Рейтинг класса в бальных танцах

Рейтинг класса в бальных танцах

Чтобы создать более или менее равноценную конкуренцию на танцевальной площадке, в спортивных бальных танцах введена система классов, отображающая уровень подготовки танцоров и система возрастных категорий, распределяющая танцоров по возрастным группам. Для выхода на первое соревнование им присваивается один из самых низших классов (Hobby или Н), который они впоследствии могут сменить на более высокий, заняв на соревнованиях по бальным танцам определенные места и заработав определенные очки. В низших классах разрешено танцевать не все бальные танцы и не все элементы. Высший класс мастерства у любителей — М класс.

Классификация танцоров по уровню подготовки.

Hoль класс, H класс (буква «Н» означает «начинающий» или «ноль-класс»)
H-4 — стартовый класс в бальных танцах. Танцоры исполняют только 4 танца: медленный вальс, квикстеп, ча-ча-ча и джайв. Набор элементов ограничен самыми основными движениями. В H-5 добавляется самба, в H-6 — те же танцы, что и в E классе. В бальных танцах существует термин «Hobby-класс». Он применяется к начинающим взрослым спортсменам, которые желали бы танцевать большее количество танцев и с большим набором движений, чем дети-начинающие. Часто в этом случае организаторы соревнований по бальным танцам вообще не вводят ограничений по костюмам и исполняемым элементам. Такой Hobby класс имеет полуофициальный статус.

E класс
Следующий класс, который тоже может быть стартовым. В нем исполняются медленный вальс, венский вальс и квикстеп в Европейской программе и самба, ча-ча-ча и джайв — в Латиноамериканской.

D класс
Включает в себя восемь бальных танцев. Медленный вальс, танго, венский вальс и квикстеп — Европейская программа. Самба, ча-ча-ча, румба, джайв — Латиноамериканская.

С класс
Включает в себя все десять бальных танцев. Медленный вальс, танго, венский вальс, медленный фокстрот и квикстеп — Европейская программа. Самба, ча-ча-ча, румба, пасодобль и джайв — Латиноамериканская. С этого класса обычно начинается серьезная карьера танцоров.

Более высокие классы
Далее в спортивных бальных танцах идут классы B, A, S и M. До B класса танцевальные пары по правилам региональных федераций танцевального спорта обязательно исполняют 2 программы (Европейскую и Латиноамериканскую), а с класса B соревнования по спортивным бальным танцам проводятся как раздельно по программам, так и по обеим программа сразу (двоеборье).

Классификация танцоров по возрастным группам

Дети 0 — старшему в текущем году исполняется 6 лет и младше
Дети 1 — старшему в текущем году исполняется 7-9 лет
Дети 2 — старшему в текущем году исполняется 10 — 11 лет
Юниоры 1 — старшему в текущем году исполняется 12 — 13 лет
Юниоры 2 — старшему в текущем году исполняется 14 — 15 лет
Молодёжь — старшему в текущем году исполняется 16 — 18 лет
Взрослые — старшему в текущем году исполняется 19 лет и старше
Сеньоры — младшему в текущем году исполняется 35 лет и старше
Второй партнер в паре может быть моложе низшей возрастной границы своей возрастной категории: в Дети 2, Юниоры 1, Юниоры 2, Молодёжь максимум на четыре года, в категории взрослые — максимум на пять лет.

Как судят бальные танцы, или Зачем спортсмену очки?

Где бы ни поднимался вопрос о системе судейства в спортивных бальных танцах (в СМИ, между самими танцорами, их тренерами или родителями), можно услышать массу нареканий на её объективность. Специалисты считают главной проблемой существующей системы оценок исполнительского мастерства танцоров то, что она до сих пор использует принципы конкурсного судейства, а не спортивного. В отличие от спортивной системы, здесь не имеется четко определенных критериев и их значимости, выраженной в коэффициентах, баллах и числовых величинах. По-видимому, главный спорный вопрос «что же такое бальные танцы: спорт или искусство?» отражается и в том, что создать совершенную систему оценки выступлений достаточно сложно.

Этапы конкурсов и система «Скейтинг»
Соревнования по спортивным бальным танцам включают в себя несколько этапов: предварительные туры и полуфинал — для отбора сильнейших пар в каждом танце, и финал, в котором могут участвовать не более 8 пар (оптимальное количество – 6 пар).

Для судейства в бальных танцах с 1954 года используется разработанная в Англии система «Скейтинг». Она состоит из 11-ти правил, регулирующих порядок выставления оценок судьями на различных этапах соревнований и порядок обработки этих оценок.

После завершения отборочного тура для каждой пары суммируются голоса всех арбитров. В следующий тур проходит заранее установленное количество пар, которые набирают наибольшее значение итоговых сумм. Вот почему каждый «крест» для танцевальной пары очень важен. Главным преимуществом системы «Скейтинг» как раз и считается то, что такой подход позволяет учитывать мнение большинства судей даже притом, что их оценки каждой пары могут быть весьма различны.

Дистанция в паре. Она должна быть достаточной, чтобы партнеры друг другу не мешали, но и не слишком большой, чтобы им было легко сохранять баланс, а танец не потерял своей легкости.

Во время выступления, арбитр видит каждую пару всего несколько секунд (ведь если помним, даже в финале их выступает как минимум шесть). Подробно рассмотреть каждый критерий за это время просто невозможно. Поэтому, чаще всего судья ориентируется на общее впечатление от пары и оценивает все факторы в комплексе. Кроме того, разные арбитры придают большее значение тому или иному критерию. Кого-то больше всего интересует техника исполнения, другого артистизм, хореография и проч. Повлиять на выставленную оценку может все, что угодно.

Подсчет очков, заработанных парой, осуществляется по специальной таблице в зависимости от количества пар, участвовавших в соревнованиях, и места, которое заняла данная пара. Причем начисление очков для каждого спортсмена в паре производится отдельно.

Названия и классы в бальных танцах

Классические бальные танцы разделяются на две программы – европейскую и латиноамериканскую. В первую входят такие танцы, как медленный вальс, венский вальс, слоуфокс, танго, квикстеп. Вторую же составляют самба, пасадобль, джайв, ча-ча-ча, румба.

Вальс появился в странах Европы в 17 веке. Его исполняют и сегодня как на высочайшем профессиональном уровне, так и на праздниках, торжествах, детских утренниках и т.д. Быстро или медленно кружащиеся в танце пары – красивое и романтичное зрелище, поэтому у этого старого вида танца много поклонников. Слово «вальс» происходит от немецкого walzen -«вертеться, поворачиваться».

Фокстрот – танец, появившийся в 20-х годах в Европе. Отличается маршеобразной ритмикой, строгостью линий, темпом средней быстроты. Фокстрот взял свое название от фамилии его создателя – Гарри Фокса, актера из Америки и слова trot, которое переводится с английского как «быстрый шаг».

Слоуфокс – разновидность фокстрота со «стелющимися» медленными шагами. Название образовано от англ. slow «медленный» и fox «лиса».

Квикстеп – еще одна разновидность фокстрота, для него характерны быстрый темп, широчайшее разнообразие движений и «скользящие» элементы фокстрота. Слово «квикстеп» образовано от английских слов «быстро» и «шаг».

Танго. Зародился в 15 столетии в Маврикии. Оно исполнялось цыганами, аргентинцами, бразильцами, мексиканцами и европейцами. В переводе с языков некоторых племен Африки слово tango значит «бубен».

Самба – танец, исполняемый парой. Несет в себе черты испанской, африканской, американской и бразильской культур. С португальского samba переводится как «женщина – афро-индийская метиска».

Пасодобль. Зародился в Испании, позже стал популярен повсеместно. Согласно сюжету танца, мужчина играет роль тореодора, а женщина изображает быка или плащ. Испанское словосочетание paso doble означает «двойной шаг».

Ча-ча-ча – танец, в основе движений которого черты танцев мамбо и румба. Название, скорее всего, произошло от слова, обозначающего дробный звук марокассов – музыкальных инструментов, популярных в начале 20 века.

Румба — чувственный танец, корни которого – в культуре Кубы со сложным ритмом и рисунком. Название происходит от испанского rumba — «путь, курс, румб.

Джайв – джазовый танец, перенявший базовые движения из танца «Джиттербиг». Джайв – это быстрая, легкая, задорная ритмичная пляска. Что может означать его название, остается неизвестным до сих пор.

Классы в бальных танцах

Бальные танцы для многих являются просто красивым хобби. Но это еще и вид спорта.

Всем спортсменам присваивают определенный уровень мастерства – рязряд, «пояс» и т.п. А для обозначения уровня квалификации танцора бального направления применяется система классов. На соревнованиях конкуренция возможна только внутри одного класса.

Чтобы получить класс, танцовщики должны выступить на конкурсе и получить необходимое количество очков. Судьями оценивается их музыкально-эстетическая и техническая подготовленность, а также физическая и психологическая форма. В соответствии с уровнем мастерства, которым владеет танцор, ему присуждается тот или иной класс.

Для обозначения классов мастерства исполнителей бальных танцев используют латинские буквы: начальный – E-класс, далее в порядке возрастания умений: D, C, B, A, S и M – высшая степень мастерства.

Парный бальный танец

Все бальные танцы являются парными. По сути, они и созданы для того, чтобы в движении передать все грани чувств, присутствующих в отношениях мужчины и женщины. С технической стороны, естественно, парный танец гораздо более сложен для исполнителя и имеет свою специфику.

Существуют выработанные и проверенные годами техники, помогающие партнерам достичь нужной синхронизации движений. Мужчина и женщина соприкасаются в танце лишь в определенных точках, для каждого вида танца их набор различен. Например, латиноамериканские танцы допускают лишь небольшие соприкосновения рук партнеров, оставляя тела свободными для движений.

Парней и девушек чаще всего ставит в пару тренер, опираясь на сочетаемость их физических, психологических и профессиональных качеств. Иногда люди сами находят себе партнеров, или ими становятся вторые половины танцующих. Достижение гармоничных отношений и понимания в паре часто становится делом не одного года, ускорить процесс помогают психологи и бывалые спортсмены.

Американский бальный танец

С 20-х годов прошлого века и по сей день бальные танцы очень популярны в Америке. В прошлом они были средством развлечения для масс, а сейчас это – распространенное хобби и очень красивый вид спорта.

В Америке появились и приобрели свои характерные черты некоторые виды классического бального танца. В конце 18 века в Бостоне появляется новый вид вальса –бостон. Лиричный и более медленный, чем другие вальсы, он быстро завоевал популярность в Америке и Англии. Танцевальное направление под названием Медленный Фокстрот тоже сформировалось в США, там оттачивались и совершенствовались используемые техники и па, оттуда оно перешло в Англию и страны Европы. А более ста лет назад на юго-востоке США зародился танец под названием Джайв, популярный ныне во всем мире. В его основе – танцы народов Африки, а также американских индейцев.

Кубинская Румба, Аргентинское Танго и Квикстеп – тоже наиболее популярные и модные для американских танцплощадок прошлого столетия танцы.

Бальные танцы – это особый мир со своей историей, своими правилами, традициями, целями, проблемами и путями их разрешения. Занятия ими требуют много сил, времени и работы над собой. Но эти затраты гарантированно окупятся полученным во время занятий позитивом и радостью от новых побед!