Ритм в арабском танце


развивающие игры для детей

учимся читать и считать

таблица умножения

игры для девочек

раскраски онлайн

Прикольный досуг
играем и развиваемся
нескучные уроки
учимся рисовать
загадки
ребусы и кроссворды
физминутка
природная мастерская
оригами

Стихи детям

Клуб «Детки непоседки»
(гиперактивность)

Мультфильмы

Имя ребенка

Здоровье ребёнка

Лопотушки

Сказки онлайн

Музыкальная страничка

Детское творчество

Музыка в детстве закладывает жизненные навыки

Легко разделить с нашими детьми любовь, уважение и интерес к музыке. Более того, музыка формирует жизненные способности ребенка на всю оставшуюся жизнь. Музыкальные упражнения в течение первых лет жизни вашего ребенка укрепляют его самооценку и стимулируют выразительность. Музыкальный ритмы дают толчок развитию моторики. Заучивание мелодий и слов развивает слух и помогает детям улучшить восприятие. Прослушивание и обучение музыке позитивно влияют на многие аспекты развития и образования ребенка. Уроки игры на фортепиано для дошкольников, например, значительно улучшают способности детей в сборе так называемых «пазлов», картинок из мелких, взаимно дополняемых частей. Игра на фортепиано в дошкольном возрасте влияет на развитие коры головного мозга, органа, отвечающего за мышление, речь, зрение, слух и творчество. Музыкальное образование усиливает общие способности ребенка к обучению и его математические навыки.

Музыка это несомненный ресурс жизни, роста и образования, который может стать неотъемлемой частью жизненного опыта ребенка.

У музыки есть три базовых компонента: звук + ритм + мелодия.

Звук

Чтобы помочь детям понять музыку, нужно отдельно взглянуть на каждую из ее составляющих. Во-первых, это звук, который производим мы, или который поступает из другого источника. Предлагаем несколько примеров звука: чириканье птиц, свист чайника и стук ложкой по тарелке. Если бы можно было сравнить музыку с живописью, то звук стал бы цветом фона. На нашем теле звук соответствует центральной нервной системе. Приятный звук как бы открывает и расширяет нас. Звук может активизировать или успокоить. Пронзительный резкий звук приводит наши нервы в крайнее раздражение. Как и фон в живописи, звук является первым шагом в создании музыкального произведения. Вот несколько способов экспериментов со звуком для родителей и детей:

— Выясните, слушают ли дети звуки вокруг них. Как много разных звуков они могут услышать в кухне или во дворе?

— Поощряйте творческие способности детей в извлечении звуков. Пусть они тренируют свой голос или используют бытовые предметы в качестве музыкальных инструментов. Позвольте им свободно издавать приятные, раздражающие или глупые звуки.

Целью звука является вовсе не создание «красивой музыки», а рост самовыражения детей. Нужно научить ребенка открыть уши к окружающему миру.

Ритм

Вторым компонентом музыки считается ритм. Ритм определяет и организует движение звука на протяжении такта. Например, насколько свист чайника долог и равномерен или короток и прерывист? В живописи такт соответствовал бы общему движению или потоку композиции. Когда вы впервые смотрите на произведение искусства, куда устремляются ваши глаза? Легко ли смотреть на картину, или она кажется навязчивой и раздражающей? Это ритм.

В нашем теле ритм приблизительно относится к пульсу и дыханию. Если музыкальный темп быстр и равномерен, то наше биение сердца и движения тела будут это отражать. Если мы устали, то прослушивание африканского барабана может вернуть наше тело в бодрое состояние. С другой стороны, если двухлетний младенец вышел из-под контроля, медленная ритмичная музыка Баха или Вивальди восстановит внутренний покой и умерит активность малыша. Экспериментируйте с ритмом и звуком.

— Пусть ваши дети играют в различном темпе: быстром, медленном, равномерном, прерывистом.

— Научите детей слушать различные ритмы вокруг них, наподобие капания воды из крана или тиканья часов.

— Спросите, могут ли они чувствовать вибрации музыки в своем теле, и если да, то в каком органе? Как разные виды ритма ощущается в их организме? Как их ноги двигаются при различных звуковых темпах?

— Попробуйте хлопать в ладоши в соответствии с ритмом стихотворения или топать ногами в ритме любимой музыкальной мелодии. Такие упражнения очень нравятся детям и прекрасно развлекают их.

Мелодия

И, наконец, поговорим о мелодии. Мелодия соответствует нашим эмоциям. Она добавляет к звуку и ритму способности чувствовать. Это та часть музыки, которая описывает горы и долины личного опыта. Она доходит прямо до нашего сердца и чувствительности. Мелодия может возвысить наш дух, успокоить нас во время стресса или растрогать до слез. Возвращаясь к метафоре живописи, мелодия будет общим впечатлением от картины после внимательного взгляда на нее. Не привлекает ли нас произведение живописи, не создает ли ощущение умиротворения, интереса или, наоборот, дискомфорта и недомогания? Раннее знакомство детей с мелодией, наряду со звуком и темпом, поможет им развить способности самовыражения.

— Пусть дети пробуют тихо напевать или создать собственные мелодии, добавляя к звуку эмоции.

— Экспериментируйте с эмоциональными звуками: счастьем, грустью, смехом и т.п.

Мелодия превращает звук в персональное и уникальное сообщение. Играя со звуком, ритмом и мелодией, наши дети откроют для себя новый мир и новую возможность самовыражения в тех случаях, когда трудно найти слова.

Мы можем задействовать творческие возможности и воображение для выбора различных стилей музыки, в которых наши дети смогут выражать свои чувства, расслабляться, стимулировать интеллект и выпускать на волю творческие потоки. Вариативность ритмов, тональностей и мелодий позволяет детям разработать свой собственный музыкальный вкус и разжигает их природное любопытство к самостоятельному изучению многообразного мира музыки.

Арабские музыкальные ритмы

Арабская музыка, как и любая другая, имеет свои законы построения. Основой ее являются ритмы. Чтобы чувствовать танец, их необходимо различать в музыкальных композициях.

Все ритмы, встречающиеся в арабской музыке делят на базовые и наполненные. Также важен размер музыкальной фразы – количество долей, которые она содержит. В основном, арабские ритмы четырех- или двудольные (4/4 или 2/4), но также распространены и другие.

Все ритмы арабской музыки читают и записывают поопределенным правилам:

DUM [дум] – тяжелый, акцентированный и низкий звук, который играют по центру барабана;

T [так] – акцентированный, чистый и высокий звук, который играют по краю барабана;

t [те] – неакцентированный и высокий звук, играют правой рукой на барабане;

k [ка] – высокий, неакцентированный звук, его играют левой рукой на барабане;

s [c] – глухой звук;

«–» пауза ( соответствует счету — и-);

Основные арабские ритмы

Четырехдольные ритмы 4/4

Максум (maqsum; от «максум» – половина) – самый распространенный ритм в арабской музыке. Является основой других ритмов. Максум очень часто можно услышать в фольклорных египетских композициях.

Он читается так:

1-+-2-+-3-+-4-+-
D-T- T-D- T- = базовый
D-T-kkT-D-kkT-kk = наполненный

Выделяют еще одну разновидность максума – сарийа (быстрый максум). Также его именуют «феллахи» . По звучанию этот ритм в два раза быстрее базового максума. Используют ритм феллахи в фольклоре Египта, а также табла соло. Имеет размер 2/4:

Саиди (Saidi; от «саиди» – название региона Египта) – один из основных арабских ритмов. Темп быстрый, акценты сильные. Используется в одноименном фольклорном стиле танца – саиди и Тахтиб (разновидность мужского танца).

Имеет следующую схему:

Сомбати (Sombati) – одна из разновидностей максума, его используют во время таксима. От максума данный ритм отличается расстановкой пауз.

Халижи (Khaleegy; от»халижи» – залив) – ритм используют в странах Персидского залива. Существует две разновидности этого ритма:

  1. Сауди – современный вариант халижи.
  1. Кадими – старинный вариант халижи:

Данный ритм присутствует в композициях для танцевального стиля халижи, который является одним из национальных танцев в странах Персидского залива.

Дабка ( Dabke; от «дабка» – топанье ног) – тяжелый, акцентированный ритм. Используют в Ливане, Ираке, Сирии, Афганистане, Палестине. Характерен для национального танца перечисленных стран – дабки.

Заффа ( Zaffa; от «заффа» – свадебная церемония) – ритм используют на свадьбах в Египте. Заффа – одноименный мужской танец, исполняемый во время свадебной церемонии.

Хаггала (Haggala; от «хаггу» – прыжок) – используется для одноименного египетского стиля – хаггала. Танец имеет в своей лексике определенные шаги и прыжки.

Джарк (Jerk) – нубийский ритм, имеющий быстрый темп. Можно услышать в композициях для нубийского стиля танца. Отличается «африканским» звучанием.

Уахда (Wahda; от «уахд» – один) – характеризуется медленным темпом, одним DUM и двумя короткими TEK. Является фоновым аккомпанементом при исполнении песен мауаль, а также во время таксима. Достаточно часто ритм уахда можно встретить в старых песнях – тараб. Иногда данный ритм именуют «уахда кибир», что означает «большая уахда».

Двудольные ритмы 2/4

Карачи (Karatchi) – ритм имеет быстрый темп, по звучанию напоминает Мальфуф. Данный ритм используют в египетском фольклоре, а также при выходе танцовщицы на сцену.

Аюб (Ayoub) ритм распространен в Египте, странах Средней Азии, Турции. По звучанию похож на Феллахи. Используется в трансовом культовом танце зар.

Баюн (Bayoun) – ритм, схожий с Аюб, но медленнее по темпу. Зачастую является аккомпанементом соло табла.

Мальфуф (Malfouf; от «мальфуф» вращение) характерен быстрый темп. Распространен в таких странах, как Египет и Ливан. Зачастую танцовщицы используют данный ритм ритм при выходе на сцену, либо во время соло табла.

Ляф – разновидность мальфуфа, имеющая дополнительный DUM в конце.

Дополнительные арабские ритмы

Масмуди (Masmoudi; от «масмуд» – племя берберов в Марокко) – ритм звучит, как максум, но в два раза медленнее. Укладывается в две четырехдольные фразы. Данный ритм позволяет делать акценты в длинных связках. Также его иногда именуют «Масмуди кебир» большой масмуди. Размер 8/4.

Масмуди также имеет свои разновидности, например «идущий» Масмуди. В отличие от базового, он имеет три DUM в начале. Также используется танцовщицами в плавных связках, а также арабесках.

Чифтетелли (Chiftetelli) ритм используется в турецком танце, 8/4. А также в качестве аккомпанемента в таксиме. Имеет медленный темп, который постепенно наполняется.

Гавейзи (Ghawazi ; от названия цыганского племени) – ритмможно услышать в качестве аккомпанемента в фольклорном стиле гавейзи.

Хажа ритм используют для таксим (соло одного инструмента). Танец под этот ритм иногда исполняется в партере. Имеет размер 8/4.

Уахда у нус (от «уахда у нус» – один с половиной) – разновидность ритма Уахда. Используется в стиле беледи, а также в таксим. Размер 8/4.

Карсилама (Karsilama; от «карсилама» – лицом к лицу) – используют в турецком, греческом фольклорных стилях. Часто сопровождается музыкальными инструментами: кларнетом, барабанами,цимбалами. Имеет нечетное количество долей – 9/8.

Сумаи ( Samai; от «сма» – слушать) – шести-битовый ритм, 6/7. Распространен в Иране, Узбекистане, Турции. Данный ритм используется в классической музыке этих стран, а также для классического персидского танца. Имеет несколько вариантов, например, следующий:

В арабских композициях иногда могут использовать ритмы не восточного происхождения. Среди них:

Вальс – известнейший европейский ритм, размер 3/4.

Румба – бразильский ритм, очень часто можно услышать в египетском танцеальном стиле нубия.

Арабские танцы.

Можно утверждать, что танец живота это вполне сформировавшийся танцевальный стиль, позволяющий современной женщине познать себя, стать более уверенной как в физическом, так и эмоциональном плане.

И не случайно по популярности после латиноамериканских ритмов, завоевавших сердца миллионов поклонников во всем мире, танец живота идет на втором месте, а многие специалисты считают, что вскоре танец живота (и вообще восточный стиль) завоюет весь мир. Некоторые занимаются арабскими танцами как физическими упражнениями, других привлекают музыка и загадочность восточной культуры. Достигнув определенного мастерства и научившись сложному искусству изоляции отдельных частей тела«, многие женщины начинают по-новому пользоваться своим телом, выражая с его помощью силу, утонченность, желание и любовь…

Изучая арабские танцы, вы не просто учитесь танцевать — вы получаете гораздо больше: красоту, здоровье, душевный комфорт…

Давайте рассмотрим что под силу арабским танцам:

  • Фигура обретает естественный женственный силуэт: грудь (движения рук и плечевого пояса укрепляют грудные мышцы и межреберную мускулатуру), талия (всевозможные движения бедер изолированно от торса), бедра и ягодицы (в этой области мышцы подтягиваются и становятся более упругими за счет частого повторения движений бедрами в различном темпе).
  • Повышается либидо — это объясняется эффектом «трясок», перекатом живота и некоторыми другими движениями мышц области таза, согласованных с «интимными мышцами».
  • При эмоциональном исполнении танца начинают «трудиться» лицевые мышцы, что помогает лицу не стареть (в отличие от занятий некоторыми видами йоги).
  • Живот становится упругим, потому что при исполнении танца практически постоянно работают мышцы пресса. Вы сможете взять под контроль свой вес и впоследствии его контролировать, пока не прекратите заниматься. Ведь, прежде всего, танец — это своеобразная аэробика. А, как известно, аэробная нагрузка существует специально для сжигания жировых клеток!
  • Благодаря арабским танцам можно добиться заметного улучшения осанки и избавиться от сутулости. Укрепление мышц спины и поясничного отдела происходит за счет того, что в движениях танца участвуют все отделы позвоночника, начиная с шейного.
  • В результате большого количества повторений танцевальных пластичных движений совершенствуется пластика, походка и движения становятся грациозными.
  • Развивается гибкость за счет амплитудных движений в суставах.
  • Техника арабского танца позволяет давать нагрузки именно на те группы мышц, которые очень редко задействуются не только в повседневной жизни, но при занятиях спортом. Например, внутренние мышцы таза (а они играют не последнюю роль в жизни женщины). Доказано: если эти мышцы достаточно развиты, то роды пройдут куда легче и спокойнее. Для тех женщин, которые только собираются стать мамами, арабский танец будет хорошей подготовкой к процессу вынашивания и рождения ребенка, а тем, кто уже выполнил свое «женское предназначение», танец поможет восстановиться после родов. Да и во время беременности при индивидуальном подходе кое-какие элементы танца живота вовсе не повредят.
  • Развивается умение контролировать вдох и выдох, управлять своим дыханием. Как мы писали в одной из предыдущих глав, дыхательная гимнастика необходима для здоровья легких и чрезвычайно полезна при хронических болезнях органов дыхания.
  • Организм незаметно привыкает к физическим нагрузкам, потому что заниматься танцами приятно и увлекательно, а не изнурительно!
  • Можно стать «звездой» любой вечеринки, приковывая взгляды только к себе, потому что танец живота в вашем исполнении индивидуален и неповторим.
  • Человеку, который умеет танцевать, легче «раскрепоститься» и избавиться от психологических комплексов.
  • Тем, кто занимается бальными танцами, хорошо известна пословица: «Легче найти мужа чем партнера по танцам». В арабском танце партнер не требуется.
  • Сказочные костюмы, в которых исполняется танец живота, позволят вам ощутить себя главной проявить свои таланты в рукоделии и попробовать создать костюм собственными руками — и у вас появится еще одно хобби!
  • Мало в каком танце есть такое разнообразие музыкальных ритмов, движений и предметов (сабля, шаль, канделябр, трость, цимбалы), что позволяет испытать себя во многих стилях танца и найти свой.
  • При желании можно выступать перед зрителями и участвовать в соревнованиях различных уровней.

Виды физической активности каждый выбирает в соответствии со своими предпочтениями или исходя из других факторов. На занятия арабскими танцами женщины приходят по разным причинам: кто-то хочет «оздоровиться», подтянуть мышцы или похудеть, а кто-то — из любви именно к этому виду искусства. На самом деле, арабские танцы — это не только древний вид искусства, но и танцевальный вид спорта. Более того, занятия арабскими танцами способны решить многие проблемы со здоровьем.

Знатоки называют арабский танец уникальной «женской оздоровительной системой». Нагрузки, получаемые во время занятий, вполне достаточны, чтобы сбросить лишние килограммы, или же, наоборот, поправиться, гармонизировать свой вес, если существует определенная диспропорция. «Тряски» способствуют профилактике целлюлита (если, конечно, «растрясывая» жировые отложения на занятиях арабскими танцами, «подтягивать» мышцы в спортзале на тренажерах). Во время репетиций расходуется огромное количество калорий, формируется изящная линия живота, укрепляется брюшной пресс, улучшается осанка.

Что же представляет собой танец живота в плане влияния на отдельные органы и весь организм в целом? Танец живота заставляет весь организм человека работать на пределе своих возможностей. Через несколько месяцев занятий вы почувствуете ощутимые результаты. Не думайте, что они будут связаны лишь с коррекцией формы вашего живота за счет укрепления мышц. Усиленная работа бедрами тренирует мускулатуру живота, является профилактикой застойных явлений органов малого таза, улучшает работу кишечника, что благоприятно сказывается на цвете лица и общем самочувствии. Многие женщины с радостью обнаруживают, что результатом многомесячных занятий стали полное исчезновение или уменьшение предменструального болевого синдрома, установление месячного цикла. А благодаря отдельным упражнениям даже повышаются сексуальные возможности женщины. Сейчас уже врачи признали, что занятия арабскими танцами способствуют зачатию (если у женщины с этим проблемы). Очень многие женщины приходят на занятия именно поэтому.

Характерные движения головой и шеей — замечательная профилактика шейного остеохондроза и гипертонии. Плавные прогибы и красивые па улучшают осанку, а правильная постановка бедер во время танца гарантирует отсутствие через многие годы таких неприятных вещей, как смещение межпозвоночных дисков и остеопороз. То есть в любом возрасте ваши суставы останутся подвижными, сухожилия эластичными, а походка легкой. Во время танца работают мышцы, которые невозможно натренировать, предположим, на занятиях аэробикой и шейпингом (те, кто только начинает заниматься танцами, признаются, что после репетиций тело «ноет» совсем не так, как после физкультуры).

Танец живота благотворно влияет не только на физическое здоровье женщины, он улучшает ее психологическое самочувствие. Это связано с тем. что во время танца «работают» все энергетические центры. Женщина начинает чувствовать себя уверенней, верит в свою привлекательность независимо от возраста и внешних данных. В конечном итоге в личную и интимную жизнь приходит долгожданная гармония, а из отношений с окружающими исчезают нервозность и напряжение. Арабский танец — мощное средство с точки зрения психотерапии: занятия им гарантируют излечение от депрессии, хронической усталости. Это вид танца, который не растрачивает энергию, а накапливает — после занятия, наоборот, чувствуется прилив сил.

Опыт показывает, что занятия арабскими танцами позволяют решить следующие в проблемы со здоровьем:

  1. Проблемы с позвоночником.
  2. Проблемы с суставами.
  3. Слабый мышечный корсет.
  4. Излишняя полнота.
  5. Целлюлит.
  6. Желание «растянуться».
  7. Общая усталость.
  8. Головные боли.
  9. Желание заниматься спортом в период беременности.
  10. «Женские» проблемы.
  11. Проблемы с почками.
  12. Частые простудные заболевания.
  13. Слабый иммунитет.
  14. Плохое пищеварение.
  15. Проблемы с сердцем.
  16. Нервные перегрузки.
  17. Негативные психологические состояния, включая депрессию.
  18. Возрастные проблемы.

В каждом случае, как правило, предполагается индивидуальный подход.Арабскими танцами можно заниматься как в клубе, так и дома. Какие бы занятия вы ни выбрали, они пойдут вам на пользу и заметно улучшат настроение!Видео обучение арабским танцам рассмотрены в статье Мастер класс танца «Хопа Эшта» .

Базовые арабские ритмы

Проще всего изучать их, взяв в руки дарбуку – небольшой этнический барабан, который можно купить на любом восточном курорте. Отстукивая на нём ритмы, вы будете чётко понимать, какие движения лучше всего подходят под тот или иной блок. Но если дарбуки нет, стучите хоть по столу – главное, запомнить принцип построения ритма. Сильная доля любого из них звучит как «дум» (обозначается D), слабая – «тэк» (обозначается t).

Мальфуф – базовый ритм, звучит как D — t t. При многократном повторении напоминает стук колёс поезда. Под этот ритм не стоят! Обычные проходки или с полькой, шаги со скруткой, возвратные и скрестные шаги – что угодно, но под мальфуф нужно двигаться по сцене. Иногда тренеры так и говорят: «Услышали поезд — значит, надо бежать!»

Максум – ритм, похожий на мальфуф, но с ещё одной связкой: D – t t D t. На «дум» обязательно должны быть акценты вниз. «Ключи» — сбросы и подъёмы бедра, удары грудью идеально ложатся на максум. Также этот ритм подходит для «бочек» (большие круги бёдрами с наклоном корпуса), «восьмёрок» плечами и бёдрами.

Саиди – египетский ритм, его название произошло от племени саиды. Ритм земной, тяжёлый, читается как D – t DD – t. Все движения акцентированы вниз, ими подчёркивается земное притяжение. На «дум» выполняются хлопки руками, «ключи», «бочки», возвратный шаг с «пружинкой», прыжки с ноги на ногу. Саиди — основной ритм в одноимённом танце, часто в нём используется трость. Костюм для саиди должен быть подчёркнуто фольклорным: платье с узким до запястья и потом расклешённым рукавом, на волосах платок, на бёдрах – пояс из цветных нитей.

Беледи – ритм, схожий с саиди, но имеющий больше сильных долей: D D – t D t. Используется в кульминационных частях танца, под него исполняют самые выразительные движения: удары животом и грудью, сбросы бедра, «бочки» с подскоками, глубокие присяды. Беледи символизирует борьбу страстей в человеке, его ничтожность перед силами судьбы.

Дабка – ритм иракского и курдского происхождения. Использовался для групповых стилей танца, быстрый, энергичный, читается как t-D-D-t. Под дабку обычно исполняются прыжковые движения с акцентом вниз на сильную долю, а также скрестные шаги, проходка «удар коня» и шаги «с пружинкой». Есть версия, что под этот ритм утаптывали дорогу от села к селу после сезона дождей. До сих пор дабку исполняют в группе, где ведущий показывает движения, которые за ним повторяет «хор», стоящий полукругом.

Хаггала – ритм, похожий на три цикла мальфуфа плюс акцент: D t t – D t t – D t t – D D t. Это ритм египетского крестьянского танца, под него исполняются шаги с одновременным покачиванием бёдрами вверх-вниз. На ¾ выполняются шаги, а на последний цикл – акцент, чаще всего грудью. Не допускается повторение более трёх одинаковых блоков движений подряд! Как говорят тренеры: «трижды повторили, а на четвёртый раз – «фонарик», чтобы зритель не заскучал».

Знание базовых ритмов необходимо вам не только для того, чтобы подбирать соответствующие музыке движения. Очень часто в рейтинговых конкурсах среди начинающих проводится своеобразный отборочный тур. Танцовщицы выходят на сцену, для них включают музыку – классические ритмы, которые меняются и чередуются. Задача конкурсанток – показать, что им знакомы движения, соответствующие каждому из ритмов. Импровизировать перед судьями, как правило, сложно, но если назубок выучить теорию, исполнить базовые движения не составит труда.