Реверансы в бальных танцев

Движения рук и поклоны в бальных танцах в русском стиле

Исполнение бальных танцев в русском стиле имеет свою специфику и технику движений. От танцоров требуется освоение определенной манеры исполнения и характера движений этих танцев, которые выражаются в связи форм и линий движений с содержанием, смыслом, чувством и настроением танца.

Позиция кисти

Кисть – длинная, все пальцы вытянуты и собраны вместе, ладошка плоская. Большой палец прижат к ладони рядом с указательным пальцем.

Позиция руки

В бальных танцах в русском стиле – руки слегка согнуты в локтях и плавно закруглены. При этом локоть не поворачивается вниз, не опускается.

Кисть – мягкое продолжение руки и слегка повернута ладонью вперед/вверх.

Положение рук — вперед

Руки — в 1 классической позиции: перед корпусом, на уровне диафрагмы.

Локти закруглены и направлены в стороны.

Кисти чуть повернуты ладонями вверх.

Положение рук — в стороны

Руки — во 2 классической позиции (немного ниже плеч), но слегка сближены к середине корпуса (не полностью раскрытая 2-ая позиция).

Локти закруглены и направлены назад.

Кисти естественно завершают чуть округленную линию рук, идущую от плеча немного вперед и вниз. Кисти раскрыты вперед/вверх, ладони смотрят вверх.

Положение рук — на талии (на поясе)

Ладонь полностью лежит на бедре, плотно прижата: четыре пальца кисти плотно соединены и направлены вперед, большой палец кисти направлен назад. Локоть направлен в сторону, для чего его необходимо подать вперед, но без движения и подъема плеч.

Движения рук.

Раскрытие рук в стороны (из положения на поясе) и перевод рук обратно на пояс.

Особое внимание при исполнении бальных танцев в русском стиле следует обратить на движения рук, для которых характерны плавные, широкие переводы из положения на талии в положение в сторону и обратно.

Раскрытие рук в сторону (во 2 позицию) и закрытие рук обратно на талию происходит через промежуточное положение рук — вперед (в 1 позиции).

Упражнения по раскрытию рук.

Музыкальный размер 2/4. Счет: 1-2

Исходное положение:

Ноги — в 1 позиции.

Руки — на талии (на поясе).

Упражнение 1. Движение одной рукой.

Раскрыть правую руку в сторону:

1- Открыть правую руку вперед (в 1 позицию).

Локоть закруглен и направлен в сторону, кисть чуть повернута ладонью вверх.

2- Раскрыть правую руку в сторону (не полностью раскрытая 2 позиция).

Локоть округлен и направлен назад. Кисть повернута ладонью вверх, ладонь плоская, все пальцы собраны.

Голова слега поворачивается в сторону работающей руки, взгляд сопровождает движение руки.

Перевести (закрыть) правую руку на талию:

1- Перевести правую руку из положения — в сторону, в положение — вперед (в 1 позицию), кисть остается слегка повернутой ладонью вверх.

2- Плавно поставить правую руку на талию.

Голова выравнивается, взгляд — прямо.

Повторить эти движения левой рукой.

Упражнение 2. Движение двумя руками одновременно.

Раскрыть обе руки в стороны:

1- Открыть руки вперед (в 1 позицию).

Локти закруглены и направлены в стороны, кисти чуть повернуты ладонями вверх.

2- Раскрыть руки в стороны (не полностью раскрытая 2 позиция).

Локти округлены и направлены назад. Кисти повернуты ладонями вверх, ладони плоские, все пальцы собраны.

Перевести (закрыть) обе руки на талию:

1- Перевести руки из положения — в сторону, в положение — вперед (в 1 позицию), кисти остаются слегка повернутыми ладонями вверх.

2- Плавно поставить обе руки на талию.

Характер движения рук плавный, фиксируются исходное положение на талии и положение рук в стороны.

При обратном движении рук (закрытии на талию) необходимо следить, чтобы, проходя через 1 позицию, кисти не поворачивались ладонями вниз.

Поклоны — приглашение на бальные танцы в русском стиле.

Музыкальный размер 2/4. Счет: 1-И-2-И

Исходное положение:

Партнеры стоят рядом, лицом в центр круга (девочка справа от мальчика).

Ноги – в 1 позиции.

Руки опущены вниз, вдоль корпуса.

Поклон мальчика:

1- Шаг правой ногой вперед/в сторону (по диагонали) перед девочкой, с поворотом на подушечке правой ноги вправо на 180 град., лицом к девочке. Руки остаются опущенными вниз, вдоль корпуса.

И- Шаг левой ногой в сторону, влево (в положении — лицом к девочке).

2- Приставить правую ногу к левой ноге в 1 позицию и выполнить мягкий и неспешный поклон головой.

И- Поднять голову. Руки вдоль корпуса. Ноги — в 1 позиции.

Поклон девочки:

1- Шаг правой ногой в сторону, вправо. Руки остаются опущенными вниз, вдоль корпуса.

И- Приставить левую ногу к правой ноге в 1 позицию. Голова приподнята.

2- Выполнить мягкий и сдержанный поклон головой с небольшим наклоном корпуса вперед. Взгляд опускается вниз, в пол. Руки мягко удерживаются вдоль корпуса. Ноги выпрямлены в коленях.

И- Выпрямить корпус и поднять голову. Руки вдоль корпуса. Ноги — в 1 позиции.

Следить за тем, чтобы при корпусном наклоне девочки спина была прямая, плечи отведены назад.

Характер поведения партнеров в бальных танцах в русском стиле.

При исполнении танца взгляд партнера, как правило, обращен на партнершу, кроме тех случаев, когда необходимо подчеркнуть движение руки в сторону поворотом головы и корпуса.

Партнерша должна быть очень скромна и сдержана, особенно в медленных танцах, взгляд ее отведен от партнера в сторону и может быть немного опущен.

Литература

  1. «Новые бальные танцы«. Сборник. Изд. Советская Россия, М., 1969 г. Составитель Л.Г. Степанова.
  2. «Новые бальные танцы«. Методическое пособие. Ленинград, 1974 г.
  3. «Техника основных шагов и движений бальных танцев в русском народном стиле«. Учебное пособие. для учащихся и педагогов. Тольятти. 2016 г.

Видео к танцевальным движениям в русском стиле

В качестве примеров правильной техники русских танцев в видеозапаисях представлены фрагменты мастер-класса по русскому народному танцу солистов и балетмейстеров Государственного Ансамбля песни и танца Дома Офицеров Западного Военного Округа «Белые Ночи» Малегиных Евгения и Дарьи. (Запись выполнена на танцевальных Семинарах — практикумах Международного танцевального совета ЮНЕСКО в СПб, 2013-2014 учебный год.).

Необходимо отметить, что при исполнении бальных танцев, сохраняя основную стилистику движений русского народного танца, выполнять все движения следует значительно сдержанней и мягче.

[франц. Coup de Chapeau – букв. «приветственный жест шляпой»]

Движение, характерное для бальных танцев. Представляет собой знак почтительного отношения партнера и партнерши к публике и друг к другу. Различают поклоны мужские (простой, с салютом, со снятием шляпы и др.) и женские (простой, с переходом, с поворотом под рукой, с реверансом и др.)

Танцевальный поклон, в отличие от бытового, подчинён музыкальному кадансу. В Менуэте или Польке, например, он занимает два такта. На первый такт производятся шаг в сторону и приставка, на второй – голова наклоняется и выпрямляется. В Венском Вальсе те же действия растягиваются на четыре такта. В четырёхдольных танцах, в зависимости от темпа музыки, бывает достаточно одного или двух тактов.

При поклоне соблюдают полувыворотные позиции ног и смягченные положения рук. Кавалер может держать руки слегка закруглённо вниз, развернув кисти назад. Если одной рукой он держит руку дамы, то вторую может убрать за спину. При выполнении старинного придворного поклона кавалер должен слегка отвести руки в стороны и склониться очень глубоко, дабы соблюсти симметрию низкому реверансу дамы.

Дама во время поклона, как и при реверансе, руками берётся за боковые складки платья, немного выше коленей. При узком платье руки могут оставаться округлыми, изображая действия с несуществующими складками. Также руки можно сложить ладонь в ладонь на уровне груди, или же они могут быть заняты веером. Если платье снабжено длинным шлейфом, то при поклоне предварительно необходимо откинуть шлейф назад ловким круговым движением ноги. Верхняя часть тела при этом должна оставаться совершенно спокойной.

На соревнованиях по спортивным бальным танцам можно увидеть поклоны, включающие в себя эффектные приёмы – переходы партнёрши с одной стороны партнёра на другую, ловкое верчение под рукой партнёра и др. Это делается для привлечения внимания и в обычных случаях не имеет смысла. Не следует забывать, что главное в поклоне – демонстрация почтительного отношения танцующих друг к другу, к публике и к танцу.

Реверансы в бальных танцев

WDSF Open ST
20 пар
2 місце — Марченко Юрій, Парфенюк Катерина
3 місце — Галактіонов Олексій, Шадріна Ольга
13 місце — Проценко Олексій, Булькач Настасья

WDSF Youth Open LAT
27 пар
24 місце — Бодько Дмитро, Кутиркіна Валерія
26 місце — Проценко Олексій, Булькач Настасья

WDSF Youth Open ST
25 пар
13 місце — Буглак Андрій, Ушенко Анастасія
16 місце — Проценко Олексій, Булькач Настасья
17 місце — Бодько Дмитро, Кутиркіна Валерія

Junior 2 LAT
19 пар
12 місце — Бодько Дмитро, Кутиркіна Валерія

Junior 2 ST
21 пара
3 місце — Буглак Андрій, Ушенко Анастасія
9 місце — Бодько Дмитро, Кутиркіна Валерія

Youth+Adult Rising Star ST
17 пар
1 місце — Галактіонов Олексій, Шадріна Ольга

Junior 2 Rising Star LAT
26 пар
2 місце — Бодько Дмитро, Кутиркіна Валерія

Junior 2 Rising Star ST
22 пари
2 місце — Бодько Дмитро, Кутиркіна Валерія

13 травня 2018 — Відкритий Чемпіонат м. Києва.

Дорослі Відкритий чемпіонат Києва ST
4 пари
1 місце — Галактіонов Олексій, Шадріна Ольга

Молодь Відкритий чемпіонат Києва LAT
7 пар
3 місце — Проценко Олексій, Булькач Настасья

Молодь Відкритий чемпіонат Києва ST
5 пар
2 місце — Проценко Олексій, Булькач Настасья

Юніори 2 Відкритий чемпіонат Києва LAT
7 пар
1 місце — Бодько Дмитро, Кутиркіна Валерія

Юніори 2 Відкритий чемпіонат Києва ST
8 пар
1 місце — Буглак Андрій, Ушенко Анастасія
2 місце — Бодько Дмитро, Кутиркіна Валерія

Юніори 2 D ST
14 пар
3 місце — Вашкевич Іван, Каплуновська Катерина

Ювенали 2 D LAT
10 пар
6 місце — Парфенюк Єгор, Шапошник Марія

12 травня 2018 — Vivat Bila Tserkva (Біла Церква).

Молодь+Дорослі LAT
4 пари
1 місце — Горбань Данило, Чепілевська Карина

Юніори 2 LAT
10 пар
3 місце — Балашов Микита, Казарян Маргарита

Юніори 2 ST
10 пар
1 місце — Балашов Микита, Казарян Маргарита

5-6 травня 2018 — Amber Couple 2018 (Kaunas, Lithuania).

WDSF International Open Adult Standard
28 пар
14 місце — Олексій Галактіонов, Ольга Шадріна
19 місце — Владислав Корабльов, Євгенія Ільяш
21 місце — Юрій Марченко, Катерина Парфенюк
25 місце — Олексій Проценко, Настасья Булькач

WDSF International Open Adult Latin
36 пар
26 місце — Данило Горбань, Карина Чепілевська

WDSF Open Youth Standard
37 пар
21 місце — Андрій Буглак, Анастасія Ушенко
28 місце — Михайло Прошкін, Єлизавета Черняєва
32 місце — Олексій Проценко, Настасья Булькач

WDSF Open Youth Latin
36 пар
30 місце — Михайло Прошкін, Єлизавета Черняєва
33 місце — Дмитро Бодько, Валерія Кутиркіна
36 місце — Олексій Проценко, Настасья Булькач

21-22 квітня 2018 — Uzhgorod Open (Ужгород).

WDSF World Open LAT
57 пар
42 місце — Горбань Данило, Чепілевська Карина
49 місце — Кльокта Даниїл, Горшкова Ганна

WDSF World Open ST
51 пара
25 місце — Корабльов Владислав, Ільяш Євгенія
28 місце — Галактіонов Олексій, Шадріна Ольга
29 місце — Марченко Юрій, Парфенюк Катерина

WDSF Youth Open LAT
45 пар
28 місце — Бодько Дмитро, Кутиркіна Валерія
36 місце — Проценко Олексій, Булькач Настасья
42 місце — Прошкін Михайло, Черняєва Єлизавета

WDSF Youth Open ST
52 пари
17 місце — Буглак Андрій, Ушенко Анастасія
29 місце — Проценко Олексій, Булькач Настасья
29 місце — Прошкін Михайло, Черняєва Єлизавета

Junior 2 Open LAT
30 пар
8 місце — Бодько Дмитро, Кутиркіна Валерія
12 місце — Прошкін Михайло, Черняєва Єлизавета
23 місце — Балашов Микита, Казарян Маргарита

Junior 2 Open ST
31 пара
5 місце — Буглак Андрій, Ушенко Анастасія
7 місце — Прошкін Михайло, Черняєва Єлизавета
9 місце — Бодько Дмитро, Кутиркіна Валерія
17 місце — Балашов Микита, Казарян Маргарита

Youth+Adult Rising Stars LAT
37 пар
7 місце — Горбань Данило, Чепілевська Карина
11 місце — Кльокта Даниїл, Горшкова Ганна

Youth+Adult Rising Stars ST
36 пар
1 місце — Галактіонов Олексій, Шадріна Ольга
9 місце — Проценко Олексій, Булькач Настасья

Junior 1 D, La
28 пар з 10 міст
22 місце — Львовський Володимир, Давиденко Анна

Junior 1 D, St
21 пара з 9 міст
14 місце — Львовський Володимир, Давиденко Анна

Junior 1 E, 6 dance
17 пар з 10 міст
6 місце — Львовський Володимир, Давиденко Анна

Junior 2 D, St
23 пари з 12 міст
13 місце — Вашкевич Іван, Каплуновська Катерина

Juvenile 2 E, 6 dance
28 пар з 11 міст
10 місце — Парфенюк Єгор, Шапошник Марія

Juvenile 1+2 D LAT
13 пар
7 місце — Парфенюк Єгор, Шапошник Марія

Juvenile 1+2 D ST
13 пар
4 місце — Парфенюк Єгор, Шапошник Марія

Juvenile 1+2 D 8 dance
6 пар
3 місце — Парфенюк Єгор, Шапошник Марія

31 березня — 1 квiтня 2018 — Срібний Едельвейс 2018 (Львів).

Юніори 2 Rising Stars Ст
16 пар з 9 міст
1 місце — Дмитро Бодько, Валерія Кутиркіна

Юніори 2 Ст
8 пар з 5 міст
1 місце — Андрій Буглак, Анастасія Ушенко
3 місце — Дмитро Бодько, Валерія Кутиркіна
4 місце — Микита Балашов, Маргарита Казарян

Юніори 2 Лат
9 пар з 6 міст
3 місце — Дмитро Бодько, Валерія Кутиркіна
4 місце — Микита Балашов, Маргарита Казарян

Молодь Лат
9 пар з 3 міст
6 місце — Олексій Проценко, Настасья Булькач
7 місце — Дмитро Бодько, Валерія Кутиркіна

Молодь Ст
10 пар з 4 міст
2 місце — Андрій Буглак, Анастасія Ушенко
5 місце — Олексій Проценко, Настасья Булькач

Молодь+Дорослі Rising Stars Лат
14 пар з 6 міст
6 місце — Олексій Проценко, Настасья Булькач

Молодь+Дорослі Rising Stars Ст
20 пар з 9 міст
1 місце — Олексій Проценко, Настасья Булькач
14 місце — Антон Ященко, Олександра Хабарова

Юніори 1 Е Лат
26 пар з 10 міст
5 місце — Володимир Львовський, Анна Давиденко

Юніори 1 Е Ст
22 пари з 10 міст
5 місце — Володимир Львовський, Анна Давиденко

Реверансы в бальных танцев

«Он может иметь прекрасные манеры, производить прекрасное впечатление;
но он не обладает бережным отношениям к чувствам других, которое разумеет
анличанин под истинной любезностью».
Джейн Остин, «Эмма»

Первым обладать все джентльмены и дочери джентльменов обязаны, ко второму нужно стремиться.

Общий этикет

  1. Без перчаток на бал появляться нельзя. Если вы замечаете, что они часто рвутся, то берите с собой вторую пару, ну или оставайтесь в порванных, но ни в коем случае не с голыми руками.
  2. Будьте вежливыми и предупредительными, внимательными и галантными. Если вы не знаете, как себя вести, то представьте, что перед вами король или королева, и все получится само собой.
  3. Если познакомились с кем-то в хорошие для этого человека времена, то забыть о нём в плохие — невежливо.
  4. Если дама подходит к сидящим, то кавалеры встают и не садятся до тех пор, пока дама не отходит или не садится.
  5. Для особо рьяных: в зал семья входит по старшинству: отец с матерью, замужние сёстры, девицы.
  6. Перед дамой открываются двери, она пропускается вперёд всегда. Младшие пропускают старших вперёд.
  7. Прежде чем иметь дело с незнакомым человеком, он должен быть вам представлен общим знакомым.

Этикет для кавалеров

  1. Если вы пришли на бал, то попадаете в распоряжение танцмейстера и его дамы. Они могут вас попросить потанцевать с определенной дамой. Отказаться выполнять такую просьбу нельзя. Так же вас может попросить об этом ваши знакомые почтенного возраста. Даме этой надо выказывать полное внимание, быть с ней галантным и учтивым.
  2. Если вы видите, что какая-нибудь дама одиноко сидит у стенки уже который танец, то верхом галантности будет пригласить ее на танец. Она вам будет очень признательна. Знайте, именно вы можете сделать бал волшебным для каждой дамы.
  3. Если вы не танцуете, то не заслоняйте даму от других кавалеров.

Приглашение на танец

  1. Если вы хотите пригласить незнакомую даму, то сначала представляетесь, потом произносите фразу: «Позвольте, сударыня, иметь честь пригласить вас на (название танца)».
    Если вы хотите пригласить вышеозначенную даму повторно, то сперва представляетесь её родителям (представлять вас должна не дама) и только с их разрешения и одобрения, приглашаете.
    Обратите внимание, если вы танцевали с замужней дамой (а по тому, как она представилась, будет ясен её статус), то разрешения ни у кого спрашивать не надо, ибо замужняя дама считается существом самостоятельным.
  2. Если вы хотите пригласить знакомую даму, то здороваетесь (если раньше не сделали) и произносите фразу: «Не откажите мне в удовольствии танцевать с вами (название танца)».
  3. Если дама отказала вам в танце по причине того, что уже приглашена, то вы обязаны спросить, какой именно танец она может вам предоставить, и пригласить на этот танец.
  4. Пригласить даму и забыть про это — недопустимо (Записывайте все в бальные книжки).
  5. Если дама случайно отдала вам и еще одному кавалеру танец, то вы должны остаться и развлекать ее в продолжение всего танца разговорами. Освободить от этой обязанности может только сама дама. Если она так сделала, то не забудьте пригласить ее на другой танец.
  6. Если вы и еще один кавалер одновременно приглашаете даму на танец, то дама может прибегнуть к небольшой лжи, сказав, что один из вас ее пригласил. Если это были не вы, то вы должны поверить, не обижаться и не настаивать. Если хотите, можете ее пригласить на другой танец.
  7. Если вы хотите пригласить одну даму, но это приглашение приняла на свой счет другая дама, то ни тени неудовольствия не должно быть на вашем лице. Дама ни в коем случае не должна понять, что ошиблась.
  8. Танцевать часто с одной дамой, если это не котильоны, и большое количество танцев за один вечер могут только родственники (муж с женой, братья с сёстрами) и жених с невестой. В остальных случаях это может бросить тень на репутацию вашей дамы, а вам, как честному джентльмену, придётся на ней жениться.

Во время танца

  1. Когда объявили танец, найдите даму, поклонитесь ей, извинитесь перед ее окружением коротким кивком, предложите ей руку и введите в круг танцующих. В зависимости от танца поклонитесь или перед тем, как заиграет музыка, или во время музыкального вступления.
  2. Никогда не вставайте впереди первой пары и в середине ряда.
  3. Подстраивайтесь под шаги дамы, запомните, шаги у нее короче ваших.
  4. Смотрите на даму во время танца, в конце концов, для этого вы ее пригласили.
  5. Развлекайте даму светскими разговорами. Говорите на темы, которые ей приятны.
  6. Если вы ошиблись, то извинитесь, но при этом не застывайте на месте.
  7. Если вы видите, что дама устала и не в состоянии продолжать танцевать, то под руку выведите ее из круга танцующих, усадите на ближайший стул и принесите воды по ее желанию.

После окончания танца

  1. После окончания вальса или другого быстрого танца не отпускайте сразу руки дамы, пусть сделает реверанс, опираясь на вашу руку.
  2. Когда музыка закончилась, то поклонитесь даме, поблагодарите за танец и спросите, куда ее отвести. Потом предложите руку и проводите. Еще раз с поклоном поблагодарите за танец.
    Спросите, не принести ли даме воды, фруктов, конфет. Исполните ее просьбу. Если дама вам знакома, то можете несколько минут с ней поговорить. Это же касается всех котильонов. Не бросайте даму по середине зала!

Этикет для дам

  1. Будьте скромны, благовоспитанны, умейте поддержать светскую беседу остроумными замечаниями и вопросами. Сохраняйте ровное и доброжелательное настроение.

Приглашение на танец

  1. НИКОГДА НЕ ПРИГЛАШАЙТЕ КАВАЛЕРА САМОСТОЯТЕЛЬНО!
  2. Если вас пригласил кавалер на танец заранее, то вы должны поблагодарить реверансом и запомнить танец. Лучше записать в бальную книжечку, а не полагаться на девичью память.
  3. Если вы приглашены на танец, который будет совсем скоро, то не удаляйтесь от бальной залы, чтобы кавалер не бегал и вас не искал.
  4. Если вы отказали одному кавалеру, то вы не имеете права танцевать этот танец с другим. Это кокетство самого дурного тона (Это не касается случаев, если вы уже на этот танец были приглашены другим кавалером).
  5. Если вас приглашают сразу два кавалера на один танец, то можно прибегнуть к небольшой лжи и сказать, что один из них пригласил вас раньше. А лучше отказаться от танца, сославшись на усталость.
  6. Если вы случайно обещали двум кавалерам один танец, то опять же сошлитесь на усталость и откажитесь его танцевать.
  7. Если вы обещали танец, но забыли про это, то вы обязаны пообещать пострадавшему кавалеру любой другой танец на его усмотрение.
  8. Если вы замечаете, что один кавалер приглашает вас слишком часто, то поблагодарите и откажитесь с некоторой холодностью или деликатно посоветуйте ему обратить внимание на других дам.

Во время танца

  1. После реверанса кавалеру, коснитесь предложенной руки только пальчиками. Не надо на нее опираться всем весом.
  2. На все поклоны кавалера отвечайте реверансами.
  3. Смотрите на кавалера, поддерживайте светский разговор.
  4. Старайтесь сгладить или не заметить ошибок партнера, не падайте в обморок, если сами ошиблись.

После танца

  1. Сделайте реверанс, положите пальчики на предложенную руку, скажите, куда вас отвести. На нужном месте поблагодарите кавалера. На все его вопросы отвечайте вежливо, но не задерживайте подле себя надолго. Не лишайте других дам кавалеров.
  2. Не давайте кавалеру на сохранение веер или платок, потому что это может служить доказательством, что вы приглашаете его остаться рядом с собой, а это признак дурного тона.

Обращения друг к другу

Так как в Англии того времени «ты» и «вы» обозначаются одним словом , то каждый понимает его из условий контекста. В русском же языке эти два слова различны, поэтому и правила этикета адаптированы под русский язык.

  1. Все обращаются к друг другу на Вы за исключением особых случаев, которые будут прописаны ниже.
  2. Родители — к детям. Родители зовут детей по имени и на ты.
  3. Дети — к родителям. Дети, как правило, обращаясь к родителям, называли их «сударыня» (или «мэдэм», «мэм» и «сэр». Если отношения сердечные, то наедине можно называть «папенька», «маменька», но лучше официальный вариант.
  4. Родители друг друга. Жены и мужья, даже в кругу семьи, говорят друг о друге «мистер» и «миссис»; та же форма употреблялась и при обращении друг к другу (Например, «мой дорогой мистер Беннет», «уважаемая миссис Беннет».
  5. Братья и сёстры между собой могут называть друг друга на ты, но если в семье холодные отношения или разница в возрасте велика, то младшие сёстры зовут старших братьев на вы.
  6. Родственники. При обращении к родственникам широко употреблялись слова, обозначающие степень родства (кузен, свояк, деверь, золовка, тётя, дядя, брат, сестра, сын. НО! Обращение «дочь» не употреблялось!). Например, «Мой дорогой брат», — обращается миссис Беннет к мистеру Гардинеру.
    По правилам той эпохи муж сестры, так же как и жена брата считались братом или сестрой соответственно.
  7. Незнакомые или коротко знакомые люди. Обычно к ним обращаются так, как они представятся.

Представление незнакомых людей друг другу

Общее пожелание: при знакомстве присовокуплять небольшую информацию о человеке, которого знакомите.

  1. 1. Младших по возрасту и рангу представляют первых вышестоящим.
  2. Мужчин первых представляют женщинам. Например, «Миссис Гардинер, позвольте Вам представить мистера Мура. Мы с ним служим в одном полку. Мистер Мур, это моя тётя».
  3. Если вы представляете людей одного возраста, статуса и пола, то сначала представляете менее знакомого вам человека более знакомому.
  4. Членов своей семьи представляют без указания фамилии, например, «мой сын Джордж». Чаще всего их представляют по старшинству.
  5. Следует помнить, что принято представлять детей и супругов знакомым, но знакомых — родителям.

Близко к знакомству стоит и правила приветствия людей.

Право первенства при приветствии

Основополагающий принцип: младший по возрасту или рангу всегда приветствовал первым. Проигнорировать приветствие во все времена считалось оскорблением, поэтому к 19 веку сложилось правило, по которому дама должна была здороваться с мужчиной первой, так как только она могла решить, признавать знакомство с ним или нет.

Титул при обращении

Тесно связано с приветствием и обращение, так как оно также предполагает подчеркнутое узнавание человека. Обращаясь к кому-либо, всегда необходимо было четко помнить и произносить его имя и титул, так как ошибка в названии титула могла быть чревата самыми неприятными последствиями. Так, лорд Честерфилд в 18 веке предостерегал сына от невнимательности в названии титула собеседника, поскольку ошибки, равно как и краткие ответы типа «да» и «нет», являлись оскорбительными, обнаруживая непростительную забывчивость или неуважение.

Рукопожатие и поцелуй руки

В 19 веке поцелуй руки сохранился только по отношению к замужним дамам, при приветствии девушек ограничивались поклоном.

Поцелуй как форма приветствия

В разные времена в качестве одной из форм приветствия в Европе получают распространение поцелуи. Часто так здоровались друг с другом женщины, иногда приветственные поцелуи распространялись более широко.

Поклоны и коленоприклонение

Поклон также имеет давнюю историю. Изначально посредством поклона обозначалось признание первенства другого. Принцип ранжирования поклонов: «чем выше приветствуемая персона, тем ниже поклон». Поклон, как правило, сопровождался снятием головного убора или прикосновением к нему. Вышестоящий отвечал на него кивком головы. Дама слегка склонялась, а приветствуя более знатного или старшего, делала реверанс. Реверанс как форма поклона, принятая для молодых девушек, сохранился и в 19 веке. Постепенно, с демократизацией этикетных норм, среди равных стало принято лишь слегка наклонять корпус при приветствии.

Ритуал прощания

Ритуал прощания, тесно связанный с приветствием, в зависимости от обстоятельств включал в себя поклон, поцелуй руки или прощальное рукопожатие. Для выражения почтения еще в средние века было принято провожать уходящего.