Самба это национальный танец в

Самба, старый бразильский стиль танца, со многими вариациями, зародился в Африке. Он был представлен уличным танцем, на карнавале предварявшем Великий пост в течении почти 100 лет. Множество версий самбы (от Байона до Марчи) танцевалось на местном карнавале в Рио. Бальная самба или самба-кариока, происходит от сельской «вихляющей самбы» и известна многие годы и по сей день самба популярна в Рио. Кариока — это маленькая речушка, протекающая через Рио де Жанейро. С тех пор имя кариока неразрывно с жителями Рио. Карнавал — это «школы самбы» в которой участвуют тысячи танцоров в искусных костюмах, представляющих национальные музыкальные темы, типичные для Бразилии, и для Рио, в частности.

До 1914 это действо было известно под бразильским названием «Максихе»(корнишон). Но вскоре, в 1923, международная встреча профессуры танцев приняла постановление поднять популярность самбы, особенно во Франции. Французская книга о танцах, изданная Полом Буше в 1928, включала и инструкции к самбе. Танец был представлен зрителям фильмов в Соединенных Штатах в 1933, когда Фред Эстер и Долорес Дель`Рио исполнили кариоку в «Полете в Рио» и несколько лет спустя, Кармен Миранда танцевала самбу в «Та ночь в Рио». Представление самбы состоялось в ноябре 1938 на встрече Нью-Йоркского Сообщества Учителей Танцев. Основной интерес к самбе был вызван в 1939 на Всемирной выставке в Нью-Йорке, где музыкальное сопровождение самбы игралось в бразильском павильоне. Несколько лет спустя, бразильский композитор Ари Барросо написал классическую самбу «Бразилия», что быстро превратилась в хит, и в 1944 он отправился в Голливуд, что бы там отдать должное написанию бразильской музыки.

Одними из самых красивых женщин мира признаны бразильянки. И хотя венесуэлки и филиппинки опережают представительниц Бразилии по количеству побед на всевозможных международных конкурсах красоты, но бразильянки сохраняют первое место в мировом рейтинге по красоте телосложения. Так например на проводящемся в Париже престижном Конкурсе «самых красивых ягодиц», чаще всего побеждали бразильянки.

Конечно здесь определенную роль играет и генетика. Но чем продиктован подобный отбор?

Национальным танцем Бразилии является самба. Это старинный танец ведущий свою родословную с африканского континента, со времен намного древнее переселения «чернокожих рабов» на американский континент. Само название «Самба» произошло от африканского «Semba» (не путать с «Simba» обозначающего с суахили «лев»), которое означает на анголезском «интенсивное движение бедер». (Между прочим победительнице конкурса Мисс Вселенная, в 2011 году, стала девушка из Анголы — Лейла Лопес)

Для Африки, как и для остальных народов не освоивших современные блага цивилизации, танец это больше, чем веселое времяпровождение. Это, в первую очередь, демонстрация своих физических возможностей, своей готовности к продолжению рода. Лучшие танцовщицы доставались наиболее сильным и обеспеченным мужчинам, а значит имели возможность завести и вырасти более многочисленное потомство. Плохим же доставались самые никудышные воины, частенько не умевшие обеспечить потомство.

Так формировался национальный фенотип ( конечно не только на фоне танцев, но и они играли не последнюю роль)

Современная бразильская самба конечно же отличается от анголезской сембы. Она более сложна и многообразна, в нее вошли элементы из коко, лунду, максис и других афро-бразильских народных танцев, но суть осталась прежняя — импровизация и энергетика тела.

Польза самбы

1. Характерный ритм самбы, создаваемый барабанами и разнообразными ударными инструментами (52-54 такта в минуту), позволяет поддерживать наиболее благоприятный темп для сжигания подкожного жира.

2. Во время танца задействованы почти все группы мышц, особенно ягодичные, мышцы ног и живота. Что позволяет создать фигуру «бразильского типа» — тонкая талия и упругие ягодицы, с красиво очерченным контуром ног.

3. При занятиях самбой развивается, так важная для любой женщины, пластичность движений.

4. Великолепная, естественная походка «от бедра», красивая осанка, органичные, скоординированные движения тела — это тоже самба.

5. Всемирно признанным считается умение исполнительниц самбы ходить на высоких каблуках. Как правило для демонстрации эксклюзивных моделей на супервысоком каблуке моделей заменяют танцовщицами.

6. Ритмичная, зажигательная музыка позволяет незаметно преодолевать собственную усталость, продвигаясь к более высокому уровню физических кондиций.

6. Самба это музыка бразильских карнавалов, занятия ею оставляют ощущение праздника надолго после занятий.

Уроки самбы (видеоурок)

Автор: ирина. Чтобы увеличить слайд, нажмите на его эскиз. Чтобы использовать презентацию на уроке, скачайте файл «Самба.ppt» бесплатно в zip-архиве размером 5527 КБ.

Бразильский карнавал в Рио-де-Жанейро

Составитель: Романенкова Ирина Объединение «Искусство танцевать»

Расширить кругозор

Расширить кругозор Ознакомиться с развитием танца САМБА в 20 веке Выступить перед аудиторией с сообщением. Узнать кто является исполнителем танца. Понять является ли танец САМБА современным?

Карнавал в Рио-де-Жанейро

Карнавал начинается после того, как мэр Салвадора передаёт ключ от города Толстому Королю Момо (порт. Rei Momo), королю карнавала. В пятницу перед Пепельной средой . Этот яркий парад школ самбы принадлежит к крупнейшим мировым праздникам.

САМБА – популярный в Бразилии танец и жанр музыки.Мелодии и ритмы самбы произошли от африканских ритмов, привезенных рабами в Баию и Рио-де-Жанейро. Самба, несомненно, стала сердцем и душой Рио-де-Жанейро. Как жанр городской музыки, самба зародилась и развилась в Рио-де-Жанейро в первой декаде 20-го века. Танец впитал в себя другие жанры, бывшие популярными в городе, такие как полька, машише, лунду, и др. и дало начало самбе кариоке – городской и карнавальной. Постепенно тема самбы завоевывает все музыкальное пространство карнавала (помимо шествий, она звучит на балах, во время танцев на улицах, по радио, по телевидению), становясь продуктом индустрии массовой культуры. Традиционно музыку самбы исполняют на струнных инструментах (кавакиньо и шестиструнной гитаре), различных инструментах перкуссии, дополняя оригинальным звучанием этнических инструментов.

Виды самбы

Самба но пе (на португальском samba no p?). Дословный перевод – «самба на стопах». Сольный танец. Очень часто исполняется как импровизация под музыку самбы. Танец просто следует ритму музыки и может начинаться с расслабленных плавных движений и постепенно становиться очень стремительным. Мужчины танцуют на полной стопе, в то время как женщины, которые часто носят обувь на каблуках, могут танцевать и на «носочках» стопы Самба ди Рода (на португальском samba de roda). Дословный перевод – «самбы круга» или «самба в кругу». Самба Аше (на португальском samba axe). Аше – понятие, означающее «энергию, первооснову». Сольный или групповой танец, появившийся в 1992 году во время карнавального сезона в Баие, когда ритм Axe вытеснил ламбаду. Самба-рэгги (на португальском samba reggae). Своим происхождением также обязан штату Баия. Это микс ритмов рэгги с барабанами самбы Самба гафиэйра (на португальском samba de gafieira). Это парный танец самбы, с которым самба, исполняемая в латино-американской программе в бальных танцах, не имеет ничего общего. Танец возник в 40-х годах 20 века и получил свое название от Gafieira – название популярных ночных клубов в Рио-де-Жанейро в те времена.

Свобода выбора

Каждая школа самбы ежегодно избирает определённую тему, в соответствии с которой она оформляет свою движущуюся площадку и костюмы. Но так было не всегда. Правда, первоначально свобода выбора существовала. Но с 1939 г. и до конца 60-х гг. последовательно сменявшие друг друга диктаторы навязывали темы, иллюстрировавшие национальную историю. Затем под нажимом публики школы вновь обрели свободу.

Самбодром (порт. Samb?dromo) — улица в Рио-де-Жанейро, предназначенная для проведения уличных шествий, карнавалов самбы и других масштабных действий. Создан в 1984 году. Сооружение, представляет собой огороженную 700-метровую улицу, по обеим сторонам которой находятся трибуны для зрителей. Общая площадь Самбодрома равна 85 тыс. кв. м, на которой могут поместиться до 62 тыс. человек. Территория разделена на 12 секторов трёх категорий: 1) общая — относительно дешёвые билеты без указания определенного места; 2) 9-й турсектор — места в нём пронумерованы; 3)vip-ложи — рассчитаны на компании по 10 человек для которых здесь имеются мягкие диваны и бар.

Школы самбы

Школы самбы в Бразилии – это добровольные объединения, которые целый год репетируют, чтобы во время карнавала пройти по самбодрому в красочных карнавальных костюмах, представляя хореографическое шоу, где раскрывается выбранная школой тема. Причем пройти так, чтобы зрители ревели от восторга, а конкуренты кусали локти! Первая из них была официально открыта в Мангейре в 1928 г. За ней появились другие, но в то время они еще не имели отношения к карнавалу. Эти школы, зародившиеся в бедных кварталах, где много негров, были далеки от праздника, который проходил на центральных улицах, оставаясь развлечением зажиточных людей. Беднякам приходилось веселится почти «нелегально»; полиция не давала им петь и танцевать там, где им хотелось. И все-таки самба постепенно утверждалась как наиболее яркая форма самовыражения черного населения, пережившего три с половиной столетия рабства. Она быстро завоевала фавелы Рио, обитатели которых начали устраивать свои собственные шествия. В 1935 г. власти Рио-де-Жанейро официально разрешили проводить карнавал в его народной форме.

Школы самбы

Общее же количество школ равно 12, 8 из которых принято называть элитными, а 4 — начинающими. Во время шествия каждая школа старается изобразить некую композицию из танцующих самбу людей.

Представители

В каждой школе самбы есть постоянные представители – это три пары, отвечающие за порядок церемонии: местре-сала (руководитель) и бандейринья (знаменосица).

Распределение

Все участники шествия по самбодрому делятся на колонны или крылья (alas). Платформы, на которых едут декорации и действующие лица, называются аллегории. Шествием руководит карнавалеску – он определяет порядок движения колонн и повозок. Школы выбирают композитора, который пишет для них музыкальную тему праздника – самбу.

У каждой школы самбы есть своя королева , как правило, известная артистка, прекрасно танцующая. Всего в выступлении принимают участие от трех с половиной до пяти тыс. человек.

Большая часть роскошно одетых членов королевских семей (королей, королев и принцесс), а также, по обыкновению, женщин бразильского штата Баия (в широких белых костюмах, характерных для этого штата), тяжело работали весь год, чтобы заработать на эти костюмы, которые они проносят на карнавале всего несколько часов.

Танцовщицы выступают полуобнаженные

Танцовщицы выступают полуобнаженные, это известный факт. Но многие участники, что идут в пешей колонне, должны иметь недюжинную выносливость. Судите сами: их костюм («фантазия»), весит до 15 килограммов. У мужчин одеяния достигают веса в 80 кг. Им приходится немало попотеть в спортзале, чтобы подойти к карнавалу в нужной форме.

Последовательность выступлений определяется жребием. Длительность -два дня, выступают по шесть школ. Количество выступающих в каждой из них колеблется от 3 до 5 тысяч. Участники, которые выступают на 5-8 машинах, делятся на группы количеством до 40. Каждая группа выступает 82 минуты

Жюри состоит из 36 членов, которые оценивают дефиле по десятибалльной шкале. Критерии оценки: танец, костюмы, общая гармония, раскрытие темы, музыкальная группа и т.д. технические моменты (Высота платформ не может превышать 10 метров. Шествие должно длиться от 65 до 80 минут. За превышение лимита со школы снимаются баллы. )

Карнавал в Бразилии

Карнавал в Бразилии выплескивается на городские улицы: бразильцы танцуют, поют, участвуют в многочисленных конкурсах костюмов, балах-маскарадах. Воздух пропитан громкой музыкой и смехом. Ни один человек не останется безучастным в этой феерии радости и веселья. В эти дни понимаешь, что карнавал – это самый главный, самый любимый праздник в жизни каждого бразильца, выражение духа и менталитете всей бразильской нации.

Другие города тоже не отстают в Рио в масштабе гуляний, просто карнавал в Рио-де-Жанейро более известен и популярен за рубежом. С огромным размахом эти праздники проходят в Сан-Паулу, Салвадоре, Ресифе, Олинде, Оуру Прету.

Самба в кинематографе

Бразильская самба приобрела всемирную известность, во многом благодаря художественным фильмам. Среди них: «Черный Орфей», «Полёт в Рио», «Девушка из Рио» Chica de R?o (Режиссер: Кристофер Монгер )

Роли распределены

В своей работе я познакомилась с развитием танца САМБА в 20 веке, начиная с 20х годов и до сегодняшних дней. Узнать ,что в танце (при исполнении его на карнавалах) все роли распределены и при подготовке карнавального шествия задействованы тысячи людей. Поняла, что танец САМБА завоевал сердца многих и по до сих пор не теряет своей популярности, а значит является современным танцем. Танцем , который исполняют в наше время, в нашу эпоху…

А Вам известно, что Самба – это не только танец?!

Самба – это… прежде всего – национальный танец! Во-вторых, один из пяти танцев латиноамериканской программы бальных танцев – это Самба! В этой статье кратко, но с грамотной расстановкой я расскажу Вам о том, что стоит за этим словом помимо приходящего нам на ум в первые секунды бразильского карнавала в Рио. Первым делом следует отметить то, что это не только танец, но и музыка. Конечно, это само собой разумеется заметите Вы, но это и правда две стороны одной медали, которые заслуживают должного внимания каждая в отдельности и с равной его долей! Возникновение самбы как танца произошло в результате слияния африканских танцев с испанскими и португальскими танцами которые в далеком прошлом пришли в Бразилию. Было это примерно в 16-м веке. Завоеватели Южной Америки, которые привезли рабов из Конго и Анголы, вместе с ними привезли и португальские с испанскими танцами. Возможно, Вам приходилось слышать такие слова как “Catarete” “Embolada” “Batuque”, если так, тогда Вам должно быть известно, что это и есть предки нашей с Вами самбы.

В те времена даже пра-пра-пра-пра-пра Самба считалась и была признана развратом и противоположностью морали. Ну, во всяком случае так было в Европе, где на то время диктовала свои условия “местная инквизиция”. Грешность этого танца прежде всего заключалась в том, что танцоры помимо откровенных движений бедрами еще и пупками касались друг друга!

Первое, что бросается в глаза и что ярко выделяет самбу из общей массы других (даже схожих) танцев – это свойственные и характерные ей движения бедрами. С развитием самбы от нее произошли и известные нам сегодня Макарена, а также Ламбада. Второе, что хотелось бы отметить и подчеркнуть – это то, что в самбе присутствует так называемое “вертикальное раскачивание”, которое ценителям искусства бального танца известно как “баунс”. Именно этот момент отличает самбу не только от остальных танцев в целом, но и от других бальных танцев в частности. Исполняется в пульсирующем ритме, а технически верная и скоординированная работа бедер и баунса превращает этот танец в шедевр. Благодаря прерывистым движениям этот танец захватывает дух не только у исполнителя, но и у зрителя!

Как и в истории с другими латиноамериканскими танцами происхождение названия этого танца точно выяснить не удается, и сегодня мы можем лишь догадываться и выстраивать логическую связь его названия с культурой народов его сотворивших или тому подобном. Вот, как например такая версия, что слово “Zambo” – это мулат! То есть, несложным и незамысловатым подсчетом можно по русски сказать, что результат любви чернокожего африканца и бразильской женщины дают результат на лицо!

Вот, к примеру, “Embolado”, который является предком самбы, был обыкновенным шуточным танцев, который скорее напоминает предка пасодобля (шутка)! Ведь в этом танце изображалась корова (заметьте, не бык!). “Batuque” – это также предок самбы, но этот танец больше напоминает в своем начале чарльстон. Чарльстон всегда был популярен и как в истории и с Медленным вальсом, который возненавидели очень важные люди в свое время, так произошло и с “Batuque”, исполнение которого королем Испании было запрещено.

Несколько позднее “Embolado” и “Batuque” послужили появлению и развитию такого танца как “Lundu”, который на долго в своем первоначальном виде не задержался и благодаря находчивости и симпатиям участников карнавала в Рио был разбавлен локами, прогрессивными шагами. В результате, население Бразилии полюбило свое дитя и даже высшее общество Рио стало с удовольствием танцевать этот танец, хотя и в закрытой позиции на то время. То, что получилось стали называть “Zemba Queca”, что описывали как “изящный бразильский танец”.

Существовал на то время в Бразилии и такой танец как “Maxixa”. Несложные шаги в стиле польки под музыку хабанеры, вот собственно и все описание этого танца. Ну, в общем, произошло очередное слияние пра-пра самбы и этого танца. Кстати, сегодня в танце присутствует движение “Maxixe”, которое состоит из шассе и пойнта.

В 1934 году в Великобритании популяризовалась версия пра-самбы, которая именовалась как “Carioca”. Произошло это благодаря Фреду Астеру, который в фильме “Полет в Рио” наглядно показал все прелести этого танца. Соединенные штаты Америки не стали исключением и узнали о существовании танца после выхода в свет фильма “Той ночью в Рио-де-Жанейро”, главная роль в котором была отдана Кармен Миранде. Ну, и не задержался танец со своим визитом и в Европу. Принцесса Маргарет, которая заинтересовалась этим шедевром играла далеко не последнюю роль в Британском обществе и вот Вам результат. В 1956 году Самба стандартизована для международного исполнения.

Эмоциональность и выразительность танцевальных приемов, большое количество исполняемых фигур, неповторимая пластика превратили самбу в один из самых динамичных и ярких танцев, входящих в латиноамериканскую программу. В Европе стали танцевать самбу в 1914 году, но стала популярной только после Второй мировой войны.

Музыка самбы как и музыка остальных танцев латиноамериканской программы имеет характерный ритм, и, обычно имеет 50-52 такта в минуту (размер 2/4). Современный бальный вариант самбы был стандартизирован в Англии. Рассматривая самбу как музыку, следует упомянуть и о том, что само слово произошло от ангольского слова “semba”, которое характеризовала ритуальную музыку. Вам не следует вспоминать орган или еще чего-нибудь! Не все так плохо! “Semba” звучала как и современная – с акцентами в музыке на волновые движения.

Самба исполняется при помощи множества инструментов, а современная самба так вообще отдельная тема для разговора, но во всех видах и формах музыки используется бразильский народный инструмент – пандейру. Это бубен. Ударный инструмент с одной мембраной. Также часто используется и классическая гитара, но, как я уже говорил, сегодня музыка самбы – это не догма.

На этом, дорогие друзья, я буду заканчивать свой краткий обзор Вашего любимого танца и в завершение предлагаю Вам оценить современную самбу в исполнении мировых супер звезд бального танца Сергея Суркова и Агнешки Мельницкой (Меля).