Русский народный танец скамейка

Проект по математике «Геометрия танца»

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

Выбранный для просмотра документ геометрия танца.doc

Смирнов №1 орта мектебі

Смирновская средняя школа №1

Гулько Юлия 6 класс, Смирновская средняя школа №1, с.Смирново, Аккайынский район, Северо-Казахстанская область

Руководитель: Дюсенбинова Алия Омаровна, учитель математики Смирновской средней школы №1

СВЯЗЬ ТАНЦА И ГЕОМЕТРИИ 5

КАЗАХСКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ 5

РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ 7

УЗБЕКСКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ 8

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 10

ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ 11

Данный проект посвящен выделению взаимосвязи геометрии и танца. Теоретической основой являются начальные представления геометрии, а именно знания о фигурах на плоскости, а также знания о народных танцах. Проект ориентирован на систематизацию и обобщение уже имеющихся теоретических знаний, расширение и углубление их за счет самостоятельного поиска дополнительного материала, умений находить, отбирать и использовать информацию, формулировать проблему и решать её, умения преодолевать трудности, формирует навыки самостоятельной исследовательской работы, публичного выступления.

Геометрия одна из тех наук, связь которой с окружающим миром очевидна и бесспорна. Любой объект можно описать с точки зрения геометрии, найти площадь, определить размеры, форму. Все, что нас окружает, состоит из геометрических фигур. Чаще всего, при выполнении творческих работ по геометрии, учащиеся, недолго задумываясь, приводят именно такие примеры, то есть находят геометрические фигуры в материальных предметах. Но можно ведь найти и множество других примеров в жизни. В этом заключается актуальность выбранной мною темы. В своей работе я рассмотрела связь геометрии с танцем. Целью проведенного исследования было выявить, какие геометрические фигуры преобладают в танцах различных народов. Для достижения цели мною были поставлены следующие задачи:

определить несколько видов танца для исследования;

собрать информацию по каждому танцу;

сделать фото материал;

выделить геометрические элементы в каждом танце;

обобщить и сделать вывод по каждому танцу.

Исследование проводилось в школе, путем исполнения танца и отслеживания преобладающих движений в нем.

СВЯЗЬ ТАНЦА И ГЕОМЕТРИИ

Танец – это особый вид народного искусства. Любой танец состоит из определенного набора движений, можно сказать, что танец имеет свой алфавит. Особенно хорошо определенность прослеживается в народных танцах. По этой причиной объектом исследования выбраны именно они. Танец представляет собой геометрическое пространство, составленное из отдельных точек с огромным количеством взаимных связей. Неограниченное количество позиций можно создавать, используя различные последовательности из сгибаний и разгибаний. Такой подход используется Уильямом Форсайтом (американский танцовщик и хореограф). Именно знакомство с его работой и послужило стимулом к проведению данного исследования.

2. КАЗАХСКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ

Танцевальная культура казахского народа известна с древних времен. Народные танцы « Өрмек би », « Қоян би », показывающие жизнь охотников, шуточные, юмористические.

Для казахской девушки характерны мягкие, плавные движения рук, спокойные переходы из одного положения в другое. Движения рук могут сопровождаться вращением кистей, причем вращение делается плавно, волнообразно. В исполнении танца мужчинами часто применяются такие приемы, как «движение плеч», «конный шаг» и другие сильно ритмичные движения. У юношей руки более жесткие, меняют положения более резко. Иногда кисти бывают отогнуты и направлены ладонями «от себя». Вращательные движения кисти мужскому танцу не свойственны.

В отличие от русского народного танца, танцоры передвигаются не по кругу, а по прямой. В ряде казахских танцев движения рук построены на обыгрывании какого-нибудь предмета, подлинного или воображаемого. Так, в мужском танце может обыгрываться лук, нагайка, в женском – коса, браслеты, рукава и т.д. В силу моральных устоев казахского народа танец обыгрывается в основном верхней частью туловища. В частности, исключительную роль играют руки. Они выполняют помимо технической, и пластическую роль.

В казахском танце существует шесть позиций рук.

Исходная позиция. Обе руки свободно опущены вниз. У девушек пальцы круглые, у юношей — прямые.

1-я позиция « Сәлем »

Руки с округленными локтями направлены вперед, поднять перед корпусом, ладони направлены к зрителю. Обе руки подняты вперед, локти закруглены, кисти чуть заметно приподняты, пальцы направлены вперед. Проведя линию от локтя через пальцы до локтя второй дуги получим плавную дугу.

2-я позиция « Құс қанаты ».

Руки подняты в стороны, держа свободно в локтях, кисти направить ладонями вниз, пальцами в стороны. Линия рук также образует дугу.

3-я позиция « Құс мүйіз ».

Руки с округленными локтями поднять вверх, пальцами одна к другой. У юношей кисти зажаты в кулак и направлены со стороны ладоней вперед; исполнитель как бы держит нагайку, лук и т.д. в этом движении четко виден овал.

4-я позиция «Саукеле».

Одну руку перевезти в 3-ю позицию, другую руку, согнуть в локте, держать перед корпусом. Кисть направить тыльной частью к себе, ладони — вверх от себя. Руки танцовщицы, дополненные казахским народным костюмом, для которого характерны пышные кружевные рукава образуют также дугу.

5-я позиция «Саныр мүйіз ».

Одну руку отвести в сторону, другую поднять во 2-ю позицию ладонью к себе, ладонь протянутой руки направлена вниз.

6-я позиция «Белбеу».

Движение для мужчин – округленные в локтях руки находятся на талии, пальцы захватывают белбеу. Руки образуют две дуги.

Исходя из основных позиций, можно сказать, что в казахском народном танце преобладают плавные движения, здесь нет четких геометрических фигур, но преобладают движения, описывающие дуги. Переход между позициями осуществляется либо по прямым, либо по дугам. Плавность и дугообразность движений дополняет костюм.

3. РУССКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ

Не поддается счету, сколько различных танцев и плясок бытовало на Руси и существует до сих пор в современной России. Они имеют самые разнообразные названия: иногда по песне, под которую танцуются («Камаринская», «Сени»), иногда по количеству танцоров («Парная», «Четверка»), иногда название определяет картину танца («Плетень», «Воротца»). Но во всех этих столь различных танцах, есть что-то общее характерное для русского народного танца вообще, и все они имеют определенную последовательность фигур. Одним из элементов русского народного танца является хоровод, который представляет собой круг. Центром которого, является зачастую костер.

Наряду с хороводами, большой популярностью пользуются пляски-импровизации. В данной категории я рассмотрела танец «Лавочка» где хорошо прослеживается преобладание в движениях фигуры треугольника. В каждом движении можно выделить три точки вершины и соединив их линиями на фото, мы явно видим, что основной фигурой танца является треугольник. Существуют также игровые танцы, в которых проявляется наблюдательность народа: либо о явлениях природы («метелица», «пурга»), либо о каких-либо животных или птицах («бычок», «дергач», «медведь»). Один из таких танцев «Метелица». При его исполнении также прослеживается преобладание фигуры треугольника. А движение танцоров осуществляется по кругу. Таким образом, можно сделать вывод, что основными фигурами русского народного танца являются круг и треугольник.

4. УЗБЕКСКИЙ НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ

Танцевальное искусство народов современного Узбекистана было развито с древних времен. На наскальных рисунках, археологических находках сохранились изображения танцующих фигур. Узбекский национальный танец дошел до наших дней в двух формах: традиционный классический танец и народный (фольклорный) танец. Танцы в разных регионах Узбекистана отличаются друг от друга. Танцы ферганской группы отличают мягкость, плавность и выразительность движений, легкий скользящий шаг, оригинальные движения по кругу. Несколько напоминает казахский танец. Более распространен узбекский народный танец, движения которого в основном представляют углы. Части тела, изгибаясь, образуют острые углы, а не плавные линии. Костюм также дополняет угловатость движений, в отличие от казахского, для узбекского народного костюма не характерны кружева. В связи с этим одни и те же движения в казахском танце выглядят плавно и представляют собой дуги, а в узбекском прямые и острые углы.

Таким образом, можно сделать вывод, что все танцы состоят из определенного числа геометрических фигур. Следовательно, зная какие фигуры преобладают в том или ином танце можно развивать свое мастерство, меняя и преобразовав их порядок, создавать новые танцы, не меняя народного колорита.

Целью проведенного исследования было выявить, какие геометрические фигуры преобладают в танцах различных народов. В процессе выполнения проекта мною была собрана информация по казахскому, русскому и узбекскому народным танцам, сделан фото материал и, благодаря нему, выделены геометрические фигуры характерные для каждого танца. Так, в казахском танце основным элементом являются дуги, в русском треугольник и круг, в узбекском -углы.

В дальнейшем планируется, использовав полученные результаты, создать свою композицию движений для каждого танца. Также исследовать танцы других народностей и развивать с помощью полученных выводов свое танцевальное мастерство, создавая новые движения не нарушая гармонию танца того или иного народа.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гусев «Методика преподавания народного танца. Этюды»

2. Жиенкулова «Танцы друзей»; Алма-Ата, мектеп-1998г.

3. Разговор между Уильямом Форсайтом и Паулем Кайзером, 1999 г

4. Ткаченко «Народный танец»

При проведении исследования использовались следующие источники. Гусев «Методика преподавания народного танца. Этюды». В данном пособии достаточно хорошо описываются основные положения и позиции народных танцев. Жиенкулова «Танцы друзей»; Алма-Ата, мектеп-1998г. В книге имеются иллюстрации к каждому танцу, имеется описание, а также история возникновения и значение движений. Разговор между Уильямом Форсайтом и Паулем Кайзером, 1999 г (перевод) описывает подход американского хореографа к балету с точки зрения геометрии. Ткаченко «Народный танец». Учебник также содержит характерные для каждого народа танцевальные позиции, имеются также названия народных танцев, приведены различия по регионам.

Статья «История русского народного танца»

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

История русского народного танца

Русский народный танец – это танец, наверное, с самой богатой и насыщенной историей. Он берет свои истоки еще со времен Древней Руси. Его образованию послужили народные массовые пляски и гуляния, веселые большие хороводы и т.п. Все эти задорные мероприятия были неотъемлемой частью жизни русского человека. Без них не проходил ни один праздник, ни одна ярмарка или другая увеселительная программа. В отличие от современного человека, люди в эпоху Древней Руси умели радоваться жизни.

Особенности русского народного танца

Русский народный танец ни за что не спутаешь с любым другим. Это особенный вид колоритной хореографии. У этого танца масса отличительных характеристик и особенностей. Во-первых, русский народный танец – это задорные пляски с прыжками и активными движениями, которые неизменно сопровождаются бесконечным юмором и смехом. Во-вторых, обязательным атрибутом этого танца являются национальные костюмы – не менее яркие и красивые, чем сами пляски. Русский народный танец очень богат на самые разнообразные хореографические па, в его основе лежит сразу несколько видов танца, а именно: пляска, хоровод и кадриль. Можно с полной уверенностью сказать, что русский народный танец – это своеобразное олицетворение характера русского человека и его души. Ведь нет, наверное, более веселого и обаятельного танца во всем мире. У русского человека неимоверно широкая и добрая душа – такой же и танец его народа.

Невозможно выделить один период из истории Древней Руси, когда зародился народный танец, но с полной уверенностью можно сказать, что он абсолютно точно олицетворяет в себе всю нелегкую и насыщенную историю этого великого государства. Очень часто подобные пляски проводились под аккомпанемент песен и текстов о родине, героях и царях. В основном народный танец был привязан к массовым и большим церковным праздникам. Из самых грандиозных можно выделить: свадьбы, Рождество, Масленицу, Ивана Купала и еще много других, ведь русский народ еще славится и своим огромным количеством празднеств. Одним из самых красивых и особенных танцев на Руси можно назвать пляски на плотах в ночь на Ивана Купала. В этот вечер происходило массовое гулянье с песнями и танцами, а незамужние девушки пускали по речной глади венок из цветов в поисках жениха.


Гуляния в ночь на Ивана Купала

Русский народный танец отличается динамикой, большой подвижностью и наличием всевозможных прыжков и трюков, которые требовали очень хорошей физической подготовки, но стоит отметить, что во времена Древней Руси с этим проблем не было. К большому сожалению, русский народный танец уже не исполняется в наше время с такой частотой. В современном мире он используется лишь в качестве сценической изюминки и национальной демонстрации.

О русском народном танце

Редко на просторах сети можно найти интересные действительно, глубокие и дельные мысли, идеи и танцах о размышления и о народном танце в частности. А может есть и быть они, только лежат где-то доступно и не далеко для массового читателя.

Не могу не статьей поделиться Галины Владимировны Емельяновой, которая народном о пишет танце. Ее точка зрения не обычна, что потому это человек, который совершил этноэкспедиций много и увидел, что народные танцы, преподаются которые в учебных заведениях и народные танцы, танцуются которые в деревнях, это разные вещи, того более, это танцы, основанные на разных принципах основополагающих.

Представьте, что это такое — что, узнать народные танцы, которым ты учился, совсем это не народные танцы, а продукт чьего-то (чьего интересно) ума и воображения.

Как она пришлось, ей пишет переучиваться и станцевать сразу не получалось.

выделить бы Хотел основные принципы, на которых основывается танец народный. Это цитаты из ее статьи, которая приведена будет ниже.

Принципы русского народного Чтобы

1. танца человек мог пропустить через что то, себя исходит от наших корней и ощутить особое это состояние, он должен быть открытым, т.е. всех во свободным смыслах, и эмоционально, и физически, и энергетически, и нравственно, и мысленно, а главное – духовно.

2. Любое движение происходить должно как и м п у л ь с — р а с с л а б л е н и е.

3. Импровизация. При всем желании своем я не смогла вспомнить ни одного исполнителя в который, деревне бы не импровизировал. И наоборот. Среди хореографов — это профессионалов редкость.

4. Принцип своевременности.

5. Принцип передачи живой от исполнителя к исполнителю.

6. Принцип органичности и восприятия целостности.

7. Седьмой принцип вытекает из предыдущего: должен человек вырасти на традиции.

Также Галина пишет Владимировна про зажатость классических танцоров и тогда, хореографов как деревенские плясуны и плясуньи зажаты и не свободны. Глупость, конечно, но не могу себе как, представить это, если, например, балерина деревенскую на придет вечерину и попытается станцевать хоровод что или-то народное. Даже если это хорошая очень танцовщица.

Мышечная память она что, такая переучиться и перестроиться трудно, тем если более принципы находятся на противоположных берегах реки танцевальной.

PDF версия статьи о народном Сама

танце статья о народном танце в формате для PDF удобного чтения или распечатки: