С чем танцуют русский танец

Русские народные танцы: названия, музыка, костюмы

Когда речь заходит о русских народных танцах, возникает образ чего-то яркого, энергичного, разухабистого и заводного. Но называть такой танец простым развлечением, шоу будет неправильно. Это часть культуры. В каждое движение, каждую фигуру заложен смысл, который передается из глубины веков от поколения к поколению.

Виды танцев

Русские народные танцы разделяют на виды в зависимости от жанра, хореографической структуры, используемых песен, количества исполнителей. Основные – хороводы и танки, пляски и переплясы, кадрили.

Хоровод – любимое развлечение молодежи, начиная с конца XVII века. Это симбиоз танца, песни с добавлением элементов игры. Хоровод символизирует дружбу, единение людей и их силы, сплоченность. Хоровод водят под сопровождение песни или диалога участников, по кругу, держа друг друга за руки, платок или пояс.

Форма хоровода имеет сакральное значение, круг – это символ солнца и соответствующего божества, которому поклонялись наши предки. По этой причине хороводы были неотъемлемой частью славянского праздника и фаворитами народных гуляний. Внутри может быть разыгран сюжет с любой тематикой: любовной, бытовой либо инсценировка содержания песни. Хороводы бывают орнаментальными и игровыми.

Орнаментальные хороводы

В названии заложен смысл танца, от слова «орнамент». Участники как будто плетут хороводной цепью узоры, плавно сменяющие друг друга. Фигуры хороводов отражают народное творчество – ажурные рисунки мастериц-кружевниц, резчиков по дереву. В таком танце нет ярко выраженного сюжета или ключевого действия. В песнях, которые сопровождают орнаментальные хороводы, описывается природа, уклад, возможен лирический мотив. В такие хороводы вовлекали желающих всех возрастов, от мала до велика, передавая друг другу радость и силу солнца.

Игровые хороводы

В противовес орнаментальным, в основу игровых хороводов положен сюжет с персонажами и конкретными действиями. Через танец, мимику, жесты проявляется характер героя, выстраивается композиция. При помощи рук, изгибов тел изображают животных, деревья, цветы. Любовь, работа, сказочный сюжет – основные мотивы песен, под которые водят такие хороводы. Хоровод «Веретенице» — сказ про девушек-рукодельниц, «Лебедушка» изображает грацию птицы.

Виды игровых хороводов:

  • Круг. Такой хоровод умеют водить даже маленькие дети, главное правило – в нем должно принимать участие не менее трех человек.
  • Круг в круге. Это маленький хоровод внутри большого. Они могут двигаться в разных направлениях, большой круг по традиции вращается по часовой стрелке (по солнцу).
  • Корзиночка. Это тоже круг в круге, но оба состоят из одинакового количества людей. Снаружи находятся молодые люди, внутри – девушки. Оба хоровода стоят лицом в центр. Мужской круг, двигаясь, через головы девушек соединяет свои руки с руками партнерш, образуя «корзиночку».
  • Восьмерка получается из двух кругов с равным количеством участников. Хороводы направляются в разные стороны, имея общую точку соприкосновения. В определенный момент хороводы разрывают, и их участники через одного перетекают из круга в круг. Получается рисунок, похожий на восьмерку.
  • Улитка. При таком танце большой общий круг разбивают и заводят новую хороводную цепь внутри. Может повторяться несколько раз, в результате образуется хоровод в форме спирали.
  • Ворота получаются, когда пары, состоящие из молодых людей, движутся в определенном порядке, проходя под поднимаемыми руками (воротами).
  • Гребень. При таком построении две линии танцоров движутся навстречу и свободно проходят друг через друга.

Обрядовый танец, уходящий корнями в южнорусский (Курская, Белгородская области) и украинский массовый танец, сопровождаемый песней и игрой. Танок относят к хороводам, «водить танки» означает «водить хороводы». У этого вида танца есть специфические черты: он сопровождается пением участников хоровода, а капелла, и движется линиями друг напротив друга.

Пляску также относят к ранним обрядовым танцам, которые переродились в бытовые и стали фаворитами среди народных танцев. Импровизированные разнообразные движения – отличительная черта пляски. Каждый танцор сам выбирает, какую фигуру использовать для выражения своих эмоций. Самые популярные пляски на Руси: «Барыня», «Камаринская», «Матаня», «Трепака», «Бешеная», «Голубец», «Топтуша», «Тройка». Настоящий русский танец повествует интересную, эмоциональную историю. «Камаринская», например, обыгрывает выход мужичка «навеселе», у которого ноги сами «идут в пляс», «Тройка» — это танец, рисующий образ русской тройки лошадей, запряженных в повозку.

Наиболее известные виды русской пляски:

  • Одиночная женская и мужская пляска.
  • Парная пляска.
  • Перепляс.
  • Пляски по кругу.
  • Групповая пляска.
  • Массовый пляс.
  • Пляска-импровизация.

Одиночная пляска отражает индивидуальность исполнителя, его характер и мастерство. Одиночные пляски обычно начинаются с движения по кругу (проходки) или выдвижения в круг и исполнения фигуры (выходки).

Парную пляску исполняют юноша с девушкой, ее смысл – в диалоге любимых. Самый яркий пример парной пляски – свадебная, но иногда такой танец используется для выражения других чувств, ревности или обиды.

Перепляс — это состязание в мастерстве, изобретательности, выносливости танцора или танцоров (соревноваться можно группами). Смысл перепляса заключается в точном воспроизведении движений противника, которые становятся сложнее с каждым туром. Победителем объявляется тот, в чьем арсенале был самый большой запас танцевальных фигур. Иногда правила позволяли танцевать «до упаду» в буквальном смысле этого слова.

Пляски по кругу вышли из хороводов. В таком виде танца выделяется мастерство исполнителей и действие ключевых лиц, отличное от основной массы («Полька», «Матаня», «Акулинка»). Смысл песенного сопровождения – шуточный, забавный, иногда лирический, темп — быстрый.

Групповая пляска — массовый танец без конкретных сложных рисунков и построений, в основном это хороводные переходы, импровизации. В групповой пляске может принимать участие большое количество исполнителей. Групповая пляска включает в себя как основную программу (общий мотив, переходы), так и персональное выступление с элементами импровизации. Примеры групповой пляски: «Шен», «Звездочка», «Карусель», «Челнок», «Ручеек». В каждом таком танце содержится смысл, понятный участникам и зрителям.

Массовый пляс – танец, в котором нет никаких ограничений: пол, возраст, количество участников не имеют значения – участвуют все.

Пляска-импровизация: основные фигуры таких плясок передаются от старшего поколения к юным девушкам и парням, которые перенимают у известных танцоров движения и затем меняют их, добавляя новые «коленца» — в этом и заключается смысл импровизации. Самые популярные примеры пляски-импровизации: «Барыня», «Валенки», «Танец с ложками», «Круговая-плясовая», «Танец с платками» — русский народный фольклор очень емко передает рисунок и смысл каждого танца.

Русская кадриль – танец, чьим прародителем стала французская кадриль, зародился в России в эпоху Петра I, в начале XVIII века. Петровские ассамблеи начиная с 1718 года закрепили позиции бальной кадрили, которую постепенно освоили и недворянские сословия, получавшие информацию о танце из рассказов слуг. Особенно запомнившиеся фигуры показывали друг другу и переделывали на новый лад. В результате адаптированный танец быстро распространился по городам и селам и стал очень популярен. Правда, от первоисточника — бальной кадрили — в нем осталось очень мало элементов. Многие фигуры позаимствованы из пляски, перепляса и хоровода, вальса и польки.

В русской кадрили количество фигур варьируется от трех до четырнадцати. Названия русского народного танца либо отражают его суть («Знакомство», «Девки нарасхват»), либо место («Клинская», «Давыдковская», «Шуйская»). Виды кадрили: четвера (шестера, семера, восьмера), ланце и другие. Большинство фигур завершается вращением пар и поклоном, каждая следующая отмечается объявлением ведущего, паузой, хлопком.

Русская народная музыка для танцев

Музыка – душа танца. Музыкальное сопровождение создавалось народом и бережно передавалось от старшего поколения к молодежи. Русская народная песня для танца — это и быстрая разухабистая, и медленная мелодичная композиция, отражающая темперамент, национальные черты и характер народа. В ней сосредоточена энергия, выразительность, внутренняя сила. Сегодня популярным направлением является аранжировка русского фольклора, вдыхающая в старые мелодии новую жизнь.

Костюм для русского народного танца имел большое значение для воплощения идеи этого действа. Сценический костюм являлся облегченной версией народного, который изменяли для удобства передвижения. Красочные одежды изо льна, хлопка или шелка, украшенные вышивкой с орнаментом, кружевами, часто переходили по наследству от матери к дочери и от отца к сыну.

Молодые люди надевали рубахи-косоворотки с поясами (кушаками) и холстяные штаны, украшенные полосками, сапоги, жилет.

Основная одежда девушек для танца – расшитый длинный сарафан, преимущественно красного цвета, с отделкой из парчи и шелковых лент. Сверху надевали «завеску» — цветной передник, вниз – рубашку из белой ткани. В качестве украшения использовали бусы, ожерелья из жемчуга или янтаря. Головной убор – кокошник и подзатыльник – шили из парчи, обвязывали ярким платком и прикрепляли цветы, шелковые банты.

Покрой костюма зависел от места проживания его обладателя, каждое селение, деревня, город имели свои отличительные признаки, проявлявшиеся в отделке, цвете, вышивке.

Детский русский народный танец

Народный танец – это возможность приобщить малышей к культуре и традициям предков при помощи танцевальных образов в доступной игровой форме. Русские народные танцы для детей не требуют жестких ограничений и слишком серьезной нагрузки, как в балетной школе, например. Но при этом предлагают освоить упражнения на все группы мышц, формируют осанку, развивают координацию. «Матрешки», «Ладошки-хлопушки», «Ручеек» — названия этих танцев знакомы с яслей. Детские ансамбли народного танца существуют практически в каждом городе, многие коллективы принимают участие в федеральных, международных конкурсах.

Народный танец сегодня

Современный русский народный танец — одно из популярных направлений хореографии. Специализированные школы и студии занимаются обучением народному танцу, как классическому, так и обновленному, с ритмами, костюмами и движениями из современности. Новый смысл, характер проявляется в произведениях хореографов нашего времени, привлекая к этому жанру зрителей и исполнителей. Музыка современного танца благодаря инструментальной обработке фольклорного материала также претерпела значительные изменения. Темы любви, дружбы, переживаний обретают новое звучание. Старый и новый стили дополняют друг друга, создавая новый образ русского народного танца с сохранением его корней и истоков.

Учимся танцевать русский народный танец

Элементы и движения в русском народном танце

В одиннадцати небольших видеоуроках рассматриваются основные движения из русского народного танца. Два профессиональных танцора продемонстрируют вам правильное выполнение каждого из приемов русского танца — сначала в замедленном темпе с пояснениями, а затем более быстро и под музыку.











Автор видеоматериалов: Самопляс

Материал создан: 21.02.2015

комментарии к статье

Шестьсот сортов пива и советский государственный патернализм должны сосуществовать в одном флаконе. подробнее.

Идентичность великороссов была упразднена большевиками по политическим соображениям, а малороссы и белорусы были выведены в отдельные народы. подробнее.

Как можно быть одновременно и украинцем и русским, когда больше столетия декларировалось, что это разные народы. Лгали в прошлом или лгут в настоящем? подробнее.

Советский период обесценил русскость. Максимально её примитивизировав: чтобы стать русским «по-паспорту» достаточно было личного желания. Отныне соблюдения неких правил и критериев для «быть русским» не требовалось. подробнее.

В момент принятия Ислама у русского происходит отрыв ото всего русского, а другие русские, православные христиане и атеисты, становятся для него «неверными» и цивилизационными оппонентами. подробнее.

Чечня — это опора России, а не Урал и не Сибирь. Русские же просто немножко помогают чеченцам: патроны подносят, лопаты затачивают и раствор замешивают. подробнее.

Русский народный танец – гость из глубины веков

Тысячелетия прожить — не поле перейти.

Постоянны в мире лишь перемены. И мода на танцы тоже меняется вместе со стилем жизни, новыми поколениями и их пристрастиями. Сейчас трудно себе представить, чтобы русский народный танец стал столь же популярен, как самба, латина, беллиданс и прочие современные стили. Конечно, русский танец не забыт, но явно у народных масс он нынче не в фаворе. И совершенно напрасно! Он ярок, красив, эмоционален и способен дать фору всем западным танц-новациям!

Мода модой, а русский танец родился задолго до хип-хопа, живет при всех новомодных стилях, и будет жить и дальше, базируясь на том, что это — не просто русский фольклор, а часть глубочайшего исторического наследия, в котором переплетены и тайные знания древних славян, и многогранный русский характер, и быт, и чувства, и единство с природой, и память предков, и то, что называется душой народа.

Древние славяне в танцах разыгрывали драму.

Русский народный танец прошел удивительно долгую эволюцию. В исторических документах русский танец «дебютировал» в 907 году. Официальное упоминание касается танца с медведями, который демонстрировался гостям на праздновании Вещим Олегом в Киеве победы над греками.

К сожалению, ни точных дат зарождения танцевального искусства древней Руси, ни полного представления о том, каков был русский танец десятки веков назад, доподлинно неизвестно. Все, что мы знаем о танцах тех времен из былин, устных преданий и песен – это их обрядовое значение и тесная сакральная связь с природой.

Кроме того, что русский танец, как и творчество любой нации, отражает темперамент, уклад, характер и переживания своего народа, он имеет несколько ярких особенностей, которые, несомненно, выделяют его на фоне мировой танцевальной культуры.

И главная черта – это отражение реальной действительности.

Русский танец никогда не воспроизводил выдуманные картины, не отличался наигранностью, преувеличением, тем более не создавал вымышленные, мифические образы и сюжеты, и не заглядывал в будущее. Он имел своей целью отразить текущее настоящее или свершившееся прошлое, повседневную жизнь людей, сотканную из событий, общения с природой, праздников, любви или печали. Эта глубокая драматическая основа позволяла выражать русскому танцу сильные, неподдельные эмоции, брать, что называется, «за живое».

Накладываясь на многогранный русский характер, танец тоже был разным — лиричным и задорным, демонстрировал удаль, широту души, радость победы, горечь поражения, то есть все то, с чем соприкасались наши предки каждый день.

Но в самом-самом начале предназначение танца было несколько иным.

Русский танец изначально был частью обрядов.

Каждую весну на Руси начинался новый цикл земледельческих обрядов. Приурочивались они к наиболее критическим моментам, требующим, по мнению древних славян, поддержки богов — время посева, вызревания хлебов, начала и окончания жатвы.

Русский народный танец был неотъемлемой частью обрядовых действий. Хороводы водись вокруг только что распустившейся березы, олицетворяющей плодоносящую силу; обходили хороводами поля в купальскую ночь и произносили нараспев специальные заговоры, чтобы уберечь урожай от огня и злых духов; хороводы на полях должны были обеспечить хорошую погоду на время уборки хлебов.

И раз уж мы заговорили о хороводе, то это и есть самый древний русский танец — родоначальник всех видов народной хореографии. Можно сказать, что русская пляска появилась, разорвав цепь хоровода.

Хореография его предельно проста. Однако по своему смыслу и назначению этот русский танец имеет, пожалуй, самую мощную сакральную основу. Его рисунок отражает форму и движение солнца, отдавая дань светилу, которому поклонялись в языческие времена. В хороводе происходит стирание личных границ и осуществляется идея объединения людей и их силы, идея радости, разделенной друг с другом.

Потому и сопровождал хоровод практически любой славянский праздник. Этот русский народный танец был непременным атрибутом обрядов в честь новобрачных и «любимцем» народных гуляний. Обрядовый смысл хоровод, со временем, утратил, но рисунок танца остался в неизменном виде. Он все также украшает семейные и детские праздники и на сцене выглядит изумительно красиво.

Игровые хороводы разыгрывают определенный сюжет. Обычно такой русский танец очень женственный. Синхронные движения рук танцовщиц, изгибы тел, создают образ животных, птиц или других персонажей, составляют картины распускающихся цветов или изображают традиционные занятия русских барышень. Например, рисунок хоровода «Веретенце» показывает девушек за рукоделием, «Лебедушка» точно отражает повадки и грацию благородной птицы.

В орнаментальных хороводах, без какого либо определенного сюжета, часто используются венки из полевых цветов или платки, с помощью которых в причудливый рисунок танца («змейка», «восьмерка» и др.) вплетается дополнительная «изюминка». Взмахи и трепетные взгляды, сложение рук, низкие наклоны и повороты вокруг своей оси, длинные сарафаны в пол — это естественная красота и нежность, демонстрирующая скромность и достоинство русской женщины.

Этот русский танец всегда был любим еще и за то, что доступен для всех возрастов. Принять участие в хороводе могут и дети, и старики, и мужчины, и женщины. Потому и дошел этот русский танец до наших дней, что служит символом светлой солнечной энергии, передающейся по цепочке из рук в руки.

Однако русский танец имел не только обрядовое значение.

Тайное боевое искусство русских женщин.

Мало кто знает, что древние славянки вовсе не были беззащитны, когда оставались в селении одни, без мужчин, со стариками и детьми на руках. Были среди них женщины — Берегини, которые владели танцем, а точнее настоящим боевым искусством, которое под маской обольщения скрывало мощное воздействие на биологически активные точки человека.

Если враг заходил в селение, открытое сопротивление могло привести к гибели всего рода. Травы и яды также применить было невозможно, так как ту же еду и воду заставляли давать и детям. И женщины шли на хитрость. Столетиями оттачивался танец, сродни восточным боевым искусствам внутреннего воздействия, основанный на глубоком знании не только физиологии, но и биологически активного контура человека. Остается лишь удивляться глубине познаний наших предков.

Русский танец Берегини.

Чарующий танец представлял собой сложную, продуманную систему, в которой все движения были подчинены четким временным промежуткам, а пластика движений скрывала удары, наносимые как бы в пустоту, но направленные точно на конечности чужака. Сам он, завороженный гибкостью танцовщицы, её нарочито призывными движениями, смотрел на неё со сладострастием и не подозревал насколько сильное оружие против него направлено. А женщина во время танца, выгибаясь всем телом, приникая к земле и затем резко «наплывая» на мужчину, методично нанося невидимые удары, меняла резонансно-волновые характеристики собственного биополя и вела обработку его биологически активных зон. Танец попросту вызывал сбой в работе систем вражеского организма и был грозным оружием замедленного действия.

Подобный русский танец упоминается и в связи с тем, что древние красавицы лечили таким способом своих мужчин, с той разницей, что воздействовали на другие точки. Вызывая сильное сексуальное возбуждение у любимого посредством танца, они многократно усиливали его чувственное восприятие, активировали резонансно-волновые структуры и «запускали» балансировку организма. Раны, полученные в сражениях, затягивались быстрее, а признаки различных болезней исчезали.

Может не зря некоторые врачи рекомендуют секс в качестве лекарства от головной боли?

Но не будем увлекаться, а лучше дадим свой ответ Западу.

Танцуем не сугреву ради, а забавы для!

Лишь отчасти можно считать такие сложные и энергичные элементы русского танца, как «Пистолет», «Щучка», «Бочонок», «Коза», «Арабский», «Бедуинский», «Разножка» и другие средством согрева организма. Динамика русского танца сложилась под влиянием еще двух причин.

Во-первых, на русский народный танец наложила заметный отпечаток языческая культура. Люди в те времена ощущали себя неотъемлемой частью окружающего мира. Потому и русский танец часто строился на имитации поведения животных и птиц, либо отражал явления природы. «Журавель», «Гусачек», «Дергач», «Бычок», «Метелица» — таких названий в русском танце не счесть. Русский народный танец мог имитировать надменную походку тетерева, петушиные бои, прыжки косули, медвежий нахрап и потому его рисунок часто имел движения достаточно резкие.

Впоследствии такая имитация стала основой одного из жанров русского народного танца – игрового. «Рыбку», к примеру, танцевать выходил парень — начинал прыгать, вертеться и топать ногами, потом неожиданно падал оземь и в точности повторял движения рыбы, выброшенной на сушу. Изгибался так, что каблуки у затылка оказывались. Игровой русский танец особенно веселил народ, так как в нем было не только подражание повадкам животных, но и стремление танцующего придать персонажу черты человеческого характера.

Во-вторых, русский танец ассимилировался с воинственными танцами недружелюбных соседей. Во время многочисленных войн, оккупаций и длительного плена происходило смешение культур. Веселые и беззаботные славянские пляски, плавные и неторопливые танцы напитались новыми энергичными элементами. Об этом говорят и названия самих элементов, например те же «Арабский» и «Бедуинский».

Но, как бы не велико было влияние других культур на русский танец, все изменения народ пропустил через призму своей духовности и представил нам, в итоге, самобытное и яркое искусство.

Посмотрим, какое танцевальное наследие оставили наши предки.

Русский танец «Вприсядку».

Сей колоритный русский танец, подарил нам в 1113 году великий князь всея Руси Владимир Мономах, который заприметил в Киеве удалого молодца – каменщика Петро Присядку. После тяжкого трудового дня Петро имел обыкновение принимать «на грудь» и выходил на Крещатик поразмять затекшие мышцы ног, энергично подскакивая. Там и был замечен Мономахом со своей странной пляской и уже вскоре танцевал для князя за каждым завтраком, обедом и ужином. Русский танец «под Присядку» быстро стал модным и был разнесен скоморохами по всей Руси.

Народный игровой танец и пляска – язык общения.

Интересно, что русский танец, в большинстве своем, имеет простые и емкие названия, ясно отражающие либо рисунок танца, либо количество танцоров, либо музыку, под которую он исполняется, либо определенный сюжет. Среди плясок – импровизаций широко известны: «Барыня», «Балалайки», «Танец с ложками», «Веселуха», «Топотуха», «Вензеля», «Валенки», «Тимоня», «Полянка», «Сибирская потеха», русский танец «Матрешки», «Плескач», «Круговая-плясовая», «Камаринская», «Полька», «Чеботуха», «Сени», «Воротца», «Парная», «Четверка» и другие.

Во всех славянских танцах живет характерная черта – жизнерадостность и ярко выраженное чувство собственного достоинства. Объединяет русские народные танцы демонстрация удали, широта движений, перекликающаяся с лиричностью и скромностью, а также наполненность смыслом.

Русский танец не танцуют, а словно рассказывают что-то…Рассказывают красиво, эмоционально. Взглядом, выразительной мимикой, жестами, танцующий передает какую-либо историю, не хуже настоящего театрального актера. Та же «Камаринская» красноречиво воспроизводит заносчивый, хвастливый выход пьяного камаринского мужика, шуточно обыгрывает «непослушание» разгулявшихся ног, искреннее удивление и веселый дебош.

Русский танец требует величавых, по-лебединому плавных движений от женщин и энергичности от мужчин. Но также часто он бывает задорным и озорным. Например, русский народный танец «Трепак» — живой, динамичный, где партнер и партнерша в быстром темпе исполняют дробные шаги и притопывания, прыжки и кружения, могут свободно импровизировать и заводят окружающих с первой минуты исполнения. И костюмы для него выбираются совсем иные: короткие пестрые сарафаны, юбки разлетающиеся солнцем и яркие вышитые косоворотки. Трепак может исполняться как одиночный мужской танец или парный перепляс.

Еще один замечательный русский танец – «Тройка», где мужчина танцует с двумя партнершами. Народное творчество не могло обойти вниманием неизменный символ любого праздника — русскую тройку. Её и имитирует пляска, представляя скачущих лошадей, запряженных в повозку. И снова подражание животным – соблюдение старых традиций.

На праздниках, ярмарках, свадьбах русский танец часто приобретал соревновательный характер – перепляс. И сейчас перепляс весьма популярен в народном танце. В своеобразной танцевальной дуэли участвуют два танцора. Элементов в переплясе может быть использовано множество, а их комбинация и последовательность – чистая импровизация танцующего. Участники перепляса соревнуются в силе, ловкости, выносливости и изобретательности. Задача — перетанцевать соперника.

Такое разнообразие танцев позволяет выражать любые чувства и эмоции, «приспособить» русский танец к любому важному событию, сделать средством высвобождения лишней энергии и получить эстетическое удовольствие. В современной интерпретации русский танец все так же богат и самобытен, и заслуживает самого пристального внимания.

Выразительный русский танец способен привить хороший вкус, умение красиво двигаться, изящно держать свое тело и главное, начисто лишен пошлости.

Для русских народных танцев характерны яркие костюмы. В основном, это — красный, белый, голубой, зеленый цвета, которые символизируют любовь, чистоту души, солнце, небо, свежую весеннюю траву.

И все это в совокупности с великолепной хореографией дает потрясающую картину народного русского танца, равного которому нет в мировой танцевальной истории.