Ритмика и бальный танец для детей 4 лет

Программа «Ритмика и танец»

Ритм не ограничен, и потому возможности его физического осуществления неисчислимы.

Всем нам известно, какую огромную роль играет в жизни человека ритм. Ритму подчинена вся наша жизнь: ритм дыхания и сердечной деятельности, ритм суток и времен года, ритм работы и музыки. Не трудно представить, как легко ритм, произносимые слова или ритмическое дыхание могут вдохновить на движение. Движение, подчиненное определенному ритму – это уже прообраз танца. Нигде более так всеобъемлюще не развиваются тело, душа и воля как в танце. Поэтому танец столь важен и необходим для образования и развития детей.

На занятиях ритмикой увеличивается объем двигательной активности, который оказывает значительное влияние на повышение умственной активности, развитие физических качеств, функциональное состояние сердечно – сосудистой и нервной системы. Движение в ритме и темпе, заданной музыки, способствует ритмичной работе всех внутренних органов и систем что при регулярных занятиях ведет к общему оздоровлению организма.

Программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», «Типовым положении об образовательном учреждении дополнительного образования детей», санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами.

Я в своей работе опираюсь на программы ведущих педагогов: Э.Ж.Далькроз – музыкант-педагог, композитор, пианист-дирижер профессор Женевской консерваториии (1865-1950г.); И.В.Лифиц Педагогическое образование. Москва 1999г;.Е.Н.Мошкова Программа «Ритмика и бальные танцы». Утверждена Министерством Образования 1997г.; Ваганова А.Я. – педагог-хореограф, балетмейстер (1879-1951); Программа по ритмической пластике для детей «Ритмическая мозаика» А.И.Бурениной. Рекомендована Министерством образования Российской Федерации. 2000 г.

Актуальность программы

На занятиях ритмикой особое внимание уделяется не только развитию ритмической, но и эмоционально-действенной связи музыки и танца. Танец решает те же задачи эстетического развития и воспитания что и музыка. В музыке заложены содержание и характер любого танцевального произведения. Не может быть танца без музыки, без ритма. Обучение искусству танца происходит параллельно с музыкальным воспитанием: дети учатся понимать, слушать и слышать музыку, органически сливать в единое целое движение и музыку.

Моя программа является модифицированной она расщитана на физическое, эмоциональное и нравственное развитие и совершенствование детей. Программа нацелена на личностное развитие ребенка. Программа по ритмике предназначена для детей 7-10 лет и рассчитана на 3 года обучения. Занятия проводятся в групповой форме, продолжительностью 40 минут.

Направленность программы: общеразвивающая.

Новизна программы.

Многогранность учебных занятий позволяет в процессе роста творческих способностей учащихся, использовать полученное образование в обычной жизни.

Цели и задачи

Главной целью уроков ритмики является – активизация музыкального восприятия через движение. Двигаться, как подсказывает музыка, идти от музыки к движению, творчески отображая музыкальные впечатления.

По программе «ритмика и танец» решаются следующие задачи:

  • Физическая подготовка детей:
    • развитие опорно-двигательного аппарата;
    • формирование постановки корпуса и стопы;
    • содействие развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно – сосудистой и нервной системы организма.
  • Совершенствование психомоторных способностей школьников:
    • развитие мышечной силы, гибкости, выносливости, скоростно-силовых и координирующих способностей;
    • развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимание, умение согласовать движения с музыкой;
    • формирование навыков выразительности, пластичности, грациозности и изящества танцевальных движений.
  • Развитие творческих и созидательных способностей учащихся:
    • развитие мышления, воображения, находчивости и познавательной активности, расширение кругозора;
    • формирования навыков самостоятельного выражения движений под музыку; развитие инициативы, чувства товарищества, взаимопомощи и трудолюбия.

По окончанию курса учащийся должен

  • знать
    • порядок и правильность исполнения движений танцевальной разминки;
    • элементы музыкальной ритмической грамоты, уметь распознать и передать движением характер музыки (грустный, торжественный, веселый и т. д.), определить размер незнакомого музыкального произведения и передать хлопками его ритмический рисунок;
    • названия и методику исполнения танцевальных движений проученных с педагогом;
    • названия и технику исполнения движений у станка (экзерсис).
  • уметь
    • методически и музыкально точно исполнять танцевальную разминку;
    • уметь слушать и анализировать танцевальную музыку, двигаться под музыку;
    • легко, музыкально, эмоционально исполнять проученные танцы;
    • методично исполнять проученные движения у станка.

Программа содержит следующие разделы:

  • Ритмика, элементы музыкальной грамоты.
  • Танцевальная азбука.
  • Танец.
  • Беседы по хореографическому искусству.
  • Творческая деятельность

Раздел «Ритмика и элементы музыкальной грамоты»

С первых уроков дети, приобретают опыт музыкального восприятия. Главная задача педагога создать у детей эмоциональный настрой во время занятий. Отсюда вытекают требования к музыкальному оформлению занятий:

  • правильный подбор музыкального произведения в соответствии с исполненным движением;
  • художественное и выразительное исполнение музыки, которое является главным методическим приёмом преподавания.

Музыкально-ритмическая деятельность включает ритмические упражнения, построения и перестроения, музыкальные игры для школьников 2 класса, слушание и разбор танцевальной музыки для школьников 3 и 4 классов. Упражнения этого раздела способствует развитию музыкальности: формировать восприятие музыки, развития чувства ритма и лада, обогащение музыкально – слуховых представлений, развитие умений координировать движений с музыкой.

Раздел «Танцевальная азбука»

Этот раздел включает изучение основных позиций и движений классического, народно – характерного и бального танца.
Упражнения способствуют гармоничному развитию тела, технического мастерства, культуры движений, воспитывают осанку, развивают гибкость и координацию движений, помогают усвоить правила хореографии.
Занятиям по классическому танцу придаётся особое значение, т.к. классический танец является основой хореографической подготовки обучающихся.
Главная задача педагога при изучении движений, положения или позы необходимо разложить их на простейшие составные части, а затем в совокупности этих частей воссоздать образ движения и добиваться от детей грамотного и чёткого их выполнения. Здесь используется подражательный вид деятельности учащихся.

Раздел «Танец»

Этот раздел включает изучение народных плясок, исторических и современных бальных танцев. Наиболее подходящий материал по возможности выбирается в зависимости от конкретных условий. В процессе разучивания танца педагог добивается, чтобы учащиеся исполняли выученные танцы музыкально, выразительно, осмысленно, сохраняя стиль эпохи и национальный характер танца.
Занятия историко-бытовым и бальным танцем органически связано с усвоением норм этики, выработки высокой культуры, общения между людьми.
В программный материал по изучению историко-бытового танца входит:

  • усвоение тренировочных упражнений на середине зала,
  • ритмические упражнения,
  • разучивание танцевальных композиций.

В начале учащиеся знакомятся с происхождением танца, с его отличительными особенностями, композиционным построением, манерой исполнения и характером музыкального сопровождения. В танцах определённой композиции отмечается количество фигур, частей и количество тактов. Далее идёт усвоение учащимися необходимых специфических движений по степени сложности. После этого разученные элементы собираются в единую композицию.
Народно-сценический танец изучается на протяжении всего курса обучения и имеет важное значение для развития художественного творчества и танцевальной техники у учащихся. На первом этапе дети изучают простейшие элементы русского танца, упражнения по народно-сценическому танцу, изучаются в небольшом объёме и включаются в раздел «танцевальная азбука». Занятия по народному танцу включают в себя: тренировочные упражнения, сценические движения на середине зала и по диагонали, танцевальные композиции.

Также дети изучают элементы современной пластики. В комплекс упражнений входит:

  • партерная гимнастика;
  • тренаж на середине зала;
  • танцевальные движения;
  • композиции различной координационной сложности.

Раздел «Беседы по хореографическому искусству»

Беседы по хореографическому искусству проводятся систематически в течении всего курса обучения; включает в себя лекции по истории русского балета, истории мирового балета, общие сведения об искусстве хореографии, её специфике и особенностях. Цель занятий состоит в том, чтобы помочь учащимся ясно представить себе исторический путь развития хореографического искусства, его борьбу за прогрессивную направленность, самобытность и реализм, его связь с другим видами искусства.
Беседы проводятся отдельным занятием 1 раз в четверть и дополняются наглядными пособиями, прослушиванием или просмотром записей фрагментов из балетов, творческих концертов и т.д.

Раздел «Творческая деятельность»

Организация творческой деятельности учащихся позволяет педагогу увидеть характер ребёнка, найти индивидуальный подход к нему с учётом пола, возраста, темперамента, его интересов и потребности в данном роде деятельности, выявить и развить его творческий потенциал.
В играх детям предоставляется возможность «побыть» животными, актёрами, хореографами, исследователями, наблюдая при этом, насколько больше становятся их творческие возможности, богаче фантазия.
При создании творческих ситуаций используется метод моделирования детьми «взрослых отношений», например: «Я – учитель танцев», «Я – художник по костюмам» и др.
Одно из направлений творческой деятельности: танцевальная импровизация – сочинение танцевальных движений, комбинаций в процессе исполнения заданий на предложенную тему.
Кроме этого в содержание раздела входят задания по развитию ритмопластики, упражнения танцевального тренинга, инсценирование стихотворений, песен, пословиц, сказок и т.д.; этюды для развития выразительности движений.
Творческие задания включаются в занятия в небольшом объёме, или проводятся отдельными уроками по теме.

Каждый урок включает все виды деятельности: разминка, проводится на каждом уроке в виде «статистического танца» в стиле аэробики под современную и популярную музыку, что создает благоприятный эмоциональный фон и повышает интерес к упражнениям. Ритмику, слушание и анализ музыки, элементы классического танца, танцевальные этюды, упражнения на ориентировку в пространстве, музыкальные игры. Все виды деятельности чередуются не механически, а соединяются органично, подчиняя единому педагогическому замыслу.

Программа по курсам.

2 класс.

1 час в неделю, 34 часа.

Задача: научить слушать музыку, понимать команды, разнообразить набор обычных движений, развивать координацию, чувства ритма, память, внимание, заинтересовать. Обще развивающие упражнения. Танцы.

3 класс.

1 час в неделю, 34 часа.

Задача: ещё более развивать чувство ритма, музыкальность, пластику, координацию. Развитие памяти, разнообразить набор привычных движений. По ходу урока решаются задачи поведения в паре. Обще развивающие движения. Танцы.

4 класс.

1 час в неделю, 34 часа.

Задача: осваиваются танцы более сложной координацией, и ведением в паре. Улучшаются позиции в паре, развивается память логическая и мышечная. Отрабатывается техника движений, достигается музыкальность и ритмичность. Методично исполняется движение у станка. Обще развивающие упражнения. Танцы.

Условия работы программы.

Для реализации данной программы необходимы:

зал хореографии для занятий ритмикой;
инвентарь (мячи, скакалки, обручи, балетный станок);
форма для занимающихся (гимнастический купальник, юбка, белые носочки, чешки, для девочки). Белая футболка, черные шорты, белые носочки, чешки (для мальчика).

Формы организации занятий

Основными формами занятий являются:

  • групповые учебные занятия;
  • групповые и индивидуальные теоретические занятия;
  • участие в конкурсах, концертных программах;
  • конкурсы, викторины.

Диагностика реализации программы.

ФОРМЫ:

  • наблюдение;
  • открытые занятия;
  • показательные выступления.

Диагностика выполнения программы проводиться в начале учебного года (сентябрь), в конце первого полугодия (декабрь) и в конце учебного года (май).

Методические аспекты освоения программы.

Основным в освоении программы данного курса являются принципы: «от простого к сложному», «от медленного к быстрому», «посмотри и повтори», «осмысли и выполни», «от эмоций к логике», «от логики к ощущению».

Знакомство с танцем начинается с музыки, истории танца, место его происхождения, его ритмичным характерным темпом. Освоение элементов происходит постепенно. Дети осваивают движения, повторяя его за педагогом. Способность к зрительному восприятию позволяет обучающему считывать движения. В танцах со сложной координацией необходимо четко соблюдать последовательность подачи информации о движении. Начинается «от пола» и следует объяснять в последовательности:

– куда наступает (как переносится вес);
– как ставим ногу (как работает стопа);
– что делает корпус;
– как двигаются руки;
– куда направлен взгляд.

Классический тренаж вырабатывает умение сохранять вертикальную ось, обеспечивающую равновесие тела в любом положении, воспитывают точность исполнения движения, мышечную координацию. Усвоив правила исполнения движений классического танца (экзерсис у станка), учащиеся переносят эти правила на исполнение любого движения, изучаемого на уроке.

Успешное усвоение всех рекомендаций должно сочетаться с созданием на занятиях такого психологического микроклимата, когда педагог, свободно общаясь с детьми на принципах сотрудничества, содружества, общего интереса к делу, четко реагирует, на восприятие обучающихся поддерживая атмосферу радости, интереса и веселья побуждает их к творчеству.

На занятиях вырабатывается свой язык общения: речь – жест – музыка, который позволяет быстро сменить вид деятельности, мобилизует внимание.
В целях создания положительной мотивации используются, игровые моменты, ролевые игры, направленные на переключение внимания, разгрузку и отдых.

Ритмика и бальный танец для детей 4 лет

Автор: педагог дополнительного образования

Ладыгина Екатерина Николаевна

Г. Елизово, 2012 год.

1 Пояснительная записка 3

2 Цели и задачи обучения 6

3 Содержание образования 8

-Элементы классического танца 11

-Элементы историко-бытового танца 12

4 Вариант структуры урока 13

5 Учебно-тематическое планирование 14

6 Прогнозируемые результаты 16

7 Условия реализации программы 17

8 Список литературы 18

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Это так естественно — двигаться. Для любого человека, а особенно для ребенка, который — только в самом начале своего пути движения по жизни… Как именно идти по жизненному пути — каждый выбирает сам, но мы, взрослые, можем подсказать нашим детям, что им необязательно идти тяжелой поступью, низко опустив голову от страха, обид и огорчений, что что-то не получается… Именно в наших силах рассказать нашим любимым малышам, что у них есть выбор — поднять гордо голову, выпрямить спину, включить музыку, улыбнуться и — вперед — «нас ждут великие дела!» Танец — пожалуй, одна из самых лучших практик самопознания, самосовершенствования. Танец дарит свободу и легкость, учит двигаться изящно…

Уверена, не бывает неталантливых детей, есть дети, которым уделяют мало внимания и времени, но в каждом есть то, что нужно раскрыть нам, взрослым, ну или, по крайней мере, дать шанс этому раскрыться …. Итак, вот такой, своеобразный шанс раскрыться, я даю детям-дошкольникам на своих занятиях ритмикой. Но, сначала немного о так называемой цели, к которой в конечном итоге ведут мои занятия.

Спортивные бальные танцы. Слово «бал» мы позаимствовали из французского языка. А само французское слово происходит от латинского глагола ballare, который означает «танцевать». Поначалу танцы исполнялись на праздниках и балах. Позже из них сформировалось целое направление танцев — бальные танцы, которые со временем выделились в отдельный вид спорта. Однако, отделить в бальных танцах спорт от искусства — просто невозможно. Это уникальный синтез танцевального искусства, музыкального искусства и спорта.

Бальные танцы — это, прежде всего, парные танцы, где пару составляют мужчина и женщина. Бальные танцы призваны демонстрировать все разнообразие гармоничных отношений между мужчиной и женщиной. Наверное, именно поэтому эта категория танцев пользуется несомненным успехом у публики и заставляет увлечься бальными танцами всерьез.

При этом все танцы (форма танцев, а также сами танцевальные движения, из которых состоят бальные танцы) четко классифицированы и жестко регламентированы. Танцоры обязательно соблюдают те танцевальные позиции, которые закреплены за каждым из танцев, входящих в состав европейской программы (стандарт) и латиноамериканской программы спортивных бальных танцев. Соревнования для любителей и профессионалов по спортивным (бальным) танцам проводятся на паркете в специальной танцевальной обуви.

Бальные танцы завораживают зрителей красотой пластичных движений, экспрессией (неповторимой выразительностью) танцевальных композиций и самих танцоров. Танцоры гибки, пластичны, они имеют королевскую осанку, большую выносливость, их тело полностью подчиняется мыслям и желаниям, они всегда будут в прекрасной физической форме, бодры, энергичны, всегда в центре внимания, всегда смогут выразить себя в искусстве.

Но, первой ступенькой к бальным танцам являются такой вид деятельности как ритмика. Также, на своих занятиях, я уделяю некоторое время основам хореографической подготовки. Хореографическая подготовка — основа танцевального искусства.

Классический танец — это не только красивое и утонченное искусство пластики нашего тела, с помощью которого мы выражаем эмоции и чувства нашей души. Основы классического танца — это тот фундамент, на котором строится любое танцевальное направление. Без классической хореографии не обходится ни один танцовщик. Если посмотреть внимательно на хорошего и плохого танцовщика, то сразу становится очевидным, что эту разницу в восприятии определяет наличие хореографической подготовки либо ее отсутствие, независимо от того, танцует он модерн, бальный танец или классический балет.

Для основ хореографической подготовки характерны традиционные положения рук, ног, тела, головы танцовщика. Без овладения этими позициями и правилами танцор выглядит недостаточно выразительным и даже неуклюжим.

Мои занятия не ставят своей целью выучить и натренировать детей на выполнения какого-либо набора заученных движений. Но открыть перед детьми мир бального и историко-бытового танца, по средствам ритмики, приобщить их к этому прекрасному виду искусства, научить элементарным основам танца, т.е. создать фундамент для более серьезного увлечения.

Tempo-Studio —

школа искусств №1
на Новой Риге!

Танцы для детей

Уважаемые родители, приглашаем Ваших детей в нашу детскую танцевальную студию. Мы организуем танцы для детей 3 лет, 4 лет и старше. Профессиональные педагоги школы танцев для детей научат Вашего ребенка не только красиво и пластично двигаться, но и быть здоровым!

Бальные танцы для детей

Детская танцевальная студия TEMPO предлагает бальные танцы для детей от 3 лет. Как прекрасны и грациозны бальные танцы! Здесь соединены и спорт, и искусство. Бальные танцы для детей позволят развить пластику, координацию движений, сформировать грациозную осанку, стройность фигуры. Ребенок, постоянно занимаясь бальными танцами для детей, научится полностью контролировать свое тело и в движении выражать свои чувства и эмоции.

Ритмика для детей

Ритмика для детей прежде всего научит четко координировать свое тело, разовьет в ребенке способность согласовывать музыку с движением тела. В нашей детской танцевальной студии занятия ритмикой для детей обязательно включают гимнастические упражнения на растягивание, формирующие гибкость и красивую пластику всего тела. Кроме того курс ритмики для детей включает и занятия хореографией, развивающей правильное положение тела, осанку.

Спортивные танцы для детей

Детская танцевальная студия организует спортивные танцы для детей 4 лет.

Балет для детей

Школа танцев для детей приглашает Ваших детей от 3 лет на занятия балетом. Балет – это целый вид искусства, соединяющий в себе красоту, совершенство и внутренний мир артиста. Балет для детей способен создать из ребенка настоящего артиста, гибкого, пластичного, способного к глубокому восприятию музыки и созданию желаемого образа в танце.

Латина для детей

Латина – стиль танцев, который является одним из популярных на сегодняшний день современных направлений. Детская танцевальная студия приглашает на занятия латиной для детей. Мы включили в программу латины для детей самые известные латиноамериканские танцы – самба, румба, ча-ча-ча, пасадобль, джайв. Эти яркие, зажигательные танцы можно танцевать как в паре, так и в одиночку. Наши преподаватели латины для детей разучат и поставят основные движения, научат соединять их в танце.