Русские народные композиции для танцев

Русские народные композиции для танцев

АРХИВ «Студенческий научный форум»

Просмотров научной работы: 15253

Комментариев к научной работе: 1

Поделиться с друзьями:

Танец представляет собой один из старейших видов искусств, он является очень интересным, многогранным, ярким, и несёт в себе огромный эмоциональный заряд. Народный танец является родоначальником всех направлений танца, которые формировались на протяжении многих веков. В основе народного танца лежат и классический, и историко-бытовой, и эстрадный, и современный танец. Мода и течение времени не смогли повлиять на него, а тем более заставить вовсе исчезнуть с лица Земли, ведь он несёт в себе историю создавшего его народа. Каждое поколение свято хранит память о своих предках и бережёт всё, что отражает их жизнь. В этом плане народный танец стал бесценным сокровищем, показывающим быт, основные занятия, традиции, события, происходящие в жизни людей.

Изучая народный танец, мы путешествуем по всей нашей планете. Благодаря этому виду искусства, можно побывать в любой части земного шара, познакомиться с историей этого края, узнать национальные особенности этой территории, и для этого вовсе необязательно переплывать океан, преодолевать огромные расстояния.

Многие люди посвятили свою жизнь изучению народного танца. Об их открытиях написано множество книг: Н.И.Заикин, Н.А.Заикина «Областные особенности русского народного танца», А.Климов «Основы русского народного танца». Всеволодского-Гернгросса В.Н. «Крестьянский танец», Веретенников И.И. «Белгородские карагоды»,Щуров, В.М. «Региональные традиции в русском музыкальном фольклоре»,Богданов, Г. «Урок русского народного танца» и многие другие.

Объектом данного проекта является сохранение и развитие традиций национальной хореографической культуры народов России.

Предметом данного проекта является процесс обучения народно- сценическому-бытовому танцу, как фактор сохранения и развития традиций хореографической народной культуры.

Цель проекта представляет собой расширение профессионального кругозора студентов, детей, развитие творческой фантазии и художественного мышления, формирование способности мыслить хореографическими образами и создавать хореографические произведения, различные по жанру, стилю и форме.

Задачи курсового проекта — овладение знаниями по теории композиции танца; освоение методикой создания хореографического произведения; овладение приемами сочинения хореографического произведения; формирование практических навыков постановочной и репетиционной работы, изучение основ пересека.

Раздел 1.Общие признаки жанров народной хореографии.

Танец представляет собой яркое, красочное творение человечества, которое является эмоциональным, художественным, специфическим отображением его многовековой, многообразной жизни. Танец воплощает в себе творческую фантазию людей, глубину их чувств. Народный танец всегда имеет ясную и чёткую тематику, он всегда содержателен. В нём существует драматургическая основа и сюжет. В народном танце всегда есть и обобщенные, и конкретные художественные образы, которые создаются благодаря разнообразным пластическим движениям, пространственным рисункам (построениям).

Танцевальный образ воспринимается как непосредственно, так и путём ассоциаций. Правдивость, конкретность и художественность танцевальных образов определяется их содержанием и танцевальной лексикой, органической связью с мелодией, её характером, ритмом и темпом.

Народный танец в различных своих образах отображает духовную жизнь народа, его быт, эстетические вкусы и идеалы. В ходе развития общества народный танец приобрёл самостоятельное значение, стал одной из форм эстетического воспитания. Люди стали создавать изумительные по красоте и рисунку танцы с разнообразными содержанием и движениями. Красочные хороводы, мудрёные кадрили, виртуозные, целомудренные пляски солистов, лихие переплясы и многое другое. Данный факт говорит о богатстве и большом многообразии русского народного танца. Он имеет свои оригинальные, чёткие, исторически сложившиеся признаки, свои глубокие национальные корни и богатые многовековые исполнительские традиции. Так же стоит отметить, что народный танец это самостоятельный, самобытный, высокохудожественный вид творчества русского народа. В древности танец имел религиозно – магический смысл, он исполнялся с определенной целью по праздникам. Со временем он утратил религиозные черты и превратился в бытовой танец, выражающий чувства, настроение исполнителя. Нарушилась и обязанность исполнения танца по определённым временам года.

Связь русского народного танца с конкретными обрядами была характерна для хороводов, игр и немногих видов пляски. Кадриль, перепляс или одиночная пляска с обрядами связаны не были.

Русский народный танец в каждом регионе отличается лексикой, приёмами, манерой и стилем исполнения, сложившихся ярких, замысловатых коленец, выразительных положений и переплетений рук в сочетании с чётким ритмом, оригинальным рисунком, источником появления которого может служить всё, что нас окружает (природа, труд, быт, продукты художественного творчества – посуда, одежда, кружева и т. д.). [3]

Русские народные танцы классифицируются не по временам года, месту их исполнения и поводу, а их хореографической структуре и общим устойчивым признакам. Вот некоторые из них.

Стиль – характерные черты и свойства (особенности) выразительных средств, которые качественно отличают один танец от другого.

Одну из главных ролей играет танцевальная лексика: жесты, мимика, позы, движения рук, головы, корпуса, ног.

В русском народном танце лексика представляет собой наиболее сконцентрированную форму с ярко выраженным национальным колоритом, поэтому по ней можно определить, какому региону, области, селу, району принадлежит танец. Существует несколько видов танцевальной лексики:

1. Образная – создаёт ассоциацию с определённым образом (кукушка, лебедь и т. д.). Её называют эмоционально-подражательной.

2. Естественно-пластическая – подсказанная самим действием, развивающимся в танце.

3. Традиционная – созданная веками, находящаяся в постоянном развитии, о чём свидетельствуют танцы наших дней. Они отличаются и манерой исполнения, и выразительностью, а также нескончаемым богатством танцевальных движений.

Ещё одной неотъемлемой частью танцевальной лексики является интонация — это совокупность выразительных средств. Например, одно и то же движение, исполненное в разном темпе, будет выражать различное состояние танцора: быстрый темп – радость, медленный – грусть, задумчивость. Малейшее изменение того или иного движения изменит характер и содержание действия.

Танец, музыка и костюм – три взаимосвязанных составляющих целого художественного образа.

Музыка – душа танца. Она является одним из его выразительных средств, отражает темперамент, чувство ритма, национальные черты и особенности её создателя (народа). Народная музыка насыщена энергией, внутренней силой, удалью и задором, в медленных танцах отличается выразительностью и напевностью. Долгое время в народном быту танцы были связаны с песнями и исполнялись под них. Но постепенно стали появляться танцы, исполняемые только под музыку.

Традиционные народные мелодии имеют в основе двух- и трёхдольную метрическую структуру. Музыка должна соответствовать всему, что содержит в себе народный танец: сюжету, рисунку, лексике и костюму.

Костюм и народный танец находятся в постоянной зависимости друг от друга. Костюм – это не только внешняя форма танца, он органически связан с его содержанием, является его «визитной карточкой». В многочисленных вариантах народного костюма есть множество общего, это придаёт ему национальный характер, поэтому при конструировании сценического костюма необходимо учитывать характерные особенности танца и народа (выбор ткани, орнаментов, отделки, оформление, крой). Случайно подобранный костюм, нехарактерный для данного региона, мелодии, ритма и движений значительно снижает убедительность постановки. Русская народная одежда, используемая в танце, многообразна, отличается высоким художественным вкусом.[9]

Праздничный мужской костюм на протяжении всего времени был более устойчивым и однотипным. Он имеет очень незначительные различия по регионам. Как правило, это белая рубаха из домотканого холста или шёлковая с вышивкой, характерной для каждого района, синие порты в полоску или ёлочку, сапоги, длинный казакин без воротника, а позднее пиджак, жилетка. В некоторых районах иногда костюм довершала шляпа.

Праздничная женская одежда делится на два комплекса: северный – сарафанный и южный – поневный, а каждый из них в свою очередь на девичью и женскую, одежду зажиточных крестьян и бедноты. На севере и девушки, и женщины носили сарафан, а на юге сарафан – преимущественно девичья одежда(замужние женщины носили поневы). Внутри этих двух основных групп одежда имела свои особенности покроя, цвета, узора, не только в каждой губернии, но и в отдельных уездах, сёлах.[5]

Приведём в пример два вида русского женского костюма: северный и южный. Они могут использоваться для постановки танцев.

Северно-русский женский костюм состоит из рубахи и сарафана. Рубаха могла быть как с вышивкой красной, так и гладкой белой из батиста или кисеи. Её покрой одинаков для всех великороссов и шьётся из прямых полотнищ холста с не выкроенными проймами. На плечах вставляются прямоугольные куски ткани – полики, а под мышками, для свободного движения руки, — квадратные ластовицы. Полики и ластовицы часто делали из кумача. Квадратное отверстие, образуемое верхними кромками переднего и заднего полотнищ рубахи и боковыми кромками поликов, собираются у шеи в густые сборки и обшиваются узкой полоской ткани.

В каждом районе костюмы отличаются по цвету, материалу, покрою, но общее, что характерно для Севера, – длинный сарафан. На голове «повязка» — полукокошник или малый кокошник. Это высокая шапочка без дна, состоящая из двух полоспозумента с поднизью из рубленого перламутра, завязывающаяся сзади лентами. Дополняют костюм белый кружевной платочек, ожерелье из янтаря или перламутра и серьги из перламутра.

Наше исследование посвящено, прежде всего, южно-русской традиции, в частности Белгородско-Курскому региону.

Основным костюмом данного региона является длинный сарафан, чаще всего однотонный, из шерстяной или домотканой ткани, или из ситца, или из сатина, преимущественно алого цвета. Отделка сарафана состояла либо из парчи, либо нашивались шёлковые ленты и широкие пояса. Поверх сарафана носили «завеску» – передник из цветного гладкого шёлка или домотканой материи. Под сарафан надевается кофта из клетчатой или белой ткани. Образ завершался множеством разноцветных бус и ожерелья из речного жемчуга, а часто из янтаря.

Красочный и замысловатый женский головной убор состоит из кокошника и подзатыльника, они шились из парчи. Кокошник обвязывается цветным шёлковым платком. По бокам кокошника прикрепляются цветы, часто бумажные, павлиньи перья, иногда раскрашенный ковыль или овёс. Поверх кокошника, впереди, пришивается большой бант из цветной шёлковой ленты. Иногда богатый головной убор заменялся шерстяным или шёлковым цветастым платком.

Цвет, вышивка, покрой костюма зависел от ареала его использования, каждый район, город, село имео свои отличительные особенности. Сейчас мы часто видим стилизацию народного костюма, и при его пошиве стараются передать наиболее точную копию подлинного наряда. Ведь без этого танец теряет смысл и идею, которые были заложены в него многие века назад.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что костюм – это неотъемлемая часть народного танца. Именно синтез хореографии и эстетического облика передают весь национальный колорит культуры русского народа.

Раздел 2. ОСНОВНЫЕ ЖАНРЫ РУССКОГО НАРОДНОГО ТАНЦА

Самым распространенным, а так же и самым древним жанром русского народного танца является хоровод. Его основное построение – круг, не случайно, круговая композиция – это некое подобие солнца. Хождение за солнцем – «посолонь» берёт начало из старинных языческих обрядов и игрищ славян, поклонявшихся могущественному богу солнца – Яриле. [7]

Участники хоровода поют, движутся, приплясывают и разыгрывают действие. Пляска, припляс, игра и песня в хороводе неразрывно и органично связаны между собой, также хоровод объединяет и собирает большое число участников. В дальние языческие времена этот жанр русского народного танца носил культово-обрядовый характер, но постепенно он утрачивает значение язычески – культового действия. Появляются хороводы с новыми песнями. Которые отражают социальные, бытовые и другие темы.

Хоровод – русский бытовой танец, в котором проявляются лучшие межличностные отношения между участниками: дружба, чувство единения, взаимосвязи друг с другом. Как правило, участники композиции держаться за руки, иногда за платок, либо пояс. Построение зависит от ареала бытования этого жанра, а так же от содержания и настроения исполняемого танца, либо это весёлый и быстрый хоровод, или же напротив — отражающий тонкую, лирическую сторону.

Каждая местность вносит свои коррективы. Любое построение, или же фигура хоровода может иметь различные значения по своему содержанию и настроению. Например, круг – это образ солнца, поклонение божеству – Яриле, но в круговом построении может разыгрываться и действо с трудовой, любовной и другой тематикой. Действия участников могут варьироваться, а круг как фигура остаётся неизменным.

Выделяют два вида хоровода – орнаментальные и игровые. Основные и наиболее часто используемые фигуры этих видов хороводов мы сейчас опишем.

Если в тексте песни, сопровождающей хоровод, нет конкретного действия, ярко выраженного сюжета, действующих лиц, то участники хоровода ходят кругом, рядами, заплетают из хороводной цепи различные фигуры – орнаменты, согласуя свой шаг с ритмом песни, являющейся для исполнителей, лишь музыкальным сопровождением. Такие хороводы называются орнаментальными.

Неразрывная связь народного художественного творчества с жизнью народа, с его песнями, играми, танцами помогла созданию множества рисунков – фигур орнаментальных хороводов. Их замысловатые переплетения навеяны узорами русских кружевниц, резчиков по дереву, живописцев, и наоборот – тонкие узоры кружев, ажурная резьба по дереву и т. д., иной раз как бы повторяют фигуры хоровода. Содержание песен, сопровождающих орнаментальные хороводы, чаще всего связаны с образами русской природы, с поэтическими обобщениями, коллективным трудом народа, его бытом.[12]

Орнаментальные хороводы отличаются лаконичностью и строгостью фигур, которые органично переходят, переливаются, перестраиваются из одной в другую.

Игровые хороводы содержат в себе композиции с конкретным действием, действующими лицами. Благодаря пляске создаются различные образы, передаётся характер героев. Такие хороводы иногда называют сюжетными, где основным является воплощение в танце сюжетной линии, содержания композиции, а так же встреча характеров действующих лиц.

Название песен, под которые исполняются игровые хороводы, полностью совпадают с названием жанра – игровые или хороводные. В них отражается жизнь и быт народа: трудовые процессы, любовная и сказочная темы и т. д.. Рисунок игровых хороводов не так разнообразен, как в орнаментальных, основные композиции – это круги, линии, либо пары.

Фигура может начинаться из линии, но чаще является развитием круга. Ведущий разрывает круг и, продолжая двигаться внутри него, начинает делать повороты направо и налево, подражая изгибам змеи. Другие исполнители, не разрывая рук, следуют за ведущим.

Количество участников не ограничивается, но их должно быть не менее трёх человек. Парни и девушки, повернувшись лицом к центру круга и взявшись за руки, образуют замкнутый круг. Руки произвольно отходят от корпуса под небольшим углом вниз или вверх. В основном движение по кругу в хороводе по часовой стрелке, но может идти и против.

«Два круга рядом»

Круги могут находиться как рядом, так и на небольшом расстоянии друг от друга. Направление движений может происходить как по часовой стрелке, так и против неё. Повороты обоих кругов происходят одновременно или в одну, или в разные стороны.

Внутри большого круга находится круг поменьше. Внешний круг движется по солнцу (по часовой стрелке), а внутренний может менять направление.

Фигура образуется из двух кругов (круг в круге). Круги состоят из равного количества участников. Во внешнем кругу находятся парни, во внутреннем – девушки. Стоя лицом к центу, парни и девушки берутся за руки, образуя каждый свой круг. Сделав шаг к кругу девушек, парни поднимают руки, и через головы партнёрш отпускают их на руки девушек. Руки могут находиться, как внутри круга, так и снаружи. Для этого парни, а потом девушки поднимают руки и через головы партнёров опускают их за спины.

Эта фигура образуется из двух кругов, стоящих рядом. Круги движутся в разные стороны и в определённый момент ведущие одновременно разрывают их, и участники через одного переходят из одного круга в другой. Образуется рисунок похожий на цифру «восемь». Восьмёрку исполняют, как по одному, так и парами. Количество участников или пар в каждом круге должно быть одинаковым.

Эта фигура образуется из круга. Ведущий разрывает общий круг и, продолжая движение в том же направлении, заводит новый круг внутри большого, затем заводит второй, третий и т. д. «Развивание» фигуры может быть разным.

1 вариант. Продолжая движение, ведущий делает разворот влево на 180 градусов и начинает выводить хороводную цепь по образовавшемуся между кругами коридору. Движение идёт постепенно увеличивающимися кругами до образования первоначального круга.

2 вариант. Хоровод останавливается, участники стоят лицом к центру круга. Ведущий, пригнувшись, проходит под руками одной пары первого внутреннего круга, затем второго и т. д., пока не выйдет из последнего внешнего круга, ведя за собой хороводную цепь.

3 вариант. «Развивает» «улитку» второй ведущий, находящийся на другом конце хороводной цепи. Все участникиначинают движение в обратном направлении, повторяя тот же рисунок, что и при «завивании». Круги идут по концентрической окружности, но постепенно увеличиваясь.[13]

Это построение рядами. Каждый ряд состоит из нескольких человек (не менее двух). В каждом ряду должно быть одинаковое количество участников, стоящих на небольшом расстоянии друг от друга. Несколько таких рядов образуют «колонну». Ряды стоят в затылок один другому. «Колонна» представляет собой вытянутый прямоугольник, у которого длина больше ширины.

Два ряда, стоящие параллельно на небольшом расстоянии, лицом друг к другу, образуют фигуры, описанные ниже, могут состоять из одних девушек, или одних парней, или парнями и девушками вместе. Исполнители могут быть выстроены в одну линию или соединены парами.

1 вариант. Исполнители стоят двумя линиями («улица») парами одна против другой. Пары одной линии берутся за руки и поднимают их, образуя «ворота», другие руки могут быть опущены или соединены с руками других пар. Другие участники (стоящие напротив) парами проходят через противоположные воротца.

2 вариант. Все пары одной линии, соединив и подняв руки, образуют непрерывные «воротца». Другая линия с разъединёнными руками проходит по одному в каждые «ворота».

3 вариант. Исполнители стоят в кругу. Ведущий разрывает его и через центр ведёт остальную цепь за собой. Подойдя к любой паре, все проходят через воротца, которые она образует.

4 вариант. Пары, взявшись за руки, стоят по кругу. Одна половина пар стоит по часовой стрелке, а другая против неё. Одновременно пары начинают движение. Одна половина пар поднимает «ворота», а другие пары проходят под ними и наоборот.

5 вариант. Чётное число пар стоит по кругу, каждые две пары расположены лицом по кругу. Одновременно все начинают двигаться по кругу, пары, идущие по часовой стрелке, образуют «ворота», другие пары проходят под ними и наоборот.[5]

Две линии, выстроившись, друг против друга, движутся навстречу. Руки исполнителей свободно опущены вниз. Обе линии встречаются друг с другом, и исполнители, продолжая двигаться, проходят сквозь линии правым или левым плечом.

Мы рассмотрели характерные черты орнаментальных и игровых хороводов. Исполнение хороводов связывают с местными природными и климатическими условиями, со спецификой бытового уклада и труда, с характером человека. Эти особенности проявляются и в составе исполнителей (женские и смешанные хороводы), и в ритме, и в содержании песен, и главное, в особой, присущей только данной местности манере исполнения.

Теперь рассмотрим такой жанр народного танца как пляска и групповые фигуры традиционной пляски.

Пляска – жанр народного танца, отличающийся яркостью и колоритностью. Пляски создавались под влиянием окружающего мира и быта народа. Совершенствовали этого жанра могло длиться десятилетиями, оставляли в них только самое ценное, неповторимое. В древности пляски в основном носили обрядовый, культовый характер, но со временем религиозное содержание стало уходить из плясок, и они приобрели бытовой характер. Ни одно игрище, ни один праздник не обходились без плясок.

Пляска состоит из ряда отдельных элементов, которые передают манеру исполнения, характер, имеют русский национальный колорит и отражают индивидуальность танцующего человека. Каждое отдельное движение в пляске несёт своё смысловое значение, создаётся определённый художественный образ, пластика помогает передать исполнителю свои чувства, раскрыть содержание пляски, выразить эмоциональное состояние. Движения подчинены ритму и темпу, а также характеру музыкального и песенного сопровождения. Пляска даёт возможность передать различные состояния человека: счастье, радость, здоровье, сила, энергия.

Пляска родилась в хороводе и вышла из него, разорвав хороводную цепь и предоставив простор фантазии и индивидуальному мастерству танцующего человека, усложнив техническую основу, создав свои формы и рисунки, заменив хороводную песню плясовой и различным музыкальным сопровождением.

В выразительности пляски участвуют все части тела: руки, голова, плечи, бёдра, лицо, кисти рук, пальцы и т. д. В пляске раскрываются личные, индивидуальные черты характера – каждый участник может показать свою манеру исполнения («выходку»). Исполнители проявляют свою изобретательность, мастерство, профессионализм, неповторимость. Она отличается от хоровода более богатой и сложной лексикой танцевальных движений. Пляска включает в себя сильные технические дроби, «верёвочку», «гармошку», различные присядки, хлопушки, припадания, верчения и другие колена. Помимо обогащения лексики пляска даёт возможность для усложнения и разнообразия рисунка: лихие выходы парней, задорные проходки девушек, перебежки, разнообразные переходы и т. д. – всё это создает новые рисунки и построения присущие только пляске.[12]

Существует много видов русской пляски. Вот наиболее распространенные, устоявшиеся, имеющие вековые исполнительские традиции и прочно вошедшие в быт русского человека: одиночная (сольная) пляска, парная пляска, перепляс, массовый пляс и групповая традиционная пляска.

В групповой пляске может участвовать много народа, но в основном это небольшая группой исполнителей. Иногда групповая пляска имеет постоянный состав исполнителей, а так же определённое установленное построение. Групповая пляска содержит многие фигуры хороводов, а в некоторые даже вошли фрагменты одиночных или парных плясок, перепляса.

Пляски часто называют традиционными или областными, связано это с местом бытования. Групповая пляска воплощает в себе как обязательную программу: общий рисунок, переходы, так и индивидуальное мастерство — присутствуют элементы импровизации, но в меньшей степени, чем в индивидуальной пляске или переплясе.

В групповых плясках присутствуют элементы, характерные для групповых плясок: это как традиционные, так и новые, вошедшие в пляску недавно, сочиняющиеся в профессиональных, в самодеятельных.

Парни и девушки стоят в парах по кругу, затем парыодновременно поворачиваются лицом друг к другу и берутся правыми руками, левыеруки у всех свободно опущены. Все начинают двигаться по кругу, подавая друг другу поочередно то правые, то левые руки, до тех пор пока не встретятся со своим партнером. Девушки двигаются по движению часовой стрелки, парни – в противоположном направлении. Эти переходы могут исполняться также парами и тройкой, не только по кругу, но и по прямой линии.

Фигура «звездочка» может быть построена из одинакового числа парней и девушек или же только из одних парней или из одних девушек. Но исполнителей должно быть не менее трех или более восьми человек. Наиболее распространенная «звездочка» – состоит из четырех человек: два парня и две девушки. Парень и девушка одной пары, повернувшись правыми плечами, подают друг другу правые руки, другая пара кладет свои соединенные правые руки крестообразно на их кисти. Исполнители могут соединяться и левыми руками, тогда правые руки будут открыты в стороны или находиться на талии и т.д.

В основе этой фигуры лежит «звездочка». В построении этой фигуры может участвовать не менее трех пар. Юноши, подав друг другу правые руки, образуют «звездочку», а левыми держат правые руки девушек. В другом варианте «звездочку» образуют девушки, а юноши держат их за руки. Руки девушек и парней в «карусели» могут быть соединены и при помощи платочков, лент, поясов и т. д.

Эту фигуру может исполнять любое четное число пар.Исходным положением чаще всего бывают две параллельные линии, стоящие на небольшом расстоянии друг от друга. Повернувшись лицом друг к другу, парень и девушка, составляющие пару, подают обе руки, которые могут находиться и в параллельном и перекрещенном положении. Пары, стоящие в одной линии, располагаются по отношении к парам в другой линии таким образом: девушки стоят спиной друг к другу, а парни – лицом. Может быть и наоборот, в зависимости от условий пляски. Все пары одновременно начинают двигаться навстречу друг другу, и на середине, держа равнение, проходят между двумя парами. Линии меняются местами. Не меняя положения, пары возвращаются на свои места, проходя вновь меж теми же парами. Иногда пары исполняют эти переходы, стоя в одной линии, круге или их построения «круг в круге», по диагонали квадрата и т. д.

Исполнители стоят парами на небольшом расстоянии друг от друга, в затылок друг другу – колонной. Каждая пара, взявшись за руки, образует широкие «ворота». Пары, стоящие в конце колонны, слегка согнувшись и прижавшись, друг к другу плечами, проходят через все образовавшиеся «ворота» и становятся впереди колонны. Затем идет следующая пара и т.д., до тех пор, пока все пары снова не окажутся в первоначальном порядке. «Ручеек» может начинать пара, стоящая вначале колонны. Тогда он называется «Обратный ручеек». При выполнении «Обратного ручейка» пары могут проходить под «воротами» или повернувшись лицом по ходу движения, или спиной.

Исходное положение фигуры «волна» является построением четного количества пар в одну колонну. Парень и девушка, повернувшись лицом, друг к другу, подают обе руки и образуют «ворота».Все четные пары одновременно проходят под «воротами» нечетных пар, которые или стоят на месте, или переходят на место четных пар. Затем все нечетные пары, также одновременно, проходят под «воротами» четных пари т. д. Все пары при таких переходах фактически остаются на своих местах, поэтому такую «волну» иногда называют «волна» на месте.

Другое исполнение этой фигуры – «волна» спродвижением. Начинают движения только две пары, стоящие впереди колонны.Вторая пара проходит под «ворота» первой, которая в свою очередьодновременно переходит наместо второй пары. Продолжая двигаться, первая парапроходит под «ворота» третьей, а третья занимает ее место. Втораяпара стоит на месте в начале колонны. В исполнение «волны» теперьвключаются четыре пары, стоящие в таком порядке: вторая, третья, первая,четвертая пары. Третья и четвертая пары проходят под «воротами»первой и второй пар и меняются местами. Дальше первая пара проходит под «воротами»пятой, а вторая пара – под «воротами» четвертой. Третья пара стоит наместе в начале колонны. Так постепенно в «волну» включаются все пары. Первая пара, дойдя до конца колонны, возвращается на свое прежнее место, за нейв том же порядке возвращаются и остальные пары.[12]

Групповые пляски создавались на основе народных традиций, с учётом особенностей местной манеры исполнения, обычаев и бережно передавались из поколения в поколение. В каждой групповой пляске есть своя определённая задача и своё содержание. На протяжении столетий народ сознательно старался не усложнять групповые пляски слишком виртуозными движениями. Это делалось для того, чтобы не утратить за этой виртуозностью главного – мысли, идеи. В конечном результате всё это и дало групповым пляскам долгую жизнь.

Раздел 3.Практическая работа по реализации народного танца в песенно-сценических формах фольклора

1. «А у нас нынче понедельничек, праздничек» — свадебная песня с. Сухосолотино Ивнянского р-на Белгородской области.

1-й куплет.

Участники стоят полукругом.

2-й куплет.

Начинается движение по кругу основным шагом, которым является шаг с прибивом. В конце куплета участники разделяются на две колонны.

3-й куплет.

Колонны выстраиваются друг напротив друга.

4-й куплет.

Правая линия подходит к левой, кланяется и возвращается назад.

5-й куплет.

Левая линия повторяет движения правой линии.

6-й куплет.

Обе линии идут на встречу друг другу,на припеве линии разворачиваются в колонны.

7-й куплет.

Несколько участников из ансамбля, достают рушник и делают воротца, образуя композицию ручеёк.

8-й куплет.

Участники коллектива образуют круг в круге. Внешний круг идёт по часовой стрелке, а внутренний круг идёт против часовой, образуя звёздочку с рушниками.

9-й куплет.

Происходит тоже самое как и в предыдущем куплете,только участники внутреннего круга меняются рушниками. Шаг с прибивом иногда дополняется соскоками.

10-й куплет.

Внешний круг создаёт полукруга внутренний круг делится по парам и идёт вперёд образуя воротца.

11-й куплет.

Участники ансамбля выстраиваются в единую линию и заканчивают композицию.

2. Я поставила кисель» шуточная песня Орловской области.

Исполняется весело,задорно. С подтанцовкой на месте,выкриками с места,например как: «Ух ты,ещё», «Вот так,давай», «Раз,Два» и многие другие.

1-й и 2-й куплет.

Участники стоят полукругом. Руки находятся на уровне груди.

3-й куплет.

Одна из участниц простым шагом выходит в центр и начинает бить ровный ритм.

4-й и 5-й куплет.

Участница, стоящая в центре приглашает другую участницу в центр и бьют Пересек.

Пересек это особый вид полиритмии, при котором на ровную дробь накладывается определенный ритмический рисунок.

6-й-8-й куплет.

К двум участницам присоединяется третья и они бьют пересек,первая задаёт ровный ритм с выкриками «Раз,Два..»,втораяи третья бьёт пересек.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Реализация народного танца в песенно-сценических формах помогает нам сохранять поистине большое культурное наследие. Танец воплощает в себе историю, красоту, быт жизни людей.

Мы узнали, что основными жанрами являются пляска и хоровод. Если сравнивать фигурные построения хоровода и пляски можно обнаружить общее и различия.

Основой фигурного построения танца является круг и линейное построение. Они используются как в хороводе, так и в пляске. Причём очень часто в этих жанрах фигуры смешиваются, то есть в пляске можно увидеть основные построения хоровода и наоборот. Это доказывает существование тесной связи между хороводом и пляской.

Но всё же, существуют и различия в фигурах двух основных жанров. Так построения хороводов очень плавно переходят друг в друга, они как бы перетекают, переливаются. Основу композиции этого танца составляет круг, лини используются реже. Фигуры плясок более чётки и конкретны, их смену легче проследить, большее внимание здесь уделяется лексике, нежели фигурным перестроениям. Эти различия существуют потому, что пляска и хоровод несут в себе разные задачи, цели. У каждого из этих жанров своё назначение и содержание, и для раскрытия идеи используются свои средства, одними из которых и являются различные фигуры и перестроения.

Поэтому для постановки танца нельзя обойтись без двух основных жанров: хоровода и пляски и простейших, элементарных фигур. Таких как «круг», «два круга рядом», «круг в круге», «восьмёрка», «гребень», «улитка»,«змейка», «колонна», «улица», «ворота» и т. д… Для плясок это «шен», «звёздочка», «карусель», «челнок», «ручеёк», «волна», «цепочка» и другие.

Итак, танец, это не только набор движений, соединённых между собой. Народный танец – это большое понятие, включающее в себя много составляющих компонентов: и разнообразные движения, и определённую композицию, и подходящую мелодию, и костюм, и идею. Без целостного содержания этих элементов танец теряет смысл, перестаёт быть интересным для зрителя.

Литература

Акопян-Шупп, Р. Глобальный танец: творческий процесс, развитие новой сферы танца / Р. Акопян-Шупп. В сб. Голос художника: проблема синтеза в современной хореографии. Материалы международной конференции. – Волгоград, 1999. – С.41-50.

Богданов Г.Ф. Урок русского народного танца / Г.Ф. Богданов. — М., 1995. — С.23.

Веретенников И.И. Белгородские карагоды. Белгород, «Везелица», 1993.

Голейзовский К. Образы русской народной хореографии / К. Голейзовский. — М.: Искусство, 1964. – 326 с.

Заикин Н. И., Заикина Н. А. Областные особенности русского народного танца. – Орел, 1999.

Зацепина К. и др. Народно-сценический танец / К. Зацепина и др. — М., 1976. – 364 с.

Климов А. Основы русского народного танца. – М.: Московского государственного института культуры, 1994.

Рогачевская Е.М. О русском хороводном творчестве.//Актуальные проблемы современной фольклористики. Сб. статей и материалов.Сост. В.Е. Гусев. Л., «Музыка», 1980. С.119-130.

Руднева А.В. Курские танки и карагоды. М., «Советский композитор», 1975.

Сушкова, Л.Н. Воспитание личности основами этнокультуры // Избранные вопросы современной науки. Монография. Часть XIII. / Научный ред. д.п.н., проф. С.И. Акутина. – М.: Издательство «Перо», 2014. – 212 с. С. 128-155

Сушкова Л.Н., Габитова Э.И.. Аранжировка аутентичного фольклора как один из способов адаптации музыкального песенного материала для исполнения в детских фольклорных ансамблях // Современные направления теоретических и прикладных исследований 2012: материалы международной научно-практической конференции – Том13. – Одесса: КУПРИЕНКО, 2012 – 102 с. С.49-51

Устинова Т. А. Избранные русские народные танцы. – М.: Искусство, 1996.

Фомин А.С. Понятие «танец» и его структура // Народный танец : Проблемы изучения. — СПб., 1991. — С. 69.

Народные белорусские танцы, как неотъемлемая часть белоруссов

Народные белорусские танцы являются неотъемлемой частью белорусской культуры. Специфика белорусского танцевального искусства складывалась в процессе формирования и развития белорусской народности и ее культуры (14-16 вв.), которая уходит своими корнями вглубь древней общерусской культуры.

Каждое значительное событие в жизни сопровождалось танцами, ни один праздник не мог без них обойтись, будь то:

В танце, в художественном образе проявляется чувство красоты жизни, воодушевленность, темперамент, характер и основные черты народа.

Белорусские народные танцы можно разделить по циклам, соответствующие четырем периодам года. Зимой самое яркое событие — колядная неделя и святвечера, весной — Масленица, летом — Купала, осенью — Дожинки. Самым ярким и простым белорусским танцем является хоровод.

Музыкальным сопровождением танцев служили скрипка и бубен, цымбалы, дуда и гармонь. Зачастую танцы сопровождались пением частушек. Иногда такое исполнение превращалось в, своего рода, состязание, что придавало танцам ещё более юморной характер.

Долгое время танец существовал только в деревнях, так как высшее общество считало неподобающим танцевать «мужицкий» танец.

Широкую известность они приобрели благодаря Игнату Буйницкому и его труппе, которые вынесли эмоциональные и темпераментные танцы на большую сцену Беларуси и других стран в которых каждый может заказать дипломную работу.

В 1907 году Буйницкий основал белорусский народный театр, в котором был и режиссером, и актером, и танцором. Он сохранил всю первобытность белорусского танца, показал его красоту и проявляющийся в нем характер народа.

Можно сказать, что почти все белорусские танцы исполняются парами. Лишь иногда исполнение предоставлено одним парням или девушкам.

Самые известные народные белорусские танцы

Рассмотрим самые популярные и однозначно лучшие творения белорусского народа.

Белорусский народный танец «Лявониха»

Можно сказать, что этот танец очень популярен и любим в Беларуси. Этот танец танцуют парами под музыку одноименной песни. Возник танец на основе шутливого диалога песни Лявона и Лявонихи, вокруг которых и вели танец.

Это быстрый стремительный танец, в котором может участвовать любое количество пар. Движения быстрые, но не сложные. Одежда — домотканые сандараки и свитки. Сейчас на сцене используют облегченный костюм, но сохранены все элементы традиционной одежды. Еще этот танец в некоторых местностях называют «Крутуха» из-за того, что пары часто кружатся.

Белорусский народный танец «Крыжачок»

Этот танец не менее популярен, чем предыдущий. Название отображает построение танцевальной формы танца (в форме креста, переходов крест-накрест). В некоторых районах Беларуси танец называют «Крыжак», что соответствует названию дикого селезня, а движения в этом танце передают ходу этой птицы. Этот танец также исполняют парами и в быстром темпе.

Белорусский народный танец «Кола»

Этот танец танцуют во время летнего праздника Купалы. Название танца «Кола» (колесо, круг) говорит о построении в нем. Танцуя этот танец, славят солнце, которое дарует людям свет и тепло.

Белорусский народный танец «Бульба»

Этот танец, с такими движениями как полька, притоп, галоп, с использованием различных вариаций, очень веселый, яркий и эмоциональный. В танце задействованы только девушки.

Танец «Бульба» — это прекрасный пример того, как можно с легкостью и весельем относиться к утомительной работе, и как можно после нелегкого труда расслабиться в озорной и задорной пляске. Для танца характерна легкость, живость, стремительность.

Белорусский народный танец «Млынок»

Этот танец показывает работу мельницы. Характерные особенности: сложные, но четкие переходы, замысловатые фигуры, быстрые перестроения.

Технически движения не очень сложные, но своеобразие в танец приносят движения рук. Этот танец очень хорошо отображает национальный колорит.

Белорусский народный танец «Малациночка»

Этот танец появился в конце 50-х годов двадцатого века. Его родиной можно назвать Оршанский район Витебской области. В этом танце присутствуют такие ритмические элементы как притопывания, подбивки, выстукивания. Все это показывает ритм машинной молотьбы.

Белорусский народный танец «Таукачык»

Это довольно старинный белорусский танец. Он подразумевает толчение в ступе на кругу. Текст песни, под которую исполняется танец, отображает это действие. Этот танец довольно таки интересен в построении и носит игровой характер.

Главные танцоры танцуют на своей части креста, состоящего из двух лучин. Движения выполняются на полупальцах, танцоры делают сложные перебежки, переходы, вращения.

Белорусский народный танец «Цапы»

Этот танец рассказывает о труде молотильщика, в целом отображаются удары цепью. На этом построены движения и схема танца.

Белорусский народный танец «Казачок»

Этот танец имеет древнюю историю и его танцуют не только в Беларуси, но и многих славянских странах.

Однако нужно сказать, что тут он приобрел свою новую манеру исполнения, новые движения, элементы. Этот танец скорее сольный. Он сложный в техническом плане, так как танцор должен показать все свое мастерство.

Белорусский народный танец «Юрачка»

Этот танец очень забавный и смешной, так как в нем показываются черты характера персонажа Юрачки в комической форме. Это все происходит под музыку одноименной песни. Танец идет по кругу. Танцуют в нем парами вокруг главного героя Юрачки.

На этом не заканчивается все танцевальное богатство белорусского народа. Есть еще много интересных танцев, все они отличаются своей характерной динамичностью, яркостью и носят определенный сюжетный характер.

Видео: Белорусский танец Кивуха

Русский народный танец

Все приложения, графические материалы, формулы, таблицы и рисунки работы на тему: Русский народный танец (предмет: Культура и искусство) находятся в архиве, который можно скачать с нашего сайта. Приступая к прочтению данного произведения (перемещая полосу прокрутки браузера вниз), Вы соглашаетесь с условиями открытой лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная (CC BY 4.0) .

реферат по дисциплине Культура и искусство на тему: Русский народный танец; понятие и виды, классификация и структура, 2016-2017, 2018 год.

Русский танец как художественное целое

1.1 Общие признаки и схема жанра

1.2 Музыка и костюм как составные части целого

Основные жанры русского танца

Танец — это самый древний и богатый вид искусства: очень интересный, многогранный, яркий, несущий в себе огромный эмоциональный заряд. Народный танец является родоначальником всех направлений танца, которые формировались в течение многих веков на его основе, это и классический, и историко-бытовой, и эстрадный, и современный танец. Мода и течение времени не смогли повлиять на него, а там более заставить вовсе исчезнуть с лица Земли, ведь он несёт в себе историю создавшего его народа. Каждое поколение свято хранит память о своих предках и бережёт всё, что отражает их жизнь.

В этом плане народный танец стал бесценным сокровищем, показывающим быт, основные занятия, традиции, события, происходящие в жизни людей. Изучая народный танец, мы путешествуем по планете. Благодаря этому виду искусства, можно побывать в любом уголке мира, познакомиться с историей этого края, узнать национальные особенности этой территории, и для этого вовсе не обязательно переплывать океан преодолевать огромные расстояния. Многие люди посвятили свою жизнь изучению народного танца. Об их открытиях написано множество книг.

Занимаясь народным танцем уже не один год, я часто задаю себе вопрос: «А что же входит в понятие «танец»? Может быть, это просто набор движений или нечто большее?» На этот вопрос я и постараюсь отыскать ответ в нескольких источниках.

1. Русский танец как художественное целое

1.1 Общие признаки и схема жанров

Танец — это яркое, красочное творение народа, являющееся эмоциональным, художественным, специфическим отображением его многовековой, многообразной жизни. Он воплотил в себе творческую фантазию людей, глубину их чувств. Народный танец всегда имеет ясную тему и идею — он всегда содержателен. В нём существует драматургическая основа и сюжет, есть и обобщенные и конкретные художественные образы, создающиеся благодаря разнообразным пластическим движениям, пространственным рисункам (построениям).

Танцевальный образ воспринимается как непосредственно, так и путём ассоциаций. Правдивость, конкретность и художественность танцевальных образов определяется их содержанием и танцевальной лексикой, органической связью с мелодией, её характером, ритмом и темпом.

Танец в специфической художественной форме выражает и раскрывает духовную жизнь народа, его быт, эстетические вкусы и идеалы. В ходе развития общества народный танец приобрёл большее самостоятельное значение, стал одной из форм эстетического воспитания, Народ создал изумительные по красоте и рисунку танцы с разнообразным содержанием. Красочные хороводы, мудрёные кадрили, виртуозные, целомудренные пляски солистов, лихие переплясы и так далее говорят о богатстве и большом многообразии русского народного танца. Он имеет свои оригинальные, чёткие, исторически сложившиеся признаки, свои глубокие национальные корни и богатые многовековые исполнительские традиции. Это самостоятельный, самобытный, высокохудожественный вид творчества русского народа. В древности танец имел религиозно — магический смысл и исполнялся с определенной целью по праздникам. Со временем он утратил религиозные черты и превратился в бытовой танец, выражающий чувства, настроение исполнителя. Нарушилась и обязанность исполнения танца по определённым временам года.

Связь русского народного танца с конкретными обрядами была характерна для хороводов, игр и немногих видов пляски. Кадриль, перепляс или одиночная пляска с обрядами связанны не были.

Русский народный танец в каждом регионе отличается лексикой, приёмами, манерой и стилем исполнения, сложившихся ярких, замысловатых коленец, выразительных положений и переплетений рук в сочетании с чётким ритмом, оригинальным рисунком, источником появления которого может служить всё, что нас окружает (природа, труд, быт, продукты художественного творчества — посуда, одежда, кружева и т. д.)

Русские народные танцы классифицируются не по временам года, месту их исполнения и поводу, а их хореографической структуре и общим устойчивым признакам. Вот некоторые из них.

Стиль — характерные черты и свойства (особенности) выразительных средств, которые качественно отличают один танец от другого.

Танцевальная лексика является самым важным выразительным средством в танце. Жесты, мимика, позы, движения рук, головы, корпуса, ног — её составляющие.

В русском народном танце лексика представляет собой наиболее сконцентрированную форму с ярко выраженным национальным колоритом, поэтому по ней можно определить, какому региону, области, селу, району принадлежит танец. Существует несколько видов танцевальной лексики:

1. Образная — создаёт ассоциацию с определённым образом (гусь, олень, лебедь и т. д.). Её называют эмоционально — подражательной.

2. Естественно — пластическая — подсказанная самим действием, развивающимся в танце.

3. Традиционная — выработанная веками, находящаяся в постоянном развитии, о чём свидетельствуют танцы, созданные в наши дни, отличающиеся от старинных танцев не только выразительностью, манерой исполнения, но и богатством танцевальных движений.

Интонация — это совокупность выразительных средств. Например, одно и то же движение, исполненное в разном темпе, будет выражать различное состояние танцора: быстрый темп — радость, медленный — грусть, задумчивость. Малейшее изменение того или иного движения изменит характер и содержание действия.

1.2 Музыка и костюм как составные части целого

Музыка — душа танца. Она является одним из его выразительных средств, отражает темперамент, чувство ритма, национальные черты и особенности её создателя (народа). Народная музыка насыщена энергией, внутренней силой, удалью и задором, в медленных танцах отличается выразительностью и напевностью. Долгое время в народном быту танцы были связанны с песнями и исполнялись под них. Но постепенно стали появляться танцы, исполняемые только под музыку.

Поскольку каждый народный танец имеет множество вариантов, то и музыка меняется от танца к танцу. Традиционные народные мелодии имеют в основе двух — и трёхдольную метрическую структуру. В каждом танце музыка должна соответствовать сюжету, рисунку, лексике и костюму.

Костюм и народный танец находятся в постоянной зависимости друг от друга. Костюм — это не только внешняя форма танца, он органически связан с его содержанием, является его «визитной карточкой». В многочисленных вариантах народного костюма есть множество общего, это придаёт ему национальный характер, поэтому при конструировании сценического костюма необходимо учитывать характерные особенности танца и народа (выбор ткани, орнаментов, отделки, оформление, крой). Случайно подобранный костюм, не характерный для данного региона, мелодии, ритма и движений значительно снижает убедительность постановки. Русская народная одежда, используемая в танце, многообразна, отличается высоким художественным вкусом.

Праздничный мужской костюм был более устойчивым и однотипным в старых и новых разновидностях, имеет очень незначительные изменения по регионам. Как правило, это белая рубаха из домотканого холста или шёлковая с вышивкой, характерной для каждого района, синие порты в полоску или ёлочку, сапоги, длинный казакин без воротника, а позднее пиджак, жилетка. В некоторых районах иногда костюм довершала шляпа.

Праздничная женская одежда делится на два комплекса: северный — сарафанный и южный — поневный, а каждый из них в свою очередь на девичью и женскую, одежду зажиточных крестьян и бедноты. На севере и девушки, и женщины носили сарафан, а на юге сарафан — преимущественно девичья одежда (замужние женщины носили поневы) Внутри этих двух основных групп одежда имела свои особенности покроя, цвета, узора не только в каждой губернии, но и в отдельных уездах, сёлах.

Приведём в пример два вида русского женского костюма: северный и южный. Они могут использоваться для постановки танцев, описанных в приложении.

Северно-русский женский костюм на примере Архангельской области

Северно-русский женский костюм состоит из рубахи и сарафана. Рубаха могла быть как с вышивкой красным, так и гладкой белой из батиста или кисеи. Её покрой одинаков для всех великороссов и шьётся из прямых полотнищ холста с не выкроенными проймами. На плечах вставляются прямоугольные куски ткани — полики, а под мышками, для свободного движения руки, — квадратные ластовицы. Полики и ластовицы часто делали из кумача. Квадратное отверстие, образуемое верхними кромками переднего и заднего полотнищ рубахи и боковыми кромками поликов, собираются у шеи в густые сборки и обшиваются узкой полоской ткани.

В каждом районе костюмы отличаются по цвету, материалу, покрою, но общее, что характерно для Севера, — длинный сарафан. Праздничный летний девичий костюм, распространённый в Лешуконском, Мезенском, Пинежском районах Архангельской области, состоит из длинного штофного голубого сарафана — «штофника», поверх которого надевается «коротена» (душегрея без рукавов из парчи). На голове «повязка» — полукокошник или малый кокошник. Это высокая шапочка без дна, состоящая из двух полос позумента с поднизью из рубленого перламутра, завязывающаяся сзади лентами. Дополняют костюм белый кружевной платочек, ожерелье из янтаря или перламутра и серьги из перламутра.

В Пинежском районе поверх «коротена» обязательно накидывалось несколько (не менее трёх) больших платков, которые, как правило, находились на плечах, и концы их закалывались. «Коротена» у поморок в Мезенском районе шьётся «клёшем» в виде солнышка, а на Пинеге она лишь немного расклешена и называется «полушубкой». В Карпогольском районе области сарафан малинового цвета, шьётся из шёлка и спереди украшается золотым кружевом. Короткая душегрея на длинных лямках здесь называется «перо». На голове вместо «повязки» сверкает высокий кокошник — «венец», унизанный белым бисером и цветным стеклом, имитирующим драгоценные камни. На шее — бисерные бусы на ленте. В Шенкурском районе сарафан синий, из набивной ткани — «набивник», украшенный серебряным позументом. Душегреи нет, на голове высокий, полумесяцем ажурный «венец», шитый бисером, стеклярусом и украшенный фольгой. Праздничный костюм дополняют янтарные бусы и серьги.

Южный женский костюм на примере Курской области

Основной распространённый костюм в Курской области — это длинный сарафан, чаще всего однотонный, из шерстяной или домотканой ткани, или из ситца, или из сатина, преимущественно алого цвета. Сарафан отделывался либо парчой, либо шёлковыми лентами и широкими поясами, На сарафан надевается «завеска» — передник из цветного гладкого шёлка или домотканой материи. Под сарафан надевается кофта из клетчатой или белой ткани. Поверх кофты — много рядов разноцветных бус и ожерелья из речного жемчуга, а часто из янтаря.

Красочный и замысловатый женский головной убор состоит из кокошника и подзатыльника, сшитых из парчи. Кокошник обвязывается цветным шёлковым платком. По бокам кокошника прикрепляются цветы, часто бумажные, павлиньи перья, иногда раскрашенный ковыль или овёс. Поверх кокошника, впереди, пришивается большой бант из цветной шёлковой ленты. Иногда богатый головной убор заменялся шерстяным или шёлковым цветастым платком.

В каждом районе, городе или селе Курской области костюм имеет свои особенности, свои отличия в деталях, в покрое, в цвете, в вышивке. Так, на юге области, в Судженском, Обоянском районах, он более ярких расцветок, чем на севере, в Касторной или в Фатеже, где тона сарафанов более строгие, однообразные.

Конечно же, народный костюм в современной обработке шьётся из более лёгких тканей, для быстрых, ритмичных плясок используются укороченные варианты сарафанов, но покрой, цветовые особенности, форма головного убора, вышивка остаются неизменными и в наши дни. Без них танец теряет смысл и идею, которые были заложены в него многие века назад.

2. Основные жанры русского народного танца

Одним из основных жанров русского народного танца является хоровод. Это не только самый распространённый, но и самый древний вид русского танца. Не случайно основное построение хоровода — круг, его круговая композиция — подобие солнца, хождение за солнцем — «посолонь» берут начало из старинных языческих обрядов и игрищ славян, поклонявшихся могущественному богу солнца — Яриле.

Участники хоровода поют, движутся, приплясывают и разыгрывают действие. Пляска, припляс, игра и песня в хороводе неразрывно и органично связаны между собой, также хоровод объединяет и собирает большое число участников. В дальние языческие времена этот жанр русского народного танца носил культово-обрядовый характер, но постепенно он утрачивает значение язычески — культового действия. Появляются хороводы с новыми песнями. Которые отражают социальные, бытовые и другие темы.

Хоровод — русский бытовой танец, в нём существуют свои формы и правила исполнения, определённые отношения между участниками, подчинённые известному и выработанному материалу. Он превращается в самостоятельный жанр и становится украшением праздников русского народа. В хороводе всегда проявляется чувство единства, дружбы, товарищества. Участники его, как правило, держаться за руки, иногда за один палец — мизинец, часто за платок, шаль, пояс, венок. Все эти соединения, а, следовательно, построения зависят от того, в какой местности исполняется хоровод, каково его содержание и под какую песню, быструю или медленную он исполняется.

Хоровод распространен по всей России, и каждая область вносит, что — то своё, создавая разнообразие в стиле, композиции, характере и манере исполнения. Любая фигура хоровода может иметь не одно единственное, определённое и постоянное назначение. Не меняя построения фигуры и рисунка, участники хоровода могли передавать различное содержание, настроение. На пример круг — это образ солнца, поклонение божеству — Яриле, но в круговом построении может разыгрываться и действо с трудовой, любовной и другой тематикой. Действие участников, выражение их характера, настроения, темперамента, отношения к происходящему совершенно различны, а круг как фигура остаётся неизменным. Существуют два вида хоровода — орнаментальные и игровые. Основные и наиболее часто используемые фигуры этих видов хороводов указаны и описаны в приложении.

Если в тексте песни, сопровождающей хоровод, нет конкретного действия, ярко выраженного сюжета, действующих лиц, то участники хоровода ходят кругом, рядами, заплетают из хороводной цепи различные фигуры — орнаменты, согласуя свой шаг с ритмом песни, являющейся для исполнителей лишь музыкальным сопровождением. Такие хороводы называются орнаментальными.

Неразрывная связь народного художественного творчества с жизнью народа, с его песнями, играми, танцами помогла созданию множества рисунков — фигур орнаментальных хороводов. Их замысловатые переплетения навеяны узорами русских кружевниц, резчиков по дереву, живописцев, и наоборот — тонкие узоры кружев, ажурная резьба по дереву и т. д. Иной раз как бы повторяют фигуры хоровода. Содержание песен, сопровождающих орнаментальные хороводы, чаще всего связаны с образами русской природы, с поэтическими обобщениями, коллективным трудом народа, его бытом.

Исполнение каждого орнаментального хоровода в народе, в быту отличается строгостью форм и малым количеством фигур. Весь хоровод чаще всего состоит из нескольких фигур, которые органично переходят, переливаются, перестраиваются из одной в другую. Пример орнаментального хоровода указан в приложении («Северный хоровод с шалями»).

Если в песне имеются действующие лица, игровой сюжет, конкретное действие, то содержание песни разыгрывается в лицах и исполнители с помощью пляски, мимики, жестов создают различные образы, характеры героев. Перед зрителем игровой хоровод. В таких хороводах, которые иногда называют сюжетными, главным является разыгрывание содержания песни — раскрытие сюжета, столкновение характеров и интересов действующих лиц.

Песни, под которые исполняются игровые хороводы, называются игровыми или хороводными — игровыми. Больше всего тем для игровых хороводов содержится именно в них, отражающих жизнь и быт народа: трудовые процессы, любовная и сказочная темы и т. д. В отличие от орнаментальных хороводов в них рисунок проще, в нём нет такого разнообразия танцевальных фигур. Композиционно эти хороводы строятся по кругу, или линиями, или парами.

Мы разобрали основные, общие черты орнаментальных и игровых хороводов, которые характерны для этого наиболее древнего и популярного танца России. Но в различных районах существуют свои местные особенности исполнения хороводов, связанные с природными и климатическими условиями, со спецификой бытового уклада и труда, с характером человека. Эти особенности проявляются и в составе исполнителей (женские и смешанные хороводы), и в ритме, и в содержание песен, и, главное, в особой, присущей только данной местности манере исполнения.

Пляска — наиболее распространенный и любимый сейчас жанр народного танца. Пляски создавались под влиянием окружающего мира и быта народа. Люди совершенствовали их многие десятилетия, оставляли в них только самое ценное и доводили до законченной формы. В древности пляски в основном носили обрядовый, культовый характер, но со временем религиозное содержание стало уходить из плясок, и они приобрели бытовой характер. Не одно игрище, ни один праздник не обходились без плясок.

Пляска состоит из ряда отдельных движений — элементов, которые отличаются характерной манерой исполнения, имеют русский национальный колорит и отражают отдельные черты характера танцующего человека. Кроме того, каждое движение в пляске наполнено смыслом, и с помощью пластики исполнитель выражает свои чувства, раскрывает содержание пляски, создает тот или иной художественный образ. Все исполняемые движения подчинены ритму и темпу, а также характеру музыкального и песенного сопровождения. Все движения связаны воедино содержанием и сопровождающей мелодией. Пляской можно выражать различные состояния человека, но это, прежде всего радость, здоровье, сила, выход энергии исполнителя.

Пляска родилась в хороводе и вышла из него, разорвав хороводную цепь и предоставив простор фантазии и индивидуальному мастерству танцующего человека, усложнив техническую основу, создав свои формы и рисунки, заменив хороводную песню плясовой и различным музыкальным сопровождением.

У исполнителя русской пляски очень выразительны руки, голова, плечи, бёдра, лицо, кисти рук, пальцы и т. д. Пляска даёт возможность раскрыть личные, индивидуальные черты характера — показать свою манеру исполнения («выходку»). Каждый исполнитель может проявить в пляске свою изобретательность, мастерство, профессионализм, щегольнуть сложным, виртуозным коленом. Исполнять пляску может каждый. Она отличается от хоровода более богатой и сложной лексикой танцевальных движений. Пляска включает в себя сильные технические дроби, «верёвочку», «гармошку», различные присядки, хлопушки, припадания, верчения и другие колена. Помимо обогащения лексики пляска даёт возможность для усложнения и разнообразия рисунка: лихие выходы парней, задорные проходки девушек, перебежки, разнообразные переходы и т. д. — всё это создает новые рисунки и построения присущие только пляске.

Существует много видов русской пляски. Вот наиболее распространенные, устоявшиеся, имеющие вековые исполнительские традиции и прочно вошедшие в быт русского человека: одиночная (сольная) пляска, парная пляска, перепляс, массовый пляс и групповая традиционная пляска.

Групповая традиционная пляска.

В групповой пляске может участвовать много народа, но чаще её состав ограничивается сравнительно небольшой группой исполнителей. В некоторых случаях групповая пляска имеет постоянный состав исполнителей, и, если кто — либо из участников отсутствует, пляска не получается, а ввести нового человека взамен отсутствующего бывает трудно — он может перепутать весь рисунок. Как правило, групповая пляска имеет установленное построение. Она вобрала в себя многие фигуры хороводов, в некоторые групповые пляски вошли фрагменты одиночных или парных плясок, перепляса. Типичные и наиболее часто используемые фигуры групповых плясок приводятся в приложении.

В каждой области есть своя традиционная, самобытная пляска, и поэтому групповые пляски часто называют традиционными или областными. Несмотря на обязательное выполнение общего рисунка пляски, различных переходов, создание образа и т. д., групповые пляски дают исполнителям возможность показывать также и своё индивидуальное мастерство. В групповых плясках сохраняется элемент импровизации, но в меньшей степени, чем в индивидуальной пляске или переплясе.

Групповые пляски создавались на основе народных традиций, с учётом особенностей местной манеры исполнения, обычаев и бережно передавались из поколения в поколение. В каждой групповой пляске есть своя определённая задача и своё содержание. На протяжении столетий народ сознательно старался не усложнять групповые пляски слишком виртуозными движениями. Это делалось для того, чтобы не утратить за этой виртуозностью главного — мысли, идеи. В конечном результате всё это и дало групповым пляскам долгую жизнь. Пример групповой традиционной пляски указан в приложении («Танок с поясами»).

Если сравнивать фигурные построения хоровода и пляски можно обнаружить общее и различия.

Основой фигурного построения танца является круг и линейное построение. Они используются как в хороводе, так и в пляске. Причём очень часто в этих жанрах фигуры смешиваются, то есть в пляске можно увидеть основные построения хоровода и наоборот. Это доказывает существование тесной связи между хороводом и пляской.

Но, все же существуют и различия в фигурах двух основных жанров. Так построения хороводов очень плавно переходят друг в друга, они как бы перетекают, переливаются. Основу композиции этого танца составляет круг, линии используются реже. Фигуры плясок более чётки и конкретны, их смену легче проследить, большее внимание здесь уделяется лексике, нежели фигурным перестроениям. Эти различия существуют потому, что пляска и хоровод несут в себе разные задачи, цели. У каждого из этих жанров своё назначение и содержание, и для раскрытия идеи используются свои средства, одними из которых и являются различные фигуры и перестроения.

Поэтому для постановки танца даже для младших групп детских хореографических студий нельзя обойтись без двух основных жанров: хоровода и пляски и простейших, элементарных фигур. Таких как «круг», «два круга рядом», » круг в круге», » восьмёрка», «гребень», «улитка», «змейка», «колонна», «улица», «ворота» и т. д.. Для плясок это » шен», «звёздочка», «карусель», » челнок», «ручеёк», «волна», «цепочка» и т. д.

Итак, танец, это не только набор движений, соединённых между собой. Танец — это большое понятие, включающее в себя и разнообразные движения, и определённую композицию, и подходящую мелодию, и костюм, и идею. Без этих компонентов танец теряет смысл, перестаёт быть интересным для зрителя.

Заикин Н. И., Заикина Н. А. Областные особенности русского народного танца. — Орел, 1999.

Климов А. Основы русского народного танца. — М.: Московского государственного института культуры, 1994.

Устинова Т. А. Избранные русские народные танцы. — М.: Искусство, 1996.

Основные фигуры хороводов.

Фигура может начинаться из линии, но чаще является развитием круга. Ведущий разрывает круг и, продолжая двигаться внутри него, начинает делать повороты направо и налево, подражая изгибам змеи. Другие исполнители, не разрывая рук, следуют за ведущим.

Число участвующих в круге не ограничено, но их должно быть не менее трёх человек. Парни и девушки, повернувшись лицом к центру круга и взявшись за руки, образуют замкнутый круг. Руки свободно, без напряжения отходят от корпуса под небольшим углом вниз или вверх. Движение по кругу в хороводе идёт «посолонь» — по солнцу, или по часовой стрелке, но может идти и против.

«Два круга рядом»

Круги находятся на небольшом расстоянии друг от друга или совсем рядом. Каждый круг может двигаться как по часовой стрелке, так и против неё. Повороты обоих кругов происходят одновременно или в одну, или в разные стороны.

Один круг большой, а внутри него круг поменьше. Внешний круг движется по солнцу, а внутренний как по солнцу, так и в противоположном направлении.

Фигура образуется из двух кругов (круг в круге). Внешний состоит из парней, внутренний из девушек. В кругах должно быть равное количество участников. Стоя лицом к центу, парни и девушки берутся за руки, образуя каждый свой круг. Сделав шаг к кругу девушек, парни поднимают руки, и через головы партнёрш отпускают их на руки девушек. Число пар — не менее четырёх. Руки могут находиться, как внутри круга, так и снаружи. Для этого парни, а потом девушки поднимают руки и через головы партнёров опускают их за спины.

Эта фигура образуется из двух кругов, стоящих рядом. Круги движутся в разные стороны и в определённый момент ведущие одновременно разрывают их, и участники через одного переходят из одного круга в другой. Образуется рисунок похожий на цифру «восемь». «Восьмёрку исполняют, как по одному, так и парами. Количество участников или пар в каждом круге должно быть одинаковым.

Эта фигура образуется из круга. Ведущий разрывает общий круг и, продолжая движение в том же направлении, заводит новый круг внутри большого, затем заводит второй, третий и т. д. «Развивание» фигуры может быть разным.

1 — вый вариант. Продолжая движение, ведущий делает разворот влево на 180 градусов и начинает выводить хороводную цепь по образовавшемуся между кругами коридору. Движение идёт постепенно увеличивающимися кругами до образования первоначального круга.

2 — ой вариант. Хоровод останавливается, участники стоят лицом к центру круга. Ведущий, пригнувшись, проходит под руками одной пары первого внутреннего круга, затем второго и т. д., пока не выйдет из последнего внешнего круга, ведя за собой хороводную цепь.

3 — ий вариант. «Развивает» «улитку» второй ведущий, находящийся на другом конце хороводной цепи. Все участники начинают движение в обратном направлении, повторяя тот же рисунок, что и при «завивании». Круги идут по концентрической окружности, но постепенно увеличиваясь.

«Змейка» (рис. 7).фигуру «улицу». Эти линии могут сходиться одновременно или одна линия стоит на месте, а другая идёт на неё, или одна линия отступает, а другая идёт на неё. Линии могут состоять из девушек и парней, а могут быть смешанными.

Это построение рядами. Каждый ряд состоит из нескольких человек (не менее двух). В каждом ряду

должно быть одинаковое количество участников, стоящих на небольшом расстоянии друг от друга. Несколько таких рядов образуют «колонну». Ряды стоят в затылок один другому. «Колонна» — представляет собой вытянутый прямоугольник, у которого длина больше ширины.

Два ряда, стоящие параллельно на небольшом расстоянии, лицом друг к другу, образуют Фигуры, описанные ниже, могут состоять из одних девушек, или одних парней, или парнями и девушками вместе. Исполнители могут быть выстроены в одну линию или соединены парами. Положение рук определяется постановщиком, фигуры исполняются в движении.

1 — вый вариант. Исполнители стоят двумя линиями («улица») парами одна против другой. Пары одной линии берутся за руки и поднимают их, образуя «ворота», другие руки могут быть опущены или соединены с руками других пар. Другие участники (стоящие напротив) парами проходят через противоположные воротца.

2 — ой вариант. Все пары одной линии, соединив и подняв руки, образуют непрерывные «воротца». Другая линия с разъединёнными руками проходит по одному в каждые «ворота».

3 — ий вариант. Исполнители стоят в кругу. Ведущий разрывает его и через центр ведёт остальную цепь за собой. Подойдя к любой паре, все проходят через воротца, которые она образует.

4 — ый вариант. Пары, взявшись за руки, стоят по кругу. Одна половина пар стоит по часовой стрелке, а другая против неё. Одновременно пары начинают движение. Одна половина пар поднимает «ворота», а другие пары проходят под ними и наоборот.

5 — ый вариант. Чётное число пар стоит по кругу, каждые две пары расположены лицом по кругу. Одновременно все начинают двигаться по кругу, пары, идущие по часовой стрелке, образуют «ворота», другие пары проходят под ними и наоборот.

Две линии, выстроившись, друг против друга, движутся навстречу. Руки исполнителей свободно опущены вниз. Обе линии встречаются друг с другом, и исполнители, продолжая двигаться, проходят сквозь линии правым или левым плечом.

Основные фигуры групповой традиционной пляски.

В групповых плясках кроме фигур, перешедших из хороводов, существуют свои различные построения — фигуры, типичные для групповых плясок. Среди них не только традиционные, давно вошедшие в пляску. Встречаются фигуры, сочинённые недавно. Различные построения для плясок продолжают сочиняться и в профессиональных и в самодеятельных коллективах до сегодняшнего дня.

Парни и девушки стоят в парах по кругу, затем пары одновременно поворачиваются лицом друг к другу и берутся правыми руками, левые руки у всех свободно опущены. Все начинают двигаться по кругу, подавая друг другу поочередно то правые, то левые руки, до тех пор пока не встретятся со своим партнером. Девушки двигаются по движению часовой стрелки, парни — в противоположном направлении. Эти переходы могут исполнятся также парами и тройкой, не только по кругу, но и по прямой линии.

Фигура «звездочка» может быть построена из одинакового числа парней и девушек или же только из одних парней или из одних девушек. Но исполнителей должно быть не менее трех или более восьми человек. Наиболее распространенная «звездочка» — состоит из четырех человек: два парня и две девушки. Парень и девушка одной пары, повернувшись правыми плечами, подают друг другу правые руки, другая пара кладет свои соединенные правые руки крестообразно на их кисти. Исполнители могут соединяться и левыми руками, тогда правые руки будут открыты в стороны или находиться на талии и т. д.

В основе этой фигуры лежит «звездочка». В построении этой фигуры может участвовать не менее трех пар. Юноши, подав друг другу правые руки, образуют «звездочку», а левыми держат правые руки девушек. В другом варианте «звездочку» образуют девушки, а юноши держат их за руки. Руки девушек и парней в «карусели» могут быть соединены и при помощи платочков, лент, поясов и т. д.

Эту фигуру может исполнять любое четное число пар. Исходным положением чаще всего бывают две параллельные линии, стоящие на небольшом расстоянии друг от друга. Повернувшись лицом друг к другу, парень и девушка, составляющие пару, подают обе руки, которые могут находиться и в параллельном и перекрещенном положении. Пары, стоящие в одной линии, располагаются по отношении к парам в другой линии таким образом: девушки стоят спиной друг к другу, а парни — лицом. Может быть и наоборот, в зависимости от условий пляски. Все пары одновременно начинают двигаться навстречу друг другу, и на середине, держа равнение, проходят между двумя парами. Линии меняются местами. Не меняя положения, пары возвращаются на свои места, проходя вновь меж теми же парами. Иногда пары исполняют эти переходы, стоя в одной линии, круге или их построения «круг в круге», по диагонали квадрата и т. д.

Исполнители стоят парами на небольшом расстоянии друг от друга, в затылок друг другу — колонной. Каждая пара, взявшись за руки, образует широкие «ворота». Пары, стоящие в конце колонны, слегка согнувшись и прижавшись друг к другу плечами, проходят через все образовавшиеся «ворота» и становятся впереди колонны. Затем идет следующая пара и т. д., до тех пор пока все пары снова не окажутся в первоначальном порядке. «Ручеек» может начинать пара, стоящая вначале колонны. Тогда он называется «Обратный ручеек». При выполнении «Обратного ручейка» пары могут проходить под «воротами» или повернувшись лицом по ходу движения, или спиной.

Исходное положение фигуры «волна» является построение четного количества пар в одну колонну. Парень и девушка, повернувшись лицом друг к другу, подают обе руки и образуют «ворота». Все четные пары одновременно проходят под «воротами» нечетных пар, которые или стоят на месте, или переходят на место четных пар. Затем все нечетные пары, также одновременно, проходят под «воротами» четных пар и т. д. Все пары при таких переходах фактически остаются на своих местах, поэтому такую «волну» иногда называют «волна» на месте.

Другое исполнение этой фигуры — «волна» с продвижением. Начинают движения только две пары, стоящие впереди колонны. Вторая пара проходит под «ворота» первой, которая в свою очередь одновременно переходит наместо второй пары. Продолжая двигаться, первая пара проходит под «ворота» третьей, а третья занимает ее место. Вторая пара стоит на месте в начале колонны. В исполнение «волны» теперь включаются четыре пары, стоящие в таком порядке: вторая, третья, первая, четвертая пары. Третья и четвертая пары проходят под «воротами» первой и второй пар и меняются местами. Дальше первая пара проходит под «воротами» пятой, а вторая пара — под «воротами» четвертой. Третья пара стоит на месте в начале колонны. Так постепенно в «волну» включаются все пары. Первая пара, дойдя до конца колонны, возвращается на свое прежнее место, за ней в том же порядке возвращаются и остальные пары.

Русский и Белорусский народный костюм. Мужская одежда жителя Древнего Китая. Стиль рококо в искусстве и костюме (XVIII в.). Французский костюм, идеалы красоты. Виды искусства стиля рококо: архитектуры, графики, декоративно-прикладного искусства, живописи.

Народный костюм как бесценное, неотъемлемое достояние культуры, накопленное веками. Историко-социальные процессы, способствующие созданию особых форм одежды, роль местных культурных традиций. Русский народный костюм. Знаки и символы русской вышивки.