Русские танцы под частушки

Русские народные танцы

Фольклор — это самое ценное достояние народа . В народном танце мы можем видеть мысли, чувства, настроение русского народа. Все, что происходило в жизни русских, оставило огромный отпечаток на народном творчестве. Русским танцорам, исполняющим народные танцы, присуще высокое мастерство и виртуозная техника исполнения.

Виды русских народных танцев

Развитие русского танца шло в различных направлениях:

Во времена Петра I танец стал придворным, и предпочтение отдавалось европейским танцам: французской кадрили, менуэту, полонезу… Кадриль и полька появились под влиянием европейской культуры. В это же время народная пляска приобретает вид крепостного балета В XVIII веке русские народные танцы начали исполняться на русской сцене. В 1937 году уже ХХ столетия появился некий ансамблевый народный танец.

Основные жанры русского народного танца

За основу классификации русских народных танцев берется их хореографическая структура. Русский народный танец делится на два основных жанра — хоровод и пляска, которые в свою очередь состоят из различных видов.

Хоровод – это так называемый танец, песня, игра; синхронное движение и исполнение хороводной песни. Участники хоровода держатся руки. В России существуют свои местные особенности исполнения хороводов. Разнообразие в костюмах, в движениях, переходах – вот, что отличает хоровод от других танцев. Танцевальные рисунки, фигуры могут быть как женскими и мужскими, так и совместными. Хороводы часто танцуют под вокальный аккомпанемент, песню, в которой есть действие. Участники хоровода стараются инсценировать содержание песни.

Хороводы бывают орнаментальными и игровыми

Орнаментальные хороводы, их еще называют фигурными, узорными состоят из строгих форм, несложных и однообразных фигур.

Игровые имеют игровой сюжет и действие. В танец вводятся элементы крестьянского быта: лента, палка, платок, венок из цветов и т.д. Композицию таких хороводов строят по кругу, в линию и парами. В кругу происходит действие, а участники как бы наблюдают за происходящим.

Пляски или плясовые – это ранние обрядовые, а сейчас – бытовые танцы. Этот танец сформировался из хоровода, увеличив темп исполнения и разнообразив рисунки переходов и построений. Танец представляет собой движения, которые с каждым тактом становятся все более разнообразными, что является характерной особенностью пляски. В этом танце принимают участие парни и девушки.

Мужская пляска размашистая, широкая, сильная, высокая.

Женская пляска плавная, величавая, задушевная, но в то же время, живая и задорная.

Парная исполняется игриво и задорно. Смысл парной пляски — разговор, диалог любящих друг друга людей. Ее темп ровный, рисунки разнообразные.

Перепляс — это соревнование. Парни соревнуются в ловкости, силе, удали, индивидуальности. Это исключительно мужской танец. Перепляс исполняется под стандартные народные мелодии или под частушки. В настоящее время перепляс исполняется так: по несколько танцоров с двух сторон становятся друг против друга и начинают танцевать наперебой.

Массовый пляс – это парный не сценический танец без возраста и пола, его позволительно танцевать всем без разбора. В этой пляске нет ограничения ни в возрасте, ни в количестве участников.

Групповая пляска – массовый танец без конкретных сложных рисунков и построений, в основном это хороводные переходы, импровизации.

Кадриль — французский танец, исполняемый 2-4 парами, расположенными друг напротив друга. Кадриль появилась в конце 18 века. Ее первоначальное название Le Pantalon. Русский народ веками изменял и совершенствовал кадриль, изобретая всевозможные новые движения, манеру исполнения и сделал кадриль подобием русских плясок.

IX Мастерская русского танца и III Открытый конкурс частушек «Ой, как наши космонавты…»

В Москве при поддержке Министерства культуры Российской Федерации состоится IX Мастерская русского танца. Организаторы мастерской – Государственный республиканский центр русского фольклора Министерства культуры РФ и кафедра русского народно-певческого искусства Московского государственного института культуры.

В программе мероприятия – круглый стол «Молодежные вечерки: проблемы и перспективы», III открытый конкурс частушек «Ой, как наши космонавты…», творческий показ фольклорных и хореографических коллективов, молодежная танцевальная вечерка. На круглом столе, который состоится 12 мая в 18:00 в Государственном центре русского фольклора, специалисты в области традиционной народной хореографической культуры обсудят вопросы развития и становления молодёжных вечёрок в крупных городах, рассмотрят позитивные тенденции этого явления, вопросы координации совместных проектов проведения вечёрок, а также актуальные социокультурные события в области традиционной танцевальной культуры.

III Открытый конкурс частушек «Ой, как наши космонавты…», посвящённый 55-летнему юбилею первого полёта в космос Ю. А. Гагарина. Состоится 13-го мая в 17:00 в Екатерининском парке Москвы. В конкурсе примут участие исполнители традиционных частушек в двух возрастных категориях 7–13 лет и 14 лет и старше. Один из главных критериев оценки исполнителей – знание региональных особенностей и достоверное исполнение частушек. В программе конкурса – исполнение частушек сольно, в дуэте, пляска в аутентичной, импровизационной манере. На втором этапе конкурса – поочередное исполнение частушек под наигрыши: «Русского» («Барыня»), «Семёновна» и «Сербирьяночка» («Цыганочка»). Так же участникам конкурса будут предложено в течении 3-х минут досочинить и исполнить частушки. В финал пройдут два участника, набравшие наибольшее количество баллов за предыдущие испытания. Конкурсанты будут поочерёдно исполнять частушки по тематике «соперница» или «соперник» под наигрыш «Русского».

На III Открытом конкурсе частушек проводится отдельный конкурс «Ой, как наши космонавты…», посвящённом 55-летнему юбилею первого полёта в космос Ю. А. Гагарина. Участники этого конкурса заранее подготовят частушки на «космическую тематику» – про космонавтов, полёты в космос, звёзды и т. п. Участвовать в конкурсе могут все желающие вне зависимости от основного конкурса. Критерием оценок жюри III Открытого конкурса частушек будет владение манерой исполнения частушек и хореографией, содержание текста частушек, оригинальность, эмоциональность, умение исполнять частушки под различные наигрыши, ритмическая чёткость исполнения, умение взаимодействовать с соперником, гармонистом. Победит в конкурсе тот участник, который наберет наибольшее количество баллов. По итогам конкурса в каждой возрастной категории вручаются дипломы лауреатов I и II степени, дипломы дипломантов I, II и III степеней и дипломы участника конкурса.

Русские частушки – уникальный жанр устного народного творчества. Сохранение и популяризация жанра традиционной частушки и её разновидностей – одна из главных задач, которую ставят перед собой организаторы конкурса.

Завершится III Открытый конкурс частушек творческим показом фольклорных и хореографических коллективов, который начнется в 19:00. После творческого показа в 21:00 начнется молодежная танцевальная вечерка.

Этнографический блог о народах и странах мира их истории и культуре

Главное меню

Самые интересные заметки

Стремительный расцвет русской музыки в XIX в. был связан с высоким художественным уровнем народного искусства. Во второй половине XVIII в. и в начале XIX в. композиторы еще не отличали крестьянской песни от ее городской переработки и сами платили более или менее явственную дань сентиментализму и псевдоромантике. Они использовали не столько шедевры крестьянского искусства, сколько популярные «городские песни». Историческое значение творчества М. И. Глинки состояло в том, что он первый осознал самобытность и высокую художественность лучших образцов крестьянской песни. Особо значительную роль сыграла его симфоническая фантазия «Камаринская». Основанная на творческом развитии двух русских мелодий, эта фантазия, по известному выражению П. И. Чайковского, стала «желудем», из которого позднее вырос могучий дуб русского симфонизма. В равной мере основополагающее значение для развития русского оперного искусства имели обе оперы М. И. Глинки, «Иван Сусанин» и «Руслан и Людмила». Преемники М. И. Глинки — П. И. Чайковский и «кучкисты» — энергично развили его принципы, использовав в своем оперном и инструментальном творчестве лучшие образцы народнопесенной классики и создав национальное музыкальное искусство, завоевавшее мировое признание. Народные мелодии они использовали и как темы своих произведений, и для создания целых опер, и, наконец, как образцы для подражания. При этом они смело шли на реконструкцию народных мелодий, дошедших до них в явно искаженном виде (яркий пример — «Высота» в опере «Садко» Н. А. Римского-Корсакова).

Основываясь прежде всего на народной музыке, русские композиторы использовали нередко и тексты песен, стремясь глубоко осознать их темы и идеи. Н. А. Римский-Корсаков говорил: «Народная песня для меня — целая программа». Опережая исследователей-фольклористов, которые тогда либо вовсе не знали о народном многоголосии, либо робко и неумело пытались привести его образцы, композиторы дали уже в последние десятилетия XIX в. образцы художественно верной интерпретации народных хоров (наиболее известный пример — хор поселян из оперы А. П. Бородина «Князь Игорь»). Используя крестьянский мелос, композиторы, особенно П. И. Чайковский, не пренебрегали и интонациями городских песен, песен-романсов. В то же время они непримиримо боролись с дурным вкусом «псевдонародной» песни, как называли они мещанские песни. Борьба за строгий музыкальный вкус сыграла огромную роль в пышном развитии русской музыкальной классики.

С начала XX в. богатство русской народной музыки использовалось более редко и поверхностно, хотя именно тогда были найдены и зафиксированы неведомые ранее формы ее, в частности народное многоголосие. Это зависело от распространения модернистских направлений, как правило, пренебрежительно относившихся к народному творчеству, которое огульно зачислялось в «архаику». Вне поля зрения дореволюционных композиторов остались новые типы песен, начавшие развиваться с конца XIX в. (запретная тогда революционная песня, частушка).

Разработка наследия старой революционной песни была начата только советскими композиторами, что ярко сказалось в стиле многих советских массовых песен. Они же дали удачные образцы использования напевов частушки. Параллельно идет интенсивное собирание и изучение русской народной музыки.

Судьбы и перспективы народной русской музыки в советские годы

Принципиально новый взгляд на художественное творчество народных масс привел к радикальному и все более углубляющемуся сдвигу в судьбах музыкального фольклора. В его развитии и расцвете сказались многочисленные и разнообразные формы содействия народному искусству (интенсификация сбора и изучения образцов народной музыки, публикация новых сборников народных песен и наигрышей, широкое использование новых записей советскими композиторами, введение курса музыкального фольклора в музыкальных учебных заведениях, организация народных хоров — любительских и профессиональных, реконструкция народных инструментов и др-)-

В результате коренных изменений в крестьянском колхозном быту стали исчезать старинные обрядовые и «исторические» песни, тоскливые песни о бабьей доле, причитания, «духовные стихи» и т. п. Вместо них в селах зазвучали новые частушки и песни советских композиторов самых разных жанров, услышанные по радио, в кино. В разных областях процессы, происходящие в песенном репертуаре, сложны, местами противоречивы и мало еще изучены. Старинные народные инструменты продолжают вытесняться гармонью, баяном, а также целыми комплектами инструментов современного оркестра (духовыми, иногда «оркестрами народных инструментов», главным образом домрово-балалаечными ). Дальнейшие судьбы народной музыкальной культуры определяются интенсивностью развития музыкальной самодеятельности, в том числе хоров народной песни, которые имеют большое значение в укреплении и даже возрождении местных песенных традиций. Создаваемые в таких коллективах новые песни развивают местные музыкальные традиции, а по структуре стиха ориентируются на стихотворные размеры, утвердившиеся в русской поэзии. Новая народная песня развивается не интуитивно, а на основе широкого развития музыкальных знаний, музыкальной грамотности.

ТАНЦЫ

В настоящее время среди русского народа бытуют хороводы, бытовые и сюжетные танцы. Древней формой русского народного танцевального искусства были хороводы. Исполнение их, как правило, приурочивалось к определенному времени года. Поэтому хороводы принято называть обрядовыми, или календарными танцами. Хороводы среди других русских танцевальных жанров тематически наиболее богаты и разнообразны. В них нашли отражение многие стороны жизни русского народа. Наиболее древними следует считать те хороводы, в которых отражается труд народа («Просо», «Кто с нами пашенку пахати», «Как же мне, матушка, белый ленок сеять», «Посеяли девки лен» и мн. др.). Обычно текст этих хороводов излагается в форме диалога между отдельными группами исполнителей или участниками и солистом. В большинстве случаев тексты хороводов на трудовую тематику иллюстрируются соответствующими содержанию движениями, местами и мимикой. Хороводы на трудовую тематику легли в основу сюжетных танцев. В хороводах на бытовую тематику первое место занимают сюжеты, отражающие отношения в патриархальной семье.

В текстах этих хороводов образ женщины рисуется в двух планах: счастливой и беззаботной — в семье родителей и, наоборот, несчастной и горькой — в семье мужа. Девичье гулянье заменил тяжелый труд, а отца и мать — суровый и требовательный свекор и злая и придирчивая свекровь («Выходили красные девушки», «Вдоль да по улице», «Кабы знала, возвестила, я б повыше подмостила» и др.). В других хороводах изображается неравный брак, когда родители, преследуя материальные выгоды, отдавали свою дочь за богатого старика или «малого» недоростка. В текстах этих хороводов передана мечта девушки о любимом муже-ровне («Во поле береза стояла», «Ай, во поле липонька», «Он не ровня мне» и др.)* Выбор невесты или жениха в текстах хороводов часто рассматривается сквозь призму отношения человека к труду. Девушка обычно мотивирует отказ жениху-неровне тем, что он‘*не сможет работать так, как она, а «недоросток» еще может и расплакаться. Тема отношения к труду нашла свое развитие в хороводах, в которых высмеиваются лодыри и лентяи («То-то горе мое, горевание»). Особое^есто занимают хороводы, в которых нашли отражение социальные мотивы. Обычно в них высмеиваются попы, монахи, баре и т. д. В них народ высказывал свою ненависть к крепостному строю.

На основании хороводов с социальным содержанием в народе возник целый ряд шуточных и сатирических песен («Во саду ли, в огороде», «По улице мостовой», «Камаринская», «Барыня» и др.)* Особенно остро сатирическим содержанием отличается танцевальная песня «Барыня».

Хороводы бытовой тематики отличаются разнообразием и красочностью композиционных элементов и хореографических рисунков. Тут можно увидеть круги, ряды, зигзаго-спирале-подковообразные линии, «тестеры», «восьмеры» и т. д. В них встречаются и пантомима, и элементы народной драмы. Этими особенностями в большинстве случаев отличаются игровые хороводы. Многие танцевальные движения, вошедшие в золотой фонд русской народной хореографической классики, сформировались в хороводах. Среди хороводов русского и других славянских народов встречаются и такие, в которых отражались первобытные формы религиозных представлений и верований. Мелодии хороводов жизнерадостны, оптимистичны, эмоционально выразительны. Отличаются они ладовым богатством и ритмическим разнообразием.

Мелодии хороводов использованы в творчестве классиков и советских композиторов, особенно Даргомыжского, Римского-Корсакова, Чайковского и др. Хороводы занимают большое место в репертуаре современных народных самодеятельных и профессиональных танцевальных коллективов. Народная артистка РСФСР Н. Надеждина создала всемирно известный ансамбль «Березка», в основу репертуара которого легли хороводы.

Тематика и стилистические особенности хороводов имеют общеславянскую основу; бытовые танцы (трепак, камаринская, барыня, перепляс, частушка и кадриль) отличаются от них русским национальным колоритом, который прослеживается и в хореографии, и в музыке. Жанр бытовых танцев имеет свои специфические стилистические черты.

Бытовые танцы развивают, расширяют и углубляют основы орнаментальной хореографии, свойственной хороводам на бытовую тематику. Сохраняя общие композиционные элементы хореографии хороводов, народ широко развил и обогатил хореографическую лексику, определяющую национальную основу русского народного танцевального искусства. В бытовых танцах раскрывается характер человека, его находчивость, изобретательность, ловкость и безудержное веселье. В хороводах ведущая роль принадлежала женщинам, а в бытовых танцах — мужчинам, исполнявшим присядки, верчения, прыжки, «беги» и т. д. Среди бытовых танцев русского народа наиболее своеобразный и оригинальный танец — перепляс. Его исполнение носит импровизационный характер. Основой в нем является соревнование участников. Показывая свое исполнительское мастерство, в переплясе соревнуются не только мужчина с мужчиной или женщина с женщиной, но и мужчина с женщиной или целые группы танцоров. Принцип перепляса имеет большое значение в танцах, созданных в наше время. Исполнение частушек, состоящих из чередования песни и танца, как и перепляс, часто носит импровизационный характер. В частушке-танце в основном используются всевозможные дробушки.

В быту русского, украинского и белорусского народов привился французский танец кадриль, который, сохранив первоначальное название, приобрел черты национального танцевального искусства этих народов. Позже кадриль начали называть ланцы («лансье»). Русская кадриль отличается яркой самобытностью и имеет множество самых разнообразных вариантов. Характерной особенностью русской, а также украинской кадрили является наличие в них элементов сюжетности. В русской кадрили это настолько ярко выражено, что она имела значительное влияние на формирование многих сюжетных танцев.

Не менее интересна музыка бытовых танцев. На основании танцевальных песен «Камаринской», «Барыни», «По улице мостовой», «Под яблоней зеленой», «Березы», многочисленных мелодий частушек и т.д. создано множество вариантов инструментальных наигрышей. Мелодии бытовых танцев нашли широкое использование в произведениях классиков и советских композиторов. Некоторые из русских бытовых танцев стали неотъемлемой частью культурной жизни народов других республик нашей страны.

Сюжетные танцы отличаются от хороводов и бытовых танцев тем, что имеют определенный сюжет, который раскрывается хореографическими и музыкальными средствами художественной выразительности без текста. В хореографическом отношении они наиболее совершенны и представляют собой высшую ступень народного танцевального искусства. В них показана работа в поле, вышивание, повадки животных, птиц, рыб и т. д. («Ленок», «Капустка», «Утушка» и многие др.).

Кадриль имела влияние на формирование многих сюжетных танцев. В них нашли широкое применение композиционные элементы и танцевальная лексика, характерная для хороводов и бытовых танцев. Большое значение имеет также принцип перепляса.

Хороводы, бытовые и сюжетные танцы, созданные народом в течение веков, стали классическим наследием советского народа и составляют основу современной русской танцевальной культуры. Многие танцы претерпели ряд изменений. Трепак теперь не бытует, но он стал основой для создания многих вариантов дробушек, используемых во всех жанрах танцев. Русский перепляс до настоящего времени сохранился в народе как самостоятельный танец. Элементы перепляса нашли широкое применение во всех других танцах. Очень развилось и усовершенствовалось музыкальное сопровождение частушек. Многие народные танцы обрабатываются хореографами-профессионалами и входят в репертуар многочисленных самодеятельных и профессиональных танцевальных коллективов, в частности всемирно известного ансамбля, руководимого народным артистом СССР И. Моисеевым (варианты камаринской, барыни, частушек, сценические обработки хороводов и сюжетных танцев).

На основе классического наследия народных танцев в самодеятельных и профессиональных коллективах создаются хореографические произведения, отражающие жизнь русского народа в прошлом и настоящем. В наше время развивается в основном жанр сюжетных танцев. Тематика их исключительно широка. Их творцами являются народные исполнители, хореографы-профессионалы и отдельные коллективы, хорошо знающие жизнь народа и его художественные запросы.

План-конспект урока (4 класс) по теме:
Конспект интегрированного урока для учащихся 4 класса коррекционной школы 8 вида «Русский фольклор в песнях и танцах» по предметам «Ритмика» и «Музыка» .

Конспект разработан для учащихся 4 класса коррекционных школ 8 вида. Цель урока: формирование устойчивого интереса к истокам русской народной культуры через музыку, пение и танцы. презентация прилагается.

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок ритмики и музыки на тему

«Русский фольклор в песнях и танцах».

Цель урока : Формирование устойчивого интереса к истокам русской народной культуры через пение, музыку и танцы.

  1. Совершенствовать исполнительские навыки средствами музыкально-ритмической деятельности.
  2. Корригировать общую моторику и координацию движений путем выполнения ритмических движений.
  3. Воспитывать умение показать красоту русского фольклора через пение, музыку и танцы.

1. Предметы быта и прикладного искусства: прялка, скамейки,

деревянные и гончарные изделия, самовар, скатерть, старинная

посуда, павло-посадские платки.

2. Музыкальные инструменты: ложки, тарелки, бубен, треугольник.

3. Мультимедийная установка.

Дети входят в зал под музыку русской народной песни «Светит месяц».

Приветствие под музыку р. н. п. «Я на горку шла».

Учитель музыки : Добрый день, друзья!

Учитель ритмики : Добрый день, друзья!

Дети : Добрый день, добрый день, добрый день, друзья!

Учитель музыки : Как у вас дела?

Учитель ритмики : Как у вас дела?

Дети : Хорошо, хорошо, просто здорово!

Учитель музыки : Ребята, посмотрите, сколько гостей у нас в зале! Сегодня урок необычный. Наш урок музыки будет проходить вместе с уроком ритмики. Мы продолжим разговор о народном творчестве русского народа. Тема урока: «Русский фольклор в песнях и танцах».

Учитель музыки : Что означает слово «фольклор»?

Дети : Народная мудрость, устное народное творчество.

Учитель музыки : Какие виды фольклора вы знаете?

Дети : Словесный и музыкальный.

Учитель музыки : На уроках русского языка и чтения вы знакомились с устным народным творчеством. Давайте вспомним, какие виды устного народного творчества вы знаете?

Слайд №3
Дети : Небылицы, сказки, загадки, потешки, поговорки, прибаутки, пословицы.

Учитель музыки : Сегодня на уроке музыки и ритмики речь пойдет о музыкальном фольклоре, точнее о двух основных его жанрах. Кто сможет их назвать?

Дети : Народные песни и народные танцы.

Учитель музыки : Давайте поговорим о жанрах русских народных песен. Скажите, какие они бывают?

Дети : Колыбельные, трудовые, солдатские, частушки и обрядовые.

Учитель музыки : О чем поется в русских народных песнях?

Дети : О природе России («Во поле береза стояла»), о быте русских людей («Жили у бабуси два веселых гуся»), о чувствах и переживаниях («Ой, мороз, мороз»), о праздниках и буднях русского народа («Ой. блины, блины»).

Учитель музыки : Ребята, трудно даже себе представить, как до наших ней из далеких времен дошли прекрасные мелодии прошлого. В самом деле, как удалось сберечь музыку? Ведь музыка – это звуки. Спел певец песню – улетели звуки навсегда. И все же до наших дней дожила даже та музыка, которая появилась задолго до того, как люди придумали ноты. Почему у нее такая долгая жизнь, почему по дороге из прошлого музыка ничего не растеряла, а стала еще ярче и прекраснее? Мы не знаем, кто сочинил песню «Во поле береза стояла», кто придумал лихую плясовую «Ах, вы сени, мои сени». Но все эти любимые народом песни столетиями переходили из уст в уста. Люди перенимали их один от другого на слух, без всяких нот. И музыка оказалась записанной в памяти людей, а это самая надежная, самая верная запись звука.

Учитель ритмики : Ребята, русский народный танец — один из наиболее древних видов народного творчества. Он является подлинным выражением чувств, темперамента, характера, жизненного уклада народа, его национальных особенностей. Мы с вами на уроках ритмики много говорили о видах народных танцев. Кто вспомнит и назовет их?

Дети : Пляска и хоровод.

Учитель ритмики : Не поддается счёту, сколько различных танцев и плясок бытовало на Руси и существует до сих пор в современной России. В о всех этих танцах есть что-то общее, характерное для русского танца вообще: широта движения, удаль, особенная жизнерадостность, сочетание скромности и простоты с большим чувством собственного достоинства.
Учитель ритмики : Назовите, какие вы знаете пляски?

Дети : Пляски бывают: одиночные, парные, групповые. К пляскам относится перепляс, кадриль.

Учитель ритмики : Вспомните, пожалуйста, названия танцев.

Дети : «Барыня», «Ах, вы сени, мои сени», «Плетень», «Чеботуха», «Воротца», «Барыня».

Учитель ритмики : Ребята, самым древним видом русского танца является хоровод. А вы знаете, что означает слово «Хоровод»?

Дети : Хоровод – это ходить по кругу.

Учитель ритмики : Это не только ходить по кругу, это еще и петь, и танцевать и исполнять интересные роли. Хоровод объединяет и собирает большое количество участников. Основой хоровода является совместное исполнение хороводной песни всеми его участниками.

Учитель ритмики: Вспомните, какие бывают хороводы?

Дети : Женские и смешанные.

Учитель ритмики : Хороводы бывают медленные, как бы плавно скользящие, будто переливающиеся, и быстрые, плясовые. Музыка словно вихрь подхватит вас и закружит в радостном движении. Хоровод – это песня, танец и игра одновременно. Некоторые хороводы превращаются в целые сценки, изображающие чаще всего то, о чем поется в песне. Мы с вами на уроках исполняли хоровод под р.н.п. «А я по лугу». Давайте попробуем не просто завести хоровод, но и проинсценировать его. Для этого выбираем действующих лиц.

Дети строятся на хоровод. «А я по лугу».

А я по лугу, а я по лугу,
Я по лугу гуляла, я по лугу гуляла.
Я с комариком, я с комариком,
С комариком плясала, с комариком плясала.
Мне комар ножку, мне комар ножку,
Комар ножку отдавил, комар ножку отдавил.
Все суставчики, все суставчики,
Суставчики раздробил, суставчики раздробил.
А я матери, а я матери,
Я матери кричала, я матери кричала:
Ты подай, матерь, ты подай, матерь,
Подай, матерь, косаря, подай, матерь, косаря.
Я рубить буду, я рубить буду,
Рубить буду комара, рубить буду комара.
Покатилася, покатилася,
Покатилась голова, покатилась голова.
Вдоль широкого, вдоль широкого,
Вдоль широкого двора, вдоль широкого двора.
Что за новые, что за новые,
За новые ворота, за новые ворота.

Учитель музыки : Ребята, а сейчас мы перенесемся в удивительное прошлое, в те времена, когда в избах готовили вкусные блины прямо в печке, пряли пряжу на веретене, развлекали гостей игрой на ложках. Перед нами русская изба. Проходите, ребята, усаживайтесь поудобнее. Нравится вам изба?

Учитель ритмики : Посмотрите!

Здесь и ложки расписные,

Тут стоит веретено.

Здесь уютно и тепло.

Учитель музыки : В прошлом был такой обычай у русских людей: когда заканчивали полевые работы, собирали урожай, а хлеб в закрома засыпали – коротали осенние да зимние вечера вместе, устраивали посиделки. Как говорится в русской пословице: «От скуки бери дело в руки!» Вот и проводили время за любимым рукоделием. Кто за прялкой сидит, кто узор на полотенце вышивает. Одни из глины посуду лепят, другие из дерева ложки и плошки вытачивают.

Учитель ритмики : В старину деревянными ложками щи хлебали, но это были еще и музыкальные инструменты. Весело было! А чтоб работа спорилась – песню затягивали, да пританцовывали, да еще и на ложках подыгрывали. Мы добавим к ложкам шумовые инструменты (дети называют инструменты) и исполним ансамблем р.н.п. «Где был Иванушка?».

Дети читают стихи: Деревянная подружка,

Без нее мы, как без рук.

На досуге веселушка

И накормит всех вокруг.

Кашу носит прямо в рот

И обжечься не дает.

От зари и до зари

Детям раздаются инструменты, они исполняют р.н.п. «Где был Иванушка?».

Учитель музыки : Ой, какие ребята, молодцы! А теперь я вам спою:

Песню я для вас спою,

Если вы мне подпоете,

Буду вам признательна!

Вы узнали, как называется песня, которую я вам спела?

Дети : Да, это частушка.

Учитель музыки : Верно! Нет такого человека в России, который не знал бы частушек, не помнил хотя бы одну из этих то озорных, то грустных песенок, будь он городской житель или деревенский.

Учитель музыки : Как вы думаете, давно ли знакомы частушки русским людям?

Дети : Моя мама знает частушки.

Дети : Мой дедушка (бабушка) знает частушки.

Учитель ритмики : Значит частушкам много лет.

Она как человек живет

И ей в народе нет забвенья,

Ее все любят и передают

Из поколенья в поколенье.

Услышишь раз, покоя нет!

Всю жизнь с такою будешь вместе!

Наверно, вам 12 лет,

Частушке 100, а может 200.

Учитель музыки: Частушки. А что означает слово частушки?

Дети : Частушка – это короткая веселая песенка.

Учитель музыки : Частушка – это веселая история. Маленький музыкальный рассказ.

«Маленькие, да удаленькие» говорят о частушках. Потому что в этих коротких песенках много юмора и остроумия. Слово «частушка» придумал писатель Глеб Успенский. А до этого, как только не называли эти смешные короткие песенки: «коротушка», «ихохошка», «тараторка», «мотаня», «причудка».

Учитель ритмики : Где можно услышать частушки?

Дети : Люди поют частушки на праздниках, дома, когда собираются гости. На школьных праздниках мы поем частушки. Частушки можно услышать по телевизору, когда выступают артисты.

Учитель ритмики : Ни одни посиделки не обходились без пения частушек. А вам знакомы частушки?

Дети : Да, мы знаем частушки.

Учитель ритмики : Хохотушки, задиры, болтушки!

Спеть веселые частушки

Приглашаем ребят запевал!

Дети исполняют частушки .

Учитель музыки : Ох, и весело же у нас! Как удивительна русская частушка! Так пусть живет она, разгоняет печаль тоску, учит уму разуму. Давайте, ребята, сбережем ее в своем сердце – задиристую, подковыристую и озорную, она этого заслуживает.

Учитель музыки : Ребята, заметьте, когда звучит русская народная песня, душа русского человека раскрывается, откликается своим настроением. Русские народные песни исполняют не только простые люди, но и профессиональные артисты. Сейчас мы послушаем русскую народную песню «Камаринская» в исполнении Лидии Руслановой.

Учитель музыки : А еще мелодии русских народных песен используют композиторы в своих произведениях. Подхватив эти мелодии, они наполняют их новыми мыслями, новыми красками, т.е. получается новая музыка. Мы послушаем отрывок из произведения «Камаринская» великого русского композитора Михаила Ивановича Глинки.

Слушание музыки «Камаринская».

Учитель музыки : Скажите, чем отличается первое исполнение «Камаринской» от второго?

Дети : Первый раз «Камаринская» прозвучала в исполнении певицы, второй раз в исполнении оркестра.

Учитель ритмики : А ещё исполняли «Камаринскую», соревнуясь в танцевальном мастерстве. Плясуны друг перед другом выплясывают, каждый по-своему выкамаривает, коленца небывалые выкидывает. Тут и парнишка вихрастый, и девчонка востроносая. Разве такую пляску остановишь? Какие элементы русских народных плясок вы знаете?

Дети : Хлопушки, присядка, полуприсядка, гармошка, ковырялочка, притопы, приставной шаг.

Учитель ритмики : Молодцы! Знаете! Приглашаю всех на «Камаринскую». Пляску мы построим таким образом: разобьемся на 3 подгруппы и построимся буквой «П». Давайте вспомним игру –танец «Плетень» (дети в подгруппах берутся за руки за спинами), сначала под музыку мы приглашаем друг друга на танец, затем каждая подгруппа по очереди выполняет свои элементы народных плясок, другие две поддерживают их хлопками и в третьей части каждый из вас будет выполнять те элементы, которые вам больше всего нравятся.

Дети танцуют «Камаринскую».

Учитель музыки : Ребята. Народные мелодии звучат также и в сочинениях современных авторов. Композиторы берут эти мелодии и как бы поют их на свой лад. И никто не считает, что они присваивают себе чужое. Просто авторы делают из русских народных песен новую музыку. Одним из таких произведений является песня Олега Иванова «Завалинка». Давайте её исполним вместе с группой «Непоседы».

Учитель ритмики : Сегодня на уроке мы говорили о народном творчестве, т.е. о русском фольклоре. Какое многообразие самобытных, неординарных произведений мы услышали! Все очень старались и справились с интересной работой на уроке. И это здорово! Ведь ценить и сохранять далекую старину великого прошлого нелегко, но так почетно. И мы, обязательно, еще не раз вернемся в этот зал, чтобы продолжить знакомство с русским народным творчеством.

Учитель музыки : Сегодня за урок все получат только 4 и 5. Ребята, нам бы очень хотелось, чтобы вы оставили впечатления об уроке в своих рисунках на тему «Русский фольклор в песнях и танцах». А мы устроим выставку этих рисунков.

Подписи к слайдам:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по теме «Правописание сложных слов» проводится в форме интеллектуальной игры «Что? Где? Когда?» Тема игры «Великие люди России». И.

Формирование представлений о содержательной стороне предложений для обеспечения его смысловой законченности и коммуникативной целесообразности.

Цель: Учить воспринимать, выделять и употреблять предлоги «В», «НА», «ОКОЛО» в словосочетаниях и предложениях по теме «Школа».

Работа с мячом развивает ориентировку в пространстве, координацию движений,, внимание, самоконтроль. Учит работать в паре, в группе, четко выполнять задания.

Формирование знаний о русской музыкальной культуре, об истории создания русского сувенира Матрешки. Коррекция нарушения движений путем выполнения элементов русской пляски.

Формирование знаний о русской музыкальной культуре,об истории создания русского сувенира Матрешки, коррекция нарушения движений путем исполнения элементов русской пляски.

Формирование знаний о русской музыкальной культуре,об истории создания русского сувенира Матрешки, коррекция нарушения движений путем исполнения элементов русской пляски.