Русский народный танец с притопами

ПЕСНИ МАЛЕНЬКИХ ЗВЕРЯТ

Ноты детских песен, видео танцев

Рубрика ‘Народные танцы’

Танец «Самара-городок»

Танец «Самара-городок» Русский народный танец девочек старшего дошкольного возраста с павлопосадскими платками под песню «Самара-городок».

Танец ёлочек

Танец ёлочек «Ой, снег, снежок» Новогодний детский танец ёлочек под песню «Ой, снег-снежок». Если заменить ёлочек девочками в русских народных костюмах, то получится зажигательный русский народный танец для дошкольников на любой зимний праздник (колядки, рождество, масленица).

Танец ёлочек

Танец ёлочек «Ёлочки-сосеночки» Новогодний детский танец ёлочек под песню «Елочки-сосёночки». Если заменить ёлочек девочками в русских народных костюмах, то получится зажигательный русский народный танец для дошкольников на любой зимний праздник (колядки, рождество, масленица). Хорош тем, что с ним могут справиться дети с младшего дошкольного возраста, так как основными элементами его являются движения, которые уже используются […]

Танец «Падал беленький снежок»

Русский народный танец «Падал беленький снежок» Русский зимний танец для детей дошкольного возраста под музыку «Падал беленький снежок». Это танец тройками (девочка + 2 мальчика), количество троек может варьироваться. Хорошо подходит для новогоднего утренника, а также всех остальных зимних фольклорных праздников — масленица, колядки, рождество. Автор — Музыкальный руководитель первой категории Коваленко Ирина Васильевна

Хоровод «Травушка-муравушка»

Хоровод «Травушка-муравушка» Весенний хоровод «Травушка-муравушка» с участием детей подготовительной к школе группы исполнялся вместе с воспитателем на праздник Пасхи в детском саду.

Кадриль «Соловушка»

Кадриль «Соловушка» Русский народный парный танец для детей старшего дошкольного возраста с шуточными элементами.

Канонизация танцевальных форм в процессе становления и развития русского народного танца

Истоки форм русского народного танца. Балетное искусство России XVIII века. Совершенствование форм хореографии. Балет как высшая форма хореографии. Особенности форм народной хореографии. Основные элементы русского народного танца. Положения рук и ног.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

а) линии одновременно сходятся друг с другом и вновь расходятся, или же одна линия стоит на месте, а другая подходит к ней и отходит;

б) девушки образуют круг между двух линий парней; круг может состоять из парней, тогда девушки находятся в линиях;

в) две линии идут навстречу друг другу; одна линия проходит под «воротиками» другой.

Для этих кадрилей характерно уважительное отношение парней к девушкам.

Участвует четное количество пар, чаще всего 4 или 6, реже 8 пар. Но иногда в круговых кадрилях может плясать нечетное количество пар, но не менее 4 пар. Пары располагаются по кругу, их отсчет ведется по движению часовой стрелки. Первая пара находится слева от зрителя. В круговых кадрилях движения пар и одиночные переходы происходят по кругу, против часовой стрелки, а так же к центру круга и обратно:

а) парни стоят на своих местах, а девушки переходят по кругу, пока вновь не дойдут до своих партнеров;

б) парни и девушки одновременно идут по кругу в противоположных направлениях, пока не дойдут до своих партнеров;

в) девушки или парни сходятся к центру круга и образуют «звездочку» или круг; совершив в этом построении полный поворот, возвращаются к своим парам;

г) парни или девушки образуют внутренний круг, повернувшись лицом к внешнему кругу; исполнители совершают обход со своими партнершами правым или левым плечом вперед.

Существует также ряд других переходов. Круговая кадриль исполняется простым, шаркающим и переменным шагом.

II. 2. Основные элементы русского народного танца

В народном танце используется:

5 выворотных положений классического танца — I, II, III, IV, V.

I прямая — обе ноги поставлены рядом и соприкасаются внутренними сторонами стоп.

II — обе ноги поставлены параллельно на расстоянии стопы друг от друга.

III — обе ноги поставлены рядом и соприкасаются внутренними сторонами стоп; каблук одной ноги находится у середины стопы другой.

IV — обе ноги поставлены на одной прямой линии друг перед другом на расстоянии стопы.

V — обе ноги поставлены по одной линии друг перед другом; каблук одной ноги соприкасается с носком другой.

Во всех 5 свободных позициях ноги поставлены так, что стопы находятся в направлении между соответствующими открытыми прямыми позициями.

I — обе ноги повернуты внутрь и поставлены носками вместе; каблуки разведены в сторону.

II — обе ноги повернуты внутрь и поставлены друг от друга на расстоянии стопы между носками; каблуки разведены в стороны.

Во всех перечисленных позициях тяжесть корпуса распределена равномерно на обе ноги, ноги в коленях вытянуты.

Позиции и положения рук.

I, II, III позиции аналогичны I, II, III позициям рук классического танца.

IV — руки согнуты в локтях, кисти лежат на талии; большой палец сзади, 4 других, собраны вместе, спереди. Плечи и локти направлены в стороны по одной прямой линии.

V — обе руки скрещены на уровне груди, но не прикасаются в корпусу. Пальцы, собранны вместе, лежат сверху плеча разноименной руки, чуть выше локтя.

VI — обе руки согнуты в локтях, которые слегка приподняты и направлены в сторону. Указательные и средние пальцы прикасаются к затылку.

VII -обе руки согнуты в локтях и заложены за спину на талию. Запястье одной руки лежит на запястье другой; ладони повернуты вверх.

Подготовительное и 2 основных положения.

Подготовительное положение — обе руки свободно опущены вдоль корпуса, кисти свободны и повернуты ладонью к корпусу.

Первое положение — обе руки, округлые в локтях, раскрыты в стороны на высоте между подготовительным положением и второй позиции: кисти находятся на уровне талии; пальцы свободно собранны и открыты, ладони слегка повернуты вверх.

Второе положение — обе руки округлены в локтях, раскрыты в стороны на высоте между III и II позициями; пальцы свободно собраны и открыты, ладони слегка повернуты вверх.

В первом и втором положении возможен перевод рук вперед и назад. Уровень рук при этом не изменяется.

Подготовка к началу движения (preparation).

Подготовка к началу движения заключается в движении руки, которое выполняется на музыкальное вступление, идущее в темпе данного музыкального сопровождения.

При музыкальном размере 2/4, 3/4 или 6/8 подготовка занимает 2 такта;

при музыкальном размере 4/4 или 6/8 медленного темпа — 1 такт.

Музыкальный размер — 2/4. Движение занимает 2 такта.

Исходное положение; одна рука на станке, другая — в подготовительном положении. Голова повернута от станка.

Первая четверть — рука из подготовительного положения, округляя в локте, поднимается перед корпусом, чуть ниже первой позиции, и открывается от кисти до локтя в сторону; в первое положение; кисть находится на уровне талии. Голова слегка наклоняется вперед и поворачивается в сторону открытой руки; вторая четверть — пауза.

Первая четверть — рука собирается в локте и , описав небольшой полукруг к первой позиции, закрывается в четвертую. Взгляд следует за движением кисти. Голова при этом слегка наклоняется и в момент окончания движения руки поворачивается от станка и поднимается.

Вторая четверть — пауза.

Положения рук в групповых танцах.

В русских танцах исполнители держатся за руки или за платочек, образуя разнообразные рисунки — построения. Руки при построении таких фигур могут быть подняты вверх, раскрыты в стороны, опущены вниз и т.д. Фигуры могут образовываться одними девушками или юношами или юношами и девушками вместе.

В этой фигуре число участвующих не ограничено, однако их должно быть не менее трех человек. Юноши и девушки, повернувшись лицом к центру круга и взявшись за руки, образуют замкнутый круг. Руки свободно, без напряжения отходят под небольшим углом от корпуса вниз или на верх. Движения по кругу, как правило, идут по часовой стрелке. Сделав мягкий по

луоборот корпусом по ходу движения, юноши и девушки идут простым шагом или переменным, а также переменным шагом с притопом.

Юноши и девушки, стоя в затылок друг другу по кругу, соединяют в центре образовавшегося круга правые или левые руки. Противоположные руки находятся в третьем или первом положении. Эта фигура может быть построена как из четного, так и из нечетного числа участвующих, однако не менее трех и не более восьми человек. В этом построении можно двигаться по кругу простым или переменным шагом, а также шагом с переступанием.

Основой этой фигуры является «звездочка». Юноши образуют правыми руками «звездочку», а левыми держат правые руки девушек. В построении этой фигуры может участвовать не менее трех, но не более восьми пар.

Она образуется из двух кругов — круг в круге. Стоя лицом к центру, юноши и девушки берутся за руки, образуя каждые свой круг. Внешний состоит из юношей, а внутренний из девушек. «Корзиночка» движется «гармошкой» или «припаданием». Головы исполнителей повернуты по ходу движения, к своему партнеру или к центру круга.

Участвующие стоят в одну линию, касаясь локтями друг друга. Руки согнуты в локтях и подняты перед собой на уровне груди. Правая рука, описав полукруг сверху вниз, опускается локтем на левую руку стоящего справа партнера и, продолжая движение, проходить под его левой рукой. «Цепочка» может двигаться и вправо и влево «гармошкой» или «припаданием». Головы повернуты по ходу движения или сохраняют прямое положение.

Переводы рук в различные основные положения.

А) Из подготовительного положения в первое основное: у юношей — руки поднимаются не высоко в сторону, кисти находятся на уровне талии и, сгибаясь в локтях, переводятся из подготовительного положения в первое основное. У девушек — руки поднимаются вдоль корпуса и переводятся в первое основное положение.

Б) Из первого основного положения в третье: руки из первого положения поднимаются вперед, до второго и, сделав небольшой полукруг, раскрываются в стороны.

В) Из третьего положения в четвертое: руки из третьего положения мягко опускаются ладонями вниз и через подготовительное положение, поднимаясь вверх впереди корпуса перекрещиваются и переходят в четвертое положение.

Обращение с платочком (жен.)

А) Платочек находится со стороны ладони, повернутой к корпусу: пропустив конец платка между указательным и средним пальцами, выводим его короткий конец между средним и безымянным пальцами в сторону ладони.

Б) Платочек находится с тыльной стороны кисти, повернутой ладонью к корпусу: пропустив короткий конец платка между указательным и среднем пальцами, выводим его между указательным и большим пальцами.

Наиболее характерные положения рук с платочком у девушек.

А) Правая рука с платочком слегка согнутыми пальцами касается подбородка. Ребро ладони направленно от себя. Левая рука, согнутая на уровне талии, поддерживает ладонью или тыльной стороной кисти локоть правой руки. Голова наклонена к правому плечу.

Б) Согнутые пальцы рук соединены «замком» ан уровне груди. Кисти рук немного отходят от корпуса; локти — на одной высоте с кистями.

В) Обе руки подняты вверх, локти слегка закруглены и направлены в стороны. Платок держится за концы обеими руками и «обыгрывается».

Наиболее характерные положения рук у юношей.

А) Правая рука согнута в локте на уровне груди и сжата в кулак, направленный тыльной стороной кисти от корпуса. Левая рука, согнутая в локте, сжата в кулак, заведена за спину и направлена тыльной стороной кисти к корпусу. Руки не прикасаются к корпусу.

Б) Левая рука широко раскрыта в сторону ладонью вверх. Голова повернута по направлению руки. Правая рука, согнутая в локте, прикасается кончиками пальцев к затылку, как бы поддерживая шапку.

Движение занимает 1/2 такта. Исходная позиция ног — I свободная.

А) С продвижением вперед. На каждую четверть, начиная с правой ноги делается по одному шагу. Юноши ставят ногу на всю стопу; шаги широкие. Девушки в начале ставят ногу на низкие полупальцы, затем мягко опускают ее на всю стопу.

Б) С продвижением назад. Первая четверть — правая нога делает шаг назад на низкие полупальцы и опускается на всю стопу. Левая слегка сгибается в колене и остается впереди; каблук слегка приподнят над полом. Вторая четверть — тот же шаг с левой ноги.

Движение занимает один такт. И.п. — I свободная.

А) С продвижением вперед. Первая четверть

первая восьмая — шаг правой ногой вперед,

вторая восьмая — шаг левой ногой вперед.

первая восьмая — шаг правой ногой вперед,

вторая восьмая — пауза.

Б) С продвижением назад.

Переменный с притопом.

Движение занимает один такт.

А) С продвижением вперед. Первая четверть

первая восьмая — шаг правой ногой вперед,

вторая восьмая — шаг левой ногой вперед.

первая восьмая — одновременно с шагом правой ногой вперед левая слегка поднимается над полом,

вторая восьмая — левая нога с одновременным ударом в пол опускается на всю стопу.

Девушки выполняют притоп легко, каблучком. Юноши — сильно, всей стопой.

Б) С продвижением назад.

Выполняется также, как и переменный шаг назад. Притоп выполняется также, как и в шаге с продвижением вперед.

Переменный с каблука.

Движение занимает один такт. И.П.- I свободная.

Затакт — небольшое полуприседание на обеих ногах. Руки поднимаются в стороны между подготовительным и третьим положением.

Первая четверть. Первая восьмая —

шаг правой ногой вперед на ребро каблука; нога в колене вытягивается. Левая рука, сгибаясь в локте, поднимается до уровня груди; кисть сжата в кулак, Правая рука заводится за спину.

Вторая восьмая — левая нога на низких полупальцах приставляется в прямом положении к каблуку правой, как бы подбивая его.

первая восьмая — притоп всей стопой правой ноги с небольшим продвижением вперед; в момент притопа колено слегка сгибается.

Вторая восьмая — пауза.

Движение занимает один такт. И.П.- I прямая.

первая восьмая — небольшой шаг правой ногой вперед на всю стопу.

Вторая восьмая — левая нога сгибаясь в колене, делая шаг, опускается в первую прямую позицию на всю стопу, чуть впереди правой в полуприседании. Одновременно правая нога сгибается в колене и приподнимается над полом.

первая восьмая — правая нога подводится к левой и мягко опускается на пол на всю стопу в первую прямую позицию.

Вторая восьмая — пауза.

Дроби состоят из удара всей стопой — притопа и ударов полупальцами подушечкой стопы и каблука. Удары могут быть одинарные и двойные. На основе этих ударов создаются различные ритмические композиции — дроби. Все удары и выстукивания в дробях должны быть резкими, четкими, ритмичными и легкими.

Движение может выполняться на месте и с продвижением вперед.

первая восьмая — небольшой перескок вперед на всю стопу левой ноги. Правая сгибается в колене, и с «сокращенной» стопой слегка отделяется от пола в прямом положении.

Вторая восьмая — удар каблуком правой ноги в пол по I прямой позиции.

Вторая четверть — движение повторяется.

Дробь с подскоком.

Движение занимает 1/2 такта.

Затакт — одновременно с небольшим подскоком на левой ноге правя сгибается в колене и слегка отделяется от пола.

Первая восьмая — одновременно с ударом свей стопой в пол левая нога опускается по I прямой позиции, а правая делает резкий удар каблуком у каблука левой, а затем стопой по первой прямой позиции. Одновременно со вторым ударом правая нога ставится на всю стопу, а левая отделяется от пола.

Вторая восьмая — небольшой подскок на правой ноге.

Существуют еще несколько видов дробей: «мелкая разговорная дробь», «в три ножки», «дробь хромого» (трех четвертная), тройные поочередные выстукивания.

В) Основные движения русского народного танца.

Движение занимает один такт. И.П.- I свободная.

«И» — каблук павой и носок левой ноги слегка приподнимаются над полом и скользящим движением переводятся вправо.

«1» — Каблук и носок опускаются на пол, носки соприкасаются.

«И» — Носок правой и каблук левой ноги приподнимаются над полом и скользящим движением переводятся вправо.

«2» — Каблук и носок опускаются на пол, каблуки соприкасаются.

Движение занимает один такт. И.П.- I свободная.

Бывает двух видов: без подскоков и с подскоками.

«И» — одновременно с поворотом корпуса влево на левой ноге правая, сгибаясь в колене, делает сильный взмах от колена назад — вправо.

«1» — правая нога, полусогнутая в колене опускается носком в пол; пятка направлена вправо.

«И» — одновременно со скользящим движением левой ноги, корпус и голова поворачиваются к правой ноге. Одновременно правая нога, вытягиваясь в колене, поднимается вперед на 45 о .

«2» — правая нога опускается на пол на ребро каблука в ту точку, где был носок; подъем сокращен.

«Ковырялочка» очень хорошо комбинируется с «гармошкой», припаданием, дробями и другими основными элементами русского танца.

Движение бывает пяти видов: простая, с двойным ударом, простая с переступанием на всю стопу или на ребро каблука, с дойным ударом с переступанием на всю стопу или ребро каблука или с двойным ударом с переборами.

«И» — с небольшого приседания с проскальзыванием левой ноги вперед правая, сгибаясь в колене поднимается с боку левой, слегка прикасаясь к ней, и на уровне икроножной мышцы переводится назад.

«1» — правая нога опускается позади левой с лево от каблука в перекрещенное положение.

«И 2» — движение повторяется.

Виды: с подскоком на полупальцах, с подскоком на всей стопе.

И.П. — I прямое. Движение занимает один такт.

«1» — левая нога присогнутая в колене делает небольшой подскок и опускается на всю стопу. Правая, сгибаясь в колене поднимается назад.

«И» — правая нога, опускаясь, делает мазок ребром каблука или всей стопой по полу и поднимается вперед на 45 о .

«2» — небольшой подскок на всей стопе левой ноги положение правой ноги меняется.

Движение повторяется с другой ноги.

Движение занимает 1/2 такта. И.П. — I прямое.

«1» — после небольшого подскока на обеих ногах левая с присогнутым коленом опускается на низкие полупальцы; колено направлено вперед. Правая сгибается в колене и с «сокращенной» стопой резко поднимается в прямом положении от колена назад — вверх, носок направлен в пол.

«И» — короткий удар в пол полупальцами правой ноги, присогнутой в колене, около каблука левой. После удара согнутая в колене нога сразу резко, акцентированно отскакивает в прямом положении назад — вверх. Колено правой ноги не должно отходить далеко вперед или назад от колена левой.

«Хлопушки» характерны для мужской пляски.

Виды: одинарные хлопки и удары — фиксирующие, одинарные хлопки и удары — скользящие, двойные хлопки и удары, строенные хлопки и удары.

Из одинарных, двойных и тройных хлопков составляют хлопушечные комбинации.

С открыванием на ребро каблука,

С открыванием ноги на воздух,

Разножка — в стороны, на ребро каблука,

Разножка — вперед — назад.

Движение занимает один такт. И.П. — I прямое.

«И» — небольшой подскок на обеих ногах.

«1» — резкое и глубокое полное приседание.

«2» — одновременно с резким подъемом из глубокого приседания обе ноги, вытягиваясь в колене, разводятся: левая вперед на ребро каблука, а правая —

назад на полупальцы.

Виды полной присядки: «Гусиный шаг», «Мяч», «Ползунок», «Закладки».

Полуприсядки и присядки могут исполняться на месте и с продвижением вперед или в сторону, с поворотами. Они могут сочетаться и выполняться вместе с другими элементами — «ковырялочкой», «хлопушками», прыжками и рядом других элементов.

Русский народный танец является одним из наиболее распространенных видов народного творчества. Многие балетмейстеры, хореографы, искусствоведы изучали русский народный танец, пытаясь проследить всю его историю развития. В результате этого в настоящее время существует большое количество учебников, методических пособий и художественной литературы о русском народном танце. Как нам кажется в этой работе хорошо удалось проследить становление именно народной хореографии, а точнее развитие русского народного танца от истоков до настоящего времени. Русский народный танец постоянно видоизменялся на протяжении всей его истории, и в наше время ведутся многочисленные фольклорные экспедиции по всей России по изучению особенностей русского народного танца.

Русский музыкальный и танцевальный фольклор принято условно делить на несколько стилевых зон, каждая из которых имеет свои географические и климатические, жизненные и бытовые условия, свой исполнительский стиль, костюмы, манеру исполнения песен, хороводов, плясок и даже отдельных движений. В результате всего этого русский народный танец делится на отдельные формы, каждая из имеет свои особенности. Мы думаем, что во второй главе довольно тщательно и скурпулезно описаны отличительные черты форм русского народного танца, хотя, конечно, это только самые яркие и основные. Так как каждый танец, исполняемый в разных областях имеет между собой много отличий.

Развитие русского народного танца тесно связано со всей историей русского народа. Тогда почему мы изучаем история России и не изучаем русский народный танец, в котором отражена жизнь и быт нашего народа. Ведь в результате изучения русского народного танца воспитывается и эстетический вкус, развивается культура и манера общения, а также происходит знакомство с лучшими произведениями хореографии. В нашей работе описаны лишь малая часть из всех существующих в народе и хореографии элементов русского народного танца.

Глубинные истоки национальной культуры просматриваются прежде всего в крестьянских обычаях и установлениях, в силу большей сохранности устоев жизни сельского населения на протяжении веков, что содействовало консервации некоторых старых и даже древних элементов народного творчества.

Однако нельзя оставить в стороне вопросы, связанные с жизнью народного хореографического искусства в условиях города. Начиная с середины XVIII начали складываться особые жанры городского танцевального фольклора. Они развивались по своим законам и проявлялись совершенно в иных формах, нежели жанры крестьянской хореографии. Причем резкие изменения жизненного уклада городского населения вследствие бурных темпов индивидуализации, появление таких новых, форм как кино, телевидение, привело к отмиранию привычных ранее способов культурного общения и взаимодействия жителей городов. К тому же в результате притока в русские города инонационального населения и благодаря смешанным по национальному признаку дракам возникли и новые культурные потребности у достаточной большой части горожан. Все это требует поисков особых охранительных мер для еще теплящихся, но быстро угасающих традиций народной хореографии.

Молодые люди, переехавшие из сел в города, внешне как будто стыдятся своего происхождения. В действительности же где-то в самых глубинах их души спрятана тяга ко всему укоренившемуся в их сознании в отчем доме, к истокам свей национальной культуры.

Появление множества самодеятельных ансамблей вызвано в первую очередь, как своего рода реакция на деятельность профессиональных коллективов, стремящихся в большинстве своем к эстрадной развлекательности, почти полному исключению народных плясок.

Требуются поиски таких новых путей использования народного творчества, которые позволили бы возродить к жизни формы и жанры танцевального фольклора, утратившие сегодня естественную почву для своего существования. Проведение праздников и смотров народного искусства могло бы заметно украсить и обогатить культурную жизнь. И все это не единственный возможный путь, надо искать и другие.

Специального внимания заслуживает проблеме сохранения и поддержки современных жанров фольклора, стимулирование новых творческих проявлений широких слоев населения.

Традиции лишь тогда могут естественным образом сохраняться, если они переходят из поколения в поколение. Поэтому вся наша надежда на ищущую, чуткую ко всему родном, любящую свою историю, стремящуюся не оторваться от глубинных ее истоков талантливую молодежь. Мы считаем, что этими словами подтверждается поставленная гипотеза.

Бархушин Ю.А. «История русского балета», — М.,-1977

Бачинская Н. «Русские хороводы и хороводные песни»,М.-Л.,Музгиз,1958

Блок Л.Д. «Классический танец. История и современность», М., Искусство, 1987

Бочаров А., Лопунов А., Ширяев А. «Основы характерного танца», М.-Л., Искусство, 1939

Голейзовский К. «образы русской народной хореографии», М., Искусство, 1964

Захаров Р. «Беседы о танце», М.,1976

Захаров Р. «Записки балетмейстера», М., Искусство, 1976

Иноземцева Г.В. «Народный танец», М., Знание, 1978

Карп П. «Младшая муза», М., Современник, 1997

Казьмин П. «100 русских народных песен», М., Музгиз, 1958

Карамзин Н.М. «История государства Российского», СПб.,1833

Князева О.Н. «Танцы Урала», Свердловск, 1962

Климов А.А. «Основы русского народного танца», М., Искусство, 1981

Надеждина Н. «Русские танцы», М., 1951

Надеждина Н., Эльми «Большой балет»,М., Знание, 1964

Руднева А.В. «Курские танки и карагоды», М.,1975

«Русские кадрили», М., 1956

«Русские народные танцы», М., 1949

«Русские народные хороводы и танцы», М., 1948

«Русский балет»: Энциклопедия, М.,1997

Сахаров И. «сказания русского народа», СПб, 1841

Сергеев К. «Сборник статей», М., Искусство, 1978

Советский балет 1/87 «Славная страница», С.

Советский балет 4/88 «Не иссякает красота и мудрость народа», А. Климов

Терещенко А. «Быт русского народа», СПб., 1848

Ткаченко Т. «Народный танец», М., Искусство, 1967

Устинова Т. «Русский народный танец», М., Искусство, 1976

Устинова Т. «Беречь красоту русского народного танца», М., Молодая гвардия, 1959

Устинова Т. « Избранные русские народные танцы», М., Искусство, 1996

Фаминцын А. «Скоморохи на Руси», СПб., 1889

Чижова А. «Танцует «Березка»», М., Искусство, 1967

Чудновский М. «Ансамбль И. Моисеева», 1972

Эльяш Н. «Образцы танца», М., Знание, 1970

Эльяш Н. «Русская терпсихора», М., «Советская Россия», 1965

Кадриль Тверской области отличается жизнерадостностью, задором и удалью. В основном исполняется на простых шагах. Но очень часто исполнители, сохраняя точный рисунок танца, создают собственные импровизации, проявляя мастерство и фантазию. Четкая и разнообразная дробь девушек и лихая присядка юношей, оригинальные «коленца» являются украшением тверской кадрили. Танец состоит из 5 фигур. Каждая из них имеет в народе свое название: первая — «Проходка», вторая — «Коситься», третья — «Цепочка», четвертая — «Весенняя» и пятая — «Прощальная».

При смене фигур меняется и музыка. Танцуют этот танец под народные плясовые, шуточные песни, которые исполняются на баяне, гармонике или каком-нибудь другом музыкальном инструменте.

У девушек разноцветные сарафаны, низ которых отделан двумя- тремя рядами лент. Кофты с широкими вышитыми рукавами. Цветные фартуки завязаны на талии. В косах ленты, на головах — яркие платки.

Юноши в цветных рубашках- косоворотках с вышивкой на груди. Черные брюки заправлены в сапоги.

Перед началом танца 4 пары выходят друг за другом на сцену и становятся квадратом лицом к центру: первая пара — в левый передний угол, вторая пара — в правый передний угол, третья — в правый задний угол и четвертая — в левый задний угол, против второй пары.

Первая фигура — «Проходка»

Фигура эта называется так потому, что она похожа на «проходку» (прогулку); ходят, приплясывая, девушки и юноши, как бы прогуливаясь; меняются местами, знакомятся друг с другом и снова возвращаются к своим парам. Исполняется в умеренном темпе мелодия русской народной песни «Девушки не сидеть пришли№. Музыкальный размер — 4/4.

Первая часть мелодии (4 такта).

1-2 такты — приветливо улыбаясь друг другу, юноши идут в правую сторону, девушки впереди юношей — в левую, меняясь местами, руки раскрыты в стороны (движение 1 — «гармошка»).

3-4 такты — танцующие возвращаются на свои места.

Вторая часть мелодии (4 такта).

1-2 такты- юноши первой и третьей пары правой рукой левую руку своей девушки и идут, начиная с правой ноги, к центру сцены, навстречу друг другу (7 простых шагов). Свободная рука отведена в сторону.

На последнюю четверть 2 такта танцующие ударяют левой ногой об пол.

Вторая и четвертая пары приплясывают на месте. Поводя плечами то вправо, то влево, одновременно раскрывают обе руки в стороны или попеременно то правую, то левую руку.

3-4 такты — Встретившись в центре сцены, первая и третья пар отходят назад на свои места (8 шагов). Одновременно вторая и четвертая пары идут к центру простыми шагами. На последнюю четверть 4 такта ударяют левой ногой об пол.

Первая часть мелодии.

1-2 такты — вторая и четвертая пары возвращаются на свои места. В то же время девушки первой и третьей пары проходят через центр, меняясь местами.

3-4 такты — девушки первой и третьей пары делают полуповорот в право и возвращаются на свои места. Вторая и четвертая пары приплясывают на месте.

Вторая часть мелодии.

1-2 такты — за девушками юноши первой и третьей пары также меняются местами: юноша первой пары приходит на место юноши третьей, пары и наоборот.

3-4 такты- юноши первой и третьей пары делают полуповорот вправо и возвращаются на свои места, проходя один мимо другого с правой стороны. Вторая и четвертая пары приплясывают на месте.

Первая часть мелодии.

1-4 такты — юноши первой третьей пары снова направляются к центру, обходят друг друга и, возвращаясь к девушкам своих пар, кружатся с ними вправо. Танцующие становятся друг к другу лицом, почти соприкасаясь правыми локтями. Делают шаг правой ногой вперед, шаг левой ногой вперед; шаг правой ногой вправо, шаг левой ногой назад.

Вторая часть мелодии.

Во время танца 2 и 4 пары 1 и 3, раскрыв руки в стороны, расходятся «гармошкой» то вправо, то влево.

1-2 такт — девушки 2 и 4 пары идут на встречу друг другу, меняясь местами.

3-4 такты — тоже делают и юноши этих пар.

Первая часть мелодии.

1-2 такты — девушки 2 и 4 пары направляются к центру сцены, делают перед друг другом притоп правой ногой.

3-4 такты — юноши меняются местами проходя между девушками.

Вторая часть мелодии.

1-4 такты — юноши направляются к центру, обходят друг друга и направляются на противоположные места.

1 такт — девушки подходят друг к другу.

2-3 такт — девушки обходят друг друга.

4 такт — девушки кружатся на месте вправо.

Первая честь мелодии.

1 такт — девушка 2 пары идет к юноше 4, делая притоп правой ногой. Девушка 4 пары идет к юноше 2 пары.

2 такт — девушки отходят назад (4 шага).

3-4 такт — мелкими шагами девушки подходят к юношам.

Вторая часть мелодии.

1-2 такты — повернувшись лицом к центру девушки, 2 и 4 пары возвращаются к центру сцены и подходят справа друг к другу.

3-4 такты — девушки обходят друг друга и оказываются лицом к юношам своих пар.

Повторяется вторая часть мелодии.

1-2 такты — девушки 2 и 4 пары подходят к юношам своей пары.

3-4 такты — 2 и 4 пары кружатся вправо. Так же кружатся 1 и 3 пары.

Вторая фигура — «Коситься»

Исполняется в умеренном темпе мелодия русской народной песни «Отдает меня батюшка замуж». Музыкальный размер 2/4.

Эту фигуру исполняют 1 и 3 пары; 2 и 4 стоят на месте.

Первая часть мелодии.

Все пары двигаются «гармошкой» в сторону.

5-8 такты — пары возвращаются на свои места «гармошкой» влево.

Вторая часть мелодии.

1-4 такты — юноша 1 пары исполняя «мелкую дробь», идет на встречу девушке 3 пары, которая исполняют «дробь в три ножки»

5-8 такты — исполнители переходят на противоположные места.

Первая часть мелодии.

1-8 такты — юноша 2 пары и девушка 3 пары возвращаются в центр и отступают назад.

Вторая часть мелодии

1 такт — юноша 1 пары делает сильный притоп правой ногой, приглашая девушку 3 пары плясать с ним.

2-4 такты — девушка, отвернувшись от юноши, идет влево, делая небольшой полукруг — «гармошка».

5 такт — юноша продолжает делать притопы правой ногой.

6 такт — девушка гордо делает поворот вправо.

7-8 такты — девушка 3 пары подходит к девушке 1 пары, а юноша 1 пары подходить к юноше 3.

Первая часть мелодии.

1-4 такт — девушки 1 и 3 пары, став лицом друг к другу, раскрывают руки в стороны. Одну руку кладут на талию подруге, и обе кружатся вправо.

5-8 такты — взявшись за руки, юноши образуют «воротца» и направляются к центру.

Вторая часть мелодии.

1-4 такт — девушка 3 пары идет на свое место и проходит в «воротца».

5-8 такт — пройдя в «воротца», она доходит до своего места. Одновременно юноши, находящиеся в центре обходят друг друга; затем, сделав полуповорот вправо, каждый идет к девушке своей пары. Пары кружатся на месте.

Т. Устинова «Избранные русские народные танцы»

Автор: Admin. Чтобы увеличить слайд, нажмите на его эскиз. Чтобы использовать презентацию на уроке, скачайте файл «Танец.ppt» бесплатно в zip-архиве размером 350 КБ.

Хореографическое искусство

Хореография, хореографическое искусство (от др.-греч. . — танец, хоровод и . — пишу) — танцевальное искусство в целом, во всех его разновидностях.

Хореография

В соответствии с общеевропейским пониманием в настоящее время хореография рассматривается как совокупность двух областей балета и танца.

Высшая «театральная» форма хореографического искусства, в которой оно поднимается до уровня музыкально-сценического представления.

Формирующие дисциплины балета

Классический танец , Cценический танец Характерный танец Дуэтно-классический танец Исторический танец Актерское мастерство.

Классический танец

Вид сценического танца, главное выразительное средство балетного искусства; система художественного мышления, оформляющего выразительность движений, присущих танцевальным проявлениям человека на различных стадиях культуры.

Сценический танец

Один из основных видов хореографического искусства, предназначенный для зрителей и предполагающий создание хореографического образа на сцене

Дуэтно-классический танец

(Др. Наим. — Поддержка)(pas de deux) — вид сценического танца, построенный на основе классического т. И предполагающий танец двоих с использованием поддержек.

Характерный танец

Др. Наим. — Народно-характерный, народно-сценический(character dance)- вид сценического танца, предполагающий системный синтез элементов танцев различных народностей на основе классического танца

Исторический танец

(др. наим. — историко-бытовой, салонный бальный) (Historical dance) — вид сценических танцев, представляющих собой переработку бальных, бытовых танцев различных эпох на основе классического танца. В результате этого бальная, бытовая сущность этих танцев обретает сценический, условный характер. И. т. создаются балетмейстером для балетного спектакля

Актёрское мастерство

(Actor’s skill)- принцип перевоплощения, когда актер как бы олицетворяет себя со своим персонажем и действует от его имени. Техника а. м. в хореографии отличается спецификой, прежде всего, связанной с ограниченным набором инструментов танцовщика (тело; танцевальная техника; музыкальность; чувство ритма; эмоциональность; наблюдательность; память; воображение; эрудиция; скорость реакции и т. д.), исключающего использование голоса

Форма хореографического искусства, в которой средством создания художественного образа являются движения и положения человеческого тела.

Современный танец

Свободный пластический танец Танец Постмодерн Танец Модерн

Степ, или чечетка, или теп-дэнс — танец, который еще называют «музыка ног».

Бальный танец

вид парного танца, имеющий народные истоки, исполняемый в специальных помещениях (в театре, кино, на телевидении и др.). Исторический бальный танец — любая форма формального общественного танца, который исполнялся в обществе в разные эпохи ради развлечения. С введением современного понятия танцевальный спорт термин бальные танцы стал сводиться к достаточно узкому понятию спортивный бальный танец.

Спортивно-бальный танец

танцевальный вид спорта, объединяющий два стиля спортивных танцев: Интернациональный Стандартный и Интернациональный Латиноамериканский стили, исполнение которых проходит в условиях конкурсных соревнований. В европейскую программу входят: медленный вальс, танго, венский вальс, медленный фокстрот и квикстеп (быстрый фокстрот). В латиноамериканскую: самба, ча-ча-ча, румба, пасодобль и джайв. В спортивных бальных танцах введена система классов, отображающая уровень подготовки танцоров и система возрастных категорий, распределяющая танцоров по возрастным группам.

Народный (фольклорный) танец

.Народный (фольклорный) танец.

Вид народного танцевального творчества, созданный этносом, распространенный в быту, отражающий этнические особенности, хореографический язык, пластическую выразительность этноса или этнической группы, которые проявляются в характере, координации движений, в музыкально-ритмической и метрической структуре танца, манере его исполнения и др.

Социальный танец

танцы массовые, общедоступные, бытовые, к ним относятся: латиноамериканские (сальса, меренге и др.), восточные танцы (танец живота), аргентинское танго, ирландский степ, фламенко, так называемые танцы улиц (хип-хоп, брейк и т. п.), клубные танцы, хастл, рок-н-ролл и джаз. Отличительным признаком социальных танцев является импровизационность.

Эстрадный танец

(Variety dance) — хореографическое произведение, предназначенное для концертного исполнения на эстраде. Для Э. Т. характерна внешняя выразительность, развлекательный характер, виртуозность, внешняя эффектность По форме э.т. — танцевальная миниатюра, обычно с небольшим количеством исполнителей. Э.т. отличает многожанровость и разностильность.

Ансамбль народного танца СССР

Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . 1969—1978 .

Смотреть что такое «Ансамбль народного танца СССР» в других словарях:

Ансамбль народного танца Грузии — Выступления грузинских танцоров Ансамбль народного танца Грузии хореографический коллектив в Грузинской ССР и позднее в Грузии. Ансамбль был организован в … Википедия

Государственный ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева — Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева был организован 10 февраля 1937 года. Тогда это был первый в мире профессиональный хореографический коллектив, занимающийся художественной интерпретацией и пропагандой… … Энциклопедия ньюсмейкеров

Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева — Государственный академический ансамбль народного танца имени Игоря Моисеева … Википедия

СССР. Литература и искусство — Литература Многонациональная советская литература представляет собой качественно новый этап развития литературы. Как определённое художественное целое, объединённое единой социально идеологической направленностью, общностью… … Большая советская энциклопедия

Кантеле (ансамбль) — Государственный Национальный ансамбль песни и танца Карелии «Кантеле» Kantele Годы 1936 Страна … Википедия

Алан (ансамбль танца) — У этого термина существуют и другие значения, см. Алан. Государственный академический ансамбль народного танца Алан Жанр танцы осетинского и кавказского фольклора Годы … Википедия

Жок (ансамбль) — «Жок» (молд. Joc) государственный академический ансамбль народного танца Молдавии. Название получил от молдавского танца жок … Википедия

Берёзка (ансамбль) — У этого термина существуют и другие значения, см. Берёзка. Государственный академический хореографический ансамбль «Берёзка» Жанр танцы русского фольклора Годы 1948 по наст. время … Википедия

Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика — РСФСР. I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… … Большая советская энциклопедия

Моисеев, Игорь Александрович — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Моисеев. Игорь Моисеев … Википедия