Рисунки человек в движение танцы

Salsa-Rowesta
школа танцев Сальса Информационный сайт

Звоните, записывайтесь:
(495)
(495)

Школа танцев

Знакомство и отдых

Почитать о танцах

Танец на языке вдохновения

Танец — совершенно особый вид искусства. Было бы крайне легкомысленно считать танцы лишь развлечением, способом приятного времяпрепровождения. Танец отражает чувства. Через танец человек познает окружающий мир, учится взаимодействовать с ним. А ещё танцы — прекрасное лекарство, помогающее избавиться от многих заболеваний и укрепить здоровье.

Танцы наших предков

Танец — один из самых древних видов искусства. Сколько существует человечество, столько оно и танцует. Наскальные рисунки, относящиеся к 8–6 тысячелетиям до н. э. , изображают сложные хореографические композиции ритуальных танцев. Тогда танцы носили анимистический характер, то есть их сюжеты складывались на основе наблюдений за животными: образно и выразительно передавались повадки зверей и птиц. У североамериканских индейцев до сегодняшнего дня сохранился танец бизона, у китайцев — павлина, у якутов — медведя и т. п. Постепенно танец становился неотъемлемой частью практически всех обрядовых церемоний, сопровождавших человека от рождения до смерти. Ритуальные пляски объединяли соплеменников, вдохновляли на достижение общей цели. Например, перед началом охоты наши предки исполняли специальный танец, который не только оттачивал охотничьи приемы и навыки, но и укреплял уверенность в успехе. (А, как известно, уверенность в успехе — это уже наполовину успех.) В разных культурах изначально формировались свои танцевальные традиции — структура, содержание, типология, ритмика. Плавные, словно перетекающие из одного в другое, движения японского и китайского танца завораживают зрителя. Искусство их исполнения нередко сравнивают с искусством написания изящных иероглифов.

Основу индонезийского танца составляют фиксированные четкие па; европейский танец — это сочетание движений солиста и ансамбля, рождающее целостную композицию; в африканском танце много эротического (специфические вращательные и колебательные движения бедер); в индийском классическом танце жесты и движения символизируют чувства и настроения. Кстати, индийское танцевальное искусство самое древнее. Согласно индуизму, создателем и первым исполнителем танцев является бог Шива, который танцуя создал из хаоса Вселенную. В древности к танцу относились очень серьезно. В Китае даже было создано специальное государственное учреждение — Музыкальная палата (Юэфу), курировавшая певцов и танцоров (их насчитывалось около 800). Танец выполнял не только и даже не столько развлекательные функции, сколько просветительские. Так, исполнитель китайских танцев посредством движений «рассказывал» зрителям об устройстве мира и двух его началах — инь (темное женское) и янь (светлое мужское). Индийские танцы демонстрировали представления индусов об устройстве Вселенной, движении звезд и планет и т. п.

Часто танцы служат средством массового внушения, психологического манипулирования. Здесь уместно вспомнить африканские народные танцы и ритуалы шаманов. Обычно они длятся очень долго — несколько часов или даже от захода до восхода солнца. Их ритмический рисунок согласован с ритмикой ударных инструментов («говорящих барабанов») — тамтамов, бубнов. Солист задает ритм, постепенно ускоряющийся и усложняющийся. Движения и звуки оказывают мощное психологическое воздействие на всех участников церемонии — они впадают в экстатическое состояние, помогающее, по их мнению, достичь «просветления». Танцы могут быть и механизмом массовой релаксации, и способом «выпустить пары» (например, воинственные танцы снимают излишнюю агрессивность).

Танцевальные ритмы вселенной

Прошло много веков, мир неузнаваемо изменился, а человек продолжает танцевать. Почему? Организм — сложнейшая саморегулирующаяся система. Помимо множества других физиологических факторов большое значение для его жизнедеятельности имеет ритмичность. Все внутренние органы и психические процессы функционируют в определенном ритме. Движение Природы — живой и неживой, макро- и микрокосмоса — тоже подчиняется определенному ритму. Человек — часть Вселенной, и потому для него обязательны законы её существования. Мы можем в течение многих лет ни разу не взглянуть на звездное небо, не подозревать о существовании некоторых планет, но тем не менее испытываем их влияние (например, всем известно, как полнолуние действует на самочувствие и настроение). И чем больше наш внутренний ритм будет соответствовать ритму Природы, тем более гармоничным станет наше бытие. Это хорошо понимали в древности. Наши предки танцевали, когда хотели слиться с природой, энергетически подпитаться от нее. Последователь суфизма Хазрат Инайят Хан писал: «Здоровье есть состояние совершенного ритма и тона. Музыка есть ритм и тон. Когда здоровье не в порядке, это значит, что музыка в нас неправильна, необходима помощь гармонии и ритма, чтобы привести нас в состояние Гармонии и Ритма». Танец дарит человеку здоровье, понимаемое не как отсутствие болезненных ощущений, а как полнота и естественность жизни, как самореализация.

Но танец — это и прекрасный лекарь. Он способствует уменьшению локального мышечного напряжения — так называемых зажимов. Различные движения, вращения, прыжки заставляют напрягаться все мышцы. Одновременно происходит тренировка равновесия и дыхания, улучшаются подвижность и осанка. Любые танцы учат владеть своим телом, помогают скорректировать фигуру. (Современные танцы сжигают 300 ккал за полчаса, балет, бальные танцы и чечетка — 200, народные — 225.)

Танцуя, лечим душу

Танцы — прекрасное средство психотерапии. Танцевать особенно рекомендуется тем, у кого отмечается повышенное чувство страха или неуверенности в себе, а также людям, склонным к депрессии. Танец позволяет рассказать окружающим о своих переживаниях и чувствах. Он раскрывает то, что прячется в глубинах подсознания, и, возможно, является истинной причиной психологического дискомфорта. Ведь мы не всегда решаемся признаться себе, а тем более окружающим в собственных ощущениях. Однако любовь, ненависть, сочувствие, восхищение можно передать через танец. Танцы иногда лечат душу лучше, чем слова. Танцуйте! Вы станете доверять себе, почувствуете жажду жизни — ведь если можно красиво двигаться, значит, можно красиво жить!

Чудесная метаморфоза, или как гусеница может стать бабочкой
Как практически реализовать психотерапевтическую функцию танца? Мой многолетний опыт позволяет рекомендовать читателям собственную разработку — ритмотренинг «Метаморфоза». Он подходит не только для профилактики и реабилитации различных психосоматических нарушений — с его помощью возможны действительно чудесные превращения. Вы раскроете в себе таланты, о которых даже не подозревали. Научившись самовыражаться в движении, Вы наверняка сможете выразить себя и в других видах творчества. Основой методики ритмотренинга являются упражнения, имитирующие движения личинки, гусеницы, куколки и, наконец, бабочки. Эти образы выбраны мною не случайно — жизненный цикл развития бабочки как нельзя лучше символизирует этапы формирования человеческой души. Движения ритмотренинга невозможно заучить раз и навсегда, они строго индивидуальны. Вы должны вдохновенно импровизировать, внимательно прислушиваться к себе, довериться своей интуиции. Итак, нужно встать не позже 7 ч утра, раздеться, включить ритмичную музыку, закрыть глаза и сконцентрироваться на своих ощущениях, представляя себе образ бабочки — символ свободного полета. Конечно, «зажимы» и неуверенность трудно преодолеть сразу. Наберитесь терпения, помните — всему свое время.

Начнем со стадии личинки. Сосредоточьтесь на внутреннем ритме. Личинка живет в ограниченном пространстве. Динамика Ваших движений тоже строго ограниченна — Вы совершаете колебательные движения (именно так может двигаться личинка). Подчинитесь им, даже если их ритм не совпадает с музыкальным. Это Ваш внутренний ритм, диктующий Ваше индивидуальное состояние комфорта. В процессе тренинга следует поразмышлять: «Я — личинка» — какая она? чего она хочет? почему хочет именно этого? Следующий этап — стадия гусеницы. Это активные движения, дающие возможность выплеснуть эмоции. Ваш внутренний ритм самопроизвольно согласуется с ритмом музыки. Подумайте о том, как выглядит Ваша гусеница, как перемещается. Далее следует стадия куколки. Полностью сосредоточьтесь на анализе того, что Вы хотите выразить своей пластикой. Сдерживайте амплитуду движений, ведь Вы пока «куколка». Ваша внешняя моторика (двигательная активность) согласуется с внутренней, как бы перетекая в нее. Таков теперь язык Вашего тела! Учитесь его понимать, чтобы в дальнейшем, когда Ваша «бабочка», взмахнув руками-крыльями , станцует «на полупальцах» спонтанный танец чувств и мыслей, Вы точно понимали, что именно танцуете.

Если у Вас несколько раз получилось выразить в танце свой восторг и упоение жизнью после «рождения из куколки», поздравляю — Вы обрели себя, свое истинное Я. Вас больше не стесняют никакие рамки, ибо танцует ваша Душа, свободная и прекрасная. В этот момент происходит самое главное — тают иллюзии, уходят неприятные переживания, воспоминания и вместе с тем высвобождается колоссальное количество жизненной энергии, те самые силы, которых подчас не хватает всем нам, чтобы радоваться жизни. Отныне живите в радости и творите её вокруг себя. Будьте здоровы!

По материалам Ирины Шваневой

Живое движение в танце

Танцы – это модно, а танцевальная терапия прикольно. Вместо долгих часов «выворачивания души наизнанку» в кресле у психотерапевта провести время на танцах и решить все свои проблемы, чем плохо? Но какие именно проблемы можно решить с его помощью? И насколько это серьезно? Может просто оторваться в клубе? Какие-то ответы можно найти в Интернете, но далеко не исчерпывающие, и есть над чем подумать.

Коммуникативный тренинг в танцевальном формате.Дорогу танцу в психотерапию открыли профессиональные танцовщики. Так, например, Мэриан Чейс в 1940-1950-х гг. преподавала танец «модерн», а потом начала работать в психиатрической клинике с психотическими больными, страдавшими серьезными затруднениями в речевом общении. Ее пациенты, считавшиеся безнадежными, смогли впервые (!) установить контакт с другими через танцевальное движение. Сегодня многие идут в группы Танце Двигательной Терапии (ТДТ), чтобы обрести уверенность в обычных танцах или в отношениях вообще. Учась танцевать с партнером, например, выполняя практически без подготовки «поддержку», типа той, которые делают фигуристы с незнакомым ранее партнером, волей не волей развиваешь навыки невербального общения. Усовершенствовать их – неплохо, но ТДТ позволяет достичь и более глубоких результатов.

Танец в форме.
Танец во все века и у всех народов выполнял функцию социального ритуала. Например, ритуала знакомств. Ясно, что умение танцевать такие сложные танцы как мазурка или котильон – жестко ограничивает круг возможных знакомств. «Па» народных танцев, как правило, воспроизводят двигательные рисунки традиционных для данной культуры трудовых движений. Фигуры танцев, являющихся частью магических обрядов тоже выполняют вполне прагматические функции и не допускают никакого произвола.
В рамках каждой традиции существует свой регламентированный набор исходных движений, из которых как из букв алфавита строятся танцевальные композиции. И как ни странно, в популярных дискотечных танцах спонтанности не намного больше, чем в «Лебедином озере».
А. Гиршон. Даже в танцевальной импровизации важны законы композиции (или их нарушение).
Танцевать в понимании подавляющего большинства людей равнозначно умению легко и непринужденно воспроизводить определенные танцевальные формы, но подобные танцы «терапевтическими» не являются.

Танец, который лечит.
А. Гиршон. Сама постановка вопроса: «Какой танец нужно танцевать, чтобы это было терапией?» — отражает типичную «мифологию»(по Р. Барту) современного общества, когда терапия — это процедура приема «правильной таблетки». Эта «мифология» не может иметь дела с реальным процессом танца — живым, неоднозначным, развертывающимся во времени. Процесса, в котором субъект и объект, автор и произведение, процесс и результат, живущий и жизнь — являются одним… »
В его проекте Интегрального Танца «Жить Танцуя», участники, вдохновляемыми лидером танцуют у моря, в лесу, на рассвете, на закате, под музыку и в тишине. Соло и с партнерами, с ветром и солнцем, с водой и песком. Со стороны, танцующее племя навевает ассоциации с предками, жившими в условиях первобытно-общинного, или родоплеменного строя. Сходство не только внешнее. Как и у древних общение с природой здесь действительное со-БЫТИЕ с ней. Но, не смотря на это глубинное сходство, интегральный танец в проекте Гиршона обнаруживает не менее существенное отличие от танцев наших предков. Целью и ценностью интегрального танца является спонтанное, творческое самовыражение личности каждого участника, а в танцах древних не было и намека на подобную цель.
А Гиршон. Для танцевальной терапии важнее, ЧТО человек чувствует, когда движется. То, КАК это выглядит, имеет, скорее, диагностическую ценность».
А. Гарафеева. Человек улыбается и говорит: «я спокоен». А когда начинает танцевать, получается танец гнева, с которым он сейчас не находится в контакте. ТДТ помогает найти форму движений для выражения своих переживаний, безопасную для него и других. Например, превратить разрушающий гнев в уверенный танец сильного воина.
Хорошо бы. Вот я недавно на стоянке стукнула бампером в бок машину одного парня. Так он выскочил и начал грязно ругаться. А если бы… этот «ударенный парень»…. прошел ТДТ, мог бы станцевать на радость всем свидетелям инцидента уверенный танец сильного воина! И ему самому было бы приятней провести время в ожидании сотрудника ГИБДД.
А Гарафеева. ТД терапевты начинают с того, чтобы пробудить спонтанность движений. Часто это непросто, и они идут на хитрости. Например, предлагают потанцевать не всем телом, а только головой, или локтями, или только бедрами. Танцевать частями тела проще, но непривычно, и позволяет разрушить стереотипы. Работа ТДТ терапевта направлена на то, чтобы вернуть человеку способность осознавать и выражать себя в движении.
Важно, что на ТД сессиях участники не только танцуют, но и делятся наблюдениями и переживаниями, возникшими во время танца. Беседа — средство установления связи между событиями терапевтической сессии и жизнью. Побывав на фестивале «Жить, танцуя», я убедилась: ТДТ помогает открыть совершенно новые и неожиданные, обыденные, а совсем не танцевальные формы самовыражения, приемлемые в жизни. Только как же этому способствуют спонтанные танцы, чередуемые с разговорами?

Живое движение.
Н. А. Бернштейн (1896 – 1966), автор известной теории уровней организации движения ввел в научный обиход понятие «живое движение». Он уподобил его живому органу, обладающему собственной биодинамической и чувственной тканью и смысловой структурой. В представлении современной психофизиологии движения как спонтанные, так и заученные до автоматизма, реализуются т. н. «функциональными органами», внутренними орудиями труда, состоящими из сложных ансамблей мышечных напряжений и очагов возбуждения в головного мозгу и периферической нервной системе.
При этом редко кто задумывался о том, что любая человеческая деятельность проявляется через движение. Не только спортсмены, но бухгалтеры, постоянно совершают движения. Ведь даже, «неподвижно» сидя, за чтением бухгалтерской отчетности, им приходится шевелить как минимум глазами.
Старые, отслужившие свое «функциональные органы», должны своевременно ликвидироваться и перестраиваться, а если этого не происходит, они «перегревают» нервную систему избыточным напряжением, вызывают стресс и нехватку энергии для создания новых функциональных органов.
… Но только не забудьте. Чтобы сработало надо не в зеркало смотреться, беспокоясь о том, как это выглядит со стороны, а сосредоточиться на внутренних ощущениях, переживаниях, образах и дать им возможность проявить себя в движении. Безопасно для окружающих, само собой.

До танца
«Танцевать смысл», «танцевать идею» становится сегодня самой авангардной тенденцией современного искусства. Его примером является основанное японским танцовщиком Тацуми Хиджиката направление «буто», реализованное в проекте лаборатории «До танца». Надо ли удивляться, что среди ее танцовщиков есть и ТД терапевт.
А. Гарафеева. Ее создал мой учитель всемирно известный танцовщик Мин Танака при Московском театре «Школа Драматического Искусства» Васильева. В «буто» нет заданного алфавита движений. Каждый танцовщик открывает и разрабатывает свой язык. И делает это на основе собственного телесного взаимодействия с природой.
Тело в философии танца «буто» представляют состоящим из множества точек. Из любой можно совершить движение. Это означает, что среди бесчисленных возможных траекторий, танцору нужно найти путь, который наиболее точно выразит то, что он хочет передать зрителю. Постановщик танца «буто» не дает танцовщику указаний, как ему двигаться. Например, в моем соло «Emotion» в самом начале я двигаюсь вглубь сцены спиной к зрителю. И во время работы над танцем Мин-сан спросил меня: «Ты хочешь показать зрителю свою спину или не хочешь показать свое лицо?». Это был важный вопрос о работе моего сознания, которое движет тело.
Представьте, Ваши руки – в пустыне, солнце и ветер иссушают их, и они превращаются в руки мумии. На спине вырастает огромное дерево. Как Вы это станцуете? Учтите, что нужно не иллюстрировать образы, а ощутить их влияние на тело и позволить проявиться в танце. От танцовщика это требует высокой концентрации внимания и выразительности тела.
Как зритель, скажу по собственному опыту, восприятие танца «буто» требует не менее высокой концентрации внимания. Предупреждаю, если Вы сами никогда до этого не пытались по-настоящему осмысленно и осознанно двигаться и жить в своем собственном теле, не ходите туда. Хотя это и очень модное место. Делом в том, что …
«Человек может начать танцевать, а окружающие могут этого и не заметить» (Мин Танака). Кстати, а Вы? Еще не начали? Попробуйте, это здорово, и совсем не опасно, потому что если захотите, можно делать это так, что никто этого даже и не заметит.

Как нарисовать балерину?

Многим кажется, что рисовать человека в движении, а тем более в танце – сложно. Как нарисовать балерину? Изящная и стройная танцовщица получится, если вы будете рисовать ее старательно и следовать нашим советам. Двигайтесь шаг за шагом, и ваш рисунок получится реалистичным и естественным.

  1. Как нарисовать балерину поэтапно, мы расскажем вам далее. Нарисуем базисную основу. Сделаем нашу балерину танцующей. Для этого нарисуем три круга – голову, грудь и бедра, и расположим их так, как будто танцовщица стоит в профиль с запрокинутой головой. Теперь проведем две линии – ноги балерины. Одна должна устойчиво упираться в землю, а другая – поднята, параллельно полу или чуть выше.
  2. Теперь прорисовываем ноги и руку. Изобразите форму ног, придайте им реалистичности. Руку нужно направить назад, тоже параллельно полу, чтобы наша балерина имела устойчивость.
  3. Сейчас нужно нарисовать лицо балерины в профиль. Затем волосы. Вы можете выбрать любую прическу, если же волосы распущены, то лучше сделать так, как будто ей в лицо дует ветер. Не забудьте прорисовать ухо. Так как нарисовать балерину карандашом быстро не выйдет, не спешите с деталями, изображайте их аккуратно и последовательно.
  4. Хорошо детализируйте руку. Пора показать, что и вторая рука немного видна. Обозначьте подбородок с помощью простого штриха.
  5. Рисуем пачку. Здесь важно понимать, что юбка балерины напоминает диск, который сзади чуть приподнят. Прорисуйте пальцы на руках, грудь и линию живота, спины.
  6. Нарисуйте линию, которая покажет начало пачки балерины и обозначит бедра. Дорисуйте волнистый край юбки. Затем повторите волнистую линию чуть ниже несколько раз, чтобы показать многослойность этого предмета одежды. Обрисуйте ноги танцовщицы, и отдельное внимание уделите пуантам, поскольку они хорошо видны на ее ногах. Ластиком вытрите все лишнее и ненужное с рисунка. Теперь стало вполне понятно, как нарисовать балерину.
  7. Окончательная обработка рисунка. Исправьте все, что вышло неаккуратно. Раскрасьте танцовщицу. Теперь можно сделать фон, красиво смотрится вечернее небо со звездами.

Ваш рисунок готов. Мы надеемся, что вы следовали нашим рекомендациям, и балерина вышла живой и красивой. Теперь вы сможете запросто рисовать танцующие фигурки.

Много полезностей для развития и обучения детей: веселые детские игры, потешки, считалки, скороговорки, сказки, подвижные игры, развивающие игры, пальчиковая гимнастика, графические диктанты и т.д.

Новости о детях

Всестороннее развитие ребенка,
средствами музыки и ритмических движений на уроках ритмики

Методическая разработка концертмейстераII квалификационной категории
детского образцового ансамбля танца « Радость» ОХВ
Зенн Лилии Владимировны.
г. Набережные Челны 2009 г.
(связаться с Зенн Л.В. можно написав по адресу: lia.rambler@rambler.ru)

«От красивых образов мы перейдем к красивым мыслям,
от красивых мыслей к красивой жизни
и от красивой жизни к абсолютной красоте»
Платон

В наше социально — ориентированное время, когда жизнь человека стала оцениваться мерой успеха, признания и достижения конкретных целей, всестороннее развитие ребенка средствами музыки и ритмических движений играет немаловажную роль в развитии творческой и гармонично-успешной личности ребёнка.

В жизни каждой семьи наступает момент, когда родители задумываются над тем, в какой творческий коллектив отправить ребёнка заниматься и как его развивать. Очень многие выбирают для своего ребёнка занятия танцем, для малышей, как правило, все начинается с ритмики и ритмических движений. На таких занятиях ребёнок не только научится красиво танцевать, двигаться, держать осанку, но и будет развиваться духовно. Ведь танец – это творчество, танец – это именно тот вид искусства, который поможет ребёнку раскрыться, показать окружающим, как он видит этот мир. Что говорить о том, как важно для девочек и мальчиков понятие «первый танец», ведь они хотят чувствовать себя настоящими принцессами и принцами на балах, как в сказках.

Задачи обучения и воспитания детей на занятиях ритмикой:

1.Развитие музыкальности.
Развитие способности воспринимать музыку, чувствовать ее настроение, характер,
понимать содержание.
Развитие музыкального слуха, чувства ритма.
Развитие музыкального кругозора и познавательного интереса к искусству.
Развитие музыкальной памяти.
2.Развитие умения работать в коллективе и знакомство с азами танцевального искусства.
3.Развитие творческого потенциала ребенка и самовыражения через танец.
4.Развитие двигательных качеств и умений координировать движения.
5.Развитие гибкости, ловкости, точности и пластичности. Воспитание выносливости, силы. Формирование правильности осанки, красивой походки. Развитие умения ориентироваться в пространстве. Обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.
6.Развитие способностей фантазии и импровизации.
7.Развитие и тренировка психических процессов (эмоциональной сферы) умения выражать свои эмоции в мимике и пантомиме.
8.Всестороннее развитие и раскрытие творческого начала в каждом малыше

Обязательная одежда и обувь для занятия:

Для девочек. Гимнастический купальник (белый). Юбочка шифоновая (в тон цвету купальника). Балетки белого цвета, носки или лосины. Волосы должны быть собраны в пучок. Для мальчиков. Футболка белого цвета. Шорты темного цвета. Балетки белого или черного цвета.

Многолетняя работа концертмейстером в различных детских танцевальных коллективах в учреждениях дополнительного образования послужила основой для создания игровой музыкальной методики с целью развития и формирование творческих способностей малышей 4-х -6-летного возраста.

Для полноценного восприятия музыкальных произведений на занятиях ритмики и его творческого отображения в танце необходимо помочь детям понять специальный язык музыки, его характер, жанр и особенности ритмического рисунка.

Для развития творческой исполнительской деятельности в танце, детям нужно более углубленного изучать и понимать особенности того или иного музыкального произведения- это несомненно способствует совсем иному осмыслению хореографического и музыкального искусств. Это дает детям возможность поднять свой творческий потенциал на иной более высокий уровень и открыть новые интересные возможности в творческом процессе.

На уроках ритмики мы предоставляем возможность полноценно развивать индивидуальные особенности каждого ребенка, сформировывать хороший эстетический вкус, помогая тем самым приводить в гармонию внутренний мир ребенка.

Гармония (от греч.) — « согласие, лад, красота ». Чувство гармонии является наиболее правильной организацией содержания, упорядоченностью структуры предмета, явления, придающей им стройность и законченность. Способность обнаруживать гармонию в жизни, искусстве и вносить её в практику, во всю многообразную нашу жизнь, является великим человеческим умением, приносящим радость бытия всем кто этим чувством наделен. Немаловажную роль в творческой активности и развитии духовного мира ребенка играет формирование эстетического вкуса. Как же можно развить эстетический вкус?

Эстетический вкус воспитывается, во-первых, благодаря развитию способности ощущать выразительность искусства, понимать язык искусства; во-вторых, теоретическому обучению, в-третьих, творческой и исполнительской деятельности детей на детских утренниках, концертах и творческих вечерах.

Отсутствие развитого эмоционального словаря и разнообразных способов его выражения может создавать в развитии ребенка личностные трудности в самоидентификации, общении с другими, реализации своих способностей.

Подход к каждому ребенку состоит в том, чтобы помочь раскрыть его творческие таланты, научить общаться, выражать себя, чувствовать себя уверенно в жизни, повысить способность адаптации к различным жизненным изменениям.

Возвращаясь к теме всестороннего развития ребенка, средствами музыки и ритмических движений, мы каждое занятие посвящали исследованию раскрытия одной новой для детей эмоции на занятиях ритмики.
Каждый ребенок придумывает танец для выбранной эмоции. Большое удовольствие у детей вызывает именно сочинение своих танцев, где они могли выразить свои чувства в безопасной форме.
Интересное наблюдение состоит в том, что в этом возрасте дети неохотно играют отрицательных персонажей, предпочитая изображать принцесс и принцев, но они с энтузиазмом сочиняют танец злости, становясь злостью, исполняя ее танец.
Значимость выражения эмоций через движение состоит в том, что именно таким образом осуществляется знакомство с собственными эмоциями, их принятие, а также развитие психологической способности переживать собственные чувства и принимать их у других.
На успешность решения поставленной задачи большое влияние оказывает умение слушать, анализировать и понимать музыкальное произведение, что способствует проявлению более яркого и творческого образа в танце. Навыки музыкального восприятия помогают прослеживать становление музыкального образа, его характер и чутко воспроизводить ритмический рисунок.

Цель музыкальных занятий на уроках ритмики:

Всестороннее развитие детей, посредством раскрытия творческих способностей ребенка в танце и осмысленного восприятия музыкального произведения. Помощь педагогу-хореографу на занятиях в освоении ритмически сложного материала. А так же развитие чувства ритма, музыкального восприятия музыки. И, что несомненно важно, теоретическое изучение основ музыки ( характер, жанр, сильная и слабые доли).

Работая более 10-ти лет концертмейстером детских танцевальных коллективов, я поняла какое огромное значение играет присутствие опытного концертмейстера и его помощь педагогу-хореографу в творческом процессе. На занятиях ритмики я рассказываю детям об истории возникновения танцев, которые танцуют они в данный момент, их истории возникновения и особенности ритмической и музыкальной структуры, так как основная цель занятий ритмикой – это всестороннее развитие ребенка через музыкально-ритмическое воспитание. Так же, занятия помогают выработать естественную грацию движений, гибкость, ловкость, пластичность и координацию, способность выражать чувства и эмоции через танец. В процессе занятий дети также учатся правильно воспринимать и чувствовать музыку.

Танцевальные движения способствуют развитию фантазии детей и способности к импровизации. Занятия танцами помогают наиболее ярко раскрыть характер и индивидуальность ребенка, а также развить такие качества как целеустремленность, организованность и трудолюбие. Благодаря тому, что занятия проходят в группе, дети становятся более раскрепощенными, открытыми и общительными.

Для этого педагогами и концертмейстерами разработаны специальные музыкальные игры и музыкально-хореографические этюды, такие как «Паровозики», «Пингвины», «Котята», «Лягушки» и т.д.

«Музыкальная ритмика»

С целью облегчить труд педагога-хореографа и помочь детям развить музыкальность, а также научить их понимать ритмические движения, которые они танцуют, я разработала методику «Музыкальная ритмика» для детей дошкольного возраста. Танцевальные движения в сочетании с простыми музыкальными попевочками очень хорошо помогают ребенку почувствовать метро-ритм музыкального произведения, сильную долю, тишину (паузы) и окончание танцевального этюда. Что интересно в данной методике, это то, что дети прекрасно начинают слышать музыку, понимать ее и «пропевать» танцевальные движения, тем самым способствуя развитию пластики, гибкости, танцевальности и создания гармонии в творческом процессе. Для создания своих попевочек, я использую любимые и знакомые всем детям стихи Корнея Чуковского, Сергея Михалкова, Валентина Берестова и Агнии Барто. Интересно то, что дети начинают использовать динамические оттенки в музыкальной ритмике, ощущая смысловое движение в стихотворении и в процессе занятий начинают сами импровизировать, добавляя новые, интересные движения.

Танцевальные этюды из «Музыкальной ритмики»:

1. «Петушок» из собрания «Детские потешки» для детей 4 -летнего возраста
Петушок, петушок
Золотой гребешок.
Маслена головушка
Шёлкова бородушка!
Что ты рано встаёшь
Деткам спать не даешь?

2. «Тили-тили» из собрания «Детские потешки» для детей 4 и 5 -летнего возраста
Тили-тили-тили-бом!
Загорелся Кошкин дом.
Кошка выскочила
Глаза выпучила.
Бежит курица с ведром
Заливает Кошкин дом.

3. «Курица-красавица» стихи К. Чуковского для детей 5-летнего возраста
Курица-красавица у меня жила.
Ах, какая умная курица была!
Шила мне кафтаны, шила сапоги,
Сладкие румяные пекла мне пироги.
А когда управится, сядет у ворот-
Сказочку расскажет, песенку споет.

4. « В магазине игрушек» стихи В. Берестова для детей 5 и 6 -летнего возраста
Друзей не покупают,
Друзей не продают.
Друзей находят люди,
А также создают.
И только у нас в магазине игрушек,
Огромнейший выбор
Друзей и подружек!

5. «Новогодняя» стихи К. Чуковского для детей 6-летнего возраста
Были бы у ёлочки ножки,
Побежала бы она по дорожке.
Заплясала бы она вместе снами,
Застучала бы она каблучками.

Закружились бы на елочке игрушки-
Разноцветные фонарики, хлопушки.
Завертелись бы на елочке флаги
Из пунцовой и серебряной бумаги

Потому что у ворот
Постучался Новый Год!
Новый, новый, молодой
С золотою бородой!

Мною были также разработаны музыкально- игровые занятия для дошкольников с целью облегчить труд педагога хореографии и помочь детям понять танец и музыку, под которую танцую:

1. «Угадай-ка»
Слышите как отличаются звуки? Они бывают разной высоты, длины и сразным ритмическим рисунком. Музыкальные примеры- птички, медведь, солнышко, тучка-дождик, труба, лесенка, грустный и веселый ослик, и т. д.
А теперь поиграем в «Угадай мелодию».

2. «Тик-так»
Что такое сильная и слабая доли. Часы ходят и ровно стучат свои доли.
Полька 2/4, вальс 3/4 . Как нужно правильно станцевать и сильную долю показать.

3. «Повторяй-ка»
Ритмический рисунок повторить, прохлопать ладошами.

4. «Поиграем в тишину»
Что такое пауза и как её просчитать.

5. «Слушаем и рассказываем»
Слушаем Вальс Доги к кинофильму « Мой нежный и ласковый зверь ».
Какое настроение воплощено в музыке? Минор или мажор?
Анализируем музыкальное произведение.
Какой характер, темп и размер ( сколько долей в пьесе и нужно показать сильную долю в танце)

6. «Маленькие фантазии»
Что вы представляете, когда слушаете эту музыку?
Теперь постарайтесь передать свои впечатления через танец, покажите размер ?
В качестве завершения урока и пройденного материала слушаем новое незнакомое музыкальное произведение, дети самостоятельно анализируют и танцуют все вместе. Педагог выбирает и называет самые интересные танцевальные произведения.
Урок заканчивается ритмичными хлопками и поклоном.

Методика «Радужная полянка» для разучивания танцев с детьми 4-6-летнего возраста, придерживается следующих основных принципов:

— Правильный подбор музыкального произведения.
— Сочетание ритмических упражнений с элементами классических, массово-народных и современных танцев.
— Разнообразие движений и высокая динамичность.
Проведение музыкальных занятий в игровой форме, которая представляет собой законченную сюжетную композицию.
— Побуждение детей к эмоциональному самовыражению и двигательному творчеству через игру «Покажи и повтори».
— Знакомство с танцевальным этикетом: с правильным приглашением на танец и умением благодарить партнера после окончания танца.
— Активная роль концертмейстера на занятиях.
— Одобрение и поддержка педагогом детей, которые предлагают новые танцевальные композиции, состоящие из танцевальных элементов и ритмических упражнений.
— Разучивание детских танцев через игры «Зеркало» и «Радужная полянка».

Основные принципы методики сводятся к тому, чтобы используя музыкальные навыки детей и запас танцевальных движений, научить их не бояться танцевать под любую музыку и, используя танцевальные игры, разучивать с детьми простые танцы прямо на открытых уроках.

На занятиях мы используем наглядный материал (карточки из творческой лаборатории педагога), репродукции знаменитых художников (о балете и музыке), звучит живая музыка (фортепиано) и музыка в записи (фонограммы). С помощью музыкальных и творческих игр и слушания музыки, теоретический материал преподносится легко и с интересом воспринимается детьми. На занятиях мы (педагог-хореограф и концертмейстер) используем упражнения для развития дыхания, хорошей артикуляции и дикции, которые имеют также оздоровительный эффект и способствуют развитию дыхательного аппарата, что имеет огромное значение в хореографическом и музыкальном творчестве.

Чтобы изучить основы ритмики, усвоить все элементы программы, преподаватель обычно гибко чередует упражнения разной степени трудности, варьирует построение уроков и работает с учениками индивидуально. Педагог упорно идет к своей цели, настойчиво добивается усвоения навыков танцевального искусства и основных элементов теории музыки, старается показать и раскрыть красоту искусства, научить детей любить и понимать музыку в сочетании с танцем.

Я пришла к выводу, что «Музыкальная ритмика» способствует более быстрому развитию творческой активности детей дошкольного возраста, чувства ритма, координации, музыкального восприятия и понимания изучаемого материала.

На занятиях «Музыкальная ритмика» педагог-хореограф и концертмейстер стараются пробудить пытливость и любознательность, тем самым, давая толчок для развития творческой активности в детях.

Педагог учит внимательней вслушиваться, всматриваться в окружающий мир, с тем, чтобы передать свои наблюдения в музыке и пластике движений. Педагог придумывает совместно с детьми способы воплощения и передачи увиденного и дает возможность для самовыражения детей, раскрытия их творческого потенциала, их возможностей и реализации их желаний. Малыши получают творческие задания, содержание которых варьируется. Предлагается, например, прослушать музыкальное произведение и попытаться словесно раскрыть его образное содержание, составить рассказ по воображаемой программе. Или педагог просит ребят понаблюдать за окружающими людьми и попробовать передать в музыке и ритмических движениях, игровыми средствами их образы или представить предметы- живые или неживые. На периодический просмотр подобных работ педагог отводит часть урока.

Несмотря на большое количество школ и студий танцев в системе дополнительного образования, лишь немногие люди способны по-настоящему владеть своим телом. Большинству не хватает раскованности и легкости в движениях. Это происходит оттого, что у каждого человека имеются приобретенные с детства психологические блоки, которые замедляют прогресс в ходе занятий танцами.

Как правило, эти блоки обусловлены различными психологическими установками, индивидуальными особенностями личности, образом мышления и восприятия окружающего мира. Ощущение неуверенности в себе, отсутствие гибкости мышления или слабость характера могут проявляться в заблокированных мышцах спины, рук или ног.

Начиная заниматься танцами в детском возрасте, можно предотвратить возникновение негативных установок, изменить образ мыслей, улучшить отношение к окружающим. Таким образом, танец является чем-то большим, чем просто движения под музыку. Это способ работы над собой, помогающий добиваться успехов в любой сфере деятельности. Он воспитывает те способности, которые управляют взаимодействием духа и тела и помогают проявлять вовне то, что находится внутри нас. Занятия танцами дарят ребенку радость движения, общения, обогащают его внутренний мир и помогают познать себя.

Таким образом, с первых лет жизни ребенка просто необходимо начинать воспитание с развития хореографического творчества и чувства музыки в нем, что в свою очередь способствует всестороннему развитию ребенка, его ритмических движений и более успешной работе мозга, а сам процесс занятий ритмикой приносит детям истинную радость и способность к самовыражению в творчестве.