуди» и «одисси» требуют большой выносливости, равновесия, пластичности танцора и безупречного чувства ритма, исполняются в глубоком приседе, со строгой геометричностью линий и только под южноиндийскую музыку.

Например, сложнейшая техника «bharata-natyam» требует многих лет обучения. В нем задействованы все мускулы, в т. ч. лицевые. Искусство абхинайя («abhinaya»), т. е. выражение сюжета, эмоций и чувств посредством мимики — неотъемлемая часть любого индийского танца.

Покой среди движения — характерная черта основных фигур индийского танца. Тело сохраняет жестко фиксированное положение при самых быстрых прыжках. Положения пальцев и рук имеют определенное значение и называются хастами или мудрами. С помощью языка жестов ведется повествование. Например, скрепленные вместе пальцы рук обозначают близость и дружбу. Действуя одновременно, правая и левая руки могут показать разные хасты, вместе образующие новое значение. В древнеиндийских трактатах о танце приводится 28 положений одной руки и 24 положения рук вместе. Каждая черта облика танцора играет важную роль в его танцевальном рассказе. Это отличает индийский танец от других танцев мира.

В упомянутом древнем танцевальном трактате «Abhinaya Darpanam» сказано: «Куда идет рука, идет глаз; куда идет глаз, идет разум; куда идет разум, идет сердце; а где сердце – там сущность жизни». Эта духовная сущность просыпается не только в танцоре, но и в зрителях. В индийском танце все имеет глубокий смысл, и, кроме того, танец этот удивительно красив и доставляет большую радость.

Доклад: Индийские танцы

Рождение танцевального искусства в Индии носит религиозный характер и зародилось в глубокой древности около 5тыс. лет назад. Считается что мир был создан танцующим богом Шивой и в храмах носил характер молитвы. Танец являлся своеобразным безмолвным общением языком движений и жестов в котором присутствовали выражения слов, чувств эмоций. Бог Шива — один из трех великих богов индуизма. Шива-Натараджа. Владыка танца. В одной его руке — барабан, образ изначального звука, ритма, вибрации, из которой возник космос. Во второй руке — огонь, уничтожающий все отжившее. Жесты двух других рук показывают, что он защитит и спасет тех, кто ему поклоняется. Танцуя, Шива попирает ногами демона, олицетворяющего косность и инертность, не давая ему овладеть душами людей. Танец бога — символ космического движения и обновления. Когда он остановится, наступит конец света.

Долгое время искусство танца было достоянием храмов, об этом свидетельствуют скульптурные изображения апсар (в индуиской мифологии полубожественные женские существа «рождённые из воды» (аналог русских русалок) способные наслать на человека любовное безумие, в индийском эпосе живущие в раю и ублажающие героически павших на поле брани воинов) и формой жертвоприношения, но с приходом в Индию мусульман, в культуре которых танец был одной из форм соперничества в гареме, религиозность индийского танца уступила первенство эстетике и технической виртуозности. С началом английской колонизации, танцевальное искусство, воспевавшее индийских богов, было практически забыто. В итоге после вторжения в Индию моголов, а затем британцев, храмы обнищали, были разграблены, а девадаси стали наложницами князьей. К 19 веку искусство было утеряно.В начале 20 века Рукмини-деви вместе с группой этнографов восстанавливала танец по скульптурным формам храмов.

За пять тысячелетий своего существования искусство танца достигло высочайшего развития, сохраняя при этом верность традиции. В современной Индии танец представляет собой часть того культурного наследия. В сравнительно недавнее время такие артисты-новаторы, как Удай Шанкар (1900-1977), начали использовать традиционную технику в современных танцах. Весомый вклад в возрождение индийского танцевального искусства внес Рукмини Деви Арундале, основавший с этой целью училище в Калакшетре.В

Международную известность получили Санджукта Паниграхи, превосходный исполнитель танцев в стиле «одисси»; Ведантам Сатьянараяна, выдающийся представитель школы «кучипуди»; Бирджу Махарадж, заслуженно пришедший на место Шамбхо Махараджа, великого танцовщика в стиле «катхак», Каламандалам Кришна Наир и Каламандалам Раманкутти Наир. Направление в индийском танце «бхаратнатьям» нашло замечательного исполнителя в лице Баласарасвати.

Кучипуди — вид танцевальной драмы стиль, культивируемый главным образом на западном побережье юга страны. Название этого стиля происходит от региона, в котором он сформировался: деревня Кучелавапури (название местечка на языке телугу означает «поселение актеров»). Танцевали его раджанартаки — девушки, жившие при храмах и официально выданные замуж за бога. Особый вклад в развитие Кучипуди внес брахман Сиддхендра Йоги, живший в XV cтолетии. Именно с XV века Кучипуди стал исполняться исключительно мужчинами. Считалось, что красота танцовщиц отвлекает зрителей от осмысления религиозного содержания текстов, поэтому ради сохранения чистоты древнейших традиций стиля женщинам было запрещено танцевать Кучипуди вплоть до XX века. Согласно древней традиции танцовщица стиля Кучипуди декламирует и танцует одновременно. В этом заключается одна из особенностей Кучипуди. Танцевальные композиции этого стиля построены на пяти разнообразных ритмических вариациях:

1. Чатурасрам (ритм, мерой которого является 4: та ка дхи ми),

2. Тисрам (3: та ки та);

3. Мисрам (7) (та ки та, та ка дхи ми);

4. Кхандам (5: та ка та ки та);

5. Санкирнам (9: та ка дхи ми, та ка, та ки та).

В композиции все эти ритмы переплетаются меж собой, образуя захватывающие музыкальные рисунки, озвученные колокольчиками на щиколотках танцовщицы. Абхиная (актерское искусство). Основу актерского мастерства танцовщицы: составляют девять различных настроений («навараса») 1. Любовь Шрингара; 2. Радость Хасья; 3. Печаль Каруна; 4. Гнев Рудра; 5. Героизм Вира; 6. Страх Бхаянака; 7. Отвращение Бибхатса; 8. Удивление Адбхута; 9. Покой Шанта. Кроме 9 основных, древние трактаты называют еще 50 других «настроений» («бхава»), нюансы чувств.

В наши дни Кучипуди представляет собой синтез музыки, поэзии, театрального искусства, эстетики движения, мимики и жеста. В технике кучипуди используется быстрая ритмическая работа ступней и скульптурные движения корпуса. Стилизированная мимика, используя жесты рук и тонкую экспрессию лица, объединяется с более реалистичным действием. Иногда используются и диалоги между танцорами. Это сочетание техник придает стилю уникальность и отличие от других направлений. Сегодня кучипуди исполняется как соло, так и в группе.

Присутствие в репертуаре «тарангам» делает Кучипуди особенным: исполняя эту композицию, танцовщица балансирует на острых краях медного блюда, иногда держа при этом на голове небольшой кувшинчик с водой. Костюм исполнительницы стиля Кучипуди шьётся из южноиндийского шелка. Стопы и пальцы рук покрыты красной краской растительного происхождения, она называется «альта». Ее голова увенчана цветами канакамбарам и храмовыми украшениями, символизирующими луну и солнце. На ногах танцовщицы укреплены бронзовые колокольчики гхунгхру.

Бхаратнатьям. Стиль Бхарат Натьям наиболее популярен в Индии и наиболее широко известен за рубежом. Его традиция насчитывает почти 2000 лет. Это один из самых древних стилей. Он придерживается строгих канонов Натья-Шастры («Трактата о танце» — 2 век Нашей эры). «Бхарата» — аббревиатура от «бхава» — настроение, «рага» — мелодия, и «тала» — ритм. «Натьям» — чистый танец.

Бхаратнатьям — это каскад быстрых и канонизированных танцевальных комбинаций Создателем этого стиля называют Бога Брахму, который приравнял искусство танца к ведам, назвав его «пятой ведой». Богом-покровителем танца считается Шива, а принес его людям мудрец Бхарата по указанию Бога Брахмы. Различные позы танцев в стиле Бхаратнатьям высечены на стенах храмов на юге Индии, который считается традиционным центром Бхаратнатьяма. Первоначально танец исполнялся специальными храмовыми танцовщицами и имел исключительно сакральное значение; он был частью ежедневного ритуала и исполнялся на специальных площадках храма. В дни праздников танцовщица играла не менее важную роль, чем жрец. В танцах она рассказывала о Божестве, в честь которого построен храм, описывала его подвиги в борьбе с демонами и злыми Божествами. Считалось, что события танца как бы повторялись наяву заново и, для того чтобы Бог мог победить врага, танцовщица должна была исполнить свой танец безукоризненно. С течением времени образовались различные школы, делающие упор на разные аспекты чистого танца. Одни подчеркивали изящество, другие разрабатывали сложные ритмические композиции.

Катхак. Катхак — это классический танцевальный стиль Северной Индии. Это танец жрецов-браминов, которые излагали с помощью танца и пантомимы историю своего вероучения. Термин «катхак» произошел от слова «катха», что означает «рассказ», «история». Катхаками в древности называли касту рассказчиков, существовавшую при многих храмах Северной Индии. Они разыгрывали танцевально-драматические спектакли в дни религиозных праздников. Позже танцоров стали приглашать во дворцы индусских правителей Раджастана. При дворцах появились специальные танцевальные школы, в которых девушек обучали музыке, стихосложению, утонченному искусству танца. В катхаке используется две основные техники — нритта, чистый танец, и абхиная — экспрессия, пантомима. В этом стиле мудры (жесты рук) исполняются очень мягко, лишь намекая на те формы, которые отчетливо видны в других стилях. Танцор отбивает ногами замысловатые ритмы в такт барабана, а кульминацией танца является состязание с барабаном-таблой. Техника катхака отличается обилием поворотов, мягкими пластичными движениями рук. В танце преобладают сложная работа ступней и быстрые вращения. Отличительная особенность — танец исполняется на прямых ногах.

В этом стиле выражено взаимное влияние индуиской и мусульманской традиций. Мусульманские завоеватели, не признававшие никаких изображений божества, запрещали все религиозные танцевальные обряды и стремились сделать из «катхака» простое увеселение. Так, костюм катхака напоминает костюмы народов Ирана, Афганистана и Средней Азии. В костюмах исполнительниц катхаке используется длинная юбка-солнце, подчеркивающая стремительность поворотов. Мусульманским правителям не нравилось слушать истории, связанные с индуистскими богами, и танец стал больше развиваться в технической части, усложнились ритмы, увеличилось разнообразие пластических движений. Мимика танцующего — естественная, а не подчиненная канону.

Одисси. Одним из наиболее изысканных классических танцевальных стилей является ОДИССИ. Он зародился на восточном побережье Индии, в Ориссе. О нем упоминается в древнейшем индийском трактате о драме и танце «НАТЬЯШАСТРА», датированном 3-4 в. н.э. Штат Орисса известен своими храмами: Храмом, посвященным Богу Солнца в Конараке, храмом Джаганнатхи в Пури и многими другими. Исполнители стиля Одисси повторяют позы танцовщиц, изображенных на стенах этих храмов, построенных в 6-8 вв. н.э. Одисси — танец божественного, человеческого, любви и страсти. Мягкие, плавные и нежные движения описывают обстановку Ориссы и философию популярного персонажа индуизма — Бога Кришну.

Стиль Одисси близок к Бхаратнатьяму по технике, костюму и выразительным средствам. Одисси отличается большей плавностью, грациозными движениями, изящными позами, а музыка, сопровождающая эти танцы, более мелодичная. Костюм исполнителя очень интересен — в отличие от других стилей, украшения здесь серебряные, а прическа украшена башенкой — гопурамой, напоминающей о храмовых истоках танца. Орнамент на сари характерен только для Ориссы. Техника смены поз основана на координации трех как бы независимых друг от друга уровней корпуса: ног, тела и головы, каждый из которых выполняет свой пластический рисунок. Иногда танцовщица замирает в позе на несколько секунд и становится похожей на статуэтку.Представления Одисси — четкий баланс между чистым танцем, экспрессивным и драмой.Характерная особенность — тело плавно изогнуто в трибанги — бедра, талия, шея.

Катхакали. Катхакали исполняют только мужчины в необыкновенно красочных костюмах, огромных головных уборах и со сложным макияжем на лице. Ни один классический танец не используют такого грима; для его нанесения требуется несколько часов кропотливой работы. Столетиями отбирались и отшлифовывались отдельные элементы танца катхакали. Танец исполняется под аккомпанемент ченды — барабана, который производит глухой звук и маддалы, производящей мягкую мелодию. Также используются бронзовые цимбалы.

Манипури. Манипури был взращен в горных областях северо-востока Индии. Название стиля (дословно – «драгоценность земли»), носит название штата Манипур – родины направления. Легенда утверждает, что для того, чтобы найти идеальное место для танца Боги пошли вплоть до иссушения озера в прекрасной долине. Теперь не удивительно, что танец – неотъемлемая часть ритуалов повседневной жизни, как свадьба или поклонение предкам. Среди известных составных частей Манипури – Санкиртана и Рас Лила, описывающие космический танец Кришны и пастушек. В танце используются красивые расшитые юбки, резко расширяющиеся от талии и полупрозрачные вуали. В Костюме Кришны непременный атрибут – павлинье перо в волосах. Движения начинаются в медленном темпе и переходят в быстрые вращения.

Этот стиль близкий общему духу танцев Восточной Азии. Некоторые виды манипури исполняются очень энергично, вплоть до применения акробатических приемов. Заметная танцевальная школа, «манипури», демонстрирует групповой танец, в котором артисты выступают в ярких костюмах под звуки ударных инструментов.Особенность стиля Манипури – Пунг Чолам – танец с барабанами, в нем участники танцуют и одновременно играют на барабанах-панг. При этом используются увлекательные скачки и вращения в быстром темпе. Достойные представители этой школы — Сингхаджит Сингх и Гуру Бипин Сингх

Выдающаяся индийская танцовщица Падма Субраманьям объясняет:» В танце тело обучают для того чтобы в конце концов полностью забыть о нем — Это средство, благодаря которому побеждается господство телесного начала в нашем сознании. «Я» исполнительницы, слившись с космическим танцем, которым движется Вселенная, освобождается от всего земного. Покой посреди движения -характерная черта основных фигур индийского танца называющихся «каранами». Тело исполнителя сохраняет жестко фиксированное положение при самых быстрых прыжках. Это требует чрезвычайно развитого чувства равновесия, способности к концентрации и умения управлять дыханием — пранаямы, также роднящего танец с йогой. В комбинации статики и динамики раскрываются принципы индусского мировидения: мужской начало — пассивное, созерцающее сознание, женское активная, творящая мир энергия. Бывает так, что танцовщица надолго остается в одной позе — танцуют, проявляя удивительную гибкость и скорость, только ее пальцы и кисти.

Как и все восточные танцы, индийский традиционный танец связан главным образом с верхней частью туловища. Существуют правила, касающиеся позиций ступней — на полу и в воздухе и разных приемов исполнения движений ногами. Индийский танцовщик обучается также спиралевидным движениям и прыжкам. Язык кистей рук — мудра — прекрасен в своем многогранном символизме. Есть правила (хаста), которые определяют также движения, связанные с туловищем, плечами, предплечьями, шеей. Существует 24 типа движений одной кистью, 13 типов движений двух кистей рук в 10 движений руки целиком, 5 типов движений для грудной клетки и по 5 типов для торса, живота и бедер. Далее, есть типы движений для шеи и для бровей, а также 36 типов взглядов, выражающих разные эмоциональные состояния. С помощью языка жестов ведется повествование. Чтобы представить сложные сцены индийского эпоса, артистам необходимо освоить свыше четырехсот мундр — комбинаций, выражающих мысли, слова, фразы, — весь калейдоскоп человеческих чувств и страстей. Например, скрепленные мизинцы обеих рук означают близость и дружбу, а соединенные указательные пальцы, наоборот, вражду. Наложенные одна на другую ладони с отставленными большими пальцами — мудра «матсья», то есть «рыба», одно из воплощений бога Вишну. Большие пальцы начали вращаться — рыба поплыла.Талант истинной танцовщицы — девадасси сродни талантам йогов. Задача исполнителя индийского ритуального танца — привести, став сосудом божественной энергии, к единению с высшими силами мироздания еще и зрителей. Заключительный и одновременно кульминационный момент танцевального действа — это «мокша», освобождение от тягот бытия и слияние с божественным началом.

Известный индийский врач и специалист по арт-терапии Сатьянараяна утверждает, что танец оказывает не только психотерапевтический эффект, но и помогает людям, больным диабетом, гипертонией и различными формами артрита. Сатьянараяна полагает, что ритмические движения под музыку не только успокаивают нервы, но создают такую физическую нагрузку, которая помогает организму бороться с очень серьезными заболеваниями. Например, для людей, которые больны диабетом, занятия танцами просто необходимы. Как показали наблюдения за группой индийских пациентов-диабетиков, в результате регулярных занятий танцами у них существенно снизилось количество сахара в крови. Регулярные занятия танцами полезны для больных артериальной гипертонией. Танцевальные движения помогают снизить давление и оказывают благотворное влияние на нервные процессы в организме. Многие специалисты полагают, что гипертония появляется в результате ряда осложнений в нервной системе человека как специфическая реакция организма на постоянный стресс. Хронические формы гипертонии лечатся специальными антигипертоническими препаратами, но снизить риск развития заболевания на его ранних стадиях можно при помощи танцев. Если говорить о стилях, то людям, страдающим от гипертонии больше всего подходит стиль катхак, активизирующий нервную систему по всему телу. Катхак — это классический танец северной Индии, основа которого — ритмические композиции, построенные на чередовании ударов попеременно правой и левой ногой. Катхак дает хорошую нагрузку на позвоночник, поскольку множество наклонов и полуповоротов разрабатывают его шейный и поясничный отделы. Этот стиль также подходит для тех, кто испытывает проблемы с координацией движений или страдает артритами. Движения катхака разрабатывают кисти и запястья, плечевой и тазобедренный сустав, укрепляют вестибулярный аппарат и сердечно-сосудистую систему. Для борьбы с ожирением Сатьянараяна рекомендует комбинировать несколько стилей индийского танца, задействующих ноги, талию, бедра и позвоночник. По его мнению, разработанный им комплекс упражнений ускоряет метаболические процессы и способствует естественному похудению. Тем, кто часто испытывает головную боль, Сатьянараяма рекомендует исполнять танец змеи, в котором основное движение делается шеей. А страдающим различными формами артрита подойдут танцы, в которых основными являются движения кистями и запястьями рук. Среди индийских танцев это, конечно, бхарата-натьям — традиционный танец, связанный главным образом с нагрузкой на верхнюю часть тела. В южноиндийском стиле бхарата-натьям существует 24 типа движений одной кистью, 13 типов движений обеих кистей рук, 10 движений руки целиком, по 5 типов движений для грудной клетки, торса, живота и бедер. Сатьянараяма предупреждает, что любой комплекс танцевальных движений должен быть разработан совместно с врачом индивидуально для каждого человека. Особенно, если заниматься танцем не для профилактики, а для лечения уже существующих серьезных заболеваний. Методика танце-терапии была одобрена Министерством здравоохранения и Обществом акушерства и гинекологии Индии. Выполнение хаст и мудр имеет немалый психофизический эффект, связанный с величиной проекции кисти на кору головного мозга. Он отлично известен педагогам и логопедам, использующим пальчиковые игры для развития у детей речи и сообразительности. Врачи видят в хастах и мудрах стимуляцию точек акупунктуры на пальцах, в результате чего голова становится чище и легче. А индусы полагают, что хасты и мудры активизируют «аджна-чакру» — «третий глаз».

Индийский танец

Индийский танецодно из главных достоинств Индии. Это искусство появилось 5000 лет назад. Его покровителем все жители Индии считают бога Шиву. Все индийские танцовщики поклоняются Господу Шиве – за то, что он подарил человечеству средство, позволяющее ощутить, как его душа наполняется святым духом.

Благодаря танцу, индийцы духовно совершенствуются, развивают эстетические чувства и ум. Кроме того, развивается еще и гибкость тела и артистизм.

По сложности все индуистские танцы сложнее, чем занятия хатха-йогой . Именно поэтому они оказывают благотворное воздействие на тело и весь организм человека. Сложные танцевальные комбинации, выполняющиеся быстро и с предельной концентрацией, укрепляют тело и положительно влияют на психику.

Виды индийского танца

Вообще, таких средств в Индии два – танец и йога . Первое средство индусы называют бхакти-маргой, путем любви. Йога же считается у них путем знания, джняна-маргой. Не смотря на то, что в настоящее время индийские танцы исполняются везде, а не только в храмах (как ранее – до того, как в Индию пришел Ислам), они не утратили своего духовного значения.

Классические виды индийских танцев следуют теории «Натья-шастры» (индуистской науке о театре) и «Абхинае Дарпане» (мастерство актерской выразительности). Ранее существовали только ритуальные танцы. Но с тех пор, как в Индию пришли монголы, танцевальное искусство претерпело изменения. Появилось много видов «развлекательных» танцев – для увеселения знати.

Все классические виды индийских танцев имеют в своей основе Натью. Натья – это священный индуистский танцевально-музыкальный стиль, основанный на теории Бхараты Муни «Натья-шастре». Помимо самого танца, стиль Натья включает в себя еще и искусство мимики (абхинаю) и пение. Некоторые виды танцев исполняют мужчины. Это сравнительно новые виды индийских танцев. Раньше – до влияния ислама – все танцы в Индии исполняли только девушки, постоянные служительницы храма.

Sangeet Natak Akademi (национальная академия искусств) обозначила статусом «классический» восемь индийских танцев: Одисси, Манипури, Катхакали, Бхарата-натьям, Сатрия, Мохиниаттам, Кучипуди и Катхак. Другие энциклопедии относят к классическим еще несколько видов индийских танцев, но в Европе считаются классическими только восемь вышеперечисленных видов.

Одисси и Бхарата-натьям относятся к «танцам освобождения души». В «Натья-шастре» такие виды танцев называются «марги». Чисто развлекательные виды индийских танцев называются «деси». Одисси и Бхаратанатьям практически не содержат диалогов и абхинаи. Легкая мимика используется лишь в нескольких видах Бхарата-натьяма.

Катхак – один из сложнейших индийских танцев. Он насыщен абхинаей и исполняется на вытянутых ногах. В самом начале Катхак исполнялся на согнутых ногах (как большинство восточных танцев). Но чуть позже, поддавшись влиянию Персии, немного видоизменился.

Манипури, Сатрия и Катхакали произошли (согласно древней легенде) от танца Кришны и Радхи («Раса-лила»). Эти три стиля относятся к «Дарбари-аттам» (одна из форм индуистских танцевальных искусств). В отличие от Манипури и Сатрии, Катхакали исполняется только мужчинами, а теория «Натья-шастры» задействована в нем в крайне малой степени.

Такие виды индийских танцев как Кучипуди и Мохиниаттам в настоящее время не принадлежат к форме «Дарбари-аттам», хотя в них не меньше, чем в трех вышеперечисленных задействованы ваачика-абхиная (движения губ и глаз).

Каждый индийский танец по-своему сложен, иначе он не был бы таким захватывающим и не пользовался большой популярностью.

Прежде, чем приступить к самому танцу, танцовщик обучается ему не менее пяти лет. На некоторые виды требуется и девять лет.