Русский игровой танец музыка

Русские народные танцы: названия, музыка, костюмы

Когда речь заходит о русских народных танцах, возникает образ чего-то яркого, энергичного, разухабистого и заводного. Но называть такой танец простым развлечением, шоу будет неправильно. Это часть культуры. В каждое движение, каждую фигуру заложен смысл, который передается из глубины веков от поколения к поколению.

Виды танцев

Русские народные танцы разделяют на виды в зависимости от жанра, хореографической структуры, используемых песен, количества исполнителей. Основные – хороводы и танки, пляски и переплясы, кадрили.

Хоровод – любимое развлечение молодежи, начиная с конца XVII века. Это симбиоз танца, песни с добавлением элементов игры. Хоровод символизирует дружбу, единение людей и их силы, сплоченность. Хоровод водят под сопровождение песни или диалога участников, по кругу, держа друг друга за руки, платок или пояс.

Форма хоровода имеет сакральное значение, круг – это символ солнца и соответствующего божества, которому поклонялись наши предки. По этой причине хороводы были неотъемлемой частью славянского праздника и фаворитами народных гуляний. Внутри может быть разыгран сюжет с любой тематикой: любовной, бытовой либо инсценировка содержания песни. Хороводы бывают орнаментальными и игровыми.

Орнаментальные хороводы

В названии заложен смысл танца, от слова «орнамент». Участники как будто плетут хороводной цепью узоры, плавно сменяющие друг друга. Фигуры хороводов отражают народное творчество – ажурные рисунки мастериц-кружевниц, резчиков по дереву. В таком танце нет ярко выраженного сюжета или ключевого действия. В песнях, которые сопровождают орнаментальные хороводы, описывается природа, уклад, возможен лирический мотив. В такие хороводы вовлекали желающих всех возрастов, от мала до велика, передавая друг другу радость и силу солнца.

Игровые хороводы

В противовес орнаментальным, в основу игровых хороводов положен сюжет с персонажами и конкретными действиями. Через танец, мимику, жесты проявляется характер героя, выстраивается композиция. При помощи рук, изгибов тел изображают животных, деревья, цветы. Любовь, работа, сказочный сюжет – основные мотивы песен, под которые водят такие хороводы. Хоровод «Веретенице» — сказ про девушек-рукодельниц, «Лебедушка» изображает грацию птицы.

Виды игровых хороводов:

  • Круг. Такой хоровод умеют водить даже маленькие дети, главное правило – в нем должно принимать участие не менее трех человек.
  • Круг в круге. Это маленький хоровод внутри большого. Они могут двигаться в разных направлениях, большой круг по традиции вращается по часовой стрелке (по солнцу).
  • Корзиночка. Это тоже круг в круге, но оба состоят из одинакового количества людей. Снаружи находятся молодые люди, внутри – девушки. Оба хоровода стоят лицом в центр. Мужской круг, двигаясь, через головы девушек соединяет свои руки с руками партнерш, образуя «корзиночку».
  • Восьмерка получается из двух кругов с равным количеством участников. Хороводы направляются в разные стороны, имея общую точку соприкосновения. В определенный момент хороводы разрывают, и их участники через одного перетекают из круга в круг. Получается рисунок, похожий на восьмерку.
  • Улитка. При таком танце большой общий круг разбивают и заводят новую хороводную цепь внутри. Может повторяться несколько раз, в результате образуется хоровод в форме спирали.
  • Ворота получаются, когда пары, состоящие из молодых людей, движутся в определенном порядке, проходя под поднимаемыми руками (воротами).
  • Гребень. При таком построении две линии танцоров движутся навстречу и свободно проходят друг через друга.

Обрядовый танец, уходящий корнями в южнорусский (Курская, Белгородская области) и украинский массовый танец, сопровождаемый песней и игрой. Танок относят к хороводам, «водить танки» означает «водить хороводы». У этого вида танца есть специфические черты: он сопровождается пением участников хоровода, а капелла, и движется линиями друг напротив друга.

Пляску также относят к ранним обрядовым танцам, которые переродились в бытовые и стали фаворитами среди народных танцев. Импровизированные разнообразные движения – отличительная черта пляски. Каждый танцор сам выбирает, какую фигуру использовать для выражения своих эмоций. Самые популярные пляски на Руси: «Барыня», «Камаринская», «Матаня», «Трепака», «Бешеная», «Голубец», «Топтуша», «Тройка». Настоящий русский танец повествует интересную, эмоциональную историю. «Камаринская», например, обыгрывает выход мужичка «навеселе», у которого ноги сами «идут в пляс», «Тройка» — это танец, рисующий образ русской тройки лошадей, запряженных в повозку.

Наиболее известные виды русской пляски:

  • Одиночная женская и мужская пляска.
  • Парная пляска.
  • Перепляс.
  • Пляски по кругу.
  • Групповая пляска.
  • Массовый пляс.
  • Пляска-импровизация.

Одиночная пляска отражает индивидуальность исполнителя, его характер и мастерство. Одиночные пляски обычно начинаются с движения по кругу (проходки) или выдвижения в круг и исполнения фигуры (выходки).

Парную пляску исполняют юноша с девушкой, ее смысл – в диалоге любимых. Самый яркий пример парной пляски – свадебная, но иногда такой танец используется для выражения других чувств, ревности или обиды.

Перепляс — это состязание в мастерстве, изобретательности, выносливости танцора или танцоров (соревноваться можно группами). Смысл перепляса заключается в точном воспроизведении движений противника, которые становятся сложнее с каждым туром. Победителем объявляется тот, в чьем арсенале был самый большой запас танцевальных фигур. Иногда правила позволяли танцевать «до упаду» в буквальном смысле этого слова.

Пляски по кругу вышли из хороводов. В таком виде танца выделяется мастерство исполнителей и действие ключевых лиц, отличное от основной массы («Полька», «Матаня», «Акулинка»). Смысл песенного сопровождения – шуточный, забавный, иногда лирический, темп — быстрый.

Групповая пляска — массовый танец без конкретных сложных рисунков и построений, в основном это хороводные переходы, импровизации. В групповой пляске может принимать участие большое количество исполнителей. Групповая пляска включает в себя как основную программу (общий мотив, переходы), так и персональное выступление с элементами импровизации. Примеры групповой пляски: «Шен», «Звездочка», «Карусель», «Челнок», «Ручеек». В каждом таком танце содержится смысл, понятный участникам и зрителям.

Массовый пляс – танец, в котором нет никаких ограничений: пол, возраст, количество участников не имеют значения – участвуют все.

Пляска-импровизация: основные фигуры таких плясок передаются от старшего поколения к юным девушкам и парням, которые перенимают у известных танцоров движения и затем меняют их, добавляя новые «коленца» — в этом и заключается смысл импровизации. Самые популярные примеры пляски-импровизации: «Барыня», «Валенки», «Танец с ложками», «Круговая-плясовая», «Танец с платками» — русский народный фольклор очень емко передает рисунок и смысл каждого танца.

Русская кадриль – танец, чьим прародителем стала французская кадриль, зародился в России в эпоху Петра I, в начале XVIII века. Петровские ассамблеи начиная с 1718 года закрепили позиции бальной кадрили, которую постепенно освоили и недворянские сословия, получавшие информацию о танце из рассказов слуг. Особенно запомнившиеся фигуры показывали друг другу и переделывали на новый лад. В результате адаптированный танец быстро распространился по городам и селам и стал очень популярен. Правда, от первоисточника — бальной кадрили — в нем осталось очень мало элементов. Многие фигуры позаимствованы из пляски, перепляса и хоровода, вальса и польки.

В русской кадрили количество фигур варьируется от трех до четырнадцати. Названия русского народного танца либо отражают его суть («Знакомство», «Девки нарасхват»), либо место («Клинская», «Давыдковская», «Шуйская»). Виды кадрили: четвера (шестера, семера, восьмера), ланце и другие. Большинство фигур завершается вращением пар и поклоном, каждая следующая отмечается объявлением ведущего, паузой, хлопком.

Русская народная музыка для танцев

Музыка – душа танца. Музыкальное сопровождение создавалось народом и бережно передавалось от старшего поколения к молодежи. Русская народная песня для танца — это и быстрая разухабистая, и медленная мелодичная композиция, отражающая темперамент, национальные черты и характер народа. В ней сосредоточена энергия, выразительность, внутренняя сила. Сегодня популярным направлением является аранжировка русского фольклора, вдыхающая в старые мелодии новую жизнь.

Костюм для русского народного танца имел большое значение для воплощения идеи этого действа. Сценический костюм являлся облегченной версией народного, который изменяли для удобства передвижения. Красочные одежды изо льна, хлопка или шелка, украшенные вышивкой с орнаментом, кружевами, часто переходили по наследству от матери к дочери и от отца к сыну.

Молодые люди надевали рубахи-косоворотки с поясами (кушаками) и холстяные штаны, украшенные полосками, сапоги, жилет.

Основная одежда девушек для танца – расшитый длинный сарафан, преимущественно красного цвета, с отделкой из парчи и шелковых лент. Сверху надевали «завеску» — цветной передник, вниз – рубашку из белой ткани. В качестве украшения использовали бусы, ожерелья из жемчуга или янтаря. Головной убор – кокошник и подзатыльник – шили из парчи, обвязывали ярким платком и прикрепляли цветы, шелковые банты.

Покрой костюма зависел от места проживания его обладателя, каждое селение, деревня, город имели свои отличительные признаки, проявлявшиеся в отделке, цвете, вышивке.

Детский русский народный танец

Народный танец – это возможность приобщить малышей к культуре и традициям предков при помощи танцевальных образов в доступной игровой форме. Русские народные танцы для детей не требуют жестких ограничений и слишком серьезной нагрузки, как в балетной школе, например. Но при этом предлагают освоить упражнения на все группы мышц, формируют осанку, развивают координацию. «Матрешки», «Ладошки-хлопушки», «Ручеек» — названия этих танцев знакомы с яслей. Детские ансамбли народного танца существуют практически в каждом городе, многие коллективы принимают участие в федеральных, международных конкурсах.

Народный танец сегодня

Современный русский народный танец — одно из популярных направлений хореографии. Специализированные школы и студии занимаются обучением народному танцу, как классическому, так и обновленному, с ритмами, костюмами и движениями из современности. Новый смысл, характер проявляется в произведениях хореографов нашего времени, привлекая к этому жанру зрителей и исполнителей. Музыка современного танца благодаря инструментальной обработке фольклорного материала также претерпела значительные изменения. Темы любви, дружбы, переживаний обретают новое звучание. Старый и новый стили дополняют друг друга, создавая новый образ русского народного танца с сохранением его корней и истоков.

Игровые – сюжетные танцы

Игровые – сюжетные танцы. Игровые – сюжетные танцы. В этих танцах проявляется наблюдательность народа – либо о явлениях природы (метелица, пурга), либо о каких-то животных или птицах (бычок, медведь). Эти танцы можно назвать игровыми, поскольку в них очень ярко выражено игровое начало. В своих движениях танцующий не просто подражает повадкам зверей или птиц, а старается придать им черты человеческого характера.

Слайд 4 из презентации «Русский танец» к урокам МХК на тему «Танец»

Размеры: 960 х 720 пикселей, формат: jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке МХК, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «Русский танец.ppt» можно в zip-архиве размером 375 КБ.

«Хореография» — Питер Брейгель Старший «Свадебный танец на открытом воздухе». Один из лидеров фовизма. Классический танец. ЖИГА (ДЖИГА) – ирландский народный танец. Танцующие женщины, 6-7 тыс.до н.э. плато Тассилин-Аджер. Водить хоровод. «С утра до ночи в хороводы песни игрывал.» А.Кольцов. Как известно уверенность в победе — уже половина успеха.

«История танца» — Сальса. Происхождение и история танца. Балет. Вальс. Полька. Танцем выражались моления о дожде, о солнечном свете, о плодородии, о защите и прощении. Многие танцы содержат в себе историю. На основе народного танца начал создаваться сценический танец. Тектоник. Фламенко. Брейк-данс. У каждого народа сложились свои танцевальные традиции.

«Русский танец» — Русские народные танцы. Русские костюмы очень разнообразны. Эстрадные танцы широко используются в быту – на концертах, в конкурсах. Эстрадные танцы. Современные танцы отражают быт современного человека. Русская народная музыка. Современные танцы. Движения более энергичные, резкие. Музыка является душой танца.

«Индийские танцы» — Катхакали. О технике танца. Согласно древней традиции танцовщица стиля Кучипуди декламирует и танцует одновременно. Термин «катхак» произошел от слова «катха», что означает «рассказ», «история». Танец бога — символ космического движения и обновления. Немного из истории…

«Бразильский карнавал» — «Бразильский карнавал». Кстати о ритме. Гоу средняя общеобразовательная школа № 858. Далее следует музыкальное крыло. Что такое школы самбы? В 1855 году появились первые большие карнавальные клубы. Школы самбы. Мировая художественная культура. Карнавал баии. Построение колонны. Творческий проект.

«Карнавалы» — Германия. Цели и задачи. Музыкальная тема. Бабочка. Карнавалы в Европе. Выводы. Пиковая дама или королева карт. Мужской костюм Medicus Pest – Доктор Чума. Испания. Участницы Цветочной Баталии. Франция. Традиции и костюмы. Что такое КАРНАВАЛ? Королева карнавала. Придворная дама Короля карнавала. Шутовской костюм.

Виды русских народных танцев

Самым древним и богатым видом искусства является танец. Русский народный танец тесно связан с историей русского народа, с их традициями, верованиями и обычаями. Русский народный танец раскрывает духовную жизнь нашего народа и его быт. Через танец люди передают свои чувства, мысли и настроение.

Классификация русских народных танцев происходит по их устойчивым признакам и хореографической структуре. По совокупности этих признаков можно предположить, к какому виду принадлежит танец. Все виды русских народных танцев делятся на две категории: хоровод и пляска, а они в свою очередь, выделяют в себе еще несколько видов.

Виды русских народных танцев: хоровод

Один из самых основных и древних видов русского народного танца. Круговая композиция хоровода подобна солнцу, богу которого, в старину поклонялись славяне.

В хороводе неразрывно связаны между собой пляска, песня и игра. Он собирает и объединяет большое число участников. Хоровод относится к русским бытовым танцам, он имеет свои формы и правила исполнения. Обычно его участники держатся за руки, либо за платок, поясок или венок и при этом совместно исполняют хороводную песню.

Хоровод делится на два вида – орнаментный и игровой.

Отличительной чертой орнаментного хоровода является движение его участников под песни, в которых нет ярко выраженного сюжета, и которые являются всего лишь музыкальным сопровождением. Участники такого хоровода могут двигаться не только по кругу, но и змейкой, восьмеркой, колонной, использовать различные переходы и перестроения, выстраивая при этом красивые и четкие рисунки, или как их еще называют – фигуры хоровода.

Выбранная песня для орнаментного хоровода, часто отражает образы русской природы, коллективный труд народа и его быт.

Если в песне представлены действующие лица, конкретное действие и игровой сюжет, то ее содержание разыгрывается исполнителями хоровода с помощью жестов, мимики и пляски, воплощая различные образы и персонажи, песни. Такой хоровод называется игровым.

В игровых хороводах часто используются предметы быта, такие как платок, венок, лента, табуретка и многие другие. Рисунки игровых хороводов проще, чем орнаментных. Чаще всего хороводы движутся по кругу, линиями или парами.

Виды русских народных танцев: пляска

Сейчас наиболее распространенный вид русского народного танца это пляска. К Русским пляскам относят хоровод, игровые пляски, импровизированные пляски и танцы, выполненные с определенной последовательностью фигур.

Каждое движение в пляске не лишено смысла. Мужские пляски отличаются широтой, силой и размахов, а также вниманием к партнерше. Женские пляски характеризуются плавностью, задушевностью и грациозностью, а также эмоциями и задором.

Пляски исполняются не только под песни, но и под инструментальное сопровождение.

Исполняют как женщины, так и мужчины, показывая при этом все свое мастерство и изобретательность. Исполнитель через пляску передает все свои чувства и эмоции, воплощает образы.

Чаще всего парную пляску исполняют молодые девушка и парень. Ее содержание — это, как диалог влюбленных. Иногда это свадебные пляски, а иногда это лиричная постановка, отражающая в себе любовь, ревность и легкую обиду. В таком танце много чувств и буря эмоций.

Это соревнование между танцорами в ловкости, силе и изобретательности. Каждый танцор показывает свою индивидуальность. Раньше в переплясе участвовали только парни, сейчас же участие принимают и девушки. Чаще всего перепляс исполняется под общеизвестные мелодии и песни. Сейчас также вошло в моду соревнование между целыми группами танцоров, когда несколько человек пляшут с одной стороны сцены и несколько с другой, но при этом задачи перепляса сохраняются.

Здесь нет никаких ограничений, ни в количестве участников, ни в их возрасте. В массовом плясе могут участвовать как два человека – один против другого, так и тройки и четверки участников, танцующие друг против друга. Основная задача в массовом плясе – станцевать лучше, чем стоящий рядом участник. Исполнитель имеет право плясать с любым участником пляса, постепенно переходя от одного к другому.

В групповой пляске состав ограничивается отдельной группой исполнителей, как большой, так и маленькой. Такие пляски имеют определенное построение. Групповые пляски очень богаты рисунками и фигурами, а также своим содержанием и сюжетом.

Кадриль — еще один вид русского народного танца

От традиционных плясок кадриль отличает своеобразное построение и четкое разделение на пары и фигуры. Свои корни кадриль берет от французского салонного танца. Русская кадриль включила в себя множество фигур и рисунков из русских хороводов и плясок. В кадрили принимает участие только четное количество пар, но их число не ограничено.

Часто в кадрили исполняются частушки, либо всеми исполнителями одновременно, либо по очереди, передавая эстафету от одного к другому. В кадрили каждая фигура отделяется одна от другой, как правило, музыкальными паузами, притопами, хлопками или поклонами.