Русские народные плясовые танцы и песни

Русские народные плясовые танцы и песни

Просмотров научной работы: 8888

Комментариев к научной работе: 1

Поделиться с друзьями:

Введение

Танец таит в себе огромное богатство для успешного художественного и нравственного воспитания, он сочетает в себе не только эмоциональную сторону искусства, приносит радость, как исполнителю, так и зрителю — танец раскрывает и растит духовные силы, воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному.

В этом плане народный танец стал бесценным сокровищем, показывающим быт, основные занятия, традиции, события, происходящие в жизни людей. Изучая народный танец, мы путешествуем по планете. Благодаря этому виду искусства, можно побывать в любом уголке мира, познакомиться с историей этого края, узнать национальные особенности этой территории, и для этого вовсе не обязательно переплывать океан преодолевать огромные расстояния.

Мы считаем тему нашей курсовой работы очень актуальной, так как в нашей стране народные танцы были и остаются очень популярными среди хореографических коллективов. Большинство хореографов часто в своей работе обращаются к народно-сценическому танцу, имея в своем репертуаре как русские народные танцы так и танцы народов мира.

Объектом исследования является народный танец — как основа народно- сценического элемента плясовой песни.

Предметом исследования – являются плясовые хороводные песни Белгородской области: «Мимо моего садика», «По проулочку Ванюша».

Цель работы — изучить историю появления народного танца, проследить становление народно-сценического танца как отдельного вида хореографического искусства на территории Белгородской области, изучить основы плясовых песен.

Задачи:

— проследить историческую основу народно-сценического танца;

— познакомиться с основными особенностями движений в плясовых, хороводных песнях Белгородской области;

— разработать хореографические разводки;

— проанализировать литературу по теме исследования.

Структура работы.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, хореографических разводок на песни «Мимо моего садика» и «По проулочку Ванюша», заключения, списка использованной литературы и приложения.

В первой главе рассматривается история возникновения народно-сценического танца и дается его определение.

Во второй главе описывается народно-сценический танец, как отдельный вид хореографического искусства на территории Белгородской области.

В третьей главе рассматриваются основы плясовых песен и примеры хореографических разводок на основе песен «Мимом моего садика и «По проулочку Ванюша».

В заключении представлены итоги исследования.

В приложении представлен нотный репертуар рассмотренных произведений.

История возникновения народно-сценического танца как отдельного вида сценического искусства

Танец — это самый древний и богатый вид искусства: очень интересный, многогранный, яркий, несущий в себе огромный эмоциональный заряд.

Танец был одним из первых языков, которым люди могли выразить свои чувства. Со временем искусство танца стало приобретать характерные черты, присущие только племени, а впоследствии и народности, заселявшей данные территории.

Искусство танца, мастерство и неповторимость оттачивались и шлифовались, ведь в танце народ мог выразить боль и радость, уважение и бесстрашие. Танец развивался вместе с человеком. Человек развивался вместе с танцем.

Танец позволяет создать своеобразную атмосферу, ритм общения и сам выступает как язык общения. Эта природа танца, заложенная еще при его зарождении, получая многообразные формы, остается неизменной. Со временем искусство танца развивалось, многообразие форм и стилей было выделено в отдельные виды. Такие как: классический танец, историко-бытовой, эстрадный, бальный, модерн. Среди всего этого многообразия народный танец был и остается одним из основных видов хореографического искусства.

В свою очередь народный танец можно разделить на народный, фольклорный и народно-сценический.

Народный танец — фольклорный танец, который исполняется в своей естественной среде и имеет определённые традиционные для данной местности движения, ритмы, костюмы и тому подобное.

Фольклорный танец — это стихийное проявление чувств, настроения, эмоций, выполняется в первую очередь для себя, а потом — для зрителя (общества, группы, общества).

Возникновению школы народно-сценического танца предшествовал длинный исторический путь.

Народно-сценичекий танец постепенно завоевывал свою автономию в театральном искусстве. Это был путь порицания и признания, спадов и подъемов.

Первоначально следует определить, что мы понимаем под народно-сценическим танцем.

а) в целостном понимании это народный танец и варианты его интерпретации в рамках сценического пространства и по законам театрального действия;

б) в структурном плане термин отражает стили исполнения, связанные со средой возникновения и существования: народный (бытовой, фольклорный) с традициями исполнения и национальным многообразием; сценический (родившийся в недрах балетного спектакля), по своей выверенности, координационному совершенству предполагающий крепкую основу школы классического танца.

Народно-сценический танец можно определить как исторически выработанную, устойчивую систему выразительных средств хореографического искусства в сценической трактовке многообразия танцев, сложившихся на протяжении нескольких веков у многих народов.

Однако в среде хореографов-практиков и теоретиков, а также критиков и балетоманов не существует единого мнения в отношении терминологии, связанной со сценической практикой народного танца. В дискуссиях, исторических очерках, мемуарах, учебниках сделаны попытки поиска единого определения. В зависимости от профессионального опыта, эстетических взглядов, осведомленности в обсуждаемом вопросе, возник ряд взаимодополняющих или взаимоисключающих понятий: «характерный», «народно-характерный», «народный академический», «сценически-народный», «характерная классика». Наиболее устойчивыми из перечисленных являются «характерный» и «народно-сценический».

Понятие «характерный танец» имеет истоки своего возникновения, а также и оттенки явлений, им характеризующихся.

Обратимся к процессу становления и качественной трансформации народного танца в нашей стране с древних времен по наше время.

Развитие народного танца тесно связано со всей историей народа. Каждая новая эпоха, новые политические, экономические, административные и религиозные условия отражались в формах общественного сознания, в том числе и в народном творчестве. Все это несло с собой известные перемены в быту русского человека, что в свою очередь накладывало отпечаток и на танец, который на многовековом пути своего развития не раз подвергался различными изменениями. Происходила эволюция танцевальных форм, отмирали старые и зарождались новые виды танца, обогащалась и видоизменялась его техника.

Уже на раннем этапе язычества, в период становления восточных славянских племен, существуют народные игрища или сходбища, где встречались племя, род или несколько племен или родов. Обожествляя солнце, гром, молнию, реки, огонь, камни и другие предметы, славяне поклонялись им. Весь окружающий мир воспринимался ими в конкретных одушевленных образах. На игрищах славяне веселились и совершали обряды, чтобы умилостивить природу, состоящую, по их понятиям, из множества могучих существ-богов и духов. Эти обряды сопровождались играми, хороводами, игрищными плясами, пением, игрой на музыкальных инструментах и заклинаниями.

Древние славяне занимались земледелием, охотой, они были мирными, гостеприимными людьми и почти не знали воинственных плясок. В дохристианской Руси были широко распространены игрища, на характер и содержание которых наложили отпечаток земледельческий быт славян. Игрища эти были приурочены к календарным языческим праздникам: семик — праздник, связанный с весенними земледельческими работами — посевом; обжинки, спожинки — окончание жатвы, сбор урожая; осенины — проводы лета и встреча осени; коляда — зимний праздник; радуница, русалии — зимне-летние праздники в память об умерших, или поминовение умерших; Ярилин день — праздник солнца — Ярилы; таусень — Новый год и др.

Введение христианства в качестве официальной государственной религии повлекло за собой изменение характера жеста в танце, стали появляться новые танцевальные движения. В этот период некоторые из языческих обрядов отмирают, другие же, потеряв свое первоначальное значение, переходят в игры.

Х-XI вв. — период яркого расцвета среднерусского феодального государства, его культуры, искусства. Для этого периода характерен и большой подъем в творчестве народа. Описание хороводов, плясок, песен являющихся неотъемлемой частью народных праздников и княжеских пиров того времени, сохранилось в летописях, устном народном творчестве — былинах, сказках, а также в рисунках и фресках.

Большую роль в развитии, совершенствовании и популяризации русского народного танца сыграли скоморохи. Они являлись первыми профессиональными исполнителями русской пляски, Скоморохи не только поддерживали традиции в исполнении пляски, но и усложняли ее рисунок, лексику, совершенствовали технику исполнения, сочиняли отдельные движения, а иногда и целые пляски, вносили яркий игровой элемент в их исполнение.

С конца XVII в. Русское государство вступает в новый период своего развития. Эта эпоха связана с именем Петра. Искусство, в частности танец, приобретает светский характер. Вводятся ассамблеи, положившие начало публичным балам в России, а с ними новые европейские порядки и новые правила светского обхождения, которые регламентировались самим царем.

В обязательную программу петровских ассамблей входили различные европейские танцы: менуэт — французский танец, польский — типа полонеза, английский — англез, сочиненный в Петровскую эпоху танец типа немецкого гросфатера и др. Все должны были знать новые танцы, их преподавали и в учебных заведениях и в частных школах. Распространению новых светских танцев также способствовали иностранные артисты, торговцы, военные и многочисленные заграничные мастера, живущие в России.

Указами Петра устанавливаются правила поведения не только на торжественных приемах и ассамблеях, но и на семейных праздниках и свадьбах. Эти правила, состоящие из шестидесяти трех параграфов, напечатали в специальном пособии для обучения и воспитания детей дворян под названием «Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению». В правилах говорилось и о поведении во время танцев.

Вместе с танцами в быт входила светская музыка, что было не менее значительным событием, так как свидетельствовало о росте в стране музыкальной культуры. Интерес к танцам все больше возрастал. Появились первые учителя танцев — танцмейстеры, которых выписывали из-за границы. Они не только учили танцевать, но и воспитывать учеников.

Русское государство в XIX в. проходит процесс своего развития. Появляется рабочий класс, обостряется классовая борьба, растет революционный протест народа и его национальное самосознание. Развитие капитализма в России, формирование рабочего класса, рост городов и городского населения с образованием в них новых социальных групп — ремесленников, мещан, мелких служащих, городской прислуги и т.д., — нарушение патриархального семейного быта — все это не могло не отразиться на народном творчестве, в частности на русском народном танце, на его содержании и художественной форме. Рабочие и мелкие служащие, городская прислуга, студенты и приказчики вносят в исполняемые ими пляски свой характер, жесты, мимику, свою манеру исполнения. Многие пляски и хороводы этого времени связаны с проведением рабочих маевок и с городскими гуляньями. Появляются городские и фабричные кадрили, новые танцы – «коробочка», «полька-бабочка», «тустеп» и др.

Развитие профессионального балетного театра немало способствовало популяризации на театральной сцене народного танца, всячески стремясь найти ему достойное место.

Многие балетмейстеры включали в свои балеты темы народных танцев, место и роль характерного танца в балете то расширялось, то сужалась, согласно эстетическим требованиям той или иной эпохи. Он мог быть действенной основой всего спектакля, мог выпадать из действия, сохраняя лишь права вставного номера.

Каждая эпоха в истории русской хореографии выдвигала не только блестящих мастеров классического стиля, но и одаренных исполнителей, народного танца.

Огромный вклад в развитие характерного танца внес А. Горский

Разрушая традиционную симметричность построения танцев, он превращает кордебалет в живую массу, индивидуализирую каждого персонажа. Горский обогащает лексику классического танца за счет характера и широко вводит в спектакль народный танец. В 1914 году он показал программу «Танцы народов», куда входили театрализованные пляски различных наций.

В XX в. Появилась группа больших мастеров, знатоков народного искусства, хореографов, педагогов, исполнителей. появились люди — этнохореологи . Всем известны эти имена: К.Я. Голейзовский, И.А. Моисеев, Н.С. Надеждина, П.П. Вирский, Ф,Гаскаров, М.С.Годенко, О.Н. Князева, И.З. Меркулов и другие.

Именно этими мастерами народной хореографии собирался, изучался и обрабатывался народный танцевальный фольклор, обретая новую жизнь не только в рамках сценической площадки, но и в сердцах зрителей. Переместившись на сцену, фольклорный танец не только не мог выглядеть и воспроизводиться в первозданном виде, но и качественный уровень его исполнения должен был выглядеть несколько иначе, чем прежде.

В результате возникновения целого ряда профессиональных ансамблей народного танца как самостоятельного вида хореографической деятельности, появляется термин «народно-сценический танец». Являясь приемником характерного танца, который возник в результате разделения сценического танца на две самостоятельные ветви, народно-сценическая хореография впитала все лучшее из его эволюционного опыта, одновременно обогащаясь образцами многонациональной танцевальной культуры и находясь в тесном взаимодействии с другими видами танца и музыкой.

Можно отметить три основных пути сценического решения народного танца в ансамбле.

Первый — это сценическая обработка фольклорного танца.

Второй — создание танца на основе традиционных хореографических приемов, элементов, композиций рисунков, характерных черт пластики и манеры исполнения.

Третий — использование наиболее общих стилистических особенностей народного первоисточника в создании современного сценического хореографического произведения.

Думается, что все три направления в деятельности: любого коллектива народно-сценического танца и составляют тот оптимальный процесс, который позволяет наращивать выразительные богатства сценической народной хореографии, соотнося их с фольклорным творчеством народа, с одной стороны, и пульсом времени — с другой.

Народно-сценический танец прошел длинный путь, в процессе своего формирования, начиная с древних времен и дошел до нашего времени как целостный, выразительный, показывающий особенности народной культуры танец. Народно-сценический танец перешел в профессиональные и любительские сферы хореографии, стал предметом исследований искусствоведов, педагогов, музыкантов, хореографов, а также одной из основных учебных дисциплин в подготовке специалистов различного уровня и видов деятельности, начиная от исполнителей и заканчивая педагогами и балетмейстерами.

Танец, как отдельный вид хореографического искусства на территории Белгородской области

Во всех трех региональных традиций много и общих черт. обусловленных близкими природными условиями, особенностями сельскохозяйственного производства и быта, сходной обрядностью, постоянными контактами. В середине XIX века бытописатель здешних мест А. С. Машкин указал на одну из таких черт, написав: «народное веселье и забавы летом и зимой состоят преимущественно из игрищ на улицах.

В праздничные дни молодежь, одевшись в нарядное платье, собирается на улицу, составляет хоровод, по-здешнему «карагот» (карагод). Девки, молодые бабы становятся в кружок, взявшись за руки, ходят по кругу, поют, пристукивая ногами в такт песне, а молодые парни среди круга, закинув шапку набекрень, пляшут, высказывая друг перед другом свое искусство. Сюда собираются также сельские музыканты, и после пения в хороводах начинается пляска под музыку». И еще одна характерная особенность, которая объединяет все три хореографических стиля края, — это страсть к исполнению различных ритмических украшений ногами во время «игры» скорых песен и особенно в плясках.

Более того, нередко в самые кульминационные моменты песни отдельные исполнители вскакивали на деревянные лавки (если это происходило в помещении) и выбивали на них разные ритмы. Если лавок поблизости не оказывалось, исполнители выстукивали ритмическую структуру песни ударами ладоней друг о друга, о землю, по коленям, пяткам и другим частям тела.

Фольклористами подмечен еще один немаловажный штрих, характеризующий единство хореографического стиля Белгородчины — это «игра» песни, независимо от ее жанра. Она включает в себя манеру держаться («выходку»), соответствующий эмоционально-психологический настрой, конкретную хореографическую лексику рук, туловища, корпуса, движения ног, мимику лица, определенные жесты — символы, способствующие взаимодействию участников и развертыванию «игры» песни.

Иными словами,«играть» песню — значит воспроизводить текст в соответствии с музыкальным ритмом, мелодикой, хореографическойпластикой и драматическим действом.Основной композиционной формой народной хореографии Белгородско- Воронежского региона является карагод (движение по кругу) на основе общего хороводного шага, его многочисленных вариантов, в ритме четвертных или восьмых длительностей, а также манеры, пластики, лексики движений рук и всего корпуса.

Следует уточнить, что на юге России понятие «карагод» имеет и более широкое значение, включающее:

— ритуальное движение по кругу, как солярному знаку. Результат этого движения — это гармонизация сил, необходимых для роста любого социального или биологического побега;

— приуроченность к важнейшим для земледелия временам года;

— наличие двух субъектов действия: ведомого и водимого и как результат этого — драматическое действо;

— фигуры — символы карагода, элементы его хореографии подтверждают солярную природу, основу драматической сути как гармонизации двух начал, связь с древними восточными космогоническими теориями рождения мира.

На Белгородчине слово«карагод» употребляется и в значении «собраться вместе», «окарагодить» (окружить) кого-либо. И только в процессе импровизационого творческого начала возникало то множественное многообразие композиционных форм и построений поющих и пляшущих людей.

Примечательно, что движущим фактором круговой формы карагодов являлась высочайшая этнокультура народа. Согласно традиции люди были приучены к созиданию культуры. . Народ владел своим родным музыкальным и пластическим языком и поэтому творил. Драматургия и композиция действ диктовалась устоявшейся традицией, условиями жизни, отношением к наследию».

А поэтому вокруг «играющих» песню всегда собирался еще один круг «потенциальных исполнителей». Однако и они не пассивные наблюдатели происходящего, а активные соучастники действа; по-своему участвующие в «игре»: подпевают, украшают песню хлопками, выкриками, притопами. По существу, это прелюдия для пополнения «основного» состава карагода, своего рода вхождение в соответствующий песенный образ. Фольклористами подмечено, «что круговое движение не всегда начинается сразу. Вначале происходит разыгрывание песни, подъем настроения.

В это время выявляются лидеры-заводилы. Они выходят из общей группы вперед и стараются завести» всех, заразить своим настроением и себя показать. Играют друг перед другом и собравшимися. Направление их движения неопределенно и носит импровизационный характер».

А задорные возгласы: «Пошла, пошла!», «Ну-ка, ну-ка», Е-ще, е-ще», «Ух, ты!», «Хоп-хоп-хоп» и т. д. — создают в карагоде атмосферу всеобщего праздника, уверенности, творческой состязательности. Установлено, что если основой движения ног в карагодах является ритмическая структура песни и форма строфы, то для движения рук большое значение имеет ее музыкальный язык.

Руки исполнителей тем или иным движением дополняют, подчеркивают интонационную мысль, как бы «рассказывают» песню от начала до конца. В соответствии с этим завязке песенного действа соответствует особое положение рук исполнителей на уровне лица.

Как вариант отдыха используются и движения рук внизу. В кульминационные моменты песни, в моменты наивысшего эмоционального подъема руки вверху. Не секрет, что народная хореография данного региона привлекает к себе пристальное внимание фольклористов и хореографов бытованием еще одного уникального движения — «пересека» — особой формыполиритмии, основанной на наложении двух и более ритмов в одновременном исполнении.

Техническую сторону выполнения данного элемента достаточно подробно и обстоятельно изложил белгородский этнограф — фольклорист И. И. Веретенников. Суть движения такова: в момент эмоционального подъема исполнителей лидер карагода, стоя на месте или выйдя в круг со словами: «Раз-два!» или «Начинай!» — делает два удара четвертными длительностями.

Движение карагода останавливается, а лидер начинает выбивать ровный ритм. Постепенно к нему присоединяются еще несколько человек. И лишь после того, как участники карагода почувствовали, что соединились в первом ритме, несколько человек начинают «пересекать» этот ритм своим, накладывая его на первый.

Существует несколько пересекающих ритмов с двойным и даже тройным форшлагом, соединения двух одинаковых ритмов с отставанием на половину такта. В зависимости от эмоционально-психологического настроя исполнителей, их желания, характера песни, «пересек» может длиться полкуплета, куплет и даже два.

Как свидетельствуют материалы исследований, в Белгородско-Воронежско регионе до сих пор бытует пляска с частушками «Матаня», имеющая импровизационный характер как в композиции построения, так и в лексике движений, свойственных данному хореографическому стилю.

Жители сел региона помнят и с удовольствием пляшут под гармошку «Барыню», «Калинку», «Сербиянку», «Камаринскую». Как правило, эти пляски импровизационны и включают сменяемые друг друга сольные, парные и групповые переплясы, основанные на местной хореографической традиции.

Довольно широко представлены в регионе бытовые народные танцы более позднего происхождения, несущие в себе черты как традиционного стиля, так и лексики бальной хореографии. Это полька «Птичка», полька «Бабочка», «Страдания», «Светит месяц», «Краковяк», «Выйду я на реченьку».

Композиционной основой карагодного движения в регионе является круг, полукруг, а также различные импровизационные переходы участников внутри круга парные и групповые переплясы. И. И. Веретенникову удалось записать в селе Кузькино Чернянского района оригинальные приемы «игры» песен, включающие в себя как импровизацию (свободная «игра» руками, повороты, притопы, хлопки, выкрики), так и традиционные общие приемы. «Участники обнимают друг друга одной рукой, положив правую руку на левое плечо партнера, а левую руку на правое плечо партнера.

Став таким образом в обнимку, участники начинают делать одновременно притоп одной ногой на сильной доле такта. Приём продолжается одну-две музыкальные фразы. После этого вновь начинается импровизационное движение по кругу. Такой общий притоп всех участников круговой игры в течение всей песни повторяется несколько раз».

К сказанному надо добавить еще то, что во время притопывания все участники стоят, повернувшись лицом в круг, наклонив корпус, а после окончания импровизации, низко присев, начинают делать четвертными или восьмыми длительностями хлопки ладонями попеременно: один хлопок об пол чуть впереди себя, второй хлопок ладонь о ладонь.

Варианты данного ритма взаимосвязаны с музыкальным ритмом. А так как ритмические рисунки каждой исполнительницы сугубо индивидуальны, то в результате возникает уникальная ритмическая полифония. Бытует в Оскольском регионе хороводная форма исполнения частушек «Семеновна», уникальный вариант частушек «Тройками», парный танец «Нареченька».

Хореографический стиль Белгородско-Курского региона представлен бытованиемкарагодов, танков и «ширинок» (хороводов с полотенцами). Под карагодом здесь следует понимать как коллективную круговую пляску под собственное пение или под игру музыкантов, где на первое место выступает индивидуальное творческое мастерство исполнителей, так и собравшихся вместе сыграть» песню, «поскакать» и просто послушать. Такое уточнение не случайно, ибо карагод может начаться не сразу, а с «разыгрывания» песни, выявления «хозуна», «скакуна», по инициативе которого и осуществляется движение по кругу.

Лексику мужских движений предельно точно охарактеризовал Якшин Михаил Филиппович из села Хомутцы Ивнянского района: «Надо ходить под песню. Не заскакивать у перед и не отставать от ней. Она сама подсказывая, что и как делать. Иде можна на пярябив пайтить, а иде можна и у верх скакнуть, но толькя чтоб у лад было. А иде можна — и крылом пройтить».

На основании данной характеристики мы можем сделать вывод о том, что в формировании мужского хороводного шага, других движений ног большую роль играет ритмическая структура и форма песенной фразы. Вместе с тем «при сравнении ритмов нетрудно заметить постоянную изменчивость, вариационность песенного ритма и относительную устойчивость ритма ног на протяжении всей песни или нескольких фраз».

Примечательно и то, что в двух соседних селах, расположенных в радиусе десяти километров друг от друга (село Хомутцы и село Выезжее Ивнянского района), И. И. Веретенников зафиксировал у мужчин разный ритмический рисунок ногами под одну и ту же песню. Это еще одно свидетельство узколокальной хореографической традиции, которая напрямую связана с индивидуальным творческим началом каждого участника карагода, его природной одаренностью, возрастом, характером, настроением, состоянием души и т. д.

В селе Мощеное-Кустовое Яковлевского района бытовали два танка. Первый назывался «Вилек» второй — «У рядок» (стенками). В селах Богатое и Драгунка Ивнянского района И. И. Веретенникову удалось записать танок «У четыре ряда», в селе Доброе Грайворонского района — «Кривой танок», в Вышних Пенах Ракитянского района«Танок парами». В Грайворонском районе существует композиция так называемых «кривых танков» — «в одну улицу», «в две улицы», «в три улицы», танок «Капуста».Еще одной хореографической формой, бытующей в данном регионе, являются хороводы с рушниками — «ширинками» (так называется здесь вышитое полотенце).

По свидетельству стариков, водили их на Красную горку. «Множество молодых парней и девушек, держась за руки, становились в две линии лицом друг к другу. Две пары, стоявшие по краям людского «коридора» (обычно мужчины), держали в руках по полотенцу. Последняя по ходу движения хоровода пара, приплясывая, входила внутрь «коридора», увлекая за собой остальных.

Проходя под поднятым передней парой мужчин полотенцем, танцующие продвигались вперед; через некоторое время первые участники хоровода становились последними и в свою очередь заходили внутрь образованного танцующими «коридора».

Народные исполнители называют этот композиционный прием хоровода предельно просто — «выворачивание рукава». Таким способом шли по всей улице до самого луга, куда подобным образом приходили жители со всех улиц и даже близлежащих сел водить танки и карагоды.

По сей день широко бытуют в регионе карагодные формы плясок: «Тараторка», «Тимоня», «Калинка». Наибольшее распространение повсеместно имеет «Акулинка», которая по музыкальному материалу является вариантом обще-русской «Камаринской» и построена по принципу кругового движения мужчин и женщин, причем последние идут парами.

На территории края зафиксировано и более двадцати народно-бытовых танцев позднего происхождения. Это всевозможные польки: «Бабочка», «Птичка», «С притопом», «С каблучком», «Кокетка», «Нареченька», «Наурская», «С пересеком», «Уличная»; «Барыня по тройкам», «Кадриль», «Коробушка»,Страдания», «Карапет», «Светит месяц», «Тустеп», «Подэспань», «Медленный, парный», «Краковяк» и т. д.

Как видим, народная хореографическая традиция края необычайно многогранна. Она — сплав особой «выходки» народных исполнителей, их творческой и бытовой правды жизни, внутреннего лада и гармонии.

Основные приёмы хореографических движений при исполнении плясовых песен Белгородской области

Плясовые песни отличаются от всех других видов песен более быстрым темпом исполнения, четким ритмом. Наиболее распространенные размеры плясовых песен — четырехстопный или шестистопный хорей. В них довольно широко употребляется рифма, как правило, мужская, т. е. с ударением на последнем слоге, и обычно смежная, т. е. рифмуются рядом стоящие строки. Многие плясовые песни носят шуточный характер. Но встречаются в плясовых песнях и другие виды рифм (женская, дактилическая и гипердактилическая). Отдельные строки могут и не рифмоваться. Игровыми называются песни, которые исполнялись во время различных игр. Хороводными являются песни, исполняемые в хороводах. Плясовые песни, сопровождающие пляску. Все эти виды песен являются преимущественно молодежными. Их главное назначение — создавать радостное настроение, служить средством увеселения. Танец возник в глубокой древности. Подобно песне и маршу, танец тесно связан с бытом. Танцы по-своему отражают жизнь народа, многие из его обычаев, являются выражением чувств и мыслей людей.

Многие народные пляски произошли от трудовых движений или древних игр. Часто в них изображалось то, о чем говорилось в словах песни. Пляски под песню существуют у многих народов. Есть и русские народные плясовые песни. Инструментальный наигрыш или песня всегда сопровождали народную пляску. Музыка каждого танца имеет свой темп, размер и только ему присущий ритмический рисунок.

Рассмотримразводки на примере плясовых хороводных песен:

«Мимо моего садика» это русская народная песня, которую исполняют в селе Подсереднее Алексеевского района Белгородской области. Песня свадебная, плясовая. Песня имеет шуточный характер. «По проулочку Ванюша» село Иловка Алексеевского района Белгородской области.

Рассмотрим некоторые принципы композиционного построения песни на сцене. Сценической площадкой для народного творчества всегда являлись дом, улица, луг, поле. Они и теперь не изжили себя. Для руководителя сценического коллектива при постановке хоровода очень важно увидеть своими глазами эти естественные формы творчества.

Поскольку перенести всё это в чистом виде на сцену невозможно, то для хореографа важно было бы высветить с его точки зрения наиболее характерное в импровизации и самовыражении исполнителей. По своей сущности принципы развития художественного материала, которые имеются в бытовой ситуации, те же, что и на сцене.

При постановке хороводов для фольклорных ансамблей и народных хоров хореографы часто упускают из виду пение: нагружают исполнителей таким набором движений, при котором пение становится невозможным. Хореограф должен сам от начала и до конца пройти сочинённый им номер в качестве танцора и певца. Он, несомненно, ощутит разницу самовыражения под музыку или собственное пение.

В настоящее время каждый хормейстер должен уметь сам ставить хороводы. В этом случае движение теснее связывается с музыкой, песней. При постановке танцев под музыку, в которых хореограф стремится показать все стили, думается, будет лучше, если эти стили будут не смешиваться, а сопоставляться как несколько эпизодов.

Хореографические построения на основе традиционных песен Белгородской области

«Мимо моего садика» (с. Подсереднее)

Исполнение предполагается в плясовом жанре фольклорного ансамбля, без музыкального сопровождения. Возьмём песню «Мимо моего садика»- запись села Подсереднее Алексеевского района Белгородской области. В песне двадцать один куплет и припевов. Музыкальный материал у исполнителей довольно простой, предназначен для средневозрастного коллектива. Распределим известные нам хореографические средства данного стиля по куплетам.

Участники стоят полукругом.

1-й куплет. Парни и девушки стоят на месте (запев, подхват и припев).

2-й куплет и припев. Начинается движение по кругу, против часовой стрелки, при этом руки участников расположены высоко над головой, слегка согнуты в локтях и разведены в стороны.

3-й куплет и припев. Все участники продолжат движение по кругу и на припеве, останавливаются и начинают выбивать ровный ритм, восьмыми длительностями. В момент выбивания ногами ровного ритма руки опускаются до уровня груди и вновь поднимаются вверх.

4-й и 5-й куплет и припев. Все участники продолжают движение по кругу.

6-й куплет и припев. Участники останавливаются и образуют полукруг, при этом начинают выбивать ровный ритм на припеве.

7-й куплет и припев. Все участники при исполнении куплете, стоят на месте, при этом выполняют лёгкие покачивания корпусом и повороты друг к другу, общаясь между собой. На припеве, на первый план выходят двое участников ансамбля, и начинают бить пересек (один участник бьёт ровную дробь, а другой перебивает). По окончанию куплета, участники возвращаются на свои места.

8-й куплет и припев. Фигура повторяется, но для исполнения пересека выходят другие участники.

9-й куплет и припев. Из центра полукруга двое участников начинают движение вперёд, образуя ручеёк, и каждый из этих ведущих участников заводит свой хоровод, при этом получается два хоровода.

10-й куплет и припев. Все участники постепенно объединяются в один круг.

11-й куплет и припев. Все участники идут по кругу и на припеве останавливаются. В центр круга выходят два участника и выбивают пересек.

12-й куплет и припев. Все участники образуют полукруг и на припеве три участника выходят на первый план и выбивают пересек.

На протяжении оставшихся куплетов по желанию исполнителей можно повторять основные фигуры танца.

«По проулочку Ванюша» (с. Прудки)

1-й куплет. Парни и девушки стоят на месте (запев, подхват и припев).

2 и 3 куплет. Участники начинают движение по кругу, против часовой стрелки, при этом руки участников расположены высоко над головой, слегка согнуты в локтях и разведены в стороны

4 и 5 куплет. Во время движения хоровода в центр круга выходят два участника иначинают бить пересек.

6 и 7 куплет. Все участники выравниваются в полукруг. На первый план выходят два участника и бьют пересек.

8 и 9 куплет. Фигура повторяется, но для исполнения пересека выходят другие участники.

10 куплет. На передний план выходят три участника и бьют финальный пересек.

Заключение

На протяжении веков одним из универсальных средств воспитания было и остаётся искусство, представляющее целостную картину мира в единстве мысли и чувства, в системе эмоциональных образов. В процессе исторического развития искусство выступает и как хранитель нравственного опыта человечества. Благодаря сохранению и передачи истинно народных движений, мы продолжаем нести нашу культуру.

Использование народного танца как самостоятельного и единственно выразительного средства создания художественного образа по законам сценического воплощения и восприятия дает возможность наиболее ярко и полно воссоздать истинно народный колорит во всем разнообразии движений, приемов их исполнения, особенностей музыкального сопровождения, костюма и пр.

На современном этапе школа народно-сценического танца является мощным фактором эволюции народного танца в его бытовом и сценическом существовании.

И конечно же огромный вклад в развитие и становление народно-сценического танца как отдельного вида хореографического искусства внесли описанные хореографические разводки. Рассматривая разные по своим сценическим движениям народного танца мы видим что все они по своему уникальны.

В настоящее время в нашей стране существует множество ансамблей народно-сценического танца. Не найдется населённого пункта, в котором бы не существовал фольклорный ансамбль не включающий в свой репертуар представленные хореографические движения нашей исследовательской работы.

Все это заслуга известных фольклорных ансамблей, коллективов народно-сценического танца, в первых рядах которых стоят описанные в этой работе. Произведения разные по своей структуре, но в то же время одинаковые по своим задачам: раскрывать и выражать народное хореографическое творчество.

И можно с уверенностью сказать, что народный танец является родоначальником всех направлений танца, которые формировались в течение многих веков на его основе. Мода и течение времени не смогли повлиять на него, а тем более заставить вовсе исчезнуть с лица Земли, ведь он несёт в себе историю создавшего его народа. Каждое поколение свято хранит память о своих предках и бережёт всё, что отражает их жизнь.

Литература

1. Богданов Г. «Урок русского народного танца» / Г.Богданов. М., 1995

2. Веретенников И. И. «Белгородские карагоды».-1993г.-114с.

3.Веретенников И. И. «Музыкальные родники» / И.И.Веретенников. Белгород, 1989.

4. Валукин Е. П. «Проблемы наследия в хореографическом искусстве» [Текст] / Е.П. Валукин. — М.: ГИТИС, 1992. — 169 с

5. ЖировМ.С., «Народная художественная культура Белгородчины»

6. Зырянов А.В. «Композиция и постановка танца» [Электронный ресурс]

7. Устинова Т. «Русские народные танцы» – М., Искусство, 1976.

8. Климов А. « Основы русского народного танца» / А.Климов. – М., 1994

9. Сушкова Л.Н., Гращенко А.Г. Интерактивные методы обучения в этнокультурном образовании // Современные направления теоретических и прикладных исследований 2012: материалы международной научно-практической конференции – Том16. – Одесса: КУПРИЕНКО, 2012 – 104 с. С.67-70

10. Хрестоматия русского народного танца. – М., Музыка, 1977

11. Щуров В.М. «Региональные традиции в русском музыкальном фольклоре» / В.М.Щуров // Музыкальная фольклористика. М., 1986. Вып. 3

12. Хрестоматия русского народного танца. – М., Музыка, 1987

13. Grashchenko A.G., Sushkova L.N. Specificity musical ethnocultural average vocational training in Russia // Modern scientific research and their practical application: J21206-517, p.150-154

«Мимо моего садика»

с. Подсереднее Алексеевского р-на Бел. обл.

1. Мимо ши его садику,

Да мимо да его зелёнога,

Ох, ляли, ляли, ох, ляли да,

Алиляй, лё…ох, ляли**

2. Мимо моего зелёного

Пролетала с(ы)та дичкя.

3. Пролетала сыта дичкя,

Не млада не вяликоя

4. Ох, не мала, невеликая,

Моего да соловьюшку

Ох, за собою сманули*

5. Моего ша да молоденькига

За собою сманули.

6. Эх, молодая соловьюшка,

7. Наперёд она залетала,

8. Ты вернися, слоловьюшка,

9. Без тебя в саду скушно,

Без тебя не весело.

10. Усе пташки привнывчатаи,

И кукушки пригорюнивавши.

11. И кукушки пригорюнивовши,

12. Мимо моего терема,

Мимо моего высокого.

13. Проезжали бояря,

14. И мимо Иванушку.

За собою сманули.

15. Моего Иванушку

За собою обаяли.

16. А молодая Марьюшка

17. Наперёд забегала,

18. – Ты вярнись, Иванушка,

19. Без тебе в терему скушно,

Без тебе не весело.

20. Усе гости приунывавши,

Все бояре пригорюнивши сидя.

21. Все бояря пригорюнивши сидя,

Русские народные танцы

Танец — это особый вид народного искусства. Не поддаётся счёту сколько различных танцев и плясок бытовало на Руси и существует до сих пор в современной России. Они имеют самые разнообразные названия: иногда по песне, под которую танцуются («Камаринская», «Сени»), иногда по количеству танцоров («Парная», «Четвёрка»), иногда название определяет картину танца («Плетень», «Воротца»). Но во всех этих столь различных танцах есть что-то общее, характерное для русского народного танца вообще: это широта движения, удаль, особенная жизнерадостность, поэтичность, сочетание скромности и простоты с большим чувством собственного достоинства.

Русская пляска:
Русская пляска — вид русского народного танца. К Русским пляскам относятся хоровод, импровизированные пляски (перепляс, барыня и др.) и танцы, имеющие определённую последовательность фигур (кадриль, ланце и др.). В каждом районе эти пляски видоизменяются по характеру и манере исполнения и имеют обычно своё название, происходящее от названия местности или плясовой песни. Музыкальный размер обычно 2/4 или 6/8. Русские пляски есть медленные и быстрые, с постепенным ускорением темпа. Хороводы бывают женские и смешанные. Исполняются чаще по кругу, обычно сопровождаются песней, иногда в виде диалога участников. Перепляс носит характер соревнования. Для женского танца характерны плавность, величавость, лёгкое кокетство, игра с платочком; пляска мужчин отличается удалью, ловкостью, широтой, юмором.

Ансамбль народного танца «Кудринка» — русский танец «Черёмуха».

Хороводы

Ансамбль Кудринка — Русский хоровод «Веретенце».

Первоначальное значение хоровода, кажется, потеряно навсегда. Мы не имеем никаких источников, указывающих прямо на его появление в русской земле, и поэтому все предположения остаются ничтожными. Было счастливое время, когда наши филологи производили хоровод от греческих и латинских слов. Счастливо было то время, когда наши умники верили, что наш хоровод происходит от греческого слова chorobateo — ступаю в хоре; невозвратны и те наслаждения, когда с торжеством произносили, что хоровод заключается в словах: choros — лик поющих и пляшущих, ago — веду.
Утешны и споры филологов. Латинцы отыскали созвучие у Горация в IV книге, 7 оде — horos ducere — вести хоры, лики, и утверждали первенство за собой. Всматриваясь в это изыскание, как в предположение, находим, что оно прекрасно, что оно открыло труженикам мечтательное созвучие в словах; но кто поручится, что это было так? Кто докажет нам, что русские, вводя в свою семейную жизнь игры, составили свой хоровод из латинского выражения Горация? Много, очень много есть прямых указаний, как русские умели заимствовать из Греции обряды для своей жизни; и во всем этом мы только находим приблизительные указания. Очевидностей нечего и искать; их нет у нашего народа, когда предания передают былое вам о старой жизни.

Хороводы мы встречаем у всех славянских племен. Литовцо-руссы хоровод переименовали в корогод. Богемцы, хорваты, карпато-руссы, морлаки, далматы обратили его в kolo — круг. Славянское коло также сопровождалось песнями, плясками и играми, как и русский хоровод. Подобные изменения мы находим и в русских селениях. Поселяне Тульской, Рязанской и Московской губерний, говоря о хороводниках, выражаются: «Они пошли тонки водить». В слове тонки мы узнаем народную игру толоки, в которой игроки ходят столпившись, как в хороводе.
Важность русских хороводов для нашей народности столь велика, что мы, кроме свадеб, ничего не знаем подобного. Занимая в жизни русского народа три годовые эпохи: весну, лето и осень, хороводы представляют особенные черты нашей народности — разгул и восторг. Отделяя народность от простонародия, мы в ней открываем творческую силу народной поэзии, самобытность вековых созданий. В этом только взгляде наша народность ничего не имеет подобного. Отнимите у русского народа поэзию, уничтожьте его веселый разгул, лишите его игр, и наша народность останется без творчества, без жизни. Этим-то отличается русская жизнь от всех других славянских поколений, от всего мира.

Ансамбль «Веснушки» — Хоровод с полотенцами.

Русские хороводы доступны всем возрастам: девы и женщины, юноши и старики равно принимают в них участие. Девицы, окруженные хороводницами, изучают песни и игры по их наставлениям. В нашей хороводнице сохраняются следы глубокой древности. Обратите внимание на ее заботливость передавать вековые песни возрастающему поколению, на ее желание внушить девам страсть к народным играм, и вы увидите в ней посредницу между потомством и современностью, увидите в ее думах гения-блюстителя нашей народности. При всей этой важности, хороводница считается у нас обыкновенною, простою женщиною, способною только петь и плясать. Так одно время могло измениться народное значение этого слова. Между нашими православными людьми соблюдается доселе почет к хороводнице: подарки сельских девушек, угощение матушек, безденежные труды отцов на ее поле. Это все делается во время хороводных игр. В другое время она изменяет свой характер: делается свахою на свадьбах, бабкою-позываткою на пирах, за безлюдьем кумою на крестинах, плакушею на похоронах. Таков круг жизни, совершаемый русскими хороводницами. Кроме того, есть еще особенные отличия в хороводницах городских и сельских.

Ансамбль «Берёзка» — Хоровод «Берёзка».

Городскою хороводницею может быть нянюшка, взлелеявшая целое семейство, и соседка, живущая на посылках у богатых купцов. Нянюшка из любви к детям утешает молодежь хороводами, передает им старину своего детства — сельскую; ибо большая часть русских нянек родились в селах, а доживают свою жизнь в городах, в чужом семействе. В этом классе всегда преимуществуют мамки, воспитавшие детей на своих руках. Соседка, удивительная своею заботливостью по чужим делам, представляет в нашей народности лицо занимательное. Она знает все городские тайны: кто и когда намерен жениться, кого хотят замуж отдать, кто и где за что поссорился. Без ней нет в семействе никакого утешения: зимой она приходит детям рассказывать сказки, матушкам передавать вести; летом она первая выходит на луг составлять хороводы, первая пляшет на свадьбе, первая пьет брагу на празднике. Соседку вы всегда встретите в доме зажиточного купца утром, в полдень и вечером; она всегда бывает весела, шутлива, бедно одета. Заговорите с ней поближе, словами, близкими к ее сердцу, и она передаст вам все сокрытое и явное; она ознакомит вас с городом и горожанами; она обрисует вам картины своего века так резко, что вы во сто лет не могли бы сами изучить так отчётисто и верно.

Девичий хоровод на лугу. Русские. Фотоархив Российского Этнографического Музея (РЭМ).

Сельская хороводница — женщина пожилая, вдова, живущая мирским состраданием. Отвага, молодость и проворство отличают ее от всех других. Ей не суждено состариться. Она вечно молода, игрива, говорлива; она утешает всю деревню; она нужна для всего деревенского мира: она распоряжает всеми увеселениями; она не пирует на праздниках как гостья, но зато все праздничные увеселения исполняются по ее наставлениям. Весь круг ее жизни и действий сосредоточивается в одной и той же деревне, где она родилась, где состарилась и где должна умереть.
Места, где отправляются народные хороводы, получили во многих местах особенные названия и удержали исстари за собою это право. Реки, озера, луга, погосты, рощи, кладбища, огороды, пустоши, дворы — вот места для их отправления. На одних местах бывают хороводы праздничные, на других обыкновенные, запросто. Праздничные хороводы есть самые древние: с ними сопряжено воспоминание прошлого, незапамятного народного празднества. Для таких хороводов поселяне и горожане приготавливаются заранее, сзывают дальних гостей и соседей, красят желтые яйца, пекут караваи, яичницы, пироги, варят пиво, мед и брагу. Праздничные хороводы отправляются равно поселянами и горожанами, обыкновенные же более заметны по городам. Девушки богатых отцов выходят повеселиться на свой двор, куда сбираются к ним подруги. Все это бывает вечером, с окончанием работ.


Юркина Екатерина — Хоровод, 2005 год.

Женщины и девушки, приготовляясь к хороводам, одеваются в лучшие наряды, предмет особенной заботливости поселян. Сельские девушки для сего закупают ленты, платки на ярмарках, и все это на свои трудовые деньги. Из мирской складчины они покупают для хороводницы платок и коты. В городах вся заботливость лежит на матушках, награждающих хороводниц и соседок из своих молочных денег, из барышей, остающихся у богатых купчих от продажи молока.

Мужчины в сельских хороводах представляют гостей, призванных разделять веселье и радости. Молодые ребята, неженатые, вступают в игры с девушками по приглашению хороводницы. В городских хороводах, совершаемых на дворах и площадях, редко участвуют мужчины; там можно видеть братцев и родных, будущих суженых. Эти братцы живо представят вам особенный быт нашей семейной жизни: родниться с своим кругом и заранее сближаться с подругами жизни.
Русские хороводы распределены по времени года, свободным дням жизни и по сословиям. Сельские начинаются со Святой недели и продолжаются до рабочей поры; другие появляются с 15 августа и оканчиваются при наступлении зимы. Поселяне веселятся только по дням праздничным; в другие дни окружают их нужды, а для искупления их они должны жертвовать всем. Городские хороводы также начинаются с Святой недели и продолжаются во все лето и осень. Горожане, люди досужливые, более имеют времени гулять и петь; они пользуются всем готовым. Время и разные обычаи до того разнообразят увеселения православных, что в одно и то же время в одном городе встречаем такой праздник, а в другом находим совершенно иной; там есть свои стародавние обряды, здесь другие. Весна и осень, два времени, в которые поселяне более всего веселятся. Здесь семейная жизнь представляется в разных картинах. Принимая разделение хороводов на весенние, летние и осенние, мы увидим настоящую картину русской жизни и правильнее можем следить за постепенным ходом народных увеселений.

Простонародный хоровод в русской деревне.

Первые весенние хороводы начинаются с Святой недели и оканчиваются вечером на Красную горку. Здесь соединялись с хороводами: встреча весны, снаряжение суженых к венечному поезду. Радуницкие хороводы отличаются разыгрыванием Вьюнца, старого народного обряда в честь новобрачных. Георгиевские хороводы соединяют с собой выгон скота на пастьбы и игры на полях. В этот день к хороводницам присоединяются гудочники — люди, умеющие играть на рожке все сельские песни. Последними весенними хороводами считаются Никольские. Для празднования Николыцины званые гости съезжаются с вечера и принимаются с почетом, поклонами и просьбами пировать на празднике. Целое селение складывается в складчину на мирской сбор: поставить угоднику мирскую свечу; сварить браги, щей, лапши, каши; напечь пирогов для званых гостей. Все это дело присуждалось старосте или земскому. Званые гости уезжали с лошадьми в ночную, где пиршества продолжались до утра с плясками и песнями. Наставал праздник, со всех сторон стекались православные, званые и незваные. Богатые незваные приходили к старосте и давали вкладу пировать Никольщину; бедные только отделывались поклонами. Кругом погоста ставили столы с пирогами, кадушки с брагой; а в земской избе стояли на столе: щи, лапша, каша. С окончанием обедни начиналась пирушка. Гости ходили по избам, ели, что душе было угодно, пили донельзя. Пред вечером женщины выходили на улицы петь песни, играть в хороводы. Раздолье бывало шумное и гульливое, когда боярин жил в селе и справлял с своими гостями Никольщину. Двор его наполнялся людьми; боярин с боярыней угощали гостей вином и брагой. Все это бывало прежде, а ныне быльем заросло. Вот о чем с горестью воспоминают старики! Вот отчего мила русскому по душе и сердцу русская старина! Николыцина продолжалась три дня, а иногда и более. Заезжие гости до того наслаждались брагой, что не могли руками брать шапку. Это считалось для хозяев особенным почетом, а гости почитали себя вправе величаться таким угощением. В пиршестве не участвовали только девицы; они наслаждались хороводами, когда женщины плясали «во всю Ивановскую».

Хоровод вокруг Купальского костра.

Осенние городские хороводы в одних местах начинаются с Ильина дня, а в других с Успеньева дня. Сельские хороводы начинаются с бабьего лета. Такая разность указывает более на местности, нежели на различие обрядов. Успенские хороводы начинаются с 6 августа, когда начинают сбирать фруктовые плоды. В старину эти празднества бывали сборные в тульских садах. Веневцы, исключительно занимавшиеся садовыми промыслами, начинали сбор яблок и груш песнями и хороводами
Семенинские хороводы отправляются по всей России с разными обрядами и продолжаются целую неделю. Капустинские хороводы начинаются с половины сентября и отправляются только в городах. Последние хороводы бывают покровские, и отправление их зависит от времени года.
Кроме сих обреченных дней, русские хороводы отправляются на свадьбах, даже зимою. Мне часто случалось видеть, как зимою на московских свадьбах девушки разыгрывали хороводы в комнатах.
Русские хороводы сопровождаются особенными песнями и играми. Песни принадлежат ко временам отдаленным, когда наши отцы живали припеваючи, без горя и забот. Нет никакой возможности определить, когда игры были соединены с хороводами. Такое смешение игр и хороводов заметно более в городах. Игры хороводные содержат в себе драматическую жизнь нашего народа. Здесь семейная жизнь олицетворена в разных видах. В хороводах, исключительно взятых, заключается народная опера. Ее характер, исполненный местными обрядами, старыми поверьями, принадлежит включительно русскому народу.
В Черниговской губернии в конце Святой недели бывает особенное игрище: изгнание, или провожание русалок.

Пляски-импровизации:

Наряду с хороводами, большой популярностью в народе пользуются пляски-импровизации, пляски-соревнования. В них танцоры не скованы определенной композицией. Каждому исполнителю дается возможность выразить себя, показать, на что он способен. Такие пляски всегда неожиданны для зрителей, а порой и для самих исполнителей.

Народно-хореографический ансамбль «Ровесник» — русский народный танец «Барыня».

Пляскам-импровизациям парни и девушки «учатся» с малых лет. Они с увлечением наблюдают за тем, как пляшут старшие, порой выезжают за десятки километров посмотреть на уже известных танцоров, часами увлеченно «работают» над новыми «коленцами». Танцору не хочется повторяться, делать то же, что делают другие — отсюда большое разнообразие самобытных русских переплясов.

Ансамбль танца «Россияночка» — «Владимирская веселуха».

Ансамбль танца «Россияночка» — «Балалайки».

Форма плясок-импровизаций, плясок-соревнований в наше время получила дальнейшее развитие. Они стали динамичнее, появились острые ритмы, сложные танцевальные элементы, разнообразные комбинации. Девушки пляшут смелее, энергичнее, как равные соревнуясь в мастерстве с парнями.

Игровые танцы:

Особое место принадлежит танцам, в которых проявляется наблюдательность народа: либо о явлениях природы («метелица», «пурга»), либо о каких-либо животных или птицах («Бычок», «Дергач», «Медведь»). Вспомните, у И.С. Тургенева: «Плясал Иван удивительно — особенно «Рыбку». Грянет хор плясовую, парень выйдет на середину круга — да и ну вертеться, прыгать, ногами топать, а потом как треснется оземь — да и представляет движения рыбки, которую выкинули из воды на сушь: и так изгибается и этак, даже каблуки к затылку подводит. «.

Ансамбль «Веснушки» — Топотуха.

Эти танцы можно назвать игровыми или танцами-играми, поскольку в них очень ярко выражено игровое начало. В своих движениях танцующий не просто подражает повадкам зверей или птиц, а старается придать им черты человеческого характера.

Ансамбль танца «Россияночка» — «Сибирский лирический».

Без образа нет танца. Если не возникает хореографический образ, остается набор движений, в лучшем случае иллюстрация события. Для народного танца типично осмысленное отношение к событиям жизни, и если иллюстративные моменты встречаются, то лишь как обдуманный прием. Конечно, танцоры пользуются элементами, имитирующими, к примеру, походку, полеты, повадки гусаков и гусынь. Но это не просто изображение птицы, а в данном случае игра-пляска, где условием ее является подражание птицам, соревнование-перепляс, в котором торжествуют ловкость, выдумка и мастерство в изображении гусачка.

Ансамбль танца «Россияночка» — «Журавель».

Очень важно, чтобы созданию образа танца были подчинены все компоненты: движения и рисунки, то есть хореографическая образная пластика, музыка, костюм, цвет. При этом выразительные средства танца существуют не сами по себе, а как образное выражение мысли. Завершенность всего этого достигается синтезом всех составных.

Русский народный костюм:

В воплощении народного танца большое значение имеют сценические костюмы. Сценический костюм создается на основе народного, но, конечно, облегчается настолько, чтобы танцору было удобно двигаться. Русская народная одежда красива, ярка по краскам, богата украшениями, вышивкой. В создании одежды народ проявил столько же таланта и художественного вкуса, сколько и в создании песен и плясок.

Боевая пляска вприсядку:

В славянской воинской традиции характеры бойцов делили на две категории:

Эти системы боя имели каждая по своему специализированному боевому танцу. Нам не известны древние достоверные названия этих плясок, они менялись. Хорошо известно, что ту пляску, что сейчас называют гопаком, во времена Н.В. Гоголя называли казачок, а нынешний казачок почти не имеет к нашей теме отношения. Ту же пляску на северо-западе в 19 веке называли «лунёк». Название плясок часто трансформировалось в зависимости от популярных в то время плясовых наигрышей. Название музыки становилось названием пляса. Тем не менее, во всех этих танцах были движения с одинаковым определением «в присядку». Это и есть сумма боевых движений жвавых бойцов, применяемых в плясе. Все эти танцы можно было плясать в присядку и без неё.

Изначально техника присядки существовала в двух проявлениях:
1. Как способ боя.
2. Как боевой танец.

Способы боя в присядку были широко распространены среди всадников и применялись пехотинцами в столкновениях с конницей. Случалось, что во время битвы, скорость кавалерийской атаки терялась. Всадники, вдруг напарывались на заграждение, замаскированный обоз или ров с кольями, могли столкнуться с более сильным противником, теряя инициативу и скорость. В этой фазе сражения, нередко всадники теряли коней. Когда воин вылетал из седла или оказывался на земле вместе с убитым конём, необходимо было продолжать драться, вернуть инициативу. Пехота, напротив старалась «спешить» противника, завладеть его конём. Тут-то и нужны были навыки боя в присядку. Пехотинец против всадника использовал, например такие коленца присядки.
В «ползунке», «гуськом» проскакивал под брюхом вражеского коня с саблей на плече. Когда он оказывался под животом, то нажимал на рукоять сабли и выставлял её повыше, чтоб подрезать коню «жижки»-жилки, паховину. Конь падал, увлекая за собой наездника. Подрубал саблей или подсекал ударом руки или ноги передние ноги коня. Конь оступался, падал через голову, давя седока. Ногой или кулаком, наносили удар коню противника по голове. Били в место находящееся между конскими глазами и ушами. Конь оглушенный падал.
Если была возможность, то вражескую лошадь старались не калечить, она стоила больших денег и считалась богатым трофеем. В этих случаях атаковали всадника. Для этого гопкорез1 старался нанести удар оружием всаднику и сдёрнуть противника с седла. Вот как об этом приёме рассказывает былина: «Сшиб Тугарин Алёшу с седла, как овсяный сноп, но увернулся Алёша под конское чрево и ударил с другой стороны Тугарина булатным ножичком под правую пазуху. Распорол его груди белые, да и дух вон».
Если пехотинец бывал без оружия (а в этой ситуации мог оказаться и кавалерист, потерявший в бою коня и сбрую), то он прыгал на противника, одновременно прихватывая его вооружённую руку и повисал на боку вражеского коня, обхватив его ногами. Конь падал, нападавший старался не попасть под тело падающей лошади. Так же использовались прыжки на всадника, с одновременным выбиванием врага из седла. Иногда прыгали, опершись на пику или боевую палку.
Увёртка от атакующего кавалериста, намеревающегося уколоть пикой или нанести рубящий удар, часто начиналась с уловки: пеший садился на корточки, как бы давая прицелится, а потом уходил ползунком или прыжком в сторону, пугал коня, как бы бросаясь ему под ноги. Лошади стараются не наступать на упавшего или сидящего человека, это их инстинкт. Боевых коней специально приучали бить копытами врага, кусать его, сваливать пехоту ударом корпуса. Такой конь, прошедший специальную боевую подготовку был особенно опасен и ценился невероятно высоко.

Бой в присядку включал в себя четыре основных уровня:

Кувырки применялись в основном как тактические перемещения и как способы самостраховки при падении.

На северо-западе России пляска в присядку сохранилась в виде вариантов пляски русского, как в одиночку, так и в паре с соперником. Барыню плясали с женщиной, когда все те же коленца нужно было выбивать вокруг партнёрши, не подпуская к ней плясуна соперника. Тот, в свою очередь старался отбить плясунью, оттереть умелым движением соперника и самому продолжить пляс. Этот вариант был очень труден, требовался высокий контроль за сложными боевыми движениями. Недопустимым считалось не только коснуться ударом партнёрши, но даже напугать её опасным движением.

Обычно состязания проходили в виде парной и одиночной пляски в форме перепляса. Переплясывая, один из плясунов показывал какое-либо движение или связку, соперник должен был их в точности повторить, потом показывал свои. Иногда, в переплясе были другие правила, соревнующиеся, попеременно показывали свои движения, при этом нельзя было повторять предыдущие. Проигрывал тот, у кого первого заканчивался набор «выкрутасов».

В казачьих войсках пляс жил повсеместно, гармонично вплетаясь в казачий быт, бурно вырывался из горячих сердец в станичные и войсковые праздники. Во время сражений, когда сходились враждебные армии, перед рядами боевых товарищей выплясывали с оружием гопкорезы выкликая врагов на герц. Под музыку, с пляской ходили в бой. Этот обычай наших предков настолько хорошо запомнился полякам, что они экранизировали его в фильме «Огнём и мечём» по книге Сенкевича. А мы подзабыли!

Вот как описывает гульбу с пляской в Запорожской сечи Н.В. Гоголь:

«Им опять перегородила дорогу целая толпа музыкантов, в середине которых отплясывал молодой запорожец, заломивши шапку чёртом и вскинувши руками. Он кричал только: «Живее играйте, музыканты! Не жалей Фома, горелки православным христианам!» И Фома, с подбитым глазом, мерял без счёту каждому пристававшему по огромной кружке. Около молодого запорожца четверо старых вырабатывали довольно мелко ногами, вскидывались, как вихорь, на сторону, почти на голову музыкантам, и вдруг, опустившись, неслись вприсядку и били круто и крепко своими серебряными подковами плотно убитую землю. Земля глухо гудела на всю округу, и в воздухе далече отдавались гопаки и тропаки, выбиваемые звонкими подковами сапогов. Но один вех живее вскрикивал и летел вслед за другими в танце. Чуприна развевалась по ветру, вся открыта была сильная грудь; тёплый зимний кожух был надет в рукава, и пот градом лил с него, как из ведра. «Да сними хоть кожух! — Сказал, наконец, Тарас. — Видишь, как парит!»
— «Не можно!» — кричал запорожец. «Отчего?» -«Не можно; у меня уж такой нрав: что скину, то пропью»
А шапки уж давно не было на молодце, ни пояса на кафтане, ни шитого платка; всё пошло куда следует. Толпа росла; к танцующим приставали другие, и нельзя было видеть без внутреннего движения, как всё отдирало танец самый вольный, самый бешенный, какой только видел когда-либо свет и который, по своим мощным изобретателям, назван козачком.
— Эх, если бы не конь! — вскрикнул Тарас, — пустился бы, право, пустился бы сам в танец!»

В регулярной армии пляс держался преимущественно среди солдат, но уже в 19 веке, каждый полк, сотня и мало-мальски уважающее себя подразделение Российской армии имели собственные хоры и плясовые коллективы. В пляске подразделения, соревновались наряду со строевой подготовкой, стрельбой, гимнастикой и фехтованием. Считалось хорошим тоном, когда перед марширующим строем «выдавали в присядку» лучшие плясуны подразделения. Если в полку заводилась выдающаяся традиция пляса, то её берегли, и демонстрировали начальству при первой возможности, на смотрах и показательных выступлениях.
Во время гражданской войны боевая пляска продолжала жить в войсках, как у красных, так и у белых. Хорошо запомнились красноармейцам атаки полков Ижевского и Водкинского заводов, сражавшихся под красным флагом против большевиков. Они шли в бой под гармошку, с заброшенными за плечи винтовками. Перед строем отплясывали бойцы, иногда вместе с санитарками. Трудно это объяснить рационально, но красноармейцы не выдерживали таких атак, отступали.
Предания гражданской войны повествуют, так же что легендарный комдив Василий Иванович Чапаев знал боевой пляс и любил станцевать «Русского» на бруствере, под шквальным огнём белогвардейцев. Выплясывая под гармошку, он учил бойцов храбрости, среди его подчинённых существовала уверенность, что «комдива пуля не берёт». Говорят, что этот обычай он сохранил еще с первой Мировой.
Флотская пляска в присядку стала называться «Яблочко» по припеву в популярном тогда наигрыше. Поднявшись с берега на палубы, яблочко стал одним из любимейших развлечений русских моряков. Закрытость и сплочённость флотского коллектива создавала хорошую почву для сохранения и передачи навыков пляса, а состязание между моряками разных кораблей постоянно обогащало традицию.
Боевой пляс в присядку был унаследован и красной армией. Правила смотров и состязаний остались неизменными, правда движения были сильно «причёсаны» советскими культпросвет работниками. Другое дело пляски на праздниках и на фронте. Это была не только тренировка тела и повторение способов боя, трудно переоценить воздействие музыки и пляски на боевой дух бойцов. Прадедовская традиция превращала измученных солдат в чудо богатырей, зажигала в сердцах бесстрашие и задор.
Безусловно, когда плясать приходилось в снегу или грязи, то прыжки, и ползунки не делали, оставались лишь приемлемые для обстановки коленца, но дух боевого пляса, воинский задор, не убывал. Пляской разминали затёкшие в окопах ноги, грелись на морозе, снимали предбоевое напряжение

Список использованных источников:

Русские народные песни и пляски

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

Конспект по музыке 2 класс

Тема урока: Русские народные песни и пляски.

Цель урока : Выявить жанровые особенности плясовых и хороводных песен.

Задачи:

Предметные:

1.Формировать устойчивый интерес к музыкальной культуре своего народа.

2. Познакомить учащихся с особенностями хороводных песен и плясовых.

3. Пробудить желание научиться играть на русских народных инструментах

4. Развивать умение слушать музыку и эмоционально на нее откликаться.

Метапредметные

1. В ходе совместной деятельности развивать умение сотрудничать друг с другом (парная, групповая работа)

2. Используя средства изобразительного ряда, способствовать одномоментному восприятию явлений в их единстве и многообразии

3. Способствовать развитию таких логических операции как сравнение, классификация, анализ, синтез.

Личностные

1. Расширять музыкальный и жизненный кругозор учащихся, формировать основы музыкальной культуры и музыкального вкуса

2.Развивать музыкальные способности(музыкальный слух, чувства ритма, память).

3.Развивать творческую фантазию и инициативу в процессе песенной и танцевальной импровизации.

1. Организационный момент .

Учитель: Здравствуйте 2 класс , очень рада видеть вас. здравствуйте девочки, здравствуйте мальчики.

Сегодня на уроке у нас гости, давайте сними тоже поздороваемся.

Исполнение песни «Мы вам рады»

2. Актуализация знаний .

Давайте вспомним о музыке какого народа мы говорили на прошлых уроках? А что такое фольклор? (народное творчество)

Учитель. Музыкальный фольклор – это вокальное (песенное), инструментальное, музыкально-танцевальное творчество народа. Народная музыка является неотъемлемой частью народного художественного творчества.

В народных песнях глубоко и правдиво отразилась история русского народа с древнейших времен до наших дней. На протяжении многих столетий возникали разнообразные песенные жанры

Сейчас я вам напою мелодии, а вы хором отвечайте какой это жанр. (колыбельная, дразнилка, частушка).

3.Постановка проблемы

Послушайте следующее произведение , Как вы считаете, к какому жанру фольклора можно отнести?

Звучит рнп «Во саду ли , в огороде» (водить хоровод).

У кого — ни будь есть другое мнение? Докажите, что это хоровод.

Слайд 1 . надпись хоровод.

Да это прозвучал жанр хоровод. Из каких двух слов состоит это слово?

Что означает каждое из них?

хор и вод. Что означает слово хор, как вы думаете?- дружное слаженное пение группы людей.

А слово вод — значит водить, двигаться, танцевать.

Значит водить хоровод – это не просто ходить кругами под музыку, это еще и петь, и танцевать, и исполнять интересные роли.

Так значит над чем мы сегодня будем работать? Как бы вы сформулировали тему урока?

Что вы хотите узнать о хороводе?

интересно ли вам знать когда, где, кто водил хороводы, какие они бывают?

Слайд 2 . Тогда посмотрите на слайд и укажите те картинки, где по вашему мнению изображен хоровод.

А почему вы про эту картинку мне ни чего не сказали? А что это? Это плясовая .На всех картинках люди изображены в движении.

Проблема. Но, почему одни называются хороводами, а другие плясовыми. Почему музыка связанная с движениями образует два разных жанра? Что нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос?

Мы должны сравнить по каким признакам хороводные песни отличаются от плясовых

5.Основная часть. «Открытие детьми «новых знаний.

Итак давайте разберемся , какие признаки имеет хоровод

Слайд 3 Посмотрите на эти две картинки . Что вы можете по ним рассказать о хороводе? Зима, лето

Учитель. В старину хороводные песни были связаны с календарными земледельческими праздниками и обрядами, являясь разновидностью весенних песен. Именно такими песнями во многих местностях ежегодно открывались весенние хороводные гулянья.

Хоровода начинали водить с праздника Егорьев день — это праздник пастушков. Именно с этого дня выгоняли на поля, луга , пастбища домашний скот: коровушек, овечек, коз и лошадей. Чтобы они свежей, молоденькой травушки поели и молочка больше дали. Водили хороводы до самой осени, праздника Покров День, который отмечается 12 октября. В этот день снег покрывал землю , становилось холодно и домашних животных загоняли в хлев зимовать до будущей весны.

Когда наступало холодное время года, хороводы заменялись вечеринками в избах. Их называли “посиделками”. На этих вечеринках также пелись

Слайд 4 А об этих хороводах что можете рассказать?

По характеру движения хороводы можно разделить на две группы: круговые и некруговые хороводы — игры и хороводы — шествия. Круговые хороводы чаще всего сопровождались обыгрыванием сюжета песни. В центре круга солисты-актеры разыгрывали песню в лицах. Такой хоровод называли игровым или драматическим .

Слайд 5 виды фигур

Хороводы-шествия отличались разнообразными движениями: ходьбой рядами, “гуськом”, “цепью”, “змейкой”, прохождением “через воротца”, звездочкой и другими. В таких хороводах читался узор, орнамент и называли их орнаментальными.

Вспомните а знаете ли вы песню, которую мы могли бы обыграть, инсценировать? Кто помнит это песня северная или юга России?

давайте его разыграем , становитесь в круг. Кто желает, исполнить роль Васи

Исполнение хоровода. Ну-ко как Вася

Что мы с вами сейчас делали, пели ходили по кругу и изображали движения, а это значит- водили хоровод.

Посмотрите на следующий слайд , что мы еще можем узнать нового?

Слайд 6 хоровод и плясовая.

в каком темпе исполняют хороводы в умеренном, не торопливом, медленном, говорили про девушек «Как лебедушка плывет» (грациозно)

Для медленных хороводных песен характерны широкие, плавные напевы с выразительным распеванием слогов.

Учитель: Для плясовых мелодий характерен оживленный, а иногда и быстрый темп, четкий ритм с акцентами. Такие танцы сопровождаются припляской, притопыванием и прихлопыванием в ладоши.

Давайте и мы с вами попробуем сейчас исполнить плясовую, под мелодию русской народной песни «Светит месяц», посмотрим кто у вас лучший танцор.

Исполнение » Светит месяц»

Послушайте еще одно произведение. «Ах вы, сени»

Какие народные инструменты вы услышите?

Изменялась музыкальная тема на протяжении звучания произведения? (Меняется темп, ритм, фактура).

Как называется такая форма произведения , в которой тема изменяется, приукрашивается, варьируется? (Вариация)

Какая музыка по характеру? (веселая , энергичная, танцевальная.)

Как вы думаете это плясовая или хороводная. Докажите

Что удобно под эту музыку делать? плясать

А как выдумаете как называется такой жанр народной музыки под которую удобно плясать? (плясовая) Где в основном исполнялись плясовые? на гуляньях, праздниках.

Если они звучали в основном на гуляньях, то исполнение плясовых было связано развлечением и поднятием праздничного настроения или совершения какого -либо обряда? ( поднятие настроения)

Давайте посмотрим иллюстрацию к этому произведению на стр 40

Прочитайте вопрос на странице 40 (Слушайте внимательно и каждую вариацию сопровождайте «игрой на музыкальных инструментах)

значит что м ы будем делать ?будем эту песню сопровождать игрой на муз инструментах.

4.Самостоятельная работа с самопроверкой. работа на карточках . Сейчас я проверю как хорошо вы знаете народные инструменты умеете их отличать от инструментов симфонического оркестра. Итак задание : у меня перепутались все инструменты, вам нужно народные отделить от симфонических и народные разделить на три группы. выделяя каждую группу разным цветом.

Проверка на доске, обменяйтесь карточками и проверьте у друг друга.

Молодцы, с этим заданием вы справились отлично, и домашнее задание вам будет раскрасить раскраску и узнать какой инструмент в ней зашифрован. Уберите листочки эти в дневник.

Очень замечательные музыканты у нас во 2а классе.

Словно радуга живая В ярких красках расцвела,Огневая, вихреваяПляска русская пошла.

В хороводе мы бывали дружно песни распевали Звездочкой в кругу прошли И капустку завили.

А как вы думаете следующее произведение плясовая или хороводная, композиторское или народное?

Звучит «Плясовая» А . Лядова.

Чем отличается композиторская от народной?

Хороводная или плясовая? ( плясовая)

6. Закрепление Сегодня мы с вами, ребята, на протяжении всего урока ознакомились с творчеством русского народа. С чем ? (хоровод и плясовой)

Что объединяет эти два жанра? ( движения) .А почему если ,и там и там есть движения образуются 2 жанра, потому, что есть отличительные признаки.

Слайд 7. Чем на уроке вам понравилось заниматься больше всего?

Мне очень понравилось как вы занимались сегодня на уроке!

попробуйте оценить свою работу на уроке.

Если вы считаете, активно участвовали в пении, загните один пальчик.

Если вы знаете чем отличается орнаментальный хоровод от драматического, загните второй пальчик.

Вы можете загнуть еще один пальчик, если вы танцевали от всей души.

Загните еще один пальчик если запомнили два рисунка орнаментального хоровода.

И загните 5 пальчик, если вы были прекрасным музыкантом и знаете инструменты народного оркестра.

Если вы загнули 5 пальчиков смело поставьте в дневник пятерку, ну а если 4 тогда 4.

Ну вот наш урок подошел к концу, пора прощаться и я вам говорю: » До- сви- да- ни-я».