Ритмика и бальные танцы

Программа «Ритмика и основы спортивного бального танца»

«…Ангелы умеют летать не потому, что они легкие, а потому, что умеют делать себя легче…»

В качестве эпиграфа к своей педагогической концепции я выбрал эту интересную, на мой взгляд, фразу, имеющую глубокий человеческий смысл. Именно эти слова наиболее полно характеризуют мое представление об окружающем мире, профессии Педагога и моей роли в системе образования, воспитания и развития детей, подростков и молодежи.

На современном этапе развития общества, когда полным ходом идут процессы глобализации, развития информационных технологий, когда мир вокруг стремительно меняется, когда остро стоит вопрос о гуманизации всего образовательного процесса, формирования гражданской позиции, патриотических взглядов ученика, невозможно, на мой взгляд, отделять образование от воспитания. Т.е., необходимо не только научить правильно ориентироваться в быстро изменяющейся ситуации, но и воспитать, привить способности делать правильный выбор, а значит помочь каждому сформировать в себе современного, мобильного, сильного ЧЕЛОВЕКА, способного стать ПРОФЕССИОНАЛОМ в своем деле.

Концепция модернизации российской системы образования направлена на решение этих задач. И, несомненно, важную роль в этом, я думаю, играет определение важности системы дополнительного образования детей, способствующей развитию склонностей, способностей и интересов социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. Межведомственная программа развития системы дополнительного образования детей на 2002-2005 годы, утвержденная приказом Минобразования России от 25 января 2002 г. № 193, рассматривает развитие дополнительного образования детей как одно из приоритетных направлений образовательной политики.

Дополнительное образование детей определено в ней как целенаправленный процесс воспитания, развития личности и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ… в интересах человека, государства, рассматривается как «особо ценный тип образования», как «зона ближайшего развития образования в России». Современная система дополнительного образования детей предоставляет возможность миллионам обучающихся заниматься художественным и техническим творчеством, туристско-краеведческой и эколого-биологической деятельностью, спортом и исследовательской работой – в соответствии со своими желаниями, интересами и потенциальными возможностями.

Зная концептуальную основу дополнительного образования детей, которая соответствует главным принципам гуманистической педагогики: признание уникальности и самоценности человека, его права на самореализацию, личностно-равноправная позиция педагога и ребенка, ориентированность на его интересы, способность видеть в нем личность, достойную уважения, я придерживаюсь в своей педагогической деятельности следующих принципов обучения:

  • принцип сознательности и активности, который предусматривает, прежде всего, воспитание осмысленного овладения техникой танца; заинтересованности и творческого отношения к решению поставленных задач;
  • принцип наглядности, который предусматривает использование при обучении комплекса средств и приемов (личная демонстрация приемов, видео- и фотоматериалы, словесное описание нового приема со ссылкой на ранее изученные, использование тренажеров и имитаторов и т.д.);
  • принцип доступности, который требует, чтобы перед учеником ставились посильные задачи. В противном случае у занимающихся снижается интерес к занятиям, при этом, однако необходимо приучать учеников к преодолению трудностей. От преподавателя требуется постоянное и тщательное изучение способностей учеников, их возможностей в освоении конкретных элементов;
  • принцип систематичности, который предусматривает разучивание элементов, регулярное совершенствование техники элементов и изучение новых элементов для расширения активного арсенала приемов, чередование работы и отдыха в процессе обучения с целью сохранения работоспособности и активности учеников.

В системе дополнительного образования я работаю уже 8 лет. Именно 8 лет назад на базе школы №1221 был образован танцевальный коллектив, цель создания которого – содействие эстетическому, нравственному, а также физическому развитию школьников. За это время была проведена объемная и плодотворная работа, результатами которой в полной мере могут гордиться и педагогический коллектив школы, и ее ученики и родители.
Ученики нашего танцевального коллектива являются победителями официальных Чемпионатов и Первенств Москвы по возрастным категориям Дети, Юниоры, Молодежь в программе европейских, латиноамериканских танцев, финалистами многих региональных турниров и Чемпионатов России, а также участниками международных соревнований в странах СНГ, ближнего зарубежья и традиционных европейских турниров в Германии, Англии, Франции, Италии, Испании, Дании и Швейцарии.

Помимо физического развития и спортивного результата, неотъемлемой частью работы танцевального коллектива школы является и культурно-воспитательная работа. Ученики школы и танцевального коллектива регулярно участвуют во всех окружных и городских мероприятиях.

Так, в 2000 г. танцевальный коллектив в составе школьной команды стал победителем окружного этапа Эстафеты Искусств и лауреатом городского тура. В 2002г. этот результат был повторен. В 2003г. пары танцевального коллектива школы были приглашены для участия в 1 Венском балу.

Обязательным является участие танцевального коллектива во всех творческих мероприятиях школы (праздниках, концертах, торжественных событиях и т.д.). Организацию некоторых из них ТК берет на себя, так, например, в 2003/2004 учебном году был представлен проект «Танцевальный Новый Год», в котором принимало участие более 100 учеников школы и жители микрорайона.

В рамках проводимой работы осуществляется обучение детей и подростков ритмике, спортивным бальным танцам, гимнастике, основам хореографии, пластики. Развивается координация движений, понимание музыки, владение своим телом. Прививаются навыки социального общения, этикета, культуры общения и поведения в целом. Танцевальные занятия не только учат понимать и создавать прекрасное, они развивают образное мышление и фантазию, дают гармоничное пластическое развитие.

Танец обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития. Танец является богатейшим источником эстетических впечатлений ребенка, «формирует его художественное «я» как составную часть орудия общества, посредством которого оно вовлекает в круг социальной жизни самые интимные и самые личные стороны нашего существа» (Пуртова Т.В. «Учите детей танцевать». М., 2003, с.5).

В основу программы занятий ритмикой и основами бального танца заложен деятельный подход к воспитанию, образованию, развитию ребенка средствами Танца. Таким образом, ребенок на всех уровнях – от первого к одиннадцатому классу – становится вовлеченным в продуктивную творческую деятельность, где он выступает, с одной стороны, в качестве исполнителя, а с другой (на более высоких ступенях) – художника, композитора, режиссера, автора танца в целом.

Необходимость ощутить на себе социальную роль художника-творца настоятельно требует от него осмысления действительности, выявления своего собственного отношения, позиции, а значит, внутренней свободы – открытости миру в противовес замкнутости и зажиму, характерным для многих детей всех возрастных групп. В программе затрагивается проблема творческого общения в процессе создания танца.

Основная задача программы – вскрыть спортивно-педагогические закономерности, вооружить педагога и ученика знаниями, которые необходимы для решения задач, возникающих на танцевальных занятиях; как обеспечить физическую подготовленность и решить воспитательные задачи; как строить и проводить занятия, чтобы добиться максимально положительных результатов в формировании личности, укреплении здоровья, улучшении физического развития, совершенствовании двигательных способностей человека, в подготовке будущих спортсменов.

При разработке программы я использовал такие частные дисциплины, как психология спорта, теория и методика физической культуры, специальная педагогика, планирование и построение спортивно-педагогического процесса.

В программу включен передовой опыт обучения ритмике и тренировки спортсменов-танцоров в России и за рубежом, результаты научных исследований по вопросам подготовки юных спортсменов.

В последнее время много говориться о работе с одаренными детьми. Но, наблюдая за учениками школы, за начинающими и опытными танцорами в повседневной жизни, у меня постоянно возникает вопрос: КАК ОПРЕДЕЛИТЬ, КАК НАЙТИ этот талант? КАКОЙ именно ТАЛАНТ мне надо искать? ГДЕ МЕРА, ГРАНИЦА, отделяющая ОДАРЕННОСТЬ от ТАЛАНТА и от БЕЗДАРНОСТИ?

В своем поиске я пришел к мысли, что МОЯ РОЛЬ, МОЯ ЗАДАЧА как педагога дополнительного образования заключается в том, чтобы увидеть в каждом своем ученике пусть крохотную, но искорку того самого таланта, помочь ему раскрыться как личности, дать почувствовать уверенность в своих силах. И пусть потом далеко не каждый мой ученик станет великим танцором, известным спортсменом, но я точно знаю, что это будет яркая, уверенная в себе, способная на многое Личность. Именно эту мою идею, как нельзя лучше передает та ирландская пословица, которую я выбрал в качестве своего педагогического кредо: «Ангелы умеют летать не потому, что они легкие, а потому, что умеют делать себя легче…»

Таким образом, важным моментом является ориентация программы на работу с детьми, независимо от наличия у них специальных физических данных, на воспитание танцевальной культуры и привития начальных навыков в искусстве танца. Программа содержит необходимый минимум тренировочных упражнений и танцевальных движений, способствующих гармоничному развитию танцевальных способностей учащихся.

Обучение проводится в 3 этапа:

1. Азбука музыкального движения – освоение азов ритмики, азбуки классического танца, несложных элементов историко-бытовых и бальных танцев, а также народного танца.

2. Первые шаги – совершенствование полученных знаний, продолжение изучения классического экзерсиса, освоение репертуара историко-бытовых и массовых бальных танцев, изучение и исполнение народных танцев, знакомство с современными танцевальными направлениями. Продолжение начатой на первом этапе работы по развитию актерского мастерства и воспитанию способности к танцевально-музыкальной импровизации.

3. Спортивные надежды.

Третий этап предполагает специализированные занятия для детей, проявивших определенные способности к танцу. Совершенствуя свои знания в избранном жанре, дети активно осваивают репертуар спортивных бальных танцев, изучают специализированную литературу, используют видеоматериалы, совершенствуют исполнительское мастерство.

Да! Быть современным (в полном смысле этого слова) учителем нелегко. Необходимо быть не только грамотным профессионалом в своей области, но и обязательно психологом, исследователем, методистом, руководителем, ТВОРЦОМ, наконец, просто ЧЕЛОВЕКОМ. Для этого нужно постоянно развиваться самому, жить интересами ребенка, учиться его понимать и прощать.
Я искренне верю, что, вкладывая в каждого ученика маленькую частичку своей души, я участвую в огромном, трудном, но замечательном деле…

Программа «Ритмика и основы спортивного бального танца» (Приложение 1)

Рецензия на Программу обучения по курсу «Ритмика и основы спортивного бального танца» (Приложение 2)

Ритмика и бальные танцы

Программа «Ритмика и бальные танцы»

Дорогие друзья, уважаемые коллеги! Как-то не заслуженно на сайте мы обходим стороной бальный танец. Хотя это тоже одно из танцевальных направлений. Данный материал для тех, кто преподает бальные танцы и не только.

Предлагаю вашему вниманию Хореографическую программу по дополнительному образованию на тему «Ритмика и бальные танцы» автор Олеся Чикаева.

Данная образовательная программа рассчитана на два года прохождения курса в режиме факультативных занятий 1-5 классов. Программа достаточно вариативна и позволяет проявить индивидуальный творческий подход.

Программа состоит из разделов, соответствующих периодам обучения. По степени сложности можно рекомендовать для каждого возрастного состава свой примерный программный набор танцев. В некоторых танцах несколько вариаций, что позволяет применять их для различного возраста и степени сложности.

Автор пишет: «Я не ставлю своей целью выучить и натренировать пары для участия в рейтинговых конкурсах бального танца, так как в условиях общего среднего образования за один-два часа занятий в неделю невозможно. Но открыть перед учащимися мир бального танца, приобщить их к этому прекрасному виду искусства и спорта одновременно, научить элементарным основам танца, т.е. создать фундамент для более серьёзного увлечения, представляется необходимым.

Уже через несколько месяцев учащиеся овладевают минимальными навыками танца и способны показать своё умение на различных конкурсах и праздниках. Проведение этих праздников вносит в процесс обучения элементы соревнования, работу на результат.

Танцуя в паре, ребёнок многому учиться и многое приобретает: вырабатывается и развивается не только коммуникабельность, взаимовыручка, умение настроиться на партнёра, контроль над собой, но и культура общения в танце с преподавателем, со зрителем.

Овладевая разнообразными движениями, дети совершенствуют двигательные навыки, у них развивается мышечное чувство, пространственная ориентировка и координация, улучшается осанка, повышается жизненный тонус. Музыкально-ритмическая деятельность , способствует формирование чёткости движений, что сказывается затем на всей учебной деятельности школьников.

Главной особенностью и новизной программы является то, что наряду с популярными танцами она включает и бальные танцы, которые являются общепринятыми во всём мире.

Целями данного предмета являются:

1. формирование знаний в области хореографической культуры, развитие творческих способностей учащихся;
2. научить ученика определённым приёмам, связкам движений в различных танцах и выработать в нём способность самостоятельно видоизменять, группировать фигуры и составлять свой танец, выражая свои чувства, эмоции и понимание музыки.
3. углубить и развить навыки и умения, которые учащиеся получают на уроках ритмики.

Образовательные задачи:

1. овладение языком хореографического искусства;
2. расширить кругозор обучающихся в области хореографии;
3. научить двигаться в паре.

Развивающие задачи:

1. развить природные способности ребёнка (музыкальный слух, чувство ритма, координацию, выносливость, внимание, умение ориентироваться в пространстве);
2. развитие коммуникативных, познавательных, познавательных интересов прикладных умений и навыков;
3. развитие интереса к хореографическому искусству, как ко всему неизвестному;
4. укрепление организма и физического развития ребёнка.
5. развитие художественно-эстетического вкуса.

Воспитательные задачи:

1. привить учащимся культуру общения между собой, в паре в танце, с окружающими;

2. привить культуру исполнителя и стремление к творческому самовыражению;
3 художественно-эстетическое развитие школьников;
4. организация двигательного режима школьников;
5. воспитывать у детей чувство взаимопомощи, коллективизма, умение выслушать друг друга.

Так же задача программы — углубить и развить навыки и умения, которые учащиеся получают на уроках ритмики.
Формы организации деятельности учащихся на занятии будут групповая, индивидуальная, индивидуально-групповая, ансамблевая.

Занятия будут проходить в форме:

занятие-игра, тренировок, репетиций, конкурсов, открытых уроков, экскурсий, фестивалей, творческих встреч, консультаций.
По окончании учебного курса учащиеся должны владеть основными навыками работы на уроке, научиться двигаться в паре, уметь координировать работу всех частей тела, знать основные элементы бального танца, уметь использовать хореографический материал в своих творческих работах.

Контроль знаний осуществляется в форме: урока-концерта, конкурсы импровизаций, открытые уроки, праздники и хореографические фестивали, где дети публично демонстрируют знания, умения и навыки».

Скачать программу можно по ссылке

Рабочая программа на тему:
Программа по ритмике и бальному танцу

Программа по ритмике и бальному танцу для начальной школы.

Предварительный просмотр:

Для реализации здоровьесберегающих образовательных технологий со 2-го класса введен предмет «Ритмика» 1 час в неделю за счет школьного компонента. Движение в ритме и темпе, заданном музыкой, способствует ритмичной работе всех внутренних органов и систем, что при регулярных заданиях ведет к общему оздоровлению организма. Программа по ритмике является музыкально-ритмическим психотренингом для детей, развивающим внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, направленным на развитие творческого воображения, фантазии, способности к импровизации.

В работе используются программы «Ритмика и бальные танцы» (автор Е. И. Мошкова) и программа по ритмической пластике (автор А. И. Буренина), с изменениями и дополнениями.

Основное внимание уделяется индивидуальному и творческому подходу к каждому ученику.

Основной направленностью в работе является психологическое раскрепощение ребёнка через освоение своего собственного тела, как выразительного инструмента. Именно это обеспечивает эффективность освоения учащимися программы.

Главное в работе – это приобщение к движению под музыку всех детей – не только способных и одарённых в музыкальном и двигательном отношении, но и неловких, заторможенных, которым нужно помочь обрести чувство уверенности в своих силах путём подбора для них такого материала, в котором проявятся скрытые возможности ребёнка, его «изюминка» и индивидуальность, а слабые стороны, наоборот, будут завуалированы.

Чтобы добиться хороших результатов, сочетается занимательное с малоинтересным, но необходимым. Занятия должны быть разнообразными, как по содержанию (ритмические упражнения, задания на ориентировку, разучивание упражнений тренировочного характера, разучивание и повторение танцев), так и по набору применяемых методов.занимательное с малоинтересным, но необходимым. будут завуалированы. ла, в котором проявятся скрытые возможности ребёнка, его и

При повторении необходимо избегать однообразия, скуки, вносить в знакомое движение, танец элемент новизны, предъявлять новые требования, ставить новые задачи. Любое задание должно соответствовать степени подготовленности к нему. Весь процесс обучения необходимо строить на сознательном усвоении знаний и навыков. Это пробуждает интерес к знаниям, повышает качество запоминания. Занятия должны идти в хорошем темпе, не следует пытаться научить всему сразу.

Задачи обучения и воспитания

— развитие способности чувствовать настроение и характер музыки.

— развитие чувства ритма.

— развитие музыкальной памяти.

  1. Развитие двигательных качеств и умений:

— развитие точности, координации движений.

— развитие гибкости и пластичности.

— формирование правильной осанки.

— развитие умения ориентироваться в пространстве.

— обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.

  1. Развитие творческих способностей, потребности самовыражения в движении под музыку:

— развитие творческого воображения и фантазии.

— развитие способности к импровизации.

  1. Развитие и тренировка психических процессов:

— развитие умения выражать эмоции в мимике и пантомимике.

— развитие восприятия, внимания, памяти.

  1. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:

— воспитание умения сопереживать другому.

— воспитание умения вести себя в группе во время движения.

— воспитание чувства такта.

Для успешной реализации этих задач необходимо обеспечивать психологический комфорт, чувство защищённости каждому ребёнку, чтобы у него не было боязни сделать что-нибудь не так, проявить своё неумение. Не надо делать детям замечаний вслух, а наоборот, необходимо подбадривать их. Важно также подбирать такой материал, который был бы доступен для исполнения, соответствовал возрастным и индивидуальным особенностям детей. Необходимо стремиться сделать привлекательным процесс занятий путём подбора яркой музыки, оригинальных двигательных упражнений, вызывающих у детей эмоциональный отклик, варьированием игровых ситуаций, сюрпризных моментов.

Содержание курса и задачи каждого раздела

Весь урок делится на три части:

— разминка (элементы ритмики, классики).

— изучение танца (основные движения танца, вариации).

— минутка фантазии (индивидуальные движения, танцы).

Необходимо каждый урок начинать с подготовительных упражнений для рук, ног, корпуса, которые развивают кисти, предплечья, руки, шею, корпус, бёдра, колени, стопы. Упражнения классики развивают пластичность, музыкальность.

Начинать надо с разучивания самых простых упражнений. По мере развития ловкости и координации движения должны усложняться. Рекомендуется чередовать быстрые и медленные движения. Новые движения вводятся постепенно. Прежде чем приступить к упражнениям, учащихся необходимо ознакомить с позициями ног, рук, основными ориентирами площадки. Особое внимание следует уделить правильной постановке корпуса и выработке красивой осанки.

Следующая часть урока отводится изучению танца. Разучивание танца проводится в следующей последовательности:

— вводное слово педагога о танце (название, история возникновения, характерные особенности музыки и хореографии).

— слушание музыки к танцу.

— разучивание элементов танца, танцевальных движений, поз, переходов и рисунка танца.

Для разучивания танцев используются разные методы:

1. Приступая к разучиванию движения, позы, перехода, учитель объясняет и показывает их сам, затем то же повторяют ученики.

2. Хорошие результаты даёт метод, при котором ученики выполняют движение вместе с объяснением и показом учителя и лишь, затем исполняют движение самостоятельно.

3. Метод разучивания по частям сводится к делению движений на простые части и разучиванию каждой части отдельно с последующей группировкой частей в нужной последовательности в единое целое.

4. Целостный метод разучивания заключается в разучивании движений целиком в замедленном темпе.

5. Для разучивания особенно сложных движений может быть применено временное упрощение. Этот метод заключается в том, что сложное упражнение сводится к простой структуре и разучивается в таком виде. Затем движение постепенно усложняется.

Одновременно с разучиванием упражнений для рук и корпуса должна вестись постоянная работа над позами и положениями в парном танце. Положения рук и позы в парном танце разучиваются сначала в положении стоя на месте, затем закрепляются в простом танцевальном шаге и лишь, когда положения рук и поза легко и естественно принимаются учащимися, можно закрепить их в танце. Полезно при разучивании положений рук и поз в парном танце объяснять и показывать каждый элемент отдельно. В заключении разучивается соединение танцевальных движений, поз, переходов, рисунка в танцевальной комбинации, фигуры и целый танец.

Заключительная часть урока посвящается индивидуальной минутке. Каждый ученик имеет возможность раскрыть себя, показать свои движения, которые он придумывает сам в связи с ритмом жизни, изменчивостью моды, новых веяний в музыке. Такие минутки доставляют удовольствие детям, развивают фантазию, подготавливая их к импровизации в танце.

Человек, владеющий танцевальными навыками, всегда сможет освоить самостоятельно или при краткосрочном обучении новый танец или дополнительный элемент к прежде изученному.

Инструкция по охране труда при проведении занятий по ритмике

1. Общие требования безопасности

— К занятиям ритмики допускаются учащиеся с первого класса, прошедшие инструктаж по охране труда, медицинский осмотр и не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

— При проведении занятий по ритмике соблюдать правила поведения, расписание учебных занятий, установленные режимы занятий и отдыха.

— В хореографическом классе должна быть медицинская аптечка с набором необходимых медикаментов для оказания первой помощи.

— При проведении занятий по ритмике соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения.

— При несчастном случае немедленно сообщить учителю, который сообщает об этом администрации школы.

— Учащиеся должны выполнять правила личной гигиены.

— Обучающиеся, допустившие невыполнение или нарушение инструкции по охране труда привлекаются к ответственности и со всеми обучающимися проводится внеплановый инструктаж по охране труда.

  1. Требования перед началом занятий:

— Произвести влажную уборку хореографического зала.

— Проверить крепления зеркал и станков.

— Надеть форму и обувь с нескользкой подошвой.

  1. Требования во время занятий:

— Выполнять упражнения, точно исполняя указания учителя.

— При выполнении прыжков приземляться мягко на носки, пружинисто приседая.

— При выполнении упражнений потоком (один за другим) соблюдать достаточные интервалы, чтобы не было столкновений.

— При появлении во время занятий боли в руках, ногах, суставах, а также при плохом самочувствии, прекратить занятия и сообщить об этом учителю.

— При возникновении пожара в хореографическом зале, немедленно прекратить занятия, эвакуировать учащихся из зала, сообщить о пожаре администрации школы и в ближайшую пожарную часть. Приступить к тушению очага возгорания с помощью первичных средств пожаротушения.

— При получении травмы немедленно оказать первую помощь пострадавшему.

  1. Требования по окончанию занятий:

— Отключить от электросети аудио и видеотехнику.

— Снять форму и обувь.

— Произвести уборку хореографического зала.